Налог за 2015 год

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество

Начиная с 01.01.2015г. вступят в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

С нового года вторая часть НК РФ пополнится главой 32 «НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ». Одновременно утратит силу закон РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Данная глава предусматривает новый порядок расчета налоговой базы по налогу – начиная с 2015* года, сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества. Рассчитывать сумму налога будут, как и прежде, налоговые органы.

*Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

До момента принятия такого Решения налоговая база определяется «по старому» - исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

При этом, согласно п.3 ст.3 закона №284-ФЗ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Напомним, что статья 23 первой части НК РФ дополнена пунктом 2.1., в соответствии с которым, начиная с 1 января 2015 года, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них:

  • объектов недвижимого имущества (а так же - транспортных средств),
признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в ИФНС по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях:

  • если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта,
  • или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Соответственно, с 2015 года представлять сообщения в и вышеуказанные документы необходимо будет тем физлицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 г. и позже.

Если имущество было приобретено в 2015 году и уведомлений по нему не поступало, то с 01 января 2016 года до 30 декабря 2016 года (включительно) налогоплательщику необходимо предоставить информацию в ИФНС.

При этом штрафные санкции за не предоставление в срок такой информации ИФНС сможет применить только с 2017 года. Именно с 1 января 2017 года начнет действовать пункт 3 ст.129 НК РФ.

Согласно данному пункту неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.
В статье мы рассмотрим основные положения новой главы НК РФ – порядок определения налоговой базы по налогу, налоговые ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Объектом налогообложения согласно ст.401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В составе объектов налогообложения не поименованы доли в праве общей собственности на имущество, как в Законе №2003-1 от 09.12.1991г. Однако, в ст.408 НК РФ приводится механизм расчета налога на имущество, находящееся в долевой/общей совместной собственности.

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Налоговая база

Объекты, включенные в Перечень недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ*, облагаются налогом по кадастровой стоимости.

*К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом*.

*Налоговым периодом, как и прежде, признается календарный год (ст.405 НК РФ).

В отношении объекта, образованного в течение налогового периода, налоговая база в этом налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев:

1. Изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.

В этом случае новая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

2. Изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения такой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговая база, определяемая по кадастровой стоимости

Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Органы муниципальных образований (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

В случае, если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база, определяемая по инвентаризационной стоимости

Налоговые ставки

При определении налоговой базы по кадастровой стоимости налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих (п.2 ст.406 НК РФ):

1. 0,1% в отношении:

  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2. 2% в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п.10 ст.378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3. 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки 0,1% и 2% могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. При определении налоговой базы по инвентаризационной стоимости, налоговые ставки устанавливаются на основе суммарной инвентаризационной стоимости объектов умноженной на коэффициент-дефлятор, в следующих пределах (п.4 ст.406 НК РФ):

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

Свыше 0,1 до 0,3 % включительно

Свыше 0,3 до 2,0 % включительно

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента);

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Если налоговые ставки не определены нормативными актами муниципалитетов (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения базы по кадастровой стоимости - по ставкам, указанным в п.2 ст.406 НК РФ;

2) в случае определения базы по инвентаризационной стоимости:

- по ставке 0,1% в отношении объектов с инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно,

- по ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Налоговые льготы

Согласно положениям ст.407 НК РФ, право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои СССР и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и ВОВ, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законами:

  • №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  • №175-ФЗ от 26.11.1998г. "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
  • №2-ФЗ от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере суммы налога подлежащей уплате. Льгота распространяется на имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и не использующееся им в предпринимательской деятельности (п.3 ст.407 НК РФ).

При определении суммы налога, льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложениякаждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения (п.4 ст.407 НК РФ):

  1. квартира или комната;
  2. жилой дом;
  3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
  4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
  5. гараж или машино-место.
Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп.2 п.2 ст.406 НК РФ, облагаемых по ставке 2% (п.5 ст.407 НК РФ).

Для получения льготы необходимо предоставить заявление о ее предоставлении и документы, подтверждающие право на льготу, в ИФНС по своему выбору (п.6 ст.407 НК РФ)*.

*Если по состоянию на 31.12.2014г. льгота уже была предоставлено, заново подавать заявление и документы не требуется.

Согласно п.7 ст.407 НК РФ, налогоплательщик должен уведомить ИФНС о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых он хочет получить льготу.

Уведомление* необходимо подать в ИФНС до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган такое уведомление, не вправе после 1 ноября представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения.

Если налогоплательщик не уведомляет налоговую инспекцию о выбранном для льготы имуществе, льгота предоставляется в отношении одногообъекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

*Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности для ип и ооо установлены Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности за 2015 год.

Сроки сдачи отчетов за 2015 год
Бухгалтерская отчетность для малых предприятий — это Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерскую отчетность за 2015 год следует сдать в МИФНС не позднее 31 марта 2016г.

Бухгалтерскую отчетность нужно сдать в органы статистики также до 31 марта 2016г.

Индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Сроки сдачи отчетности, сроки уплаты страховых взносов в фонды за 4 квартал 2015г.

Отчеты во внебюджетные фонды составляют и сдают все организации. А также эти отчеты сдают индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников, и зарегистрированные как работодатели. Если в 4-м квартале работники не числилось, то следует сдать нулевую отчетность.

Организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек, обязаны отчитываться в фонды в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Частный бухгалтер для ип поможет вам с этим вопросом, если вы решите не заниматься этим самостоятельно.

Срок сдачи отчетности в ФСС (Фонд социального страхования) за 4 квартал 2015 года:

  • В бумажном виде: не позднее 20 января 2016г.
  • В электронном виде: не позднее 25 января 2016г.

Срок сдачи отчетности в ПФР (Пенсионный фонд) за 4 квартал 2015г:

  • В бумажном виде: не позднее 15 февраля 2016 г.
  • В электронном виде: не позднее 22 февраля 2016 года. (первый рабочий день после установленного срока 20 февраля 2016г.).

Сроки уплаты страховых взносов в фонды

Страховые взносы в фонды следует уплачивать ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, начисления взносов. Если срок уплаты приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Сроки уплаты взносов в фонды в 4-м квартале 2015г. и за 4-й квартал 2015г. не позднее: 15 октября (за сентябрь), 16 ноября (за октябрь), 15 декабря (за ноябрь), 15 января (за декабрь).

Сроки сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов за 2015 год (за 4 квартал 2015г.)

Налоговым кодексом РФ по каждому налогу установлены свои сроки.

Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов при применении УСН за 2015г.

Налогоплательщики — организации должны сдать налоговую декларацию по УСН за 2015 год не позднее 31 марта 2016 года.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели должны сдать налоговую декларацию по УСН за 2015 год не позднее 30 апреля 2016 года. Но поскольку это выходной день, то срок переносится на ближайший рабочий день, а именно, на 3 мая 2016г.

Налог при УСН уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Срок уплаты налога УСН для организаций – не позднее 31 марта 2015 года.

Срок уплаты налога УСН для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля 2015 года. Но поскольку это выходной день, то срок переносится на ближайший рабочий день.

Напоминаем, что «упрощенцы» освобождены от НДС (есть ограничения), налога на прибыль (есть ограничения), налога на имущество. А предприниматели-упрощенцы освобождены и от НДФЛ (в части доходов по «упрощенной» деятельности).

Иные налоги уплачиваются «упрощенцами» в обычном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Сроки сдачи отчетности при применении ЕНВД, сроки уплаты ЕНВД за 4 квартал 2015г.

Плательщики ЕНВД должны ежеквартально сдавать налоговые декларации и уплачивать налог. Сроки сдачи декларации по ЕНВД за 4 квартал 2015г.: не позднее 20 января 2016г.

Срок уплаты налога ЕНВД за 4 квартал 2015: не позднее 25 января 2016г.

(ст. 346.32, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012):

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.)

Сроки сдачи декларации по НДС, сроки уплаты НДС за 4 квартал 2015г.

Налоговую декларацию по НДС следует сдать в срок не позднее 25-го января 2016г.

Срок уплаты НДС за 4-й квартал 2015г.: 25 января, 25 февраля, 25 марта 2016 г. (по 1/3 от суммы налога, начисленного за 4 квартал).

Сроки сдачи отчетности по налогу на прибыль, сроки уплаты налога на прибыль за 2015 год (4 квартал 2015г.)

Налоговая декларация по итогам 2015 года представляется не позднее 28 марта 2016 года.

Срок уплаты налога на прибыль за 2015 год – не позднее 28 марта 2016 года.

Авансовые платежи по налогу на прибыль, уплаченные в течение года, засчитываются в счет уплаты налога за 2015 год.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение квартала, следует уплачивать не позднее 28 числа каждого месяца квартала. А именно: 28 октября, 30 ноября (первый рабочий день после 28 ноября), 28 декабря.

Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, следует уплатить не позднее 28 дней после отчетного месяца. А именно: за сентябрь — 28 октября, за октябрь – 30 ноября, за ноябрь – 28 декабря, за декабрь – 28 января.

Срок сдачи отчетности по НДФЛ за 2015 год (налог на доходы физических лиц, получивших доходы от организации)

ООО и ИП, являющиеся налоговыми агентами, обязаны представить в налоговые органы сведения за 2015 год по всем физлицам, получившим от организации или предпринимателя облагаемые доходы в течение года, не позднее 1 апреля 2016 года. Открыть ип в спб под ключ удобнее под руководством профессионалов.

А по физлицам, при выплате дохода которым организация не смогла удержать налог – в срок не позднее 1 февраля 2016г.

Что такое — налоговые агенты по НДФЛ? Это организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, которые производят выплаты физическим лицам (например, своим работникам). И которые обязаны из этих выплат удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

ИП индивидуальные предприниматели, не имевшие работников в 2015 году и не производившие выплаты физическим лицам, представляют налоговую декларацию «за себя» по своим доходам за 2015 год не позднее 30 апреля 2016 года. Напоминаем, что ИП, применяющие спецрежимы: УСН, ЕНВД, патент освобождены от НДФЛ в части доходов от «спецрежимной» деятельности.

Срок представления декларации по налогу на имущество за 2015 год

30 марта 2015 года.

Порядок и сроки уплаты налога на имущество и авансовых платежей по налогу на имущество регламентируются законами субъектов Российской Федерации. В Санкт-Петербурге налог на имущество за 2015 год нужно уплатить не позднее 30 марта 2016 года.

Срок представления декларации по земельному налогу за 2015 год:

Не позднее 1 февраля 2016г.

Сроки уплаты земельного налога установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В Санкт-Петербурге организации уплачивают земельный налог за 2015 год не позднее 10 февраля 2016 года.

Для организаций и предпринимателей срок сдачи налоговой декларации по транспортному налогу за 2015 год:

Не позднее 1 февраля 2016г.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога (для ООО и ИП) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге срок уплаты транспортного налога за 2015 год – не позднее 1 февраля 2016г.

Если у Вас возникли трудности или Вы не хотите тратить свое время на изучение этих вопросов, просто позвоните нам по телефону 8 +7 (911) 254-99-16 и мы сделаем все в лучшем виде!

Если домик не стоит на кадастровом учете, его не только продать нельзя, но и подарить, и завещать. Фото: Photoxpress

Как быть, если налоговое уведомление не пришло? Можно ли перечислить налог за квартиру вместо мужа или жены, если она в долевой собственности? Что делать, если налог за земельный участок рассчитан по кадастровой стоимости, которая выше рыночной? На какие льготы могут рассчитывать многодетные родители? На эти и другие вопросы наших читателей по "горячей линии" в "Российской газете" ответила замдиректора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская.

Андрей Звягинцев: Ирина Леонидовна, мой участок оценили по кадастровой стоимости в 8 миллионов рублей, хотя по рыночным сделкам в садовом товариществе он уходит за 5 миллионов. Участок моей жены оценен в 1,5 миллиона, хотя его рыночная цена - миллион. То есть земля, получается, оценена по кадастру выше, чем ее можно реально продать. Посоветуйте, что делать? Платить налог и оспаривать оценку или сначала оспаривать, а потом платить налог?

Фото: Аркадий Колыбалов / РГ

Фото: Аркадий Колыбалов / РГ

Ирина Давидовская: Здесь каждый решает сам, стоит ли оспаривать кадастровую оценку. Во-первых, государственная кадастровая оценка может отличаться от рыночной стоимости, поскольку производится методом массовой оценки и не учитывает индивидуальные особенности объектов недвижимости.

Так что избежать погрешностей и неточностей при ее определении невозможно.

Во-вторых, налоговым законодательством предусмотрены два случая изменения кадастровой стоимости в текущем и предыдущем налоговых периодах. Либо - признание технической ошибки, либо оспаривание.

Второй вариант предполагает подачу вами заявления о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию при Росреестре или обращение в суд. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков до конца 2016 года может повлиять на величину земельного налога за 2016 год, если только не будет доказана техническая ошибка. Это значит, что налог за 2015 год надо заплатить обязательно.

А далее советую ответить себе на вопросы - насколько значима для вашего личного бюджета сумма налога, что экономически более выгодно? Приглашать оценщика, нести судебные издержки или уплатить начисленный налог? Это ваше волеизъявление. При этом знайте, что государственная кадастровая оценка производится не реже, чем раз в пять лет, и не чаще, чем один раз в три года, а в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года. Поэтому не исключено, что в ближайшие год-два может быть проведена новая кадастровая оценка, которая вас также может не устроить. И вы снова пойдете в суд?

Коэффициент понижения

Николай, Ростов-на-Дону: Нужно ли оценивать и ставить на кадастровый учет небольшую сараюшку-времянку на моем участке? Я могу снести ее в любой момент, но этот домик от дождя мне служит верой и правдой уже много лет.

Ирина Давидовская: Кадастровому учету подлежат только объекты недвижимости. Не всякое строение, а тем более сараюшка-времянка, является объектом недвижимости. Если же строение носит капитальный характер, то его надо регистрировать и ставить на кадастровый учет. В противном случае вы не сможете осуществлять сделки с таким объектом - продавать, дарить или завещать его.

Ольга Ананьева: Как и к чему применять при расчете суммы налога понижающие коэффициенты 0,2, 04, 06 и 0,8? Что они означают?

Фото: PHOTOXPRESS

Фото: PHOTOXPRESS

Ирина Давидовская: В связи с переходом на исчисление налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости возрастает налоговая нагрузка - увеличивается сумма налога.

Поэтому чтобы не допустить резкого увеличения налога, правительство предусмотрело понижающие коэффициенты на ближайшие четыре года - 0,2, 0,4, 0,6 и 0,8. Благодаря понижающим коэффициентам налог в полной сумме будет уплачиваться только в 2020 году. До этого времени на сумму налога будут оказывать влияние коэффициенты. Они применяются к сумме превышения налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, над налогом, исчисленным исходя из инвентаризационной стоимости.

К примеру, налог на квартиру площадью 35 квадратных метров кадастровой стоимостью 6,3 миллиона рублей, за 2015 год составил 2700 рублей. При этом за 2014 год - из инвентаризационной стоимости он начислен в 700 рублей. Таким образом, за 2015 год налог составит 1100 рублей ((2700 - 700) х 0,2 + 700). За 2016 год - 1500 рублей. За 2017 год - 1900. За 2018 год - 2300 рублей. Полную сумму налога начнете платить с 2020 года по итогам 2019 года - 2700 рублей.

Но эти расчеты условны, так как кадастровая стоимость - величина непостоянная и может пересматриваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Плюс в компетенции муниципалитетов - определение налоговых ставок, а ставки налога также могут измениться.

Получите льготы!

Михаил: Я инвалид первой группы с детства. Живу в Ступинском районе Московской области. Есть ли у меня льготы на землю?

Ирина Давидовская: К сожалению, на федеральном уровне не установлены льготы по земельному налогу для инвалидов детства.

Единственное послабление - это уменьшение налоговой базы (кадастровой стоимости участка) на необлагаемую сумму 10 000 рублей при расчете налога. Но земельный налог - это местный налог, поэтому муниципалитеты самостоятельно решают, какие льготы вводить для отдельных категорий населения.

Поэтому мой совет - посмотрите документы муниципального образования, на территории которого находится ваш земельный участок. Например, на территории городского поселения Ступино предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога инвалидов 1 и 2 групп, а малоимущим гражданам предоставляется 50-процентная льгота по земельному участку для садоводства и огородничества.

Любовь: Ирина Леонидовна, могу я просто обратиться в муниципалитет и сказать, что я многодетная мать, освободите меня от налога на квартиру? У меня трое детей - 2005, 2009 и 2015 года рождения. Я в Московской области проживаю.

Ирина Давидовская: Любовь, льготы никогда не устанавливаются индивидуально. Однако муниципальные образования вправе устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, для многодетных матерей.

Отдельные муниципальные образования предусмотрели льготы по налогу на имущество для многодетных семей.

Иван Ильич: Я пенсионер, обычная трудовая пенсия. Почему-то мне сделали льготу на 50 квадратных метров по жилому дому? Я ведь вообще освобожден от налога на имущество. Кстати, по транспортному налогу меня освободили.

Ирина Давидовская: Пенсионеры освобождены от уплаты налога. Для этого необходимо представить заявление и документы, подтверждающие право на льготу. В отношении транспортного налога пенсионеры на федеральном уровне не освобождены от его уплаты.

Но не исключено, что такая льгота может быть установлена региональным законом. Поэтому если документы, подтверждающие право на льготу, были предоставлены ранее, то направление вам налогового уведомления по налогу на жилой дом является ошибкой.

Татьяна Ремчук: Если дом, например, в ипотеке, то там никаких налоговых льгот нет для человека, который платит ипотеку?

Ирина Давидовская: Нет. Налог на имущество, находящееся в собственности, платится в общем порядке.

Но если вы работаете и уплачиваете налог на доходы физических лиц, то имеете право на имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилого дома в сумме, не превышающей 2 миллиона рублей. Это означает, что 260 тысяч рублей ранее уплаченного налога вам будут возвращены. И вычет по процентам по ипотечному кредиту в сумме уплаченных процентов, но не превышающих трех миллионов рублей. Но при условии, что раньше вы не получали имущественные налоговые вычеты.

Нургалиева Илюса Гафуровна: Должны ли платить налог на имущество физических лиц - у меня две квартиры - работающие пенсионеры?

Ирина Давидовская: Нет. Льгота по налогу на имущество физлиц предоставляется всем пенсионерам без исключения. Но обратите внимание, что при наличии у пенсионера двух квартир льгота предоставляется только по одной. То же самое в отношении других видов недвижимости - нескольких жилых домов, гаражей, машино-мест.

Как правильно вычесть?

Елена Кузнецова, Новосибирская область, Барабинск: У меня доля на половину квартиры, вторая половина у моей мамы, она на пенсии сейчас. Общая площадь квартиры 54 кв. метра. Налоговый вычет в размере 20 кв. метров применяется - к общей площади или к площади моей доли?

Ирина Давидовская: Вычет, установленный в отношении квартир, применяется к общей площади квартиры. 54 квадрата минус 20 квадратов получается 34 квадрата. 34 пополам - с 17 кв. метров вы должны уплатить налог, поскольку ваша мама - пенсионерка. А пенсионеры от уплаты налога освобождены.

Фото: Олег Нефедов / ТАСС

Фото: Олег Нефедов / ТАСС

Михаил Вадимович, Башкортостан: В свидетельстве о праве собственности зарегистрирован жилой дом, плюс есть гараж. Потом я достроил баню, сарай. Все эти постройки меньше 50 квадратных метров. Получил бумагу из налоговой инспекции на налог на жилой дом. Надо ли оформлять в собственность эти хозяйственные постройки, если они находятся на земельном участке для индивидуального жилищного строительства. В Налоговом кодексе говорится, что постройки больше 50 квадратов на садоводческих и дачных землях нужно оформлять.

Ирина Давидовская: Если говорим о льготе, то она предоставляется на хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и расположенных на земельных участках, в том числе и для индивидуального жилищного строительства. Но не на все сооружения, а только на одно из них - по выбору налогоплательщика.

Постройка постройке рознь. Государственной регистрации и кадастровому учету подлежат все объекты недвижимости. Есть сараи, которые, как дворцы. Конечно, такие "сараи" должны быть зарегистрированы.

Авто в угоне, а налоги идут

Юрий Голенков, Нижний Новгород: До 2015 года мне не начисляли налог на угнанный в 1997 году автомобиль, так как я представил в налоговую справку о том, что автомобиль находится в розыске. С 2015-го начали начислять налог. Почему? Откуда у налоговой сведения, что мне возвращен не найденный до настоящего времени автомобиль? Второе. Налоговая инспекция хранит молчание о том, кто представил ей сведения, что моя доля в квартире равна 20 кв. м.

Ирина Давидовская: Всю информацию о наличии у налогоплательщика имущества налоговые органы получают от регистрирующих органов - осуществляющих кадастровый учет, регистрацию транспортных средств.

Поэтому вам нужно обратиться именно в эти органы. По действующим правилам регистрации автомобиль, находящийся в розыске, может быть снят с учета в ГИБДД по заявлению собственника.

Гусаров Михаил Алексеевич: Какова будет сумма налога за землю под гаражом, если эта земля выкуплена, площадь гаража 18 кв. м?

Ирина Давидовская: Земельный налог исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который рассчитывается налог, и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Oксана Костикова, Москва: Неожиданно обнаружилась налоговая задолженность за квартиру. Квартира находится в совместной собственности, и муж вносил необходимые суммы за нас обоих. Мы были спокойны, пока я не увидела на сайте госуслуг образовавшийся долг и пени.

Ирина Давидовская: По налоговому законодательству каждый налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налог. Даже если имущество находится в совместной собственности, муж не вправе вносить налоговые платежи за жену.

Налог - это индивидуальный платеж по определению. Поэтому ваш налог считается неуплаченным, что и привело к появлению задолженности и начислению пени. Сумма же, уплаченная вашим супругом за вас, является излишне уплаченным налогом. И ее можно вернуть.

Для этого муж должен написать заявление в налоговую инспекцию. Следует отметить, что на налоговые органы возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Но лучше всего отслеживать состояние расчетов по налогам через личный кабинет налогоплательщика.

Валерия: У моей мамы в Тверской области, она пенсионерка, участок под индивидуальное строительство оформлен в виде двух участков. Один - 6 соток, второй - 9 соток. Мы потом прирезали кусок позже. И вот на участок в 6 соток пришел налог как на второй участок, хотя фактически он один. Нельзя ли нам объединить оба участка в кадастровом учете?

Ирина Давидовская: Обязательно надо объединять. Потому что пока у вас на кадастровом учете числятся два участка, то они будут самостоятельными объектами налогообложения. И в случае если местным законодательством предусмотрена льгота по земельному налогу в отношении одного земельного участка, то по второму участку будете уплачивать земельный налог.

Вам нужно обратиться к кадастровым инженерам, Кадастровую палату, а затем в Росреестр и объединить участки.

В 2018 году подписали закон, вносящий в Налоговый кодекс поправки в отношении списания налоговых долгов физических лиц. Эта законодательная инициатива получила название налоговой амнистией. Для ИП в 2021 году продолжатеся

Закон о «Налоговой амнистии» простил долги россиянам

28 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. выступил с рядом предложений, направленных на улучшение жизни граждан. Помимо социальных проектов глава государства порекомендовал Правительству разработать законопроект по амнистированию налоговых долгов физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Стоит отметить, что по статистическим данным органов налоговой службы на 1 января 2015 года у населения насчитывается задолженность и пени, в сумме составляющие довольно крупные размеры. Постепенно к концу 2017 года она уменьшилась примерно вдвое, но есть такие долги, которые в итоге так и не будут внесены в бюджет. На начало 2018 года сумма их составила более 40 млрд. рублей.

Поскольку срок давности такой задолженности истекает, было принято решение законодательно списать ее без лишних бюрократических проволочек. Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены Законом от 28.12.2017 гг. № 436-ФЗ. Согласно тексту документа долги по нескольким категориям налогов, а также пени и штрафы по их неуплате, будут признаны безнадежными к взысканию и списаны.

Первый этап списания долгов по налоговой амнистии завершен 28 февраля 2018 года. Были списаны в полном объёме имущественные налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог .

С 1 марта 2018 года по 20 февраля 2019 года закончился второй этап налоговой амнистии для предпренимателей.

Третий начался 1 июня 2019 года и закончился 29 февраля 2020 года. Он относится к списыванию задолженностей по налогам и страховым взносам (8 МРОТ) для ИП — подробнее можно ознакомиться здесь.

Какие спишут долги по налогам физическим лицам в 2021 году?

Согласно ст. 12 закона № 436-ФЗ списанию подлежали долги по имущественным налогам, к ним относятся:

  • владение участком земли (земельный налог);
  • налог с недвижимости;
  • транспортный налог.

За какие года? Списывались долги которые образовались до 1 января 2015 года, после списаны только штрафы и пени, возникшие в связи с их неуплатой до 1 января 2017 года.

Из официального источника nalog.ru период по списанию задолженности для физических лиц по имущественным налогам закончена 1 марта 2018 года.

Цитируя.

Работа по списанию задолженности проводится налоговыми органами в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В 2020 году продолжат списывать долги сформированные до 01.01.2015 года физическим лицам (бывших ИП, адвокатов, нотариусов и др.), которые ранее занимались предпринимательской деятельностью или вели частную практику.

В 2020 году есть вероятность продолжить работу по этой же амнистии, если ФНС не успеют списать долги по закону 436-ФЗ.

Долги по НДФЛ

От задолженности по НДФЛ могут быть освобождены только граждане, которые получили доход, но взносы не были уплачены в бюджет, при соблюдении условий:

  • в период получения дохода в рамках от 01.01.2015 г. до 01.01.2017 г.;
  • организация представила сведения по форме 2-НДФЛ о доходе гражданина в налоговую инспекцию.

Возникновение такой ситуации возможно в случае списания образовавшихся долгов у гражданина перед иными организациями, например, операторами связи, коммунальщиками и прочими. По факту человеком доход получен не был, но форма 2-НДФЛ подана и налоговики должны исчислить налог.

Освобождение не коснется НДФЛ с полученного дохода:

  • в качестве оплаты труда, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;
  • материальной выгоды;
  • в качестве призов, выигрышей и иных подобных доходов от лотерей, конкурсов;
  • проценты, дивиденды по вкладам и ценным бумагам;
  • в натуральной форме.

Налоговая льгота по земельному налогу на 600 кв. м. для пенсионеров

Отдельно хотелось бы отметить, что в указанном нормативном акте фигурирует поправка, касающаяся налогообложения пенсионеров земельным налогом. Теперь за пользование участком в пределах 6 соток не придется ничего платить. Если же он будет больше, то предоставляется льгота следующим образом: из общей площади надела вычитаем 6 соток и после умножения на кадастровую стоимость получаем налогооблагаемую базу для расчета земельного налога.

Когда и как спишут долги по налогам?

Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно.

Списание долга по «Налоговой амнистии» происходит без участия налогоплательщика. ФНС сам в одностороннем порядке спишет долг, как задолженность безнадежную. При этом в компетенцию налогового органа не входит обязанность оповещать граждан об этом.

Точных сроков списания официально не установлено, поэтому отслеживать ситуацию налогоплательщик должен самостоятельно.

Существует три способа узнать свою задолженность по налогам:

  1. При личном обращении в территориальный орган налоговой службы по месту жительства, предъявив удостоверение личности;
  2. На сайте Госуслуг;
  3. На официальном сайте ФНС.

Существует способ ускорить процесс списания долгов, написав соответствующее заявление:

  1. В рамках закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» они вправе письменно обратиться с просьбой о применении мер, вступивших в силу в рамках 436-ФЗ и получить ответ в 30-дневный срок — скачать.
  2. Вторая возможность написать заявление определена статьей 21 Налогового кодекса РФ – это запрос о проведении сверки. Через 15 дней от даты приема такого заявления орган ФНС должен сделать акт сверки с налогоплательщиком, где будет ясно, есть ли у него недоимки, попадающие под амнистию — скачать.

Все об налоговой амнистии в 2021 году! Кому, как, когда спишут доги и что простят?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Библиографическая ссылка на статью:
Гулина А.В., Овчинникова О.А. Предварительные итоги уплаты имущественных налогов в Российской Федерации в 2015 году // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13629 (дата обращения: 17.05.2021).

Имущество, вследствие своей стационарности, признается наиболее устойчивым объектом налогообложения. Рассматриваемый вид налогов, имеет большой регулирующий и фискальный потенциал, кроме того они обладают всеми преимуществами прямых налогов. В результате эффективного управления имущественные налоги способны увеличить доходы местных и региональных бюджетов. Имущественные налоги представляют собой определенную важность в силу существования необходимости пополнения бюджета, используя внутренние источники.

К имущественным налогам относятся: земельный, транспортный и налог на имущество физических лиц.

Транспортный налог – это региональный налог, плательщиками которого являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства и физические лица, которые получили транспортные средства по доверенности. Налоговые ставки по данному виду налога устанавливаются законами субъектов РФ, а все денежные средства от его уплаты поступают бюджеты соответствующих субъектов [1].

Земельный налог является местным налогом. Плательщиками налога признаются организации или физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования. Налог и авансовые платежи по данному виду налога уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налог на имущество физических лиц аналогично земельному налогу является местным и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [2].

На пресс-конференции в региональном управлении пресс-секретарь УФНС России по Астраханской области сообщила, что в бюджет поступило 205 миллионов рублей имущественных налогов, в том числе 32,2 миллионов рублей – по налогу на имущество физических лиц, 27,2 миллионов рублей – по земельному налогу и 145,6 миллионов рублей – по транспортному налогу. Данные были представлены по состоянию на 1 августа 2015 года. Также было сказано, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наметились положительные тенденции [3].

Если обратиться к структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ на январь-октябрь 2015 года, то мы видим, поступления по имущественным налогам составляют 923,8 миллиардов рублей, из них: 26,13 миллиардов рублей – налог на имущество физических лиц, 120,62 миллиардов рублей – по транспортному налогу, 163,43 миллиардов рублей – по земельному налогу, кроме того 613,31 миллиардов рублей составил налог на имущество организаций [4]. Доля имущественных налогов относительно всех поступлений в консолидированный бюджет составляет почти 8%, что на 8%(относительно 2014 года) больше по сравнению с рассматриваемым промежутком времени 2014 года. Напомним, что за соответствующий период прошлого года поступления по имущественным налогам составили всего 854,4 миллиардов рублей [5].

Отдельно хочется посмотреть поступление в региональном разрезе, и мы обратим внимание на Омскую область. А интересным является вот что: по данным УФНС России по Омской области в последний день срока уплаты имущественных налогов физических лиц в 2015 году, 1 октября, поступило 73,8 миллионов рублей, в том числе по транспортному налогу – 50,9 миллионов рублей, по земельному налогу – 13,6 миллионов рублейпо налогу на имущество физических лиц – 9,3 миллионов рублей. Жители омской области на этом не остановились, и за первые две недели октября поступило около 211 миллионов рублей. Всего в омской области по налогу на имущество физических лиц было исполнено 0,16 миллиардов рублей, по транспортному налогу – 1,09 миллиардов рублей, по земельному налогу – 1,21 миллиардов рублей [6].

Важным является то, что отклонения от исполнения уточненного прогноза существуют и носят, хоть и незначительный, но неположительный характер [7]. Далее рассмотрим, как обстоят дела в столице нашей страны. Показатели достаточно высокие. Налог на имущество физических лиц за период с января по октябрь 2015 года составляет 4,10 миллиардов рублей, что на 0,95миллиардов рублей больше, чем в 2014году, транспортный налог составил 19,84 миллиардов рублей, земельный- 17, 34 миллиардов рублей, эти показатели выросли на 5,21 миллиардов рублей и 1,42 миллиардов рублей соответственно. Наблюдается вполне положительная динамика налоговых поступлений по данному субъекту РФ [8].

В некоторых регионах нашей страны, однако, складывается противоположная ситуация. Так, задолженность перед бюджетом по имущественным налогам жителей Красноярска оценивается в 400 миллионов рублей. [9] За 11 месяцев в бюджет города поступило около 9,2 миллиардов рублей из 12 запланированных. В настоящее время вопрос о наполняемости бюджета города стоит достаточно остро, ведь важную роль для Красноярска играют налоги, которые поступают в бюджет в полном объеме, а некоторыми из них как раз являются налог на имущество физических лиц и земельный налог [10].

В Воронежской области долги по имущественным налогам оплатили порядка 1,5 миллионов добросовестных налогоплательщиков, однако долги остались у 300 тысяч человек [11].

Интересная ситуация складывается в Крыму. Все имущественные налоги жители Крыма должны будут оплатить в следующем году. Налог на имущество физических лиц и транспортный налог за 2015 год будет оплачиваться в срок до 1-го декабря 2016 года [12].

Таблица – 1. Основные показатели налоговых поступлений по транспортному, земельному и имущественным налогам в 2013-2015 годах

2013

2014

январь-октябрь 2015

в %к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ

Наглядно представим структуру налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за три года в таблице 1 [13].

Проанализировав доли поступлений в бюджет от имущественного налога по регионам нашей страны, можно с уверенностью сделать вывод о том, что вырисовывается картина с положительной динамикой налоговых поступлений, даже не смотря на то, что доля «отстающих» регионов есть [14].

Начиная с 2016 года, налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам исходя из кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности. Это коснется только 28 субъектов РФ, в число которых входит и город Москва. Рассмотрим подробнее [15].

Согласно прогнозам, в Москве к 2016 году налогооблагаемая база, должна была вырасти, но незначительно. Если брать другие субъекты, например Центрального федерального округа, то в крупных городах, где налог был достаточно низким, будет наблюдаться чуть больший рост, чем в городах, где налог был высоким. В городах, где налог был высоким, рост налогооблагаемой базы прогнозируется минимальный. Переходный период (пять лет) вводился для равномерного роста налоговой нагрузки, а также для того, чтобы он был распределенным во времени [16].

В целом по состоянию на 1 октября 2015 года доходы консолидированного бюджета в Москве 1,405 миллиардов рублей, а процент исполнения по доходам составляет 90%.

По итогам проведенного нами анализа динамики налоговых поступлений, были выявлены несколько групп регионов. Положительный характер итоговых результатов (по сравнению с 2014 годом) был зафиксирован в: Астраханской и Омской областях и городе Москве. В свою очередь отрицательный характер налоговых поступлений в 2015 году имеют Красноярск и Воронежская область, которые не только не справляются с намеченным планом, но и имеют задолженность. Данный плачевный итог, на наш взгляд, объясняется сложной политической и экономической обстановкой. В результате неэффективной политики российских органов власти и институтов, а также введения санкций, в стране произошло множество событий, приведших к экономическим потерям:

  • увеличился отток капитала до 130 миллиардов долларов, из которых около 96 миллиардов американской валюты;
  • рост инфляции составил свыше 10%;
  • сократились нефтегазовые доходы в долларовом выражении;
  • количество рабочих мест, а также доходы населения значительно сократились [17].

И это, к величайшему сожалению, далеко не полный список всех последствий. На наш взгляд, не смотря на то, что общая динамика в среднем имеет положительный характер по итогам настоящего года, намеченный пятилетний переходный период не способствует равномерной налоговой нагрузке по всем регионам страны. Данная стратегия действенна только в отношении крупных городов. Логично предположить, что доля отставания наименее развитых городов со временем будет только увеличиваться.

Вследствие этого, мы считаем, что реформировать сферу имущественных налогов, безусловно, необходимо, поскольку старый подход к налогообложению не вполне удовлетворяет современным вызовам финансовой системы Российской Федерации. Однако необходимо учитывать особенности развития и каждого региона России в отдельности.

Библиографический список

  1. Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.
  2. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации. Учебное пособие // Москва, 2012.
  3. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  4. Сулакшин С.С., Кравченко Л.И., Дёгтев А.С. Социально-экономическое развитие России в 2015 г.//Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. №12, август 2015 г.
  5. Гордиенко М.С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование // 2013. Т. 6. № 5 (31). С. 129-143.
  6. Налоги и налогообложение. Часть 1. Учебное пособие // Шувалова Е.Б., Шувалов Е.А., Шуртакова Т.А., Сычева Е.И., Антипова А.С., Гроза Г.А. Москва, 2009.
  7. Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  8. Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015-2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (53). С. 54-59.
  9. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  10. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  11. Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) МАМИ. Под ред.: Марукова А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  12. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  13. Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  14. Колчин С.П. Снижение налогового пресса и его вероятностные последствия // Финансы. 2006. № 7. С. 31.
  15. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  16. Колчин С.П. Формирование и развитие российской системы налогообложения: теория и практика // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2004
  17. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: