Принципы организации налогового контроля

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, платель­щиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов нало­гообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обес­печение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуще­ствляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы;

органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольны­ми полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компе­тенции:
таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
• органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевре­менностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Отдельно следует сказать о роли Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНПРоссии), которая не относится к органам, непосредственно осу­ществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные фун­кции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов. Органы ФСНП России по запросу налоговых орга­нов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопас­ность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные про­верки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.
3» В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы ак­тивно взаимодействуют с органами ГТК РФ, ФСНП России, государ­ственных внебюджетных фондов и другими входящими в систему ис­полнительной власти органами специальной компетенции - министер­ствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудниче­ства выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров -соглашений. Указанные органы ин­формируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях зако­нодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о приня­тых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.
На сегодняшний день заключены, например, следующие соглашения:
между МНС РФ и ГТК РФ №№ БГ-15-11/1222, 01-11/15581 о взаимном информационном обмене (утв. МНС РФ и ГТК РФ 08.06.2000 , с измен, на 16.10.2000);
по информационному взаимодействию между Пенсионным фондом РФ

и МНС РФ от 12.07.2001 №№ 16-1-С, БГ-16-05/74 (утв. 12.07.2001) и др. Порядок обмена информацией между территориальными органами феде­рального казначейства Минфина РФ и налоговыми органами в ходе ис­полнения доходной части федерального бюджета утвержден совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 21.02.2001 №№ 14н, БГ-3-09/51.
Порядок взаимодействия МНС РФ и ФПС РФ регламентируется соответствующей инструкцией, утвержденной совместным приказом ФПС РФ и МНС РФ от 25.12.2000 №№ 680, БГ-3-34/455.
4. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового конт­роля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственными целями налогового контроля являются:
выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
предупреждение их совершения в будущем;
• обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирую­щими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
налоговые проверки;
получение объяснений фискально обязанных лиц;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля про­изводятся проверки и иные действия по:
исполнению налогоплательщиками требований законодательства о по­становке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
исполнению налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удер­жанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюд­жет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

соблюдению налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; */ соблюдению банками обязанностей, предусмотренных налоговым за­конодательством;
правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществ­лении денежных расчетов с населением;
предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;
выявлению нарушителей налогового законодательства и привлечению их к ответственности59.

5, Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.
Выделяют документальный и фактический налоговый виды контроля, методы которых могут существенно различаться:
документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъек­том контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значи­мым документам, без выезда на место) проверок; его основные мето­ды:
- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
- юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в до­кументах;
- встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая опе­рация находит отражение в аналогичных документах организации-кон­трагента и в других документах и учетных записях;
- экономический анализ60;

фактический контроль связан с проведением выездных налоговых про­верок.
59 См. подр.: Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Налогового кодекса. М: Городец, 2000. С. 187 - 188. 60 См.: Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996. С. 14-15.
Основной формой (способом) налогового контроля являются налого­вые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевре­менность, полноту и правильность исчисления фискально обязанным лицом своих обязанностей.
Остальные формы используются в качестве вспомогательных для выяв­ления налоговых правонарушений или применяются для сбора доказа­тельств по выводам, которые содержатся в акте проверки61 (истребова­ние документов, получение пояснений налогоплательщика и показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлече­ние специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц с их доходами, экспертиза, учет налогоплательщиков).

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015


    Камеральные налоговые проверки: раскрытие информации

    Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    Важно, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении конкретного налога за проверяемый налоговый период только в строго определенных случаях, описанных в НК РФ, а именно:

    Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать раскрытия информации

    Информация, которую обязан представить налогоплательщик по требованию налогового органа

    Выявление ошибок в налоговой декларации (расчете)

    Пояснения или внесение соответствующих исправлений в установленный срок

    Выявление противоречий между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах

    Выявление несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля

    Подача уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

    Пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)

    Представление налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка

    Пояснения, обосновывающие размер полученного убытка

    Использование налоговых льгот

    Документы, подтверждающие право на налоговые льготы

    Подача налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

    Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов

    Выявление противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС

    Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям

    Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему РФ, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

    Подача уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

    Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

    При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов

    Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов

    Проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов РФ

    Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ

    Срок проведения камеральной налоговой проверки строго ограничен тремя месяцами со дня подачи (а не поступления) декларации в налоговый орган. В связи с этим все необходимые действия по истребованию информации (пояснений и документов) налоговый орган обязан совершить в течение указанного срока.

    Поэтому получив требование (сообщение) о предоставлении документов (о даче пояснений), прежде всего, необходимо обращать внимание на даты его составления и направления.

    Если запрос информации составлен и / или направлен по истечению трехмесячного срока после представления декларации вы вправе рассматривать его как, не подлежащий безусловному исполнению. У налогоплательщика в данном случае есть право выбора: исполнять или не исполнять такой запрос.

    Решение зависит от конкретной ситуации и многих нюансов: в частности от того, готовы ли вы вступить в конфликтную ситуацию с налоговым органом или нет, будет ли способствовать исполнение запроса правильному и скорейшему разрешению исследуемого вопроса.

    При этом если все-таки принимается решение о раскрытии информации, определение срока исполнения запроса и объема раскрываемой информации являются прерогативой самого налогоплательщика, и привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение такого запроса будет незаконным.

    Проверка обоснованности заявления НДС к возмещению

    Отдельно остановимся на раскрытии информации при заявлении НДС к возмещению.

    Безусловная обязанность налогоплательщика в данной ситуации при получении соответствующего требования – документально подтвердить свое право на налоговый вычет. Таким образом, документы, полученные от поставщиков и подтверждающие право на вычет, представляются в обязательном порядке. Если налоговый орган требует представить дополнительную информацию (например, подтвердить оборот по реализации с целью проверки налоговой базы по НДС), то к такому требованию вы вправе относиться критически.

    Обязанность представлять документы, подтверждающие оборот по реализации прямо из НК РФ не вытекает. Если вы все же готовы предоставить эту информацию, то документы допустимо предоставить за пределами обычного десятидневного дневного срока со дня получения требования. Негативных последствий в виде штрафных санкций это не повлечет.

    В свете изменений с начала 2015 года, касающихся представления организациями в составе декларации по НДС данных из книг покупок и продаж, как никогда актуален вопрос проявления налогоплательщиками так называемой «должной осмотрительности» при взаимодействии с контрагентами – поставщиками и подрядчиками. По замыслу налоговых органов отныне данные из книг покупок и продаж компании должны сверяться с аналогичными данными, поступившими в составе отчета от всех указанных поставщиков и покупателей.

    Однако всегда существует вероятность, что кто-то из ваших деловых партнеров не проведет нужную счет-фактуру, либо не справится с объемом документов и представит «приблизительную» отчетность, а кто-то вовсе прекратит существование, не отчитавшись за квартал. Все это может дать повод налоговому органу усомниться в правомерности применения вами налоговых вычетов по НДС неправомерными и, как следствие, – привести к доначислению НДС или к уменьшению заявленной суммы возмещения.

    Доказывать налоговому органу право на применение налоговых вычетов в таких ситуациях, конечно, нужно; но практика свидетельствует о том, что малейшая неясность относительно обстоятельств совершения хозяйственных операций с «проблемными» контрагентами рассматривается налоговым органом как достаточное основание для отказа в налоговом вычете.

    Поэтому, столкнувшись с подобной проблемой, следует рассчитывать, что приводимые вами доводы и представляемые доказательства будут правильно оценены только вышестоящим налоговым органом или судом.

    При этом в правоприменительной практике сложился подход к оценке правомерности применения налоговых вычетов по НДС, согласно которому при неоспаривании реального характера операции по приобретению товаров (работ, услуг) для покупателя приобретает существенное значение доказывание им «должной осмотрительности и осторожности» при выборе поставщика (исполнителя).

    «Должная осмотрительность и осторожность» как основание отказа в праве на вычет

    Что значит «должная осмотрительность и осторожность»?

    Следует заметить, что налоговое законодательство не устанавливает такого понятия как «должная осмотрительность и осторожность». Упоминание о нем применительно к налоговым правоотношениям содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором было указано на то, что налоговая выгода (в том числе полученная в результате учета затрат, применения налоговых вычетов и пр.) может быть признана необоснованной в случае нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, но при условии, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и он мог знать о нарушениях, допускаемых контрагентом.

    Какие контрагенты привлекают внимание налоговых органов?

    В первую очередь под пристальное внимание налоговых органов подпадают контрагенты, в отношении которых выявлены:

    • участие одного физического лица в деятельности множества организаций (в качестве руководителя и / или учредителя);
    • декларирование и уплата налогов в «минимальных размерах» при значительном обороте;
    • разнохарактерные хозяйственные операции.

    При наличии таких фактов для вывода о проявлении вами должной осмотрительности и осторожности налоговым органом будут исследоваться следующие вопросы:

    • обстоятельства поиска и выбора контрагента;
    • наличие у вас непосредственных контактов с руководством или уполномоченными представителями контрагента при заключении и исполнении договоров;
    • наличие документального подтверждения полномочий руководства и представителей контрагента;
    • контактная информация контрагента, с помощью которой происходило текущее взаимодействие с контрагентом;
    • ваша информированность об обеспеченности контрагента ресурсами (трудовыми, производственными и пр.), необходимыми для исполнения обязательств перед вами.

    Как подтвердить проявление «должной осмотрительности»?

    В Постановлении от 12.10.2006 №53 указаний по поводу того, какие меры со стороны налогоплательщика являются достаточным доказательством должной осмотрительности и каким образом налоговый орган должен доказывать неосмотрительность налогоплательщика, не имеется.

    Поэтому принято считать, что минимально необходимыми доказательствами этого являются документы, подтверждающие правовой статус контрагента и его представителей:

    • выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате совершения сделки;
    • свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговом органе;
    • приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
    • доверенность на уполномоченного представителя;
    • устав;
    • лицензия и иная разрешительная документация, если деятельность контрагента подлежит лицензированию или если для ее ведения необходимы определенные разрешения от государственных или муниципальных органов власти.

    Рекомендуемыми к получению от контрагента являются:

    • бухгалтерская и налоговая отчетность;
    • справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

    Отметим, что данные бухгалтерского баланса пригодятся также для оценки финансового и имущественного состояния партнера, где наибольший интерес для рассматриваемых целей представляют наличие объектов основных средств, товаров и других оборотных активов, размеры дебиторской и кредиторской задолженности.

    Итак, если следовать всем рекомендациям, то на каждого контрагента придется собирать целое досье. А это неминуемо влечет значительные временные, трудовые и финансовые затраты, которые могут себе позволить далеко не все налогоплательщики. Поэтому для сокращения времени и затрат на проверочные мероприятия рекомендуем дифференцировать объем собираемых о контрагенте сведений в зависимости от степени рискованности сделки.

    Тем не менее, наличие всех указанных выше документов не гарантирует успех в доказывании права на налоговую выгоду (и в особенности права на налоговый вычет по НДС), если вы не будете готовы пояснять и подтверждать доказательствами фактические обстоятельства совершения хозяйственных операций с конкретным лицом:

    • источники информированности о контрагенте;
    • причины выбора контрагента;
    • лица, обеспечивавшие заключение и исполнение договора;
    • обстоятельства исполнения договора исходя из его предмета и условий.

    Комиссии по легализации налоговой базы

    Особая форма контроля – комиссии «по легализации налоговой базы», проводимые в налоговом органе.

    Несмотря на отсутствие в законе такой формы налогового контроля, в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой налогоплательщик обязан посещать данные комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов.

    В связи с этим неявка на комиссию может обернуться привлечением организации и ее руководителя к налоговой и административной ответственности. Но неурегулированность в НК РФ порядка проведения налоговыми органами комиссий позволяет и налогоплательщику достаточно вольно относиться к тому, что конкретно и чем пояснять налоговому органу.

    Поэтому пояснения по интересующим налоговый орган вопросам могут носить самый общий характер и не обязаны быть подтверждены какими-либо доказательствами. При этом рекомендуем вам внимательно анализировать информацию, которую вы представляете в налоговый орган, дабы передача «лишних» документов с благой целью не стала палкой о двух концах.

    Выездная налоговая проверка: критерии отбора кандидатов

    Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, призванным установить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика за определенный период его хозяйственной деятельности.

    Считается, что стать кандидатом на выездную проверку, можно стать, выполнив несколько условий, описанных в главе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В частности, такими показателями признаются:

    • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
    • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
    • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
    • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
    • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
    • неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
    • отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
    • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
    • непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
    • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
    • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
    • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

    Информация о факте включения организации в план выездных проверок в открытом доступе нигде не представлена. Поэтому о начале проверки налогоплательщик, как правило, узнает из решения руководителя о проведении выездной налоговой проверки.

    Вместе с решением налогоплательщику часто представляется требование о представлении заверенных копий всех документов, относящихся к исчислению налогов за обозначенный период проверки. Это требование трудно назвать логичным, поскольку объем запрашиваемой информации может быть огромен и чисто физически в короткие сроки представить копии по всей финансово-хозяйственной деятельности за три года у организации нет возможности.

    Однако до настоящего времени судебная практика в этом вопросе не единообразна, поэтому для снижения риска неблагоприятных последствий настоятельно рекомендуемым является направление ходатайства о продлении сроков подготовки копий документов с указанием причин невозможности его исполнения (значительный объем истребуемой документации, недостаточность трудовых ресурсов и т.п.) с одновременным указанием на то, что все истребуемые документы готовы для представления проверяющим с целью изучения в подлиннике в любое удобное им время.

    Если организация не сможет предоставить большой объем документов в установленный срок и будет оштрафована по статье 126 НК РФ, указанное ходатайство может послужить весомым аргументом в суде для признания решения налогового органа необоснованным.

    Также обязательным к выполнению правилом может являться представление налоговому органу как копий, так и подлинников документов с детализированной описью и с получением отметки об их вручении. Если инспектор в дальнейшем (как известно, проверка может длиться долго) повторно будет запрашивать данные копии, у вас будет основание не представлять их, поскольку это было уже сделано ранее.


    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 01.06.2020 2020-06-01

    Статья просмотрена: 220 раз

    Библиографическое описание:

    Татаренко, А. А. Принципы и методы налогового контроля / А. А. Татаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71002/ (дата обращения: 20.05.2021).

    В статье автор рассматривает важность принципов и методов для детального понимания сущности налогового контроля.

    Ключевые слова: налоговый контроль, методы налогового контроля, принципы налогового контроля.

    В настоящее время налоговый контроль признается неотъемлемым элементом эффективной налоговой системы в стране. Если не проводится эффективный налоговый контроль, то сложно рассчитывать государству на своевременное пополнение бюджета страны. Поскольку именно налоги являются одним из главных источников увеличения бюджета. Налоговый контроль призван устранять проблемы, связанные с нарушением предусмотренных платежей, осуществляемых налогоплательщиками. Методы и принципы, выбранные для рассмотрения, позволят более полно понять сущность налогового контроля.

    В первую очередь обратимся к понятию налогового контроля. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации ст. 82. налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом [1, с. 144]. Методы налогового контроля исходят из форм, к которым относятся налоговые проверки, учет налогоплательщиков, проверка данных налоговой и бухгалтерской отчетности. Так как налоговые проверки делят на камеральные и выездные, то рассмотрение методов также будет происходить отдельно по каждому из них.

    На рис. 1 продемонстрированы основные методы налогового контроля в зависимости от форм.


    Рис. 1. Методы налогового контроля на основании форм [3, с. 731]

    Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа [2]. Выездные налоговые проверки проводятся налоговым инспектором на территории налогоплательщика, однако в случаях, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проверки, то она проводится на территории налогового органа. Учет налогоплательщиков служит для проверки правильности ведения учета.

    Представленные методы позволяют оценить важность налогового контроля, а также предполагают действия, которые позволят эффективно проводить налоговый контроль.

    Теперь перейдем к рассмотрению принципов налогового контроля. Выделяют следующие принципы:

     принцип соблюдения налоговой тайны;

     принцип объективности и достоверности [4, с. 64].

    Принцип всеобщности гласит о том, что все налогоплательщики, то есть юридические и физические лица, должны быть охвачены системой налогового контроля

    Принцип правомочности предполагает, что налоговый контроль осуществляется только уполномоченными государством органами, действующие в соответствии со своими полномочиями и уровнем компетенции, установленными федеральным законодательством. Согласно принципу полноты система контроля должна охватить все законодательно установленные налоги и сборы независимо от суммы платежей. Принцип единства сосредоточен на единстве форм, методов и порядка проведения налогового контроля.

    Принцип соблюдения налоговой тайны подразумевает соблюдение налоговой тайны всеми, кто причастен к налоговому контролю, а именно налоговые органы, следственные органы, органы внутренних дел и другие. Исключение составляет информация, которая является общедоступной: нарушения налогового законодательства, сведения об ИНН и прочее.

    Заключительный принцип объективности и достоверности исключает предвзятость со стороны налоговых органов по отношению к налогоплательщикам. Нарушения должны быть подтверждены документально, а вынесенное решение — соответствовать фактическим нарушениям.

    Так, вышерассмотренные принципы предоставляют возможность налоговым органам осуществлять налоговый контроль в соответствии с установленными законодательством требованиями, не нарушая права самих налогоплательщиков.

    Таким образом, рассмотренные методы и принципы позволяют более детально понять сущность налогового контроля, обязанности налоговых органов. Также принципы служат для равноправия всех налогоплательщиков по отношению к соблюдению законодательства страны.

    1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

    Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

    Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

    Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

    • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
    • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
    • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

    Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

    Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

    • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
    • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
    • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
    • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
    • 5) формы и методы налогового контроля;
    • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

    В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

    Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

    Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

    Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

    Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

    1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

    2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

    3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

    В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

    • система налогов и сборов РФ;
    • система налоговых правоотношений;
    • система участников налоговых правоотношений;
    • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

    Функции налогов

    Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

      Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

    Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

    С помощью регулирующей функции осуществляется:

    • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
    • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: