Налог в пользу монголов

Опубликовано: 16.05.2024

Татаро-монгольское иго было на Руси с 1237 по 1480 года. Оно означало не только потерю суверенитета, но и выплату дани. В переносе на современные реалии – налогов. Причём историки по-разному оценивают размеры дани для наших предков. Одни считают её грабительской. Другие – вполне посильной.

Выплаты начались в 1245 году. Тогда татаро-монголы решили провести перепись завоёванного населения. Это было сделано, чтобы понять, на какие сборы можно рассчитывать. После этого с населения начали собирать дань.

До татаро-монгольского ига население ничего не платило?

Вообще повсеместным налогам мы обязаны именно татаро-монгольскому игру. До этого значительная часть населения ничего не платила, в том числе и князьям. Поэтому первые поборы были данью от побеждённых – победителям. И воспринимались они крайне негативно. Население часто устраивало бунты, убивало сборщиков дани. Однако все эти восстания нередко жёстко подавлялись самими князьями, которые не хотели проблем со всесильными монгольскими ханами и желали сохранить за собой власть ставленников.

Когда татаро-монгольское иго было сброшено, выплаты не прекратились. Просто теперь князья забирали средства себе, благо народ уже привык. Впрочем, подобная система всё равно рано или поздно бы появилась: этого требовало развитие государственного аппарата. К тому же и в Киевской Руси было понятие дани. Можно вспомнить хотя бы князя Игоря, мужа Ольги, которого убили за чрезмерный сбор средств в княжескую казну. Просто до татаро-монгольского ига это явление не было повсеместным, многие славянские племена всё же ничего не платили. Но ситуация изменилась.

Так какие налоги выплачивались монгольским ханам? Их было несколько. Ниже перечислены основные.

В переводе название этого налога означает “выход”. Им облагались крестьяне, ремесленники и рабочий люд (мастеровые). Все они обязаны были платить 10% от своего дохода. В качестве налогооблагаемой единицы бралась одна семья. Изначально татаро-монголы принимали как деньги, так и натурпродукт. Например, брали шкурки куниц, мёд, зерно. Но потом быстро выяснилось, что перевозить и хранить товары проблематично. Поэтому начали брать только деньгами.

Постепенно изменился и расчёт налога. Так, к 1275 каждая семья в Нижнем Новгороде ежегодно обязана была платить около 100 граммов серебра. Татаро-монголы отошли от вычета процентов, потому что сборщиков налогов часто обманывали, скрывая доходы. А установить реальный размер прибыли – долго, хлопотно, в некоторых случаях к тому же не особо реально.

Тамга

Этот налог взимался с купцов. В зависимости от географии он варьировался от 3% и до 5% от дохода или от оборота. Решение, от чего делать отсчёт, принималось в зависимости от состоятельности купца, а также от того, насколько активно у него шла торговля, насколько прозрачными были дела.

Мелкие и средние купцы выплачивали дань коллективно, объединяясь в группы. А вот с крупных всё взималось в индивидуальном порядке.

Каждый населённый пункт должен был обеспечить содержание почтовой службы. Это казалось как выплат людям, так и расходов на корм для лошадей. Прочие траты тоже покрывались населением. Между прочим, именно этот обычай положил начало ямской службе (и название пошло оттуда же).

Это средства, которые шли на приём ханских послов и на обеспечение их жизни в русских княжествах. Монгольские ханы тратиться не желали. Причём содержать полагалось всё посольство. Централизованным сбором средств на это занимались обычно князья.

Туска

Представители Золотой Орды имели право на получение подарков от населения. Это всячески поощрялось. Официально к дани не относилось, однако не считалось чем-то постыдным, как современная коррупция. Отдельно стоит отметить, что с богатыми дарами к монгольским ханам ездили и князья.

Запросы

Татаро-монгольская империя на завоевании Руси не остановилась. Походы продолжились в Азии. Тем не менее, поддержание военной активности требовало постоянных выплат. Поэтому князьям периодически поступали запросы. Соответствующие деньги шли на снаряжение военных.

Кулуш

Наши предки обязаны были отслужить в татаро-монгольской армии. Но если родители, например, не были готовы отпустить единственного сына рекрутом, они могли откупиться. В этом случае выплачивался кулуш. Его размеры определялись индивидуально. Если говорить о суммах, то Новгородское княжество целиком отдавало в год около 2 тысяч рублей. Москва – 1280.

Нужно отметить, что выплаты прекратились задолго до 1480 года. Начались задержки, население бунтовало. Князья могли запаздывать с отчислением дани годами. А потом и вовсе перестали её платить. И закончилось всё окончательным сбросом татаро-монгольского ига.

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021

    В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

    Обложили почти всех

    Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

    Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

    Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

    Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

    Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

    Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

    Тамга

    Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

    Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

    Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

    Другие налоги

    Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

    Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

    Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

    Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

    Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

    Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

    За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

    Так сколько?

    Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

    Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

    Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

    Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

    Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

    194. Там же, стр. 480; “Юань ши”, гл. 2, стр. 5б—6а.

    196. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 67.

    197. “Юань ши”, гл. 93, стр. 8а; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 75. О переводе Г. Ф. Шурманна см. ниже.

    199. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 82.

    202. Чжао Хуа, Гуань-юй юань-чао цун-ши нун-е гэн-цзо ди цюй-коу шэнь-фэнь вэнь-ти, стр. 16.

    203. Фань Вэнь-лань, Чжун-го тун-ши цзянь-бянь, стр. 700; Шан Юэ, Очерки истории Китая, стр. 371. Шан Юэ не указывает источника. Но кроме “Ши-хо чжи”, нет других источников, которые можно было бы толковать в указанном смысле.

    204. Ха-хань — китайская транскрипция титула Угэдэя qa’an, встречающаяся в документах эпохи Юань (P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, p. LХХХVII).

    205. Имеется в виду предшественник Хубилая Мункэ-хан (1251—1259 гг.).

    206. ЮДЧ, гл. 17. стр. 6а; см. перевод P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, pp. LХХХVI—LХХХII.

    207. При династии Юань из числа крестьян была выделена особая категория так называемых военных дворов (цзюнь-ху), и более бедные семьи выставляли одного рекрута из двух или трех семей для укомплектования “китайской армии” (хань-цзюнь). Семья рекрута называлась чжэн-цзюнь-ху (“главный военный двор”), а остальные — те цзюнь-ху (“вспомогательный военный двор”) (“Юань ши”, гл. 98, стр. 2а). ЮДЧ, гл. 17, стр. 7а; перевод см. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, p. LХХХVIII.

    208. Например, о налоге на раба в государстве Северная Вэй (386—534 гг.) см. Л. И. Думан, К истории государств Тоба Вэй и Ляо и их связей с Китаем, стр. 10.

    209. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 17а; см. также “Юань ши”, гл. 146, стр. 7а.

    210. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 82, note 10.

    211. Е-ли-кэ-вэнь представляет собой китайскую транскрипцию монгольского теомяна erke’ uen, обозначавшего при Юань несторианских священников (H.F. Schurmann, The economic structure. p. 83, note 19; P. Ratchnevsky, Une code des Yuan, p. 208, note 5).

    212. Да-ши-мань происходит от персидского danismand (“мудрый”, “ученый”). Этот термин широко употреблялся в Центральной Азии в значении мусульманского духовенства и проник в китайский язык через монгольский (H.F. Schurmann, The economic structure. pp. 83—84, note 20).

    213. ЮДЧ, гл. 24, стр. 1а—б; перевод см. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, pp. 208, 209.

    214. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, p. LХХIV, note 1.

    215. ЮДЧ, гл. 33, стр. 1а; перевод см. P. Ratchnevsky, Un code des Yuan, pp. LXXV— LХХVI.

    218. “Юань ши”, гл. 93, стр. 12а; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 98.

    219. Термин яньсэ *** (букв. “цвет” и отсюда “краситель”) не совсем ясен и требует дальнейшего изучения (см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 105, note 5).

    221. “Юань ши”, гл. 93, стр. 12б; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 90.

    223. “Юань ши”, гл. 94, стр. 21б; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 217.

    225. Расположение первого пункта нам не удалось выяснить; Саньча — река в совр. уезде Юаньцюйсянь (“Ди-мин да цы-дянь”, стр. 23). По предположению Г. Ф. Шурманна, Саньчагу находился у устья этой реки (H.F. Schurmann, The economic structure. p. 187, note 7); Дачжигу расположен на северном берегу р. Бай, юго-восточнее г. Тяньцзиня (“Ди-мин да цы-дянь”, стр. 66); “Юань ши”, гл. 94, стр. 9б; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 176.

    226. “Юань ши”, гл. 94, стр. 11а; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 179.

    227. “Юань ши”, гл. 94, стр. 10а — 10б; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 177.

    228. “Юань ши”, гл. 94, стр. 10а; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 177.

    229. “Юань ши”, гл. 94, стр. 10а; перевод см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 177.

    231. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 205.

    232. Наш перевод условен. Бао-инь *** — термин, этимология которого неясна. Бао означает “откуп”, инь — “серебро” (см. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 104, note 3).

    233. “Юань ши”, гл. 93, стр. 12а; см. перевод H.F. Schurmann, The economic structure. p. 92.

    234. H.F. Schurmann, The economic structure. p. 92.

    235. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 19а — б; датировку см. “Нянь-лу”, стр. 22в.

    237. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 20а; датировку см. “Нянь-пу”, стр. 23а.

    239. Рашид-ад-дин, Сборник летописей, т. III, стр. 265.

    246. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 17б; см. также “Юань ши”, гл. 146, стр. 8а.

    249. “Ши-люе”, стр. 13б; ср. сведения другого путешественника Сюй Тина там же.

    250. ГЧВЛ, гл. 57, стр. 17а — б; см. также “Юань ши”, гл. 2, стр. 7б.

    252. По контексту приблизительно после 1234 и до 1241 г.

    255. В надписи (стр. 17а—б) доклад Елюй Чу-цая может быть отнесен к году бин-шэнь (9 февраля 1236 г. — 27 января 1237 г.), но указ Угэдэя о снижении ссудного процента, по данным “Бэнь-цзи” “Юань-ши”, был издан в 12-ю луну года гэн-цзы (14 января — 12 февраля 1241 г.).

    257. “Юань ши”, гл. 2, стр. 7в. Этот отрывок из “Бэнь-цзи” в “Юань ши” переведен Н. Бичуриным. Но его перевод неточен. Например, *** Н. Бичурин переводит: “. многолетний долг уничтожается, как скоро проценты с оного сделаются равны капиталу” ([Н. Я. Бичурин], История первых четырех ханов. стр. 233), тогда как надо было бы перевести: “Еще было приказано, чтобы во всех случаях, когда [налицо] заем многолетней давности, [рост его] прекращался, как только прирост (“процент”) и первоначальный долг (“капитал”) сравняются между собой”. В переводе Н. Бичурина есть и другие неточности (ср.: “Юань ши”, гл. 2, стр. 7б, и [Н. Я. Бичурин], История первых четырех ханов. стр. 282—283).

    258. См.: СЮШ, гл. 73, стр. 174/2—174/3; Вэн Ду-цзянь, Во-то цза-као, стр. 201—219; Мэн Сы-мин, Юань-дай шэ-хуй цзе-цзи чжи-ду, стр. 141—148; У Хань, Юань-дай чжи шэ-хуй, стр. 605—618; “Ши-люе”, стр. 13б—14а.

    260. В это число не входит население, проживавшее в уделах монгольской знати в Северном Китае.

    Текст воспроизведен по изданию: Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. М. Наука. 1965

    О Чингисхане так много написано и снято такое количество фильмов, что просто дух захватывает. Но это, по большей части, все художественные произведения, где больше вымысла, чем скучной правды жизни. Оно и понятно: кому интересно смотреть художественный фильм о том, как налоговые инспекторы собирают налоги, куда более интересно о том, как сел на коня великий богатырь, шашку выхватил и в атаку. Тривиальная жизнь плохо укладывается в рамки шоу. Хотя и удалой богатырь на коне, и налоговый инспектор связаны незримой нитью, без которой ни одну битву не выиграешь.

    Почему армия Чингисхана побеждала?

    Все разговоры о коварстве и злобе монголов не в счет, как и разного рода рассказы о богатырской силе татарских батыров. Это все антураж, все армии могут похвастаться и богатырями, и коварством. Причина явно другая.

    Разговоры о том, что монголов были миллионы, и они завалили массой, вообще откровенная ложь тех военачальников и их летописцев, которые пытались таким образом объяснить свое поражение. Когда монгольская армия воевала с Хорезмшахом, то ее было в десять раз меньше, чем армии этого Хорезмшаха, а во время войны с империей Цзинь соотношение было один к тридцати в пользу имперской армии.

    С точки зрения военного дела, монгольская армия была никудышней. Воины не имели железных лат, основной вид вооружения был лук, сабли, и копья это были уже потом и не у всех. Мало того, хороший пастух, это не всегда хороший воин. Представьте себе на миг, чем закончиться бой по боксу, если боксер-любитель выйдет на ринг с боксером-профессионалом. Это аналогично, если монгольский пастух вступит в сражение с рыцарем. Но при всем при этом монгольская армия выигрывала большие сражения. В чем тут хитрость?

    В те времена большая часть армий формировалась по принципу вассальной зависимости. Это когда король, султан, великий князь или хан раздавал земли своим вассалам, они за это должны были по его команде выступать в поход со своим войском. При этом вассалы могли делить уже свою землю на другие участки и тоже обязывать своих вассалов нести воинскую обязанность. Метод, возможно, и простой, но очень неэффективный, так как эти вассалы время от времени бунтовали. Будучи полны благородства и чванства, очень часто они ругались на поле боя, воевали не всегда слажено, самовольно оставляли поле боя, а то вообще переходили на сторону врага. Монгольская армия создавалась совершенно по другому методу. Все воины был разделены на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тьма). При этом все командиры были только командирами, а не вельможными баронами и князьями, они напрямую зависели от хана. Они не имели никаких земель и владений, а только выполняли свои служебные обязанности. При этом в монгольской армии была очень строгая дисциплина. За отступление без команды из боя — смертная казнь, за неоказание помощи товарищу в бою — смертная казнь, за предательство — смертная казнь. В то же время, за военную смекалку и удаль хан мог, не глядя на происхождение, сделать из бывшего пастуха темника. Но мог и казнить, если ему темник не угодил. Неудивительно, что в отдельных случаях тысяча монгольского войска оказывалась сильнее десяти тысяч вассального войска, состоящего из одних благородных рыцарей и трубадуров.

    Но метод формирования армии по-монгольски имеет один существенный недостаток. Если при вассальном методе формирования армии сюзерена не особенно интересовало, как вассал, типа князь или барон, рассчитывается со своим войском и где он берет деньги на его содержание, то в монгольском войске хан обязан был обеспечивать финансирование войска. Сотники и темники сами были на жаловании у хана.

    На первый взгляд, кажется, что армию можно финансировать за счет военной добычи. Но на практике так не получается. Во-первых, не всегда битвы выигрывают, бывает и проигрывают, а армию нужно кормить и содержать, даже если она проиграла. Во-вторых, это только в летописях, что не строка, то победа и захват очередного селения. Если же внимательно присмотреться к датам, то можно заметить, что в лучшем случае раз в полгода может быть удачный захват селения, а то и вообще только раз в год. А все это время, в промежутке, чем финансировать армию? Она любит кушать каждый день. Скорее всего, военная добыча годится на бонус офицерам и особо отличившимся солдатам, а вот содержать полноценную армию не получится.

    На начальном этапе военных действий, когда еще Теймуджин воевал в монгольской степи с соседними племенами, для финансирования армии использовался старый и проверенный метод «полюдье» (это метод использовал и киевский князь Игорь, когда финансировал свою дружину). Но когда Теймуджин стал Чингисханом, этот метод уже явно не годился, и тут ему пришлось прибегнуть к другому методу финансирования — спонсорству.

    Спонсоры Чингисхана

    В те времена в западном районе современного Китая жили уйгуры. Это те уйгуры, что живут сейчас в Средней Азии. Тогда уйгуры были нацией купцов, которые облюбовали часть Большого Шелкового пути и за счет его и богатели. Вот эти уйгуры и обратились к Чингисхану, или Чингисхан к ним, история точнее не поясняет, кто был первым. Надо отдать должное, тогда уйгуры были очень недовольны своими китайскими партнерами. В то время на территории Китая уже не один десяток лет велись бесконечные войны Империи Цзинь и Суй, а кроме того уйгурам мешала получать товары из Китая тангунская империя Си-Ся. Чингисхан тоже имел зуб на Империю Цзин, так как эта империя постоянно разоряла монгольскую степь и захватывала ее жителей в рабство, и ему, как хану монголов, надо было защищать свое ханство. В результате, между уйгурами и Чингисханом было заключено соглашение, которому монгольское войско обязалось воевать против империи Цзин и Тангун, а уйгуры на это обязалась расплачиваться просом (основной продукт питания армии) и шелком (заработная плата офицерам). С уйгурским просом у монгольской армии война с Цзин начала получаться. Тангунов монголы вообще оккупировали, как победители. И вот тут появляется зигзаг истории.

    Есть такая гипотеза, хотя она и спорная, что Чингисхан мог бы ограничиться захватом империи Тангун и Цзин и на этом успокоиться, как до этого поступали и другие кочевники. Не было бы никакой империи «от моря до моря». Может действительно так и получилось бы, если бы опять в исторический поток событий не вмешались меркантильные купеческие дела.

    В 1219 году с востока на запад шел по Большому шелковому пути караван из Уйгурии и зашел в мусульманский город Отрар (в то время один из крупных торговых центров, который подчинялся Хорезмскому падишаху, сейчас развалины в районе стыка границ Казахстана и Узбекистана). Непонятно почему владыка этого города вдруг решил ограбить этот караван, но скорее всего, его подстегнула простая жадность. Уйгуры и их союзники монголы направили посольство в Отрар, чтобы «разобраться по понятиям». А они вместо, того чтобы «порешать вопросы» убили послов. И тут уже уйгурское просо и монгольская обида вылилась в поход в Среднюю Азию. Причем это Хорезмское государство начало рассыпаться, как карточный домик. Монголы за какие-то четыре года завоевали одно из крупнейших азиатских государств тех времен, которое в несколько раз превышало первоначальное монгольское ханство Чингисхана.

    К концу жизни Чингисхана за счет завоеваний в Средней Азии и древнем Китае Монгольское ханство выросло в несколько раз, и ни «полюдье», ни спонсорство уйгуров уже не могло удовлетворять потребности монгольской армии. А тут еще возникала проблема — монгольские ветераны и герои войны начали роптать и требовать подарков за свои труды. В этой связи была идея поступить, как это было в других странах: раздать земли во вновь покоренных странах в собственность отличившимся военным и сделать их, типа, вассалами хана. В связи с этим появилась вообще кощунственная идея уничтожить жителей древнего Китая и разрушить их города, чтобы увеличить площади пастбищ для скота. И неизвестно, чем бы это закончилось, если бы на авансцену тех событий не вышел один очень интересный человек.

    Великий теоретик и практик налоговой системы

    Чингисхан умер и оставил своему сыну Угэдэю нерешенную проблему финансирования армии и огромного ханства. И вот, когда руководители монгольского ханства решали вечную проблему всех руководителей — где взять деньги, к ним на помощь пришел Елюй Чуцай. Первая часть имени Елюй указывает, что этот человек был принцем династии гурханов Кара-Китаев*, которых монголы покорили, но это не мешало им служить и в армии, и чиновниками. Елюй Чуцай был очень хорошо образованным человеком и трудился чиновником при Угэдэе. (Монголы были хорошие воины, но грамотных среди них было мало, поэтому они активно использовали тех же уйгуров и представителей других народов для чиновнической работы). Именно Елюй Чуцай на основе математических расчетов показал Угэдэю, сколько он теряет от того, что нет нормальной налоговой системы. За это Угэдэй назначил Елюй Чуцайя типа премьер-министром — «чжуншулином». «Сам придумал, сам и делай».

    Елюй Чуцай первоначально уговорил Угэдэя провести перепись населения, чтобы можно было правильно рассчитать налоги. Это была не совсем перепись населения, точнее — перепись налогоплательщиков. Так как перепись велась по «огню и дыму». То есть объектом налогообложения было одно обособленное хозяйство. Причем перепись проводилась и в монгольских степях, и в покоренных странах.

    Для этой цели и вообще для работы в налоговой службе Елюй Чуцай организовал систему экзаменов. Принимать участие в этих экзаменах имели право все народы и народности и даже рабы. Причем под страхом смерти владельцам рабов запрещалось мешать рабам сдавать экзамены. Поэтому нет ничего удивительного, что около четвертины новых чиновников были бывшими рабами.

    Елюй Чуцай при этом в отношении чиновников начал проводить политику «перемещения». На практике это означало, что чиновник-китаец имел право работать в любой другой стране, кроме древнего Китая, а чиновник-мусульманин мог работать в Китае. Таким образом, Елюй Чуцай боролся против кумовства и родства.

    Один францисканский монах, побывав в ставке монгольского хана в конце 13 века, писал, что видел много чиновников-«греков». Скорее всего, это были не совсем греки, а люди, исповедующие православие, так как католики православных называли «греческие схизматики».

    С помощью хана, Елюй Чуцай принял закон, согласно которому за взятку чиновнику грозило только одно наказание — смерть. При этом смертная казнь грозила чиновнику, если он удержал больше налога, чем положено. Примечательно, что за казнокрадство наказание было более мягким. В случае если чиновника уличали в краже денег из казны, ему грозила конфискация всего имущества и ссылка в отдаленные места.

    Для того, чтобы чиновники не чувствовали себя одинокими и бесконтрольными, Елюй Чуцай организовал систему государственной почты. Через определенные расстояния были созданы «ямы», где всегда были запасные кони. Поэтому чиновник или донесение очень быстро могли быть доставлены в любую точку ханства. По воспоминаниям очевидцев тех времен расстояние от низовья Волги до центра Монголии преодолевали за полтора месяца.

    С подачи Елюй Чуцайя был установлен единый налог по всему ханству: из ста вещей принадлежащих одному хозяину одна вещь отдается сборщикам налогов раз в год. Если вещей было меньше, то делили в пропорции. Все купцы платили пошлину со всех товаров, из расчета 3% от общей стоимости товара, за исключением вина, там была пошлина 10%. Вино тогда считалось предметом роскоши.

    Первые результаты сбора налогов превзошли все результаты. Хватило и на армию, и даже хватило щедро наградить ветеранов разными вещами и скотом, вместо того, чтобы давать им землю в пользование. И еще хватило денег с излишком. Именно с этого времени монгольское ханство начало активно покупать железо, специи, украшения и вино.

    К этому относитесь, как хотите, но это исторический факт

    После реформы Елюй Чуцайя, на курултае было принято решение профинансировать наступательные операции на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Фактически, за счет денег собранных Елюй Чуцайем Батый собрал армию и начал наступление в начале на Волжскую Булгарию (ничего личного, просто Волжская Булгария завышала монопольные цены на меха, которые попадали на мировой рынок). Как известно, кроме Волжской Булгарии Батый повоевал на Руси, в Польше, Чехии и даже дошел до Адриатического моря, хотя, навоевавшись вдоволь, вернулся в поволжские степи.

    И напоследок

    Создав свою империю, монголы фактически возродили Великий Шелковый путь. Теперь было одно государство, одна система налогов, не было разбойников. Не удивительно, что именно в это время Великий Шелковый путь заработал с новой силой. При этом хорошие доходы получали не только уйгуры, но и мусульмане, которые очень быстро нашли общий язык и с монгольскими ханами, и с турками, и с китайцами, и с генуэзцами, и с русскими. И во многом богатство Новгорода и Пскова создавалось за счет части товаров, которые попадали в эти города с Великого Шелкового пути. Надо сказать, торговля шла хорошо, если Псков отделился от Новгорода и создал свою торговую республику. Явно доходы позволяли.

    Благодаря монголам Великий Шелковый путь эффективно работал около ста двадцати лет, а потом начались бунты, восстания, войны уже в конце 15 века от этого пути остались только воспоминания.

    Елюй Чуцай обеспечил экономическую основу мощи монгольского ханства. Хотя, как это бывает, нажил много врагов и завистников. Поэтому когда он умер, его последователи начали «усовершенствовать» методы сбора налогов. Одним из таких методов усовершенствования стала практика «откупа». Это когда частные лица выплачивали в казну оговоренную сумму налогов за определенную территорию, а потому уже самостоятельно собирали налоги на этой территории. Именно такое право на «откуп» по Великому княжеству Владимирскому, выторговал себе простой князь небольшого московского княжества и звали этого князя Иван. Это потом уже он стал Иван Калита («Калита» — мешок с деньгами). И, надо отдать должное, налоги он собирал умело. Вскоре он смог покупать за сэкономленные деньги целые княжества у своих соседей. Но это уже другая история.

    * — приходится просто позавидовать толерантности китайцев. По-русски Китай называется так, если бы китайцы Россию называли Татария. Кара-китайцы и вообще китайцы это одно из кочевых племен, которое долго и упорно воевало с Древним Китаем. При чем было время, когда эти китайцы часть древнего Китая захватили, но потом их победили и заставили уйти из древнего Китая. А русские каким-то образом именно их врагов приняли за истинных китайцев.

    Читайте также: