Государственные пошлины это налоговые платежи

Опубликовано: 16.04.2024


  • 4 Декабря, 2019
  • Термины
  • Елена Ерохина

За выполнение государственными органами ряда функций предусмотрена плата. Ее взимают как с юридических, так и с физических лиц в размере, установленном законодательством. По-простому, это стоимость услуги, оказанная официальными организациями, уполномоченными на проведение такого рода действий.

Среди обывателей расходятся мнения: госпошлина - это налог или сбор? Для большинства российских граждан эти два понятия равнозначны. Люди не рассматривают их с юридической точки зрения. Узнаем, есть ли что-то общее между налогом и сбором и каковы их различия.

Чем похожи

Налог или сбор – это сумма, взимаемая с частных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей и направляемая в бюджет.

Оплата физлицом

Если не вдаваться в подробности, то, несомненно, госпошлина относится к налогам и сборам, которые имеют общие черты:

  • закреплены в Налоговом кодексе РФ;
  • поддаются уточнению и изменению суммы на местном уровне;
  • оплаченные суммы поступают в казну.

Юридическое определение

Налоговый кодекс

Налогом называют безвозмездно перечисленные субъектом денежные средства для целей государства или муниципальных образований. Этот платеж является обязательным и уплачивается согласно Налоговому кодексу РФ.

Сбором называют сумму, которую вносят в бюджет за совершение в отношении лиц юридически значимых действий. В отдельных случаях денежные средства оплачивают за ведение предпринимательской деятельности, что может быть обусловлено местным законодательством.

Различия

Расчет налога

Чтобы определить, является госпошлина налогом или сбором, нужно рассмотреть их основные характеристики. Первое понятие более емкое, ведь налог – это обязанность всех плательщиков отчислять в казну часть доходов или прибыли. Сбор же не является обязательным. Такой взнос необходим для совершения в отношении плательщика каких-либо действий со стороны государства.

Основными характеристиками налога являются:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • принудительность;
  • необходимость расчета;
  • принадлежность бюджетам различных уровней.

Процент от базы

Для правильного исчисления суммы платежа необходимо определиться с объектом, знать его базовую стоимость, налоговую ставку и период. Необходимо также понимать, каков порядок взимания налога, чтобы не пропустить установленные сроки.

В отношении сбора действуют иные правила. Его оплачивают разово и за определенную услугу со стороны уполномоченных органов. Это значит, что он необязателен и не может быть принудителен. Однако главным отличием сбора от налога является то, что после оплаты гарантировано выполнение действий юридического характера по получению определенных прав.

Когда появляется необходимость оплаты госпошлины, налог это или сбор, физическому лицу все равно. Имея на руках квитанцию, он вносит установленную законом сумму. Ему абсолютно не важно, как именуется такое действие.

Для юридического лица все сложнее. Форма платежного поручения, с помощью которого возможно перевести денежные средства, требует точного определения назначения взноса и внесения этой информации в соответствующее поле. Однако для банка достаточно информации, что уплачивается государственная пошлина. Сбор это или налог, в поле назначения платежа уточнять не нужно.

оплата в банке

Сравнение

Чтобы понять, госпошлина - это налог или сбор, необходимо проанализировать эти два понятия по следующим признакам:

  1. Цель. Любой сбор предназначен для обеспечения деятельности тех органов, которые предоставляют услугу или регистрируют право на что-либо. Налог не направляют на что-то конкретное.
  2. Регулярность. Сбор оплачивают разово, а налог – с постоянной периодичностью.
  3. Законодательная поддержка. Необходимость сбора устанавливают индивидуально. Он зависит не от субъекта, а от характера оказываемой услуги. Плательщики налога определяются на законодательном уровне.
  4. Сумма. Для сбора размер платы зафиксирован, для налога – зависит от базы, ставки и возможной льготы.
  5. Дата. Сборы не привязаны ко времени, а обусловлены потребностью плательщика. Налоги оплачиваются по истечении отчетного периода в ограниченные сроки.
  6. Прекращение обязательств. Налоги с юридических лиц взимают до тех пор, пока фирма не прекратила свое существования. Физические лица оплачивают их пожизненно. Исключение составляют ряд налогов, которые не взимаются с отдельных категорий граждан, например налог на имущество с пенсионеров. Сборы – это разовые суммы за услуги.
  7. Индивидуальные особенности плательщика. Учитываются для налогов и не имеют значения для сборов.
  8. Результат. Оплата налога только избавляет от неприятных последствий, а сбора – дает право на что-либо.
  9. Неуплата: налога грозит принудительным взысканием вместе с пеней, сбора – приведет к неполучению услуги.

Классификация

Налоги и сборы разделяют по следующим направлениям:

  1. По способу взимания: прямые и косвенные. Первые зависят только от размера фактического или ожидаемого дохода. Вторые связаны или с расходами, или с реализацией. Примером косвенных взносов может служить сбор за пользование недрами или налог на прибыль.
  2. По месту: федеральные, региональные и местные.
  3. По субъекту оплаты: для физлиц, для юрлиц и смешанные.
  4. По пополнению: закрепленные, которые идут только в федеральный бюджет, и регулирующие (с распределением средств по разным уровням).

Понятие госпошлины

Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.

По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:

  • нотариального характера;
  • приобретения гражданства;
  • въезда и выезда из РФ.

Обязательна пошлина при регистрации:

  • лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • актов гражданского состояния;
  • прав собственности;
  • транспорта;
  • юридических лиц;
  • политических партий;
  • средств массовой информации.

Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:

  • за использования некоторых слов государственного значения при присвоении наименования организации;
  • при получении разрешения на перемещение через границу опасных отходов;
  • за выдачу разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, редких животных и растений.

Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.

Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.

Плательщики

Ими являются юридические и физические лица, которые нуждаются:

  • в совершении действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • выступают участниками в судах.

Если истец в соответствии с законодательством освобожден от оплаты пошлины или решение принято в его пользу, то государственную пошлину взимают с ответчика.

Судебные споры

Тонкости судебных сборов

Их оплата необходима в случае подачи исковых заявлений или жалоб. Адресатом в данном случае может являться арбитражный, Конституционный или мировой суд, а также суд общей юрисдикции.

Следует отметить, что существуют льготные категории, представители которых не оплачивают госпошлину в суд. Налог это или сбор, их не должно волновать, поскольку они освобождены от такого взноса.

Распространенные взносы

Вычисление налога

Наиболее часто оплачивают такие сборы, как акцизы и госпошлина. Налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, НДС – это распространенные налоги. Сделать вывод о принадлежности к определенному виду взносов можно не только из названия, но и из характеристик платежей.

Можно ли вернуть государственную пошлину

Законодательством допускается возврат только излишне уплаченных сумм. Получение денежных средств обратно в полном объеме невозможно. Однако бывают случаи, когда государственную пошлину засчитывают за совершение аналогичных действий, если она не была использована по назначению. Для этого следует написать заявление в тот орган, где ожидалось получение оплаченной услуги. Срок подачи просьбы о зачете суммы ограничен тремя годами.

В результате кропотливого анализа понятий налога и сбора можно сделать однозначный вывод о принадлежности госпошлины к необязательным платежам. Из двух рассматриваемых категорий это условие выполнимо только для последнего.

Таким образом, государственная пошлина является сбором.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина


1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

О суде

12.05.2021

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса для формирования кадрового резерва на замещение вакантной должности секретаря судебного заседания

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантной должности секретаря судебного заседания

08.05.2021

С Днём Победы!

26.04.2021

Информация о порядке работы суда в период с 04.05.2021 по 07.05.2021

Егорова Т.В. «К вопросу о понятии государственной пошлины»


Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

К вопросу о понятии государственной пошлины

В правовом регулировании вопросов государственной пошлины, в том числе, взимаемой по делам, рассматриваемым судами, в последнее время произошли довольно существенные изменения. С теоретической и практической стороны весьма интересен анализ нормативно-правовых норм, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, так как их оценка во многом связана с развитием процессуального права, как следствие этого, с эффективностью осуществления правосудия, с результатами работы всей системы государственной власти, как ее части, судебной ветви.

Тем более что ныне сложилась ситуация, когда теоретическому осмыслению вопросов о природе судебных пошлин и анализу связанных с этим практических последствий в процессуальной литературе не придается должного значения. Вопросы госпошлины незаслуженно находятся на периферии процессуальной науки, современные комплексные исследования этих вопросов практически отсутствуют. Это приводит к непониманию большинством авторов, касающихся вопросов госпошлины, как самой природы этого платежа в контексте основных начал законодательства о налогах и сборах, так и соотношения применимых к госпошлине норм отраслевого законодательства.

Так, в ряде комментариев и даже в учебниках госпошлину либо упорно называют федеральным налогом [1], либо вопрос о природе этого платежа в рассматриваемом аспекте вообще обходится [2]. Авторы указанных и ряда других комментариев ограничиваются воспроизведением известной формулы, приведенной в ныне утратившем силу Законе «О государственной пошлине», не указывая на место госпошлины в системе налогов и сборов, признавая наличие противоречий между налоговым и процессуальным законодательством, предлагается разрешать их в пользу последнего без учета предмета и сфер регулирования соответствующих отношений отраслевым законодательством и определяемых этими предметом и сферами приоритетов и соотношения между законами, относящимися к разным отраслям.
В действующем законодательстве о налогах, сборах и пошлине, а также юридической и экономической литературе даются определения понятий налога, сбора и пошлины, носящие дискуссионный характер, правильное разрешение которых имеет важное научное и практическое значение.

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанный в Налоговом кодексе, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий [3].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины - это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Несмотря на очевидное усовершенствование законодательного определения понятия государственной пошлины, приходится отметить и его недостаток. Речь идет о следующем.

Представляется целесообразным отметить, что оба варианта определения государственной пошлины не свободны от критического рассмотрения, поскольку в первом варианте содержится признак, характеризующий не только госпошлину, но и определение налога и сбора, а именно, данное официальное определение госпошлины наделено таким признаком, как «обязательный платеж», который содержится в официальных определениях налога и сбора, что нельзя признать корректным и усложняет решение задачи отличить государственную пошлину от налога и сбора. Как справедливо отмечается в юридической литературе, обязанность уплатить ее возникает лишь в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера (совершением действий) со стороны указанных в законодательстве органов.

Обязательным платежом оно является именно в этом смысле, ибо если лицо не обращается за такими услугами, то и обязанности платить ее не возникает [4].

Некорректным является и новое определение госпошлины, приведенное в статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, государственная пошлина понимается законодателем как сбор за совершение юридически значимых действий.

Из практических соображений отсутствует потребность иметь в законодательстве два понятия (сбор и госпошлина) с одинаковой функциональной значимостью - платеж за совершение юридически значимых действий. Кроме того, такое понимание госпошлины является очень широким, поскольку под него подпадает множество действий, и поэтому его нельзя считать корректным.

Далее, исходя из указанного определения в его взаимосвязи с последующими положениями главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты обложения, разные ставки и сроки уплаты и объединенных только тем, что все они взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

С одной стороны, следуя буквальному значению слов и выражений, содержащихся в главе 25 Кодекса, можно сделать вывод о том, что госпошлина - единый сбор, уплата которого имеет, однако, свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо. С другой - наименование множества, по существу, разных сборов госпошлиной, то есть одним и тем же сбором, как представляется, не отражает их реального содержания и назначения и преследует скорее цель создать видимость отсутствия множественности соответствующих податей, в том числе взимаемых по судебным делам [5].

Дореволюционное законодательство России не ставило перед собой такой задачи, справедливо исходя из того, что по судебным делам уплачивается не одна, а целый ряд пошлин, включающий: 1) гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; 2) судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица, с отзыва на заочное решение и апелляционных жалоб; 3) канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий и отдельно за приложение печати; 4) сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий [6].

Государственная пошлина взимается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Однако этим положением не охватываются случаи взимания государственной пошлины, предусмотренные в по подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, - при привлечении лиц в качестве ответчиков к участию в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Получается, что ответчик выступает плательщиком того, что не подпадает под определение госпошлины, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, - ведь он не обращался к суду за совершением в отношении себя каких-либо юридически значимых действий, не подавал заявлений, которые указаны в законе, в качестве облагаемых госпошлиной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения, к которым, в частности, относятся объект обложения и ставка сбора. Применительно к госпошлине по судебным делам соответствующие элементы обложения уясняются из положений статьи 333.19, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, какие именно подаваемые в суд заявления и жалобы облагаются госпошлиной, а также определены ее ставки.

Таким образом, законодатель называет ответчика плательщиком госпошлины в отсутствие у него объекта обложения [7].

В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, у него отсутствует сама обязанность, которая ни на кого перейти не может, по этой причине невозможно считать, что нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязывается к уплате госпошлины за истца, освобожденного от ее уплаты.

С другой стороны впервые Кодекс дал развернутое определение плательщиков государственной пошлины и отнес к ним ответчиков, если решение принято не в их пользу и истец освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.

Список использованных источников

1. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003, с. 244; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2003; Арбитражный процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003, с. 230.

2. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. М., 2003, с. 186; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.А. Викут. М., 2003, с. 189-190.

3. Хозяйство и право. 2005. №8. С. 76.

4. Химичева Н.И. Налоговое право. Учебник. М., 1997. С. 185.

5. Хозяйство и право. 2005. №8. С.77.

6. Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев,1912, C. 176.

7. Хозяйство и право. 2005. №5. С. 78.


Т. В. Егорова,
г. Тамбов


Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. - 128 с.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Государственная пошлина — это процедура взимания денежных средств определёнными учреждениями, которые являются уполномоченными в данной сфере, за факт совершения действий, проведенных в интересах организаций и предприятий. Госпошлина взимается также при выдаче документов, имеющих определённую юридическую ценность.

В большинстве случаев государственная пошлина включается в общенациональную налоговую систему. Её можно смело позиционировать в качестве отдельного налогового платежа, что обусловлено обязательностью уплаты в бюджет и распространении общих условий установления, которые предполагают идентификацию плательщика и дополнительных элементов налогообложения.

Отличие госпошлины от налога

Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности. Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства. Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.

При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.

Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён. Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  • К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
  • Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.

Виды государственных пошлин

Существует несколько видов государственных пошлин. Речь идёт о судебной, нотариальной, регистрационной и административной. В качестве плательщиков пошлин могут выступать юридические и физические лица. Более того, субъекты, не являющиеся резидентами конкретной страны также должны произвести оплату такого налога.

Объектами госпошлин являются услуги, осуществляемые органами государственного значения, а также отдельных должностных лиц.

Если одновременно в соответствующие органы с целью совершения юридически значимых действий обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих права на льготное обслуживание, государственная пошлина должна быть уплачена в равных долях. При условии, что в сделке участвуют лица, которые освобождаются от произведения оплаты, размер госпошлины должен быть уменьшен в соответствии с количеством лиц, освобожденных от налогов. Часть суммы пошлины, которая вследствие проведения такой процедуры будет по-прежнему подвергаться оплате, должна быть уплачен оставшимися участниками сделки.

СТ 50 БК РФ

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2015 г.;

абзац двенадцатый (ранее одиннадцатый) утратил силу с 1 января 2009 г.;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать седьмой (ранее двадцать третий) утратил силу с 1 января 2010 г.;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать девятый (ранее двадцать седьмой) утратил силу с 1 января 2015 г.;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов.

Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:

1) федеральные налоги и сборы;

2) таможенные платежи;

3) государственная пошлина.

1. Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

8) налог на прибыль организаций;

9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

10) государственная пошлина;

11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

14) налог на игорный бизнес;

15) плата за пользование водными объектами;

16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

17) налог на добычу полезных ископаемых.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

--------------------------------
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).

2. Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).

В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.

--------------------------------
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.

Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.

Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 "О классификаторах и списках нормативно - справочной информации, используемых для таможенных целей" .

Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием "таможенные платежи". Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: "таможенная пошлина и таможенные сборы", "НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации".

3. Государственная пошлина - установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 11. Ст. 521.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Читайте также: