Налог с жителей сибири в 17 веке

Опубликовано: 20.09.2024

Стандартная ставка ясака, которая налагалась в течение всего XVII века, — соболь с плательщика. Или другими шкурками. За соболя давали 50 хороших или 100 худых шкурок белок, три шкурки куницы, две шкурки росомахи. Иногда ясак брали бобрами.

Современные исследователи считают, что ясак, налагаемый на русских подданных, не был тяжелым. Мол, добыть шкурку соболя за сезон можно было всегда. Однако дело обстояло не совсем так.

Во-первых, соболя можно брать только зимой, когда он оставляет след, когда его можно выследить по снегу и увидеть среди голых веток. Летом это совершенно невозможно. Потом, соболь — крайне осторожное животное, просто так к себе охотника не подпустит, и охота на него требовала отличной выучки, осторожности и хладнокровия.

Во-вторых, на соболя не охотились острыми стрелами. Для этого были специальные стрелы, наконечники которых были сделаны в виде шарика. Такая стрела не ранила соболя, не портила шкурку, но оглушала его. Чтобы взять соболя, надо было подойти к нему (учитывая острый слух и осторожность), точно прицелиться и выпустить стрелу, которая должна попасть точно в голову. Права на ошибку у охотника нет.

Русские ловили соболя другими методами. Они на определенном участке леса расставляли многочисленные ловушки и капканы с приманкой, в которые попадался самый разный пушной зверь, от белки до соболя. Это был эффективной, но в то же время варварский способ ловли, который истреблял популяцию соболей. Подсчитано, что русские, захватив звероловные угодья, выбивали и вылавливали соболя примерно за 20 лет [39].

В-третьих, летом и осенью соболь носит серую шерсть, в начале зимы линяет, и шерсть становится черной и блестящей. Если взять соболя слишком рано, по первому снегу, то шкурка не будет иметь ценности, и ясатчик ее завернет и потребует заменить. А брать соболя в середине или конце зимы намного сложней, потому что леса уже завалены снегами.

В общем, даже самый опытный охотник за сезон брал не более пяти-шести соболей. Почти все они уходили на ясак, поскольку он раскладывался на всех мужчин совершеннолетнего возраста, «натягивающих лук». Но реально добывать соболя приходилось самому опытному в роду охотнику. Это был тяжелый налог, тем более, что ясатчики очень неохотно брали белку взамен соболя, да и соболей старались брать самых лучших, с густым и красивым мехом.

Какой размер ясака собирался с подвластных земель, показывают писцовые книги, в которых учитывалось количество плательщиков ясака. В середине XVII века в Томском уезде ясак платили 530 самоедов и 2485 тюрок. Всего 3015 человек. В Кузнецком уезде, подчиненном русским с начала 20-х годов XVII века, ясак платили 5435 тюрок. Всего получается 8450 плательщиков ясака [15, с. 37]. Это 8,5 тысяч собольих шкурок ежегодно или их эквивалентов.

Сколько же это в пересчете на деньги? В XVII веке соболь стоил рубль. Рубль того времени был равен 17 николаевским серебряным рублям XIX века. Хорошие шкурки, с пышным мехом, и не подпорченные охотником, шли чуть подороже, за три рубля. Итого, примерно 150 тысяч рублей николаевскими серебряными рублями.

Это были закупочные цены, то есть такие цены, которые устанавливались в Сибири. Но продажная цена того же соболя в Московии или в Европе составляла уже 200–300 рублей. Только ясак с одного Томского уезда при продаже в Европе давал почти 3 млн. рублей деньгами XVII века, или 50,5 млн. рублей николаевским серебром.

Или вот еще цены того времени. Мука стоила 15 копеек за пуд, железный топор — 30 копеек, пешня — 20 копеек. Дощаник стоил 5 рублей [40, с. 84–85]. То есть на вывозе только одной соболиной шкурки из Сибири и продаже ее в Московии можно было стать обеспеченным человеком. На одну шкурку соболя человек мог завести себе пашенное хозяйство. На сто шкурок соболя мог стать богатым посадским жителем и начать торговлю. А тысяча шкурок делала человека богачом.

Московия так быстро восстановилась после тотального разорения Иваном Грозным и Смутой только благодаря сибирскому ясаку. В конце XVI века весь бюджет Государства Российского, державшего гигантскую армию, строившего гигантские засечные черты и воевавшего со всеми соседями, составлял всего 900 тысяч рублей в год, а к середине XVII века он вырос более чем на 400 тысяч рублей. Что и говорить, перспективное и прогрессивное было дело — присоединение Сибири! Если Иван Грозный обдирал (а заодно сажал на кол и жарил) своих собственных крестьян, то Алексей Михайлович Тишайший обдирал сибирских татар. Прогресс, однако!

Ясак свозился в крупные сибирские города, в тот же Томск и Тобольск. Воеводы отвечали за полноту сбора ясака и отправки его в Москву. Через них шли огромные суммы. В 1652 году в Томск было свезено 14 тысяч шкурок соболя, 1226 шкур бобров. В следующем году — 10 тысяч соболей. Всего с сибирских земель собиралось ясака на сотни тысяч рублей. В 1660 году доходы Государства Российского составляли 1 млн. 311 тысяч рублей, из которых 660 тысяч рублей поступило из Сибири [40, с. 80].

Присоединение Сибири и выкачивание ясака в таких размерах было способно озолотить практически любую страну. Европейцы тогда делали свои состояния на более прозаичных вещах, вроде специй, шерсти, сукна, рома или тюльпанов (знаменитая тюльпанная лихорадка в Амстердаме в 1627 году, когда луковица тюльпана стоила целое состояние). Но только не Московию! В Московии эти колоссальные средства тратились на укрепления, на засеки и крепости, на пушки и порох; проедались полчищами стрельцов и рейтаров. Московские государи кормили греческую патриархию, поддерживали православное движение в Речи Посполитой, в общем, занимались большой политикой. Средств тратилось столько, что даже при всей прогрессивности присоединения Сибири приходилось попутно обдирать и свой собственный народ, изыскивая способы облегчения его карманов то соляным налогом, то медными деньгами.

Положение воевод, и их контроль над выплатой ясака, давали им хорошую возможность для казнокрадства. Через них проходили тысячи шкурок ежегодно, и почти всегда была возможность взять что-то из этого богатства в свой карман. Чем больше ясака поступает в казну, тем больше возможности отложить из него для своего личного достояния. Скорее всего, именно этот мотив личной выгоды толкал сибирских воевод на дальнейшее расширение русских владений в Сибири даже тогда, когда это дело было сопряжено с большим риском.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ясак духа заразы

Ясак духа заразы «Десять лет — это задаток. А за дальнейшее я вам ручаюсь. О Средне-Колымске мы ничего не знаем, кроме того, что там жить нельзя. Поэтому туда и отправляем вас».Это подлинные слова жандармского полковника, которыми он напутствовал в ссылку Владимира

Что такое «ясак» и «сорок соболей»?

1. Население Сибири.

Огромны просторы Сибири, велики ее богатства. В многоводных реках множество рыбы, в бескрайних лесах- пушного зверя. А земля таила неведомые тогда россыпи золота, залежи каменного угля, драгоценные камни.

Но население Сибири было немногочисленно - всего 200-240 тысяч человек. Можно было много дней мчаться на быстрых оленях, плыть по реке на стругах (больших лодках), так и не увидев ни одного поселения.

В Сибири тогда жили различные племена и народности. По обширным просторам сибирской тундры кочевали племена оленеводов - предков современных ненцев и других народов Крайнего Севера. Русские поселенцы называли их самоедами. Кроме оленеводства, они занимались охотой. В XVII в. у самоедов шел процесс разложения родового строя: внутри родовых общин возникло имущественное неравенство. Одним принадлежали большие оленьи стада, другие были «худые», т. е. бедные.

К востоку от Енисея до Тихого океана обитали племена эвенков (тунгусов). Жили они большими родовыми общинами. В зимнюю пору эвенки заходили в глубь тайги, охотились на сибирского зверя. Летом на реках ловили рыбу. Жилищем им служили переносные чумы- шатры, покрытые летом берестой, а зимой - шкурами зверей.

В низовьях Амура и на Сахалине жили нивхи, а на Курильских островах- айны, занимавшиеся в основном рыболовством и охотой.

Оленевод. С гравюры XVII в.

Оленевод. С гравюры XVII в:

По реке Лене и ее притокам жили якуты. И они охотились на зверя, ловили рыбу, но главным их занятием стало скотоводство. Зимой они помещались в деревянных отапливаемых юртах, летом выезжали вслед за стадами оленей на пастбища. У якутов шел процесс разложения родовых отношений. Выделились разбогатевшие старейшины - владельцы больших стад оленей. Обедневшие члены рода постепенно попадали к ним в кабалу.

В Прибайкалье расселялись бурятские и монгольские племена. Одни из них занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Другие переходили к примитивному земледелию. Первобытнообщинный строй у бурят и монголов распадался, шло формирование феодальных отношении.

Далеко на крайнем востоке.- на Чукотском полуострове, на побережье Берингова моря, на Камчатке-жили чукчи, коряки, ительмены. Здесь еще полностью господствовал родовой строй, а жители даже не знали железных орудий.

Между различными племенами, населявшими Сибирь, не раз вспыхивали военные столкновения, лилась кровь, гибли люди. С юга опустошительные набеги нередко совершали маньчжурские и монгольские феодалы.

Юрты оленеводов - с гравюры 17в:

Юрты оленеводов - с гравюры 17в

2. Русское продвижение на Восток.

Вы помните, что еще в XVI в. русские военные отряды разбили сибирского хана Кучума. Западная Сибирь вошла в состав Русского государства. Вскоре на реке Оби и ее притоках выросли укрепленные городки, которые превратились в опорные пункты дальнейшего продвижения русских отрядов на Восток.

Русские служилые люди, проживавшие в укрепленных городках Западной Сибири, предприимчивые купцы-промышленники по своей инициативе проникали в новые земли. Следом за ними часто шли военные отряды. На берегах рек возникали новые небольшие укрепления - острожки, из которых потом выросли города Восточной Сибири - Енисейск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Нерчинск и другие.

Служилые люди и купцы-промышленники собирали здесь дань (ясак) для русского царя, захватывали богатую добычу для себя, брали в заложники местных старейшин и князьков, присоединяли к Российскому государству новые земли.

К концу XVII в. к России была присоединена вся Восточная Сибирь- от Енисея и Амура до Охотского моря и Камчатки.

Великие географические открытия в 15-17 веках

Некоторые племена и народности Сибири, Приамурья и Приморья добровольно признали власть Российского государства.

В середине XVII в. в Китае утвердилась маньчжурская династия. Маньчжурские войска стали систематически вторгаться в приамурские земли. Они разрушали основанные русскими крепости, истребляли местное население, захватывали и угоняли пленных. Нередко местное население - буряты, тунгусы- выступали совместно с русскими на защиту своих земель и своей жизни.

3. Походы русских землепроходцев и мореходов.

В 1648 г. отряд казаков и мореходов под командованием Семена Ивановича Дежнева на шести судах вышел в море у устья Колымы. Они хотели обследовать неизвестное тогда европейцам побережье Ледовитого океана, найти места, где водятся моржи (моржовые клыкн ценились очень дорого). Их увлекали суровая красота далекого края, жажда открытия новых богатых земель.

Грубо сколоченные суда не выдержали трудного путешествия. Сильная буря разметала корабли Дежнева. Одни из них потонули, другие - могучие волны выбросили на берег. Однако корабль, на котором находился сам Дежнев, не погиб. Он продолжал плавание, обогнул по неизвестному тогда проливу (позже он получил название Берингова пролива) крайнюю северо-восточную оконечность Азии и вышел в Берингово море.

Тогда в Европе еще никто не знал о существовании пролива между Азией и Америкой. Дежнев первым из европейцев обнаружил его. Крайний северо-восточный мыс Азии назвали его именем.

Отряд русских землепроходцев под начальством Василия Даниловича Пояркова двинулся из Якутска по реке Лене и ее притокам на юг. Преодолев многочисленные речные пороги, пробираясь через тайгу, отряд дошел до реки Зеи (приток Амура). Здесь зазимовали. Захваченные в дорогу продукты кончились. Начался голод. Пришлось есть кору, коренья, а когда стаял снег, - траву. Обессиленные люди сумели все же построить суда и спуститься на них по Амуру до Охотского моря. Через три года после начала похода остатки отряда Пояркова возвратились в Якутск.

Через несколько лет отряд «охочих людей» под начальством Ерофея Павловича Хабарова вновь пришел на Амур и основал здесь несколько острожков. Много лет спустя один из городов Дальневосточного края был назван именем Хабарова.

Походы Пояркова и Хабарова положили начало присоединению Приамурья к России.

Бесстрашные русские мореходы и землепроходцы впервые исследовали и описали восточное побережье Азии, пролив между Азией и Америкой, бассейны многих сибирских рек, бескрайнюю сибирскую тайгу. Тем самым они внесли большой вклад в великие географические открытия на Востоке.

Велика заслуга русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока. Они положили начало продвижению русских поселенцев в новые, мало заселенные земли, научили местных жителей земледелию, ускорили культурное развитие обширного края.

4. Заселение и освоение Сибири русскими.

Освоение Сибири и Дальнего Востока продолжалось многие годы. Царское правительство разделило огромный край на 20 уездов. Во главе каждого был поставлен присланный из Москвы воевода. Он чувствовал себя полным владыкой своего уезда. Злоупотреблениям не было конца.

Постоянные поборы царских воевод и служилых людей, обман и вымогательства богатых купцов тяжелым бременем легли на местное население.

Постепенно росло население Сибири и Дальнего Востока. Здесь селились русские служилые люди, купцы, промышляющие соболиной охотой и скупающие за бесценок у местных жителей дорогую пушнину.

Шли сюда и простые «охочиелюди». Разрослись посады городов, где селились русские ремесленники.

Во многих местах оседали крестьяне, строили избы, распахивали землю - возникали небольшие деревушки, часто из двух-трех дворов. Крестьяне привезли с собой привычные орудия труда - соху, плуг, серп, сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, гречиху, разводили огороды. К концу XVII в. русское население Сибири по своей численности значительно превышало коренное население. Вместе с русскими в Сибирь шли татары, башкиры, чуваши.

И русское население Сибири несло тяготы повинностей: платило оброк, работало на «государевом поле», участвовало в строительстве городов и ямском деле и т. д.

В положении местного населения и пришедших в Сибирь русских людей было много общего.

5. Прогрессивное значение присоединения Сибири к России.

Включение в состав России имело для народов Сибири большое значение.

Постепенно были прекращены племенные столкновения и войны. Население получило защиту от опустошительных вторжений маньчжурских феодалов с юга.

Русские поселенцы принесли в Сибирь культуру ржи, пшеницы, овощей, технических растений, трехпольную систему земледелия. Значительно быстрее пошло развитие ремесла, торговли. Началась разработка естественных богатств Сибири: железной руды, соляных источников, золотых россыпей.

Племена далекого северо-востока, не знавшие ранее железа, стали пользоваться железными орудиями.

У якутов, бурят и ряда других племен распадались родовые отношения и возникали феодальные.

Постепенно укреплялись связи местного населения и русских поселенцев. Русские воспринимали опыт местных жителей в охоте и обработке пушнины, некоторые стороны их быта, более приспособленного к суровым условиям Сибири. Местные жители перенимали от русских более совершенные орудия труда, навыки земледелия, ремесла.

И те и другие испытывали притеснения русских воевод, служилых людей, купцов-промышленников. И те и другие поднимались на борьбу против этих притеснений, а часто их выступления сливались. В конце XVII в. вспыхнуло восстание в Иркутске - вместе выступили русские, буряты, эвенки. В Якутии вместе с русскими поднялись якуты.

В совместном труде и борьбе против общих угнетателей зарождались и крепли дружеские связи русского народа и народов Сибири

Стрельцы — выборные служилые люди «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник (стремянной стрелец) или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

БИЛЕТ 13

ВОПРОС 1

Крестьянский мир

В XVI в. 95% населения России составляли крестьяне. Они делились на черносошных (лично свободных, трудившихся на государство), дворцовых (принадлежавших лично государю) и владельческих (проживавших на землях вотчинников и помещиков). Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов. Основное жилище крестьянина — изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 м2). Внутри избы располагались лавки, стол, посуда из дерева, бересты и глины; металлические изделия были редки и ценились настолько, что перечислялись в дошедших до нас крестьянских завещаниях — «духовных грамотах» XVII в.

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6—8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины: глава семьи с сыновьями расчищал поле, выполнял все сельскохозяйственные работы (на жатве работала вся семья); он строил и чинил дом, заготавливал дрова. Уход за скотом, приготовление еды, изготовление домотканой одежды лежали на хозяйке и дочерях. Женились и выходили замуж рано — до 20 лет (как только юноша был способен вести своё хозяйство и нести повинности — тягло). Холостяков и незамужних в деревне не было, ибо в одиночку невозможно было вести хозяйство.

Средний срок жизни крестьянина составлял 30—40 лет. Доживший до 45—50 лет считался уже стариком.

Вся жизнь земледельца протекала в соседской общине (миру). До XVII в. община обычно состояла из жителей более крупного села и близлежащих к нему деревень; позднее появились и общины, состоявшие из крестьян одного села. Община распределяла пахотные наделы и угодья (пастбища, луга, леса, водопои) и отвечала за уплату податей круговой порукой. Общинные старосты решали дела с господами и местной администрацией и распределяли повинности между односельчанами.

Крестьяне имели право перехода от одного владельца к другому и заключали с землевладельцами договоры — «порядные грамоты». Например, крестьянин обязывался «. поставити изба трёх сажен, да клеть, да баню, да хлев с сенником, да и пашня роспахати и около поля изгородуогородити». Пришедший к другому владельцу крестьянин должен был нести в его пользу определённые по договору повинности, «жить тихо и смирно, корчмы [питейного дома. — Прим, ред.] не держать и никоим воровством не воровать»; владелец, в свою очередь, мог освободить крестьян от барщины или оброка на несколько лет и предоставить им «подмогу» зерном, скотом или деньгами. Обычно оброк составлял 1/5 — 1/4 часть урожая. Крестьяне также выплачивали «мелкий доход» курами, яйцами, маслом, мясом, рыбой, ягодами. Помимо оброка, крестьяне несли в пользу господина и другие повинности: «пашни пахати», «пруд прудити», «сено косити», «на невод ходити».

В конце XVI в. выросшие налоги и неурожаи привели к массовому запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство при проведении новой переписи земель в 1581 г. ввело заповедные лета — запретило крестьянам уходить из вотчин и поместий. Так в России продолжилось законодательное оформление крепостного права. В 1597 г. был введён 5-летний срок сыска беглых крестьян — урочные лета.

Полностью зависимым населением являлись холопы. Это была прислуга (челядь, дворовые) вотчинника. Некоторые работали на хозяйской пашне (страдники), были холопы, управлявшие барским хозяйством (тиуны, ключники). Боевые холопы вместе с господином ходили в походы. Одни служили пожизненно, других отпускали на волю после смерти хозяина, третьи отрабатывали «ряд» (договор), заключённый на время.

ВОПРОС 2

Посольский обычай»

После избрания на престол царя Михаила Фёдоровича Романова перед новой династией встал вопрос о её признании со стороны иностранных государств. В 1613—1614 гг. с этой целью из Москвы были отправлены посольства в Священную Римскую империю, Англию, Голландию, Персию, Османскую империю. Правители этих стран признали новую российскую династию. Однако неудачная Ливонская война и Смута подорвали престиж России, лишив её возможности участвовать в международных событиях. В то время как её соседи — Речь Посполитая и Швеция — стали мощными державами, Россия потеряла ряд территорий. Династии Романовых предстояло возродить военное и политическое могущество страны, чтобы успешно отстаивать её интересы.

Отношениями с иностранными государствами ведал Посольский приказ. В XVII в. его возглавляли «великого государя доверенные бояре». Одним из них был выдающийся российский государственный деятель Артамон Сергеевич Матвеев, возглавлявший Посольский приказ в 1671—1676 гг. Основной задачей российской внешней политики он считал присоединение к России Правобережной Украины (Левобережная Украина окончательно вошла в состав Российского государства в 1667 г.). Для достижения этой цели Матвеев предлагал временно отказаться от борьбы со Швецией за Балтику. В 1672 г. во время переговоров с Речью Посполитой Матвеев добился закрепления за Россией Киева. Судьба самого А. Матвеева сложилась трагично: после кончины царя Алексея Михайловича он попал в опалу, был лишён чинов и земель и сослан на Север.

В XVII столетии Россия ещё не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. По мере необходимости из Москвы за границу отправлялись посольства. Иноземных послов, направлявшихся ко двору российского государя, на границе встречали сопровождающие лица—«приставы» и доставляли в столицу за казённый счёт. Послы предъявляли царю верительные грамоты, в которых обязательно указывался точный титул монарха, отправившего посольство. В обычай приёма послов входило и вручение подарков. Русские послы в качестве подарков везли ко дворам иностранных государей соболиные меха и охотничьих птиц (соколов, ястребов, беркутов). Подарки российским государям XVII в. от иностранных правителей.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 811 ; Мы поможем в написании вашей работы!

В истории налогообложения России современные исследователи выделяют три этапа: первый связан с периодом становления государственности Киевской Руси и характеризуется появлением централизованных общегосударственных налогов; второй приходится на время укрепления финансов Московского государства и является этапом становления единой государственной системы управления сбором налогов (1653-1861); третий этап начинается с отмены крепостного права и характерен становлением современной системы налогообложения в ее основных элементах: единый порядок применения личных подоходных налогов, всеобщность налогообложения, становление государственной системы страхования и обеспечения.


В ХVI веке Сибирь, как новый край Русского государства, управлялась Посольским приказом, а с 1599 года – Приказом Казанского дворца. Еще позднее, в 1637 году, управление перешло в ведомство особого Сибирского приказа, который назначал и смещал воевод, дьяков и служилых людей, ему подчинялись ратные люди, размещенные в сибирских городах. Приказ заведовал и сбором ясака с нерусских народов, денег, соли и хлеба – с русского населения.

Ясак, по сути, был прообразом налогообложения в Сибири и долго оставался главной формой податных сборов с нерусского населения. В переводе это слово означает «дань». На первых порах он ничем и не отличался от дани, которую выплачивало местное население более сильным племенам или государственным образованиям. Но с закреплением и развитием Сибири в составе Русского государства ясачная подать претерпевала существенные изменения, постепенно превращаясь в ренту. Ясак взимался в основном пушниной, брали его и рыбой, скотом, разрешали уплату деньгами, что свидетельствовало о втягивании населения Сибири в товарно-денежные отношения. Размер ясака в разных частях Сибири был неодинаков. Самый большой оклад платили остяки Нарымского, Томского и Енисейского уездов – 10-12 соболиных шкурок. Некоторые аборигены Сибири были освобождены от ясака, но с них бралось обязательство выполнять ямскую службу.

В «Истории Сибири» (Л. «Наука», 1968) читаем: «В стоимостном выражении размер ясачного платежа был меньше повинности сибирского крестьянина или посадского человека. Но если учесть разницу в уровне развития производительных сил русского населения и аборигенных обитателей края, а также насилие, которым сопровождался процесс сбора ясака, следует признать, что фискальный гнет у нерусских народов Сибири был не легче, если не тяжелее, чем у тяглых сословий русского населения края».

Ясачный сбор не был единственным видом налогообложения в Сибири на рубеже ХVI века. Воеводы в то время широко использовали так называемые приношения «в почесть» – брали пушниной, хлебом, драгоценностями, облагали население различными поборами в свою пользу, брали откуп за назначение для сбора ясака со всех служилых людей. До указа Петра I о государственных крестьянах в Сибири было две группы казенных крестьян: пашенные, связанные с отработочной формой феодальной ренты, и оброчные, которые платили в казну оброк преимущественно в натуральной форме.

От острогов, управ – к министерству

Безусловно, утверждать о каком бы то ни было системном налогообложении в ХVII-ХVIII веках, несмотря даже на массу «оброчных статей» и видов податей, нет никаких оснований. Можно лишь обнаружить зачатки формирования основ налоговой системы в реформах косвенного налогообложения (1653-1667), системы прямых налогов (1679-1681) и таможенных пошлин, что привело к учреждению Бурмистерской палаты или Ратуши (подчиненной Большой Казне) как единого общегосударственного фискального ведомства.

В конце ХVIII – начале ХХ века взиманием налогов в Сибири, в том числе и на территории нынешней Новосибирской области, занимались местные органы государственного управления и сословного самоуправления. К их числу следует отнести Бердский острог (основан в начале ХVII века), Чаусский острог (1713-1822), Чаусскую судную избу (1743-1758), Чаусскую судную контору (1754-1785), Каинское уездное казначейство (1783-1798), волостные правления Томской губернии (1798-1920), Новониколаевскую городскую управу (1909-1919), а также волостные земские управы, земские избы, земских управителей и т. п.

После окончания «Смутного времени» и воцарения династии Романовых, в Русском государстве в XVII веке шел дальнейший процесс формирования феодально-абсолютистской (самодержавной) монархии. Земские соборы, неоднократно собиравшиеся в первой половине столетия, к концу века окончательно прекратили свою деятельность. Возросло значение московских приказов, как центральных учреждений с их бюрократией в лице дьяков и подьячих. В своей внутренней политике самодержавие опиралось на дворянство, которое становится замкнутым сословием. Происходит дальнейшее укрепление прав дворянства на землю, распространяется помещичье землевладение в новых районах. «Соборное уложение» 1649 г. юридически оформило крепостное право. Усиление крепостнического гнета встретило ожесточенное сопротивление крестьян и низов городского населения, что выразилось, прежде всего, в мощных крестьянских и городских восстаниях (1648,1650,1662, 1670—1671 гг.). Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России — расколе православной русской церкви.
Быстрый экономический рост России в XVII столетии содействовал дальнейшему освоению обширных пространств, малонаселённых, диких и неизмеримо богатых. Происходит продвижение русских людей на территории Нижнего Дона, Северного Кавказа, Среднего и Нижнего Поволжья и Сибири. Событием огромного исторического значения явилось воссоединение Украины с Россией в 1654 г. Родственные русский и украинский народы объединились в едином государстве, что содействовало развитию производительных сил и культурному подъему обоих народов, а также политическому усилению России. Россия, начиная с XVII века, выступает в международных отношениях, как великая держава, простирающаяся от Днепра на западе до Тихого океана на востоке.

Вслед за первопроходцами-воинами в Сибирь двинулись крестьяне, опора государства. Крестьяне оседали на пустых землях или захватывали земли, принадлежавшие местным «ясачным людям». Размер пашенных участков, принадлежавших крестьянам в XVII в., не был ограничен. Кроме пашенной земли, в него включались сенные покосы, а иногда и промысловые угодья. Русские крестьяне принесли с собой навыки более высокой земледельческой культуры по сравнению с той, которая имелась у сибирских народов. Главными сельскохозяйственными культурами Сибири сделались рожь, овес и ячмень. Наряду с ними появляются технические культуры, в первую очередь конопля. Широкое развитие получило животноводство. Уже к концу XVII в. сибирское земледелие удовлетворяло потребности населения городов Сибири в сельскохозяйственных продуктах и, таким образом, освободило правительство от дорогостоящей доставки хлеба из Европейской России.
Но главным богатством новых земель, в то время, была пушнина, «мягкое золото». Москва являлась важнейшим рынком сбыта сибирских мехов. Другими крупнейшими пушными рынками были Великий Устюг и Соль Вычегодская — поступавшие из Сибири меха доставлялись отсюда либо в Архангельск для экспорта, либо в Москву для продажи внутри страны.

Громадную роль в торговом обороте страны играли ярмарки всероссийского значения, такие, как Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Свенская (под Брянском), Архангельская, Ирбитская, Енисейская и другие, продолжавшиеся в течение нескольких недель. В связи с образованием всероссийского рынка повысилась роль купечества в хозяйственной и политической жизни страны. В XVII столетии из общей массы торговых людей еще заметнее выделяется верхушка купеческого мира, представители которой получили от правительства звание «гостей». Эти богатейшие купцы выполняли также роль финансовых агентов правительства — по его поручению они вели заграничную торговлю пушниной, поташом, ревенем и прочими товарами, выполняли подряды на строительные работы, закупали продовольствие для нужд армии, собирали налоги, таможенные пошлины, кабацкие деньги и т. д. «Гости» привлекали для выполнения подрядных и откупных операций более мелких купцов, деля с ними огромные барыши от продажи вина и соли. Откупа и подряды являлись важным источником накопления капиталов. В руках отдельных купеческих семей порой скапливались крупные капиталы, с их мнением считались не только воеводы, но и царское правительство. К «гостям», а также близким к ним по положению торговым людям из гостиной и суконной сотен (объединений) примыкала верхушка горожан, именовавшихся «лучшими», «большими» посадскими людьми. Торговые люди начинают выступать перед правительством в защиту своих интересов. Например, в челобитьях они просили запретить английским купцам торговать в Москве и в других городах, за исключением Архангельска. Челобитье было удовлетворено царским правительством в 1649 г. Эта мера мотивировалась политическими соображениями — тем, что англичане казнили своего короля Карла I.

Большие изменения в экономике страны отразились в Таможенном уставе 1653 г. и в Новоторговом уставе 1667 г. В создании последнего принимал участие начальник Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин. Согласно меркантилистическим воззрениям того времени Новоторговый устав отмечал особое значение торговли для России, так как «во всех государствах окрестных в первых государственных делех свободные и прибыльные торги для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким береженьем остерегают». Таможенный устав 1653 г. отменял множество мелких торговых сборов, сохранявшихся еще от времени феодальной раздробленности, и взамен их вводил одну так называемую рублевую пошлину — по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России. В интересах русского купечества Новоторговый устав 1667 г. еще более увеличил таможенные сборы с иностранных торговцев.

Расширение русских владений в Сибири производилось главным образом местной администрацией и промышленными людьми, искавшими новые «землицы», богатые пушным зверем. Русские промышленные люди проникали в Сибирь по многоводным сибирским рекам, притоки которых близко подходят друг к другу. По их следам шли военные отряды, ставившие укрепленные остроги, которые делались центрами колониальной эксплуатации народов Сибири. Путь из Западной Сибири в Восточную шел по притоку Оби, реке Кеть. На Енисее возник город Енисейск (первоначально Енисейский острог, 1619 г.). Несколько позже, почти через десятилетие, на верхнем течении Енисея был основан другой сибирский город — Красноярск, а несколько восточнее Канск. По Ангаре, которая тогда называлась Верхней Тунгуской, речной путь выводил к верховьям Лены. На ней был построен Ленский острог (1632 г., позже Якутск), ставший центром управления Восточной Сибирью. Подводя итог походам «встреч солнца» 1648 г. Семен Дежнев открыл «край и конец Сибирской земли».
Таким образом, именно город Енисейск стал стартовой площадкой для землепроходцев, строителей новых городов в Восточной Сибири.

Мангазея, русский город XVII века, был основан ранее Енисейска. Он распологался на севере Западной Сибири, на реке Таз, являвшейся частью, так называемого Мангазейского морского хода. По этому пути (от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея) ещё в 16 веке совершали походы Поморы. В 1619 плавания по этому пути были запрещены, главным образом с целью преградить доступ западноевропейским торговым компаниям к богатым пушниной районам Сибири (полуморские путешествия русских через Обскую губу продолжались и позднее).
В 1601—07 на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км. от её устья отрядом тобольских и берёзовских стрельцов и казаков был построен четырёхстенный пятибашенный город как опорный пункт для продвижения русских в глубь Сибири. Мангазея быстро приобрела большое торгово-промысловое значение, жители её вели меновую торговлю с окружающим местным населением, сами промышляли соболя, занимались также рыболовством, скотоводством, судоходством, ремёслами (литейное, косторезное и другие). В Мангазею приезжало много русских купцов, привозивших отечественные и западноевропейские товары и вывозивших пушнину.
Раскопками, проводившимися экспедициями Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, было установлено, что Мангазея состояла из 2 частей: кремля-детинца (площадь 5200 м.кв.) с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма), и посада (площадь около 25000 м.кв.), делившегося на торговую половину (гостиный двор Е-образной формы, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80—100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Крупное экономическое значение Мангазея сохраняла до 1640-х годов.
С середины XVII века, в связи с истреблением пушного зверя в северной части бассейна Енисея и перенесением пушного промысла дальше на восток Сибири, значение Мангазеи, как торгово-промыслового и ремесленного центра стало падать. Мангазея была оставлена населением, а её гарнизон переведён на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого в 1672 был заложен город Новая Мангазея (так до 80-х годов XVIII века назывался Туруханск, ныне — село, районный центр Красноярского края).

Канск - город в Красноярском крае, расположен в Канской лесостепи, на левом берегу р. Кан (приток Енисея), в 247 км к востоку от Красноярска. 110 тыс. жителей (1990), 90 тыс. жителей (2017). 1-й острожек, Канский малый, поставлен енисейскими казаками в 1628 г. возле Комаровских порогов на Кане (ныне д. Комаровка), в 43 км ниже современного Канска. В 1640 г. перенесён на нынешнее место. Постоянное русское население появилось в 1717 г. С середины XVIII в. играл значительную роль в транзитной торговле на Московском тракте. Город с 1782, уездный центр. В конце XIX в. большинство жителей Канска занималось земледелием и скотоводством; летом многие уходили на золотые прииски. Здесь бывали декабристы К. Г. Игельстром, А. Е. Мозалевский, В. Н. Соловьёв, П. И. Фаленберг, Д. А. Щепин-Ростовский; в ссылке жили революционеры Ф. Э. Дзержинский, Е. Д. Стасова. Имеет прямоугольную планировку. Символ города – храм Спаса (XVIII в.). Сохранились здания конца XIX – начала XX в.

Якутск - столица Республики Якутия (Саха), порт на реке Лене. Узел автодорог и авиалиний. Население 311 тыс. человек (2018). Основан в 1632, как Острог Якутский, или Ленский отрядом енисейских казаков под руководством П. Бекетова на правом берегу р. Лены (в 1642—43 перенесён на левый берег, на 70 км. выше по течению реки). В 80-е гг. XVII в. западнее острога заложен город и возведена деревянная крепость. В XVII — 1-й половине XVIII вв. стал военно-административным и торговым центром Северо-Восточной Сибири и опорным пунктом русской колонизации на Дальнем Востоке. Население Якутска состояло главным образом из русских (казаки, промышленники, купцы, ссыльные); со 2-й половине XVIII в. увеличилось число якутов, которые к XIX в. составляли 34—35% населения. С 1708 г. Якутск входил в Сибирскую губернию, в конце XVIII в. — в Иркутскую.
Олёкминск - город в Якутии, центр Олёкминского р-на. Расположен на юге Приленского плато. Население 9,2 тыс. чел. (2017). Основан в 1635 г. отрядом енисейских казаков под началом П. Бекетова, как небольшой острог против устья р. Олёкмы, затем перенесен на 12 км выше по течению Лены на незатопляемое место. Олёкминский острог был сборным пунктом отрядов казаков, двигавшихся на р. Амур. Позже приобрел значение торгового и административного пункта на пути в Якутск. Город с 1783 года.

Зырянка - посёлок городского типа, районный центр в Якутии. Возник при месторождении каменного угля (разрабатывается с 1935 г.) и назван в честь русского землепроходца енисейского казака Д. М. Зыряна, который в 1640 - 1643 гг. совершил поход на Яну, Индигирку, Алазею, Колыму.

Нерчинск - город, центр Нерчинского района Читинской области. Расположен на левом берегу р. Нерча, в 7 км от её впадения в Шилку (бассейн Амура) и в 305 км к востоку от Читы. Основан в 1653 отрядом казаков под руководством П. Бекетова и М. Урасова на правом берегу Шилки против устья Нерчи как острог Нелюдский. В 1657 году енисейский воевода А. Пашков поставил крепостицу под названием Нерчинский острог на новом месте — на острове между двумя рукавами Нерчи.
Здесь в 1689 г. был заключён с Китаем Нерчинский договор. Город с 1696 г. В 1812 г. перенесён на нынешнее место. В 1826—1917 гг. место политической каторги и ссылки от декабристов до коммунистов. С 1851 г. — окружной город Забайкальской области, в 1926—37 гг. находился в составе Дальневосточного края.

Даже на одной из БАМовских станций в 2015 г. открылся памятник с надписью:
«Послу Енисейска
Десятнику Вихорю Савину
Убиенному в 1630 г. в устье р. Геи
Названной р. Вихорева».

XVII век стал периодом русского открытия и первоначального освоения Сибири, в котором важную роль сыграл Енисейск и его обитатели.

Читайте также: