Налог с продаж до 2003

Опубликовано: 25.04.2024

Налог с продажи квартиры

Если вы продали недвижимость, то должны заплатить налог с продажи. Размер налога стандартный – 13% от тех денег, что вы получили от покупателя. Тем не менее существуют законные способы, как уменьшить налог или не платить его вовсе.

Сегодня мы расскажем, в каких случаях наступает обязанность по оплате налога, какой налог с продажи не требует оплаты, как рассчитывается сумма налога и как уменьшить его размер.

Какая продажа не облагается налогом

Существует понятие минимального срока владения имуществом. Если квартира или другая недвижимость находится в вашей собственности дольше минимального срока, вы не должны платить налог при ее продаже.

Основание: п. 17.1 ст. 217 НК РФ, п. 4 ст. 229 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 14 января 2015 № 03-04-05/146.

Для недвижимости установлено два минимальных срока – 3 года и 5 лет. Срок зависит от того, когда и как была получена недвижимость.

Трехлетний срок владения применяется, если:

  • недвижимость была куплена до 01.01.2016 года;
  • квартира или другая недвижимость – это наследство или подарок от близких родственников;
  • это приватизированная квартира;
  • квартира была получена по договору пожизненного содержания с иждивением.

Для всех остальных случаев действует срок в пять лет. Ниже мы подробно рассмотрим все возможные ситуации.

Новые правила с 1 января 2020 года

С 01.01.2020 года минимальный срок владения жильем, купленным после 01.01.2016, снизился до 3 лет.

Есть важное условие: это должно бы ваше единственное жилье. То есть на момент совершения сделки у вас в собственности не должно быть еще одной квартиры. В противном случае минимальный срок продаваемой квартиры составляет 5 лет.

Если вы продаете первую квартиру в течение 90 дней после покупки второй квартиры, то минимальный срок владения первой квартирой составляет 3 года.

В марте 2018 года вы купили первую квартиру. В мае 2021 года покупаете вторую квартиру. Чтобы продать первую квартиру без налога, сделать это нужно мае, июне или июле 2021 года. То есть в течение 90 дней с момента покупки второй квартиры.

В этом случае минимальный срок владения первой квартирой будет составлять 3 года, несмотря на то, что на момент продажи это было не единственное ваше жилье.

Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!

Налог с продажи, если недвижимость была куплена до 1 января 2016 года

Если вы приобрели недвижимость до 1 января 2016 года и она находится в вашей собственности больше 3 лет, вы имеете право не платить НДФЛ с продажи.

Несмотря на то, что в 2016 году в Налоговый кодекс были внесены изменения, это правило действует и на сегодняшний день.

Пример:

В феврале 2015 вы купили дом по договору купли-продажи и оформили его в собственность. В марте 2018 дом был продан. В 2019 году вам не нужно платить налог с продажи, так как дом был куплен до 01.01.2016.

В вашем случае действует минимальный срок 3 года. Также вы не обязаны подавать декларацию 3-НДФЛ и уведомлять налоговую инспекцию о проведенной сделке.

Налог с продажи, если недвижимость была приобретена после 1 января 2016 года

Налог при продаже квартиры с 1 января 2016

С 01.01.2016 года вступили в силу изменения в ст. 217.1НК РФ. Теперь, для того чтобы продать квартиру и не платить налог, нужно, чтобы она была в собственности не менее 5 лет. Это правило касается жилья, купленного после 01.01.2016 года.

С 2020 года минимальный срок владения жильем, купленным после 01.01.2016, снизился до 3 лет. При этом должны быть соблюдены условия:

  • Продается единственное жилье. То есть на момент совершения сделки у вас в собственности нет еще одной квартиры. В противном случае минимальный срок составляет 5 лет.
  • Но если вы продаете первую квартиру в течение 90 дней после покупки второй квартиры, то минимальный срок владения первой квартирой составляет 3 года.

Пример:

В марте 2018 года вы купили первую квартиру. В мае 2021 года покупаете вторую квартиру. Чтобы продать первую квартиру без налога, сделать это нужно мае, июне или июле 2021 года. То есть в течение 90 дней с момента покупки второй квартиры.

В этом случае минимальный срок владения первой квартирой будет составлять 3 года несмотря на то, что на момент продажи это было не единственное ваше жилье.

В п. 3 статьи 217.1 НК РФ описаны ситуации, когда «минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года».

Ниже рассмотрим каждый случай.

Есть вопрос или нужно заполнить
3-НДФЛ — мы вам поможем!

Какой налог с продажи наследства

Если вы получили недвижимость в наследство, вы имеете право не платить НДФЛ с продажи через 3 года после получения права собственности на квартиру, то есть со дня смерти наследодателя.

Основание: пп. 1 п. 3 ст. 217.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 19 июня 2018 г. N 03-04-05/41648.

Пример:

В марте 2018 года вы получили в наследство от мамы земельный участок. Для того чтобы не платить налог, вы можете продать участок в любой момент, начиная с апреля 2021 года, так как на вас распространяется правило о минимальном периоде собственности 3 года. Вы имеете право не подавать декларацию 3-НДФЛ и не уведомлять налоговую инспекцию о сделке.

Какой налог с продажи недвижимости, полученной в подарок

Если недвижимость получена в подарок от члена семьи или близкого родственника, не нужно платить налог с продажи через три года после получения права собственности (пп. 1 п. 3 ст. 217.1 НК РФ).

Близкие родственники, согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ и ст. 14 Семейного Кодекса РФ, – это родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети; дедушки, бабушки и внуки; полнородные и неполнородные братья и сестры.

Пример:

В феврале 2018 года брат подарил вам комнату в коммунальной квартире. Если вы продадите ее после марта 2021 года, то имеете право не подавать декларацию 3-НДФЛ и не платить НДФЛ с продажи. Так как комната получена в подарок от близкого родственника, то на вас распространяется 3-летний срок владения.

Быстрая регистрация и помощь налогового эксперта!

Какой налог с продажи приватизированной квартиры

Вы можете продать квартиру и не платить налог, если после приватизации прошло больше 3 лет (пп. 2 п. 3 ст. 217.1 НК РФ).

Пример:

В мае 2021 года вы решили продать квартиру, которую приватизировали в январе 2018 года. С момента приватизации прошло больше трех лет, значит, по закону, вы освобождены от подоходного налога с продажи. Кроме того, вам не нужно информировать налоговый орган и подавать декларацию 3-НДФЛ.

Какой налог с продажи недвижимости, полученной плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением

Если вы получили имущество по договору пожизненной ренты, вы имеете право на 3-летний минимальный срок владения.

Пример:

Вы заключили договор ренты и пожизненного содержания с иждивением с пожилой соседкой. Ежемесячно вы выплачивали ей ренту.

После того как соседка скончалась, вы на законных основаниях стали собственником ее квартиры. Через три года после оформления квартиры в собственность вы можете продать ее без налога.

Есть вопрос или нужно заполнить
3-НДФЛ — мы вам поможем!

Как не платить или уменьшить налог с продажи жилья

Как законно уменьшить налог с продажи жилья

Если вы продали недвижимость раньше, чем наступил минимальный срок владения, то должны заплатить налог с продажи. Законодательством РФ предусмотрены налоговые льготы, уменьшающие налогооблагаемую базу – сумму, которую вам заплатили за квартиру.

После применения льготы вы можете существенно, а иногда и до нуля, снизить налог от продажи квартиры. Подробно о способах уменьшения налога мы расскажем ниже.

. Важно:

  1. Если после использования льготы налог стал равен нулю, вам все равно нужно подать декларацию 3-НДФЛ в налоговую инспекцию по месту жительства. В декларации отражается доход от продажи и расчет налога. Только этот документ будет подтверждением того, что вы, продав квартиру, законно не заплатили налог. В противном случае у налогового органа будут к вам вопросы и на вас наложат штраф.
  2. Если вы продаете квартиру, купленную после 01.01.2016 года, то при ее продаже нужно смотреть стоимость, указанную в Кадастре. Сравнивается сумма по договору и 70% кадастровой стоимости. Налог платится с большей суммы.

Вычет расходов для уменьшения налога (разница между покупкой и продажей)

Один из способов уменьшить НДФЛ с продажи – это использовать не весь доход, а за вычетом расходов. Что это значит?

Законодательством определено, что налог можно заплатить не со всей суммы, полученной при продаже, а за вычетом суммы покупки. То есть берется разница между деньгами, что вы получили за недвижимость, и теми деньгами, что вы когда-то отдали за эту же недвижимость. С этой суммы платится 13% налога. Основание: пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

Пример:

В 2019 году вы купили квартиру за 2 млн рублей и в 2020 продали за 5 млн. В 2021 вы должны подать в ИФНС декларацию 3-НДФЛ. Какой налог с продажи вы заплатите? Выгоднее воспользоваться вычетом расходов: из 5 млн (доход) вычитаем 2 млн (расход). Получается, что 13% налога нужно заплатить с полученной разницы в 3 млн рублей: 13% х 3 млн. = 390 тыс. рублей.

Пример:

В 2019 году вы купили земельный участок за 3 млн, а в 2020 году продали его за 2,8 млн. Так как продажная стоимость была меньше покупной, вы освобождены от уплаты налога. Не забудьте подать декларацию! Несмотря на нулевой доход, вы обязаны оповестить налоговые органы о сделке.

При покупке и продаже недвижимости обязательно сохраняйте документы: договоры, платежки, чеки. Копии этих документов необходимо будет предоставить в налоговую инспекцию вместе с декларацией 3-НДФЛ.

Если какой-то документ потерян, его можно восстановить. Подтверждение платежа взять в своем банке, а договор купли-продажи – в Росреестре, у риелторов или запросить копию у второй стороны сделки.

Оформите заказ, и мы заполним для вас декларацию 3-НДФЛ!

Материал из Documentation.

В 2003 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 18,0 % ВВП. [1]

С 1 января 2003 года был введён транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). [2]

Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности. [3]

В 2003 году была внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. [4]

В 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволило зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. [5]

В 2003 году Путиным были подписаны законы, предусматривающие с 1 января 2004 года: [6]

  • отмену налога с продаж;
  • снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18 %;
  • отмену акциза на природный газ и введения вместо него ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 193 рублей за 1000 кубометров, а также увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 %;
  • отмену налогового контроля за расходами физических лиц (при приобретении ими недвижимого имущества, транспортных средств, акции, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках);
  • увеличение при налогообложении доходов граждан имущественного налогового вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. при использовании ими указанных средств на строительство или приобретение жилья.

В 2003 году Путин своим указом освободил банки от обязанности сообщать в налоговые органы обо всех операциях физических лиц на сумму более 10 тысяч долларов. Был отменён налог с валютообменных операций в размере 1 %, что вывело из теневого оборота значительные суммы. [7]

Содержание

В марте 2003 года правительство в целом одобрило представленный Минфином план налоговой реформы на 2003—2005 годы. [8]

На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004—2006 гг. [9]

16 мая 2003 г. в Послании Путина Федеральному Собранию говорилось, что основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм, равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов. В налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному. Одобрена программа налоговых изменений на ближайшие 3 года. Далее следует разработать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие годы. [10]

7 июня 2003 г. N 65-ФЗ Путин подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Законом вводится в действие новая глава Налогового кодекса РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Указанный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением некоторых налогов и сборов, уплата которых специально оговорена. Закон призван, с одной стороны, создать наиболее благоприятные условия для инвесторов, вкладывающих средства в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а с другой — гарантировать получение государством части прибыли от указанной деятельности. Закон принят Государственной Думой 21 мая 2003 года и одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года. [11]

20 июня 2003 г. Путин на ежегодной пресс-конференции для российских и зарубежных СМИ заявил, что перераспределение налоговой нагрузки является основной задачей Правительства в 2003—2004 годах. Это связано с тем, что необходимо создавать лучшие условия для развития перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей. В связи с этим Правительство планирует принять ряд мер. В частности, с 1 января 2004 года планируется снизить ставку НДС с 20 % до 18 %. Также планируется отменить налог с продаж. Будет улучшена структура налога на добычу полезных ископаемых, оптимизировано налогообложение физических лиц. Предлагается возместить расходы граждан на приобретение недвижимости. С 2005 года планируется снижение ставки ЕСН, что должно привести к дальнейшей легализации зарплат. Средства, высвобождаемые в результате налоговой реформы, будут инвестированы в экономику России. [12]

7 июля 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом предусматривается снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и производится индексация ставок акцизов. Вместе с тем отменяются акцизы, взимаемые с углеводородного сырья, с одновременным компенсирующим повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью. [13] [14]

7 июля 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом предусматривается увеличить с 25 000 до 38 000 рублей предельный размер социальных налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам в случае оплаты ими в налоговом периоде расходов на обучение в образовательных учреждениях и расходов на услуги по лечению в медицинских учреждениях. Также увеличивается с 600 000 до 1 000 000 рублей предельный размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику при оплате им расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры. [15]

7 июля 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом расширяется право налогоплательщиков на получение стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. До принятия Федерального закона такие вычеты могли быть получены в упрощенном порядке только у работодателя. Это приводило к тому, что некоторые неработающие налогоплательщики, имеющие право на получение стандартных вычетов, были вынуждены проходить сложную процедуру, включающую в себя, в частности, подачу налоговой декларации. В результате внесенных данным Федеральным законом изменений налогоплательщики приобрели право получать стандартные налоговые вычеты у любого налогового агента. Такой порядок позволяет разрешить указанную выше проблему и в значительной мере улучшает положение налогоплательщиков. В первую очередь будут существенно сокращены процедуры, связанные с получением пенсионерами различных видов материальной помощи. Действие устанавливаемого Федеральным законом порядка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г. [16]

7 июля 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 104-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц», принятый Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом признаются утратившими силу некоторые положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях отмены налогового контроля за крупными расходами физических лиц. [17]

17 июля 2003 г. выступая на совещании по проблемам развития малых городов России в Старой Ладоге, Путин отметил преимущества системы сбора налогов с физических лиц по месту жительства, принятой в большинстве стран мира. Существующая система сбора подоходного налога осталась из советского прошлого. Проблема на сегодняшний день — в организации эффективного администрирования по сбору налогов с физических лиц. Считается, что собирать их на предприятии проще. Существуют опасения, что при отсутствии должного учета населения переход на сбор налогов по месту жительства приведет к большим потерям, уклонению от уплаты налогов. Однако такой переход рано или поздно должен произойти, указал Президент. Подобная система решит многие проблемы муниципалитетов, их финансовое обеспечение станет более надежным, вырастет заинтересованность в создании дополнительных рабочих мест. В целом же налоговая система должна быть более гибкой и нацеленной на привлечение средств и инвестиций в экономику. В этой связи принято решение о снижении НДС. В 2005 году предусматривается снижение единого социального налога. [18]

13 августа 2003 г. в ходе встречи с руководителями предприятий перерабатывающей промышленности Путин отметил, что чрезмерное налоговое бремя более не стоит на первом месте среди главных проблем российских производителей. Правительство приняло решение об уменьшении на два процента налога на добавленную стоимость с соответствующим выравниванием налогов для добывающих отраслей экономики. В.Путин подчеркнул, что у предприятий добывающих отраслей налоговая нагрузка будет более чувствительной, и это делается для развития перерабатывающей промышленности. [19]

В ноябре 2003 года, продолжая налоговую реформу, Алексей Кудрин предложил Госдуме с 1 января 2004 года упразднить действие чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Госдума удовлетворила предложение без возражений. [20]

11 ноября 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации „Об основах налоговой системы Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов». Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса дополняется главой 30 «Налог на имущество организаций». Налог на имущество организаций является региональным и вводится в действие на территории субъекта Российской Федерации соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом устанавливаются налоговая ставка (в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, дополнительные налоговые льготы. В ходе работы над Федеральным законом был принят ряд компромиссных решений. В частности, предельная ставка налога повышена до 2,2 процента, а также серьезно пересмотрен перечень льгот по данному налогу. В итоге от уплаты налога на имущество организаций освобождаются, например, научные организации и государственные научные центры, протезно-ортопедические предприятия, общероссийские общественные организации инвалидов, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Также были доработаны и уточнены формулировки некоторых других льгот. [21]

11 ноября 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Устанавливаемая Федеральным законом система имеет некоторые существенные отличия от действующего на сегодняшний день налогового режима. Переход на данную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения будут осуществляться налогоплательщиками добровольно, тогда как по действующей системе данные действия производятся в обязательном порядке. В качестве объекта налогообложения будет определяться не площадь сельскохозяйственных угодий, а доходы, уменьшенные на величину расходов. Федеральным законом вносится ряд других изменений, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства о налогах и сборах в части налогообложения сельскохозяйственных производителей. [22]

8 декабря 2003 года Путин подписал Федеральный закон 163-ФЗ. Он внес ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, а также другие законы, посвященные налогообложению. [23]

18 декабря 2003 г. Путин, отвечая на вопросы в прямом теле- и радиоэфире, заявил, что продолжение налоговой реформы, прежде всего, будет направлено на предотвращение утечки капиталов за рубеж. Предполагается снижение налога на добавленную стоимость (НДС), а также ликвидация с 1 января 2004 года налога с продаж. Должны быть увеличены экспортная пошлина и ставки налога на добычу полезных ископаемых. Эти предложения, направленные на изъятие сверхприбылей в нефтяной сфере, были заблокированы лоббистами в Думе третьего созыва. Отчисления могут составить максимум 3 миллиарда долларов, подчеркнул В.Путин. Кроме того, Правительству поручено разработать дифференцированную шкалу налогообложения в нефтегазовой отрасли — в зависимости от качества скважин. [24]

В 2003 году в реальном выражении поступления по налогу на прибыль несколько выросли, тогда как в процентном отношении к ВВП еще более снизились — с 4,3 % до 4,0 % ВВП. [25]

С 1 января 2003 года в число подакцизных товаров был включён прямогонный бензин. [26]

С 2003 года изменился порядок уплаты акцизов на нефтепродукты (по месту потребления). [27]

В 2003 г. поступления от акциза на природный газ составляли около 45 % от общих доходов бюджетной системы по акцизам. [28]

В 2003 году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов. [29]

18 декабря 2003 года Путин заявил: «Действительно, очень многое говорится о необходимости более жесткого налогообложения нефтегазовой сферы. Здесь есть определенный смысл, он заключается в следующем. У нас одностороннее развитие экономики: дело не только в „нефтянке“ — у нас ТЭК развивается быстрее, чем перерабатывающая промышленность; в конечном итоге это ударит и по ТЭКу, поэтому нам нужно сбалансировать развитие различных секторов экономики, и делать это, конечно, нужно очень аккуратно. Есть специфические вещи, на которые я бы хотел обратить Ваше внимание — Ваше, Ваших коллег и руководителей отрасли. Эти специфические вещи заключаются в следующем. В прошлом году была большая дискуссия по поводу повышения налогообложения в нефтяной и газовой сфере. И надо сказать, что основания для этого были, потому что отрасль получала так называемые сверхдоходы в связи с большими ценами на нефть на мировых рынках. Но и налоги были повышены существенно — в четыре раза, то есть на 400 процентов, вот как. То есть это действительно была очень серьезная нагрузка для отрасли. Вместе с тем Правительство предложило увеличить отбор сверхприбыли у нефтянки — сверхприбыли: не вообще душить налогами, а сверхприбыль изъять в большем объеме. Во всех развитых экономиках сверхприбыль у нефтяных компаний изымается государством в соотношении 20 к 80 примерно, в разных странах — по-разному, но примерно так; я еще раз повторяю, речь идет о сверхприбыли: вот 20 процентов остается нефтяникам, 80 — в доход государства. У нас сверхприбыль делится между нефтяниками и государством — 50 на 50. В прошлом году Правительство вышло с предложением в Государственную Думу изменить это соотношение и увеличить изъятие сверхприбыли в доход государства. Лоббисты нефтяных компаний в Государственной Думе не позволили это сделать Правительству. Правительство предлагало увеличить экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ. Это предполагалось сделать двумя инструментами. Повторяю, лоббисты нефтяных компаний это сделать Правительству не позволили. По непонятным для меня причинам против этого предложения проголосовала целиком фракция КПРФ, против целиком проголосовала фракция „Яблоко“, почти не дал голосов СПС, 90 процентов проголосовало „за“ от „Единства“ — тоже не все, „соскочили“ там некоторые депутаты. И другие фракции, центристские фракции Думы, тоже не дали нужного количества голосов. В принципе предложение было справедливым. Повторяю еще раз, сделать это Правительству не дали. Но тогда доход от сверхприбыли в государственную казну увеличился бы тоже не на десятки миллиардов, как считают некоторые эксперты, которые говорят о том, что из „нефтянки“ можно выкачать еще до 20 миллиардов, увеличился бы примерно доход на 3 миллиарда долларов. Но — и я согласен с Вами — эта рента должна быть дифференцированной, вот сейчас Правительство думает об этом. И налогообложение должно зависеть от качества скважин, от объема добычи, от обводненности и так далее. В свое время от этого отказались, сделали плоскую шкалу НДПИ, потому что рассматривалось это просто как антикоррупционные меры. Правительство созрело до того, чтобы перейти к дифференциации». [30] [31]

По мнению представителей Счетной палаты, в 2003 году «ЛУКОЙЛ» использовал схему ухода от налогов при уплате налога на прибыль и неправомерно воспользовался льготой по налогу на имущество, предоставляемой в отношении магистральных продуктопроводов, за счёт чего компания в сумме недоплатила 246 млн рублей. [32]

11 марта 2003 года Путин подписал пакет указов, в результате которых, в частности, упразднил Федеральную службу налоговой полиции. [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40]

В 2003 году министр финансов Алексей Кудрин заявил, что существование одновременно НДС и налога с продаж неоправданно. [41]

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налога
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Подготовка налогов
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог на испанскую
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Фискус Иудейский
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят


Налог с продаж является налог выплачивается руководящим орган для продажи определенных товаров и услуг. Обычно законы позволяют продавцу взимать с потребителя средства в счет налога в момент покупки . Когда налог на товары или услуги уплачивается руководящему органу непосредственно потребителем, это обычно называется налогом на использование . Часто законы предусматривают освобождение определенных товаров или услуг от налога с продаж и использования, таких как продукты питания, образование и лекарства. Налог на добавленную стоимость (НДС) , собранный на товары и услуги , связанные с налогом с продаж. См. Основные различия в разделе Сравнение с налогом с продаж .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Типы
  • 2 Эффекты
    • 2.1 Воздействие на местную экономику
    • 2.2 Введение налога на удаленные продажи
    • 2.3 Эффект электронной торговли
    • 2.4 История
    • 2.5 Ранние примеры
    • 2.6 В Соединенных Штатах
  • 3 Снижение налога с продаж
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки


Обычный или розничный налог с продаж взимается с продажи товара его конечному пользователю и взимается каждый раз, когда этот товар продается в розницу. Продажи предприятиям, которые впоследствии перепродают товары, не облагаются налогом. Покупателю, который не является конечным пользователем, налоговые органы обычно выдают « сертификат перепродажи » и от него требуется предоставить сертификат (или его идентификационный номер ) продавцу в точке покупки вместе с заявлением о том, что товар предназначен для перепродажа. В противном случае налог взимается с каждого предмета, проданного покупателям без такого сертификата, находящимся под юрисдикцией налогового органа.

Другие виды налогов с продаж или аналогичные налоги:

  • Налог с продаж производителей, налог на продажу движимого имущества производителями и производителями.
  • Налог с оптовых продаж, налог на оптовые продажи материального личного имущества, когда оно упаковано и маркировано как готовое к отгрузке или доставке конечным пользователям и потребителям.
  • Налог с розничных продаж, налог на продажу в розницу движимого имущества конечным потребителям и промышленным пользователям.
  • Налог на валовую выручку , взимаемый со всех продаж компании. Их критиковали за их «каскадный» или «пирамидный» эффект, при котором товар облагается налогом более одного раза, когда он проходит путь от производства до конечной розничной продажи.
  • Акцизы , применяемые к узкому кругу товаров, таких как бензин или алкоголь, обычно взимаются с производителя или оптового продавца, а не с розничного продавца.
  • Налог на использование , взимаемый непосредственно с потребителя товаров, приобретенных без налога с продаж, как правило, товаров, приобретенных у продавца, не подпадающего под юрисдикцию налогового органа (например, у продавца в другом штате). Налоги на использование обычно взимаются штатами с налогом с продаж, но обычно применяются только в отношении крупных предметов, таких как автомобили и лодки.
  • Акцизный налог с оборота ценных бумаг , налог на торговлю ценными бумагами.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС), при котором налог взимается со всех продаж, что устраняет необходимость в системе сертификатов перепродажи. Налогового каскадирования можно избежать, применяя налог только к разнице («добавленной стоимости») между ценой, уплачиваемой первым покупателем, и ценой, уплачиваемой каждым последующим покупателем того же самого предмета.
  • FairTax , предлагаемый федеральный налог с продаж, призванный заменить федеральный подоходный налог в США.
  • Налог с оборота аналогичен налогу с продаж, но применяется к промежуточным и, возможно, капитальным товарам в качестве косвенного налога .

В большинстве стран мира налоги с продаж или налоги на добавленную стоимость действуют на всех или нескольких уровнях правительства страны, штата, округа или города. В странах Западной Европы , особенно в Скандинавии , взимаются одни из самых высоких в мире налогов на добавленную стоимость. В Норвегии , Дании и Швеции более высокий НДС - 25%, в Венгрии самый высокий - 27%, хотя в некоторых случаях используются пониженные ставки, например, для продуктовых магазинов, произведений искусства, книг и газет.

В некоторых юрисдикциях США существует несколько уровней правительства, каждый из которых устанавливает налог с продаж. Например, налог с продаж в Чикаго (округ Кук) , штат Иллинойс, составляет 10,25%, включая 6,25% штата, 1,25% города, 1,75% округа и 1% регионального транспортного управления. В Чикаго также есть налог на еду и напитки, взимаемый Управлением столичного пирса и выставок в размере 1% (что означает, что питание вне дома облагается налогом в размере 11,25%).

Для Батон-Руж , штат Луизиана , налог составляет 9,45%, что составляет 4,45% штата и 5% местного налога. В Лос-Анджелесе это 9,5%, что составляет 7,25% штата и 2,25% округа.

В Калифорнии , налоги с продаж составлены из различных штатов, графств и городских налогов . Государственная пошлина «взимается со всех розничных торговцев» за «привилегию продавать в розницу материальное личное имущество». Строго говоря, ответственность за уплату налога несет только продавец; когда розничный торговец добавляет этот налог к ​​покупной цене, потребитель просто возмещает розничному продавцу по договорному соглашению. Когда потребители покупают товары за пределами штата (в этом случае продавец не должен платить налог в Калифорнию), потребитель должен платить «налог на использование», идентичный налогу с продаж. Налог на использование взимается с «хранения, использования или другого потребления в этом состоянии материальной личной собственности». Потребители несут ответственность за декларирование этих покупок в той же документации, что и их годовой государственный подоходный налог, но они делают это редко. Исключение - покупка автомобилей за пределами штата. Затем штат взимает налог за использование в рамках регистрации транспортного средства в Калифорнии.

Имеется тенденция к замене обычных налогов с продаж более широкими налогами на добавленную стоимость. Налоги на добавленную стоимость обеспечивают около 20% мировых налоговых поступлений и были приняты более чем 140 странами. Соединенные Штаты сейчас являются одной из немногих стран, сохранивших обычные налоги с продаж.

Эффекты

Экономисты Организации экономического сотрудничества и развития изучили влияние различных типов налогов на экономический рост развитых стран в рамках ОЭСР и обнаружили, что налоги с продаж являются одним из наименее вредных налогов для роста.

Поскольку ставка налога с продаж не меняется в зависимости от дохода или богатства человека, налоги с продаж обычно считаются регрессивными . Однако было высказано предположение, что любой регрессивный эффект налога с продаж можно было бы смягчить, например, исключив арендную плату или исключив «необходимые» предметы, такие как продукты питания, одежда и лекарства. Investopedia определяет регрессивный налог как «налог, который взимает больший процент с людей с низким доходом, чем с людей с высоким доходом. Регрессивный налог обычно применяется единообразно. Это означает, что он сильнее сказывается на лицах с низким доходом. ".

Воздействие на местную экономику

Было показано, что более высокие налоги с продаж по-разному влияют на местную экономику. Согласно исследованию, проведенному в Миннесоте и Висконсине, где на сигареты был повышен налог с продаж, с повышением налогов все больше потребителей начинают пересматривать, где они делают покупки. Эффект от повышения налога с продаж проявился не сразу в продажах, а примерно через шесть месяцев после повышения налогов. Высокие налоги с продаж можно использовать для снижения налога на имущество, но только тогда, когда впоследствии налоги на имущество будут снижены. Исследования, которые показали эту корреляцию, были проведены в Грузии, когда города повышали налог с продаж и снижали налоги на недвижимость. Чтобы бороться с потерей продаж, город должен иметь возможность импортировать потребителей, чтобы покупать товары на месте. Если местные налоги с продаж слишком высоки, потребители будут ездить в другие районы для покупки товаров.

Применение налога на удаленные продажи

В Соединенных Штатах каждый штат, в котором действует закон о налоге с продаж, имеет компонент налога на использование в этом законе, применяемый к покупкам у поставщиков почтовых услуг, каталогов и электронной коммерции за пределами штата, категории, также известной как «удаленные продажи». По мере роста продаж электронной коммерции в последние годы несоблюдение налога на использование оказало все большее влияние на доходы государства. Бюджетное управление Конгресса оценило, что неуплаченные налоги за использование удаленных продаж в 2003 году могут достигать 20,4 миллиарда долларов. По прогнозам, в 2011 году неуплаченный налог за использование удаленных продаж достигнет 54,8 миллиарда долларов.

Однако обеспечить соблюдение налога на удаленные продажи сложно. Если у продавца нет физического местонахождения или связи в пределах штата, от продавца нельзя требовать сбора налога для этого штата. Это ограничение было определено как часть статьи о бездействующей торговле Верховным судом в решении 1967 года по делу National Bellas Hess v. Illinois . Попытка потребовать от продавца электронной коммерции в Делавэре взимать налог в Северной Дакоте была отменена судом в решении 1992 года по делу Quill Corp. против Северной Дакоты . Ряд наблюдателей и комментаторов до сих пор безуспешно выступали за принятие Конгрессом этого теста связи физического присутствия.

Закон о свободе налогообложения Интернета от 1998 г. учредил комиссию для изучения возможности налогообложения Интернета, но комиссия не дала никаких официальных рекомендаций. В отчете, опубликованном в 2003 году, Бюджетное управление Конгресса предупредило об экономическом бремени «множественности налоговых систем, особенно для небольших фирм».

В целях снижения бремени соблюдения налогового законодательства нескольких юрисдикций в марте 2000 года был организован проект упрощенного налога с продаж . Совместными усилиями в этом проекте правительств 44 штатов и округа Колумбия в конечном итоге был разработан упрощенный налог с продаж и использования. Соглашение 2010 г. Это соглашение устанавливает стандарты, необходимые для упрощения и единообразия налогового законодательства. По состоянию на декабрь 2010 года 24 штата приняли законы, соответствующие соглашению. Возможность применения упрощенного налога с продаж к удаленным продажам в конечном итоге зависит от поддержки Конгресса, поскольку решение Квилл против Северной Дакоты в 1992 году определило, что только Конгресс США имеет право вводить межгосударственные налоги.

Эффект электронной коммерции

На электронную торговлю также могут повлиять налоги на потребление. Его можно разделить на четыре категории: розничная торговля. посредники, бизнес для бизнеса и СМИ (Goldfarb 2008). Эти категории пострадали в разной степени. На посредников повлиял налог с розничных продаж, поскольку он предоставляет платформы для перехода между различными сторонами (например, торговая площадка Amazon). Операции между бизнесом будут выполняться при различных обстоятельствах в зависимости от того, будет ли дело облагаться налогом в США. Товары электронной коммерции обычно не облагаются одинаковым налогом, особенно по статистике в США. В разных штатах действуют свои собственные правила налогообложения продаж, например, некоторые штаты используют свой стандартный закон о налогах с продаж для цифровых товаров, а в некоторых штатах есть специальные законы для них. Трудно обеспечить соблюдение налогов на электронную торговлю, особенно в отношении цифровых товаров, которые торгуются в разных странах.

Влияние налога с продаж на поведение потребителей и производителей довольно велико. Эластичность спроса по цене для интернет - продуктов является высоким, а это означает , что потребители чувствительны к цене , и их спрос существенно изменится с небольшими изменениями в цене. Это означает, что налоговая нагрузка ложится в первую очередь на производителя. Чтобы избежать изменения спроса, производитель либо избегает налога, если это возможно, перемещая свои центры исполнения в районы без высокого налога с продаж, либо он будет учитывать стоимость налога с продаж, взимая с потребителей ту же цену, но оплачивая налог из своей прибыли. .

История

Ранние примеры

Налог, взимаемый с продажи товаров, изображен на стенах древних египетских гробниц, датируемых еще 2000 годом до нашей эры. Эти картины описывают сбор налогов на определенные товары, такие как растительное масло.

Суммы налога с продаж, измеряемые в драхмах по ставке один процент, были записаны в отдельной колонке отчета, подготовленного для аукциона 16 рабов в Пирее , Греция, в 415 г. до н.э. Близлежащие Афины взимали пошлины на импорт и экспорт товаров, которые в 399 г. до н.э. составляли два процента. В то время Афины не полагались на государственные учреждения в сборе налогов; ответственность была делегирована тому, кто предложил самую высокую цену, и эта практика известна как налоговое сельское хозяйство .

Римский император Август собрал средства для своего военного аэрария в 6 году нашей эры с помощью однопроцентного общего налога с продаж, известного как centesima rerum venalium (сотая часть стоимости всего проданного). Римский налог с продаж был позже уменьшен Тиберием до половины процента ( ducentesima ) , а затем полностью отменен Калигулой .

В Соединенных Штатах

Хотя правительство Соединенных Штатов никогда не использовало общий налог с продаж, введение акцизного налога на виски, введенного в 1791 году, было одной из первых попыток сбора средств. Непопулярность этого налога среди фермеров на западной границе привела к восстанию виски в 1794 году.

Федеральные налоги и налоги штата с продаж в Соединенных Штатах на протяжении XIX века оставались выборочными, а не общими. Однако во время Гражданской войны акцизы применялись ко многим конкретным товарам, что в совокупности они действовали как общий налог с продаж.

Первые налоги с продаж на широкой основе в Соединенных Штатах были введены Кентукки и Миссисипи в 1930 году, хотя Кентукки отменил свой налог с продаж в 1936 году.

Налог на бензин, взимаемый федеральным правительством за галлон (начиная с 0,01 цента за галлон в 1932 году) и налог за пачку сигарет (1,01 доллара за пачку с 2009 года), являются наиболее известными текущими налогами с продаж, администрируемыми федеральным правительством.

Двадцать два других штата начали вводить общие налоги с продаж позже, в 1930-х годах, за ними последовали шесть в 1940-х и пять в 1950-х. Кентукки восстановил свой закон о налоге с продаж в 1960 году. Еще одиннадцать штатов приняли законы о налоге с продаж в течение 1960-х, Вермонт был последним в 1969 году. Только пять штатов в настоящее время не имеют общих налогов с продаж: Аляска, Делавэр, Монтана, Нью-Гэмпшир, и Орегон.

Закон о реформе здравоохранения 2010 г. ввел 10-процентный федеральный налог с продаж на услуги по производству солярия, вступивший в силу 1 июля 2010 г. В отличие от предыдущих федеральных акцизных сборов, этот налог взимается напрямую с потребителя продавцом и основан на продажной цене, а не количество. Однако новый налог носит избирательный, а не общий характер и применяется только к конкретной услуге.

В Канаде с 1 января 2008 года действует федеральный налог на добавленную стоимость на товары и услуги по ставке 5 процентов. В каждой провинции Канады, кроме Альберты, существует провинциальный налог с продаж (PST) или Гармонизированный налог с продаж (HST), который представляет собой единую смешанную комбинацию GST и PST.

Снижение налога с продаж

Предприятия могут уменьшить влияние налога с продаж для себя и своих клиентов, планируя налоговые последствия для всех видов деятельности. Стратег по снижению или смягчению налога с продаж может включать в себя следующее:

  • Создание счетов-фактур для уменьшения налогооблагаемой части сделки купли-продажи. В Мэриленде , например, плата за доставку освобождается , если оно указано отдельно от обработки и других налогооблагаемых расходов.
  • Новые объекты. Юрисдикции без налога с продаж или широких льгот для определенных типов бизнес-операций будут очевидным фактором при выборе места для нового производственного завода, склада или административного офиса.
  • Адрес доставки. Для предприятий, работающих в нескольких юрисдикциях, выбор лучшего места для доставки может уменьшить или устранить налоговые обязательства. Это особенно важно для предмета, который будет продаваться или использоваться в другой юрисдикции с более низкой ставкой налога или освобождением от налога на этот предмет. Предприятиям следует подумать, распространяется ли освобождение от временного хранения на товары, изначально принятые в юрисдикции с более высокой налоговой ставкой.
  • Периодический пересмотр процедур учета налогов с продаж и использования. Должны быть доступны надлежащие подтверждающие детали, включая свидетельства об освобождении от уплаты налогов и свидетельства о перепродаже, счета-фактуры и другие записи для защиты компании в случае налоговой проверки с продаж и использования. Без надлежащей документации продавец может нести ответственность за уплату налога, не взимаемого с покупателя.

Льгота по НДС при продаже жилья

Налоговая служба напоминает, что с 1 января 2005 года вступает в силу федеральный закон от 20.08.04 г. № 109-ФЗ, согласно которому продажа жилья не облагается НДС.

Теперь продавец сможет вернуть из бюджета сумму долга, уплаченного с аванса. Об этом специалисты ФНС напомнили письмом от 09.12.04 г. № 03-1-08/2458/17.

Освобождение от налогов можно применять только при реализации жилья по договору купли-продажи. Если жилье продается в рамках договора подряда (субподряда), то НДС со строительно-монтажных работ по капитальному строительству надо платить в обычном порядке.

ВАС помог в спорах с налоговиками

При продаже за наличные товаров, работ или услуг индивидуальным предпринимателям объекта налогообложения по налогу с продаж не возникало. Значит, в 2002 и 2003 годах налог с проданного ПБОЮЛам платить было не надо. К такому выводу пришел ВАС в постановлении от 07.09.04 г. № 5201, пишет журнал «Документы и комментарии».

Мнение ВАС может пригодиться налогоплательщикам при споре с налоговиками по поводу уплаты налога за те три предыдущих года, когда налог с продаж еще нужно было платить. Если же суд уже вынес решение в пользу налоговиков, то постановление Высшего арбитражного суда послужит дополнительным аргументом при пересмотре судебного решения.

У регионов отберут часть налога на прибыль

Вчера замминистра финансов РФ Сергей Шаталов подтвердил информацию о перераспределении ставик налога на прибыль. Однако, представитель министра финансов заявил, что у регионов отберут не 5, как планировалось ранее, а 3-4 % поступлений. Сколько именно - правительство еще не решило.

По словам чиновника, решение о перераспределении было принято, чтобы компенсировать выпадающие доходы от снижения ЕСН с 2005 года.

Цены снижать вредно

Отмена налога с продаж в России никак не скажется на уровне инфляции, заявил председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин в интервью телеканалу РБК. По его словам, повышение цен в декабре 2003г. и январе 2004г. является традиционным для этих месяцев. Также, по его мнению, нецелесообразно снижать цены на товары при условии роста доходов населения. Отмена налога с продаж не скажется на потребительской способности людей пенсионного возраста, так как такие продукты, как хлеб и овощи, никогда не облагались данным налогом.

С 1 января этого года в России был отменен пятипроцентный налог с продаж (НСП). Крупнейшие торговые сети неоднократно заверяли и правительство, и президента России в том, что в случае отмены действующей ставки НСП они сразу же снизят цены в своих магазинах. Однако несмотря на заверения многих торговцев в том, что с начала этого года они пересчитали все цены, по мнению независимых экспертов, массового снижения розничной стоимости товаров и услуг не произошло. Более того, аналитики вообще сомневаются в полезности данной меры для российской экономики. В настоящий момент доля торговли в российском ВВП является одной из самых высоких в мире, поэтому как-то дополнительно стимулировать эту отрасль просто неразумно.

Г.Греф и Ю.Лужков спорят по поводу отмены налога с продаж

21 января состоялась рабочая встреча главы Минэкономразвития Германа Грефа с руководителями торгово-розничных предприятий России. Выяснилось, что "сетевики", несмотря на отмену налога с продаж, так и не снизили цены на товары. Но виноват в этом, если верить Герману Грефу, не федеральный центр, а столичное правительство, повысившее коммунальные платежи для торговых предприятий на целых 40%. Отмену налога с продаж "пиарили" на самом высоком уровне. Еще в конце прошлого года президент страны Владимир Путин и председатель правительства Михаил Касьянов не раз заявляли о том, что этот шаг является благом для всей экономики и для всего населения страны: ведь после отмены налога цены на товары должны были снизиться как минимум на 5% (столько составляет налог с продаж). "Сетевики" клялись и божились, что именно так и будет. Чтобы подстраховаться, правительство устами вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина напомнило "торговцам" об этом в последние дни прошлого года. После чего опостылевший налог был отменен с января нового года. Тут и стало ясно, что обещанного ждут три года и то в лучшем случае. Повального снижения цен на товары не произошло, более того, цифры на ценниках в супермаркетах еще подросли. Мэр Москвы Юрий Лужков не преминул указать федеральному правительству на то, что последнее просчиталось и совершило серьезную ошибку, отменив налог с продаж. "Правительству ее надо проанализировать и разобраться с теми торговыми фирмами, которые обманули президента, выступив в средствах массовой информации в защиту отмены этого налога", - заявил столичный мэр на заседании московского правительства.

ГЛАВА 27. Налог с продаж

Настоящая глава введена в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ и утрачивает силу с 1 января 2004 года

Статья 347. Общие положения

Налог с продаж (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Статья 348. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога с продаж (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются:

2) индивидуальные предприниматели.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Статья 349. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

О проверке конституционности положения статьи 349 НК РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 129-О

Статья 350. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

детской одежды и обуви;

лекарств, протезно-ортопедических изделий;

жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

учебной и научной книжной продукции;

периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями;

ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями.

2. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с настоящей статьей, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Статья 351. Налоговая база

Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.

Статья 352. Налоговый период

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Статья 353. Налоговая ставка

1. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов.

2. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки, установленной пунктом 1 настоящей статьи.

3. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

Статья 354. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

2. Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом.

3. В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

4. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Статья 355. Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации

Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).

Глава 25.2. Водный налог

Глава 25.2. Водный налог Статья 333.15. Налоговая декларация Комментарий к статье 333.15 Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, на основании абз.2 п.1 рассматриваемой статьи должны будут представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета

Глава 28. Транспортный налог

Глава 28. Транспортный налог Статья 357. Налогоплательщики Комментарий к статье 357 Текст статьи дополнен частью 3, согласно которой не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паролимпийских игр в соответствии со ст.3 Федерального

Глава 31. Земельный налог

Глава 31. Земельный налог Статья 391. Порядок определения налоговой базы Комментарий к статье 391 Текст п.1 статьи дополнен нормой, регламентирующей порядок исчисления налоговой базы в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Статья 143. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются:организации;индивидуальные предприниматели;лица, признаваемые налогоплательщиками

Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Статья 207. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также

Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ Статья 234 Утратила

Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ Статья 246. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются:российские организации;иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в

Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ

Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ Статья 333.8. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с

Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ

Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ Утратила силу.

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ Статья 356. Общие положения Транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами

Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ Статья 372. Общие положения 1. Налог на имущество организаций (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом

Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ Статья 387. Общие положения 1. Земельный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать

ГЛАВА 23. Налог на доходы физических лиц

ГЛАВА 23. Налог на доходы физических лиц Статья 207. НалогоплательщикиНалогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также

ГЛАВА 28. Транспортный налог

ГЛАВА 28. Транспортный налог Статья 356. Общие положенияТранспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов

ГЛАВА 30. Налог на имущество организаций

ГЛАВА 30. Налог на имущество организаций Введена в действие Федеральным законом РФ от 11 ноября 2003 года № 139-ФЗ. Вступает в силу с 01 января 2004 годаСтатья 372. Общие положения1. Налог на имущество организаций (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом

Читайте также: