Налог с крестьян в 15 18 вв

Опубликовано: 12.05.2024

Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.

Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.

Древняя Русь: истоки крепостничества

Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».

И. Билибин. Суд во времена Русской Правды.

И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org

Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.

Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.

2.jpg

Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.

Московское княжество — первые ограничения

Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.

3.jpg

В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.

Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.

4.jpg

Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.

Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.

Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.

Б. Чориков. Царь Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. 1844 год.

Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org

Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.

Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.


Особенно плохо пришлось крестьянам в центральных губерниях. Из них 11 % крестьянскаго населения всех разрядов оказались необеспеченными землею, т. е. получили меньше 2 дес. на душу, а 54% обеспечены скудно (получили наделы ниже 4 дес. на душу). Всего лишь 34% крестьян получила достаточные наделы.

В 47 губерниях Евр. Россіи находится в аренде 40—45 миллионов десятин. Более 2/3 арендованной земли крестьяне снимают у частных владельцев; кроме того, ими арендуется 3.500.000 дес. земли казенной и 1.737.000 дес. удельной. Какую же сумму должны ежегодно выплачивать крестьяне - арендаторы за арендованную землю собственникам земли? По приблизительному по самому скромному расчету, эта сумма не менее 100 миллионов руб. ежегодно.
На пашни приходится 60,9% , на покосы—13,4 проц., на остальные угодья—25,7%. Средняя валовая доходность одной десятины пашни для 27 губерний равняется 11 р.78 к., издержки же сѳльско-хозяйственного производства —7 р.65 к.

Пo отдельным губерниям валовая доходность десятины пашни колеблется от 8 р.8к. до 21 р.88 к., а издержки производства—от 5 р. 3 8 к. до 14 р.6 к. Чистая доходность десятины пашни, в среднем, для 27 губерній выражается всего лишь въ 4 р.13 к., испытывая колебания по отдельным губерниямъ между 7 р. 8 2 к. и 1 р.72 к. и достигая максимума в Спб. губерніи (7 р. 8 2 к.) и в Тамбовской (6 р.93 к.), Курской (6 р. 29 к.) и Орловской (6 р.23 к.). Наименьшая доходность наблюдается в Самарской губ. ( 1 р.94 к.) и Калужской ( 1р.72 к.).

Чистая доходность покосов оказывается больше, чем у пашни, составляя, в среднем, 8 р.64 к. и колеблясь между 2 р. 3 2 к. (Вятская губ.) и 22 р. 4 4 к. (Воронежская). Валовая доходность и чистая доходность остальных угодий весьма незначительна, выражаясь для 27 губ. всего лишь по 54 копейки и 39 коп.
При этом оказывается, что окладные платежи и повинности падают на каждую десятину в среднем в размере 1 р.39 к., составляя 15,4 % валовой и 36,8 % чистой доходности, получаемой с одной десятины надельной земли. По отдельным губерниям платежи составляют от 5,5 до 27,1% валовой и от 11, 0 до 76,0% чистой доходности!
В Суздальском уезде Влад. губ. платежи и повинности равняются чистой доходности, а в 16 уездах платежи и повинности превышают чистую доходность земли. Напр., въ Сапожковскомъ у. Ряз. губ. это превышение оказывается в 292,1% к чистой доходности.
По даннымъ 1900 г. было занято местными и сторонними промыслами в 50 губерніяхъ Евр. Россіи 14,2 миллиона душ, обоего пола т. е., 32 % всего крестьянского населения. Другими словами, при современных размерах крестьянского землевладения около 1/3 крестьянства уже не может питаться от земли. Больше всего рабочих занято промыслами местными (73°/о) и меньшая часть их—отхожими (27°/о). Доходность всех видов промысловых заработков равнялась в начале 1900 г. 1.083.086.00 0 р., в том числе отхожих—202.345.00 0 руб. (18,6%) и местных—880.741.00 0 руб. (81,4%).
Высшая норма крестьянского заработка наблюдается в трех южных районах: Новороссийком, Юго-Восточном и Юго-Западном, затем—в Прибалтийском крае и восточных губерниях. В среднем, приходится в год на 1 душу этого рода заработка—3 р.80 к., на 1 рабочего мужск. пола 16 р. 60 к., на 1 двор—24 р.20 к. Во всех остальных местностях Европ. России размеры крестьянского заработка у помещика ниже.
В среднем для 50 губерний поденная плата работника-мужчины (на своем содержании) оказывается весною всего лишь по 44 к., летом по 60 к.; сроковая летняя—40 р., годовая—61 р.50 к., подесятинная — при уборке хлебов 4 р.97 к., при уборке трав—4 р. 2 0 к. В районах же северо- западном, малороссийском и средне-земледельческом—еще ниже, а именно: сроковая летняя 37 р. 80 к., годовая—56 р.80 к. и 53 р.40 к.

При краткосрочных, не более как 1—2 месяца, займах крестьянскому населению приходится платить по 9,7 % в месяц, т. е., 116,4 % в год. Крестьяне Касимовскаго уезда (Ряз. губ.) платясь по месячным займам от 120 до 180 % в год. При займах, чтобы „перевернуться", под давлением крайней необходимости, они платят, в среднем, по 5,7 % в неделю , т. е. 296,4 % годовых. В Уфимск. губ. выяснилось на суде, что при нужде платились и по 30 % в неделю, т. е. 1560 % в год. Местным судьей было установлено на суде, что с башкир иногда бралось по 1200 % в годъ, а в некоторых местах и по 2600 % в год.

Внимательно прочтите все это и подумайте, почему ваши предки поддержали революцию.

Давайте прикинем: 77,1% - крестьяне, 15-20% - рабочие, 1% - дворяне, 0.5% - духовенство, 3.2% - купцы, какие-то копейки, ну пусть 0,1% - лица свободных профессий, остальные - мещане -10%

При этом, в самом удачном случае крестьянская семья имеет 4 десятины, а 14% крестьян - безземельные. Семья может иметь максимальный доход в 108 рублей в год - это если они зимой отправляются на заработки.

Рабочий может получать - 4 рубля в месяц или 48 рублей в год, если он чернорабочий, 3 рубля в месяц или 36 руб. в год, если это прислуга, около 200 рублей в год, если это рабочий на заводе, фабрике и 400 рублей в год, если это был железнодорожник.

Учитель получал 250 рублей в год.

Врач- 1500 рублей в год.

Чиновник от 250 рублей до 1000, но 25% из них получали 1000 в год, а 1% - от 7000 до 15000 и более в год.

Духовенство имело годовой доход: 3500 рублей - монах, около 10 тысяч - высшие иерарх. Священник - 300 рублей в год.

Но это были не все доходы высших чиновников и монастырей - они все были крупными землевладельцами. Так крестьянская семья имела 4 десятины земли, а высшие чиновники - по 15 тыс. десятин.

При этом крестьян ограбили при освобождении от крепостного права: их заставили платить за землю, которую они считали своей. Земля эта была оценена много дороже своей настоящей цены, да еще заставили платить проценты.
Для всех это было оскорбительно, а для кого-то и неподъемно. До окончания платежей крестьяне не могли продать свою землю, а ждать было нужно, пока не заплатят все. Земли они получили мало, а их семьи увеличилось. Земли катастрофически не хватало. Реформа 1906 года запоздала, плюс через 8 лет началась война.

Очевидно, что при таком распределении доходов и такой несправедливости революции была неизбежна, и все, кто тогда жили в России, это понимали.

  • Что такое повинности крепостных крестьян
    • Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства
  • Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
  • Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
  • Барщина
  • Оброк
  • Церковная десятина
  • Рекрутская повинность

Что такое повинности крепостных крестьян

Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
  2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
  3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
  4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
  5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

  • рекрутскую;
  • дорожную;
  • постойную;
  • подводную и др.

Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

  • мельницы;
  • мыловарни;
  • кузницы;
  • кожевенные мастерские;
  • рыбные промыслы.

Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.

К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

Барщина

Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

Оброк

Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

Церковная десятина

Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству.

Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах. Со временем часть обязанностей десятильника были переданы десятским священникам.

Рекрутская повинность

Помимо натуральных повинностей и оброка, крестьяне несли повинность рекрутскую. Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет призывались в рекруты и составляли костяк российской армии. Термин «рекрут» узаконен в России в 1705 году.

Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

Отставные рекруты нанимались сторожами, надзирателями, дворниками на участок, швейцарами. Рекрутская повинность была отменена в 1874 году. Сам термин «рекрут» был упразднен и заменен на «новобранец».

Крепостное право – подтверждённое законодательно положение, при котором крестьянин не мог уйти с земли, за которой закреплён, без разрешения власти. Беглого крестьянина ловили, наказывали и насильственно возвращали назад. Крепостного по решению помещика могли продать, сослать на каторгу, отдать в солдаты.

Причины возникновения крепостного права

В XV веке молодое Русское государство вело непрерывные войны: на юго-востоке с Казанским ханством, крымчаками и ногайцами, на западе со Швецией и Литвой (позднее Речью Посполитой). Содержать огромную профессиональную армию казна не могла, поэтому сформировалась поместная система. Служилый человек (воин, профессиональный военный) «испомещался» на данной ему князем земле. То есть, на время службы эта земля принадлежала ему — с неё он и его семья должны были кормиться. За это он был обязан нести воинскую и пограничную службу.

Но сама по себе земля не кормит, её нужно обрабатывать. Учитывая, что служилый человек проводил на украинах (границах) и в походах до десяти месяцев в году, сам он этого делать не мог, даже если бы умел и хотел. Более того, помимо пропитания с земли он должен был приобретать и содержать всё необходимое для похода: коня, оружие, доспехи. Нужны были крестьяне, которые обрабатывали землю и обеспечивали помещика всем необходимым.

Так же нужно отметить низкий уровень производительности сельского хозяйства. Если в странах Средиземноморья урожай доходил до 1:12 (посеянный мешок пшеницы давал 12 мешков урожая), в Европе это 1:6, на Руси — 1:3. Крестьянину было непросто прокормить себя и свою семью. Поэтому когда феодал начинал отбирать часть продукта для удовлетворения своих потребностей, крестьяне стремились сбежать. Еще один фактор — нашествия врагов и эпидемии, от которых тоже бежали на лучшие земли. Плотность населения резко снижалась, и как следствие, сокращалось количество произведённой продукции.

Самым масштабным периодом, когда многие территории практически обезлюдели, стала Смута. Чтобы обеспечить зарождающееся дворянство материальными ресурсами, необходимо было закрепить крестьян на земле.

Формирование крепостного права в Русском государстве

etapi_zakreposhenia_krestian

Таблица: этапы закрепощения крестьян.

Время ухода от помещика определено двумя неделями (Юрьев день) с уплатой пожилого

Подтверждено положение о Юрьевом дне, увеличен размер пожилого

В определённые годы крестьянам запрещено переходить

Указ о «Заповедных летах»

Введён 5-летний сыск беглых

Указ об «Урочных летах»

Введён 15-летний сыск беглых

Урочные лета отменены, введён бессрочный сыск.

Первым шагом к закрепощению свободных крестьян стал Судебник Ивана III 1497 года. Одним из его положений было назначение срока, когда крестьянина мог уйти от помещика. Это был Юрьев день, праздник святого Георгия Победоносца. Приходился он на 26 ноября по старому стилю (9 декабря). За неделю до и неделю после него землепашец мог уйти от феодала. Посевы к этому времени были уже убраны, а, следовательно, крестьянин рассчитывался по всем государственным налогам и всем видам натуральных и денежных обязанностей в пользу помещика. Крестьянин должен был уплатить пожилое — компенсацию землевладельцу за потерю работника.

Следующим этапом стало введение Иваном Грозным «заповедных лет» — времени, когда крестьянин не мог уйти и в Юрьев день. Введено это правило было в 1581 году.

В 1597 году появилось понятие «урочных лет», по которому помещик мог разыскивать беглеца до 5 лет. А в 1607 году срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

А в 1649 году Соборное Уложение Алексея Михайловича Романова окончательно закрепостило крестьян. Сыск беглых стал бессрочным, даже если крестьянин бежал много лет назад, женился на свободной, родил детей. Его находили, и вместе со всеми домочадцами возвращали со всем имуществом барину.

Помимо крестьян-землепашцев в личной собственности помещиков находились многочисленные дворовые люди, прислуга, конюхи, повара. Из дворни набирались крепостные театральные и балетные труппы.

Категории несвободных граждан на Руси

Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства. Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три категории: смерды, закупы, холопы.

Смерды

Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина (свободного общинника) полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда – 5 гривен.

Закупы

Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд (договор), согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги. Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая. После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись – становился обельным холопом.

Холопы

Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Обельные холопы были собственностью владельца наравне с утварью и скотом. Дети, рождённые от холопов (приплод), становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов. На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов. Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления. Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов. Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника. Холопом становился и вольный, женившийся на холопке. За убийство своего холопа хозяин ответственности не нес, за чужого – отвечал как за порчу имущества.

Остальные категории крестьян были свободными общинниками и жили на своей земле. В случае войны, эпидемии, неурожая они могли сняться с насиженных мест и уйти в другие земли. Именно это и стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.

Две теории происхождения крепостничества в России.

В XIX веке сформировались две теории происхождения крепостного права — указная и безуказная. Согласно указной теории, автором которой был русский историк Сергей Михайлович Соловьёв, крепостное право стало результатом деятельности государства. По его мнению, последовательная политика Московского царства, а позднее Российской империи, закрепила крестьян исходя из потребности страны. Делалось это для того, чтобы обеспечить материальную базу служилому сословию, несущему тяжёлое бремя государевой службы. Таким образом закреплялись не только крестьяне, но и сами служилые люди.

Другой российский историк, Василий Осипович Ключевский, выдвигал другую, безуказную теорию. По его мнению, законодательные акты не формировали, а всего лишь подтверждали фактически сложившееся положение вещей. На первое место он ставил экономический фактор и частноправовые отношения, позволявший одному классу эксплуатировать другой.

Раб и крепостной

Отличие между крепостным крестьянином и рабом британских американских колоний и США в 1619–1865 годах.

Раб британских колоний

Субъект права

Был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни.

В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением.

Собственность

Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору.

Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек

Семья

Раб не мог иметь семью.

Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью

Возможность освобождения

Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно.

Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных.

Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне (за них вступалась община и государственные чиновники), а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. В разное время количество крепостных крестьян в России составляло от 27 до 53%.

Отмена крепостного права

Крепостное право в Российской империи отменялось поэтапно: с 1816 по1819 год — отменено в Курляндской, Лифляндской, Эстляндской губерниях. В 1861 году царь Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В Бессарабии крепостничество просуществовало до 1868 года, в Абхазии, Армении, Азербайджане — до 1870 года, в Грузии — до 1971 года.

Таблицы: Форма закрепощения крестьян

Раннефеодальное государство (IX-XI вв.)

Смерды – зависимые от князя пахари.

Феодальная раздробленность (XII-XIII вв.)

Серебряники (те, то брал в долг деньги – «серебро» — с обязательством их отработать своим трудом), половники или исполовники (те, кто работал на земле, как правило, «исполу» — за половину урожая).

Формирование централизованного государства

Компенсация за опустевший двор и трудовые потери помещику при уходе крестьянина. Судебник 1550 г. – в два раза увеличивалось «пожилое».

Исторически сложившийся срок перехода. Крестьяне-старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», тогда как новоприходцы платили «часть двора». В Судебнике 1497г. Правило Юрьева дня стало обязательным для всего крестьянства.

1581-1592гг. – Бегство крестьян из родных мест из-за опричнины → временное запрещение перехода (отмена Юрьева дня).

1597г. – Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам. Пятилетний срок сыска беглых крестьян (попытка удержать крестьянство на месте).

1614г. – как и при введении Юрьева дня, первым льготные права получил в Троице-Сергиев монастырь, которому в качестве награды за оборону в годы интервенции было разрешено сыскивать своих крестьян в течение 9 лет.

1637г. – в ответ на коллективное челобитье дворян об отмене «урочных лет» правительство распространило действие частного указа на всех феодалов и продлило сыск беглых крестьян с 5 до 9 лет.

1641г. – после нового коллективного челобитья дворян срок сыска беглых крестьян был увеличен до 10 лет.

Соборное Уложение 1649г. – провозглашение «сыскивать беглых крестьян бессрочно», утверждалась вечная и бессрочная потомственная крестьянская крепость.

Работы, выполнявшиеся крестьянами на их господ. Создание основанного на крестьянском труде барщинного хозяйства было для землевладельца необходимостью, если он хотел повысить качество продукции увеличить доходы своего хозяйства.

Работа на владельческой пашне и сенокосе, в огородах и садах, по возведению и ремонту усадебных строений, мельниц, плотин и т.д.

Включающая в себя как продукты земледелия и скотоводства, так и изделия домашней промышленности, как никакая другая, способствовала консервации натурального характера экономики.

Денежный оброк в XVII веке за редким исключением еще не играл самостоятельной роли и чаще всего сочетался с барщинными повинностями и натуральными платежами.

  1. Литвинов М. А. История крепостного права в России.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Читайте также: