Отказ от применения единого налога

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 июля 2019 г. N 06-04-11/52839 Об отмене системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 г.

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не применяется с 1 января 2021 г.

По данным ФНС России, доля налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 21,8% от общего числа действующих налогоплательщиков, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В 2017 году ЕНВД применяли 2 044 тыс. налогоплательщиков, в том числе 276 тыс. организаций и 1 769 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в соответствии со статьями 61.1, 61.2 и 61.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по ЕНВД зачисляются соответственно в бюджеты муниципальных районов, городских округов и городских округов с внутригородским делением по нормативу 100 процентов.

Согласно данным бюджетной отчетности поступление доходов в местные бюджеты (здесь и далее без учета городов федерального значения) по ЕНВД за 2018 год составило 61,9 млрд рублей или 5,1% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов, что свидетельствует о существенности указанных поступлений в структуре налоговых доходов муниципальных образований. При этом 45,5 млрд рублей доходов от ЕНВД или 73,5% поступлений от общего объема указанного налога зачислены в бюджеты городских округов (здесь и далее с учетом консолидированных бюджетов городских округов с внутригородским делением), 16,4 млрд рублей или 26,5% - в консолидированные бюджеты муниципальных районов.

Организации и индивидуальные предприниматели после отмены ЕНВД вправе перейти на применение иных режимов налогообложения, например, на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), патентную систему налогообложения.

Также ряд налогоплательщиков после отмены ЕНВД сможет перейти на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации, где указанный режим будет введен.

Учитывая взаимосвязь роста поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по УСН от действий по формированию благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды, принимаемых не только органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органами местного самоуправления, в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в связи с отменой ЕНВД считаем целесообразным перераспределение между региональными и местными бюджетами доходов от УСН, в том числе путем установления дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от указанного налога на региональном уровне.

- по размерам перераспределения поступлений от УСН в местные бюджеты в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по указанному налогу;

- по расчету размеров дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от УСН на основе соответствующих показателей, к которым можно отнести объем выпадающих доходов местных бюджетов по ЕНВД, официальные статистические данные, характеризующие субъекты малого и среднего предпринимательства (объем выручки, доходы, численность работников и др.), показатели налоговой отчетности и прогноз поступлений по УСН и патентной системе налогообложения, а также иные показатели, которые, по мнению региона, могут быть использованы для указанного расчета.

Позицию субъекта Российской Федерации по указанному вопросу, а также иные предложения по подходам к обеспечению сбалансированности местных бюджетов в связи с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. необходимо представить в Минфин России не позднее 5 августа текущего года, в том числе на адрес электронной почты 1352@minfin.ru

Л.В. Горнин

Обзор документа

Платежи по ЕНВД зачисляются в муниципальные бюджеты по нормативу 100%. В связи с отменой ЕНВД с 2021 г. Минфин считает целесообразным перераспределение между региональными и местными бюджетами доходов от УСН.

- по размерам перераспределения поступлений от УСН в местные бюджеты в общем объеме поступлений в региональный бюджет;

- по расчету дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от УСН на основе соответствующих показателей. К ним можно отнести объем выпадающих доходов по ЕНВД, показатели налоговой отчетности и прогноз поступлений по УСН и ПСН.

Желание отказаться от УСН может возникнуть у предпринимателя по множеству причин. Мы же расскажем вам как именно его выполнить — как оформляется заявление об отказе применения УСН в 2019 году, куда его подавать и как отказ подтверждается. А также уточним, когда это действительно целесообразно и в каких случаях отказаться от УСН бывает попросту невозможно.

Что понимается под отказом от УСН?

Под отказом от упрощенной системы налогообложения понимается на самом деле переход на другой налоговый режим. Он может быть полностью добровольным по основаниям, установленным законом.

Почему отказываются от УСН?

Отказ от упрощенки может быть добровольным и принудительным. Думаем, будет излишне подробно расшифровывать эти понятия — в одном случае мы принимаете решение, исходя из собственных, а в другом — отказаться от УСН вас принуждают законодательно. Лучше рассмотрим подробнее по каким именно причинам в обоих вариантах происходит отказ.

Добровольный отказ от УСН

Чаще всего предприниматели решают перейти на другие системы налогообложения по следующим причинам:

  • проблемы с НДС при купле-продаже;
  • открытие новых филиалов или представительств;
  • необходимость увеличить численность сотрудников;
  • слияние компаний;
  • желание войти в состав товарищества.

Разумеется, это далеко не все причины, а только самые распространенные из них.

Пример: Компания начинает работать с заказчиками, использующими ОСНО и делает на них основную ставку. А тем, в свою очередь, просто не выгодно сотрудничать с предприятиями на УСН, т.к. они не могут принять НДС к вычету и из-за этого переплачивают налоги.

Принудительный отказ от применения УСН

Принудительный отказ происходит из-за того, что компания теряет право пользоваться “упрощенкой”. Вот в каких случаях это происходит:

  • Превышение предельного размера доходов. Когда ваши доходы за отчетный период превышают 112 500 000 рублей.
  • Превышение остаточной стоимости основных средств. Она также не должна быть выше 150 000 000 рублей для того, чтобы иметь право на УСН.
  • Превышение численности работников. За отчетный период количество работников не должно превышать 100 человек.
  • Создание филиалов. Теряют возможность пользоваться УСН компании, имеющие филиалы.
  • Доля участия других организаций. Запрещается применять УСН организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
  • Участие в договоре простого товарищества. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пример: У компании хорошо пошли дела и появилась возможность увеличить количество точек продаж и расширить производство. Число сотрудников начинает превышать 100 человек, а значит и применять УСН далее становится невозможным.

Плюсы и минусы отказа от УСН

Плюсы Минусы
Если речь идет на переход на ОСНО, то вы получаете пул клиентов, которые раньше не работали с вами из-за вопроса с НДС У вас усложняется ведение бухгалтерского учета
Вы можете расширять штат и набирать более 100 сотрудников Могут потребоваться дополнительные специалисты для грамотного ведения отчетности
У вас появляется возможность войти в состав товарищества Вам необходимо будет платить НДС, налог на имущество и налог на прибыль.

Когда можно и когда нельзя отказываться от УНС?

Невозможно отказаться от УСН в следующих случаях:

  • У вас не закончился предыдущий налоговый период.
  • Вы хотите отказаться от УСН только для отдельных видов деятельности.

Порядок отказа от УСН

Для начала вам необходимо уведомить об отказе налоговый орган. Заявление подается по месту регистрации, если речь идет об ИП или по месту нахождении, если отказ хочет оформить юридическое лицо. Уведомление заполняется по установленной форме №26.2-3 (скачать образец формы). В бланке необходимо указать ФИО предпринимателя или название организации, а также дату, с которой налогоплательщик планирует перейти на другой режим налогообложения.

уведомление для отказа от УСН

Срок отказа от УСН

Заявление об отказе может быть подано до 15 января года, в котором вы решили перейти на другой режим.

Относитесь серьезно к срокам подачи уведомления! При опоздании вам придется ждать до следующего года.

Можно ли вернуться обратно на УСН?

Можно, если вы не подпадаете под принудительный отказ и не раньше, чем спустя календарный год. Подать заявление о переходе на УСН вам необходимо будет до 31 декабря.

Как не ошибиться с выбором режима налогообложения?

Эффективнее всего обратиться в компанию, профессионально оказывающую консультационные услуги по вопросом налоговых выплат и отчетности или сразу заказать полное сопровождение. Мы приглашаем к нам, в компанию «ПРОГРАММЫ 93»!

Почему нам доверяют?

  • Большой опыт работ. Он помогает нам заранее знать все подводные камни налогообложения и отчетности, а также избежать множества распространенных ошибок.
  • Многопрофильность. У нас работают не только бухгалтера, но и юристы.
  • Услуги от команды специалистов. Вы не зависите от одного человека и получаете многоуровневую проверку работ.

Позвоните нам по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы сотрудники компании сориентировали по точной стоимости и рассказали, как начать сотрудничество.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Применяя упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), некоторые налогоплательщики по разным причинам принимают решение перейти на общую систему налогообложения. Рассмотрим порядок действий «упрощенца» в случае добровольного отказа от применения УСН.

По общему правилу при добровольном переходе к УСН налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11, п. 2 ст. 346.14 НК РФ), т. е. решают, когда и каким образом выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий. В ст.346.25 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и с УСН на другие режимы.

Уведомление о добровольном отказе от применения УСН

В письме ФНС России от 19.07.11 г. № ЕД-4-3/11587 отмечено, что «упрощенец» может добровольно перейти на иной налоговый режим только при обязательном соблюдении определенных условий. Так, если «упрощенец» опоздает с подачей заявления либо совсем забудет это сделать, он должен применять УСН до конца налогового периода (письмо Минфина России от 3.07.15 г. № 03-11-11/38553).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, в одном из судебных споров рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, представил в налоговый орган декларацию по НДС с исчисленными суммами налога и вычетами, что приводит к негативным налоговым последствиям.

Как определено в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.10 г. № 4157/10, использующий УСН предприниматель не вправе по своему усмотрению при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, переходить на общий режим налогообложения. Однако, отметили судьи, уведомление об отказе от применения УСН предприниматель в налоговый орган не представлял, право на использование УСН налогоплательщиком не утрачено (решение АС Саратовской области от 12.01.16 г. № А57-7796/2015). При этом налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию по «упрощенному» налогу.

По общему правилу применяющие УСН предприниматели не признаются плательщиками НДС (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС «упрощенцы» должны уплатить в бюджет сумму НДС (п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). А вправе ли они в данной ситуации претендовать на налоговый вычет? В п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г. № 33 указано, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает того, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

Таким образом, «упрощенец», отказавшийся добровольно от применения УСН, но не подавший в налоговую инспекцию уведомление о таком отказе, обязан перечислить в бюджет суммы НДС, отраженные в налоговой декларации, но не вправе уменьшить указанные суммы на налоговые вычеты по НДС.

Аналогичная позиция была изложена и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.13 г. № А26-6026/2012.

Тем не менее для большинства судей позднее представление в налоговый орган заявления (либо его отсутствие) о переходе с УСН на общую систему налогообложения не является причиной для лишения налогоплательщика права на изменение режима налогообложения. В подобных решениях приводится следующий аргумент: нарушение срока направления уведомления, установленного в п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не служит основанием для признания незаконным использования налогоплательщиком общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер, и в НК РФ не предусмотрены последствия пропуска указанного срока в виде запрета использовать иной режим налогообложения (решения АС Челябинской области от 25.12.15 г. № А76-21134/2015 и АС Кемеровской области от 18.11.15 г. № А27-15546/2015, постановления Тринадцатого АС от 12.10.15 г. № А26-1774/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.14 г. № А53-10176/2013, ФАС Центрального округа от 16.01.14 г. № А68-276/2013, Определение ВАС РФ от 30.04.14 г. № ВАС-1687/14).

Налог на добавленную стоимость

При переходе с УСН на общий режим налогообложения специальные правила действуют и в отношении применения налоговых вычетов. В п. 6 ст. 346.25 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения руководствуются следующим правилом: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, в случае приобретения им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к исключаемым из налоговой базы расходам, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Другими словами, «упрощенец» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» после перехода на общий режим налогообложения (в I квартале) принимает к вычету суммы НДС по сырью, материалам и инструментам, оборудованию стоимостью не более 40 000 руб., товарам, не использованным (не переданным покупателю) в период применения УСН (п. 6 ст. 346.25 НК РФ, письма ФНС России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 17.07.15 г. № СА-4-7/12690@, Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Как отмечено в постановлении АС Центрального округа от 11.06.15 г. № А54-3621/2014 и определении Конституционного суда РФ от 22.01.14 г. № 62-О, в п. 6 ст. 346.25 НК РФ урегулирована ситуация, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в период использования УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, которые подлежали отнесению, но не были отнесены ими к расходам при использовании УСН. Однако для бывших «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» право на налоговый вычет не возникает (Определение ВАС РФ от 30.05.14 г. № ВАС-7262/14, постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.14 г. № А12-13958/2013).

Что касается суммы НДС, относящейся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, позиция у контролирующих органов иная. Поскольку затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов, то НДС, относящийся к основным средствам (даже имеющих остаточную стоимость), к вычету не принимается (письма Минфина России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 5.03.13 г. № 03-07-11/6648, от 27.06.13 г. № 03-11-11/24460). Если основное средство введено в эксплуатацию в период использования общей системы налогообложения, а расходы на его приобретение не учитывались при УСН, то НДС можно принять к вычету (письмо Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844).

По строительным работам, которые произведены в период применения УСН, а также по товарам, приобретенным в этот период для строительства основных средств, введенных в эксплуатацию при общем режиме налогообложения, НДС возможно принять к вычету в I квартале (письма Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40631). При этом бывший «упрощенец» не имеет права на вычеты по НДС, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию основных средств в период применения УСН, согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ (решение АС Вологодской области от 2.11.15 г. № А13-16438/2014).

Налог на прибыль

Однако при использовании метода начислений (ст. 271, 272 НК РФ) действует порядок, установленный в п. 2 ст. 346.25 НК РФ:

1) в составе доходов признается ранее неучтенная (неоплаченная) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);

2) в составе расходов учитываются ранее неучтенные (неоплаченные) расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Иными словами, если доходы и расходы были учтены в налоговой базе «упрощенца», то повторно они не учитываются (п. 2 ст. 346.25 НК РФ), и напротив, если доходы и расходы не были учтены в базе, то они подлежат учету при общей системе налогообложения.

Так, при определении базы по налогу на прибыль бывший «упрощенец» учитывает в составе доходов суммы задолженности покупателей за реализованные им товары в первом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени погашения задолженности. А расходы признаются расходами того месяца, в котором налогоплательщик перешел на исчисление базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления. При этом в состав доходов не должны включаться суммы кредиторской задолженности, которые образовались на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов (письмо Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Рассмотрим конкретные ситуации переходного периода, которые на практике вызывают наибольшее количество претензий со стороны налоговых органов.

Пример № 1

ООО «Вираж» в период с 1.01.14 г. по 30.09.14 г. применяло УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В мае 2014 г. организация выполнила работы по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог. Денежные средства по указанному договору в течение 2014 г. в ООО «Вираж» не поступали, оплата была осуществлена лишь во II квартале 2015 г. В декларации по налогу на прибыль за 2014 г. эта сумма в доходной части не была отражена, а указана в декларации по налогу на прибыль за 2015 г. ввиду того, что фактически денежные средства поступили во II квартале 2015 г. В IV квартале 2014 г. организация утратила право на применение УСН, и с 1.10.15 г. она перешла на общий режим налогообложения.

В этой ситуации при переходе на исчисление базы по налогу на прибыль налогоплательщик должен был учесть в «прибыльных» доходах суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения, т. е. в первом отчетном (налоговом) периоде применения этого режима — в IV квартале 2014 г. независимо от времени погашения задолженности. Иной порядок действий налогоплательщика приводит к судебным разбирательствам, которые заканчиваются в пользу налоговых органов (решение АС Нижегородской области от 29.05.15 г. № А43-3335/2015).

Если в период применения общей системы налогообложения организация отгрузила продукцию в соответствии с полученным авансом (в период использования УСН), то в части, равной сумме аванса, стоимость отгруженной продукции не учитывается в «прибыльных» доходах (письмо Минфина России от 28.01.09 г. № 03-11-06/2/8).

Некоторые налогоплательщики полагают, что, включая в «прибыльный» доход неоплаченную дебиторскую задолженность покупателей в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения, можно уменьшить налоговую базу на сумму безнадежных долгов, образовавшихся в период применения УСН.

Пример № 2

Налогоплательщик, утратив с 1.10.15 г. право на применение УСН и перейдя на общий режим налогообложения, включил в создаваемый налоговый резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, возникшую в период применения УСН.

Согласно ст. 346.16 НК РФ в закрытом перечне расходов, на величину которых уменьшается налоговая база «упрощенца», расходы от списания сумм безнадежных долгов не поименованы, поэтому такой долг нельзя признавать и в переходном периоде (письма Минфина России от 23.06.14 г. № 03-03-06/1/29799, от 1.04.09 г. № 03-11-06/2/57).

Суды придерживаются аналогичного мнения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.15 г. № А34-7050/2014).

Систематизируем правила переходного периода в части признания расходов по приобретенному сырью, материалам, товарам, инвентарю и оборудованию стоимостью не более 100 тыс. руб. (до 1.01.16 г. — не более 40 тыс. руб.) в табл. 2.

Несмотря на то что бывший «упрощенец» (независимо от применяемого объекта налогообложения) имеет право учесть в «прибыльных» расходах стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, данное право иногда приходится доказывать в судебном порядке.

Как отмечают судьи, доводы налогового органа о невозможности признания в момент перехода на общую систему налогообложения неоплаченных расходов, возникших в период использования налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы», являются несостоятельными, поскольку применение нормы п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не зависит от вида объекта налогообложения по УСН (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинска от 25.02.15 г. № 18АП-16151/2014).

Налоговый учет основных средств

Нормы НК РФ регулируют правоотношения, связанные с переходом с УСН на общий режим налогообложения и обратно исключительно с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Поэтому сложности возникают, если бывший «упрощенец» применял объект налогообложения «доходы». В этой ситуации, по мнению Минфина России, остаточная стоимость основных средств не определяется (письма от 19.01.12 г. № 03-03-06/1/20 и от 29.12.08 г. № 03-11-04/2/205). Аналогичный подход содержится и в письме ФНС России от 2.10.12 г. № ЕД-4-3/16539.

Пример № 3

При исчислении налога на прибыль ООО «Вектор С» включил в состав косвенных расходов остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН (с объектом налогообложения «доходы»). Налоговый орган исключил стоимость такого имущества из налоговой базы.

При рассмотрении спора в арбитражном суде было отмечено, что НК РФ не содержит специальных норм, определяющих порядок формирования остаточной стоимости основных средств при переходе с УСН с объектом налогообложения «доходы» на общую систему налогообложения. Однако это само по себе не означает, что при переходе с УСН налогоплательщик не имеет права сформировать остаточную стоимость основных средств. В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств. С учетом того, что основные средства приобретены и оплачены организацией, а также введены в эксплуатацию в период применения УСН с объектом налогообложения «доходы», остаточная стоимость такого основного средства на момент перехода на общий режим налогообложения должна определяться (решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.15 г. № А81-2537/2015). Такой же вывод содержится и в постановлении АС Центрального округа от 10.11.14 г. № А23-223/2014.

Таблица 1. Особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711)

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

Аванс и отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) получены в период применения УСН

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

Аванс получен в период применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена при общем режиме налогообложения

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

Поскольку договор на отгрузку товаров (работ, услуг, имущественных прав) был заключен с контрагентом без учета НДС, то у продавца (бывшего «упрощенца») возникает необходимость либо пересмотреть условия договора с покупателем (увеличить сумму НДС или указать, что стоимость отгруженной продукции включает в себя НДС, т.е. применить расчетную ставку НДС), либо уплатить НДС за счет собственных средств

Отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена в период применения УСН, а оплата – при общем режиме налогообложения; дебиторская задолженность за товары (работы, услуги, имущественные права) была погашена после перехода на общий режим налогообложения

НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711).

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)

Редакцию Т⁠—⁠Ж забросали вопросами про добровольные налоги. Нам присылают видео с подробным разбором новых федеральных законов, которые якобы превратили обязательные платежи в пожертвования. И вроде аж с 2019 года можно не платить налог на имущество, землю, а теперь еще и НДФЛ.

Мы не планировали подробно разбирать эту тему: чего только не напишут в интернете. Но писем с вопросами стало слишком много, а спорное видео набирает сотни тысяч просмотров. Пришла пора разобраться с добровольными платежами в налоговую. Да, такие действительно есть — и их можно не вносить. Но это не значит, что налоги отменили и можно отказаться от них с помощью заявления.

Вот как все обстоит на самом деле: объясняем закон и развенчиваем мифы.

Откуда слухи про добровольные налоговые платежи

В основе слухов о добровольности налогов — федеральный закон № 232-ФЗ. Такой закон на самом деле действует с 1 января 2019 года. Он ввел в налоговый кодекс статью 45.1 о едином налоговом платеже физического лица.

В этой статье налогового кодекса есть формулировка о добровольности. Она и породила слухи о том, что теперь все налоги физических лиц — это жест доброй воли, а вносить их необязательно. Вот несколько тезисов из статей и видео на эту тему:

  1. Налоги физлиц стали добровольными платежами.
  2. Их можно не вносить, потому что теперь это пожертвования.
  3. Платежи в бюджет нигде не учитываются и идут в карман налоговикам.
  4. От уплаты налогов можно отказаться по заявлению.
  5. Такое же заявление нужно написать работодателю, чтобы не платить НДФЛ.
  6. Пенсионеры могут запретить удержание НДФЛ с пенсии.
  7. Платить имущественные налоги не нужно.
  8. Сделать это смогут только те, у кого хватит знаний и силы духа.
  9. ФНС скрывает этот закон.

Все это стало результатом ошибочного толкования закона или желания намеренно ввести людей в заблуждение. А вот как работают эти нормы на самом деле.

Что такое единый налоговый платеж

Единый налоговый платеж — это новая сущность в налоговом кодексе, до 2019 года такого вообще не было. Его суть в том, что налоги физлиц можно платить авансом, не дожидаясь уведомления. Но это добровольный платеж: государство предоставило такую возможность и объяснило, как ею пользоваться, куда платить, когда можно зачесть или вернуть. В Т⁠—⁠Ж об этом платеже еще год назад вышел подробный разбор.

Физические лица платят три налога за свое имущество: на недвижимость, транспорт и землю. Инспекция считает суммы налогов и раз в год присылает уведомления каждому собственнику: вот сколько вы должны заплатить в бюджет до 1 декабря. Платить имущественные налоги — это не право, а конституционная обязанность.

Государство решило, что кто-то из налогоплательщиков захочет платить налоги авансом, не дожидаясь уведомлений. Например, чтобы не тратить всю сумму в конце года, а откладывать частями. Или просто человеку захочется выдать государству беспроцентный кредит. И вот ввели такой механизм — деньги можно в любое время вносить на так называемый авансовый кошелек. Они там лежат до срока уплаты, а потом автоматически списываются в счет начисленных налогов.

О целесообразности этого платежа долго спорили, и она до сих пор не очевидна, но все-таки закон приняли — и возможность вносить налоги авансом теперь есть у каждого.

Единый налоговый платеж на самом деле добровольный

Платить налог на имущество, землю и машину — это обязанность, которую никто никаким законом не отменял. Но платить их авансом с помощью единого налогового платежа — это право. Вы можете вносить деньги на авансовый кошелек, а можете не вносить. Никто не заставит.

Но когда придет время, налоговая инспекция обязательно направит уведомление и будет ждать уплаты начисленных сумм. А если они тем или иным образом не поступят в бюджет, их обязательно взыщут. Причем без суда в привычном понимании. Однажды банк просто спишет деньги с карты — и сослаться на видео с призывами не платить налоги не получится.

Авансовые платежи учитываются на лицевом счете

Говорят, что раз платеж добровольный, то он якобы не будет нигде учитываться. Это неправда. В законе есть целый раздел о том, куда попадают деньги и как потом засчитываются при уплате налогов.

В прошлом году мы проводили эксперимент, чтобы проверить, как работает механизм единого платежа. Не все прошло гладко: в день уплаты налога суммы с авансового кошелька не списались и в личном кабинете появилась задолженность по земельному налогу. Но через несколько дней все исправилось: деньги автоматически погасили остаток долга по имущественным налогам без начисления пеней.

С 2020 года неудобство с зачетом аванса только в последний день устранили. Теперь его засчитают не 1 декабря, а раньше, чтобы к сроку уплаты был понятен остаток. Если решите платить налоги авансом, не переживайте: деньги попадут куда положено, даже если вносить их не за себя.

НДФЛ тоже можно платить через авансовый кошелек

В налоговом уведомлении могут быть указаны не только имущественные налоги. Еще там может быть налог на доходы — но не тот, что удерживает работодатель с зарплаты, а тот, что налоговый агент не смог удержать из вашего дохода.

Например, если банк рефинансировал ипотеку и появилась материальная выгода. Или работодатель выдал подарок дороже 4000 Р , а работник уволился — и не получилось удержать с него НДФЛ. О таких суммах налоговые агенты сообщают в инспекцию, а инспекция указывает долг в уведомлении. Его нужно выплатить до 1 декабря следующего года.

В 2019 году единый налоговый платеж не погашал НДФЛ, его принимали только в счет налога на имущество, землю и транспорт. С 2020 года через авансовый кошелек можно добровольно платить и НДФЛ. Но только тот, что не смог удержать налоговый агент. Налог на доходы по декларации нужно заплатить до 15 июля обычным способом.

Отказаться от налогов по заявлению не получится

Советчики из интернета призывают идти в налоговую инспекцию и писать заявление: я, мол, отказываюсь платить налоги, потому что они стали добровольными, вот вам ссылка на закон. Но это не поможет.

Даже если заявление примут, в ответ придет разъяснение о том, что налоги нужно платить, их не отменяли и могут взыскать принудительно — по судебному приказу или через пристава.

Работникам предлагают отказаться от уплаты НДФЛ — тоже по заявлению на работе. А пенсионеров отправляют в пенсионный фонд, чтобы у них перестали удерживать налог с пенсии. Но работодатель все равно будет выдавать зарплату за вычетом налога на доходы, а НДФЛ с пенсий и так не удерживают.

Как-то специально отказываться от единого налогового платежа не нужно. Если хотите — вносите его через личный кабинет. Если не хотите платить налоги авансом — просто ничего не делайте, писать заявление не придется.

Как законно не платить или уменьшить налоги

Налоги на самом деле можно не платить, значительно их уменьшить или забрать из бюджета то, что туда уже перечислили. Для этого нужно использовать льготы и вычеты, следить за изменениями в законах и правильно их использовать.

Например, нужно вовремя подать заявление о льготе для мамы-пенсионерки, чтобы ее освободили от налога на квартиру и землю. Можно за пять минут прекратить регистрацию машины на свое имя, чтобы не платить за нее транспортный налог после продажи. Или собрать с платных клиник справки о расходах на анализы, лечение зубов и прием лора, чтобы вернуть 13% с помощью социального вычета.

В последнее время появились важные законы, которые помогут избавиться от налогов и сэкономить десятки тысяч рублей:

И это точно не слухи.



Может вы ещё статью сделаете о том, что СССР существует, РФ - это фирма и дальшеянепомнюещечто. Но нас везде обманывают))))

1. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

Налогоплательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения, предусмотренный настоящим Кодексом, со следующего календарного года, если иное не установлено настоящей главой.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:

по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5 , 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

3. Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной настоящей главой, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Датой постановки на учет в качестве налогоплательщика единого налога является дата начала применения системы налогообложения, установленной настоящей главой, указанная в заявлении о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога.

Снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, переходе на иной режим налогообложения, в том числе по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, осуществляется на основании заявления , представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 настоящего Кодекса. Датой снятия с учета налогоплательщика единого налога в указанных случаях, если иное не установлено настоящим пунктом, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным пунктом 2.3 статьи 346.26 настоящего Кодекса, соответственно.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета, если иное не установлено настоящим пунктом.

При нарушении срока представления налогоплательщиком единого налога заявления о снятии его с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его с учета в качестве налогоплательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление о снятии с учета.

Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога и форма заявления организации или индивидуального предпринимателя о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. На розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, являются управляющие рынком компании.

Читайте также: