Налог на земельную ренту

Опубликовано: 03.05.2024

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

date image
2015-05-30 views image
3684

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



По поводу землевладения возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму - земельнуюренту.Земельная рента представляет частный случай экономической ренты - дохода собственника ресурса, предложение которого строго ограничено. Слово «рента» в переводе с французского (rente) означает «отданная». В этимологии этого слова таким образом воспроизводится факт передачи части продукции (или дохода), произведенной земледельцем, собственнику земли. Земельная рента - доход собственника земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Предложение земли и других природных ресурсов выступает как запас, рента - как поток. Рента в современной экономической теории есть форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, т.е. приносит доход.

Основы теории ренты были разработаны английскими классиками А.Смитом и Д.Рикардо в конце XVIII-начале Х1Хв. Первоначально понятия «земельная рента» и «экономическая рента» совпадали. У современных экономистов понятие ренты шире: его обозначают любой дифференцированный доходвообще, особенно когда этот доход порождается невоспроизводимым фактором (например, владелец хорошего голоса не может передать его другому и т.п.). Обладатели таких факторов получают ренту.

Рассмотрим сначала ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества (так называемая абсолютная рента).

Предложение земли абсолютно неэластично. Поэтому, если мы на оси абсцисс отложим земельную площадь (определенное количество гектаров земли), а на вертикальной оси - ренту (сумму денег, которую арендаторы ежемесячно выплачивают за каждый гектар), то кривая предложения S будет параллельна оси ординат (см.: рис.1). Кривая спроса До будет иметь отрицательный наклон вследствие действия закона уменьшающегося плодородия земли.

Пересечение кривой спроса До с кривой предложение S определяет равновесие на рынке земли, Ro - уровень ежемесячной ренты за 1 га земли. Площадь OQ°EoRo представляет собой совокупную ренту за всю используемую в данном обществе землю. Изменение спроса на основной продукт питания (пшеницу) приведет к повышению ежемесячной ренты за 1 га земли с Ro до Ri. Это обусловит увеличение чистой экономической (абсолютной) ренты (площади OQ°EiRi). В случае падения спроса на пшеницу ежемесячная земельная рента за 1 га земли уменьшится до R и абсолютная рента - до 0Q Е R .

Рис1.

Предложенная модель наглядно показывает активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли цена земли и абсолютная рента всецело зависит от изменения спроса.

Необходимость выплаты земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле. Если она полностью уплачивается землевладельцу, то служит своеобразным налогом, понижающим эффективность хозяйствования на земле. Поэтому уже в Х1Хв. выдвигались различные проекты отмены феодальной собственности на землю и передачи ее в руки государства. Такое требование, например, содержится в «Манифесте коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. Для передовых стран основоположниками научного коммунизма предлагалась «экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов».

Однако ни в одной стране с развитым рыночным хозяйством национализация земли в Х1Хв. осуществлена не была. Эта идея была реализована лишь в некоторых социалистических странах, да и то не во всех. В предложенной модели абсолютной ренты предполагалось одинаковое качество и одинаковое метоположение земли. В действительности земля различается («дифференцируется») и по плодородию, и по положению. При равных вложениях капитала и труда на одинаковых по размеру участках могут быть получены различные результаты вследствие различного плодородия и местоположения земли. Поэтому рента за лучшую землю будет выше, чем за среднюю, а за среднюю выше, чем за худшую. Худшая земля будет давать ее владельцу лишь абсолютную ренту, а средняя и лучшая, наряду с абсолютной рентой еще и дифференциальную. Естественное плодородие почвы не является раз и навсегда заданным. Оно может быть улучшено или ухудшено в результате хозяйствования на земле. К естественному плодородию может добавиться и искусственное плодородие.




Таким образом, невоспроизводимость (ограниченность) лучших земель и их неперемещаемость объективно формируют особый тип монополии в обществе — монополию на землю как объект хозяйства. Этой монополией обладают те, кто ведет хозяйство на лучших землях. Существование этой монополии и является причиной дифференционального дохода, достающегося землепользователю и превращающегося в дифференциальную ренту при условии его передачи землевладельцу.

И модель дифференциальной ренты, и модель абсолютной ренты наглядно показывают активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли рента всецело определяется динамикой и уровнем спроса. А это оказывает влияние на цену земли.

Цена земли не тождественна земельной ренте, представляющей собой цену услуг земли как фактора производства. Цена на землю определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой дисконтированную стоимость рентных платежей.

Как писал К.Маркс, цена земли – «это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит, - исчисленная в соответствии с обычной процентной ставкой» (Соч.т.25, ч.II, с.172). И действительно, владелец земли продает тот или иной участок, а покупатель купит его только за такую денежную сумму (цену), которая, будучи положена в банк, позволит первому получить доход в форме процента, равный по величине его прежнему рентному доходу, а второму – получать рентный доход, адекватный процентному доходу. Поэтому, цена земли представляет собой капитализированную земельную ренту. Ее величина прямо пропорциональна размерам земельной ренты и обратно пропорциональна ссудному проценту и может быть определена по формуле:

Цена земли = (R/n) * 100%

n – норма ссудного процента.

С возникновением многоукладной экономики, отменой монополии государственной собственности на землю, признанием коллективной и индивидуальной собственности на нее споры о земельной ренте как научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели большой практический интерес. Категории земельного налога и земельной ренты тесно взаимосвязаны. Причем исходными являются именно рентные отношения, определяющие функции земельного налога, на основе которых, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок и принимаются другие конкретные решения.

Земельный налог - одна (но не единственная) из форм проявления земельной ренты. Последняя присутствует также в цене земли, влияет на другие элементы налогообложения в сельском хозяйстве. Рассмотрим ряд методологических вопросов, определяющих взаимосвязь земельной ренты и земельного налога.

1. Какую долю ренты следует изымать в форме налога? По мнению одних специалистов, изыматься должна вся сумма ренты, другие же считают, что часть ренты нужно оставлять в рассмотрении коллективов предприятий для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов и в особенности для интенсификации производства. Сторонники второй позиции предлагают изымать в виде налога только дифференциальную ренту I, связанную с плодородием и местоположением земель, а дифференциальную ренту II, связанную с дополнительными вложениями капитала в земельные участки, - оставлять в распоряжении трудовых коллективов. По нашему мнению, более обоснован второй подход, поскольку он способствует лучшему использованию земли. Но при этом возникают трудности методического характера, вызванные необходимостью разделения общей суммы ренты на две части.

2. Кто является субъектом рентного платежа, то есть кто конкретно должен его вносить? Сегодня плательщиком выступают субъекты, получающие землю во владение или в собственность. Применительно к колхозам и совхозам это означает, что именно они должны быть плательщиками ренты, если им переданы рентоносные земли. За земли, переданные во временное пользование (аренду), дифференциальная рента выплачивается их собственником или владельцем. Однако рента может быть включена в состав арендной платы, взыскиваемой с арендатора. Во всех случаях источником дифференциальной ренты является избыточная прибыль, получаемая собственником или владельцем земли.

3. На основе каких цен на сельскохозяйственную продукцию нужно определять величину дифференциальной ренты? Здесь есть два подхода. Согласно первому, дифференциальная рента, как и вообще оценка земли, должна определяться на основе расчетных (кадастровых) цен, отражающих в той или иной форме затраты на производство продукции в худших условиях. Мы согласны с точкой зрения, что такой подход правомерен для анализа межотраслевых отношений, решения задач размещения производства и т.д. Но он неприемлем для построения системы налогообложения, так как она должна опираться на реальную сумму прибыли, получаемую сельскохозяйственными предприятиями. Этим целям лучше отвечает другой подход к исполнению ренты, суть которого состоит в определении ее суммы на основе действующих законодательных и других цен.

4. Каковы конкретные формы передачи земельной ренты в распоряжение общества? Как показывает мировая практика, земельный налог — не единственная форма изъятия земельной ренты. Она передается в бюджет и по другим каналам - через налог на прибыль, подоходный налог. Во многом формы передачи ренты зависят от развитости всей системы налогообложения и других факторов, которые, в свою очередь, обуславливают разделение функций между разными видами налогов.

5. Стимулируется ли рациональное использование земли?На величину земельного налога, определяемого по стабильным ставкам на единицу площади, не влияют фактические результаты хозяйственной деятельности (доход, прибыль). Несомненно, при этом налог выполняет и функцию стимулирования рационального использования земли. Однако эффективность данной функции зависит от тяжести налогообложения, т.е. от величины налоговой ставки на единицу земельной площади. Таким образом, изъятие земельной ренты в форме земельного налога, установленного на единицу площади, предпочтительнее, чем введение налога на прибыль или валовой доход.

Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной собственности государства на землю к многообразию форм собственности, землевладения и землепользования. Вместе с тем поземельный налог в том виде, в каком он сейчас применяется уже не соответствует новым экономическим реалиям. Возможности изъятия земельной ренты резко сужаются внутри регионов - субъектов федерации, поскольку они перестают быть монополистами - собственниками земли. Все больше земель сельскохозяйственного назначения передается в общую собственность реформированных сельскохозяйственных предприятий и в частную собственность фермерских хозяйств. Следовательно, утрачивается юридическая и политэкономическая основа изъятия земельной ренты у ее собственников -реформированных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

Земельный налог пока не играет регулирующей роли. Он слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия. Дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области.

С учетом перспектив развития рыночных отношений целесообразно перейти на двухканальную систему налогообложения:

- налог на прибыль сельскохозяйственных товаро-производителей. Он должен получить статус федерального;

- налог на недвижимое имущество (включая землю). Данный налог должен быть муниципальным.

Применение двухканальной системы позволит устранить многие недостатки, обусловленные действующей концепцией земельного налога. Прежде всего исчезнет необходимость его перераспределения между регионами. Статус налога на прибыль обеспечивает беспрепятственное поступление в бюджет федерации.

Муниципальный статус налога на недвижимое имущество снимает многие проблемы, связанные с присвоением и реализацией ренты. Земельный налог как составная часть налога на имущество будет предназначен для финансирования мероприятий, необходимых для населения данной территории. К ним относятся затраты на поддержание социальной инфраструктуры, осуществление экономических и землеохранных программ в интересах жителей соответствующей территории.

Таким образом, трансформация земельного налога должна быть синхронизирована с процессом распространения частной и коллективной форм собственности на землю, усилением заинтересованности в ее лучшем использовании и сохранении. В результате исчезнет правовая основа изъятия ренты в доход государства, поскольку она принадлежит собственнику. Это значит, что земельный налог будет превращаться в муниципальный, обслуживающий местные нужды, связанные с охраной земель, землеустройством и т.п.

Рента – это регулярно получаемый доход с имущества.

Рента может быть финансовой, земельной, экономической и мертвой. Финансовая рента представляет собой последовательность платежей, которые проводятся через равные временные промежутки. Рента с земли определяет цену, которую уплачивает пользователь за ее эксплуатацию или разработку месторождений. Экономическая рента – это величина, которая платится за пользование факторами производства. Она обычно выше, чем плата необходимая для поддержания рабочего состояния ресурса. Минимальный размер оплаты обычно равен доходности ресурса.

Земельная рента является частной формой экономической. Предложение земли может быть ограничено, например, на острове. Изменение стоимости аренды не сможет изменить количество предложения. Мертвая рента представляет собой платеж за неиспользуемое имущество.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды ренты и проблемы земельного налога 470 руб.
  • Реферат Виды ренты и проблемы земельного налога 230 руб.
  • Контрольная работа Виды ренты и проблемы земельного налога 210 руб.

Отношения ренты требуют юридического сопровождения. Договор ренты представляет собой документальное соглашение, по которому одна сторона передает плательщику ренты имущество в пользование. Плательщик берет на себя обязательства выплачивать заранее оговоренную сумму, либо он может предоставлять средства для содержания этого имущества.

Договор ренты в России регламентируется Гражданским Кодексом. По своему характеру он является реальным, обязывающим стороны, возмездным. С юридической точки зрения договор ренты может быть:

  1. Постоянным. Он представляет собой соглашение, по которому срок пользования имуществом и проведение соответствующих платежей не ограничен.
  2. Пожизненным. Предмет договора определяется сроком жизни владельца имущества, либо третьего лица.
  3. Пожизненным содержанием и иждивением. Передача имущества в пользование происходит при условии, что плательщик возьмет на себя обязанности содержать его владельца.

Таким образом, рента представляет собой форму дохода, получаемого владельцем имущества или иного актива.

Земельный налог

Государственная власть осуществляет свою работу за счет налоговых поступлений в бюджет страны. Российский бюджет имеет три уровня, каждый из которых формируется за счет закрепленных за ним налогов. Земельный налог представляет собой обязательный платеж, который уплачивают субъекты страны, имеющие земельные участки и распоряжающиеся ими по праву собственности. Они пользуются землей постоянно, обычно бессрочно, либо вследствие наследуемого владения.

Земельный налог в России регулируется Налоговым Кодексом. Его относят к местным налогам, то есть он поступает в муниципальный бюджет. Местные власти вводят в действие налог, а так же завершают его действие на своей территории. Регулирование проводится через нормативно-правовые акты, которые выпускаются соответствующими органами муниципальной власти.

Налогоплательщиками выступают организации и частные лица, которые имеют в собственности земельные участки. Эти участки должны признаваться объектом налогообложения. Субъект распоряжается ими на праве пожизненного пользования, если иное не предусмотрено законом.

Объектами земельного налога выступают:

  1. Земельные участки, которые входят в состав имущества, относящегося к многоквартирному дому.
  2. Участки, которые были изъяты из оборота по определенным причинам.
  3. Участки, признанные объектами культурного наследия.

Кадастровая стоимость позволяет рассчитать налоговую базу. Она опирается на проведенную в соответствии с действующим законодательством оценку объекта имущества. Как правило, оценка проводится на определенную дату, ее данные фиксируются в кадастре. Создание кадастра необходимо для осуществления справедливого налогообложения. Оценка обычно проводится массово, исключая индивидуальный характер.

Государственная оценка недвижимого имущества осуществляется независимыми экспертами в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Проведение оценки регулируется региональными государственными органами, либо муниципалитетом. Частота пересмотра результатов оценки не чаще трех лет, но не реже пяти.

Проблемы земельного налога

В Российской Федерации использование земли является платным. Пользователю необходимо вносить налог либо арендную плату. Проведя исследование порядка исчисления и уплаты земельного налога в России, эксперты смогли выделить следующие проблемы:

  1. Существование неучтенного землевладения.
  2. Кадастровой оценки недостаточно для того, чтобы корректно рассчитать размер налога.
  3. Данные в государственном реестре часто бывают устаревшими, своевременное обновление не проводится.
  4. Все чаще возникают ситуации, когда многоквартирные дома оказываются расположены на незарегистрированных участках.
  5. Ошибки при передаче данных из Госреестра в налоговую службу.

Еще одна сложность возникает из-за того, что ставка налога устанавливается местными властями. На федеральном уровне указывается только верхний предел. Получается, что доходы бюджета закладываются от максимального значения поступлений, а значит, налог на землю оказывается не гибким, не учитывает региональных и местных особенностей.

Один и тот же земельный участок в России имеет две стоимости – кадастровую и рыночную. Методики их расчета сильно различаются, поэтому возникает путаница и перекрестное налогообложение. На текущий момент одной из задач государства является выработка единой системы расчета стоимости земли на всей территории страны.

Преодоление текущих проблем в земельном налогообложении заключается в исключении двойственности законодательства, проведении мониторинга, выявлении несоответствий, актуализации имеющихся баз данных. Принимаемые меры должны способствовать не просто увеличению налога, но должны сделать его гибким и справедливым. Это позволит увеличить налоговую базу, повысит количество платежей, что укрепит положение муниципалитетов, стимулирует их деятельность, а значит фискальную автономию.

Налогообложение ренты: налог по договору ренты квартиры, по земельной ренте

Налог по договору ренты квартиры .Фото: medium.com

Какие нужно платить налоги при заключении договора ренты.

  • Налог по договору ренты с пожизненным содержанием
  • Налоговый вычет
  • Как снизить размер полученного дохода
  • Минимальный период владения объектами недвижимости
  • Как рассчитать налог на земельную ренту
  • Список документов для ФНС

Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает необходимость уплаты гражданами страны налогов с любых доходов, в том числе и с заключенного ими договора ренты. Даже если учитывать, что этот источник не требует никакой трудовой деятельности, это все равно денежные средства, поступающие в распоряжение налогоплательщика, который получил данный доход на основании договора.

Налог по договору ренты с пожизненным содержанием

Что такое рента? Договор пожизненной ренты можно образно сравнить с продажей квартиры, при которой оплата жилья происходит постепенно, а налог выплачивается с любых средств, получаемых в качестве дохода. Особенностью заключения любого договора ренты является отсутствие уплаты денежных средств в казну с полученного в дар, или другими способами объекта, и необходимость перечисления налога человеком, получившим право на пожизненную ренту.

Интересно! Новый владелец, получающий право на новое владение в пролонгированном порядке, с ограничением некоторых прав распоряжаться участком или строением, должен платить налог на земельное владение или жилую собственность. С передачей этих объектов он становится собственником недвижимого имущества и должен платить в казну, как и все остальные земле- или квартировладельцы.

Зато покупка в постепенном варианте исключает налоги на кадастровую стоимость полученной квартиры (при безвозмездной передаче, с заключением договора ренты). И нет необходимости перечислять законодательно обусловленное налогообложение с разницы между суммой, уплаченной при покупке и ее оценкой в земельном кадастре.

Примерный перечень таких выплат может выглядеть следующим образом:

Если собственность предоставлена по договору дарения, владелец не выплачивает 13% с полученной стоимости, но должен все равно платить в положенные сроки налогообложение ренты. Она является его доходом и подлежит налогу с дохода физического лица.

Продажа собственности за денежные средства означает необходимость уплаты положенных процентов (при условии, что сумма не превысила установленного лимита). Но налоги при ренте с пожизненным содержанием не платятся при продаже только в одном случае – если собственность была во владении продавца больше минимального срока, установленного законодательством.

При продаже квартиры это три года, а земельный участок теперь освобождается от уплаты НДФЛ после пяти лет владения получателем новых рентовых выплат.

Налоговый вычет

Налоговый вычет с суммы 1 млн рублей, при условии, что это единственный объект, находящийся в собственности. Вычет полагается при условии соблюдения всех требований (например, минимальном сроке владения) и документальном оформлении.

Можно снизить налог, подав платежки за кредитную задолженность или оплату услуг риелтерской конторы.

Если такого бонуса в нынешней ситуации не существует, можно применить налоговый вычет с 1 миллиона рублей, который полагается и продавцу, и покупателю. Если квартира стоит менее 1 млн., после оформления положенных документов за нее тоже можно не платить НДФЛ. Но налоговый вычет носит заявительный характер и озаботиться подачей в ФНС заявления нужно заблаговременно.

Как снизить размер полученного дохода

По ст. 220 НК РФ при исчислении налогового сбора после продажи недвижимости гражданин может снизить сумму полученного дохода:

  • на величину имущественного налогового вычета. Данный вычет составляет 1 млн. рублей, если были реализованы такие виды недвижимых объектов и долей в них: земли, садовых домов и участков; комнат и квартир; жилых домов.
  • на основании средств, перечисленных за приобретенное жилое помещение: оплата риэлтерских услуг; погашение кредитной задолженности, если кредит предполагал покупку данного имущества.

Интересно! После окончательного перехода недвижимости в собственность человек, плативший ренту, не должен больше перечислять в казну НДФЛ, поскольку он выплачивал стоимость и нес за нее расходы, а следовательно, приобретение не относится к его доходам.

Составленный договор ренты означает, что ее получатель обретает новый источник дохода и новый пункт в налогообложении. Он может быть (по перечисляемой сумме) меньше, чем налог на недвижимое имущество, но человек при этом должен самостоятельно рассчитывать свои выплаты и своевременно перечислять их в налоговую инспекцию.

Рентоплательщик не является его налоговым агентом и не обязан заниматься такими процессами. Он может это делать, в виде одолжения, если получатель ренты с пожизненным содержанием не может сам платить налоги по причине ограниченной способности к передвижению.

Минимальный период владения объектами недвижимости

Налог на сумму, полученную по договору ренты квартиры, включен в перечень доходов, для которых минимальным сроком для отмены выплаты налога стали с 2020 года три года владения недвижимостью владельцем. Продажа на ренту квартиры, купленной до 2016 года, также освобождает владельца от уплаты налога.

Интересно! Это правило действует только при условии, что у приобретателя объекта для пожизненного содержания в момент продажи нет других объектов жилья. А вот с земельным участком стало сложнее. Минимальный срок для этого типа недвижимости увеличился до 5 лет.

Как рассчитать налог на земельную ренту

Налог на земельную ренту рассчитывается по стандартному правилу –13% от ежемесячной или единоразовой выплаты. При продаже объекта недвижимости НДФЛ – это размер полученного дохода (минус вычет или расходы на квартиру), умноженный на те же 13% (формула ниже), при условии, что сумма сделки не более 5 млн. руб. Если же для обладания рентой отдается жилье стоимостью менее 1 млн., оно не облагается налогом.

Формула расчета налога:

НДФЛ = (доход от продажи – имущественный вычет) × 13%

Налог на земельную ренту – прямой, и подлежит непременной уплате в государственную казну, не так, как косвенный налог, который выплачивается через приобретение товара или бензина. Но некоторые виды могут быть отменены при определенных обстоятельствах или с помощью налогового вычета.

Справка: Налог на пожизненную ренту — это какой налог: прямой или косвенный? Следует помнить, что косвенным является только государственный отъем, который оплачивает покупатель. Налог на пожизненную ренту – это прямой налог.

Виды ренты многообразны, но уплата земельного налога после сделки с рентой ложатся на нового владельца.

Список документов для ФНС

В налоговую подается декларация по форме 3-НДФЛ, и это – обязательное условие, даже если платить ничего не нужно.

Когда подавать налоговую декларацию? Декларация по форме 3-НДФЛ подается в местном отделении налоговой службы до 30 апреля года, следующего за годом, когда была осуществлена реализация.

Потребуется договор на земельную или другую ренту, платежки и квитанции, документы на правообладание.

Интересно: Как получить квартиру бесплатно по договору ренты — плюсы и минусы ренты.

Как только человек становится получателем ренты, он должен внимательно изучить, какие налоги ему придется указывать в налоговой декларации. Единого перечня налогов после обретения ренты нет, поскольку есть разные варианты ее перечисления. Но никакие ссылки на неосведомленность или правовую неграмотность не освободят от штрафов и пеней, начисленных ФНС, если они не переведены в госказну своевременно.

Рента – это регулярно получаемый доход с имущества.

Рента может быть финансовой, земельной, экономической и мертвой. Финансовая рента представляет собой последовательность платежей, которые проводятся через равные временные промежутки. Рента с земли определяет цену, которую уплачивает пользователь за ее эксплуатацию или разработку месторождений. Экономическая рента – это величина, которая платится за пользование факторами производства. Она обычно выше, чем плата необходимая для поддержания рабочего состояния ресурса. Минимальный размер оплаты обычно равен доходности ресурса.

Земельная рента является частной формой экономической. Предложение земли может быть ограничено, например, на острове. Изменение стоимости аренды не сможет изменить количество предложения. Мертвая рента представляет собой платеж за неиспользуемое имущество.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды ренты и проблемы земельного налога 440 руб.
  • Реферат Виды ренты и проблемы земельного налога 240 руб.
  • Контрольная работа Виды ренты и проблемы земельного налога 220 руб.

Отношения ренты требуют юридического сопровождения. Договор ренты представляет собой документальное соглашение, по которому одна сторона передает плательщику ренты имущество в пользование. Плательщик берет на себя обязательства выплачивать заранее оговоренную сумму, либо он может предоставлять средства для содержания этого имущества.

Договор ренты в России регламентируется Гражданским Кодексом. По своему характеру он является реальным, обязывающим стороны, возмездным. С юридической точки зрения договор ренты может быть:

  1. Постоянным. Он представляет собой соглашение, по которому срок пользования имуществом и проведение соответствующих платежей не ограничен.
  2. Пожизненным. Предмет договора определяется сроком жизни владельца имущества, либо третьего лица.
  3. Пожизненным содержанием и иждивением. Передача имущества в пользование происходит при условии, что плательщик возьмет на себя обязанности содержать его владельца.

Таким образом, рента представляет собой форму дохода, получаемого владельцем имущества или иного актива.

Земельный налог

Государственная власть осуществляет свою работу за счет налоговых поступлений в бюджет страны. Российский бюджет имеет три уровня, каждый из которых формируется за счет закрепленных за ним налогов. Земельный налог представляет собой обязательный платеж, который уплачивают субъекты страны, имеющие земельные участки и распоряжающиеся ими по праву собственности. Они пользуются землей постоянно, обычно бессрочно, либо вследствие наследуемого владения.

Земельный налог в России регулируется Налоговым Кодексом. Его относят к местным налогам, то есть он поступает в муниципальный бюджет. Местные власти вводят в действие налог, а так же завершают его действие на своей территории. Регулирование проводится через нормативно-правовые акты, которые выпускаются соответствующими органами муниципальной власти.

Налогоплательщиками выступают организации и частные лица, которые имеют в собственности земельные участки. Эти участки должны признаваться объектом налогообложения. Субъект распоряжается ими на праве пожизненного пользования, если иное не предусмотрено законом.

Объектами земельного налога выступают:

  1. Земельные участки, которые входят в состав имущества, относящегося к многоквартирному дому.
  2. Участки, которые были изъяты из оборота по определенным причинам.
  3. Участки, признанные объектами культурного наследия.

Кадастровая стоимость позволяет рассчитать налоговую базу. Она опирается на проведенную в соответствии с действующим законодательством оценку объекта имущества. Как правило, оценка проводится на определенную дату, ее данные фиксируются в кадастре. Создание кадастра необходимо для осуществления справедливого налогообложения. Оценка обычно проводится массово, исключая индивидуальный характер.

Государственная оценка недвижимого имущества осуществляется независимыми экспертами в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Проведение оценки регулируется региональными государственными органами, либо муниципалитетом. Частота пересмотра результатов оценки не чаще трех лет, но не реже пяти.

Проблемы земельного налога

В Российской Федерации использование земли является платным. Пользователю необходимо вносить налог либо арендную плату. Проведя исследование порядка исчисления и уплаты земельного налога в России, эксперты смогли выделить следующие проблемы:

  1. Существование неучтенного землевладения.
  2. Кадастровой оценки недостаточно для того, чтобы корректно рассчитать размер налога.
  3. Данные в государственном реестре часто бывают устаревшими, своевременное обновление не проводится.
  4. Все чаще возникают ситуации, когда многоквартирные дома оказываются расположены на незарегистрированных участках.
  5. Ошибки при передаче данных из Госреестра в налоговую службу.

Еще одна сложность возникает из-за того, что ставка налога устанавливается местными властями. На федеральном уровне указывается только верхний предел. Получается, что доходы бюджета закладываются от максимального значения поступлений, а значит, налог на землю оказывается не гибким, не учитывает региональных и местных особенностей.

Один и тот же земельный участок в России имеет две стоимости – кадастровую и рыночную. Методики их расчета сильно различаются, поэтому возникает путаница и перекрестное налогообложение. На текущий момент одной из задач государства является выработка единой системы расчета стоимости земли на всей территории страны.

Преодоление текущих проблем в земельном налогообложении заключается в исключении двойственности законодательства, проведении мониторинга, выявлении несоответствий, актуализации имеющихся баз данных. Принимаемые меры должны способствовать не просто увеличению налога, но должны сделать его гибким и справедливым. Это позволит увеличить налоговую базу, повысит количество платежей, что укрепит положение муниципалитетов, стимулирует их деятельность, а значит фискальную автономию.

Читайте также: