Налог на захоронение отходов рб 2021

Опубликовано: 19.09.2024

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Заработная плата»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Отдел кадров»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Колонка редактора
  • Календарь эколога
  • Новое в законодательстве
  • Вопрос — ответ
  • Актуальный комментарий
  • Обращение с отходами
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Разбираем ситуацию
  • Разработка и согласование экологической документации
  • Проектировщику
  • Экология и технология
  • Судебная практика
Все рубрики

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Предприятие (среднесписочная численность — 16 человек) занимается производством моющих и чистящих средств. Производственное помещение находится в собственности. Заключены договоры с ЖКХ на вывоз и обезвреживание жидких бытовых отходов, на вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов, на услуги водоснабжения и водоотведения.

На предприятии разработаны следующие документы:

•инструкция по обращению с отходами производства;

•нормативы образования отходов производства;

•акт инвентаризации отходов производства;

•акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в выводах к акту прописано, что проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разрабатывается, т.к. суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют менее 3 т/год, а валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности — менее 0,001 т/год);

•индивидуальные технологические нормативы водопользования;

•инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

•экологический паспорт предприятия.

Также предприятием получено разрешение на хранение и захоронение отходов производства.

Необходимо ли предприятию уплачивать экологический налог и представлять налоговую декларацию (расчет) по экологическому налогу?

Согласно ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения экологическим налогом являются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух[1] (далее — разрешение на выбросы) или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
  • хранение отходов производства;
  • захоронение отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

•сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега;

•сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов;

•хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;

•хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;

•хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

•хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы[2];

•захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т/год и менее в целом по плательщику.

В рассматриваемом случае:

  • не требуется получение разрешения на выбросы;
  • осуществляется общее водопользование;
  • отходы хранятся в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объект захоронения таких отходов.

Таким образом, единственным основанием для уплаты экологического налога является захоронение отходов.


В соответствии с п. 2 ст. 246 НК плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства.


Как уже было отмечено ранее, согласно подп. 1.4 п. 1 ст. 247 НК захоронение отходов производства признается объектом налогообложения экологическим налогом. При этом в соответствии с подп. 2.8 п. 2 указанной статьи объектом налогообложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т/год и менее в целом.


На основании ст. 248 НК налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих захоронению. В соответствии со ст. 251 НК сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

[1] Подробнее о получении разрешения на выбросы см.: Воронько И.С. Получаем разрешение на выбросы для действующего объекта воздействия на атмосферный воздух // Экология на предприятии. 2020. № 6. С. 32–45 (примеч. ред.).

[2] Подробнее о хранении отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, см.: Ерилин Г.Н. Отходы, содержащие ПХБ: инвентаризация, маркировка, хранение // Экология на предприятии. 2020. № 9. С. 35–48.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (118), апрель 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1. Указ № 140 «О выбытии имущества» и учетная политика

8 апреля 2021 года подписан Указ Президента № 140 «О выбытии имущества». Данный документ аналогичен Указу Президента Республики Беларусь от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества».

В соответствии с «новым» документом по 31 декабря 2023 года устанавливается особый порядок учета имущества, при котором организации вправе списывать за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли убытки, возникающие при выбытии (безвозмездная передача, списание или продажа) имущества, а также принимать на бухгалтерский учет безвозмездно полученное имущество по стоимости, числящейся в учете передающей стороны, без проведения рыночной оценки.

Необходимо обратить внимание, что данный Указ распространяет свое отношение на хозяйственные операции, возникшие с 1 января 2021 года.

Подробнее можно ознакомиться с комментариями и самим документом по ссылке: president.gov.by

Справочно:

Подпунктом 1.2 п.1 Указа № 284 «О выбытии имущества» было установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п.2 Указа № 284, путем его безвозмездной передачи вправе по 31 декабря 2020 г. определять первоначальную стоимость безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на 1-е число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.

С 1 января 2021 выбытие и безвозмездное получение отдельных видов имущества уже осуществлялись в общеустановленном порядке, а не согласно норм Указа № 284, в связи с чем организации с учетной политики с 1.01.2021 года исключили нормы по применению Указа № 284.

С принятием Указа № 140 «О выбытии имущества» организации в случае необходимости и решения организации воспользоваться нормами данного документа следует внести изменения в учетную политику.

2. Изменения (уточнения) в порядке использования кассового оборудования при приеме платежей

Постановлением Совета Министров и Национального банка от 7 апреля 2021 г. № 203/4 внесены изменения в постановление от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Так, юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие, в том числе, прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, за исключением случаев, установленных законодательством.

Теперь такое оборудование теперь должно быть установлено также в:

  • объектах бытового обслуживания населения (за исключением объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену) (ранее – в объектах бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену);
  • кассах пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций (при обслуживании 50 пассажиров в сутки и наличии сотовой подвижной электросвязи) (ранее – при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи);
  • объектах оказания услуг, связанных с организацией охоты, временным проживанием охотников (дома охотника, агроусадьбы и другое), а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами (ранее – положение касалось, в частности, проживания в домах охотника);
  • объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту.

Изменения вступили в силу с 10 апреля 2021 года.

3. Снова о транспортном налоге

На сайте МНС размещено Письмо МНС от 02.04.2021 № 2-2-11/00769 «О транспортном налоге».

Согласно данного письма организации могут самостоятельно выбрать один из способов включения транспортного налога, отраженного в бухгалтерском учете, в состав затрат по производству и реализации в целях налогообложения прибыли:

  1. ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога (п. 1, 4, 5 статьи 307-7 НК);
  2. в I, II и III кварталах – в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале – в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенной в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу за календарный год и суммой авансовых платежей за I-III кварталы (п. 8 статьи 307-7 и п. 4 статьи 307-8 НК).

В отношении транспортного налога по филиалам в письме отмечено, что если в свидетельстве о регистрации транспортного средства в качестве собственника транспортного средства указан филиал, удовлетворяющий нормам п. 3 статьи 14 НК, такой филиал исполняет налоговые обязательства юридического лица по транспортному налогу: исчисляет и уплачивает транспортный налог в бюджет, представляет налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу с организаций.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

4. МНС о курсовых разницах при расчете налога на прибыль и внесении изменений в учетную политику

На сайте МНС размещено совместное разъяснительное письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам от 07.04.2021 № 15-1-20/25/2-2-10/00803 «Об учете курсовых разниц при исчислении налога на прибыль».

Указом № 51 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», предусматривающие предоставление права коммерческим организациям суммы разниц, образующиеся с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее – курсовые разницы), относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при исчислении налога на прибыль, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.

Так, коммерческими организациями, воспользовавшимися в 2021 году правом отнесения курсовых разниц на доходы (расходы) будущих периодов, в порядке, предоставленном Указом № 159:

  • вносятся изменения в положение об учетной политике (в части установления порядка и сроков включения курсовых разниц в состав внереализационых доходов (расходов), учитываемых при исчислении налога на прибыль) на дату вступления в силу Указа № 51 с распространением действия на отношения, возникшие с 1 января 2021 года;

Справочно: дата вступления в силу Указа № 51 — 20 февраля 2021 года

  • курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2021 года, включаются в состав внереализационных доходов (расходов) при исчислении налога на прибыль на дату признания их в бухгалтерском учете в качестве доходов (расходов) по финансовой деятельности.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

5. О разъяснении норм законодательства по земельному налогу

На сайте МНС опубликовано совместное письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2021 №2-2-12/00751/5-1-26/85 «О разъяснении норм законодательства» в части разъяснения применения коэффициентов по земельному налогу.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

  • торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;
  • торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности, исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

  1. торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;
  2. торговых объектов, входящих в торговую сеть.

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежат применению по земельным участкам (их частям), относящихся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

  • торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;
  • торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в том числе при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) не подлежит применению по земельным участкам (их частям), предоставленным (фактически используемым) для размещения:

  • интернет — магазинов;
  • пунктов выдачи товаров, не являющихся торговыми объектами

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

6. О применении коэффициента к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства.

Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.03.2021 № 2-2-14/00719 разъяснен порядок применения коэффициента 0,9 к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства.

С 1 января 2021 года НК установлено, что к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие техническим требованиям системы управления (менеджмента) окружающей средой, продукции, являющихся объектами экологической сертификации, применяется коэффициент 0,9.

Ч. 2 подп. 2.2 п. 2 статьи 249 НК установлено, что коэффициент 0,9 применяется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата регистрации сертификата соответствия в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, по последнее число третьего месяца квартала, на который приходится дата окончания (прекращения) действия сертификата соответствия.

Так, с 1 января 2021 года коэффициент 0,9 применяется, в том числе плательщиками экологического налога, получившими сертификаты соответствия в связи с истечением срока действия предыдущего сертификата. При этом срок применения коэффициента 0,9 определяется в соответствии с ч. 2 подп. 2.2 п. 2 статьи 249 НК.

Пример

Плательщиком продлен сертификат соответствия, полученный в 2016 году, путем выдачи нового сертификата соответствия, зарегистрированного в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь 25 ноября 2019 года. Срок действия данного сертификата установлен по 23 декабря 2022 года.

С 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года необходимо применять коэффициент 0,9 к ставке экологического налога

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

7. Предоставление 4-фонд

В соответствии с постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.02.2021 № 3, с 2021 года отчет 4-фонд должен предоставляться в Фонд:

  • в виде электронного документа в формате .zip, полученный путем его подписания ЭЦП в программном комплексе «Ввод ДПУ» либо в «личном кабинете плательщика» на портале Фонда (адрес: portal.ssf.gov.by);
  • в электронном виде с расширением .xml (с подтверждением на бумажном носителе).

8. Указ «О применение специальных мер» № 128 от 30.03.2021

Данный Указ вводит запрет на запрет на ввоз отдельных товаров и импорт работ (услуг)

  1. ввоз в нашу страну и реализацию отдельных групп товаров, страной происхождения которых является государство (объединение государств), принявшее специальные меры (санкции) в отношении белорусских юрлиц и/или физлиц;
  2. на импорт работ (услуг), которые выполняются юрлицами и физлицами государств (объединения государств), принявших специальные меры (санкции) в отношении белорусских юрлиц и/или физлиц.

Перечень таких товаров, работ (услуг) и сроки запретов будут установлены Совмином. При необходимости Совмин также установит перечень иностранных юрлиц и физлиц, в отношении которых будет применяться вышеназванный запрет.

Данный документ вступает в силу с 12.04.2021г.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.

Экологический налог не уплачивают:

— организации — плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

— плательщики, применяющие УСН.

Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства .

Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации .

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются :

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях;

Примечание

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо получать при производстве выбросов от стационарных источников .

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

2) сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

3) хранение отходов производства;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
— хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

4) захоронение отходов производства;

Внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год;
— захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5) транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — транспортировка нефти и (или) НП).

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется исходя из фактических объемов :

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам (группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельные вещества. При общих суммарных объемах выбросов более 3 тонн в год налогом облагается весь объем выбросов;

2) сбросов сточных вод, который осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

3) отходов производства, подлежащих хранению. Если фактический объем накопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, с превышения уплачивается налог;

4) отходов производства, подлежащих захоронению. При общем объеме захоронения более 50 тонн в год налог исчисляется с фактического объема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения.

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .

На заметку
Субъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение .

Внимание!
Правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды, порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП .

Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах .

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на 2020 год установлены :

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в приложении 4 к Указу N 503;

— за сброс сточных вод в приложении 5 к Указу N 503;

— за захоронение, хранение отходов производства в приложении 6 к Указу N 503.

Ставка экологического налога за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 километров составляет 0,35 руб. .

Налоговые льготы

Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капвложений (за исключением капвложений, финансируемых из бюджета) в строительство, реконструкцию :

— газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

— собственниками отходов объектов хранения, объектов захоронения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию отходов.

Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты .

Налоговый период

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал .

Порядок исчисления размера экологического налога

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле :

Н= НБ x С x К,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога;

К — понижающий коэффициент (при наличии оснований).

Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика :

1) ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;

2) раз в год исходя из годовых объемов выбросов, сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнением фактических объемов по истечении отчетного года.

На заметку
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях, суммируются без разбивки на отдельные вещества .

Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле :

Н = НБ x С / 100,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога.

Сроки подачи декларации по экологическому налогу

Налоговая декларация по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства представляется:

1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов :

ежеквартально — тип декларации «квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях :

— единовременно — тип декларации «годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годовая по фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом. Расчет представляется на основании фактических годовых объемов.

Владельцами объектов захоронения отходов налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .

За транспортировку нефти и (или) НП налоговая декларация представляется :

— за I — III кварталы — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

— за IV квартал — не позднее 20 марта года, следующего за истекшим кварталом.

Внимание!
За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф на должностное лицо организации, ИП. За просрочку представления декларации до 3 рабочих дней должностному лицу организации и ИП может быть вынесено предупреждение .

Сроки уплаты экологического налога

Экологический налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства:

1) исходя из фактических объемов :

ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика :

— один раз в год в размере исчисленной суммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

— ежеквартально — не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим отчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплата либо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов владельцам объектов захоронения отдельным платежным поручением непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При неперечислении экологического налога в указанный срок собственники отходов производства уплачивают налог в 3-кратном размере. Владельцы объектов захоронения перечисляют в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов .

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом .

Обратите внимание!
За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, включая день уплаты налога .

Учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются :

— организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— ИП в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога.

В бухучете организаций экологический налог отражается проводками :

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начисление налога для уплаты в бюджет;

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60 (76) — сумма предъявленного к возмещению налога.

Суммы экологического налога за транспортировку нефти и (или) НП не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внеррасходы, учитываемые при налогообложении .

Во всех регионах России в 2021 году действует мусорная реформа. Теперь обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа уже работает?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором.
  4. Коммунальная услуга по обращению с ТКО выведена в отдельную.
  5. Изменилась схема обращения с отходами.
  6. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.


Что изменится с введением новой «Мусорной реформы»:

БылоСтанет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами.Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком.Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз.Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки.Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.


Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.

Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.

Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.

Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?

Ранее, до вступления в силу изменений в законодательстве об отходах, их вывоз осуществлялся организациями, которым жильцы доверили управление своими многоквартирными домами. Эти организации заключали договора и несли ответственность за их исполнение.

С внедрением мусорной реформы такая услуга вышла из тех, что относились к содержанию жилья. Вывоз ТКО теперь коммунальная услуга, которая должна оказываться региональным оператором – организацией, берущей на себя ответственность по вывозу и утилизацию мусора. Осуществляет он это самостоятельно или привлекая субподрядчиков.

Выбор компании происходит на основании конкурса, инициатором которого является орган исполнительной власти региона. Регулируется деятельность регионального оператора ст. 24.6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон).

Тарифы и графа в платежке

Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.

Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.

Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.

Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе

Реформа коснулась жителей не только городов, но и малых территорий всей страны. Новые требования Закона едины для каждого, кто образует отходы от своей жизнедеятельности или производственного процесса.


В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.

Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.

Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.

Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.

Вопросы и ответы в новом 2021 году

У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.

  • при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
  • при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
  • при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
  • при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
  • при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Марина Крицкая

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: