Налоговые и неналоговые платежи

Опубликовано: 18.05.2024

Марина Крицкая

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Налоговик»

Структура налога описана в п. 1 ст. 8 Налогового Кодекса РФ, согласно которому налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

По действующей редакции НК РФ в России взимается 14 налогов, кроме того, установлены госпошлины за более чем сотню видов разных государственных действий и услуг. Таможенные пошлины взимаются при ввозе и вывозе товаров с территории России, а кроме того, согласно ст. 123 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», взимаются таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением и хранением товаров. Причем правила уплаты этих сборов те же, что и для уплаты таможенных пошлин.

Но и этими платежами обязательные взносы в казну не исчерпываются, поскольку существуют еще и неналоговые платежи. Это взносы на обязательное социальное страхование, плата за загрязнение окружающей природной среды, за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ установлено, что сбор – это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, (предоставление определенных прав, выдачу разрешений или лицензий). Согласно п. 3 ст. 1 Налогового кодекса РФ его действие распространяется на отношения по установлению и взиманию сборов лишь в тех случаях, которые прямо в Налоговом кодексе предусмотрены. От налогов их отличает, главным образом, целевой характер платежа. К тому же сборы могут устанавливаться не только Налоговым кодексом. Получается, что сборы только похожи на налоги, но по ряду формальных признаков ими не являются. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 28.02.2006 были описаны признаки неналоговых платежей, по которым видно принципиальное сходство сущности налогов и неналоговых сборов, а их разделение сводится к тому, установлены ли они Налоговым кодексом РФ или Бюджетным.

Получается, что разница между налогами и «не-налогами» не так уж и велика. Тогда зачем же плодить множество законов разного уровня о всяких-разных сборах?! Эффект сказался на статистических показателях – как только отделили страховые взносы в социальные внебюджетные фонды от налоговых платежей, так сразу же налоговое бремя в России стало чуть ли не самым низким на всей планете. Хотя на практике бизнес как и прежде отдает не менее 40% в виде обязательных платежей.

На этом фоне мелкими и незначительными выглядят платежи физических лиц за некоторые государственные услуги. Может быть, стоило бы хоть небольшие сборы за некоторые виды госуслуг физическим лицам вообще отменить? Именно этот вопрос стал предметом рассмотрения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме № 03-05-05-03/11 от 21.04.2011, в котором финансисты, исходя из норм действующего законодательства, ссылаются на ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». По этой норме закона государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, кроме отдельных случаев. А поскольку по ряду государственных и муниципальных услуг государственная пошлина установлена Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и её субъектов, муниципальными правовыми актами – эти услуги предоставляются за счет средств заявителя.

О целесообразности взимания небольших по суммам сборов и пошлин (в 100 – 200 руб.) финансисты, конечно же, ничего не сказали, но повод задуматься о таком решительном действии есть. Отсутствие платы было бы особенно удобным при оказании значительного числа госуслуг через интернет-портал. И тогда не надо будет выяснять, почему же один платеж назван налогом, а другой – нет. Разница-то у них лишь формальная.

С 2021 года нас ожидает оптимизация налоговых платежей (законопроект 02/04/10-18/00084496). Разберем, какие неналоговые платежи скоро станут налоговыми и попадут под строгое администрирование ФНС. А также вспомним, куда ранее они уплачивались и как будут уплачиваться после принятия законопроекта.

Проект федерального закона о включении отдельных неналоговых платежей в НК РФ

Законопроект от 02.10.2018 N 02/04/10-18/00084496 предусматривает с 2021 года оптимизацию неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер — тех, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога.

После принятия проекта список налогов и сборов пополнится следующими платежами:

  • федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • утилизационный сбор;
    • налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
  • местные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • гостиничный сбор.

Все эти платежи не претерпят кардинальных изменений. Единственное — их неуплата будет грозить наказанием (например, начислением пеней и штрафов).

Уголовная ответственность за неуплату новых налоговых платежей отсрочена и не действует в течение первых 10 лет после принятия закона.

Кроме того, предполагают расширить перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, добавив в него предоставление сведений из государственных реестров (регистров).

Дополнительно на обсуждение представлены еще несколько законопроектов в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ:

Утилизационный сбор

На основе этого закона в НК РФ добавятся:

  • Глава 25.5. Утилизационный сбор;
  • статьи:
    • 333.57. Плательщики утилизационного сбора;
    • 333.58. Объекты обложения;
    • 333.59. Ставки сбора;
    • 333.60. Порядок исчисления сбора;
    • 333.61. Порядок и сроки уплаты сбора.

В порядок исчисления и уплаты сбора законопроект изменений не внесет.

  • При импорте — в федеральную таможенную службу (п. 6 ст. 333.60, п. 2 ст. 336.61 НК РФ):
    • до помещения ТС под таможенную процедуру;
    • до регистрации ТС, если таможенное декларирование отсутствует.
  • При производстве в РФ — в ФНС (п. 1, 5 ст. 336.61 НК РФ):
    • до 15 числа следующего месяца после производства;
    • до 45 дней после окончания квартала (для 3-го квартала — 90 дней), в котором предоставлен расчет, — для крупнейших производителей ТС.
  • При приобретении транспортных средств у неплательщиков — в ФНС до регистрации ТС (п. 7 ст. 333.60, п. 4 ст. 336.61 НК РФ).

Налог на доходы операторов сети связи общего пользования

Налог на доходы операторов сети связи общего пользования придет на смену отчислениям в резерв универсального обслуживания, которые установлены и регулируются ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.

На основе этого закона в НК РФ добавятся:

  • Глава 25.6. Налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
  • статьи:
    • 333.62. Налогоплательщики;
    • 333.64. Налоговая база;
    • 333.65. Налоговый период;
    • 333.66. Налоговая ставка;
    • 333.67. Порядок исчисления налога. Налоговая декларация;
    • 333.68. Порядок и сроки уплаты налога.

Изменений в порядке исчисления для плательщиков также не предусматривается.

Единственный нюанс — налог будем платить в ФНС, а не в Россвязь, как сейчас.

Кроме того, в новом законопроекте предусмотрена сдача декларации по итогам квартала не позднее последнего числа следующего месяца (ст. 333.67 НК РФ).

Гостиничный сбор

Сейчас Курортный сбор, регулируемый Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ, действует только в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

По принимаемому законопроекту его заменит гостиничный сбор, который может действовать на всей территории РФ.

  • главой 33.1. Гостиничный сбор;
  • статьями:
    • 418.1. Общие положения;
    • 418.2. Плательщики сбора;
    • 418.3. Объект обложения;
    • 418.4. Определение базы для исчисления сбора;
    • 418.5. Период обложения;
    • 418.6. Ставки сбора;
    • 418.7. Порядок исчисления и уплаты сбора;
    • 418.8. Расчет сбора.

Необходимость уплачивать гостиничный сбор устанавливается региональным законодательством.

Сроки автоматизации в программе можно отслеживать в мониторинге законодательства на сайте 1С. Мы расскажем об этом в ближайших публикациях по мере принятия соответствующих законопроектов и выхода обновлений 1С:Бухгалтерия 3.0.

См. также:

  • Изменения в отчетности в 2020 году для бухгалтера
  • [07.04.2020 запись] Что будет с отчётностью за 1 квартал 2020 г во время эпидемии, подробный обзор

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Добрый день! При начислении заработной платы за апрель в документе «Начисление ЗП и стрх взносов» появились суммы НДФЛ начисленные в предыдущих месяцам с «-» значением. В анализе ЗП зв период (расчетная ведомость) они отражаютя как «суммы НДФЛ к зачету в счет будущих платежей». Как убрать из документа начисления ЗП суммы НДФЛ к зачету в счет будущих платежей. Как в ручную редактировать сумму насиленного НДФЛ?Добрый день! При начислении заработной платы за апрель в документе.
  2. Включение в средний заработок годовой премииДобрый день, вопрос по включению в средний з-к годовой премии.
  3. Перерывы для кормления включение в ФОТДобрый день. Сотрудница находится на окладе, на пол ставки (для.
  4. Включение премий в расчет средневного заработка для отпускныхДобрый день. Сотрудник отработал 6 месяцев и идёт в отпуск.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Мария, благодарю за очень полезный семинар. Доступно излагаете сложный материал, очень помогаете в работе.

Статья 20 БК РФ. Классификация доходов бюджетов

Комментарий к статье 20 БК РФ:

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию доходов бюджетов.

Классификация доходов включает в себя доходы соответствующего бюджета. В соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов классификация доходов должна включать в себя перечень всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня.

Классификация доходов бюджетов имеет свой код.

Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.

Код классификации доходов бюджетов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких кодов:

1. Код главного администратора доходов бюджета.

2. Код вида доходов.

3. Код подвида доходов.

4. Код классификации операции сектора государственного управления.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета устанавливаются законом (решением) о бюджете.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администраторами доходов бюджета являются орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отличительной чертой администраторов доходов является то, что они вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Виды и подвиды доходов отражают те источники, из которых эти доходы получены.

Операции сектора государственного управления представляют собой операции публично-правовых образований. При этом в классификации доходов учитываются только операции сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов, так как существуют и операции, относящиеся к расходам.

Коды главных администраторов доходов бюджета, виды и подвиды доходов взаимосвязаны между собой, так как за главными администраторами доходов бюджета закрепляются определенные виды и (или) подвиды доходов. Таким образом, главные администраторы доходов осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и закрепленных за ними.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Группа дохода - это наиболее укрупненная группировка доходов, отражающая виды доходов, которые установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, такие, как налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Подгруппа доходов детализирует группу доходов и раскрывает виды налоговых доходов, виды неналоговых доходов и виды безвозмездных поступлений.

Статьи, подстатьи и элементы доходов еще более подробно детализируют подгруппу доходов.

Группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы представляют собой уровни доходов бюджетов, где группа является первым уровнем, элемент вида дохода последним, низшим уровнем вида доходов бюджетов.

Например, группа дохода - это налоговые доходы, а подгруппа доходов - это налоги на прибыль, статья - налог на прибыль организаций, подстатья - налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, элемент - налоги на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет.

В части кода вида доходов Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации единую классификацию. При этом одни составные части кода вида доходов утверждаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а другие устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Группы и подгруппы доходов бюджетов устанавливаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации и включают:

1) налоговые и неналоговые доходы - это группа доходов, которая в свою очередь делится на следующие подгруппы:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления - это вторая группа доходов, которая делится на следующие подгруппы:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- прочие безвозмездные поступления.

Таким образом, код вида доходов делится на две группы, которые в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Бюджетный кодекс Российской Федерации не разделяет на разные группы налоговые доходы и неналоговые доходы, а предусматривает единую группу, включающую налоговые и неналоговые доходы.

В соответствии с уточнениями, сделанными в п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к налоговым доходам относятся:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

В свою очередь, к неналоговым доходам относятся:

- налоги и взносы на социальные нужды (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- прочие неналоговые доходы.

Перечень статей и подстатей доходов бюджетов также является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В основе классификации элемента доходов лежит разграничение предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям, и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Например, полномочия в отношении установления и регулирования налогов предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 12), Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 50, 56, 61).

В отношении собственности публично-правовые образования также обладают различными полномочиями. Распределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями основано на разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Соответственно Российская Федерация обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению федеральной собственностью, субъекты Российской Федерации - полномочиями в отношении региональной собственности, а муниципальные образования - в части муниципальной собственности.

Элемент доходов используется для обозначения принадлежности источников доходов к соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Элементы доходов устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К элементам для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Единые коды вида доходов, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются выражением принципа единства бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, единые коды вида доходов необходимы для осуществления расчетов, контроля, составления бюджетной отчетности, анализа бюджетных показателей.

Установление единых кодов видов доходов является финансово-правовым механизмом, обеспечивающим единство бюджетной системы Российской Федерации.

Однако такое единство не является абсолютным, так как субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают правом детализации доходов бюджетов.

Детализация доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации производится с использованием кода подвида доходов.

Детализацию доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с разграничением своих полномочий.

На федеральном уровне процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, которое утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения. Таким образом, определяющим фактором является принадлежность вида доходов к администраторам доходов - федеральным органам государственной власти и другим федеральным учреждениям и организациям.

Процесс детализации доходов на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации, который определяется самим субъектом Российской Федерации. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Процесс детализации доходов бюджетов муниципальных образований осуществляется финансовым органом муниципального образования, который утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Таким образом, процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции финансовых органов соответствующего уровня власти, то есть перечень кодов подвидов по видам доходов устанавливается подзаконным нормативным правовым актом.

Платежи в бюджет – налоги, сборы (пошлины), пени, штрафы и иные платежи в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 389 “О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь”

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 99, 1/12803 (опубликован - 6 сентября 2011 г.)

Платежи в бюджет – налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в республиканский и местные бюджеты, в государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды.

Термины и их определения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 432/11

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.07.2019, 5/46727)

Платежи в бюджет – налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, денежные средства, выданные (полученные) на возвратной основе, а также поступающие в порядке привлечения источников финансирования дефицита бюджета.

Инструкция о порядке исполнения местных бюджетов по доходам, утвержденная постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 2/14, Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 2/14

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.02.2013, 8/26911)

Платежи в бюджет – налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, денежные средства, выданные (полученные) на возвратной основе, а также поступающие в порядке привлечения источников финансирования дефицита бюджета.

Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 79/690 и Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 79/690

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.02.2013, 8/26855)

Платежи в бюджет – налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, денежные средства, поступающие в порядке привлечения источников финансирования дефицита бюджета.

Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171, Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 2/36, Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 2/36

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 23, 8/13779 (опубликован - 13 февраля 2006 г.)

Платежи в бюджет – налоги, сборы, другие налоговые и неналоговые доходы, иные денежные средства.

Инструкция о порядке исполнения местных бюджетов по доходам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 159/176, в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 189/195

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 20, 8/13748 (опубликован - 6 февраля 2006 г.)

Платежи в бюджет – платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством Республики Беларусь, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним).

Инструкция о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в очередности, установленной законодательством, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 63, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 501

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.12.2019, 8/34956)

Читайте также: