Что такое ипн налог

Опубликовано: 16.05.2024

Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Индивидуальный подоходный налог в РК регламентирован рядом документов, главный из которых — Налоговый кодекс. Ежегодно происходят определенные изменения в его расчетах, так как меняются показатели, которые при этом используются. Не стал исключением и 2021 год. Рассчитайте без помощи бухгалтера, какой сейчас подоходный налог в Казахстане.

Индивидуальный подоходный налог: как рассчитать в 2021 году

Когда приходите на собеседование, то с вами оговаривают в том числе и размеры зарплаты. Речь, как правило, идет об общей сумме без вычета налогов. Многие при этом мысленно вычитают от озвученной цифры 20% обязательных отчислений и ориентируются на полученный результат. Так ли это на самом деле?

Действительно, каждый месяц работодатель вычитает из суммы дохода каждого сотрудника:

Какие налоги платит ИП по упрощенке в Казахстане в 2021 году

  • обязательный пенсионный взнос (ОПВ) в размере 10% — это страховой пенсионный взнос (будущая пенсия работника);
  • индивидуальный подоходный налог — это еще 10%, как указывает Налоговый кодекс (раздел 8, статья 320).

Но в этих расчетах есть определенный алгоритм и последовательность, поэтому фактический общий вычет у каждого сотрудника будет разным. Как же подсчитать индивидуальный подоходный налог? РК предусматривает ряд налоговых вычетов, после удержания которых и отнимаются 10% ИПН.

Расчет ИПН в Казахстане: Freepick

В 2021 году ИПН — это 10% от суммы, которая получается после вычета из дохода (зарплаты):

  • обязательного пенсионного взноса (10%);
  • налогового вычета по обязательному социальному медицинскому страхованию (норма введена в 2021 году);
  • стандартных вычетов (сумма в размере 1 МЗП (42 500 тенге), с которой не взимается налог; 882-кратный размер МРП за год для определенных категорий граждан);
  • прочих вычетов (добровольные пенсионные взносы, медицина, вознаграждения).

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

Например, расчет для оклада в размере 100 000 тенге будет выглядеть так:

  1. Вычисляем ОПВ=100 000×0,1=10 000. Если полученная сумма превышает максимально возможный показатель (МЗП×50=42 500×50=2 125 000 тенге), то ОПВ приравнивается к нему. В нашем случае он остается в размере 10 000 тенге.
  2. Делаем расчет ИПН=(100 000–10 000–42 500)×0,1=4 750. Когда оклад и МЗП равны, ИПН не взимается. На этом этапе также производятся другие вычеты, указанные выше, для тех, кому они полагаются.
  3. Итоговая зарплата будет такой: 100 000–10 000–4 750=85 250 тенге.

Таким образом, ИПН в Казахстане охватывает не всю сумму дохода граждан и составляет обычно меньше, чем пенсионный взнос за счет произведения всех указанных вычетов.

Повышение пенсии в Казахстане в 2021 году

Индивидуальный подоходный налог: что о нем нужно знать

Почему так важен и чем еще интересен подоходный налог? РК на законодательном уровне старается учесть все возможные нюансы, чтобы снизить нагрузку на плательщиков налогов. Поэтому предусмотрен ряд вычетов, влияющих на его сумму, на которых остановимся подробнее.

Безусловно, важно, чтобы все вычеты из суммы зарплаты производились правильно. Но не все они могут быть оформлены автоматически, о чем предупреждает Налоговый кодекс.

Подробности об ИПН в РК: Freepick

Обязательные пенсионные взносы, вычеты по системе социального медицинского страхования и по ряду пенсионных выплат учитываются без участия налогоплательщика. Другие виды вычетов, которые сократят сумму ИПН, потребуют непосредственного участия лица, доход которого облагается налогом.

Зарплата "на руки": как казахстанцы могут ее рассчитать на основе оклада

Для их учета при расчета работодателем подоходного налога необходимо обратиться к налоговому агенту и предоставить:

  • соответствующее заявление;
  • копию документов, которые подтверждают возможность того или иного вычета.

Так, стандартный вычет в размере 882 МРП получают следующие категории граждан:

  1. Инвалиды, в том числе дети.
  2. Те, кто участвовал в Великой Отечественной войне.
  3. Родители и попечители детей-инвалидов.
  4. Приемные родители детей-сирот.

Предусмотрено в Налоговом кодексе несколько дополнительных вычетов:

  • связанный с добровольными пенсионными взносам (статья 347);
  • за платные медицинские услуги, кроме косметологических и в сумме до 94 МРП (статья 348);
  • для оплаты вознаграждений, связанных с ипотекой (статья 349).

По каждому из указанных случаев следует проконсультироваться у налогового агента. Применение этих вычетов снижает нагрузку на налогоплательщика, а потому стоит проследить за тем, чтобы правильно и вовремя оформить необходимые документы.

Пенсия в Казахстане в 2021 году: размер, особенности начисления

Теперь вам известны основные правила, по которым рассчитывается индивидуальный подоходный налог. Это поможет ориентироваться в том, какой должна быть зарплата и понимать, как формируется сумма, которую вы ежемесячно получаете на руки.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

comments icon
Комментарии

Статья 153. Плательщики

1. Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса.

Статья 155. Объекты налогообложения

1. Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:

1) доходов, облагаемых у источника выплаты;

2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

3. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

1) адресная социальная помощь.

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физического лица, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) компенсации при служебных командировках.

4) страховые выплаты.

5) Сумма возмещения материального ущерба.

Статья 158. Ставки налога

1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5 процентов.

К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся:

- доход физического лица от налогового агента;

- Пенсионные выплаты НПФ;

- Дивиденды, вознаграждения, выигрыши;

- Доход по договорам накопительного страхования.

К доходам, не облагаемым у источника выплаты:

- имущественный доход; (арендная плата)

- Доход Индивидуального предпринимателя;

- Доход частных адвокатов и нотариусов.

По доходу, облагаемому у источника выплаты рассчитывается налоговый доход, т.е. разница между начисленным доходом работника с учетом корректировок и вычетами разрешенными законом.

По доходу, не облагаемому у источника выплаты налогоплательщик предоставляет в налоговый орган декларацию. К доходу указанному в декларации применяется соответствующая ставка.

Налоговым периодом по 1 объекту является календарный месяц.

По 2 объекту – календарный год.

Виды и характеристика налогов на собственность.

Налог на собственность включает в себя: имущественный налог, земельный и транспортный налоги.

Все они являются прямыми налогами и поступают в местный бюджет.

Налог на имущество. Плательщиками налога на имущество являются юридические, физические лица и ИП.

Ставки соответственно для юр. лиц -1,5%; для физ. лиц установлена прогрессивно ступенчатая ставка и для ИП ставка 0,5%.

Земельный налог.

Статья 373. Плательщики

1. Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:

1) на праве собственности;

2) на праве постоянного землепользования;

3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

Статья 375. Объект налогообложения

Объектом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля).

Ставки устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков:

- селах (балл бонитета)

- промышленности (балл бонитета)

- населенных пунктов (земли без построек или наоборот).

Налог на транспортные средства: 1. Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и стоит на государственном регистрационном учете.

2. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

Ставки дифференцированы от вида транспорта:

- легковая машина (от объема двигателя)

- грузовик ( от грузоподъемности)

- Сельскохозяйственная техника (мощность в лошадиных силах)

Порядок исчисления налога на имущество юридических лиц.

Сумма налога определяется путем применения налоговой ставки к налоговой базе.

Налоговой базой для юридического лица является среднегодовая балансовая стоимость по данным бухучета.

Среднегодовая балансовая стоимость определяется как 1/13 суммы полученной при сложение балансовой стоимости объекта налогообложения на 1-ое число каждого месяца текущего налогового периода и на первое число месяца следующего за отчетным.

01.01.2011+….+01.01.2012= 13- налоговая база.

НБ для юр лиц – 1,5%

Для ИП и юр. Лиц применяющих упрощенную декларацию – 0,5%

По налогу на имущество составляется декларация, налоговый период составляет календарный год, уплата производится путем внесения текущих платежей не позднее 15 февраля отчетного налогового периода.

Специальные налоговые режимы.

Они применяются для малого и среднего бизнеса, фермерских и крестьянских хозяйств.

Существуют следующие порядки применения данного режима:

2) на основе упрощенной декларации;

3) на основе патента.

Налогоплательщиком может быть выбран только 1 порядок.

Для применения упрощенной декларации должны соблюдаться следующие условия:

1) Для ИП – численность работников не должна превышать 25 чел., а доход за налоговый период (квартал) в пределах 10 млн. тенге.

2)Для юр. Лиц соответственно – 50 чел., И 25 МЛН. ТЕНГЕ

Налоги рассчитываются как 3% от дохода и уплачиваются в размере ½, как ИПН и ½ как соц. налога.

Для применения патента необходимы условия:

- предпринимательство должно носить личный характер;

- не должно быть наемных работников;

- доход должен быть в пределах 200 мин. з/п. за налоговый период – календарный год.

Налоги исчисляются как 2% от дохода, также уплачиваются в размере ½, как ИПН и ½ как соц. налога.

Фермерские хозяйства уплачивают в бюджет единый земельный налог, ставка по которому зависит от площади земельного участка – прогрессивно ступенчатая.

Налоговый период – календарный год.

Фермеры уплачивают соц. Налог в размере 20% от мрп за каждого совершеннолетнего члена семьи.

Налоговые конвенции.

Международный договор по вопросам налогообложения – это соглашение между государствами, которые уступают права и обязанности в сфере международных налоговых отношений.

Такие договоры могут называться: договором, конвенцией, пактом, соглашением, декларацией и.т.д.

Главная цель конвенции – это избежание двойного налогообложения.

Устранение двойного налогообложения способствует международной торговле и инвестированию путем снижения налоговых барьеров при обмене товарами или услугами.

Конвенции могут быть двусторонними или многосторонними. За основу конвенцией принимаются типовая модель организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР и модельной конвенции ООН.

В Казахстане международной конвенции заключены с 43 странами из которых на 1 января 2010 года действует 39.

В Казахстане налогами к которым применяются конвенции являются КПН, ИПН, налог с имущества юр. Лиц, налог с имущества физ. Лиц.

110. Сущность и порядок исчисления НДС

Налог на добавленную стоимость - относится к косвенным и общегосударственным налогам, входит в группу налогов на потребление. НДС- представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК.НДС выполняет фискальную и регулирующую функции. Проявление этих функций осуществляется через: контроль за уровнем потребления тех или иных видов товаров, работ и услуг, что обеспечивает максимальный охват в налоговом администрировании по данному налогу; регулирование производства тех или иных товаров, сдерживание монополий или наоборот стимулирование отдельных видов производств и видов деятельности: регулирование платежного баланса страны через изменение структуры и показателей экспорта и импорта и др. Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, которые занимаются деятельностью, оборот по реализации которой в течение 12 месячного периода составил более 12000-кратных МРП. В основе механизма исчисления и уплаты НДС лежит понятие добавленной стоимости. Добавленная стоимость - это разность между стоимостью продукции, произведенной и стоимостью потребленных материальных средств производства и услуг сторонних организаций. В соответствии с этим понятием, НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги). Объектами обложения НДС являются облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, совершаемый плательщиком НДС, за исключением необлагаемого оборота по НДС. Облагаемый импорт - это товары, ввозимые или ввезенные па территорию Республики Казахстан (за исключением освобожденных от НДС), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством. Ставка НДС по облагаемому обороту и облагаемому импорту равна 12 процентам. Оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание услуг в связи с международными перевозками облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. Освобождение по НДС распространяется на предоставленные обороты по реализации ряда товаров и услуг, как-то: 1) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 653 настоящего Кодекса); 2) услуг, осуществляемых уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина; 3) имущества, выкупленного для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 4) основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, передаваемых на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) ритуальных услуг похоронных бюро, услуг кладбищ и крематориев; 6) лотерейных билетов, за исключением услуг по их реализации; 7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками; 8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан в таможенном режиме «Переработка товаров на таможенной территории Республики Казахстан»; 9) работ и услуг, связанных с перевозками, являющимися международными в соответствии со статьей 244 настоящего Кодекса, а именно: работ, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке (сливу-наливу), экспедированию товаров, в том числе почты, экспортируемых с территории Республики Казахстан, импортируемых на территорию Республики Казахстан, а также транзитных грузов; услуг технического и аэронавигационного обслуживания, аэропортовской деятельности; услуг морских портов по обслуживанию международных рейсов; 10) услуг по управлению, содержанию и эксплуатации жилищного фонда; Отличительной особенностью налогообложения по НДС является разный характер налогообложения при применении разных режимов (ставок). Так, при применении ставки 12% сущность налогообложения сводится к понятию зачет по НДС, когда определяется сумма, уплаченная в бюджет при покупке товаров, работ и услуг, необходимых для организации производственной и коммерческой деятельности налогоплательщика. При применении нулевой ставки, налогоплательщику нечего применить к сумме реализованных им товаров, а значит сумма, исчисленная им в качестве сумм зачета, не может быть применена, и поэтому в соответствии с действующим законодательством возвращается ему на текущий счет после удовлетворения ею обязательств по НДС ранее начисленным, другим налогам и платежам в бюджет. При применении налогообложения по оборотам освобожденным от уплаты НДС, ситуация складывается таким же образом как и по нулевой ставке с разницей в том, что НДС уплаченный хозсубъектом по приобретенным им товарам, не возвращается ему на текущий счет и не зачитывается в счет погашения обязательств по другим налогам, а просто относится им на вычеты. Налоговым периодом для НДС явл-ся квартал. Порядок уплаты НДС: Плательщик НДС обязан уплатить налог в бюджет за каждый налог. период не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налог. периодом, установленного срока для представления декларации по НДС. НДС по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый тамож. закон-вом РК для уплаты тамож. платежей. Декларация по НДС за каждый налог. период подается не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налог. периодом.

111. Порядок возврата дебетового сальдо по НДСВозврат превышения НДС. Переход с 1 января 2009г. на возврат всего превышения по НДС (деб. с-до по НДС), сложившегося по оборотам, совершенным после 1 января 2009г. Возврат деб. с-до рассматривается как налог. услуга, основанная на риск-менеджменте и отв-сти НП-ка за достоверность сведений, отраженных в декларации по НДС. Превышение НДС, сложившееся до 1 января 2009г. (за исключ. образовавшегося по оборотам, облагаемым по нулевой ставке) не подлежит возврату и зачитывается в счет предстоящих платежей. Сохраняется действующий порядок возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, путем проведения налог. проверки, в теч. 60 раб. дней с даты получения налог. органом налог. заявления о возврате превышения НДС. Упрощенный порядок возврата суммы превышения НДС, отраженной в декларации, без проведения налог. контроля - в отнош. НП-ков, состоящих на мон-ге крупных НП-ков и выполняющих установленные НКРК требования. Упрощенный порядок возврата НДС в теч. 2009г. не действует на НП-ков, впервые включенных в список крупных Нп-ков, подлежащих мон-гу и ранее не состоявших на респ. мон-ге. По возвращенным из бюджета суммам превышения НДС, кот. не подтверждены в ходе проведения налог. проверки, не подтвержденная сумма подлежит уплате в бюджет на основании уведомления о результатах налог. проверки с начислением пени за каждый день с даты перечисления НП-ку этих сумм. По остальным НП-кам возврат превышения НДС после проведения налог. проверки.Ограничения по возврату превышения НДС: Не подлежит возврату превышение:- составляющее менее 2000 МРП (действует 1 год- 2009 год)- не связанного с оборотами, облагаемыми по нулевой ставке;- сложившееся не в связи с уплатой НДС на импорт, НДС за нерезидента (действует 2 года); - не по вводимым в эксплуатацию осн. ср-вам, инв-циям в нед-ть, приобретенным биологическим активам (действует 2 года); - НП-ку, осущ-щему расчеты с бюджетом в СНР для СМБ, крест. или ферм. хоз-в, юр. лиц – производителей с/х продукции и сельских потребит. кооперативов;- орг-циям, осущ-щим переработку с/х сырья и применяющим льготу по уплате НДС в соотв-вии со статьей 267 НКРК; - по приобретенным до 1 января 2009 г. товарам, работам, услугам, за исключ. связанного с оборотами, облагаемыми по нулевой ставке. Сроки возврата превышения НДС: -Крупным НП-кам, подлежащим мон-гу и применяющим упрощенный порядок возврата превышения НДС – 15 раб. дней с последней даты (с учетом периода продления), установленной для представления декларации по НДС; -Остальным НП-кам, которым возврат осущ-ся по результатам проведения налог. проверки: - в течение 180 календ. дней со дня представления декларации по НДС; - по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, составляющим не менее 70% в общем облагаемом обороте - в течение 60 раб. дней со дня представления декларации по НДС; - с 2011 года лицам, по которым камеральный контроль по реестрам счетов фактур по приобретению и реал-ции не установил нарушений, применяется упрощенный порядок возврата в теч. 45 раб. дней со срока установленного для представления декларации по НДС; - С 2011 года лицам, не попавшим в категорию «рисковые» по СУР – упрощенный порядок возврата превышения НДС в течение 30 раб. дней с даты представления декларации по НДС. Этапы перехода на возврат деб. с-до. 2009: 1.Для НП-ков, подлежащих мон-гу крупных НП-ков – упрощенный порядок возврата; 2.Для ост. плательщиков НДС у кот. «деб.» с-до по НДС превысило 2000 МРП – возврат после проведения налог. проверки (действует 1 год). 3. Подлежит возврату превышение образовавшееся: - по оборотам, облагаемым по нулевой ставке; - по вводимым в эксплуатацию осн. ср-вам; - в связи с уплатой НДС на импорт; - по инв-циям в нед-ть, приобретенным в связи с уплатой НДС за нерезидента; -биологическим активам. 2010: 1.Для НП-ков, подлежащих мон-гу крупных НП-ков – упрощенный порядок возврата; 2.Для ост. плательщиков НДС - возврат после проведения налог. проверки; 3.Подлежит возврату превышение образовавшееся: - по оборотам, облагаемым по нулевой ставке; - по вводимым в эксплуатацию осн. ср-вам;- в связи с уплатой НДС на импорт; - по инв-циям в нед-ть, приобретенным в связи с уплатой НДС за нерезидента; -биологическим активам. 2011: 1.Для НП-ков, подлежащих мон-гу крупных НП-ков – упрощенный порядок возврата; 2. Для плательщиков НДС, в отнош. кот. камеральный контроль по реестрам счетов-фактур по приобретению и реал-ции, проведенный по непосредственным поставщикам (1 уровень) не выявил нарушений – упрощенный порядок возврата; 3. Для плательщиков НДС, не попавших в зону риска при применении с-мы оценки рисков – упрощенный порядок возврата; 4.Для ост. плательщиков НДС - возврат после проведения налог. проверки.2012: 1.Для плательщиков НДС, не попавших в зону риска при применении с-мы оценки рисков – упрощенный порядок возврата; 2.Для ост. плательщиков НДС – возврат после проведения налог. проверки.

112. Индивидуальный подоходный налог: объекты и методы исчисления

ИПН относится к прямым и личным налогам, входит в группу налогов на доходы и явл-ся источником доходов местных бюджетов. Плательщиками ИПН явл-ся физ. лица - резиденты и нерезиденты, имеющие объекты налогооблож., т.е. доходы, облагаемые и не облагаемые у источника выплаты. При этом, к доходам, облаг. у источника выплаты относятся: доход работника, доход физ. лица от налог. агента, пенс. выплаты из НПФ, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, стипендии, доход по договорам накопит. страх-ния. К доходам, не облагаемым у источника выплаты относятся: имущ. доход, доход инд. предпринимателя, доходы частных нотариусов, адвокатов и прочие (подают декларацию). Доходы физ. лиц, не подлежащих налогооблож. - адресная соц. помощь, возн-ния по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с ГЦБ, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50% от мин. зп, выплаты для оплаты мед. услуг, компенсации при служеб. командировках в пределах установленных норм, и некот. др. доходы. Сохранена единая ставка 10%. Объекты налог.облож опр-ются как разница м/у доходами, подлежащими налогооблож., с учетом корректировок, и налог. вычетами. Налог. вычеты включают в себя: сумма в МЗП. Общая сумма налог. вычета за год не должна превышать сумму в размере 12 МЗП. (на2011г - 15 999 тг); Сумма обязат. пенс. взносов в размере 10%; Сумма добровольных пенс. взносов; Сумма, направленная на погашение вознаграждения по жилищным займам; Расходы на оплату мед. услуг в размере 8 МЗП. Расчет ИПН:

ИПН = (Д - ОПВ - Л - МЗП)*10%, где Д-доход, ОПВ – обяз.пенс.взносы, Л-льготы.

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Прогрессивная шкала налогообложения в Казахстане уже действовала до 2007 года. Её отменили по тем же причинам, по которым сейчас хотят вернуть.

В Казахстане предложили ввести прогрессивную шкалу индивидуального подоходного налога (ИПН). Новшество подразумевает, что высокооплачиваемые работники будут платить больше налогов, а сотрудники с низкой зарплатой – меньше.

Что такое прогрессивная шкала налогообложения

11 мая на заключительном заседании госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения президент Казахстана предложил ввести прогрессивную шкалу ИПН. Главная задача – сократить число "серых" заработных плат.

"Пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в отношении заработных плат и других видов дохода. Наша основная цель – вывести из тени наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Суть прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, а для высокооплачиваемых работников сумма налога возрастёт. Пока нет точных данных, как это будет реализовываться.

В Казахстане работодатель сейчас платит несколько видов налогов:

  1. Обязательные пенсионные взносы (ОПВ).
  2. Социальные отчисления.
  3. Индивидуальный подоходный налог (ИПН).
  4. Социальный налог.
  5. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС).

С заработной платы работника удерживаются только ИПН, ОПВ и ОСМС. Остальные платит работодатель.

ИПН – единая величина в размере 10% от зарплаты. Неважно, сколько человек зарабатывает – 60 000 тенге или 600 000 – он обязан платить одну налоговую величину. Это называется плоская или единая шкала налогообложения.

Принцип прогрессивной шкалы в том, что чем больше человек зарабатывает, тем больше налогов с дохода платит. "Прогрессивку" принято считать справедливой системой, при которой богатые платят больше. Вопрос в том, начиная с какой зарплаты человека можно отнести к богатым.

Прогрессивная шкала действует в некоторых европейских странах. Например, во Франции семь ступеней ставок от 5,5 до 49%. Самые высокие налоги платят граждане с годовым доходом более 500 тысяч евро (228 млн тенге), но есть и необлагаемый минимум – 6 011 евро в год (2,7 млн тенге), на который подоходный налог составляет 0%.

Почему Казахстан отказался от прогрессивной шкалы в 2007 году

Введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога – не новшество для Казахстана. До 1 января 2007 года в стране действовала эта система, но её заменили на плоскую шкалу. Нововведение подали под соусом либерализации налогового законодательства. Но самое интересное, что главный аргумент отмены был тот же, что и сейчас – выведение доходов граждан из тени.

"До 2007 года администрирование налогов было затруднено в Казахстане. Поэтому решили упростить и ввести единую ставку – до 10%. Объяснением было – вывести доходы из тени. Сегодня же сложилась иная ситуация – банки внедрили цифровые технологии. Сейчас переводы с карты на карты даже на базарах. Почти все предприятия платят зарплаты на карточки. С этой точки зрения администрирование за 13 лет стало проще", – рассказывает экономист Айдархан Кусаинов.

Плюс выросла эффективность инфраструктуры электронных платежей. Появилась система стимулов к указыванию своих доходов.

Какие ставки по ИПН предлагали ввести в Казахстане

Вводить или нет прогрессивную шкалу в Казахстане, спорят давно, с момента её отмены в 2007 году. В последний раз о "прогрессивке" заговорили в 2019 году. В своём первом послании народу Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.

В феврале 2020 года Министерство национальной экономики РК представило один из вариантов прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. Правда, с оговоркой, что она будет вводиться после внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов граждан.

В представленном варианте предполагалось несколько ступеней ставок ИПН: от 0% для граждан с доходом менее 60 тысяч тенге в месяц до 20% для лиц с доходами выше 300 тысяч тенге.

Предложение МНЭ РК по прогрессивной шкале

Но 12 мая на заседании Правительства вице-министр национальной экономики Мади Такиев призвал не принимать в расчёт ранее представленные цифры, ссылаясь на то, что разработка ставок только началась.

"В Министерстве национальной экономики создаётся рабочая группа по проработке этого вопроса. В неё войдут депутаты Парламента, представители палаты "Атамекен", отраслевых министерств и общественные деятели. Пороги и ставки будут обсуждаться открыто. Поскольку работа только началась, размеры шкалы доходов, ставок пока не определены", – сказал Мади Такиев.

Почему прогрессивная шкала может дать обратный эффект

В Казахстане половина работающих граждан получают неофициальные доходы. По данным Государственного фонда социального страхования, число участников системы обязательного соцстрахования составляет 4,4 млн человек, при этом официально занято 8,8 млн человек. Регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего 2,5 млн человек при более 8,8 млн занятых.

Предложение президента ввести прогрессивную шкалу по ИПН вызвало горячие споры. Некоторые экономисты считают, что это может дать обратный результат – не выведет из тени половину неофициально работающих казахстанцев, а заставит состоятельные слои населения скрывать свой уровень доходов.

"Как экономист я всегда был против прогрессивной шкалы налогообложения. Это создаст стимулы к уклонению от более высокой налоговой ставки. Не думаю, что люди, получающие около 500 тысяч тенге в месяц, состоятельные. Прогрессивная шкала может повлечь ещё большее усложнение налоговой системы, которая и без этого непростая. В ней есть все условия для безболезненного уклонения от уплаты налогов", – говорит директор центра прикладных исследований "Талап", экономист Рахим Ошакбаев.

По мнению других, введение прогрессивной шкалы меньше всего отразится на состоятельных людях.

"Богатые давно научились платить налоги по минимуму – например, выводя свою прибыль в офшоры, поэтому на них это отразится меньше всего. У них есть чёткая модель, как снизить налоговую ставку и получить свои деньги в любой точке земли", – добавляет экономист Расул Рысмамбетов.

Третьи напоминают, что работники с низкими зарплатами и так освобождены от уплаты налогов.

"Фактически с зарплаты в 60 тысяч тенге сегодня уплачивается налог в 0,2%. Поэтому говорить, что хотят освободить от налогов низкооплачиваемые слои, неверно – они и так освобождены. Министерство национальной экономики хочет обложить налогом тех, у кого доходы выше средних, то есть одновременно освобождая низкооплачиваемых сотрудников от налогов, обложить высокооплачиваемых", – комментирует председатель правления казахстанской Ассоциации налоговых консультантов Сакен Карин.

Экономисты считают, что вместо введения "прогрессивки" в стране нужно повысить уровень администрирования налоговых сборов.

"Казахстану как развивающейся стране лучше развивать администрирование. Поступления в местные бюджеты увеличатся, но это их не спасёт. При этом люди с высокими доходами попытаются их скрыть", – считает экономист Сергей Домнин.

Кроме улучшения налогового администрирования экономисты предлагают объединить все налоги и отчисления из фонда оплаты труда в единый налог. И сделать её плоской со ставкой 15-20%, что реально создаст стимулы для вывода доходов из тени.

Сколько будут платить налогов казахстанцы, если ввести сингапурскую модель

Глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов объяснил, в чём плюсы разных шкал налогообложения.

"Плюсы простой шкалы в удобстве расчёта, а плюсы прогрессивной – в справедливости, когда богатые на себя берут большую нагрузку, помогая снизить нагрузку для бедных. Развивающиеся страны, где вопросы справедливости обычно менее успешно реализованы, тяготеют к плоской шкале, а развитые – к прогрессивной. Но неважно, какая шкала, есть ещё вопрос уровня нагрузки: чем выше нагрузка, тем больше мотивация уйти в тень, особенно если хромает администрирование и мотивация населения вообще платить налоги", – говорит он.

По его словам, когда говорят о налоговой нагрузке, надо учитывать и другие платежи. Нагрузка на фонд оплаты труда в Казахстане и так достаточная, даже если ставка ИПН ниже, чем в других странах.

Переход к прогрессивной шкале, по мнению экономиста, в нашей стране может быть реализован двумя способами:

  1. Менять только ставку ИПН, не меняя остальные налоги и сборы, но это означает рост нагрузки, что вызовет закономерное возмущение населения и бизнеса.
  2. Поменять всю конструкцию налогов и сборов на фонд оплаты труда, что позволит перейти на прогрессивную схему, не повышая общую нагрузку.

"Если будет реализован второй вариант, то население и бизнес могут не беспокоиться, так как речь будет лишь об оптимизации конструкции. Собственно, в послании президента в сентябре прошлого года и было это указано: "необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода", – поясняет Олжас Худайбергенов.

Что касается уровней прогрессивной шкалы, то по мнению экономиста, здесь тоже есть два варианта:

  1. В качестве нижнего предела взять имеющуюся ставку в 10%, но тогда последующие ставки будут означать только повышение.
  2. В качестве нижнего предела взять 0% и дальше постепенно наращивать до 10% и выше, что по сути означает снижение нагрузки для абсолютного большинства и повышение нагрузки исключительно для тех, кто её может или должен нести.

"Будет создана рабочая группа (дай бог, я тоже войду в неё), пройдет много баталий. Насколько я знаю, есть пока лишь некое видение, но нет ещё детальных расчётов. Ещё много времени уйдёт, учитывая практику разработки законопроектов – в Парламент это попадёт лишь следующим летом. А если ещё введение прогрессивной шкалы будет сопряжено со снижением нагрузки по остальным налогам и сборам, тогда этот вопрос уйдёт и вовсе на 2022 год", – уверен наш собеседник.

Он предлагает взглянуть на зарубежный опыт: в большинстве стран ставки прогрессивной шкалы означают рост общей нагрузки – это и США, и европейские страны.

"Интересно сделано в Сингапуре: если у тебя зарплата меньше 40% от средней по стране (прямой нормы про 40% нет, но пороги подстроены под этот уровень), то ты не платишь ИПН (ставка 0%). Если переложить на Казахстан, то при официальной средней зарплате в 200 000 тенге не будут платить ИПН все, у кого зарплата меньше 80 000 тенге. Если остальные сборы и налоги перекинут на пенсионный взнос, то по сути эти люди будут платить пенсионный взнос, то есть только сами себе. Это будет означать выход из тени почти всего сельского хозяйства, базаров и так далее, потому что у нас медианная зарплата в стране около 80 000 тенге", – объясняет Олжас Худайбергенов.

Если зарплата выше 80 000 тенге, то с каждого следующего порога взимается определённый процент.

"Возьмём условную зарплату в 140 000 тенге. С 80 000 платят 0%, а со следующих 60 000 – всего 2%, а общая нагрузка со 140 тысяч тенге будет всего 1 200 тенге (меньше 1%). Если зарплата 200 000 тенге, то с 80 000 платят 0%, со следующих 60 тысяч – 2%, со следующих 60 тысяч – 4%. Общая нагрузка на 200 000 будет около 3 600 тенге (около 1,8%). Таким образом, нагрузка в 10% дойдёт лишь при зарплате в 750 000 тенге. В таблице я привёл данные, правда, там без учёта вычетов, которые в Сингапуре намного больше, чем у нас, поэтому в реальности нагрузка в 10% начнётся при зарплате больше 1 млн тенге", – приводит свои расчёты спикер.

Нагрузка в 10% будет лишь при зарплате в 750 тысяч тенге

При таком сценарии 95% занятых получат снижение нагрузки, 4% сохранят действующий уровень, и около 1% получат повышение нагрузки, а может, и меньше, уверен экономист.

"В Сингапуре плоская шкала действует только для доходов иностранцев, и там ставка максимальная. При такой конструкции, когда прогрессивная шкала в целом означает снижение нагрузки, люди выведут зарплату из тени, а те, кто будет платить больше, вряд ли будут баловаться разными схемами, тем более что прогрессивная шкала обязательно предполагает массу вычетов. В общем, если будет такой вариант или нечто более лучшее, то я буду только за", – заключил Олжас Худайбергенов.

Что думает об ИПН Касым-Жомарт Токаев

Президент Казахстана во время рабочего визита в Алматы 12 мая объяснил свою позицию по прогрессивной шкале ИПН.

"Я считаю, что мы должны подойти рано или поздно к этому вопросу с точки зрения справедливости. В моём понимании, если человек зарабатывает до 200 тысяч, может быть, до 300 тысяч тенге, он не должен платить налог 10%, он может платить налог примерно 7%", – сказал глава государства.

Он отметил, что ИПН в 10% должен остаться налогом широкого спектра действия и по-прежнему применяться к среднему классу. Люди, получающие от 300 тысяч до 1,5 млн тенге, будут платить налог в 10%.

"Люди, зарабатывающие более 25 млн тенге в год, как я считаю, должны платить больше 10%. Какую сумму они будут платить, это определит комиссия, но не больше 15%. Я считаю, что в нашей стране подоходный налог не должен превышать 15%", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Он отметил, что все предложения Правительства по введению прогрессивной шкалы ИПН обсудят с привлечением общественности, специалистов и экспертов. Окончательное решение будет принимать президент.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Каждый работающий гражданин РК или иностранец, осуществляющий деятельность на территории РК, являются плательщиками подоходного налога. Но суммы взимаются с каждого индивидуально, в зависимости от дохода, социальных льгот и ряда других показателей. Как бухгалтеру учесть все нюансы и исчислить, удержать, перечислить в срок индивидуальный подоходный налог в соответствии с нормами налогового законодательства, читайте в предложенном материале.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Индивидуальный подоходный налог (ИПН) – это вид налогообложения, взимаемый с физических лиц с получаемого дохода.

Согласно статье 316 Налогового кодекса, плательщиками ИПН являются физические лица, имеющие объекты налогообложения в виде облагаемого дохода физического лица:

– у источника выплаты;

– при самостоятельном налогообложении.

При этом, в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 316 Налогового кодекса, не являются плательщиками ИПН:

– плательщики налога на игорный бизнес, фиксированного налога по доходам от осуществления видов деятельности, указанных в статьях 535 и 544 Налогового кодекса;

– индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие специальный налоговый режим (СНР) на основе уплаты единого земельного налога, по доходам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный СНР.

Статьей 317 Налогового кодекса установлено, что:

– по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, гражданина РК, иностранца или лица без гражданства, являющегося резидентом РК (далее – физическое лицо – резидент), исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом в порядке и сроки, которые установлены главой 35, параграфом 1 главы 36, главой 38 и статьей 657 Налогового кодекса, по ставкам, предусмотренным статьей 320 Налогового кодекса;

– по доходам, подлежащим налогообложению физическим лицом – резидентом самостоятельно, исчисление и уплата ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке и сроки, которые установлены параграфом 2 главы 36, главами 39 и 40 Налогового кодекса, по ставкам, предусмотренным статьей 320 Налогового кодекса;

– по доходам физического лица – нерезидента исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке и сроки, которые установлены главой 74 Налогового кодекса, по ставкам, предусмотренным статьями 320 и 646 Налогового кодекса;

– по доходам ИП, применяющего СНР для субъектов малого бизнеса, исчисление и уплата ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке и сроки, которые установлены главой 77 Налогового кодекса;

– по доходам ИП, применяющего СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, исчисление ИПН производится с учетом особенностей, установленных главой 78 Налогового кодекса;

– по доходам, полученным (подлежащим получению) плательщиком единого совокупного платежа от осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 774 Налогового кодекса, исчисление и уплата ИПН производятся в соответствии со статьей 775 Налогового кодекса. Представление таким лицом налоговой отчетности по ИПН и социальным платежам не производится.

Пример

За октябрь 2019 года в ТОО «А» работнику Иванову А. П. начислена заработная плата в размере 200 000 тенге. Прежде чем выплатить заработную плату Иванову А. П., работодателю следует произвести соответствующие удержания с заработной платы работника. Каким доходом является заработная плата и кем является работодатель согласно налоговому законодательству РК?

В данном случае доход, получаемый работником в виде заработной платы, является доходом, подлежащим налогообложению у источника выплаты.

Работодатель для Иванова А. П. является налоговым агентом, и, в соответствии с пунктом 1 статьи 317 Налогового кодекса, на него возлагается бремя по исчислению, удержанию и перечислению ИПН в бюджет РК.

Для исчисления ИПН необходимо определить объекты налогообложения.

Согласно статье 318 Налогового кодекса, объектами обложения ИПН являются:

1) облагаемый доход физического лица у источника выплаты;

2) облагаемый доход физического лица при самостоятельном налогообложении.

На основании пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат;

2) компенсации при служебных командировках, в том числе в целях обучения, повышения квалификации или переподготовки работника в соответствии с законодательством РК, если иное не установлено статьей 319 Налогового кодекса:

– установленные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 и подпунктах 1, 2 и 4 пункта 3 статьи 244 Налогового кодекса;

– по командировке в пределах РК – суточные не более 6-кратного размера МРП за каждый календарный день нахождения в командировке в течение периода, не превышающего 40 календарных дней нахождения в командировке;

– по командировке за пределами РК – суточные не более 8-кратного размера МРП за каждый календарный день нахождения в командировке в течение периода, не превышающего 40 календарных дней нахождения в командировке;

3) компенсации при служебных командировках, в том числе в целях обучения, повышения квалификации или переподготовки работника в соответствии с законодательством РК, производимые государственными учреждениями, за исключением государственных учреждений, содержащихся за счет средств бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК, в размерах и порядке, предусмотренных законодательством РК;

4) компенсации при служебных командировках, в том числе в целях обучения, повышения квалификации или переподготовки работника, в соответствии с законодательством РК, производимые государственными учреждениями, содержащимися за счет средств бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК, в размерах и порядке, предусмотренных законодательством РК;

5) компенсации расходов, подтвержденных документально, по проезду, провозу имущества, найму (аренде) жилища на срок не более 30 календарных дней при переводе работника на работу в другую местность либо переезде в другую местность вместе с работодателем;

6) расходы работодателя, не связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и не относимые на вычеты, которые не распределяются конкретным физическим лицам;

7) полевое довольствие работников, занятых на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, за каждый календарный день такой работы в 2-кратном размере МРП;

8) расходы работодателя для обеспечения жизнедеятельности лиц, работающих вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства с предоставлением условий для выполнения работ и междусменного отдыха:

– по имущественному найму (аренде) жилища;

– на питание в пределах суточных, установленных в подпункте 2 пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;

9) расходы работодателя, связанные с доставкой работников от места их жительства (пребывания) в РК до места работы и обратно, при соблюдении условия заключения работодателем с контрагентом договора на оказание услуг по доставке работников до места работы и обратно;

10) стоимость выданной специальной одежды, специальной обуви, в том числе их ремонта, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств, средств профилактической обработки, медицинской аптечки, молока или других равноценных пищевых продуктов и (или) специализированных продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания по нормам, установленным законодательством РК;

11) суммы пенсионных накоплений вкладчиков единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и добровольных накопительных пенсионных фондов, направленные в страховые организации по страхованию жизни для оплаты страховых премий по заключенному договору накопительного страхования (пенсионного аннуитета), а также выкупные суммы по договорам пенсионного аннуитета, направленные в страховые организации в порядке, предусмотренном законодательством РК;

12) суммы пеней, начисленных за несвоевременное исчисление, удержание, перечисление социальных платежей в размерах, установленных законодательством РК;

13) прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) механических транспортных средств и (или) прицепов, подлежащих государственной регистрации в РК и находящихся на праве собственности один год и более;

14) прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории РК на праве собственности один год и более с даты регистрации права собственности;

15) прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) земельных участков и (или) земельных долей, находящихся на территории РК на праве собственности один год и более, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации (передачи в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, под гараж, на которых расположены объекты, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 331 Налогового кодекса;

16) прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) земельных участков и (или) земельных долей, находящихся на территории РК на праве собственности один год и более, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации (передачи в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 331 Налогового кодекса;

17) прирост стоимости имущества, выкупленного для государственных нужд в соответствии с законодательством РК;

18) следующие расходы, понесенные физическим лицом – арендатором, не являющимся ИП, или возмещенные им физическому лицу – арендодателю, не являющемуся ИП, при имущественном найме (аренде) жилища, жилого помещения (квартиры), – в случае, если указанные расходы производятся отдельно от арендной платы:

– на содержание общего имущества объекта кондоминиума в соответствии с жилищным законодательством РК;

– оплату коммунальных услуг, предусмотренных Законом РК «О жилищных отношениях»;

– ремонт жилища, жилого помещения (квартиры);

19) превышение рыночной стоимости базового актива опциона на момент исполнения опциона над ценой исполнения опциона (ценой исполнения опциона является цена, по которой был зафиксирован базовый актив опциона в соответствующем документе, на основании которого опцион был предоставлен физическому лицу);

20) стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи;

21) представительские расходы по приему и обслуживанию лиц, произведенные в соответствии со статьей 245 Налогового кодекса;

22) материальная выгода от экономии на вознаграждении за пользование кредитами (займами, микрокредитами), полученными у юридических лиц и ИП, в том числе полученными работником у своего работодателя;

23) доход при прекращении обязательств в соответствии с гражданским законодательством РК по кредиту (займу, микрокредиту), в том числе по основному долгу, вознаграждению, комиссии и неустойке (пеням, штрафу), в следующих случаях, наступивших после выдачи кредита (займа, микрокредита) такому лицу:

– признания физического лица – заемщика на основании вступившего в законную силу решения суда безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным или объявления его на основании вступившего в законную силу решения суда умершим;

– установления физическому лицу – заемщику инвалидности І или II группы, а также в случае смерти физического лица – заемщика;

– отсутствия другого дохода у физического лица – заемщика, получающего социальные выплаты в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года № 405-II (далее – Закон о соцстраховании), в случаях потери кормильца, дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, кроме указанных выплат;

– вступления в законную силу постановления судебного исполнителя о возврате исполнительного документа банку (микрофинансовой организации) в случае, когда у физического лица – заемщика и третьих лиц, несущих совместно с физическим лицом – заемщиком солидарную или субсидиарную ответственность перед банком (микрофинансовой организацией), отсутствует имущество, в том числе деньги, ценные бумаги, или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и меры по выявлению его имущества или доходов, принятые судебным исполнителем в соответствии с законодательством РК об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, оказались безрезультатными;

– продажи заложенного имущества, которое полностью обеспечивало основное обязательство на дату заключения ипотечного договора, с торгов во внесудебном порядке по цене ниже суммы основного обязательства или перехода такого имущества в собственность залогодержателя в соответствии с Законом РК «Об ипотеке недвижимого имущества» от 23 декабря 1995 года № 2723 на сумму непогашенного кредита (микрокредита) после продажи заложенного имущества;

24) доход, образовавшийся при прекращении обязательств в соответствии с гражданским законодательством РК по кредиту (займу, микрокредиту), выданному банком (микрофинансовой организацией), в виде:

– прощения основного долга;

– прощения задолженности по вознаграждению, комиссии, неустойке (пеням, штрафу);

– дохода, полученного заемщиком в результате оплаты за такое лицо банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, а также коллекторским агентством государственной пошлины, взимаемой с подаваемого в суд искового заявления;

25) доход, образовавшийся по ипотечному жилищному займу (ипотечному займу), полученному до 1 января 2016 года, который подлежит рефинансированию в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), утвержденной Национальным Банком РК;

26) сумма задолженности по кредиту (займу), по которому прощение долга произведено в порядке, установленном подпунктом 11 пункта 5 статьи 232 Налогового кодекса, включая задолженность по вознаграждению по таким кредитам;

27) стоимость имущества, в том числе деньги, которые легализованы в соответствии с Законом РК «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» от 30 июня 2014 года № 213-V;

28) обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) в ЕНПФ размере, установленном законодательством РК;

29) обязательные пенсионные взносы (ОПВ) работодателя в ЕНПФ в размере, установленном законодательством РК;

30) доход, полученный физическим лицом при предоставлении ему медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в соответствии с законодательством РК об ОСМС;

31) материальная выгода, полученная за счет средств бюджета в соответствии с законодательством РК, в том числе:

– при предоставлении объема услуг по дошкольному воспитанию и обучению, по техническому и профессиональному, послесреднему, высшему, послевузовскому образованию, повышению квалификации и переподготовке работников и специалистов, а также обучению на подготовительных отделениях учебных заведений, осуществляемых в форме государственного образовательного заказа в соответствии с законодательством РК в области образования;

– предоставлении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

– уплате взносов государства на ОСМС;

– предоставлении реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха на объектах санаторно-курортного назначения;

– предоставлении лекарственных средств и медицинских изделий;

– предоставлении местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы товаров, работ, услуг инвалиду в соответствии с законодательством РК о социальной защите инвалидов. При этом данное положение распространяется на физических лиц, являющихся:

• индивидуальным помощником, оказывающим социальные услуги инвалиду I группы, имеющему затруднение в передвижении;

32) выплаты физическим лицам за приобретенное у них личное имущество физического лица;

33) фактически произведенные расходы работодателя на оплату обучения, повышения квалификации или переподготовки в соответствии с законодательством РК при направлении работника на обучение, повышение квалификации или переподготовку по специальности, связанной с деятельностью работодателя, которое совершено с оформлением служебной командировки в другую местность;

ВЫ СДЕЛАЛИ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

Мы в социальных сетях:

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Статьи
  • Налоги
  • Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог
Кто является плательщиком ИПН?

физические лица - резиденты, имеющие объекты налогообложения
физические лица - нерезиденты, имеющие объекты налогообложения
Что является объектом ИПН?
доходы, облагаемые у источника выплаты - доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
доходы, не облагаемые у источника выплаты - имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан
доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению - адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.
Какие существуют ставки для исчисления ИПН?
доходы, облагаемые ИПН у источника выплаты - по ставке 10 %


доходы в виде дивидендов - по ставке 5 %
Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?

Cумма в размере минимальной заработной платы, установленной законодательным актом Республики Казахстан на соответствующий месяц начисления дохода (на 2011 год размер минимальной заработной платы установлен 15 999 тенге)
обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере, установленном законодательством Республики Казахстан – 10% от дохода
добровольные пенсионные взносы, вносимые в свою пользу
страховые премии, вносимые в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования
суммы, направленные на погашение вознаграждения по жилищным займам
Право на вычет предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым у одного из работодателей на основании поданного им заявления и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.
При определении дохода, облагаемого у источника выплаты, работника, проработавшего менее пятнадцати дней месяца, налоговый вычет не производится.
Если сумма налогового вычета, превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 НК РК, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.
Какие сроки удержания и уплаты ИПН?
Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога производится налоговыми агентами не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты
По налогу, удерживаемому у источника выплаты - не позднее 20 числа следующего за месяцем выплаты, по месту своего нахождения
По налогу, не облагаемому у источника выплаты - исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по ставке 10 % и уплачивается по итогам налогового года не позднее десяти рабочих дней после 31 марта года, следующего за отчетным.
ИПН по доходам адвокатов и частных нотариусов исчисляется ежемесячно путем применения ставки 10 % к сумме полученного дохода и подлежит уплате не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Кто должен подавать декларацию по ИПН и в какие сроки?
налогоплательщики-резиденты, имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты;
физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан;
физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан;
лица, на которых возложена обязанность по подаче декларации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о борьбе с коррупцией;
депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи;

не позднее 31 марта года, следующего за налоговым годом.

Налоговым периодом установлен календарный год.
Кто должен подавать Декларацию по ИПН и социальному налогу и в какие сроки?
Декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу представляется налоговыми агентами, выплачивающие доходы, облагаемые у источника выплаты. Декоарация подается в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. В приложении к расчету по индивидуальному подоходному налогу указываются сведения о выплаченных доходах физическим лицам.
Налоговым периодом установлен календарный квартал.
Источник: Налоговый Кодекс РК по состоянию на 01.01.2011г. Раздел 6, 7



Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог
Кто является плательщиком ИПН?

физические лица - резиденты, имеющие объекты налогообложения
физические лица - нерезиденты, имеющие объекты налогообложения
Что является объектом ИПН?
доходы, облагаемые у источника выплаты - доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
доходы, не облагаемые у источника выплаты - имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан
доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению - адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.
Какие существуют ставки для исчисления ИПН?
доходы, облагаемые ИПН у источника выплаты - по ставке 10 %


доходы в виде дивидендов - по ставке 5 %
Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?

Cумма в размере минимальной заработной платы, установленной законодательным актом Республики Казахстан на соответствующий месяц начисления дохода (на 2011 год размер минимальной заработной платы установлен 15 999 тенге)
обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере, установленном законодательством Республики Казахстан – 10% от дохода
добровольные пенсионные взносы, вносимые в свою пользу
страховые премии, вносимые в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования
суммы, направленные на погашение вознаграждения по жилищным займам
Право на вычет предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым у одного из работодателей на основании поданного им заявления и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.
При определении дохода, облагаемого у источника выплаты, работника, проработавшего менее пятнадцати дней месяца, налоговый вычет не производится.
Если сумма налогового вычета, превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 НК РК, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.
Какие сроки удержания и уплаты ИПН?
Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога производится налоговыми агентами не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты
По налогу, удерживаемому у источника выплаты - не позднее 20 числа следующего за месяцем выплаты, по месту своего нахождения
По налогу, не облагаемому у источника выплаты - исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по ставке 10 % и уплачивается по итогам налогового года не позднее десяти рабочих дней после 31 марта года, следующего за отчетным.
ИПН по доходам адвокатов и частных нотариусов исчисляется ежемесячно путем применения ставки 10 % к сумме полученного дохода и подлежит уплате не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Кто должен подавать декларацию по ИПН и в какие сроки?
налогоплательщики-резиденты, имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты;
физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан;
физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан;
лица, на которых возложена обязанность по подаче декларации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о борьбе с коррупцией;
депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи;

не позднее 31 марта года, следующего за налоговым годом.

Налоговым периодом установлен календарный год.
Кто должен подавать Декларацию по ИПН и социальному налогу и в какие сроки?
Декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу представляется налоговыми агентами, выплачивающие доходы, облагаемые у источника выплаты. Декоарация подается в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. В приложении к расчету по индивидуальному подоходному налогу указываются сведения о выплаченных доходах физическим лицам.
Налоговым периодом установлен календарный квартал.
Источник: Налоговый Кодекс РК по состоянию на 01.01.2011г. Раздел 6, 7

Читайте также: