Налог на выслугу лет

Опубликовано: 29.04.2024

Надбавка за выслугу лет – это выплаты стимулирующего характера, служащие прибавкой к положенной зарплате. Полагаются представителям разного рода государственных структур. Размер их определяется продолжительностью стажа.

Кто может получить надбавку за выслугу лет?

Выдача стимулирующих выплат определенной категории сотрудников утверждена следующими актами:

  • Нормативным актом «О социальных гарантиях представителям ОВД РФ» от 19 июля 2011 года (в частности, его статьями 7 и 8).
  • ФЗ «О гражданской службе» от 28 июля 2004 года (в частности, пунктом 2 статьи 54).
  • Приказом министра обороны от 30 декабря 2001 года №2700.
  • Постановлением Правительственного аппарата России «Об условиях выплат» №638.

Сотрудники, которые имеют право на надбавку за выслугу лет:

  • Бюджетные и государственные служащие.
  • Представители ОВД.
  • Военнослужащие.

На увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат могут рассчитывать:

  • Летчики-испытатели.
  • Люди, работающие в авиации.
  • Медицинские работники.
  • Сотрудники бюджетных художественных учреждений.
  • Сотрудники силовых структур.
  • Космонавты.
  • Работники флота.
  • Преподаватели.
  • Сотрудники ФСИН.

ВАЖНО! Данный перечень установлен законами РФ. Работодатель обязан исполнять все нормативные акты. Также возможность выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам, которые не упомянуты в законе, можно указать в локальных актах предприятия, если у руководителя есть потребность простимулировать своих сотрудников.

Размер надбавки и нюансы ее расчета

Размер выплат будет определяться в проценте от оклада сотрудника. При этом учитывается продолжительность стажа. Размер надбавки может составлять от 5% до 40% от оклада. Точный процент зависит от должности работника.

Вправе ли организации устанавливать ежемесячную надбавку за выслугу лет? Каков порядок ее установления и оформления?

Государственные и бюджетные служащие

Размер выплат представителям государственной службы установлен пунктом 5 статьи 50 закона «О гражданской службе» №73-ФЗ. В частности, в нормативном акте даны следующие значения:

  • 1-5 лет работы – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • От 15 лет – 30%.

При вычислении стажа в расчет принимается работа в таких структурах, как:

  • Воинская, федеральная и гражданская.
  • Муниципальные.
  • Иные, если соответствующие данные есть в ФЗ.
  • Государственные (Указ Президента от 11 января 1995 года №32).

Данный порядок расчета оговорен пунктом 1 статьи 54 ФЗ «О гражданской службе» №73. Он обозначает следующие особенности начисления стажа:

  • Человек может работать на нескольких должностях при накоплении беспрерывного стажа. Одно условие: он должен служить в тех структурах, которые относятся к государственным и бюджетным.
  • В стаж включаются периоды, в которые сотрудник замещал на должности другого работника (пункт 2 статьи 54 того же закона).

Порядок расчета надбавки установлен Указом Президента от 19.11.2007 №1534. Нюансы этой процедуры даны в Письме ФНС от 26 июня 2011 года.

Особенности надбавки представителям бюджетных сфер оговорены в законах, касающихся конкретного ведомства. Например, это может быть постановление Правительственного аппарата «О порядке начисления стажа» №43, которое регламентирует надбавки представителям уголовно-исполнительных институтов, налоговой, таможни.

Сотрудники МВД

Размер доплаты сотрудникам МВД оговорен пунктом 7 статьи 2 ФЗ №247:

  • 2-5 лет работы – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • 15-20 лет – 25%.
  • Больше 25 лет – 40%.

Расчет стажа будет проводиться по нормам, установленным постановлением Правительственного аппарата «О порядке расчета стажа представителям ОВД» №1158. В этом же постановлении во втором пункте содержится перечень мест службы, которые будут включены в стаж:

  • Войска национальной гвардии, полиции, ОВД.
  • Стажировка в ОВД.
  • Работа в налоговой полиции.

В постановлении отдельно оговаривается расчет стажа для представителей ОВД Крыма.

Военные

Надбавки военным утверждены ФЗ «О финансовом довольствии военнослужащих» №306 (размер выплат указан в части 13 статьи 2). Также соответствующая информация дана приказом министра обороны №2700 (размер надбавки установлен пунктом 40). Рассмотрим помесячные выплаты военным, служащим по контракту:

  • 2-5 лет стажа – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • 15-20 лет – 25%.
  • 20-25 лет – 30%.
  • Больше 25 лет – 40%.

Исчисление продолжительности службы должно производится по ФЗ «О воинской службе» №53.

ВАЖНО! Выплаты проводятся только с момента достижения минимальной планки стажа. В данном случае она составляет 2 года. Надбавка перестает выплачиваться после даты издания приказа об увольнении военного, исключении его из перечня личного состава.

Могут ли рассчитывать на надбавки за стаж пенсионеры?

Ранее пенсионеры получали надбавку за выслугу лет к пенсии. На данный момент норма действовать перестала. Однако нужно сказать, существуют некие региональные нормы, по которым надбавка выплачивается. К примеру, это закон Республики Алтай №25-28, по которому полагаются надбавки за непрерывный стаж. Все нюансы выплат нужно узнавать в органах социальной защиты конкретного региона.

Порядок начисления надбавки

ВАЖНО! Образец приказа об установлении надбавки от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При выплате надбавок соблюдаются следующие правила:

  • Выплаты рассчитываются на основании оклада. Доплаты сотруднику (премии и так далее) при расчете учитываться не будут.
  • Выплаты производятся ежемесячно в день выдачи зарплаты.
  • Если человек работал на нескольких должностях на условиях совместительства, выплаты рассчитываются на основании основного оклада.
  • Если в период достижения определенного стажа человек находится на больничном или в отпуске, все доплаты он получает после выхода на работу.
  • Если сотрудник увольняется, размер надбавки будет определяться на основании фактически отработанного времени.
  • Стаж представителей государственной службы при расчете надбавки будет устанавливаться комиссией, участники которой утверждаются региональным управляющим госструктуры.

Для получения компенсаций сотрудник должен предоставить определенные документы:

  • Военный билет (для военных).
  • Трудовую книжку (для государственных и бюджетных служащих).
  • Справки из архива, выписки из приказов (в том случае, если трудовая книжка отсутствует).

Созванная комиссия решает вопрос о начислении надбавки. Решение оформляется в форме протокола, на основании которого руководитель должен издать приказ. В приказе оговаривается сумма надбавки. Копия этого документа прикрепляется к личному делу работника. По достижении новой планки стажа размер надбавки увеличивается. То есть происходит регулярное увеличение зарплаты сотрудника.

Руководитель не имеет права не делать выплаты в том случае, если они положены сотруднику по закону. Однако если надбавка – инициатива самого работодателя, данное решение можно отменить.

Как правило, компенсации положены сотрудникам разного рода государственных структур. Надбавки крайне редко выплачиваются в коммерческих организациях по ряду причин. В частности, это просто невыгодно предпринимателю. Редкий владелец фирмы кровно заинтересован в том, чтобы держать на одном месте сотрудника на протяжении нескольких десятков лет, а данная форма надбавки призвана стимулировать именно это.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Социальной программой предприятия предусмотрена выплата единовременной премии за непрерывный стаж работы на предприятии. Выплата производится на основании приказа при наступлении дат работы в организации 5, 10, 15 и т.д. лет, в трудовых договорах указано, что работодатель несет и другие, кроме прямо перечисленных, обязанности, предусмотренные внутренними документами, указано также про выплату материальных поощрений, установленных для работников общества; премия выплачивается не за счет чистой прибыли и не за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Как отразить начисление данной премии в бухгалтерском и налоговом учете?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Есть основания для отнесения указанной премии к расходам по налогу на прибыль по п. 10 ст. 255 НК РФ.
В бухгалтерском учете при начислении премии производится запись по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда:
Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 70
- начислена премия за непрерывный стаж работы.
При этом риск переквалификации данных расходов как не связанных с производством и их оспаривания сведется к минимуму, если в разделе оплата труда трудового договора будет ссылка либо на данный ЛНА или на систему ЛНА организации в принципе, а в название ЛНА (и при необходимости по тексту) будет учтена производственная (стимулирующая) направленность данной премии.

Обоснование позиции:

Налоговый учет

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В силу п. 10 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ.
По нашему мнению, выплата носит характер единовременной, т.к. происходит раз в пять лет, подробнее смотрите Вопрос: Можно ли включить в расходы в налоговом учете для начисления налога на прибыль ежемесячные доплаты за выслугу лет работникам предприятия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.).
Относительно требования соответствия законодательству необходимо отметить, как неоднократно разъясняли официальные органы (смотрите, например, письма Минфина России от 25.06.2014 N 03-03-10/30606, от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19700, ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15717@ - доведено до нижестоящих налоговых органов, информацию Управления ФНС по Республике Адыгея от 15.08.2014), расходы в виде единовременного вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при условии, что порядок, размер и условия его выплаты предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также локальными нормативными актами (ЛНА).
Ведомства указывают в своих выводах, что п. 10 ст. 255 НК РФ распространяется на случаи, предусмотренные не законодательством напрямую, а ЛНА или договорами, и из их писем можно сделать вывод, что такие выплаты производятся в соответствии с законодательством РФ, основываются на ст. 135 ТК РФ, где определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Также в письмах сообщается, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Ведомства перечисляют среди прочих оснований ЛНА, в этой связи необходимо помнить, что согласно общей норме ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Также в соответствии со ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21 ст. 270 НК РФ).
По мнению Минфина России, для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы в виде премий, выплачиваемых на основании положения о премировании работников (то есть локального нормативного акта), при условии, что в трудовых (коллективных) договорах, заключенных с работниками, дается отсылка на это положение (смотрите, например, письма Минфина России от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606, от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, от 27.11.2007 N 03-03-06/1/827, от 19.10.2007 N 03-03-06/1/726).
В рассматриваемом нами случае такая выплата предусмотрена ЛНА, но, как мы поняли, на данный ЛНА нет прямой ссылки в трудовых договорах. Вместе с тем в разделе Права и обязанности трудовых договоров указано, что работодатель несет и другие обязанности, предусмотренные внутренними документами. В разделе трудового договора оплата труда указано также про выплату материальных поощрений, установленных для работников общества. В рассматриваемом случае материальное поощрение установлено ЛНА.
Таким образом, по нашему мнению, с учетом мнения ведомств, указанную премию можно относить на расходы по налогу на прибыль на основании ст. 255 НК РФ. Но обратим внимание на то, что кроме соответствия ст. 255 НК РФ расход должен соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, а также не быть в перечне ст. 270 НК РФ.
Фактором риска в данном случае является тот факт, что ЛНА, которым предусмотрена данная премия, является Социальной программой предприятия. В общем же случае подобная премия устанавливается в целях создания стабильного и высокопрофессионального коллектива и повышает личную заинтересованность каждого работника в продолжении работы в организации и пр. (смотрите, например Постановление Девятого ААС от 28.01.2010 N 09АП-21172/2009, 09АП-21173/2009, 09АП-21388/2009), то есть носит стимулирующий, производственный характер. Получается, что, с одной стороны, в самом названии ЛНА организации (Социальной программы предприятия) присутствует упоминание о социальной направленности выплаты, а с другой стороны, в самой программе указано на мотивирующие цели такой премии. То есть присутствует неопределенность в понимании характера выплаты (усматривается противоречие между содержанием ЛНА в части данной премии и его названием).
Для формального соответствия п. 1 ст. 252 НК РФ (экономически оправданные затраты) целесообразно привести название документа к единообразию назначения данной выплаты (возможно, дополнить название). Также можно тем или иным образом сделать акцент на производственной составляющей выплаты. Например, в служебной записке о премировании сотрудника указать его производственные достижения. В этой связи приведем постановление АС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2016 N Ф02-1542/16 по делу N А74-5113/2015, где суд не признал выплату за стаж работы на предприятиях угольной промышленности соответствующей положению п. 10 ст. 255 НК РФ. Судьи указали, что из приказов о выплате единовременных пособий следует, что они производились обществом со ссылкой на достижение конкретным работником права на пенсионное обеспечение, без анализа его производственных результатов, профессионального мастерства, вклада в производственную деятельность общества, и выплата пособий была связана с наступлением не зависящего от работников определенного события - достижение пенсионного возраста и получение права на пенсионное обеспечение. Доводы о наличии у общества цели сохранить наиболее квалифицированных сотрудников судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на то, что указанные выплаты не ставили условием их получения уровень профессиональной подготовки работников; наличие причинно-следственной связи между продолжительностью стажа каждого из вознагражденных работников и его профессиональным уровнем обществом не обосновано и не подтверждено какими-либо доказательствами.
Кроме вышеприведенного основания п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно нормам ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы:
- в виде сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК РФ);
- премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 22 ст. 270 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации выплата производится не за счет чистой прибыли и не за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Также обратим внимание на письмо Минфина России от 30.08.2019 N 03-11-11/66828, где сообщено, что перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. Поэтому любые выплаты работодателя, произведенные в пользу работника и не указанные в ст. 270 НК РФ, которые на основании ЛНА организации, содержащих нормы трудового права, осуществлены в качестве системы оплаты труда, могут учитываться в составе расходов на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ. Смотрите также п. 4 ст. 252 НК РФ, материал Перечень расходов на оплату труда является открытым (Д.Р. Кремова, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 12, декабрь 2019 г.).
Таким образом, по нашему мнению, есть основания для отнесения указанной премии к расходам по налогу на прибыль (особенно, если "усилить" производственную" составляющую характера такой выплаты).

Бухгалтерский учет

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет производственных премий и других стимулирующих выплат;
- Энциклопедия решений. Учет непроизводственных премий;
- Вопрос: В соответствии с положением о премировании организацией выплачивается премия за выслугу лет. В коллективном договоре есть ссылка на положение о премировании. Премия за выслугу лет может начисляться несколько раз в год, если сотрудник несколько раз идет в отпуск. Целевые средства и средства специального назначения при выплате указанной премии не используются. Премия выплачивается к отпуску и рассчитывается от суммы отпускных с учетом стажа работы. Цель выплаты премии - закрепление кадров, стимулирование трудовой активности работников. Правомерно ли признание указанной премии в расходах по налогу на прибыль согласно п. 10 ст. 255 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.);
- Вопрос: Можно ли включить в расходы в налоговом учете для начисления налога на прибыль ежемесячные доплаты за выслугу лет работникам предприятия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

11 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Работникам за качественную работу и стаж в качестве поощрения выдается премия. Она может выплачиваться раз в год, ежемесячно или по кварталам. Работодатель сам решает, как часто ему стимулировать работников. С заработной платы сотрудников взимаются налоги, и многим интересно, облагается ли налогом премия.

Немного теории: бухгалтерские понятия и виды премии

Премия — необязательный платеж. Это денежное вознаграждение сотрудника за особые заслуги. Есть несколько видов поощрений:

  • по форме выплат: в денежном выражении или в виде подарка;
  • по частоте выплат: разовые или за определенный период;
  • по назначению: за выполнение специальных задач;
  • по показателю: к юбилею, за выслугу лет.

Согласно статье 191 ТК РФ премии могут быть начислены за:

  • высокую квалификацию;
  • высокие трудовые достижения;
  • активную деятельность в развитии компании.

Премия и заработная плата

Премия не является основной составляющей зарплаты сотрудников, хотя согласно статье 129 и 191 ТК РФ работодатель вправе это сделать. Премиальные выплаты начисляются на банковские счета сотрудников или выдаются вместе с заработной платой. С помощью премии работодатель стимулирует сотрудника работать эффективнее. Также премия влияет на объем налога на прибыль: она увеличивает затраты на оплату труда.

Условия начисления премии

Есть несколько официальных условий для премирования работников:

  1. ФЗ №208. Если один из учредителей организации решил начислить сотрудникам премию, он принимает это решение вместе с коллегами.
  2. Статья 129 ТК РФ. Порядок начисления денежного вознаграждения должен быть прописан в трудовом договоре.
  3. Статья 135 ТК РФ. Все вопросы премирования работников должны согласовываться с профсоюзом, если он есть на предприятии

Порядок налогообложения премии

Работодатели задают вопрос, облагается ли премия НДФЛ. Их сомнения обоснованы: во-первых, такое вознаграждение всегда является доходом сотрудника, а доход облагается налогом; во-вторых, премия не является оплатой труда.

Ответ на этот вопрос заключается в первом положении: премия — это доход. Согласно статье 209 НК РФ с нее уплачиваются НДФЛ и страховые платежи. Начисление подоходного налога на вознаграждение стандартное. От НДФЛ освобождаются награды, полученные за высокие достижения в научной деятельности, вознаграждения сотрудника в честь праздника и денежное вознаграждение, не превышающее 4000 рублей.

Почему выгодно платить налоги с премии работника

Налоги с премии

В статье 255 и 272 НК РФ говорится, что все денежные вознаграждения, начисленные работникам, относятся на затраты по оплате труда. Таким образом снижается сумма налога на прибыль (для организаций на ОСНО) или единый налог (для организаций на УСН). Чтобы избежать недопонимания с налоговой, сохраняйте документы, подтверждающие право на снижение налога. Все, что связано с премией и ее включением в затраты, должно регулироваться нормативными актами:

  • В трудовом договоре пропишите условия начисления денежного вознаграждения. Вычитать суммы поощрений из налога на прибыль запрещается, если это условие не соблюдено (ст. 270 НК РФ).
  • В любой организации должно быть «Положение о премировании сотрудников».

Страховые взносы с премии

По ФЗ №212 выплаты сотрудникам, работающим на основании трудового договора, облагаются страховыми отчислениями. Отчисления по страховым взносам с вознаграждения протекают в таком же порядке, как и с заработной платой. Уплатить взносы необходимо в ФНС, ФСС и ФОМС.

Важно! Страховые взносы начисляются в том же месяце, когда было начислено денежное вознаграждение.

Налоги на разовую премию работника

Все разовые денежные награды подлежат налогообложению в виде страховых отчислений и НДФЛ в таких случаях:

  • выплата единовременной премии закреплена внутренними нормативными актами;
  • все расходы зафиксированы в документах;
  • разовые выплаты связаны с производством.

Что будет если не платить налоги с премии

В соответствии с Уголовным и Налоговым кодексом за уклонение от уплаты налогов предусматриваются пени, штрафы, возможны взыскания с ответственных лиц (бухгалтер, директор организации) и блокировки расчетного счета предприятия. Согласно п. 3 ст. 110 НК РФ при случайном нарушения налогового законодательства предусмотрен штраф в размере 20% от недостающей суммы. А за умышленное нарушение закона — 40% от недостающей суммы.

Итк, все премии сотрудников, независимо от того, выплачиваются они постоянно или разово, облагаются подоходным налогом и страховыми платежами. Исключениями могут быть вознаграждения за особые успехи в науке, а также поощрения, сумма которых за год не превышает 4000 рублей.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Платите налоги с премии автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги. Пользуйтесь поддержкой наших экспертов и работайте в сервисе бесплатно первые 14 дней.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 26 июля 2011 г. N 4-3-22/0108@

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СТАЖА

ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ

В связи с отменой Приказа ФНС России от 18.02.2005 N САЭ-3-15/50@ "О порядке исчисления стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" и в целях создания в территориальных органах ФНС России унифицированной системы оформления документации по исчислению стажа для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет Федеральная налоговая служба сообщает.

1. Стаж государственной гражданской службы определяется в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее - Порядок исчисления стажа), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532.

2. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе устанавливается в размерах:

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе исчисляется в процентах от должностного оклада, установленного гражданскому служащему в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

3. В соответствии с пунктом 4 Порядка исчисления стажа в стаж гражданской службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - иные периоды), опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим ФНС России для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего, на основании решения представителя нанимателя.

4. Государственным гражданским служащим Федеральной налоговой службы в стаж гражданской службы могут быть включены периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996 N 718 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" в соответствии с пунктом 4 Порядка исчисления стажа. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2009 N 3841-17.

Стаж гражданской службы государственных гражданских служащих ФНС России, которым до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532 были включены периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям свыше пяти лет на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996 N 718, сохраняется.

5. Работникам Федеральной налоговой службы, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее - стаж работы), исчисляется в соответствии с Положением об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2007 N 808 (далее - Положение об исчислении стажа).

6. Работникам Федеральной налоговой службы, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 176 "Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" в следующих размерах:

7. Работникам ФНС России, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее - иные периоды), опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности в соответствии с пунктом 4 Положения об исчислении стажа. Периоды работы в указанных должностях не должны превышать пять лет.

8. Надбавка к должностному окладу за выслугу лет исчисляется и выплачивается ежемесячно с даты возникновения права на надбавку - даты назначения на должность.

Основанием для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет является приказ руководителя (начальника) соответствующего налогового органа.

9. Для включения иных периодов работы (службы) в стаж гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России создаются комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (далее - Комиссия).

Включение иных периодов в трудовой стаж работников ФНС России, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет возлагается на вышеназванную Комиссию.

10. В состав Комиссии входят председатель, заместитель председателя и члены Комиссии.

Комиссия формируется из специалистов кадрового, юридического и финансового подразделений соответствующего налогового органа.

Председателем комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя подразделения кадровой службы.

Состав Комиссии утверждается приказом руководителя налогового органа.

11. Комиссия готовит рекомендации по включению в стаж гражданской службы иных периодов работы (службы) для последующего принятия по ним решения руководителем соответствующего налогового органа.

12. Заседания Комиссии проводятся по мере поступления обращений и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее членов.

Решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих на ее заседании членов путем открытого голосования. При равенстве голосов решающим считается голос председательствующего на заседании.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим и всеми членами комиссии, присутствующими на заседании.

13. Для решения вопроса о включении государственному гражданскому служащему в стаж гражданской службы иных периодов работы в Комиссию представляются следующие документы:

а) заявление государственного гражданского служащего с просьбой о зачете периода замещения должностей, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего;

б) мотивированное ходатайство руководителя соответствующего структурного подразделения налогового органа;

в) копия должностного регламента государственного гражданского служащего;

д) копия трудовой книжки;

е) копия военного билета (при наличии стажа военной службы);

ж) справка о стаже государственной гражданской службы.

Заявление государственного гражданского служащего принимается Комиссией к рассмотрению по окончанию испытательного срока, установленного ему при назначении на гражданскую службу.

Форма заявления приведена в приложении N 1.

14. Комиссия рассматривает вышеперечисленные документы, оформляет протоколом рекомендации по результатам их рассмотрения и готовит проект приказа о зачете в стаж гражданской службы периодов замещения должностей, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего.

Решение Комиссии доводится до сведения государственных гражданских служащих приказом руководителя (начальника) налогового органа.

15. Установление и выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с учетом иных периодов работы производится с даты подписания приказа.

Выписка из приказа о включении иных периодов в стаж государственной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет хранится в личном деле государственного гражданского служащего.

16. Решение о включении иных периодов в стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации принимается заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации по ходатайству Руководителя ФНС России.

Решение Министерства финансов Российской Федерации или отказ в принятии такого решения доводится кадровой службой центрального аппарата ФНС России установленным порядком до территориальных органов ФНС России.

17. Решение о включении иных периодов в стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет заместителям руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам инспекций ФНС России районного, городского и межрайонного уровней принимается Руководителем ФНС России.

18. В Комиссию центрального аппарата ФНС России представляются следующие документы:

а) заявление руководителя Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации или начальника межрегиональной инспекции или инспекции ФНС России районного, городского или межрайонного уровней;

б) мотивированное ходатайство курирующего заместителя руководителя ФНС России - для руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальников межрегиональных инспекций ФНС России; мотивированное ходатайство руководителя соответствующего Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации - для начальников инспекций ФНС России районного, городского или межрайонного уровней;

в) копия трудовой книжки;

г) копия военного билета (при наличии стажа военной службы);

е) справка о стаже государственной гражданской службы.

19. Порядок установления стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, работникам ФНС России, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, аналогичен порядку установления стажа гражданской службы государственным гражданским служащим. Форма заявления приведена в приложении N 2.

Установление стажа работы и выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, оформляется отдельным приказом.

Пенсия госслужащих за выслугу лет

  1. Бесплатная консультация юриста!
  2. Условия назначения выплат по выслуге госслужащим
  3. Порядок формирования пенсии
  4. Как рассчитать?
  5. Индексация пенсионных отчислений
  6. Бесплатная консультация юриста!

Бесплатная консультация юриста!

По Федеральному закону № 166 от 15.12.2001, сотрудники государственной и муниципальной сферы могут получать пенсионные отчисления по выслуге. Однако с 2017 в указанный закон были внесены изменения, по которым госслужащие оформляют пенсию в более поздний период. Подробнее о начислении пенсионных выплат по выслуге читайте в нашей статье.

Пенсия госслужащих за выслугу лет

Условия назначения выплат по выслуге госслужащим

Для получения пенсии по выслуге, госслужащий обязан выполнить следующий перечень условий:

  1. Стаж 15 лет, половина из этого периода должна осуществляться непосредственно в госструктуре. С 2017 стаж будет расти, пока не дойдет до цифры – 20 лет. Ежегодно показатели увеличиваются на полгода. Так, минимальный стаж в 2017 равен 15,5 лет, в 2018 – 16 лет, а так далее.

В стаж включаются периоды в соответствии с Федеральным законом под номером 400, который был подписан в конце 2013.

  1. Пенсионный возраст в 2017 должен быть не менее 55,5 и 60,5 лет среди сотрудников женского и мужского пола. При этом возрастные показатели будут продолжать ежегодно расти до достижения установленных пределов, а именно – 63 (женщины) и 65 лет (мужчины). Показатели повышаются каждый год на полгода, так в 2018 выплаты можно оформить только после 56 и 61 года – соответственно среди женского и мужского населения.
  2. Госслужащий должен уволиться по одному из следующих оснований: сокращение штата; ликвидация отдела; достижение максимального возраста; ухудшение здоровья; прекращение трудового контракта; соглашение сторон.
  3. Гражданин должен проработать последний год перед оформлением пенсионных выплат в госкомпании.
  4. Работник должен работать в одной из следующих сфер: государственная и муниципальная должность в РФ либо в одном из субъектов; прокуратура; уголовно-исполнительная структура; налоговые органы; таможня и так далее.

Порядок формирования пенсии

Для назначения пенсионных выплат по выслуге, госслужащий должен заблаговременно (за 6 месяцев до пенсии) подготовить следующие документы:

  • Заявление.
  • Паспортные данные.
  • Трудовая книжка.
  • Военный билет.
  • Документ об окладе за последний год трудовой активности.
  • Справка, в которой указан период работы, наименование должности в госструктуре.
  • Приказ об увольнении (копия).
  • Справка, подтверждающая наличие пенсионных выплат по старости либо по иным причинам (или отказ от соответствующих выплат).

Весь перечень гражданин (или через доверителя) передает в отдел кадров, где производятся следующие действия:

  • проверка заполненного заявления;
  • сверка подлинников документации с копиями;
  • регистрация заявления и выдача расписки, где прописана дата приема документа;
  • оформление справок о среднем размере окладной части;
  • подготовка документации о наименовании должности, периода работы в госструктурах;
  • подготовка представления о назначении выплат для ПФР;
  • направление документов в фонд. Срок подачи документации – 1 месяц после получения.

ПФР назначает пенсионные выплаты не всем госслужащим. Так, военнослужащие и иные лица, осуществляющие подобную специфичную деятельность, получают выплаты от Минобороны и МВД (Министерство внутренних дел).

Как рассчитать?

Для расчета будущих выплат, стоит применять такую формулу, как:

(45% среднего размера оклада – сумма страховой и фиксированной части) + 3% среднего оклада*стаж более 15 лет = размер пенсии

Сумма страховой и фиксированной части не должна быть более 75% от среднего размера окладной части.

Лица, проживающие на Крайнем Севере, могут не только оформлять пенсию досрочно, но и получать дополнительный районный коэффициент, который устанавливается Правительством РФ.

Для тех лиц, кто хочет рассчитать пенсию более удобным и простым способом, подойдет пенсионный калькулятор, который можно найти по ссылке: http://www.pfrf.ru/eservices/calc/.

Индексация пенсионных отчислений

Кроме стандартной ежегодной индексации, которая касается всех неработающих пенсионеров в феврале и апреле каждого года, перерасчет госпенсий производится в следующих случаях:

  1. Увеличение размера пенсии по старости (по инвалидности).
  2. Повышение стажа.
  3. Централизованное увеличение оклада госслужащих.
  4. Увеличение пенсионных отчислений в зависимости от места проживания.

Читайте также: