Налог на ветрогенератор в россии

Опубликовано: 17.05.2024

Дата публикации: 3 декабря 2013

  • У вас есть разрешение пользоваться электрочайником?
  • Вы подчиняетесь не только закону ветра
  • Четыре основных барьера
  • Документы и вымыслы о разрешении

У вас есть разрешение пользоваться электрочайником?

Вопрос с подвохом и нескрываемой иронией. В нашем русском характере (под словом «русском» имеется в виду всё или подавляющее большинство населения России и бывшего СССР) есть давно замеченная особенность: мы или любим до слёз, или бьём до смерти. То же самое относится и к любым законам, указам и постановлениям правительства: или боимся их безумно, или полностью игнорируем. Вопросу «Нужно ли разрешение на пользование ветряком?» или мало кто придаёт значение, или вообще не пытается на него ответить. А напрасно. Есть маленькие секреты больших неприятностей.

Допустим, вы живёте в 12-этажном доме на 11-ом этаже и решили на крыше установить индивидуальный ветрогенератор мощностью не более 75 квт. Надумали, купили и установили?

Нет, на самом деле, в жизни всё обстоит не так, как нам хотелось бы. Надо учитывать психологию соседей, руководителей ЖЭКа или домового комитета. Государство ещё до таких мелочей, скажем прямо, не дошло, налог на ветер не придумало, а мнение окружающих людей надо учитывать. И неплохо бы зафиксировать их согласие на бумаге. Знаете, для чего? Сегодня он согласится, а завтра может раздумать и напрочь отказаться от своего вчерашнего согласия.

На сегодняшний день официально признано, что использование ветряка равноценно эксплуатации бытовых приборов, вплоть до электрочайника. То есть, никакой налог за это не взимается. И если какой-то важный монтёр горэлектросети пожелает содрать с вас мзду за установку ветряка без его разрешения – вежливо, не повышая голоса, спросите, дорожит ли он своим рабочим местом. Или поинтересуйтесь: «Может, вам показать разрешение на пользование электрочайником?». Подписанное согласие соседей и руководителя домового комитета на установку ветрогенератора на крыше дома дороже всяких электриков в законе.

Вы подчиняетесь не только закону ветра

Ветрогенератор
Пока нет никаких запрещающих документов на установку индивидуального ветряка. И не взимается налог за его эксплуатацию. А что не запрещено, то разрешено. Официальное разрешение может потребоваться только в том случае, когда вы запланировали поставить ветрогенератор большой мощности. Потому, что это связано с оборудованием бетонного фундамента для мачты, ограждением, занятием определённого участка земли. В данном случае надо иметь разрешение на капитальное строение. На территории усадьбы своего загородного дома можно без всяких препятствий со стороны властей установить ветрогенератор мощностью не выше 75 квт. Это, кстати, общепринятая норма во всех нормативных документах об использовании ветровой энергии.

В остальных случаях вы подчиняетесь только «закону ветра». Именно он диктует вам, на какую высоту поднимать мачту, чтобы ветрогенератор работал на «полную катушку», надо ли усиливать мощность параллельными источниками питания — солнечными батареями, или сетевой энергией.

И, тем не менее, чтобы окончательно оградить себя от серьёзных неприятностей, перед покупкой ветрогенератора и его установкой совсем нелишне утрясти следующие нюансы. Прежде всего, ознакомьтесь с местными постановлениями, которые касаются индивидуального электроснабжения. Есть ли какие-то ограничения на использование ветрогенератора, существует ли нормативный местный закон, регламентирующий налог на установку и эксплуатацию ветрогенератора. Эта информация оградит вас от лишних финансовых расходов и неприятностей.

Если вы надумали монтаж ветрогенератора осуществить в посёлке коттеджного типа, непременно надо взять письменное согласие в компании, которая предоставляет посёлку коммунальные услуги и запастись разрешением на установку ветросистемы.

И получается, что государственных документов, запрещающих использование ветрогенератора не существует, зато много создано подводных камней в потоке нашей жизни. Таков наш российский менталитет и от этого никуда не денешься.

Четыре основных барьера

На пути получения разрешения на возведение ветрогенератора существует четыре непредвиденных препятствия, о которых надо знать задолго до покупки ветроагрегата и начала работ по его монтажу. Перечислим их.

  1. Мачта. Её высота. В некоторых странах ограничивается высота индивидуальных строений, с чем обязательно надо ознакомиться. Или вблизи аэропортов, мостов, тоннелей запрещается возведение любых строений выше 15 метров и должны быть обеспечены светоотражающей сигнализацией. Поэтому без уточнения этих нюансов нельзя приниматься за сборку ветрогенератора.
  2. Шумовые эффекты от лопастей и редуктора. В инструкции по эксплуатации должен быть указан максимальный уровень издаваемого шума при самых больших оборотах ротора. Можно с помощью прибора по измерению уровня звука определить самостоятельно шумовые параметры и зафиксировать это документально. В конце следующего раздела данной статьи приведены шумовые нормы международных нормативных документов.
  3. Эфирные помехи для телекоммуникаций. Снабжён ли ветряк защитой от создания телепомех. Если эту проблему не устранить преждевременно, то потом придётся демонтировать установку и нести большие финансовые затраты.
  4. Ещё препятствием для монтажа ветрогенератора, возможно, может оказаться экологическая служба, объясняя запрет или ограничение установки тем, что, дескать, здесь проходит путь миграции перелетных птиц, что маловероятно.

Заблаговременное устранение этих барьеров поможет избежать неприятностей после монтажа ветрогенератора. Следовательно, чтобы не подвергнуть себя разочарованию и пустым немалым затратам денег, надо покупать агрегаты у тех производителей, которые имеют лицензии на выпуск данной продукции.

Документы и вымыслы о разрешении

А сейчас внимание на монитор! Следующая информация требует особого подхода. Именно с неё надо начинать последующее изучение характеристики ветрогенераторов. Чтобы она хорошо запомнилась, оформляем её подачу в пунктуальном формате.

  1. Малые ветроэнергетические установки мощностью до 1 квт приравниваются к бытовым изделиям, поэтому никаких справок и документов на установку не требуют. С учётом вышеизложенных в других разделах данной статьи замечаний, их можно смело устанавливать, получать бесплатную электроэнергию и не платить налог государству. Ветер и солнце пока принадлежат народу.
  2. Есть Постановление Кабинета Министров России «О векторе государственной политики в области нетрадиционных источников энергии», в котором чётко зафиксировано, что ветроустановки мощностью до 75 квт не подлежат сертификации. Такое положение распространяется и на все импортные товары данной категории. Документ не обязывает производить экспертизу тем агрегатам, у которых энергоёмкость менее 75 квт.
  3. В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года подробно изложены основные направления госполитики по использованию ветрогенераторов вплоть до 2020 года. То есть, никаких препятствий не должно быть на пути инициативы отдельных граждан по установке ветровых электростанций.
  4. Перед покупкой и монтажом ветроустановки неплохо познакомиться с нормативными документами местной власти по интересующему вас вопросу. Например, в Ленинградской области в числе законодательных актов есть такой документ «Принцип обустройства дачных посёлков», принятый 24 мая 2000 года. Во втором пункте прямо сказано: «без всякого препятствия со стороны всех коммунальных служб области разрешается использовать ветрогенераторы на садовых участках».

А теперь о вымыслах. Досужие языки молотят всякую чушь по поводу того, что, дескать, изобретён «налог на ветер», что ветровая электроэнергетика вошла в разряд налогоплательщиков России. Бытовая, не коммерческая ветровая энергия никакими налогами не облагается. Установил по всем правилам соседства ветрогенератор – пользуйся на благо своей семьи. Ветер и солнце не являются государственной принадлежностью.

Ветровая станция
Некоторые сомневаются в том, что в органах госнадзорохрантруда, энергонадзора надо или не надо получать разрешение на электрооборудование с потребляемой мощностью выше 5 квт. Не будем подменять понятия. Речь в официальных документах идёт о приборах–потребителях энергии, а не производителей. Поэтому никуда не надо ходить и не искать ненужных приключений.

На Украине, например, в статье 8 налогового кодекса каждый налог разделяется на местный и государственный, а в следующих двух статьях обнародован список всех установленных обязательных платежей. И среди перечисленных платы за пользование ветряной энергии в списке нет.

А теперь о шуме. Ветрогенератор мощностью 10 квт издаёт шум в пределах 40 децибел, если стоять прямо под установкой. А допустимая шумовая норма всех нормативных документов Европы и России – 80 децибел. Так что, с недовольными соседями, которые не испытывая никаких неудобств, пытаются вас шантажировать, можно разговаривать с помощью веских доказательств.

Задумали пользоваться ветровой энергией – зелёный вам свет к претворению в жизнь вашей мечты. Мелкие неурядицы, о которых мы здесь рассказали, можно спокойно уладить, а со стороны государства никаких препятствий не существует.

В Германии жители уже протестуют против установки ветрогенераторов:

  • Для чего вам нужен ветрогенератор?
    Для чего вам нужен ветрогенератор?
  • Ветровая энергетика Дании
    Ветровая энергетика Дании
  • Автомобиль на ветродвигателе: игрушка или реально?
    Автомобиль на ветродвигателе: игрушка или реально?
  • Инновационные российские ветроэнергетические установки
    Инновационные российские ветроэнергетические установки

Финансы

Страхование

Потребительский рынок

Энергетика

Транспорт

Здравоохранение

Технологии

Бизнес

Недвижимость

Образование

Не более 15 киловатт

Чаще всего объекты микрогенерации в РФ представлены солнечными батареями, расположенными на крышах зданий, реже - ветряками, требующими отдельной площадки для установки. Даже в регионах с одним из самых низких уровней инсоляции в стране, таких как Калининградская область, грамотно подобранный солнечный модуль способен производить в год больше киловатт в час, чем потребляет частный дом.

Фото: iStock

Фото: iStock

Однако процесс этот неравномерен: в летние и весенние месяцы энергии чрезмерно много, а зимой солнца не хватает. С реализацией излишков у владельцев домашних подстанций возникали проблемы. Ведь официально передавать в энергосистему электричество и получать за него деньги раньше могли только юридические лица, имеющие специальную лицензию.

Житель Калининграда Сергей Рыжиков, установивший солнечную электростанцию на крыше своего частного дома несколько лет назад, вначале копил энергию с помощью аккумуляторов. Но их емкости не хватало, чтобы принять излишки в течение одного солнечного дня. О том, чтобы запастись солнцем на зиму, говорить не приходилось.

Сергей решил передавать неиспользованную энергию в городскую сеть и при необходимости забирать обратно. В калининградской энергосетевой компании инициативу поддержали, но предупредили, что реализовать ее на практике будет непросто. Ведь ранее в России таких прецедентов не было. На выработку технических условий ушло пять месяцев. Плана сэкономить или заработать калининградец не ставил, его прельщала сама идея жить на солнечной энергии.

Недавние поправки в ФЗ "Об электроэнергетике" позволят владельцам частных альтернативных электростанций решать проблемы энергетических излишков, не тратя месяцы на переговоры с сетевиками. Более того, ВИЭ не только сведут к нулю платежи за электричество, но и начнут приносить домохозяйствам деньги. Документ наделяет любого жителя частного дома, у которого установлен объект микрогенерации, правом продавать гарантирующему поставщику неиспользованную энергию по средневзвешенной цене оптового рынка.

Электростанция может быть как исключительно "зеленой", так и комбинированной, то есть сочетающей традиционные источники энергии и ВИЭ. Главное требование - мощность не должна превышать15 киловатт. Порядок присоединения таких объектов к общей сети будет упрощенным, отмечают в Госдуме РФ.

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

- Закон поспособствует развитию экологически чистых, приближенных к потребителю технологий энергообеспечения, в первую очередь - в труднодоступных, удаленных и изолированных районах, - комментирует ситуацию председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный. - Он позволит предотвратить перебои с электричеством, сгладить пики потребления и сократить затраты потребителей.

Окупится за несколько лет

По оценкам российской Ассоциации предприятий солнечной энергетики, число крышных солнечных электростанций в РФ достигает нескольких десятков тысяч, а их суммарная мощность - нескольких десятков мегаватт.

Только в текущем году отечественные компании реализовали на розничном рынке солнечные модули общей мощностью пять мегаватт. По сравнению с позапрошлым годом рынок подрос примерно на пять процентов - даже при отсутствии у потребителей возможности продавать излишки энергии.

- Рост идет в основном за счет сегмента b2b, - делится информацией директор Ассоциации предприятий солнечной энергетики Антон Усачев. - Это небольшие деревообрабатывающие предприятия, представители индустрии гостеприимства, охотничьи хозяйства. А также некрупные производители различных гаджетов, работающих на солнечной энергии. Отрадно, что новые правила игры распространяются наравне с гражданами и на таких предпринимателей.

Крупнейшая в России интегрированная компания в области солнечной энергетики проанализировала, в каких российских регионах крышные модули пользовались в текущем году наибольшим спросом. В группу лидеров попали только два субъекта СЗФО - Санкт-Петербург и Ленинградская область. В общей сложности на них пришлось чуть более пяти процентов розничных продаж компании.

Петербургская агломерация действительно обгоняет остальную территорию Северо-Запада по уровню инсоляции: показатель составляет здесь от трех с половиной до четырех киловатт в час на квадратный метр поверхности в сутки. Кроме того, спрос на ВИЭ подогревают такие факторы, как стоимость технического присоединения к энергетическим сетям и покупательная способность населения.


Однако благодаря новому закону перспективными рынками сбыта могут стать и другие субъекты СЗФО. В Калининградской области, где уровень инсоляции не превышает трех киловатт в час на квадратный метр поверхности в сутки, крышные установки для частных домов раньше окупались за 10-15 лет. Возможность продавать летние и весенние излишки энергии значительно сократит этот срок.

- Нововведения заработают, когда будут приняты упрощенный порядок присоединения объектов микрогенерации к электросетям и порядок продажи излишков энергии, - продолжает Антон Усачев. - Игроки рынка ВИЭ очень надеются, что законодательный процесс не затянется. Кроме того, важно, чтобы эти подзаконные акты предусматривали сальдирование "зеленой" энергии внутри месяца, а не по итогам суток или часа.

Деньги из ветра

Импульс к развитию российский рынок ВИЭ получил благодаря механизму договоров на поставку мощности (ДПМ), заработавшему в 2013 году. Государство в рамках программы ДПМ гарантировало доходность проектов по строительству солнечных, ветряных и гидроэлектростанций.

Инвесторы могут вернуть свои затраты в течение 15 лет за счет повышенных платежей энергорынка. Суммарная мощность масштабных сетевых объектов генерации, уже введенных в эксплуатацию, превысила тысячу мегаватт.

Фото: iStock

Фото: iStock

Крупные солнечные электростанции в регионах СЗФО не появились и в ближайшие годы не появятся. Зато инвесторы запустили несколько проектов, связанных с энергией воды, в Карелии. А в Мурманской области в сентябре этого года начались работы по строительству Кольской ветроэлектростанции мощностью более 200 мегаватт. Инвестор - "дочка" международной энергетической группы с головным офисом в Италии, инвестирует в проект 273 миллиона евро.

- Этот ветропарк является первым крупным объектом возобновляемой энергетики, расположенным за полярным кругом, - подчеркивает глава европейскогл подразделения международной энергетической компании Симоне Мори. - Он поможет диверсифицировать энергетический профиль Мурманской области, используя обилие ее ветровых ресурсов.

Последний конкурсный отбор завершился летом текущего года. А осенью 2019-го федеральный центр принял знаковое решение о продолжении программы стимулирования ВИЭ до 2035 года. Сейчас обсуждаются новые критерии отбора проектов, новые механизмы развития рынка. Как считают некоторые эксперты, необходимо усилить меры государственной поддержки, не делая ставки исключительно на повышенные платежи энергорынка.

Свершилось! 11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).

Эти правки все ждали ещё к апрелю 2017 года и они должны были привнести в Россию все блага так называемого «зелёного тарифа». Не пришёл «зелёный тариф» и в 2018 году , но законопроект разработали. А к концу 2019 года эпопея подошла к своему логическому концу.

Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»?

Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам.
Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.

Что такое «объект микрогенерации»?

Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации). Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.

Принцип действия сетевой солнечной электростанции

Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:

В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью . Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.

Самое ужасное напоследок

Хотя гарантирующим поставщикам (тем организациям, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке у больших производителей) и запрещено отказываться покупать электроэнергию у владельцев объектов микрогенерации, они будут это делать по ценам оптового рынка. А покупать электроэнергию потребитель (объект микрогенерации) будет у гарантирующего поставщика по розничным ценам.

Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет . Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора.

Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя.

Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии. В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене .

Что будет дальше и насколько закон рабочий

Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель). Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.

Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым

и возможность получить «зелёный тариф» у россиян всё-таки есть.

Если же пересмотра закона в части стимулирования потребителей не произойдёт, то это может негативно сказаться на системе энергетики в целом:

Дело в том, что сейчас вся генерация продает киловатт-часы по оптовой цене, а в розничную цену заложены расходы на передачу и сбыт, которые вынуждены оплачивать конечные потребители. Но потребителям это не нравится, и по мере возможностей, с развитием технологий они будут стараться уходить в собственную, частную генерацию, считают эксперты. Проблема в том, что поскольку принимаемый закон не стимулирует частников оставаться в общей сети, они будут от нее отключаться. Когда это явление станет по-настоящему массовым, именно оно может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии. Чем меньше эти объемы, тем дороже сама передача, а значит, выше стоимость энергии для конечного потребителя и больше его желание найти альтернативу. Получается, оберегая энергосистему, регулятор тем самым рискует поставить ее под удар.

Всё ли так мрачно?

Если же искать позитив и в этой, казалось бы, хмурой новости, то следует обратить внимание на Постановление Государственной Думы от 11 декабря, в котором во втором пункте указано, что Правительство РФ должно до 1 июля 2020 года передать в Государственную Думу информацию о принятых нормативно-правовых актах, касающихся данного Закона. Возможно, среди них будет и законопроект о внесении правок в 35-ФЗ, касающийся более активного стимулирования частных потребителей-владельцев объектов микрогенерации. Но это не точно…

Что будет дальше?

UPD: 15 января 2020 года после послания Президента России Владимира Путина Федеральному собранию, правительство РФ в полном составе (во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым) уходит в отставку.

Интересно, как это повлияет на исполнение закона о микрогенерации? Ведь все ключевые действующие лица, разрабатывавшие его, теперь как бы безработные. Будет ли продолжена их линия или новое правительство возьмётся за голову и прислушается к экспертам?

Вступайте в наш телеграм-канал — @SolarNewsRu

Обновлено: 23 февраля 2021

  • Правда и домыслы об установке ветрогенераторов
  • Нужно ли разрешение на установку ветряка?
    • Соседи
  • Что говорит закон?
    • Налогообложение
  • Рекомендуемые товары

Возрастание интереса к альтернативным источникам энергии способствует продвижению и развитию ветроэнергетики. Возможность обладать собственным источником электричества привлекательна и заманчива для всех владельцев дачных или частных домов. Особенно актуален вопрос для жителей отдаленных поселков, где сети изношены, случаются частые перебои с подачей электроэнергии, а бензиновые или дизельные генераторы не всегда удобны, нуждаются в топливе.

Изготовление или приобретение готового ветрогенератора означает появление большей свободы, независимости от сетевых ресурсов. Но как обстоит дело с законностью установки, не станет ли она нарушением действующих норм и правил и не создаст ли ветряк для своего владельца множество проблем административного порядка? Попробуем разобраться вместе.

Правда и домыслы об установке ветрогенераторов

Монтаж ветряка — процедура заметная, вызывающая множество разговоров, пересудов и пересказывания различных слухов, сплетен. Особенно это скажется при установке ветряка на многоквартирном доме, где устройство окажется в непосредственной близости от многих соседей, людей посторонних и не всегда благоприятным образом настроенных относительно чьих-либо инициатив.

Тут же всплывают разные «теории» о притягивании молний, искажении радио- и телевизионного сигнала, отсутствии качественной мобильной связи, высоком уровне шума, сильной вибрации и прочих ужасных последствиях монтажа ветряка. Насколько все это верно, никто не знает, но руководствуются всеобъемлющим: «а вдруг?»

Возникновение таких ситуаций и настроений следует всячески избегать. От точки зрения соседей во многом зависит, будет ли ветрогенератор работать, принося своему владельцу удовлетворение от использования полезного устройства, или нет. Необходимо проводить разъяснительную работу, демонстрировать пользу и безопасность устройства.

Внимание! Все сказанное относится к жителям многоквартирных домов. Для владельцев частных или дачных домов ситуация намного благоприятнее, так как соседи не настолько близко находятся к устройству, чтобы выказывать неприятие подобных новшеств.

Нужно ли разрешение на установку ветряка?

Разрешение на установку ветрогенератора как такового не требуется. Если возникнут какие-либо претензии со стороны местных властей (что вряд ли), то следует поинтересоваться, на основании чего такие разговоры ведутся. Каких-либо разрешительных документов для подобных устройств попросту не существует, так как ветрогенераторы не имеют широкого распространения на территории России и никем не рассматриваются в качестве серьезных энергетических установок.

Возможные проблемы с представителями энергосбытовых компаний никаких оснований под собой не имеют и могут быть проигнорированы.

Соседи

Сложнее обстоит дело с несогласными соседями. Они могут обратиться в местную администрацию с различными жалобами на шум, помехи, вибрацию и прочие неудобства, связанные с работой ветряка. Здесь надо внимательным образом разобраться, в чем суть их требований и постараться решить вопрос мирным путем.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, решение может оказаться в их пользу, поскольку доказать отсутствие оснований с их стороны будет нечем. Кроме того, претензии вполне могут оказаться обоснованными, что однозначно потребует устранения источника беспокойства для них.

Лучшим вариантом будет получить письменное согласие на установку ветрогенератора от соседей. Устный вариант не годится, так как решение может быть изменено в любой момент, а письменное согласие останется. Возникшие впоследствии разногласия, дошедшие до судебного разбирательства, будет легче решить в свою пользу, обладая письменным личным согласием соседей. Тем не менее, наилучшим вариантом следует считать достижение согласия и мирное разрешение любых спорных ситуаций.

Разрешение и налог на ветрогенератор в России: правда и домыслы об установке ветряка

Что говорит закон?

Никаких законодательных нормативов, запрещающих использование ветрогенераторов, не существует. Во всяком случае, мощностью до 75 кВт. Такие устройства приравниваются к бытовым электроустановкам, на которые не требуется никаких разрешений. Установки, имеющие мощность более 75 кВт, считаются промышленными и должны пройти сертификацию, что существенно усложняет их использование.

Возможны проблемы иного характера. Например, в регионе может быть установлено ограничение по допустимой высоте мачты для ветряка. Есть подобные нормы для установки мачт вблизи аэродромов, линий электропередач, излучающих антенн радиостанций и т.д. Нарушение региональных правил может стать причиной судебного решения, запрещающего использование ветряка полностью или предписывающего привести состояние сооружения в установленную норму.

Налогообложение

Не менее частым вопросом является налогообложение ветрогенераторов. Здесь необходимо четко различать, с какой целью производится выработка электроэнергии. Если имеются продажи, то налог платить придется, но если установка используется для собственных нужд, то никакого налогообложения не предусмотрено, поскольку платы за ветер пока еще не ввели.

Иногда встречаются жалобы на местные власти, вынуждающие пользователей демонтировать ветряки. Если установка соответствует всем требованиям по мощности, высоте мачты и прочим параметрам, то претензии администрации не имеют под собой законных оснований.

В таких случаях правильным решением станет игнорирование подобных претензий. Пусть подают в суд, где доказывают свою правоту, если это возможно. Для пользователя ветряка важно понимание, что он никаких нормативов не нарушает, пользование ресурсами в данном случае не требует лицензирования, так как ресурс неисчерпаемый. Если нет нареканий со стороны соседей, то все в порядке, использование ветрогенератора вполне законно.

При этом их избавят от уплаты соответствующего налога

Владельцы ветряков смогут продавать излишки электричества

Владельцам «домашних» электростанций могут разрешить продавать излишки электроэнергии в общую сеть. Документ о правовом регулировании производства электроэнергии на объектах микрогенерации одобрен на заседании Правительства 31 октября.

Россияне будут обмениваться энергией с сетями

Законопроект, разработанный Минэнерго, стимулирует развитие генерирующих объектов на возобновляемых источниках энергии с мощностью до 15кВт. Это ветряки и панели, преобразующие солнечную энергию в электрическую. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, принятие документа упростит процедуру размещения ветряных электростанций и предоставит их владельцам возможность не только продавать излишки вырабатываемой электроэнергии на розничных рынках, но и в случае необходимости брать электричество из сети.

«Принятие законопроекта также позволит владельцам объектов микрогенерации сэкономить значительные средства на закупках дорогостоящих аккумуляторов», — добавил председатель Правительства.


В Госдуме поддерживают законопроект. По словам главы Комитета по природным ресурсам Николая Николаева, эта инициатива давно назрела, так как в малых городках и посёлках большое количество проблем с электроэнергией, а отсутствие возможности продавать энергию тормозит развитие альтернативных источников. Глава комитета сказал «Парламентской газете», что у многих граждан образуются излишки энергии.

«Ветер дует и днём, и ночью, а электричество потребляется в определённые периоды времени, это касается и солнечной энергии, и ветровой», — пояснил Николай Николаев. По его словам, важно, что законопроект даёт возможность взаимообмена — с одной стороны, излишки будут продавать в сеть, а с другой стороны, когда природной энергии не хватает, граждане смогут потреблять её из сети.

Сколько будет стоит энергия?

Россияне устанавливают ветряки не только в удалённых регионах, но и на дачных участках в центральной полосе. Особенно актуален этот вопрос для жителей посёлков, где сети изношены и часто случаются перебои с подачей энергии. Бензиновые или дизельные генераторы не всегда удобны и нуждаются в топливе. Разрешения на установку ветрогенератора мощностью до 75 кВт не требуется, так как они приравниваются к бытовым электроустановкам. Самые дешёвые ветряки производят в Китае — генератор мощностью в 1 кВт обойдётся в 20 тысяч рублей, а устройство мощностью 5 кВт — в 300 тысяч. Ветрогенератор европейского и российского производства стоит до миллиона рублей.


Лучшие ветряки будут выпускать в России

В мировом масштабе ветряки вырабатывают больше электричества, чем вся энергетика России, и по цене их генерация уже сравнялась с ТЭС. Россия в целом нацелена на рост возобновляемых источников энергии. Первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер пообещал, что Росатом будет выпускать лучшие в мире ветряки. Но, по данным Международного агентства по возобновляемой энергии, доля альтернативной энергии в российской энергетике достигнет 11 процентов только к 2030 году.

Сейчас этот показатель в три раза меньше. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович ранее привёл в качестве примера Германию, где развитие альтернативной энергетики происходит более высокими темпами, чем в других странах. Там на возобновляемые источники энергии ежегодно тратят 25 миллиардов евро государственных субсидий. Китай до 2020 года планирует инвестировать в такие источники энергии 360,7 миллиарда долларов. Большое внимание этому направлению уделяют и в США.

Крупные российские компании тоже развивают альтернативную энергетику. В России большую часть альтернативной энергии обеспечивают солнечные электростанции, но к 2020 году будут построены электростанции общей мощностью 610 МВт. Газпромбанк предоставит Росатому в течение 2017-2020 годов 64,6 миллиарда рублей на эти цели.

Ветер дует и днём, и ночью, а электричество потребляется в определённые периоды времени.

Корпорация запустила инвестиционную программу по развитию в России возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на базе энергии ветра через свою дочернюю структуру «ВетроОГК». В 2018-2020 годах эта компания планирует построить на территории Республики Адыгея и Краснодарского края ветроэлектростанции, отобранные по результатам конкурса проектов ВИЭ. По словам руководителя Центра мониторинга и экспертиз комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Артёма Плаксина, альтернативная энергетика может эффективно развиваться, если будет подкреплена экономическими стимулами. Это не только господдержка, льготы и субсидирование, но и упрощённые административные процедуры, понятые и ясные правила для участников рынка альтернативной энергии.

Читайте также: