Налог на тару рб

Опубликовано: 14.05.2024

Здесь представлена актуальная информация о размере таможенных платежей за ввозимые в Беларусь товары из-за границы (кроме стран ЕАЭС).

В 2021 году при ввозе товаров для личного пользования из-за границы (кроме России и других стран ЕАЭС Государствами-членами Евразийского экономического союза являются:
– Республика Армения
– Республика Беларусь
– Республика Казахстан
– Киргизская Республика
– Российская Федерация ) уплачивается:

  • таможенный сбор в размере 10 бел.руб.; [∗] приложение 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах"
  • таможенная пошлина в размере:
  • 30 % от общей стоимости товаров Кроме этилового спирта, алкогольных напитков, пива , превышающей 500 € – при ввозе товаров впервые за три календарных месяца; [∗] пункт 2 таблицы 1 приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"
  • 4 € за 1 кг веса, превышающего 25 кг – при ввозе товаров впервые за три календарных месяца; [∗] пункт 2 таблицы 1 приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"
    (если превышены одновременно и вес, и стоимость, то высчитывается превышение по обоим показателям и берется максимальная сумма)
  • 10 € за каждый литр алкоголя свыше 3 литров – при ввозе алкоголя, в том числе пива. [∗] пункт 7 таблицы 1 приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"


Справочно:

Указанные таможенные платежи необходимо уплачивать в следующих случаях:

  • стоимость ввозимых товаров превышает 500 € или их вес составляет больше 25 кг; [∗] пункт 2 приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"
  • количество ввозимого алкоголя больше 3 литров; [∗] пункт 5 приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"

Гражданин первый раз за 3 календарных месяца ввозит товары общей стоимостью 700 €. Вес товаров меньше 25 кг. Гражданину необходимо будет уплатить: (700 € – 500 €) × 30% + 10 бел.руб.

Обратите внимание, что в некоторых случаях таможенные платежи и нормы ввоза устанавливаются в других размерах, например:

  • при получении товаров посылками по почте или курьером;
  • при ввозе товаров на самолете Товары ввозимые воздушным транспортом освобождаются от таможенных платежей, если стоимость таких товаров не превышает 10 000 €, а вес не превышает 50 кг
    Таможенная пошлина – 30 % от стоимости, но не меньше 4 € за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. ; [∗] пункт 1 приложения № 1 и пункт 1 таблицы 1 приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"
  • при ввозе транспортных средств;
  • при ввозе товаров, не относящихся к товарам для личного пользования.

Товары могут быть отнесены к товарам не для личного пользования на основании их характера и количества, а также частоты пересечения границы. Подробнее смотрите здесь.

В любом случае товарами не для личного пользования являются: [∗] приложение № 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"

  • икра осетровых видов рыб в количестве более 250 г.
  • рыба, ракообразные (живые, охлажденные, мороженые) в количестве более 5 кг.
  • этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.
  • этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво, перемещаемые лицом, не достигшим 18-летнего возраста.
  • табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.
  • табак и табачные изделия, перемещаемые лицом, не достигшим 18-летнего возраста.
  • вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) товары, в отношении которых законодательством государства - члена Союза установлены вывозные таможенные пошлины (за исключением топлива, находящегося в обычных баках транспортного средства для личного пользования, и в количестве не более 10 л в отдельной емкости).
  • природные алмазы (за исключением бриллиантов стоимостью не более 75 тыс. долларов США, вывозимых с таможенной территории Союза).
  • транспортные средства, не включенные в перечень отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. № 74.
  • двигатели внутреннего сгорания (за исключением подвесных лодочных моторов).
  • котлы центрального отопления, классифицируемые в субпозиции 8403 10 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • машины, механизмы, оборудование, классифицируемые в позициях 8426 - 8430, 8433 - 8442, 8444 00 - 8449 00 000 0, 8453 - 8464, из 8465, 8466, 8468, 8474 - 8480, 8486, 8514, 8530, 8534 00, 8535, 8545, 8548, 9024, 9027, 9030 и 9031 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением косилок для газонов, парков или спортплощадок, бытовой пилы дисковой).
  • солярии для загара.
  • 1медицинская техника и оборудование (за исключением шприцов, игл, катетеров, канюлей, аналогичных инструментов, оборудования для измерения кровяного давления, температуры, а также аппаратуры, необходимой для использования по медицинским показаниям).
  • мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (за исключением необходимых для использования по медицинским показаниям больничных коек с механическими приспособлениями).
  • парикмахерские кресла и аналогичные кресла, их части.
  • аппаратура и оборудование для фотолабораторий, классифицируемые в товарной позиции 9010 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей, классифицируемые в товарной позиции 9023 00 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты.
  • товары, в отношении которых применяются меры экспортного контроля, в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

  • таможенный сбор в размере: [∗] Приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах"
  • 50 бел.руб. – если ввозимый товар относится к группам товаров, указанным в ЕТТ ЕАЭС под номерами 1 - 26, 30, 31, 41 - 70, 72 - 83 (например, продукты, лекарства, одежда, обувь);
  • 120 бел.руб. – если ввозимый товар относится к группам товаров, указанным в ЕТТ ЕАЭС под номерами 27 - 29, 32 - 40, 71, 84 - 97 (например, электротехника, мебель, игрушки);
  • таможенную пошлину в размере от 0 до 17 % от стоимости товаров (конкретный размер зависит от вида товара и указан в ЕТТ ЕАЭС);
  • налог на добавленную стоимость в размере 20 % (для некоторых товаров – 10%) от стоимости товаров и размера уплачиваемой на них таможенной пошлины. [∗] подпункты 1.3.2 и 1.2.2 статьи 102 и статья 99 Налогового кодекса Республики Беларусь

Обратите внимание, что таможенные платежи необходимо уплачивать не только в отношении приобретенных товаров, но и другого ввозимого имущества (например, подарков), если оно превышает указанные выше лимиты.

Будет ли уплачивать предприятие экологический налог при импорте товаров, упакованных в тару?

Ответ

Тара: термины и определения

Для начала необходимо разобраться, что понимается под термином «тара», так как часто плательщики:

  • не могут определить правильно вид тары;
  • путают тару с упаковкой;
  • не могут установить, включает ли упаковка тару.

Понятия терминов «тара», «упаковка» и других даны в ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения».

ГОСТ 17527-2003 введен в действие с 1 января 2005 г. постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2004 № 28. Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области упаковки продукции. Что касается дополнительных терминов и определений по упаковке опасных грузов, то они должны соответствовать ГОСТ 26319.

Обращаем внимание на то, что ГОСТ 17527-2003 разделяет понятия «упаковка» и «тара».

По стандарту упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции - транспортирование, хранение и реализацию. В качестве примеров упаковки в ГОСТ 17527-2003 указаны вакуумная упаковка, аэрозольная, асептическая (для пищевых продуктов с длительным сроком хранения), упаковка многоразового использования (которую можно закрыть после откупоривания, позволяющую расходовать содержимое по частям при сохранении защитных свойств).

В свою очередь тара является основным элементом упаковки, предназначенным для размещения продукции. Тара бывает транспортная (ящик, бочка, фляга, мешок и т.д.) и потребительская (пакет, бутылка, коробка, ампула, коробка и т.д.).

Отметим, что таких терминов, как «первичная» или «вторичная» упаковка, которыми зачастую оперируют производственники, ГОСТ 17527-2003 не содержит.

Где можно приобрести или ознакомиться с ГОСТами и СТБ, действующими на территории Беларуси в 2008 г.?

С перечнем технических нормативных правовых актов (ТНПА) можно ознакомиться на сайте Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) belgiss.org.by; с текстами ТНПА - в библиотеке БелГИСС (220113, г.Минск, ул.Мележа, 3, тел.262-06-11, факс 262-49-31), Республиканской научно-технической библиотеке (г.Минск, пр-т Победителей, 7, тел.223-31-07), а также в информационных отделах региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), расположенных в областных центрах.

Приобрести ТНПА можно в магазине «Стандарты» по адресу: 220113, г.Минск, ул.Мележа, 3, и в информационных отделах ЦСМС.

Согласно этому стандарту упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. В свою очередь тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

Рассматривая эти определения, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, упаковка - самостоятельное изделие, полученное посредством объединения различных средств, предназначенных защитить продукцию от повреждения и потерь, окружающую среду от загрязнений (тары, вспомогательных упаковочных средств, обвязочного материала и т.п.);
  • во-вторых, упаковка как изделие может быть представлена только одним элементом - тарой, являющейся самостоятельным изделием;
  • в-третьих, упаковывание продукции может быть произведено как с использованием тары, так и без тары.

В ГОСТ 17527-2003 виды тары по форме - стандартизированы и означают, в частности, следующее:

  • ящик - транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой;
  • бочка - транспортная тара, имеющая корпус цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами катания, с доньями;
  • канистра - тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором;
  • фляга - транспортная тара, предназначенная для многократного применения, имеющая корпус цилиндрической формы и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;
  • мешок - транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 куб.дм;
  • банка - потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10,0 куб.дм;
  • бутылка - потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, переходящий в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;
  • коробка - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая клапанами или крышкой съемной или на шарнире, или в форме обечайки;
  • пакет (причем не допускается употребление слов «кулек», «мешочек») - разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом, вместимостью до 20,0 куб.дм;
  • лоток - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном и низкими бортиками, предназначенная для упаковывания продукции, укупоривание которой проводится с помощью пленочных материалов;
  • туба (причем не допускается употребление слова «тюбик») - разовая потребительская тара, имеющая корпус, обеспечивающий выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией;
  • стаканчик - разовая потребительская тара, имеющая корпус в форме цилиндра или усеченного конуса, сужающегося ко дну, с плоским или вогнутым дном.

Производители товаров вправе производить свою тару по форме и материалу, отличную от тары, указанной в стандарте, но при этом разработать и зарегистрировать в порядке, установленном законодательством о стандартизации и метрологии, технические условия на тару.

Определяем объект налогообложения

Прежде чем платить налог, надо установить, есть ли в упаковке тара. Для этого плательщику нужно всего лишь правильно «разобрать» упаковку товаров на составляющие и определить, включает ли она тару. И здесь он должен руководствоваться определениями видов тары. То есть если в упаковке имеется тара (или тара - единственный элемент упаковки), то имеется объект обложения экологическим налогом при импорте таких товаров, если же тары нет - нет и объекта налогообложения.

При этом обращаем внимание на следующий момент: вспомогательные материалы, использованные при упаковке товара, не являются тарой и, соответственно, объектом обложения экологическим налогом.

Рассмотрим варианты упакованных товаров и определим, есть ли тара, а значит, и объект налогообложения:

Описание упаковки товара Виды тары Вспомогательные материалы
1 Соковыжималка помещена в полиэтиленовый пакет, затем в картонную коробку, между изделием и стенками ящика для жесткости проложены пенопластовые вкладыши Полиэтиленовый пакет, картонная коробка Пенопластовые вкладыши
2 Парфюмерное масло разлито в пластмассовые флаконы, затем 10 флаконов помещены в картонный ящик Флаконы, картонный ящик
3 Проволока намотана на пластмассовую катушку, вся катушка обмотана полиэтиленовой пленкой. Затем катушка помещена на деревянный поддон Тары нет Пластмассовая катушка, полиэтиленовая пленка
4 Листы фторопласта обмотаны полиэтиленовой пленкой, затем десять единиц листов помещены в картонный ящик Картонный ящик Пленка
5 Мелкие запасные части для автомобиля обернуты бумагой, далее запасные части разных наименований помещены в картонный ящик, затем ящики поставлены на деревянный паллет и вместе они обмотаны полиэтиленовой пленкой Картонный ящик Бумага, полиэтиленовая пленка
6 Вино разлито в стеклянные бутылки и по 4 бутылки поставлено в картонный ящик, между бутылками картонная прокладка Стеклянные бутылки, картонный ящик Картонная прокладка
7 Ткань в виде рулонов упакована в полиэтиленовую пленку, запаянную на торцах Нет тары Полиэтиленовая пленка (рулон - это упаковочная единица)
8 Бумага в виде рулонов упакована в полиэтиленовые мешки, конец мешка закручен Полиэтиленовый мешок
9 Канцелярские товары помещены на картонный лист и сверху герметично закрыты полиэтиленовой лентой, далее они помещены в картонный ящик Картонный ящик (канцелярские товары помещены в блистерную упаковку, которая не является тарой)
10 Мука упакована в бумажные пакеты, которые затем в количестве 20 шт. помещены в полиэтиленовый мешок Бумажные пакеты, полиэтиленовый мешок

Как видно из таблицы, во всех примерах, кроме 7-го и 8-го, товары упакованы в комбинированную упаковку, т.е., согласно стандарту, в упаковку, состоящую из транспортной тары, в которую вложено одно или несколько изделий в потребительской таре. Комбинированную упаковку нужно отличать от комбинированной тары, т.е. тары, изготовленной из двух или более различных упаковочных материалов. Например, для напитков, соков чаще всего используется комбинированная тара типа «Тэтра Пак», состоящая из слоев разных материалов - бумаги, полиэтиленовой пленки, алюминиевой фольги.

Товары, упакованные в комбинированную тару, не являются объектами обложения экологическим налогом.

Не облагается налогом тара, предназначенная для упаковки товаров, указанных в подп.2-1.13 п.2-1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее - Указ № 215). К этим товарам относятся: хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, молочная продукция, детское питание, сахар, соль, мука, мясо (в т.ч. птицы), лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, денежные знаки.

Импорт льготных товаров, упакованных в тару, при условии раздельного учета, не облагается экологическим налогом.

Сведения о массе использованной тары и ставки налога

Согласно приложению 6 к Указу № 215 ставки налога при импорте товаров, упакованных в тару, зависят от наличия в договоре на поставку товара, упакованного в тару (а также в товарно-сопроводительных документах), сведений о массе использованной тары. Когда такие сведения у плательщика есть, ставки налога следующие:

  • за импорт 1 тонны пластмассовой тары - 230 000 руб.;
  • за импорт 1 тонны стеклянной тары - 140 000 руб.;
  • за импорт 1 тонны тары на основе бумаги и картона - 15 000 руб.

В случае когда у плательщика нет сведений о массе тары, использованной для упаковки товара, то ставка налога равна 0,3 % от цены товара, указанной в договоре, без учета налога на добавленную стоимость.

При импорте товара, упакованного в тару, налоговой базой может быть:

  • цена товара(-ов), указанная в договоре, без учета налога на добавленную стоимость;
  • масса тары, израсходованная для упаковывания товара.

Это важно помнить при расчете сумм налога за импорт товара, упакованного в комбинированную упаковку.

Импорт товара, упакованного в разные виды тары (пластмассовую, на основе бумаги и картона, стеклянную), является самостоятельным объектом обложения экологическим налогом. В силу п.3 ст.28 Общей части Налогового кодекса РБ один и тот же объект может облагаться определенным налогом у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Значит, в случае импорта товара, упакованного в комбинированную упаковку, и при отсутствии сведений о количестве каждого вида тары указанный товар облагается экологическим налогом один раз, независимо от количества видов тары, использованной для упаковки.

Соковыжималка помещена в полиэтиленовый пакет, затем в картонную коробку, между изделием и стенками ящика для жесткости проложены пенопластовые вкладыши.

Стоимость соковыжималки - 200 тыс.руб. (без НДС).

вариант 1 - сведения в товарно-сопроводительных документах о массе полиэтиленового пакета и картонного ящика, в которые упакована соковыжималка, отсутствуют;

вариант 2 - согласно договору поставки масса полиэтиленового пакета составляет 100 г, а картонного ящика - 1 кг.

Рассчитаем сумму экологического налога (СН):

для варианта 1 - налог будет исчисляться от стоимости соковыжималки:

СН = 0,003 х 200 000 х 1,065 = 639 руб.;

для варианта 2 - налоговой базой будет масса полиэтиленового пакета и масса картонного ящика:

СН = (0,0001 х 230 000 + 0,001 х 15 000) х 1,065 = 40,47 руб.

Иные варианты расчета экологического налога

  • При исчислении налога в случае наличия сведений только об одном виде тары (например, картонном ящике) и отсутствия сведений о другом виде тары нужно использовать в качестве налоговой базы стоимость товара.
  • При отсутствии в товарно-сопроводительных документах сведений о массе тары нельзя применять порядок определения массы тары в виде разницы между массой «брутто» и массой «нетто». Такой порядок расчета налоговой базы не предусмотрен в Указе № 215 и постановлении МНС РБ от 31.05.2007 № 82. При отсутствии сведений о массе тары в договоре, а также в спецификациях, товаротранспортных накладных и иных документах к договору налоговой базой будет цена товаров, указанная в договоре (без учета НДС).
  • Еще возможна ситуация, когда имеется импорт партии товаров, но в тару, например, пластмассовую, упакована лишь часть товара, указанного в спецификации к договору. При этом поставщик в договоре указал общую массу пластмассовой тары по данной спецификации товаров без конкретизации по наименованиям товара. В этом случае считается, что сведения об использованной таре предоставлены, т.е. выполнено требование Указа № 215, и налоговой базой будет суммарная масса пластмассовой тары, а не цена товара, указанная в договоре.

Момент возникновения налогового обязательства: устраняем ошибки

Очень часто у бухгалтеров организаций при установлении момента возникновения налогового обязательства при импорте товара, упакованного в тару, возникают ошибки.

Так, в соответствии с Указом № 215 при импорте товаров, упакованных в тару, моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога является дата таможенного оформления товаров, упакованных в тару, в одном из следующих таможенных режимов:

  • свободного обращения;
  • свободной таможенной зоны;
  • свободного склада;
  • реимпорта;
  • переработки на таможенной территории.

Виды таможенных режимов определены ст.148 Таможенного кодекса РБ.

При импорте товаров с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление (например, Российской Федерации), моментом возникновения обязательства по исчислению и уплате налога является дата принятия на учет товаров, упакованных в тару.

Организация ввезла из Германии 1 000 рулонов ткани, упакованных в полиэтиленовые мешки, и поместила их 20 января под таможенный режим таможенного склада. Первая партия товара - 500 рулонов помещена под таможенный режим свободного обращения 1 февраля, вторая партия - 100 рулонов - 25 февраля, третья партия - 300 рулонов - 1 марта. Получается, что помещение рулонов ткани под таможенный режим таможенного склада не вызвало обязательства по уплате налога. Определим налоговый период для каждой партии товаров:

  • для первой партии товаров обязательство по уплате налога возникло 1 февраля и налоговый период - февраль;
  • для второй партии товаров обязательство по уплате налога возникло 25 февраля и налоговый период - также февраль;
  • для третьей партии товаров обязательство по уплате налога возникло 1 марта и налоговый период - март.
  • Для остатка ткани налоговое обязательство не возникло.

Лица, приобретающие товары, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь, не являются плательщиками экологического налога.

Обращаем Ваше внимание

С 1 апреля 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 19.03.2008 № 32 внесены изменения.

С 1 июля 2008 г. в Указ Президента РБ от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» на основании Указа Президента РБ от 02.09.2008 № 492 внесены изменения и дополнения.

С 19 октября 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 30.09.2008 № 76 внесены изменения и дополнения.

С 24 февраля 2009 г. постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 31.12.2008 № 125 утратило силу.

Основные процедуры и требования по оформлению импорта товаров в Республику Беларусь

1. Договор

Должен содержать: сумму, на которую планируется ввоз товаров в рамках этого договора, а так же валюту и сроки оплаты. При предоплате товар должен поступить в течении 90 календарных дней.

За несоблюдение сроков завершения внешнеторговой операции белорусским покупателем налагается штраф для ответственного лица (директора или иного назначенного приказом лица) — до 30 базовых величин, для ИП или юрлица — до 2% от суммы незавершенной в срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, при этом не более суммы незавершенной операции.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых, с учетом приложений и дополнений к этому договору, составляет три тысячи евро (в эквиваленте и более), импортер обязан до даты поступления товаров, либо проведения платежей, зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет импортера.

3. Маркировка контрольными (идентификационными) знаками

Для обеспечения экономической безопасности страны, а также защиты интересов граждан РБ и предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории страны с 2005 года введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками некоторых групп товаров.

Существует перечень товаров, которые подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых вносится в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»:

Существует квартальная отчетность по использованию и реализации маркированных товаров.

4. Пошлины

При ввозе товаров из стран дальнего зарубежья, продукция облагается таможенными пошлинами по ставкам, которые зависят от кодов ТН ВЭД этих товаров. Уплачиваются они при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре для внутреннего потребления:

5. НДС

Уплата ввозного НДС производится по ставкам 0,10,20 %, в зависимости от видов товаров. Осуществляется она при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре, для внутреннего потребления при импорте из стран дальнего зарубежья, а также в ИМНС при ввозе из стран входящих в ЕАЭС. Уплата должна производиться по 20-е число следующего месяца за месяцем ввоза товаров, при подаче следующего пакета документов:

  • Заявление
  • Декларация НДС
  • Договор
  • Счет фактура (для плательщиков НДС)
  • СМР (не нужна, когда везете сами)
  • Документ, подтверждающий уплату НДС
  • Электронную счет фактуру на портале vat.gov.by

6. Акцизы

Акцизы представляют собой косвенные налоги, которые включаются в цену товара и в результате этого фактически оплачиваются покупателем, хотя юридически их плательщиками должны быть организации и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса РБ, плательщиками акцизов являются организации, ИП, а также физлица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов - как для товаров, которые производятся плательщиками акцизов, так и для товаров, которые ввозятся плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуются на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами, определяются следующим образом.

- подакцизные товары, которые производятся плательщиками и реализуются ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, которые ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

  • спирт этиловый ректификованный технический;
  • алкогольная продукция, включая этиловый спирт, который получают из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, ром, коньяк, бренди, джин, виски, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более);
  • непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
  • пиво и пивные коктейли;
  • слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
  • табачные изделия;
  • бензин для автомобилей;
  • дизельное и биодизельное топливо;
  • топливо для судоходного транспорта;
  • газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, которые используются в качестве автомобильного топлива;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);
  • сидры;
  • пищевая продукция, содержащая спирт в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов на товары устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах, начисляемых от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов обязаны предоставлять налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным.

7. Статистическое декларирование товаров

Подача статистической декларации осуществляется только в случае, если сумма договора, по которому ввезен товар, составляет более тысячи евро.

Производится она в течение семи рабочих дней от даты поставки.

Статистическая декларация — документ, который подается в таможенный орган импортером, грузополучателем или же их таможенным представителем в электронном виде для осуществления статистического учета импорта товаров.

Если у вас в данном месяце несколько поставок по одному договору, вы можете подать общую СТД до 7 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров.

8. Сбор на обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.

Действует, если Вы ввозите товар, упакованный в тару (упаковку) из стекла, картона, полиэтилена и пластмассы, а так же товары, согласно перечня, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления":

Ставки от объема или стоимости в зависимости от вида отходов.

Датой возникновения обязанности по обеспечению сбора отходов при ввозе товаров в полимерной упаковке является дата выпуска таких товаров, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (абз. 3 ч. 4 подп. 1.5 п. 1 Указа N 313).

Для определения количества упаковки при расчете платы за сбор отходов целесообразно руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" (далее - ГОСТ 17527-2003).

В подп. 3.3 п. 3 ГОСТ 17527-2003 определено, что в качестве массы брутто товара принимается массу упаковки и продукции в ней. В свою очередь, масса нетто товара представляет собой массу продукции в упаковочной единице (то есть вес товара без учета упаковки). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может рассчитать вес упаковки, как разницу между массой брутто и массой нетто товара, указанными в товаросопроводительных документах.

Производители и поставщики обязаны пройти процедуру регистрации в реестре производителей и поставщиков до 22 числа месяца, который следует за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности, связанной с обеспечением сбора, обезвреживанием и (или) использованием отходов. Подача отчета осуществляется по 20-е число, а уплата - по 22-е число, ежеквартально в месяце, следующим за отчетным кварталом.

В связи с возникающими вопросами по порядку исчисления в 2019 году НДС при отгрузке (возврате) возвратной тары Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь 30 января 2019 г. выпустили совместное письмо № 2-1-9/00283 / № 5-1-17/29.

1. Изменение порядка налогообложения.
Согласно п. 6 ст. 128, п. 28 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) в редакции, действующей с 01.01.2019 г.:

при изменении порядка исчисления НДС (изменении объектов налогообложения, налоговой базы) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;

при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении товаров, оприходованных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов.

Справочно : до 01.01.2019 не признавалась объектом налогообложения НДС передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары (ст. 93 НК). Налоговая база при реализации приобретенной многооборотной тары определялась как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения. Одновременно, суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) такой многооборотной тары не подлежали вычету. Таким образом, у продавца товара возникала обязанность исчислить НДС только в случае, если покупатель не вернул возвратную тару в установленный срок, и только, если возникала налоговая база. При возврате покупателем возвратной тары с нарушением срока ее возврата продавец уменьшал оборот по реализации и, соответственно, ранее исчисленный им НДС.

2. Возникновение объекта налогообложения НДС.

Согласно ст. 31 НК реализацией товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу. В связи с чем, отгрузка возвратной тары и ее не возврат в установленный срок приравнена к реализации товара.

С 2019 года объект налогообложения НДС по операциям с возвратной тарой возникает как у продавца, так и у покупателя:

в случае не возврата покупателем возвратной тары в установленный срок - продавец товара, отгруженного в возвратной таре, становится также продавцом возвратной тары, а покупатель товара, приобретенного (полученного) в возвратной таре, становится также покупателем возвратной тары;

в дальнейшем, в случае, если покупатель товара, приобретенного (полученного) ранее в возвратной таре, ставший также уже и покупателем возвратной тары по истечении установленного срока ее возврата, осуществит возврат такой тары – покупатель выступает уже ее продавцом.

Справочно : Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров, в том числе обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу) (пп. 1.1.7 п. 1 ст. 115 НК). При этом под возвратной тарой понимается тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством.

По общему правилу, покупатель обязан вернуть продавцу возвратную тару, в которой поступил товар, в срок, установленный законодательством, если иное не установлено договором (ст. 487 ГК). При не установлении законодательством сроков возврата возвратной тары такие сроки устанавливаются сторонами в договоре.

2.1. Определение объекта налогообложения НДС у продавца.

У продавца товара при отгрузке товара в таре, признаваемой возвратной:

операции с возвратной тарой на счетах учета доходов и расходов не отражаются;

сумма НДС в первичных учетных документах не предъявляется, ЭСЧФ не выставляется.

На счетах расчетов с покупателем отражается дебиторская задолженность покупателя по возврату тары, сумма которой определяется в зависимости от порядка оценки тары продавцом (по залоговой (договорной) стоимости, по фактической себестоимости возвратной тары).

В случае, если покупатель не вернет возвратную тару в установленный срок, то стоимость не возвращенной покупателем тары, т.е. тары, признаваемой реализуемой, отражается у продавца на счетах учета доходов и расходов.

Соответственно, у продавца по возвратной таре:

  • отгруженной до 01.01.2019 и не возвращенной покупателем в установленный срок, с учетом положений п. 6 ст. 128 НК обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ возникает только при наличии налоговой базы, определяемой в порядке, действовавшем до 01.01.2019.

В случае не возврата покупателем возвратной тары в установленный срок подлежащая исчислению сумма НДС предъявляется продавцом покупателю в первичном учетном документе (например, в акте сверки), оформляемом в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Исчисленная сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.

2.2. Определение объекта налогообложения НДС у покупателя.

В случае, если покупатель возвращает возвратную тару с нарушением установленного срока, т.е. тару, признаваемую реализуемой, то ее стоимость отражается у покупателя на счетах учета доходов и расходов.

Соответственно, у покупателя по возвратной таре:

  • возвращенной продавцу с 01.01.2019 в установленный срок обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ, отразить оборот в налоговой декларации (расчете) по НДС не возникает;

  • возвращенной продавцу с 01.01.2019 с нарушением установленного срока ее возврата, возникает обязательство исчислить сумму НДС, выставить в адрес продавца ЭСЧФ, отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, в котором возвращена такая тара. Подлежащая исчислению сумма НДС предъявляется покупателем продавцу в первичном учетном документе, оформляемом при возврате им возвратной тары, признаваемой реализуемой. Исчисленная сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.

3. Совершение операций с возвратной тарой, признаваемой реализуемой, в случае, когда покупатель – не плательщик НДС с оборотов по реализации либо бюджетная организация – плательщик НДС.

Как определено п. 6 ст. 130 НК, организации и индивидуальные предприниматели по не признаваемым объектом налогообложения НДС товарам (работам, услугам), имущественным правам, индивидуальные предприниматели, применяющие общий порядок налогообложения без уплаты НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав:

НДС не исчисляют;

ЭСЧФ выставляют (направляют) в случаях, установленных ст. 131 НК;

первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляют (выписывают) без выделения сумм НДС и предъявления этих сумм покупателю. При этом в указанных документах делается запись или ставится штамп «Без НДС».

Согласно пп. 2.6 п. 2 ст. 115 НК объектом налогообложения НДС не признаются обороты по реализации бюджетными организациями приобретенных товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения.

При возврате продавцам возвратной тары, следует учитывать следующее.

В случае, если покупатель, не являющийся плательщиком НДС с оборотов по реализации либо бюджетная организация – плательщик НДС, предъявит продавцу сумму НДС в первичном учетном документе при возврате возвратной тары с нарушением установленного срока, то есть признаваемой реализуемой, то такая сумма НДС признается излишне предъявленной и подлежит исчислению и уплате в бюджет (пп. 7.1 п. 7 и пп. 8.1.4 и 8.1.5 п. 8 ст. 129 НК). Возникает обязанность выставления ЭСЧФ в адрес продавца для осуществления последним вычета.

Следовательно, в первичных учетных документах в адрес продавца при возврате возвратной тары:

покупатель - бюджетная организация – плательщик НДС должна указать «Без НДС» – в случае возврата возвратной тары, как в установленный срок, так и с нарушением установленного срока;

покупатель – не плательщик НДС должен указать «Без НДС» – в случае, если возвратная тара возвращается в установленный срок;

  • покупатель – не плательщик НДС должен указать «Без НДС» с пометкой, что он не является плательщиком НДС – в случае, если возвратная тара возвращается с нарушением установленного срока, т.е. признается реализуемой.

Рекомендуется покупателю в графе 11 «Примечание» формы ТТН-1 (в случае ее выписки) указать стоимость с НДС и сумму НДС, предъявленную ранее продавцом по возвратной таре, невозвращенной покупателем в установленный срок.

4. Переходные положения. Выделение сумм НДС для вычета из стоимости возвратной тары.

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» предусмотрено, что подлежат вычету суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении до 01.01.2019 возвратной тары, стоимость которой включается с 01.01.2019 в налоговую базу у такого покупателя. Указанные суммы налога с 01.01.2019 признаются налоговыми вычетами в соответствии с законодательством и отражаются покупателем:

в бухгалтерском учете организаций;

в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

Применение вышеуказанной нормы возможно только в отношении сумм НДС, которые были предъявлены покупателю при приобретении возвратной тары до 01.01.2019 и отнесены соответственно на увеличение ее стоимости, и только при включении с 01.01.2019 стоимости такой тары в налоговую базу.

Самостоятельное выделение сумм НДС для вычета не производится в случае, если:

предъявление сумм НДС не осуществлялось (ЭСЧФ не были получены);

производился ввоз тары с уплатой «ввозного» НДС, который в силу применяемого до 01.01.2019 законодательства должен был также относиться на увеличение стоимости ввезенной тары.

5. Ввоз (вывоз) возвратной тары на территорию Республики Беларусь (с территории Республики Беларусь):

5.1. во взаимной торговле с государствами – членами ЕАЭС.

Согласно п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол), под товаром понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

Поскольку тара, признаваемая возвратной, не является имуществом, реализуемым или предназначенным для реализации, то есть не является товаром для целей Протокола, являющегося международным договором, то при ввозе товаров в возвратной таре на территорию Республики и (или) вывозе с территории Республики Беларусь товаров в возвратной таре налоговые обязательства по НДС в отношении возвратной тары не возникают.

5.1.1. В отношении возвратной тары, ввезенной на территорию Республики Беларусь на условиях возвратности и невозвращенной белорусским покупателем в установленный срок, перешедшей ему в собственность по условиям договора (контракта) на приобретение товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов:

не возникают обязательства по уплате «ввозного» НДС;

возникают обязательства по исчислению и уплате в бюджет НДС как при приобретении товара, находящегося на территории Республики Беларусь, согласно п. 1 ст. 114 НК при наступлении момента фактической реализации, определяемого согласно п. 29 ст. 121 НК как день оплаты или день иного прекращения обязательств.

5.1.2. В отношении возвратной тары, вывезенной с территории Республики Беларусь на условиях возвратности и невозвращенной белорусскому продавцу в установленный срок, перешедшей в собственность нерезидента по условиям договора (контракта) на реализацию товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов, обязательства по исчислению НДС не возникают, поскольку местом реализации такой тары территория Республики Беларусь не признается. Оборот отражается по строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

5.2. во взаимной торговле с государствами, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.

5.2.1. При таможенном оформлении операций по импорту товаров в возвратной таре на территорию Республики Беларусь и вывозу возвратной тары с территории Республики Беларусь, как правило, возвратная тара помещается соответственно под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 219, 238 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Согласно пп. 2.21 п. 2 ст. 115 НК объектами налогообложения НДС не признаются обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, при возврате белорусским покупателем возвратной тары, помещенной под таможенную процедуру реэкспорта, объект налогообложения НДС отсутствует.

5.2.2. При таможенном оформлении операций по экспорту товаров в возвратной таре с территории Республики Беларусь в случае помещения возвратной тары под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 227 ТК ЕАЭС) или под таможенную процедуру экспорта и невозвращенной белорусскому продавцу в установленный срок, перешедшей в собственность нерезидента по условиям договора (контракта) на реализацию товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов, обязательства по исчислению НДС не возникают, поскольку местом реализации такой тары территория Республики Беларусь не признается. Оборот отражается по строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

7839

Об изменениях в Налоговом кодексе Республики Беларусь

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) - (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» - лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» - единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством - членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» - статус государства - члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата ("РГ" - референтное государство; «ГП» - государство признания);

позиция «ZZ» - двухбуквенный код государства - члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения - AM; Республика Беларусь - BY; Республика Казахстан - KZ; Кыргызская Республика - KG; Российская Федерация - RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

МИ - Х Х - ХХХХХХ,

__ __ __ ________

элемент 1 - медицинское изделие;

элемент 2 - 2-значный буквенный код референтного государства в соответствии с классификатором стран мира;

элемент 3 - 2-значный буквенный код государств признания в соответствии с классификатором стран мира (указываются коды всех государств признания, подтвердивших согласование экспертного заключения референтного государства);

элемент 4 - 6-значный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный уполномоченным органом референтного государства (присваивается автоматически из единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза).

Утверждение перечня лекарственных средств и медицинских изделий по аналогии с Указом № 107 для целей применения ставки 10% не предусмотрено. То есть, при наличии оснований, определенных в подпункте 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений), ставка НДС в размере 10% применяется в отношении лекарственных средств и медицинских изделий вне зависимости от кода товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2.1.1.При заявлении в ДТ лекарственных средств и медицинских изделий и применении ставки НДС в размере 10 % должны быть указаны следующие сведения:

в элементе 4 графы 36 указывается код ТМ [1] ;

графа 44 должна содержать:

сведения в отношении лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, под кодом «10051» [2] ;

в отношении незарегистрированных лекарственных средств сведения о заключении (разрешительном документе) на ввоз на территорию Республики Беларусь, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «01081» [3] ;

в отношении медицинских изделий сведения о включении сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо о наличии разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «10021» [4] ;

графа 47 ДТ в отношении вида платежа «5010» должна содержать запись «10%» в колонке «Ставка».

2.2. Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, определен в Приложении 26 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с учетом Изменений (далее – Перечень к Кодексу).

То есть с 1 января 2021 г. перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом № 287 (далее – Перечень 287), не применяется.

Перечень к Кодексу содержит значительные отличия от аналогичного Перечня 287.

[2] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[3] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[4] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

Читайте также: