Марка подтверждает уплату налога

Опубликовано: 26.03.2024


Обычно бухгалтеры рады отмене отчетов, но с 2021 года, с отменой деклараций по транспортному и земельному налогу, вопросов стало кажется еще больше, чем раньше. Например, когда ждать извещения о сумме к уплате от ФНС или что делать, если налог почему-то не совпадает с вашими расчетами? Как сообщить налоговой службе о льготах? Декларацию по налогу на недвижимое имущество не отменили, но зато до сих пор упрощенцы путаются — когда платить и сдавать, а когда нет.

Чего ждать от ФНС и в какие сроки платить налоги

С 2021 года ФНС сама будет сообщать о том, каким вышел земельный и транспортный налог за прошлый год. По информации налоговой службы сообщения о налогах за 2020 год будут рассылаться в течение 2 квартала 2021 года. При этом срок уплаты для обоих видов налогов — 1 марта — уже прошел. Т.е. по факту сообщения придут после уплаты.

Как долго ждать сообщения?

Сроки указаны в п. 4 статьи 363 НК РФ:

Если уведомление от ФНС до вас так и не добралось, придется самостоятельно передать в налоговую данные об имуществе — автомобилях и участках до 31 декабря 2021 года, т.е. до конца текущего налогового периода (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.02.20 № ЕД-7-21/124@.

От расчета налогов организации по прежнему не освобождены, авансовые платежи необходимо самостоятельно рассчитать и платить. В 2021 году сроки по ним:

  • за 1 квартал до 30.04.2021;
  • за 2 квартал до 02.08.2021;
  • за 3 квартал до 01.11.2020.

По налогу на имущество декларацию нужно сдавать как и раньше. Но с 2020 года не требуется предоставлять авансовые расчеты по налогу в течение года, только годовую декларацию (ФЗ № 63-ФЗ от 15.04.2019). Срок — до 30 марта.

Вроде бы все уже все сдали и заплатили. Но т.к. уведомления начали многим приходить только сейчас, а работа бухгалтера не проходит без сюрпризов, то стали появляться первые недопонимания и вопросы по правильности расчета налогов и учету имущества.

Не самый последний среди них — льготы.

Как сообщить о льготах по земельному и транспортному налогу

Для этого есть специальная форма, которая утверждена Приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@. Вот например как выглядит пара ее разделов:

Сообщить о праве на льготу теоретически можно в любое время. В НК нет каких-то конкретных сроков. Но сама ФНС рекомендовала сделать это еще в 1 квартале 2021 года, до того, как начнется активная рассылка сообщений о суммах налогов к уплате.

Проверить наличие льготы по имущественным налогам

Не обязательно указывать муниципальное образование, достаточно выбрать в форме нужный регион и нажать «Найти»

Что имеем в результате? Путаница в суммах налога — ФНС может видеть недоимку, которой по факту нет, о льготах может узнать уже после направления сообщения, а налогоплательщики, получая уведомление, не понимают — должны они все таки бюджету или нет.

Если сумма пришла неверная, как опротестовать?

Судя по форумам и бухгалтерским группам в соцсетях, немало организаций получают «письма счастья» с неверными данными.

«Получили сообщение из своей ИФНС, транспортный налог к уплате совсем не такой, какой рассчитала я. Оказалось, что налоговая не учла льготу, положенную по региональному закону. Причем никаких подтверждающих документов по тому же закону не требуется, сведения ФНС должна получать после регистрации авто путем информационного обмена», — пишет бухгалтер Ольга .

«Прислали письмо с суммой налога за рабочее авто. Сильно больше, чем должно было быть. Указана не та ставка. И что теперь делать?» — интересуется уже бухгалтер Татьяна .

«Рассчитали налог как за грузовое авто, хотя черным по-белому в документах указано, что автомобиль легковой», — негодует Евгений, директор компании .

Логично, что нужно написать возражения на неверный расчет налога . Никакой особой формы для этого нет. Оформите жалобу на обычном бланке для писем организации, опишите ситуацию, укажите свои возражения (аргументированно, со ссылкой на НК, региональное законодательство и т.п.), составьте собственный расчет и приложите копии документов, например, подтверждающих льготу, которая не была учтена.

Правда советуем перед тем, как писать гневное письмо, все таки перепроверить информацию. Порой региональное законодательство меняется по-тихому и вы возможно не в курсе возникших перемен.

Обратите внимание , что ответить несогласием на расчет налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Рассматривать ваше письмо будут в течение месяца (или даже двух — ФНС вправе продлить срок рассмотрения). Затем вы или получите сообщение с новой суммой налога или требование, если налоговая все правильна посчитала, а вы налог не доплатили.

Важные моменты в расчете налогов:

Если ваше авто было уничтожено, к примеру, сгорело при пожаре, то исчисление налога прекратиться с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было утрачено. Но сама по себе ФНС об этом не узнает. Необходимо написать заявление (форма утверждена Приказом от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@) и приложить подтверждающие документы, рассматривается оно в течение 30 дней.

В противном случае налог будет начисляться до момента снятия авто с регистрации (см. Постановления АС Северо-Западного округа от 08.02.2021 по делу № А56-12586/2020).

Если в течение налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка, то оно не будет учитываться при расчете налога в текущем и предшествующих налоговых периодах . Исключение — если изменения предусмотрены п.п. 1.1 статьи 391 НК РФ или другим российским законодательством.

Практически аналогичное положение действует и по налогу на имущество. Изменение кадастровой стоимости объекта будет учтено при расчете налогооблагаемой базы только если это прямо будет указано в п. 15 статьи 378.2 НК РФ или в законодательстве РФ, которое регулирует кадастровую оценку.

Напоминаем, что для оплаты налогов с 1 мая 2021 года нужно использовать новые реквизиты .

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы больше всего тревожат бухгалтеров в связи с нововведениями.

Вопросы по транспортному налогу

Кто платит транспортный налог при лизинге?

Платит тот, на кого зарегистрировано ТС, т.к. этот вопрос стороны решают при заключении договора.

Например, лизингодатель приобрел авто и сразу передал его по договору лизинга , не проводя регистрацию, зарегистрировал авто лизингополучатель в соответствии с условиями договора, значит он и платит транспортный налог.

Другой пример — лизингодатель зарегистрировал ТС на себя и предал его лизингополучателю , по договору в собственность авто перейдет получателю только после полной оплаты, тогда же он сможет его зарегистрировать. Значит в период лизинга транспортный налог будет платить лизингодатель.

Какие авто относятся к дорогостоящим и как рассчитывать по ним налог?

Перечень дорогостоящих автомобилей (от 3 млн рублей) устанавливает Минпромторг ( смотреть перечень 2021 года ). Если ваше авто в него угодило, то рассчитывать транспортный налог придется с применением повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3). Коэффициент зависит от года выпуска и средней стоимости автомобиля (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Нужно ли платить транспортный налог за автомобиль, приобретенный для перепродажи?

Для начала уточним — собственником авто организация может стать и без его регистрации. Одно с другим не связано. Но использование ТС без регистрации в ГИБДД может навлечь штрафы (от 5 000 до 10 000 рублей), к тому же налог платит тот, на кого авто зарегистрировано. Это либо старый либо новый собственник. Чтобы было понятнее, рассмотрим практические ситуации:

Пример 1: ООО купило авто у гражданина Иванова 30 апреля 2021 года. 5 мая организация продала автомобиль другому физлицу — Петрову. При этом не поставила авто на учет в ГИБДД и в ПТС был сразу вписан новый владелец машины. Компания ничего не нарушила. На постановку на учет дается 10 календарных дней, в течение этого времени можно без всяких последствий продать ТС не занимаясь его регистрацией.

Единственная проблема, которая может возникнуть — в ГИБДД автомобиль числится за Ивановым, а Петров принесет договор купли-продажи с ООО. В этом случае лучше прямо в договоре указать на каком основании организация владеет авто и сослаться на договор купли-продажи с Ивановым. В любом случае у инспектора есть право запросить дополнительные документы, если возникнут какие-то сомнения.

Транспортный налог организация не заплатит вообще, т.к. даже не успела зарегистрировать ТС на себя.

Пример 2: Компания купила у другой организации экскаватор 8 апреля 2021 года. 16 апреля техника была поставлена на учет в Гостехнадзоре (обратите внимание — не в ГИБДД), но 20 апреля руководителю компании предложили хорошую цену за экскаватор и он решил его продать. Сделку быстро оформили и уже 28 апреля новый владелец поставил технику на учет.

Компания не заплатит налог за апрель . По правилам, если ТС поставлено на учет после 15 числа месяца, то налог за этот месяц не платиться. С другой стороны если снять с регистрации ТС после 15 числа (что и произошло 28 апреля), то налог за этот месяц считать нужно. Минфин считает, что в этой ситуации (когда авто поставлено и снято с учета в одной и той же половине месяца) налог компания платить не должна.

Новый обладатель экскаватора за апрель налог платить не будет , т.к. поставил его на учет после 15 числа, для него расчет налога начнется с 1 мая.

Самый первый собственник техники , продавший ее 8 апреля и будет плательщиком налога, ведь снята с учета она 16 апреля, т.е. после 15 числа.

Таким образом удается избежать двойного налогообложения и за переходный месяц обязательно кто-то заплатит.

Оперативно заключить сделку, подписать документы, купить выгодно имущество на торгах помогут электронная подпись и ЭДО. Работа с электронными документами через онлайн-сервис и мобильное приложение Такском-Файлер или чрез 1С .

Вопросы по земельному налогу

В 2020 году в связи с пандемией в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП и организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях получили освобождение от уплаты земельного налога за 2 квартал (кстати и от транспортного и от налога на имущество тоже). Надо ли как-то заявить об этой льготе по аналогии с другими, подав заявление?

Нет, специально сообщать ФНС, что у вас есть такое право не нужно. Налоговая должна сама произвести перерасчет. Ели посмотрите на форму заявления в статье выше, то там даже не предусмотрено указание отсылок к ФЗ, а только к региональному законодательству.

Если же ФНС почему-то не пересчитали налоговые обязательства и требует уплаты налога за 2 квартал 2020 года, то придется идти путем возражений и жалоб. Рекомендуем не просто ссылаться на норму ФЗ, но и подтвердить свой статус, дающий право на поддержку — например, приложить выписку из ЕГРЮЛ, где указан основной вид деятельности, выписку из Реестра СМП для подтверждения статуса малого предприятия.

Договор купли-продажи земельного участка заключен 8 февраля 2021 года, 11 мая 2021 года подписан акт передачи, регистрация в ЕГРН 14 мая, приказ о вводе в эксплуатацию от 17 мая. С какой даты отсчитывать срок для расчета земельного налога?

Ориентироваться нужно на день государственной регистрации права в Реестре. Права на земельной участок, согласно гражданскому законодательству, подлежат государственной регистрации и расчет налога будет производится (как и в случае с транспортом) по новому собственнику именно со дня внесения записи в Реестр.

Как узнать кадастровую стоимость, из которой будет производиться расчет налога?

Актуальную стоимость можно найти через онлайн-сервис Росреестра . Вы также можете сделать письменный запрос через МФЦ или по почте или через личный кабинет на сайте Росреестра. Сведения предоставляются бесплатно.

Вопросы про налог на недвижимость

Наверное самые популярные вопросы касаются уплаты налога налогоплательщиками, применяющими УСН.

Организация применяет УСН, имеет в собственности недвижимое имущество. Нужно ли подавать декларацию?

Организации на УСН сдают декларацию и уплачивают налог только по недвижимости, налоговая база по которой определяется, исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ, п.п 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ).

Если у организации есть разные объекты недвижимости — облагаемые и не облагаемые налогом, то необлагаемые объекты в декларации не указываются.

Как понять относится конкретное имущество у организации на УСН к облагаемому или нет?

На этот вопрос сможет ответить только региональное законодательство. Нужно смотреть во-первых , местный закон, в котором определен порядок уплаты налога на имущество, во-вторых , перечень объектов недвижимости на 2021 год (или другой год, который интересует) для целей налогообложения. Причем Перечень может периодически пересматриваться. В-третьих , нужно вчитаться в НК, в п.п. 4 пункта 1 статьи 378.2 сказано, что объектами налогообложения выступают, например, гаражи, жилые помещения, машино-места и др.

Получается, что некоторые объекты могут даже отсутствовать в перечне, но при этом упрощенцы все равно должны уплачивать с них налог. К примеру, с квартиры, которая приобретена для проживания сотрудников или с гаража для рабочего автомобиля.

К новой декларации по налогу на имущество организаций есть раздел с движимым имуществом. Значит ли это, что и по движимому имуществу нужно уплачивать налог и сдавать декларацию?

Новая форма декларации утверждена Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@. В ней действительно есть такой раздел. Но заполняют его только те, кто имеет облагаемое налогом недвижимое имущество и подает декларацию по нему. Т.е. если у вас есть необлагаемая налогом недвижимость и / или движимое имущество — подавать декларацию не надо.

Если у вас есть объекты, подлежащие налогообложению, то кроме них, нужно включать в декларацию информацию и о движимом имуществе, учтенном у организации в качестве основных средств, но налог с такого имущества платить (по крайней мере пока) не нужно.

Сопутствующий вопрос обычно такой — а как различать движимое и недвижимое имущество?

На самом деле в законе все не так однозначно, например, в отношении движимого имущество сказано, что это деньги, ценные бумаги, а также все, что не относится к недвижимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ). Поэтому придется действовать методом исключения. Проблема в том, что отнесение объекта к недвижимости не слишком однозначное.

Можно выделить несколько признаков недвижимости:

  • Связь с землей, невозможность переместить объект без ущерба. К примеру, здание фабрики на фундаменте — это недвижимость. А ларек, установленный без фундамента, который можно легко демонтировать и перевезти — движимость;
  • Закон определяет объекты как недвижимость (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) — линии связи, космические объекты и другие;
  • Недвижимость подлежит обязательной госрегистрации (хотя это не обязательное условие);
  • Наличие в отношении имущества документов технического учета, технической инвентаризации, разрешений на строительство, проектной документации и т.п. Это один из критериев, описанных в Письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. Т.е. в расчет будут приниматься конкретные документы, в том числе данные экспертиз;
  • Неспособность имущества функционировать самостоятельно, вне основного объекта. Пример такого имущества — лифты.

На самом деле в данном вопросе стоит обращать внимание на судебную практику. А она очень разношерстная.

  1. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 переквалификации движимого имущества в недвижимое;
  2. АС Московского округа вынес Постановление от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018, где отнесение имущества к недвижимому определялось в том числе на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики (т.е. на основании отраслевого законодательства).

Нельзя сказать, что эти дела решились в пользу налогоплательщиков.

Подробнее о разногласиях в определении типа имущества читайте в нашей статье на сайте .

Кстати, Правительство рассматривает возможность вернуться к взиманию налога с движимого имущества (с этими целями собирается информация о нем в составе деклараций). Один из аргументов — прекращение споров по разделению имущества на движимое и недвижимое. Ну да, если все облагается налогом чего тут спорить?

Организация владеет автомобилем, компьютерами, каждый стоимостью свыше 100 000 рублей и несколькими киосками (движимое имущество). Нужно ли подавать декларацию и включать информацию о таком имуществе в декларацию?

Выше мы уже сказали, что декларация не подается, если организации в собственности имеется только движимое имущество, т.к. оно не подлежит налогообложению. Поэтому владельцам авто, компьютеров и прочего аналогичного имущества волноваться не стоит.

Предприниматель имеет право на получение льготы по налогу на имущество, по объектам, которые использует в своей деятельности, какие документы могут подтвердить назначение использования недвижимого имущества?

Можно приложить любые документы, которые укажут на характер использования помещения. Например — КУДиР, где отражены доходы от деятельности, связанной с данным имуществом (сдача в аренду, к примеру), договоры аренды, фото- и видеосъемка помещений, техническая документация. Если ФНС не хочет верить документам — пригласите инспекторов посетить объект лично, у вас есть такое право.

Организация применяет ОСНО, купила здание, зарегистровала права на него, но не ввело его в эксплуатацию, надо ли уплачивать налог?

Сам по себе ввод в эксплуатацию не имеет значения для налогообложения. Если здание учтено на счете 01 и готово к использованию, то оно облагается налогом. Просто так оставлять объект числящимся на счете 08 (как пытаются некоторые) нельзя. Для этого нужны основания. К примеру, здание куплено в состоянии не позволяющем его нормальную эксплуатацию и требуется произвести ремонт. Тогда, пока объект не будет отремонтирован и введен в эксплуатацию и будет числиться на счете 08, он не облагается налогом.

Сдавайте отчетность, сверяйтесь с ИФНС, обменивайтесь документами с контрагентами. Все это при помощи сервисов 1С . Для групп компаний скидки!

286-основа.jpg

НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика иным лицом. Некоторым спорным вопросам, связанным с исполнением обязанностей налогоплательщика по уплате налога другими лицами, а также изменениям в расчете пеней посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Может ли организация в добровольном порядке уплатить налог за другую организацию?

С 30 ноября 2016 года исполнение третьим лицом или лицами обязанности налогоплательщика по уплате налога прямо разрешено НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Сумма налога может быть уплачена за налогоплательщика иным лицом как в полном объеме, так и частично, как в установленный срок, так и досрочно или в погашение задолженности, в том числе за периоды до 30 ноября 2016 года.

До указанной даты действовал запрет исполнения налоговых обязанностей третьими лицами (за исключением прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаев). Более того, Конституционный суд указывал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет (определение от 22.01.2004 № 41-О).

Возможно ли уплатить за другую организацию страховые взносы?

С 1 января 2017 г. третьи лица вправе перечислять за других плательщиков страховые взносы.

Итак, в настоящее время на основании пунктов 1, 8, 9 статьи 45 НК РФ уплата налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов возможна любым третьим лицом: одной организацией за другую, одним физическим лицом за другого, организацией за физическое лицо, физическим лицом за организацию.

С учетом мнения ФНС, перечисление денежных средств в уплату налога целесообразно осуществлять в безналичном порядке (письмо от 25.01.2018 № ЗН-3-22/478@).

Отметим, что уплата третьим лицом за обязанное лицо неналоговых платежей законодательством не предусмотрена (письма Минфина от 21.05.2018 № 23-01-06/34205, от 15.10.2018 № 23-01-06/73878).

Распространяются ли правила уплаты на налогового агента?

Распространяются, но с оговорками (пункт 8 статьи 45 НК РФ). Во-первых, в пункте 9 статьи 226 НК РФ сохранен запрет на уплату налоговыми агентами- организациями и индивидуальными предпринимателями НДФЛ за физическое лицо.

Во-вторых, при уплате налога за налогового агента имеются в виду суммы, удержанные налоговым агентом при выплате дохода в пользу российских лиц.

При этом судебная практика допускает взыскание с налогового агента налога, неудержанного при выплате доходов иностранным лицам (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Учитывая изложенное, в таких случаях и уплата налога третьим лицом за налогового агента возможна, даже если налог налоговым агентом удержан не был.

Может быть уплачена за налогоплательщика сумма налога по конкретной операции?

Применительно к статье 45 НК РФ речь идет о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет. Согласно статье 52 НК РФ данная сумма за налоговый период исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот. В указанном значении «сумма налога» не равнозначна «сумме налога», исчисленной по конкретной операции и предъявляемой покупателю.

Видимо по этой причине, в письме Минфина от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101 сказано, что НК РФ не предусматривает уплату НДС покупателем за продавца при приобретении у него товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод следует из письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@.

Как оформить оплату налога за налогоплательщика третьим лицом?

Для целей признания обязанности по уплате налога исполненной не требуется представления в налоговые органы дополнительных документов. Например, соглашения о взаимозачете, доверенностей и т.п.

Уплату налога подтверждают распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как заполняется распоряжение на уплату налогов при уплате их за налогоплательщика третьим лицом?

Нужно использовать Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н ( в редакции от 05.04.2017 № 58н).

Вправе ли третье лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, потребовать его возврата из бюджета?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств с банковского счета на счет Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Иное лицо не является обязанным по уплате налога перед бюджетом. Во избежание рисков бюджетных потерь пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что третье лицо, уплатившие налог за налогоплательщика, не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога. Поэтому в возврате третьему лицу налога будет отказано.

Вместе с тем, соответствующие права принадлежат налогоплательщику, то есть им может быть подано заявление о зачете- возврате сумм налога. В том числе в отношении сумм налога, уплаченных за него третьим лицом. Например, при одновременной уплате налога налогоплательщиком и третьим лицом, при уплате налога за налогоплательщика несколькими лицами, при основаниях для возврата госпошлины (письмо Минфина от 10.07.2018 № 03-05-06-03/47751).

Может ли третье лицо заявить о проведении зачета излишне уплаченной им суммы в счет исполнения обязанности по уплате налога третьего лица?

Минфин считает, что нет (письмо от 06.03.2017 № 03-02-08/12572). Но по смыслу статьи 45 НК РФ проведение зачета является способом исполнения обязанности по уплате налога наряду с собственно уплатой налога посредством предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему.

Отсутствие в статье 78 НК РФ положений, корреспондирующих положениям в статье 45 НК РФ, не означает запрет на проведение зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы по его заявлению в счет погашения налоговой задолженности третьего лица.

Допустима ли уплата налога за иное лицо в период действия решения о приостановлении операций по счету?

Минфин полагает, что на подобный платеж будет распространяться режим приостановления операций по счету (письмо от 16.04.2018 № 03-02-08/26061).

Однако, согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ, приостановление операций по счетам не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов. Указания на то, что такие операции должны относиться только к уплате налога налогоплательщиком за самого себя, в НК РФ не содержится.

Как учитываются расходы налогоплательщика при уплате за него налогов третьим лицом?

Для налогоплательщиков налога на прибыль суммы налогов, сборов, страховых взносов, начисленные в установленном НК РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

При методе начисления данные расходы учитываются на дату начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Нужно иметь ввиду, что одна и та же сумма не может быть учтена в расходах повторно (пункт 5 статьи 252 НК РФ). Поэтому при учете в составе расходов сумм начисленного налога последующее возмещение расходов третьего лица по уплате налога не уменьшает доходы налогоплательщика.

Также не следует забывать, что при общем режиме налогообложения не учитываются в расходах собственно налог на прибыль организаций, суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав (если иное не предусмотрено НК РФ), суммы торгового сбора.

Так, если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается (письмо Минфина от 31.10.2018 № 03-07-11/78170).

Налогоплательщик, использующий кассовый метод, может учесть сумму налогов в составе расходов по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, когда он уплатил их за себя самостоятельно. При возмещении расходов лицу, уплатившему за него налог, − учесть их по основанию, в соответствии с которым производится возмещение.

Есть ли особенности учета расходов налогоплательщиками специальных налоговых режимов?

Налогоплательщиками ЕСХН и УСН применяется кассовый метод признания расходов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности.

Данные затраты учитываются в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. Причем, если для плательщиков ЕСХН данные расходы разнесены на отдельные виды (подпункты 23 и 23.1 пункта 1 статьи 346.5 НК РФ), то для плательщиков УСН – нет (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Учитывается ли в расходах третьего лица оплата налога за налогоплательщика?

Учитывается при наличии встречного представления со стороны налогоплательщика, когда имеет место возмездный характер взаимоотношений между ними. В этом случае расходы учитываются иным лицом не как оплата налога, а по соответствующим основаниям главы 25 НК РФ, или отражаются как задолженность по долговому обязательству.

Если уплата третьим лицом налога не предполагает возмещения от налогоплательщика, то такие расходы при определении налоговой базы у третьего лица не учитываются на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ как безвозмездно переданное имущество (письмо Минфина от 28.06.2017 № 03-03-06/1/40668).

Но напомню, что для признания обязанности по уплате налога исполненной, гражданско- правовые основания перечисления за налогоплательщика налога значения не имеют (письмо ФНС от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Налог за налогоплательщика - организацию оплатила другая организация при отсутствии обязательств налогоплательщика по возмещению подобных расходов. Возникает ли у организации внереализационный доход?

Ситуация спорная. Практика применения норм, связанных с уплатой налога, сбора, страховых взносов за плательщика третьими лицами, еще не сформирована.

С одной стороны, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, признаются внереализационными доходами (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Если сохранение денежных средств признавать равнозначным их получению, датой возникновения дохода следует считать дату оплаты налога за плательщика третьим лицом.

Возможно толкование, согласно которому при оплате за организацию налога, передачи имущества (работ, услуг), имущественных прав не происходит, следовательно, положения пункта 8 статьи 250 НК РФ применению не подлежат.

Кроме того, для определения налоговых последствий при уплате налогов иным лицом следует учитывать перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на прибыль организаций, содержащийся в статье 251 НК РФ.

Новое прочтение может получить норма подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ об отсутствии у организации дохода при уменьшении ее кредиторской задолженности по уплате взносов иным образом в соответствии с законодательством РФ. В письме Минфина России от 25.11.2014 № 03-03-10/59910 была отражена точка зрения, согласно которой уменьшение сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов может быть результатом погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств за должника.

Уменьшение кредиторской задолженности организации по уплате налогов иным образом в рассматриваемом случае производится в соответствии с законодательством РФ: посредством ее погашения в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 45 НК РФ иным лицом.

При следовании данной позиции, у организации не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль. Вместе с тем, если расходы на уплату налогов были ранее признаны, то их придется восстановить (пункт 33 статьи 270 НК РФ).

Предположим, работодатель хочет оплатить задолженность по имущественным налогам за своего работника…

Не важно, является ли физическое лицо работником или нет, организация вправе уплатить за него налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог.

Уплата организацией налога за физическое лицо будет признаваться исполнением обязанности по уплате налога соответствующего физического лица (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Такая оплата будет признаваться доходом, облагаемым НДФЛ?

Для целей налогообложения НДФЛ не признаются доходами суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченных в соответствии с НК РФ за налогоплательщика иным физическим лицом (пункт 5 статьи 208 НК РФ).

Наличие у физического лица - налогоплательщика или у физического лица, осуществляющего уплату налога за налогоплательщика, статуса индивидуального предпринимателя в данном случае значения не имеет.

Упоминание об организациях в пункте 5 статьи 208 НК РФ отсутствует. Однако это не должно само по себе являться основанием для признания доходом физического лица сумм налогов, уплаченных за него организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой согласно статье 212 НК РФ.

Доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Она определяется в соответствии с главой 23 НК РФ (пункт 1 статьи 41 НК РФ).

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).

Оплату организацией налогов за физическое лицо нельзя отнести ни к доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме (поскольку оплата налога не является оплатой товаров (работ, услуг, имущественных прав), ни к доходам в виде материальной выгоды.

Но ведь при оплате налога за физлицо его обязанность признается исполненной?

В постановлениях Конституционного Суда сказано, что в обязанности налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества (постановления от 17.12.1996 № 20-П, от 12.10.1998 № 24-П, от 14.07.2005 № 9-П). Иными словами, уплата налога в интересах конкретного физического лица не производится.

При этом налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы (налога) подлежит взносу в казну.

Представляется, что сделанные Конституционным судом выводы применимы как к ситуации самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога, так и к ситуации уплаты за налогоплательщика налога иным лицом. Таким образом, при перечислении за физическое лицо денежных средств в счет уплаты им налога, у физического лица не возникает право распоряжения данными средствами.

Учитывая изложенное, поскольку доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, у такого физического лица отсутствует, организация при уплате за физическое лицо налога не должна признаваться налоговым агентом.

Доход может возникнуть в случае возврата физическому лицу по его заявлению из бюджетной системы по тем или иным причинам сумм налога, уплаченных за него организацией.

Уплата налога за налогоплательщика другим лицом может вызывать интерес, в том числе и по причине роста ставки пени?

В отношении недоимки, образовавшейся по состоянию на 1 октября 2017 года, пени начисляются исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка.

С 1 октября 2017 года применяется новая редакция пункта 4 статьи 75 НК РФ о размере пени.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) ставка пени не меняется. Но за просрочку исполнения организацией обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней ставка возрастает до одной стопятидесятой ключевой ставки, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Тем самым, с 1 ноября 2017 года для организаций- налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении задолженности, образовавшейся после 1 октября 2017 года, пени начисляются по ставке, увеличенной в два раза.

В отношении какой задолженности применяется повышенная ставка пени?

Повышенная ставка пени может касаться организаций, не уплативших сумму налога, дата уплаты которого наступила с 01.10.2017 (письмо Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936). Обратим внимание, что 1 октября 2017 года являлся нерабочим днем, поэтому следует считать дату со 2 октября 2017 года.

Имеется в виду не момент обнаружения налоговым органом недоимки, а ее возникновения. Следует обращать внимание на корректность расчета пеней налоговым органом в отношении недоимки при проверках за периоды до 01.10.2017 и последующие периоды (решение ФНС от 05.10.2018 № СА-4-9/19520).

Применительно к размеру ключевой ставки в 7,5% годовых несвоевременная уплата означает пользование денежными средствами по ставке 18,25% годовых. Причем пени в расходах не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Начисляются ли пени за день погашения недоимки?

Пени начисляются со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога. В пунктах 57, 61 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 указывалось, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Но, по мнению Минфина, пени не начисляются за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). В этой связи, в день исполнения обязанности по уплате налога пени начисляться не должны. Налоговые органы следовали позиции Минфина (письмо ФНС от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@).

Это позволяло без ущерба для налогоплательщика фактически переносить уплату налога на один день.

Что изменилось в вопросе начисления пени?

Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ уточнен порядок начисления пени, предусмотренный пунктом 3 статьи 75 НК РФ. Согласно поправкам, пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога включительно.

При этом введено максимальное ограничение на сумму пеней: она не может превышать размер недоимки. Расчеты показывают, что при действующих в настоящее время условиях, превышение суммы недоимки возможно по прошествии более 5 лет начисления пени.

Новые положения о порядке начисления пени будут применяться в отношении недоимки по налогу, срок уплаты которой наступил с 28 декабря 2018 года.

В отношении недоимки, возникшей до указанной даты, пени по-прежнему не должны начисляться за день исполнения обязанности по уплате налога. С другой стороны, к сумме такой пени ограничения по предельному размеру не применяются.

Налоговые инспекторы при проверке часто требуют не только платежки, но и выписки. Мы решили выяснить, что делать, если ряд документов бухгалтером потерян.

Естественно. Но в документе обязательно должен быть указан код бюджетной классификации (КБК). А вот потребуют ли у вас при проверке выписку из банка, я не знаю – все зависит от того, что будут проверять. В крайнем случае в банке всегда можно попросить копию этого документа.

Вам лучше связаться с вашим инспектором. А какая у вас проблема? Утеряли выписку? Знаете, факт уплаты налога подтверждает платежное поручение вместе с выпиской. Поэтому обратитесь в ваш банк – пусть там сделают копию.

Нашим проверяющим будет достаточно платежного поручения. Главное, чтобы на документе стояла отметка банка об исполнении.

Мы такими вопросами не занимаемся. Вам лучше в банк обратиться – попросите у них дубликат выписки. Выписка должна быть.

При документальной проверке обязательно нужно представить и само платежное поручение, и выписку к нему. Поэтому вам лучше обратиться в банк и попросить, чтобы они выдали вам копию – у них же хранится второй экземпляр выписки.

Честно говоря, я не знаю, будут ли наши проверяющие требовать у вас выписку из банка. Попробуйте позвонить своему инспектору – надеюсь, что он вам поможет. Скорее всего выписка потребуется.

Ну, вообще-то платежное поручение само по себе является документом, подтверждающим уплату налога. А вот потребуют ли у вас наши проверяющие еще и выписку, этого я, к сожалению, не знаю.

Обязательно нужно попросить банк, чтобы он выдал вам дубликат. И чем скорее, тем лучше. Когда наши сотрудники придут к вам с проверкой, то выписку они потребуют в любом случае.

Если у вас осталась платежка, проблем не должно возникнуть. Желательно, правда, чтобы у вас сохранилась выписка следующего дня – тогда нашим сотрудникам будет проще работать.

Обратитесь в банк и попросите, чтобы вам выдали дубликат. Сделать это несложно. Тем более что при проверке этот документ так или иначе потребуют.

Если в платежке указан верный КБК, то претензий у наших проверяющих не возникнет. Видно же, что налог вы уплатили.

Боюсь, то, что у вас осталась платежка, не спасет ситуацию. Банковскую выписку все равно потребуют. Обратитесь в банк – они должны без проблем выдать дубликат.

Даже если у вас и есть платежка, в рамках документальной проверки этого недостаточно. Выписку из банка у вас потребуют обязательно, поэтому лучше сделайте дубликат.

Нет ничего страшного в том, что вы потеряли выписку. Если понадобится, мы ее сами из банка запросим. Хотя это можете сделать и вы. В общем, в любом случае проблем возникнуть не должно.

К платежному поручению обязательно должна быть приложена выписка из банка. Не знаю, оштрафуют ли вас за ее потерю. Обратитесь в банк – пусть они вам дубликат выдадут. Стоит это недорого.

Позвоните своему инспектору – он вам точно скажет. Мне кажется, что платежного поручения будет достаточно. Там ведь стоит отметка об исполнении? Значит, налог считается уплаченным.

Мы такими вопросами не занимаемся. Вы обратитесь в банк – пусть они вам все и разъяснят.

Если вы в платежке указали правильный КБК, то значит, деньги до нас дошли. А выписку нам представлять не обязательно. Мы и так видим, что налоги вы заплатили.

В принципе платежное поручение подтверждает факт уплаты налога. Но при проверке могут попросить представить еще и выписку. Вам нужно обратиться в банк – там должны выдать дубликат. Как правило, они делают это в течение трех дней.

Вы же можете попросить в банке копии. Они должны дать. У них же не сгорело все! А при проверке желательно иметь все документы. Хотя если вы все вовремя платите, то к вам серьезных претензий не будет.

Конечно, платежные поручения являются подтверждением платежа. Но выписка предпочтительнее. Ведь операционист в банке может поставить печать на платежку, а потом по какой-то причине деньги не будут сняты со счета. И что тогда? Он же может просто ошибиться. Лучше подтверждать платеж выпиской. Это вернее. При проверке главное, чтобы у вас все платежи были своевременные.

Почитайте кодекс. Там все написано, за что мы можем оштрафовать, а за что – нет. Конечно, то, что вы документы не представите, – это нарушение. Но главное, чтобы налоги в принципе были перечислены. Это важнее. И тогда проблем не будет. А выписки и восстановить можно.

Подтверждением платежа, конечно, являются платежное поручение с печатью банка и выписка из этого же банка. Поэтому необходимы оба документа. В случае утери одного из них вам необходимо восстановить документ. Обязательно просите в банке копию, тем более что у них есть архивы – они много лет хранят платежные документы.

Надо законы читать. Обязательно все документы должны быть. Только не надо дожидаться проверок. А что случилось? Почему нет выписок? Возьмите копии. Или банк закрыли? Штрафы же могут быть, если вы не представите документы. Это касается всех документов – и кассовых отчетов, и счетов-фактур. Всех. Если будет документальная проверка, то, конечно, проверят наличие всего. Хотя проблемы скорее возникнут, если деньги не дошли до бюджета. А если дошли – то не так страшно. Совсем не страшно.

А вы все потеряли? По расчетному счету все документы надо иметь. Тем более что вы налоги перечисляете. Но если у вас с нами нет никаких расхождений по налогам, то не страшно, если будет только платежка. Хотя положено, чтобы и выписка была. По сути именно она подтверждает, что деньги с вашего счета сняли. Просите копию в банке. Или инспектор сам запросит, если придет на проверку. Но на самом деле все не так ужасно. Вам дадут возможность получить копии, штрафовать сразу не будут.

Обязательно надо найти ваши выписки. Платежное поручение хотя и является подтверждением, но не совсем. В банке могут поставить печать и дату ошибочно. А выписка – это уже точно. Только я не вижу проблемы. Все документы в банке хранятся. Возьмите копию. Банк-то существует? Берите быстрее копии. А то закроют банк – где будете искать? А проверка, сами знаете, прошлые года проверяет. Что касается штрафов – они предусмотрены не за отсутствие выписок конкретно, а за непредставление документов в целом. В акте все напишут.

Платежное поручение, безусловно, является подтверждением платежа. Там ведь все указано: и КБК, и назначение платежа, все. И отметка банка есть с датой. Но на всякий случай выписку надо восстановить. Не так это страшно, что ее нет, но лучше, чтобы она была. В принципе инспектор может и придраться. Но конкретно за отсутствие выписки вас не оштрафуют. Если только в целом по фирме за отсутствие документов. Не важно каких – любых. И банковских в том числе. А сколько штраф – не знаю.

Выписки, конечно, должны быть. И при документальной проверке их потребуют. Особенно если у вас будут расхождения со сведениями из налоговой.

Выписка является подтверждением платежа. Но в платежке всегда все указано – поэтому при спорных моментах удобнее, чтобы все банковские документы присутствовали. Почитайте на всякий случай КоАП, если штрафов боитесь.

Если понадобятся выписки, то налоговая инспекция сама может сделать в банк запрос, конечно, если он будет жив к тому времени. У вас с банком-то все в порядке? Работает? Тогда сами запрос сделайте – пусть копии выдадут. А платежка без выписки – недействительна. Сами знаете, что они в банке также ошибаются.

Я не понимаю, что за ситуация? Все потеряли? Вообще все документы? Так восстановите быстрее, все, что сможете. Конечно, к вам проверка придет когда-нибудь. И что вы покажете? Оштрафуют вас за отсутствие документов.

Попросите, чтобы в банке вам выдали копии, оштрафуют, если не предъявите. Хотя вам дадут время к проверке подготовиться.

А вы законы читаете? Там написано, что все первичные документы необходимо сохранять. И предъявлять при проверке. Что касается выписок – к ним тоже это относится, доставайте копии, заверенные банком. Неважно, что платежка все подтверждает. Выписка должна быть. И если вас будут проверять, то обязательно вам укажут на отсутствие их как на нарушение. Позаботьтесь, чтобы выписки были.

Главное, чтобы налоги были уплачены вовремя. И платежка это подтверждает. Тем более если все реквизиты указаны верно. А проверяющие, может, и не придерутся, что выписки нет.

Теряли ли вы документы?

Ирина Потемкина, главный бухгалтер ООО «Леонита»:

– У меня были большие неприятности. При переезде из одного офиса в другой мы потеряли несколько коробок с документами. Когда это обнаружили, чуть с ума не сошли! В том числе там были папки с документами по расчетному счету. Выписки, платежки, счета-фактуры тоже там были подшиты.

И как назло, звонят из налоговой – к вам плановая проверка, подготовьте всю документацию.

Мы кинулись в банк. Там пообещали выдать дубликаты платежек и выписок. Но, поскольку это были документы за прошедшие годы и их было очень много, нам выставили такой счет, что мы не знали, что делать. Ведь их из архива пришлось доставать. Обошлось нам это удовольствие в десятки тысяч рублей. Нам и счета, по которым мы платили, тоже восстанавливать пришлось. Вся бухгалтерия неделю по всему городу по организациям бегала. Штрафы все равно были, так как все документы восстановить не удалось.

Галина Иванова, бухгалтер ЗАО «Северяночка»:

– Я как раз недавно обнаружила, что в банке мне дали не те выписки. То есть чужие. А мои, видимо, – другому бухгалтеру. Я чужие вернула, а мне мои – нет. Их просто выбросили. Вот и пришлось в банке дубликаты заказывать. За деньги, естественно. Я знаю, что за отсутствие выписок больших штрафов нет, но все равно – неприятно. Главное, чтобы фирма все налоги заплатила вовремя.

Платежные поручения с отметкой банка являются подтверждением уплаты налога. Но при проверке налоговики обязательно истребуют и выписки. Ведь это первичные документы, которые компания обязана хранить. Поэтому, чтобы избежать штрафов (ст. 126 НК), компании необходимо восстановить утерянные документы.

Предположим, такой возможности нет. Банк в кризисе, а специалисты инспекции требуют выписку. Кстати, требование это возникло после банковского кризиса 1998 года. В то время банки хоть и ставили отметку на платежке, но деньги не перечисляли. Формально получалось, что налог уплачен и перечислен в бюджет, но на деле никаких перечислений банк не совершал.

Именно тогда Конституционный Суд вынес постановление от 12 октября 1998 г. № 24-П, в котором признал неконституционным повторное взыскание налога. Но с недавними событиями в банковском секторе ситуация опять обострилась.

Арбитражная практика по этому вопросу сложилась противоречивая. С одной стороны, суд признавал фирму недобросовестным налогоплательщиком (постановление ФАС Московского округа от 15 июля 2003 г. № КА-А40/4677-03). По мнению арбитража, фирма умышленно направила платежное поручение в проблемный банк. А поскольку у нее были счета в других банках, то налог не уплачен.

С другой стороны, позднее судебная инстанция поддержала компанию (постановление ФАС Московского округа от 13 февраля 2004 г. № КА-А40/287-04). По мнению суда, фирма сама распоряжается своими счетами. Здесь не играет роль, есть ли у компании деньги в других банках. Поэтому заставить фирму платить налоги повторно нельзя.

Наталья СВИСТУНОВА

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

от 30 апреля 2013 года N ЕД-4-3/8071

О подтверждении уплаты налога на территории иностранного государства

Письма ФНС России по вопросам, связанным с применением международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, не согласованные с Минфином России, не подлежат применению. -

Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше письмо по вопросу подтверждения уплаты налога на территории иностранного государства, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

В связи с тем, что к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, НК РФ не предъявляет определенных требований, по мнению Минфина России (письмо от 21.09.2011 N 03-08-05), налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в произвольной форме. Документ, подтверждающий уплату налогов самой организацией, должен быть заверен налоговым органом соответствующего иностранного государства.

При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык.

Следует заметить, что НК РФ предусмотрена необходимость заверения документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, только в отношении налогов, уплаченных самой организацией, а не уплаченных (удержанных) налоговым агентом.

Помимо этого, согласно статьи 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора.

В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" от 22.05.92 (далее - Соглашение).

Согласно статье 21 Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Договаривающемся Государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом Договаривающемся Государстве. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога первого Договаривающегося Государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Также статьей 23 Соглашения предусматривается, что компетентные органы Договаривающихся Государств будут обмениваться информацией, необходимой для применения положения настоящего Соглашения или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств, касающегося налогов, на которые распространяется Соглашение, в той степени, в которой налогообложение по этому законодательству не противоречит Соглашению.

Таким образом, территориальные налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля, в случае подозрений на мошеннические действия, при рассмотрении вопроса об осуществлении зачета суммы налога на прибыль, удержанного в иностранном государстве, по мнению ФНС России, могут запросить дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета у самого налогоплательщика, либо обратиться с мотивированным запросом в соответствующее структурное подразделение ФНС России с целью обмена информацией с компетентными органами иностранных государств.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция) просит дать разъяснения по вопросу применения пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с нижеследующим.

В соответствии со статьей 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации.

Таким образом, Инспекция считает, что обязательным условием проведения зачета сумм налогов, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств, является их фактическая уплата в бюджет иностранного государства.

На этом основании в отношении налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами - иностранными организациями, зачет может быть произведен только при условии представления налогоплательщиком подтверждения налогового агента об уплате налога за пределами Российской Федерации, так как нормы НК РФ не содержат положений, позволяющих проводить зачет удержанных сумм налога без подтверждения факта его уплаты.

В подтверждение правомерности проведения зачета удержанных в Республике Польша налогов налогоплательщиком, состоящим на учете в Инспекции, представлен заполненный бланк формы IFT-2R "Информация о выручке (доходах), полученной юридическими лицами, не имеющими офиса или управляющего органа на территории Республики Польша" (далее - форма IFT-2R), подписанный должностными лицами иностранной организации, выплатившей доход.

Данная форма, соответствующим образом заполненная, должна представляться налоговым резидентом Республики Польша в налоговый орган Республики Польша, в случае выплаты им дохода иностранным организациям, не имеющим офиса или управляющего органа на территории Республики Польша.

Заполненный бланк формы IFT-2R содержит информацию о сумме и виде дохода, полученного Банком от резидента Республики Польша, а также о сумме налога, подлежащей удержанию с этого дохода, и не содержит каких-либо отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении налоговым органом Республики Польша данной формы IFT-2R, либо подтверждающих уплату налога, указанного в форме IFT-2R в бюджет Республики Польша.

Иных документов, свидетельствующих о фактической уплате заявленной суммы налога в бюджет Республики Польша, Банком не представлено.

Данный факт послужил основанием для непринятия к зачету суммы налога, выплаченной в соответствии с законодательством Республики Польша российской организацией.

Не согласившись с Решением Инспекции, Банк в соответствии со статьей 101.2 НК РФ направил апелляционную жалобу в Федеральную налоговую службу, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган оставил Решение Инспекции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Однако в ходе судебного разбирательства Банк заявил ходатайство о приобщении к материалам дела Сводки информации IFT-2R (документа, подтверждающего получения налоговыми органами Республики Польша формы IFT-2R).

Необходимо отметить, что бланк формы IFT-2R заполняется резидентом Республики Польша в отношении каждого контрагента отдельно и не содержит отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении ими данной формы, в то время как сводка информации IFT-2R содержит информацию обо всех налогах, уплаченных резидентом Республики Польша, и предусматривает наличие отметки налоговых органов Республики Польша о получении ими данной сводки.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным решение Инспекции, решение ФНС России по апелляционной жалобе в связи с тем, что в материалы дела представлена сводка информации IFT-2R с отметкой уполномоченного налогового органа Республики Польша о её принятии.

При таких обстоятельствах суд удовлетворил иск Банка и указал, что в случае если у налогового органа есть необходимость в информации, подтверждающей фактическое поступление сумм удержанного налога в бюджет Республики Польша, он вправе использовать процедуру, предусмотренную ст.23 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.92 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества".

Однако, по мнению Инспекции, судом не учтено, что на налоговый орган возложена обязанность только проверки соблюдения налогоплательщиком условий предоставления зачета, установленных в статье 311 НК РФ, то есть наличия документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, а не проведение проверки правомерности заявленного зачета с одновременным направлением запросов в иностранные налоговые органы.

На основании изложенного, учитывая отрицательную судебную практику, а также то, что в настоящее время Банк продолжает представлять заполненный бланк формы IFT-2R без отметки уполномоченного налогового органа Республики Польша о его принятии, Инспекция просит разъяснить порядок действий при получении заполненного бланка формы IFT-2R, подписанного только должностными лицами иностранной организации, в качестве подтверждения уплаты (удержания) налога за пределами Российской Федерации:

1) Инспекция обязана обратиться за подтверждением факта уплаты налога за пределами Российской Федерации в иностранные налоговые органы

2) Инспекция обязана требовать у налогоплательщика предоставления документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.

Заместитель начальника инспекции,
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Г.Д.Белова

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Читайте также: