Налог на скважину в казахстане

Опубликовано: 12.05.2024

Разъяснение Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2015 года

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

В связи с тем, что в последнее время в средствах массовой информации активно обсуждается вопрос налогообложения недропользователей, добывающих подземные воды Комитет государственных доходов РК считает необходимым еще раз изложить свою позицию по этому вопросу.
С конца 2014 года по настоящее время органами налоговой службы проводился камеральный контроль правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод за период с 2009 года по настоящее время.
В ходе контроля установлено, что налогоплательщики, осуществляющие добычу и дальнейшую реализацию подземной воды, исчисляют налоги исходя не из цены фактической реализации воды, а исходя из себестоимости ее подъема на поверхность, что является нарушением норм налогового законодательства.
Более того, понимая, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод необходимо исходя из средней цены их реализации, некоторые компании после введения в силу Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (10.12.2008г. № 100-IV) выделили в отдельные предприятия по добыче подземных вод и предприятия по их дальнейшей водоподготовке и расфасовке.
Таким образом, выстроена схема, при которой предприятие, осуществляющее добычу подземных вод, реализует ее предприятию, имеющему цех розлива воды по себестоимости либо с небольшой наценкой.
Подобные схемы уклонения от уплаты налогов, применяемые отдельными крупными недропользователями осуществляющими добычу подземных вод, исходя из норм существующего законодательства, являются законными, хотя и не приветствуются налоговыми органами.
Те же предприятия, которые не оптимизировали свое налогообложение и продолжили добычу и дальнейший розлив воды в рамках одного предприятия выбрали для себя несоответствующий налоговому законодательству метод определения налоговой базы на основе себестоимости добычи воды, а не на основе средней цены реализации, как предписывает закон.
Таким образом, данные предприятия занижают налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
В настоящее время производители минеральных вод уплачивают налог на добычу полезных ископаемых в размере порядка 2-3 тиына с 1 литра добытой воды. То есть фактически государство продает недропользователям воду по 3 тиына за литр. При этом продажная, даже оптовая цена не бывает ниже 30 тенге за литр. До конечного потребителя цена становится еще выше с учетом интересов многочисленных посредников.
Органами налоговой службы недропользователям, осуществляющим добычу подземных вод, вменяется к уплате сумма в размере 10 процентов от средней цены реализации, то есть около 3 тенге за 1 литр. Как можно видеть, данная сумма не является астрономической, если уплачивать ее вовремя. Тем более сумма в 3 тенге на 1 литр никак не может повысить себестоимость продукции на 80%, как уверяют нас представители отдельных компаний.
При этом основным доводом, на основании которого они отказываются применять действующую законную методику расчета налога на добычу полезных ископаемых, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт – бутилированную питьевую воду. То есть производители бутилированной воды пытаются уверить в том, что вода в бутылку попадает не из недр, а возникает каким-то другим образом в цехах розлива воды.
Приведем всего лишь несколько выдержек из действующего национального стандарта, регулирующего сферу производства и розлива питьевых вод:
СТ РК 1432-2005 «Воды питьевые, расфасованные в емкости, включая природные минеральные и питьевые столовые. Общие технические условия:
3.1.3 Вода природная: Вода из подземных или поверхностных источников, надежно защищенная от загрязнений и сохранившая свой природный состав и качество.
3.1.5 Вода питьевая природная минеральная: Природная вода из одного или нескольких подземных источников, открытых естественным или искусственным путем, связанных с зоной формирования подземных вод, защищенных от загрязнения, имеющая характерный вкус и стабильный физико-химический состав, не подвергнутая обработке, изменяющей ее исходный состав, с минимальной минерализацией 0,25 г/куб.дм.
5.2. Воды природные минеральные питьевые, в том числе минеральные родниковые. Дополнительные требования…
5.2.5 Допускается ограниченная очистка от нестабильных составляющих, таких как содержание железа и серы с помощью фильтрации или переливания, которому может предшествовать аэрирование при выходе воды на поверхность, при условии сохранения состава воды и содержания в ней основных компонентов, обеспечивающих ее свойства».
При этом в Казахстане отдельные предприниматели применяют непрогрессивные системы водоочистки питьевой воды, которые приводят к огромным невосстановимым потерям. Так отдельные недропользователи утверждают, что в ходе очистки воды они сливают в канализацию 50% и более добытой воды. Налоговое законодательство обязывает их уплачивать налог на добычу полезных ископаемых и за эту потерянную воду. Результатом такого хищнического и безалаберного использования ценнейшего природного ресурса является резкое увеличение себестоимости реализуемой воды.
Суть налога на добычу полезных ископаемых основана на том, что получая временное право на добычу подземной воды или любого другого полезного ископаемого, недропользователь не становится собственником выделенного ему месторождения и полезных ископаемых, находящихся в нем. Недропользователь получает только право поднять на поверхность, находящиеся в недрах полезные ископаемые в течение определенного контрактом либо разрешением срока. Сами недра и полезные ископаемые в них принадлежат народу и государству. Налог на добычу полезных ископаемых является своеобразной ценой продажи государством от лица народа Казахстана добытых полезных ископаемых недропользователю.

1. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

№ п/п
Наименование полезных ископаемых
Ставки, в МРП
1
2
3
1.
Метаморфические породы, в том числе мрамор, кварцит, кварцево-полевошпатовые породы
0,02
2.
Магматические горные породы, в том числе гранит, сиенит, диорит, габбро, риолит (липарит), андезит, диабаз, базальт, вулканические туфы, шлаки, пемзы, вулканические стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан)
0,02
3.
Осадочные горные породы, в том числе галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная, гипсовые породы, мергели, известняки, в том числе ракушечники, меловые породы, доломиты, известняково-доломитовые породы, кремнистые породы (трепел, опока, диатомит), природные пигменты, торф
0,015
4.
Лечебные грязи
0,02


2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды исчисляются за 1 кубический метр добытой подземной воды исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

№ п/п
Наименование полезных ископаемых
Ставки, в МРП
1
2
3
1.
Подземная вода, добытая недропользователем, за исключением подземных вод, указанных в строках 2-5 настоящей таблицы
0,003
2.
Подземная вода, добытая недропользователем для осуществления деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, и (или) последующей реализации субъекту естественной монополии для осуществления деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях
0,001
3.
Минеральная подземная вода, хозяйственно-питьевая подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для производства алкогольной продукции, безалкогольных напитков и (или) пищевой продукции (за исключением производства сельскохозяйственной продукции и (или) ее переработки)
0,250
4.
Фактические потери хозяйственно-питьевой подземной воды при осуществлении деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, и (или) последующей реализации субъекту естественной монополии для осуществления деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях
0,005
5.
Фактические потери минеральной подземной воды, хозяйственно-питьевой подземной воды, добытой недропользователем, за исключением подземных вод, указанных в строке 4 настоящей таблицы
1,000

3. В случае отсутствия раздельного учета добытой подземной воды в целях применения ставок налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды, установленных пунктом 2 настоящей статьи, применяется наибольший размер ставки.

Сноска. Статья 748 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

Здравствуйте. У меня в частном доме с выкупленной землей имеется скважина глубиной 21 метр. Расход воды в летнее время составляет не более 2 кубов на полив, в зимнее время – менее 100 литров в сутки. С меня требуют ежемесячную оплату за воду из скважины. Должна я платить налог на воду из скважины? Кому платить и сколько?


Фото: pixabay.com

Анализ ситуации

Согласно пункту 1 статьи 42 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – ЗК РК) право на земельный участок, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаждения. Пользование собственником земельного участка или землепользователем недр в границах принадлежащего ему земельного участка разрешается для целей реализации прав, предусмотренных статьей 64 ЗК РК, и осуществляется в соответствии с целевым назначением земельного участка и требованиями Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». Предоставление прав на извлечение общераспространенных полезных ископаемых и прав на использование подземных вод для собственных нужд производится одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находится соответствующая часть недр, в частную собственность или землепользование.

В соответствии со статьей 64 ЗК РК собственники земельных участков и землепользователи, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, имеют право на использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земельном участке или в недрах под принадлежащими им земельными участками общераспространенных полезных ископаемых, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли.

В соответствии со статьей 237 Кодекса Республики Казахстан от 7 декабря 2017 года № 125 VI «О недрах и недропользовании» собственники земельных участков и землепользователи вправе для удовлетворения личных, бытовых и иных хозяйственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, извлекать в границах принадлежащих им земельных участков общераспространенные полезные ископаемые. Добыча общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с настоящей статьей осуществляется без применения взрывчатых веществ, химических реагентов и ядовитых веществ. Пользование недрами собственниками земельных участков и землепользователями в соответствии с настоящей статьей не относится к операциям по недропользованию и является бесплатным. Право пользования недрами собственниками земельных участков и землепользователями в соответствии с настоящей статьей возникает и прекращается одновременно с правом собственности или правом землепользования на земельный участок соответственно. Пользование недрами в соответствии с настоящей статьей не требует получения разрешения, представления отчетности и иных документов, являющихся обязательными для лиц, пользующихся недрами на основании лицензии или контракта на недропользование.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 65 ЗК РК собственники земельных участков и землепользователи обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением или функциональной зоной на землях населенных пунктов, при временном землепользовании – в том числе в соответствии с договором аренды (договором временного безвозмездного землепользования)

Ответ

Таким образом, налога на воду, как и на воздух, пока в отечественном законодательстве нет. Согласно имеющимся данным от автора вопроса, налог или плату за воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд, ему уплачивать не следует. Остается вопросом – кто именно требует с автора вопроса этих ежемесячных выплат? Землепользователи вправе использовать участок в соответствии с законодательством РК и согласно целевому назначению. Тот земельный налог или плата за пользование земельным участком, который ежегодно уплачивает автор вопроса, и есть оплата за использование подземных вод для хозяйственно-бытовых нужд на своем участке.

В казахстанском налоговом законодательстве есть плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников, регламентируемая статьями 566-572 Налогового кодекса РК. К ситуации автора вопроса данный вид налогового платежа отношения не имеет.

На вопрос отвечала Жанна Батабаева

Налогообложение недропользователей: порядок установления специальных
налогов и платежей недропользователей

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере недропользования уплачивают все налоги и платежи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также дополнительно несут обязательства по уплате специальных налогов и платежей недропользователей.

К специальным налогам и платежам, уплачиваемым недропользователями, относятся:

1. налог на сверхприбыль;

б) коммерческого обнаружения;

4. доля Республики Казахстан по разделу продукции.

Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя и выплачиваются в денежной форме в размерах и порядке, установленном в контракте на недропользование.

Исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачиваются следующие виды бонусов:

1) подписной бонус;

2. 2) бонус коммерческого обнаружения.

В соответствии с условиями и технико-экономическими расчетами заключаемого контракта, могут применяться один или оба вида бонусов.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта.

При этом стартовый размер подписного бонуса определяется Правительством Республики Казахстан, а окончательный размер устанавливается в контракте с учетом экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений, но не ниже стартовых.

Подписной бонус подлежит уплате в бюджет в срок, установленный контрактом, но не позднее тридцати календарных дней с даты его вступления в силу, а декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Бонус коммерческого обнаружения устанавливается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящее к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не устанавливается.

Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки.

Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения:

- объектом налогообложения является объем утвержденных, уполномоченным для этих целей государственным органом, извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении;

- налоговой базой является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов определяется исходя из биржевой цены данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа;

- налоговая ставка устанавливается в процентах к стоимости утвержденных извлекаемых запасов по соответствующему коммерческому обнаружению, исходя из индивидуальных условий осуществления недропользования, в каждом контракте на недропользование, но не менее 0.1 процента.

Срок уплаты бонуса коммерческого обнаружения устанавливается контрактом, а налоговая декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая их извлечение полезных из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, независимо от того, имела ли место их реализация в отчетном периоде.

Роялти уплачивается в отдельности по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых, независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды.

Роялти, установленные в контракте на недропользование, уплачиваются в денежной форме. Однако в ходе осуществления деятельности по контракту денежная форма выплаты роялти, может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом. При этом натуральная форма выплаты роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции должна быть эквивалентна установленной в контракте для данных платежей денежной форме выплаты.

За нарушение сроков и полноты перечисления в бюджет средств за полученную продукцию получатель несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе к нему применяются штрафы, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки.

Для исчисления размера роялти:

- объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

- налоговой базой является стоимость полезных ископаемых, определенная в соответствии с Кодексом;

- налоговая ставка по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, устанавливается в контракте исходя из экономики проекта. При этом минимальная ставка роялти не должна быть менее 0,5 процентов.

Ставки роялти по углеводородам устанавливаются по скользящей шкале как определенный процент, в зависимости от объемов добычи. При этом используется один из двух следующих методов:

от объема накопленной добычи углеводородов за весь период деятельности, предусмотренный контрактом;

от уровня накопленной добычи за каждый отдельный год деятельности по контракту.

Ставки роялти по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и камни устанавливаются в фиксированном процентном выражении на весь период действия контракта.

По общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются фиксированные ставки роялти.

Объектом обложения роялти по всем видам полезных ископаемых является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

В целях исчисления роялти стоимость добытых недропользователем за отчетный период полезных ископаемых, за исключением золота, серебра и платины, определяется исходя из средневзвешенной цены реализации за отчетный период первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных налогов и сумм фактических расходов на их транспортировку до пункта продажи (отгрузки).

Стоимость добытых недропользователем за отчетный период золота, серебра и платины определяется исходя из средних цен этих металлов, сложившихся за отчетный период на Лондонской бирже металлов.

Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам устанавливаются для всех недропользователей, в том числе осуществляющих деятельность по контрактам на добычу других видов полезных ископаемых независимо от того, реализованы ли они потребителям или использованы для собственных нужд.

Роялти не уплачивается:

- физическими лицами по подземным водам, добываемым на земельных участках, принадлежащим им на праве личной собственности, при условии, что данные воды не реализуются на сторону и не используются на производство и технологические нужды при осуществлении предпринимательской деятельности;

- государственными учреждениями, осуществляющими добычу подземных вод для собственных хозяйственных нужд;

- недропользователями при обратной закачке попутно добытых подземных вод для поддержания пластового давления.

Роялти по всем видам полезным ископаемых уплачивается не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом по уплате роялти является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за предыдущий квартал по роялти составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

В случае отсутствия реализации первого товарного продукта в отчетном периоде, за средневзвешенную цену реализации принимается средневзвешенная цена реализации первого товарного продукта того периода, в котором имела место последняя реализация.

При полном отсутствии реализации первого товарного продукта для исчисления объекта обложения роялти за отчетный период за средневзвешенную цену реализации принимаются фактически сложившиеся затраты на добычу полезных ископаемых.

При этом недропользователь обязан произвести последующую корректировку сумм начисленных роялти в том отчетном периоде, когда имела место первая реализация исходя из фактической цены реализации первого товарного продукта.

При отсутствии реализации общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в отчетном периоде или в случае их полного использования для собственных нужд, за средневзвешенную цену реализации первого товарного продукта принимается фактически сложившаяся сумма затрат недропользователя на их добычу и первичную обработку, увеличенная на фактически сложившуюся в данном отчетном периоде норму рентабельности.

Декларация по роялти представляется недропользователем в налоговый орган по месту налоговой регистрации до десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением осуществляющих деятельность по контрактам (соглашениям) о разделе продукции и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является сумма чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за отчетный год, по которому недропользователем получена внутренняя норма прибыли (ВНП) выше двадцати процентов.

Налог на сверхприбыль исчисляется по установленным ставкам, исходя из достигнутого уровня ВНП на конец отчетного года.

ВНП исчисляется на основе откорректированных, на индекс инфляции годовых денежных потоков недропользователя:

Ставки налога на сверхприбыль устанавливаются в процентах к чистому доходу за отчетный год.

Налоговым периодом по налогу на сверхприбыль является календарный год.

Налог на сверхприбыль уплачивается до пятнадцатого апреля года, следующего за отчетным, а декларация представляется недропользователем в территориальный налоговый орган по месту регистрации до десятого апреля года, следующего за отчетным.

Налогоплательщики считают, что налоговые органы трактуют термин вода буквально

Новая ставка НДПИ на подземные воды- Kapital.kz

Налоговые органы с конца 2014 года проводили камеральный контроль по правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземные воды. В ходе контроля были выявлены налогоплательщики, некорректно исчисляющие НДПИ на подземные воды. Большая часть из них является отечественными производителями минеральных вод, безалкогольных напитков и соков, а также представителями пивоваренной промышленности.

Согласно статье 341 пункт 2 Налогового кодекса, налог на добычу подземных вод определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации. При полном отсутствии реализации подземных вод, согласно пункту 4 статьи 341, налог определяется исходя из фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки, увеличенной на 20 процентов.

Некорректное исчисление НДПИ в основном было выявлено у налогоплательщиков, осуществляющих добычу и дальнейшую реализацию подземных вод, но исчисляющих НДПИ на основе производственной себестоимости добычи, увеличенной на 20 процентов, а не исходя из средневзвешенной цены реализации.

По результатам камерального контроля налоговые органы отправили уведомления о доначислениях по НДПИ на подземные воды предприятиям, добывающим и реализующим воду. Данные предприятия категорически не согласны с произведенным перерасчетом и выставленными доначислениями, полагая, что производили корректный расчет на основании производственной себестоимости добычи, увеличенной на 20 процентов.

Налогоплательщики считают, что налоговые органы трактуют термин «вода» буквально и не делают различий между добытой подземной водой и конечным пищевым продуктом, представляющим собой бутилированную воду. При этом стоимость реализации воды включает стоимость упаковки, зарплату работников предприятия, налоги, затраты на маркетинг и прочие расходы, что делает стоимость реализации намного выше себестоимости добычи подземных вод.

Налоговые органы не согласны с доводами производителей о том, что добытая подземная вода, пропущенная через фильтрационное оборудование и расфасованная в бутылки, представляет собой совершенно другой продукт (бутилированную питьевую воду) и считают свои расчеты по НДПИ верными.

Более того, налоговые органы отмечают, что ряд налогоплательщиков создали схемы для уменьшения обязательств по НДПИ на подземные воды путем выделения в отдельные предприятия, осуществляющие очистку, расфасовку и дальнейшую реализацию подземных вод, добытых недропользователями. При данной схеме недропользователь, осуществляющий добычу подземных вод, реализует ее компании, осуществляющей очистку и розлив воды, по себестоимости либо с небольшой наценкой. Это приводит к тому, что цена реализации становится фактичекски равной себестоимости добычи.

В целях предотвращения споров по определению налоговой базы НДПИ по подземным водам между производителями и налоговыми органами в дальнейшие периоды, а также для исключения создания схем по уклонению от налогообложения путем выделения в отдельные предприятия, занимающиеся реализацией подземных вод, добытых недропользователем, было предложено ставку НДПИ на подземную воду сделать фиксированной.

3 декабря 2015 года глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования».

В Законе пересматривается порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды. В частности, базой для исчисления НДПИ устанавливается объем добытых подземных вод с использованием ставки НДПИ в размере одного минимального расчетного показателя (МРП) за 1 кубический метр добытой подземной воды.

Установление данной ставки исключает споры об определении налоговой базы для расчета НДПИ, возникшие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Данный Закон предусматривает понижение новой ставки НДПИ на подземные воды в некоторых случаях.

НДПИ исчисляется в размере 25 процентов от 1 МРП по добытым объемам минеральных подземных вод, хозяйственно-питьевых подземных вод, используемых для производства алкогольной и пищевой продукции и безалкогольных напитков.

Более того, НДПИ определяется в размере 0,3 процента от 1 МРП по добытым объемам подземных вод, используемых для технологических и производственных нужд при добыче и переработке других видов полезных ископаемых, включая использование подземных вод в процессе получения продукции из таких полезных ископаемых или их отходов.

Данные поправки в Налоговый кодекс вводятся в действие с 1 января 2016 года.

Таким образом, в подписанном законе утверждается новая фиксированная ставка НДПИ на подземные воды в размере одного МРП за кубический метр, при этом также предусматриваются коэффициенты, понижающие данную ставку для подземных вод, используемых для производства алкогольной и пищевой продукции и безалкогольных напитков, для подземных вод, используемых для технологических и производственных нужд.

Анна Айманова, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

Читайте также: