Признак права нормативность суверенитет система налогов и сборов государственный аппарат

Опубликовано: 16.05.2024


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]
Из серии: Завтра экзамен!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

date image
2014-02-09 views image
9583

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Понятие и признаки государства. Суверенитет. Функции государства. Государственный аппарат.

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды

3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.

4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

5. Правовая культура. Законность и правопорядок.

6. Законодательство Республики Беларусь.

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп.

– Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

– Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).

– Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

– Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

– Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

– Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

– Существование системы взимания налогов.

– Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.

Суверенитет - (суверен, властелин, производное от лат. super - над; от фран. souverainete - верховная власть) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство; это – верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в преде­лах, определенных народом в соответствии с демократической про­цедурой. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

– суверенитет народа, или народный суверенитет;

– суверенитет государства, или государственный суверенитет;

Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.

В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным.

Народный суверенитет означает:

– во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;

– во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Власть народа осуществляется в трех формах:

– власти местного самоуправления.

Народ осуществляет государственную власть либо непосредственно (например, путем референдума или выборов депутатов), либо через избранные им, а затем сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.




Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления.

Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях.

Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти.Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

2) независимость и самостоятельность;

Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежа­щую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть 2 статьи 3 Конституции).

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица.

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т.д.).

Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитетаследует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Материальные гарантии - экономические предпосылки – наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности.

Юридические гарантии - это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство предназначено:

– гарантировать на властной основе свободу в обществе,

– создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

– правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов;

– регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

– определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

– осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

– обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

– оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

– осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

– осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

– заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

– обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

– определение статуса государственной границы и ее защита.

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.

По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

– представительные законодательные органы: Парламент (в Республике Беларусь – Национальное собрание);

– органы исполнительной власти: Правительство (в Республике Беларусь - Совет Министров), министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы;

– органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей.

Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы.
5) верно, только государство может собирать налоги.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы
5) верно, только государство может собирать налоги.


Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство создаёт правовые нормы.
2) К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.
3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.
5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) верно, это исключительное право государства.
2) неверно, наличие политических партий не является основным признаком государства.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, политическая партия тоже является политическим институтом.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.
2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.
3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.
4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности органов власти и местного самоуправления.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Функции государства”.
1) неверно, это внутренняя функция государства.
2) верно.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, реализация принципа разделения властей не характерна для государств с недемократическим режимом правления.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Функции государства:
Внутренние функции государства
— Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
— Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
— Экономические (регулирование экономических отношений)
— Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
— Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Внешние функции государства
— Обеспечение национальной безопасности
— Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
— Развитие взаимовыгодного сотрудничества
— Участие в решении глобальных проблем


Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) верно.
2) неверно, легальность власти проявляется в её официальном признании обществом.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, харизматический тип легитимности связан с верой в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства

Тесты по правоведению с правильными ответами [19.03.15]

Тема: Тесты по правоведению с правильными ответами

Тип: Тест | Размер: 29.94K | Скачано: 174 | Добавлен 19.03.15 в 11:07 | Рейтинг: +3 | Еще Тесты

Модуль 1. Теория государства и права.

1. Государство в современной юридической литературе определяется как:

1. машина для поддержания господства одного класса над другим;

2. сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;

3. политическая организация общества, обладающая верховной властью на определённой территории;

4. союз людей, объединённых началами общей пользы.

2. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков не является признаком государства:

2. наличие выделенной из общества политической публичной власти;

4. система налогов.

3. Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются:

4. подзаконные акты.

4. Как называется процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни:

5. Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком правового государства:

1. верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества;

2. территориальная организация населения страны;

3. взаимная ответственность государства и личности;

4. разделение властей.

6. Кто в правовом государстве является источником власти:

7. В правовом государстве законы принимаются:

2. конституционным судом;

4. совещанием глав основных ветвей власти.

8. Какое из перечисленных суждений не соответствует теории правового государства:

1. государство должно быть ограничено законом;

2. законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправны;

3. запрещено всё, что не разрешено законом;

4. только суд может вынести решение о том, является ли человек преступником или нет.

9. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком права:

2. формальная определённость;

3. связь с государством;

10. Отметьте, с какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:

Модуль № 2. Конституционное право

1. Президент Российской Федерации является:

1. главой правительства РФ;

2. главой исполнительной власти;

3. главой законодательной власти;

2. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации:

4. не имеет определённого срока полномочий.

3. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная Дума не может быть распущена:

1. после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2. если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;

3. если она в течение трёх месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ;

4. если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.

4. Глава правительства Российской Федерации называется:

1. премьер-министром РФ;

2. Председателем кабинета министров РФ;

3. Председателем Совета Министров РФ;

1. Государственная Дума РФ;

2. Совет Федерации РФ;

3. Федеральное Собрание РФ;

Модуль № 3. Гражданское право.

1. Какие из перечисленных ниже общественных отношений регулирует гражданское законодательство:

2. отношения в сфере государственного управления;

3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;

4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Гражданское законодательство в Российской Федерации находится:

2. в ведении субъектов Российской Федерации;

3. в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;

4. в ведении органов местного самоуправления.

3. С достижением какого возраста гражданское законодательство связывает наступление у граждан полной дееспособности:

1. с момента рождения;

4. Опека устанавливается над:

1. лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

2. гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;

3. гражданами, ограниченными судом в дееспособности;

4. над всеми категориями лиц, перечисленными выше.

5. Гражданин может быть объявлен умершим в том случае, если он безвестно отсутствует в течение:

6. Процедура объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору (контракту), полностью дееспособным называется:

4. верный ответ отсутствует.

7. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком юридического лица:

2. одним из учредителей является государство;

3. наличие недвижимости;

4. все перечисленные выше признаки.

8. Сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться:

1. в устной форме;

3. в нотариальной письменной форме;

4. могут совершаться в любой из перечисленных выше форм.

9. Наследодателями могут быть:

1. дееспособные граждане Российской Федерации;

2. недееспособные граждане Российской Федерации;

3. иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации;

10. Право завещать имущество по своему усмотрению принадлежит:

1. только полностью дееспособным гражданам;

2. полностью дееспособным и ограниченно дееспособным гражданам;

3. только деликтоспособным гражданам;

4. всем правоспособным гражданам.

Модуль № 4. Административное право. Уголовное право.

Трудовое право. Семейное право

1. Какие общественные отношения регулирует административное право:

1. отношения, связанные с совершением преступлений;

2. отношения в сфере государственного управления;

3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;

4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. К уголовному праву относятся нормы, которые регулируют:

1. условия и порядок отбывания наказания;

2. общественные отношения, которые возникают между государством и гражданином в связи с совершением преступления;

3. порядок производства по уголовным делам;

4. всё перечисленное выше.

3. Укажите определённый законодателем возрастной предел, с которого наступает уголовная ответственность в РФ:

4. определено два предела: с 14 и с 16 лет.

4. Добровольный отказ от совершения преступления:

1. увеличивает уголовную ответственность;

2. смягчает уголовную ответственность;

4. не учитывается уголовным правом.

5. Из перечисленных ниже источников права выберите те, которые содержат нормы, регулирующие семейные правоотношения:

3. Уголовный кодекс РФ;

4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

5. обычай делового оборота;

6. принятые в соответствии с Семейным кодексом РФ законы РФ;

7. Трудовой кодекс

6. Полная дееспособность в семейном праве возникает с:

7. Какое из перечисленных ниже обстоятельств не является основанием для признания брака недействительным:

1. отсутствие добровольного согласия одного из супругов;

2. наличие между супругами дальней степени родства;

3. сокрытие одним из супругов факта наличия у него ВИЧ-инфекции;

4. недееспособность одного из супругов.

8. Брачный договор может быть недействительным в случае:

2. если один из супругов с ним не согласен;

3. вообще не может быть признан недействительным;

4. верный ответ среди перечисленных выше отсутствует.

9. Укажите общественные отношения, которые регулируются экологическим правом:

1. отношения по охране окружающей среды;

2. отношения собственности на природные ресурсы;

3. отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

10. Трудовое право относится к:

2. специальным отраслям права;

3. комплексным отраслям права;

4. процессуальным отраслям права.

11. Какие общественные отношения являются предметом земельного права:

1. отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель;

2. отношения по производству сельскохозяйственной продукции, её переработке и реализации;

3. отношения в социальной сфере села;

4. все перечисленные выше отношения.

12. Принудительный труд в Российской Федерации разрешен в случаях:

1. необходимости поддержания трудовой дисциплины;

2. как мера ответственности за участие в забастовке;

3. принудительный труд в Российской Федерации запрещен.

13. Стороны трудовых отношений – это:

2. работник, работодатель и посредник (например, биржа труда);

3. работодатель и посредник (например, биржа труда).

14. Коллективный договор – это:

1. правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;

2. правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

15. Трудовой договор – это:

1. соглашение между работодателем и представителем работника;

2. соглашение между работником и представителем работодателя;

3. соглашение между работодателем и работником.

16. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста:

1. 10 лет;

17. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:

1. трудовой договор;

18. Трудовой договор заключается:

2. как в письменной, так и в устной форме по усмотрению сторон.

19. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме:

4. предварительного уведомления вообще не требуется.

20. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

1. 36 часов в неделю;

2. 48 часов в неделю;

21. Привлечение к сверхурочным работам производится:

1. с устного согласия работника;

3. по приказу работодателя.

22. Перерыв включается в рабочее время:

3. да, если это оговорено в трудовом договоре.

23. Государственные инспекторы труда инспектируют:

1. только государственные предприятия, учреждения и организации;

2. только частные предприятия, учреждения и организации;

3. все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

24. За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам:

1. в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

2. в шестимесячный срок;

3. в течение одного года;

4. в месячный срок со дня, когда он узнал или должен был уз­нать о нарушении своего права.

25. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано:

1. в профсоюзной организации;

3. в органах местного самоуправления.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества и негосударственных организаций существующих в нем (политических партий, различных объединений). К этим признакам можно отнести следующие:

- Наличие аппарата управления (публичная власть). Этот аппарат иногда называют публичной властью, но это неверно, поскольку аппарат не сам является такой властью, а лишь осуществляет ее. Он состоит из системы органов, осуществляющих различные функции государства. Люди, занятые в них, не производят материальных или духовных благ, но пользуются ими. Они призваны действовать в интересах государства и его народа. В зависимости от формы государства свои должности они получают по наследству, избранию, назначению или замещению.

В аппарате управления выделяются органы принуждения, к которым относятся входящие в систему современных органов исполнительной власти и подчиненные им вооруженные силы, полиция, уголовно - исполнительные учреждения, контрразведка и т.п. Их назначение - принуждение всего населения жить по законам государства.

-Четко определенная территория. Государство осуществляет свою власть на определенной территории, границы которой зафиксированы в правовых документах. Территория государства, за редкими исключениями, имеет административно - территориальное деление ( на округа, области, провинции, штаты, графства, кантоны, районы и т.п.), образуемое властью для облегчения управления. В образованных административно - территориальных единицах имеются свои органы власти, подчиненные верховной (центральной) власти.

-Постоянное население (территориальные подразделения граждан). На территории государства постоянно проживает определенное количество населения, что достигается не только невозможностью для большинства людей постоянного перемещения в пределах и за пределами территории государства, но и признанием их с рождения, а также в некоторых других случаях, гражданами определенного государства, наделением их состоянием гражданства.

Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане государства исполняют обязанности, предусмотренные его законами. Наличие на территории государства некоторого числа постоянно проживающих людей, не являющихся его гражданами, а также граждан, живущих за пределами территории государства, не означает порывание связи со своим государством, а свидетельствует о предоставлении человеку государством определенных прав и свобод. Устойчивость связи граждан с государством доказывается и тем, что случаи добровольного выхода из гражданства или лишения гражданства очень редки.

-Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения. При этом население не подчиняется власти других государств, которые обязаны воздержаться от действий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального на то разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях , в решении вопросов международного и мирового значения.

Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны, а также добровольно - по договоренности с другими государствами. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики, ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права, то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства.

Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти.

Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве - часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.

- Собственная правовая система (связь с правом). Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных источниках, например, в нормативных правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции ( основном законе ) , принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты органы государства принимают на основе и во исполнение конституции.

- Налоги и денежная единица (налоги и сборы). Для содержания государственного аппарата и выполнения своих функций государство закрепляет в законах систему налогов. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета (казны). Получение государством значительных доходов от продажи природных ресурсов и полезных ископаемых, которые не нужно производить, можно рассматривать как временное явление, поскольку такие ресурсы исчерпаемы.

Налоги в государстве исчисляются и собираются в денежной единице, принятой в нем. Она нередко является единственным законным платежным средством в данном государстве, исключающим официальные расчеты в иностранной валюте. Собственная денежная единица не исключает использование наряду с ней межгосударственных денежных единиц, установленных нормами международного права.

- Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющимися его символами, в которых обобщенно отражаются его история, традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируются государством внутри страны и в международных отношениях.

Исходя из признаков государства, его можно определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.

Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определительный характер). Пути формирования правовых норм.

Деятельность людей, каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называют социальными, так как соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:

-формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически;

-являются правилами поведения, соответствующими требованиями времени и обстановки;

-представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.

Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений.

Все признаки права, несмотря на различие их содержания, обладают рядом общих признаков, позволяющих ограничить их от ненормативных правовых предписаний и других социальных норм. К числу этих признаков относятся:

-Властность (классово - волевой признак). Этот признак норм права стоит на первом месте, так как они устанавливаются властью государства. До возникновения государства не могли появиться и правовые нормы, посредством которых государство реализует свою власть. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государственных органов, содержит властное веление государства.

Властность норм права является их неотъемлемым признаком не только потому, что они регламентируют определенные правила поведения, но и потому, что они устанавливают такие отношения, урегулированность которых правовыми нормами рассматривается руководителями государства как необходимое условие для самосохранения и стабильного развития обществ, нейтрализации хаоса в общественной жизни.

С течением времени отдельные правовые нормы могут утрачивать свою властность, их станет невозможно исполнять в связи с изменившейся социально - экономической обстановкой, стихийными действиями и другими обстоятельствами. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменить их или признавать утратившими силу. Иначе устаревшие нормы права будут способны породить антиправовой хаос, от которого пострадают люди.

Формальная определенность (формально-определительный характер). По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали, существующих в устной форме. Правовым нормам необходима письменная форма для того, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно - правовых актах.

Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение.

Общеобязательность позволяет норме права постоянно влиять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, она сама должна отвечать определенным требованиям:

-не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;

-содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;

-обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.

Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.

-Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей.

Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами, каждая из которых пыталась выработать свою мораль.

Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность.

-Право и обычаи. Обычаи - это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей.

Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им большей значимости и обязательности.

-Право и религиозные нормы. Религия издавна использовалась «власть придержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы.

Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

-Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно, но выражают волю только членов общественных объединений.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их сотрудников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

-Право и технические нормы. Технические нормы - это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Они часто закрепляются в актах органов государственной власти.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

-Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обуславливается его государственным строем, характером отношений классов и социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.

-Право в силу его общеобязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства.

-Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду.

-Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов - отраслей, институтов и норм.

-Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемы государством нормы права не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны применяться только во взаимосвязи.

-Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.

-Право не совпадает с нормативно - правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другими правовыми актами и отменены.

Таким образом, право - это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.

Читайте также: