Налог на роскошь научные статьи

Опубликовано: 17.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Евсюкова Ю.С. Налог на роскошь: перспективы введения // Студенческие научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/01/2370 (дата обращения: 12.04.2021).

Уровень социально-экономического развития государства во многом зависит от благосостояния и уровня жизни населения. Именно поэтому налоговая политика, как составная часть социально-экономической политики государства, должна быть направлена на:

- сглаживание дифференциации в доходах физических лиц;

- стимулирование инвестиционной активности населения;

- повышение уровня и качества жизни граждан.

По мнению автора, недостаток налоговой политики в России является несправедливое распределение доходов между различными категориями граждан. В России в период с 2000г. по настоящее время социально-экономическое неравенство только усиливается. Доходы 10% богатых превышают доходы 10% самых бедных граждан России в 16,2 раза. В России уровень дифференциации в доходах населения выше, чем в других странах.

Если сравнить с началом перестроечного периода (1985-1991 гг.), то разрыв между богатыми и бедными оценивался в 5-7 раз.

Принцип социальной справедливости налоговой политики может быть обеспечен за счет применения дифференцированных ставок налогов по видам и размерам доходов.

Становится актуальным вопрос о том, нужно ли модернизировать уже сложившуюся налоговую систему и есть ли необходимость вводить новые налоги с целью поддержания социального равновесия в обществе. В частности, одним из налогов, направленных на сглаживание поляризации в доходах населения, может стать налог на роскошь.

Налог на предметы роскоши обсуждается властями нашего государства в течение многих лет. Введение этого налога крайне значительно и своевременно, так как на сегодняшний день очень остро стоит проблема социального расслоения общества. В перечне предметов, относящихся к предметам роскоши, за всю историю существования человечества побывало едва ли не все, что нас сейчас окружает и то, что раньше являлось излишеством, в наше время становится необходимостью в повседневной жизни. Ярким примером этого являются компьютеры и мобильные телефоны, которые 10-15 лет назад считались показателем состоятельности, а сегодня во многих странах их привносят в число предметов первой необходимость.

В нашей стране налог на роскошь впервые был предложен в 2003 г . Этот налог успешно функционирует во многих странах мира. Например, в большинстве стран Европы под облагаемую базу налога на роскошь подпадает дорогая недвижимость, при этом ставки налога достаточно высоки.

В России, отчасти уже сейчас, действует налог на роскошь. Установлены дифференцированные ставки по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество организации, в зависимости от объекта налогообложения.

Но в России сегодня не выделено понятие «роскошь». По нашему мнению, налогом на роскошь следует облагать дорогие виллы, автомобили, яхты, самолеты, драгоценности, ценные меха по ставкам – 5% от рыночной стоимости объекта налогообложения.

Налог на роскошь имеет цель — стимулировать бизнес, инвестиционную активность, инвестиции в производство. Этот налог в большей степени является морально и этически ориентированным. Введение этого налога требует проработки каждого пункта законопроекта, чтобы не противоречить принципу социальной справедливости и равенства налогообложения.

Библиографический список

  1. Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2011. 244 с.
  2. Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: монография / под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012. 223 с.
  3. Приходченко О.С. Актуальные направления бюджетного анализа территориальных финансов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 10-3 (17). – С. 68-70.
  4. Приходченко О.С. Формирование бюджетной стратегии на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 1. – С. 53-56.
  5. Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL:http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
  6. Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

"Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши

1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса, на праве собственности.

2. Не признаются налогоплательщиками:

инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;

лауреаты Нобелевской премии.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) общее имущество в многоквартирном доме

3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;

4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;

8) строительная техника.

Статья 333.45. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.

2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.

Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки

1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:

сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);

установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;

проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;

проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.

7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

Статья 333.47. Налоговый период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

Статья 333.48. Налоговые ставки

Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей

От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента

2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0 процентов

3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей

От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей

Свыше 60 млн. рублей 1 процент

Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.

1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.

3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Так называемый налог на роскошь касается недвижимости и транспорта. В Налоговом кодексе (НК) РФ обозначена предельная стоимость определенной категории имущества. Лицам, чье имущество стоит дороже указанных в НК РФ значений, при расчете стандартного налога придется учитывать повышающий коэффициент.

  • 🏠 Недвижимость
  • 🚗 Транспорт
  • 💫 Изменения в 2021 году
  • 💰 Как рассчитать налог на роскошь?
  • 💸 Налог на вклады физических лиц
  • ❗ Налог на доходы свыше 5 млн рублей

В зависимости от вида имущества этот показатель будет разным.

🏠 Недвижимость

Налог распространяется на все недвижимое имущество, оцениваемое в сумму более 300 млн рублей. К нему относятся:

  • жилые дома;
  • квартиры;
  • дачные участки;
  • дачи;
  • земельные наделы под ИЖС;
  • участки земли с находящимися на них жилыми постройками.

По истечении трех лет с даты начала строительства под налог подпадают и незавершенные объекты, строившиеся для проживания.

С юридической точки зрения, верное название — «повышенный налог на имущество», так как коэффициент используется для расчета налога на имущество. Привести пример расчета сложно, так как процентная ставка зависит от двух строго индивидуальных параметров:

В НК РФ существуют ограничения: налог не должен быть выше 2% от стоимости недвижимости.

🚗 Транспорт

Номинально налог на роскошь распространяется:

  • на автомобили;
  • на водные суда;
  • на воздушный транспорт.

При этом распространение ограничено транспортными средствами (ТС), оцененными в сумму 3 млн рублей и выше. На территории РФ наиболее распространенным транспортным средством является автомобиль.

Официальное название — «Повышенный транспортный налог»: как и в случае с недвижимостью, лица, обладающие дорогими ТС, обязаны учитывать повышающий коэффициент при расчете транспортного налога.

Высчитывается он умножением количества лошадиных сил авто на ставку транспортного налога. Если стоимость автомобиля превышает указанные в НК РФ цифры, то в произведение добавляется повышающий коэффициент.

Показатель ставки разнится от региона к региону. Ознакомиться с конкретными значениями можно здесь.

В отличие от недвижимого имущества в налоге на роскошь для ТС предусмотрены льготы. Некоторые слои населения могут быть освобождены от его оплаты, если мощность ТС не превышает 200 л. с. К ним относятся:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • многодетные родители;
  • Герои РФ и СССР;
  • участники боевых действий.

💫 Изменения в 2021 году

Изменения коснулись, в первую очередь, автолюбителей. В частности, был расширен список автомобилей, подпадающих под налог — в документе появились модели массовых авто.

Минпромторг регулярно обновляет список автомобилей. Со списком за 2020 год можно ознакомиться на его сайте. Обращайте внимание на комплектацию авто.

Коэффициент для налога на роскошь и порядок его выплаты контролируются п. 2 ст. 362 НК РФ. На этот показатель оказывают влияние следующие параметры:

  • стоимость автомобиля;
  • дата производства авто.

После достижения авто определенного возраста надобность в повышающем коэффициенте отпадает. О возрасте наглядно — в таблице ниже.

Стоимость ТС Коэффициент Возраст авто
От 3 до 5 млн руб. 1,1 До 3 лет
От 5 до 10 млн руб. 2 До 5 лет
От 10 до 15 млн руб. 3 До 10 лет
Более 15 млн руб. 3 До 20 лет

Ранее коэффициент для ТС стоимостью от 3 до 5 млн рублей понижался со временем использования автомобиля. Согласно последним изменениям, этот пункт недействителен — множитель теперь стабилен (1,1) для всех авто категории младше трех лет.

💰 Как рассчитать налог на роскошь?

Формула выглядит следующим образом:

  • количество лошадиных сил х ставка транспортного налога х повышающий коэффициент.

Например, в 2021 году вы приобрели автомобиль BMW M235i xDrive Gran Coupe. Стоимость на рынке — 3 490 000 рублей, т. е. применяемый повышающий коэффициент — 1,1. Мощность ТС 306 л. с. Ставка транспортного налога в регионе 80 руб./л. с. Расчет выглядит следующим образом:

  • 306 х 80 х 1,1 = 26 928 рублей.

Однако необязательно все авто из списка Минпромторга подлежат налогу. Причина тому — возраст ТС. Так, например, модель Audi Q5 45 TFSI Quattro значится в списке Минпромторга. Но если авто 2016 года выпуска, то повышающий коэффициент к ней неприменим. Стоимость машины 3 355 000 рублей, мощность - 249 л. с., ставка – 80 руб./л. с. В данном случае транспортный налог составит:

  • 249 х 80 = 19 920 рублей.

Для расчета налога на роскошь нужно лишь узнать необходимые параметры для вашего региона и марки автомобиля.

💸 Налог на вклады физических лиц

С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения. Теперь физические лица, имеющие банковские вклады свыше 1 млн рублей, должны будут заплатить налог в размере 13% с доходов, полученных с этих вкладов.

Изменения будут применяться ко вкладам, относящимся к налоговому периоду с 2021 года и далее, то есть первый налог придется заплатить в 2022 году. Поэтому за проценты за 2020 год можно не переживать – их нововведения не коснутся.

Нужно понимать, что налогом облагаются не сами вклады, а полученные по ним проценты (доход). Налог придется заплатить не со всей суммы вкладов, а с суммы процентов и остатков по счету и лишь с той части, которая превышает доход в размере ставки ЦБ РФ с 1 млн рублей.

Рассмотрим на примере. Законодательство устанавливает не облагаемый налогом лимит. Он зависит от действующей ключевой ставки ЦБ РФ на начало года. Пока неизвестно, какой будет ключевая ставка в январе 2021 года, но предположим, что 6%.

Считаем не облагаемый налогом лимит:

  • 1 000 000 (руб.) х 6% = 60 000 (руб.).

Это необлагаемый лимит, то есть налоги нужно заплатить с суммы полученных процентов, превышающих данную сумму.

Пример 1: вклад размером 1 млн рублей под 3,5% годовых.

Доход за год составит:

  • 1 000 000 (руб.) х 3,5% = 35 000 (руб.) годового дохода, что меньше лимита – налог взиматься не будет.

Пример 2: вклад на 3 млн рублей под 4% годовых.

Доход за год составит:

  • 3 000 000 (руб.) х 4% = 150 000 (руб.) годового дохода.

От полученной суммы отнимаем необлагаемый лимит:

  • 150 000 (руб.) – 60 000 (руб.) = 90 000 (руб.)

Значит, налогом будут облагаться 90 000 рублей.

Считаем налог, который придется заплатить в итоге:

  • 90 000 (руб.) х 13% = 11 700 (руб.)

Подавать декларацию для уплаты налога не придется. Все необходимые сведения ФНС получит от банков, а по окончании календарного года разошлет всем вкладчикам налоговые уведомления.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.09.2019 2019-09-09

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Киселёва, А. С. Юридическая конструкция налога на роскошь. Перспективы его введения на территории РФ / А. С. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62336/ (дата обращения: 21.05.2021).

В данной статье освящены аспекты вопроса о целесообразности и необходимости введения налога на роскошь в Российской Федерации. Также в научной работе приведена приблизительная юридическая конструкция вышеупомянутого налога и сделаны выводы о дальнейших возможностях его установления законодателем в России.

Ключевые слова: налог на роскошь, налоговое законодательство.

Введение.

В настоящий период времени окончательный текст налога на роскошь так и не был введен законодателем в Налоговый кодекс РФ и не получил официального утверждения. Но несмотря на сложившиеся обстоятельства, данная тема не потеряла свою актуальность спустя много лет. Сейчас ведутся активные дискуссии между законодателями о повторной попытке ввести данный налог в настоящий Кодекс.

Одним из факторов, почему введение подобного налога целесообразно, необходимо для общества и государства в целом, является пополнение федерального бюджета. Кроме того, установление рассматриваемого обязательного платежа в налоговом законодательстве Российской Федерации будет способствовать наступлению паритета в распределении налогового бремени. В данном случае речь идёт о внедрении высокоэффективного средства по борьбе с социальным неравенством. Безусловно, такие перемены повлекут за собой сокращения уровня напряженности в российском обществе. Ещё одним преимуществом можно назвать то, что включение подобного налога кардинально изменит вложение средств состоятельных слоев населения с необоснованно излишнего потребления и направит их в крупномасштабные государственные проекты. Таким образом, основными предпосылками утверждения на законодательном уровне налога на роскошь являются изменение потоков капитала в реальный сектор российской экономики, социальные факторы.

Юридическая конструкция налога на роскошь.

Исходя из всего сказанного, хотелось бы привести вариант приблизительной юридической конструкции описываемого налога.

Налогоплательщиками будут признаваться юридические лица, обладающие полной правоспособностью, физические лица, достигшие возраста совершеннолетия, обладающие имуществом, признанным объектом налогообложения.

Объектами налогообложения будут признаны с учётом среднестатистического дохода граждан РФ в месяц в размере около 60000 рублей:

  1. Расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 20 млн. рублей и выше жилые дома, квартиры, дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, садовые участки.
  2. Приобретенные на территории Российской Федерации или оформленные в первый раз в соответствии с нормами действующего налогового законодательства на нового собственника стоимостью от 2 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
  3. Драгоценные металлы и изделия из них стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
  4. Антикварные вещи, вещи из натурального, ценного меха, предметы искусства стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
  5. Услуги космического туризма стоимостью свыше 5 млн. рублей.

Налоговая база будет определяться в соответствии со стоимостью объектов налогообложения с учётом проведения оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, не реже одного раза в 6 месяцев.

Налоговым периодом в отношении налога на роскошь будет признаваться календарный год.

Налоговые ставки будут определены следующим образом:

  1. В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей — 0,1 %.
  2. В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 2 млн.рублей до 5 млн. рублей — 0,3 %.
  3. В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 5 млн. рублей до 10 млн. рублей — 0,5 %.
  4. В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 10 млн.рублей до 20 млн.рублей — 0,7 %.
  5. В отношении объектов налогообложения, стоимостью свыше 20 млн.рублей — 0,9 %.

Порядок исчисления налога на роскошь будет определён следующим образом:

  1. Повышающие коэффициенты налога на роскошь в отношении автомобилей определяются в зависимости от цены и года выпуска. Если средняя цена транспортного средства от 3 до 5 млн. руб., а с года выпуска прошло не более одного года, повышающий коэффициент будет равен 1,5. Если же средняя цена от 3 до 5 млн. руб., а с года выпуска прошло не более двух лет, то повышающий коэффициент будет равен 1,3. Если при той же средней цене с года выпуска автомобиля прошло не более трёх лет, то повышающий коэффициент будет равен 1,1. Если средняя цена автомобиля от 5 до 10 млн. руб., а с года выпуска прошло не более пяти лет, то повышающий коэффициент будет равен 2. Если при средней цене от 10 до 15 млн. руб. с года выпуска прошло не более 10 лет, то повышающий коэффициент будет равен 3. В случае, когда средняя цена автомобиля свыше 15 млн. руб., а с года выпуска прошло не более 20 лет, повышающий коэффициент будет также равен 3. Налог на роскошь в отношении автомобилей рассчитывается по данной формуле: количество лошадиных сил умноженное на ставку налога на роскошь и повышающий коэффициент.
  2. Налог на роскошь в отношении других транспортных средств (катеров, яхт, самолётов и т. д.) рассчитывается по следующей формуле: количество лошадиных сил умноженное на ставку налога на роскошь.
  3. Налог на роскошь для недвижимости стоимостью от 20 млн. руб. равен 13 % от кадастровой стоимости недвижимости.
  4. Налог на роскошь в отношении другого имущества и услуг исчисляется по формуле: стоимость имущества/услуги умноженная на ставку налога на роскошь.

Порядок и сроки уплаты будут следующими:

  1. Исчисление налога на объекты роскоши будет осуществляться налоговыми органами.
  2. Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
  3. Налогоплательщики должны уплачивать налог на роскошь по месту нахождения объекта налогообложения не реже, чем раз в пол года.

Льготы по уплате данного налога будут предоставляться следующим категориям лиц:

  1. Инвалиды I и II группы;
  2. Героям Советского Союза и Героям РФ;
  3. Героям и участникам Великой Отечественной войны, а также иных боевых действий;
  4. Обладателям ордена Славы трёх степеней;
  5. Физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;
  6. Лауреаты Нобелевской премии;
  7. Лауреаты государственных премий в области науки и технологий, в области литературы и искусства.

Перспективы введения налога на роскошь на территории РФ.

Налоги в России — универсальный инструмент, необходимый для регулирования распределения доходов государственного бюджета. Несмотря на то, что налоговое законодательство является единым для всех, не все категории налогоплательщиков испытывают на себе одинаковую налоговую нагрузку. Для борьбы с неравноправным распределением бременем уплаты налогов на всех граждан необходимо провести ряд мероприятий при внесении изменений в налоговое законодательство. Примером такой меры может выступить установление налога на роскошь.

Сторонники введения данного налога полагают, что с его помощью можно решить ряд существенных вопросов в государстве. Во-первых, имея во многом социальную сущность, налог на роскошь усилит перераспределение доходов и имущества между различными слоями населения, которые находятся в разном экономическом положении по отношении друг к другу. Тем самым это позволит укрепить социальную стабильность в российском обществе. Во-вторых, данный налог может серьёзно изменить налоговую систему в целом, где основная тяжесть налогообложения лежит на классах, занимающих не столь высокое положение в социальной структуре общества, и где отсутствует прогрессивное обложение доходов. В-третьих, этот налог теоретически может повысить мотивацию зажиточных людей вложиться в производство вместо непроизводственного личного сверхпотребления, так как деньги, уходящие на собственное сверхпотребление, потеряют своё значение, если их обременить налогом.

Формирование института налога на роскошь — очень сложная правовая процедура. Поэтому если закон о его введении и появится в РФ, то перед этим должна быть проведена колоссальная работа по его разработке и подготовке к реализации на практике.

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  3. Проект федерального закона N 66360–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


Lada Vesta 2022: все подробности и изображения

С 1 января 2022 года в России могут ввести новый налог на роскошь для владельцев дорогостоящей недвижимости, автомобилей, яхт и частных самолетов. С таким предложением к правительству обратился председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. После заключения правительства законопроект отправят на рассмотрение в Госдуму.

Особым налогом хотят обложить автомобили стоимостью от 8 млн рублей. При этом существующий так называемый налог на роскошь, который по сути представляет собой надбавку к транспортному налогу за машину ценой от 3 млн рублей, партия предлагает упразднить. Как и сам транспортный налог в принципе. Autonews.ru разобрался, откуда взялась сумма в 8 млн и каковы шансы на введение нового налога для состоятельных автомобилистов.

По словам его создателей, налог на роскошь создаст механизм для снижения уровня социального неравенства, и аналогичная схема давно применяется во многих странах мира. За счет высоких налогов на роскошную жизнь предлагается каждый год наполнять бюджет страны триллионами рублей. Эти средства будут направлены на программы по борьбе с бедностью и поддержку граждан с низкими доходами.

«В стране наблюдается высочайший уровень социального неравенства и бедности, преодолеть которые не удается на протяжении последних десятилетий. Причем ситуация только ухудшается. Причина прежде всего в несправедливой налоговой системе. И, конечно, в несправедливой системе оплаты труда и получения прибыли», — пояснил в разговоре с Autonews.ru автор идеи Сергей Миронов.

Под новый налог на роскошь попадут автомобили стоимостью от 8 млн рублей, жилая недвижимость, земельные участки, а также объекты жилищного строительства стоимостью от 50 млн рублей, а также пассажирские морские, речные и воздушные суда стоимостью от 15 млн рублей.


Главное принципиальное отличие предложенного налога от транспортного состоит в том, что объектами налогообложения хотят сделать не только престижные иномарки, яхты, частные самолеты, но и дорогостоящую недвижимость — огромные квартиры, виллы и особняки, крупные земельные участки. Но есть и другие отличия.

«Транспортный налог начисляется в бюджеты субъектов, и средства от него предназначены для строительства и ремонта дорожной сети. Во всяком случае, так должно быть. Налог на роскошь — 100% федеральный налог. Большая часть потенциальных плательщиков налога на роскошь живут в Москве и других мегаполисах. Если налог сделать региональным, эти и без того небедные территории окажутся в выигрыше, чего нельзя допустить», — объясняет Миронов, добавив, что партия выступает против существования двух налогов на дорогие автомобили.


Когда шла работа над законопроектом, его создатели предполагали, что возникнет вопрос: «А почему эта цифра, а не другая взята за точку отсчета?» Депутаты исходили из того, что стоимость автомобилей постоянно растет. И если занизить исходный уровень, то произойдет то, что сейчас происходит с транспортным налогом для машин дороже 3 млн рублей.

«Как вы знаете, Минпромторг ежегодно пересматривает список таких автомобилей, и он пухнет как на дрожжах. Скоро в нем окажется большая часть отечественного автопарка. Поэтому мы решили, что объектом налогообложения должны стать действительно роскошные машины, а не «средства передвижения», пусть и недешевые. Стоит также уточнить, что в отношении транспортных средств налог на объекты роскоши предлагается уплачивать один раз при приобретении права собственности. В отличие от жилой недвижимости и земельных участков — в этих случаях налог платится ежегодно», — рассказал Сергей Миронов.


В конце апреля партия Миронова внесла в Госдуму законопроект о полной отмене транспортного налога для россиян. До этого справедливороссы уже неоднократно предлагали отменить транспортный налог, но идея всегда отклонялась. По словам Сергея Миронова, если депутаты опять не захотят обсуждать предложение, партия не успокоится и будет предлагать его вновь, пока налог не отменят.

«Одновременное существование транспортного налога и топливных акцизов — очевидный нонсенс. Почему люди должны платить дважды? Напомню, изначально ведь так и планировалось: что акцизы заменят транспортный налог, но потом чиновники стали блокировать решение этого вопроса, и поэтому налог существует и по сей день», — удивляется депутат.

После регистрации в Госдуме судьба законопроекта об отмене транспортного налога пока неизвестна. Однако в правительстве предложение Миронова получило отрицательный отзыв. «Шансов немного. Но может, хоть в преддверии выборов они пойдут на уступки», — верит Миронов.

Читайте также: