Налог на прибыль распределение расходов по видам деятельности

Опубликовано: 14.05.2024

Безошибочный подсчет налога на прибыль (НП) требует корректного определения базы, на основании которой определяется сумма бюджетных платежей. Для этого необходимо соблюсти алгоритм, который предполагает подразделение всех совершенных издержек на косвенные и прямые расходы. Несмотря на то, что обе разновидности трат, произведенных предприятием в отчетном периоде, могут учитываться при исчислении налога на прибыль, между ними есть существенная разница.

Косвенные траты уменьшают базу по НП в том временном промежутке, когда они были осуществлены налогоплательщиком, а прямые – только тогда, когда продукция/товары/услуги, на которые пошли эти расходы, будут проданы.

Разделение затрат на прямые и косвенные актуально только для тех налогоплательщиков, которые используют метод начисления.

Особенности классификации издержек

Нормы права не содержат бесспорных указаний по отнесению затрат к категории прямых – правила ст. 318 и 320 НК РФ носят исключительно рекомендательный характер. При этом для организаций, занятых производством и оказанием услуг, ориентировочный перечень затрат, рекомендованных для отнесения к прямым, указан в ст.318, а для торговых предприятий – в ст.320 НК.

Имейте в виду: список издержек, относимых к прямым и косвенным затратам, непременно должен быть обоснован налогоплательщиком и закреплен в учетной политике предприятия.

Прямые затраты в предприятиях производственного сектора

Организации, основным родом деятельности которых является выпуск продукции, при распределении трат, должны ориентироваться на следующие категории расходов, поименованных в налоговом законодательстве, как прямые:

  • материалы и сырье, использующиеся для производства товаров, подлежащих дальнейшей перепродаже, либо являющиеся их неотделимой частью;
  • величина расчетов со штатным персоналом, непосредственно занятым в производстве и соответствующие отчисления в социальные фонды (ПФ, ФОМС и ФСС);
  • полуфабрикаты, компоненты или комплектующие детали, необходимые для выпуска продукции;
  • суммы амортизационных отчислений на средства труда, напрямую задействованные в производстве.

Неопределенность положений Налогового кодекса на практике приводит к возникновению спорных ситуации относительно распределения затрат на косвенные и прямые.

Если произведенные затраты нельзя отнести к конкретному производственно-технологическому циклу, то они могут быть отнесены к косвенным расходам.

Особенно часто доначисление налога на прибыль и непризнание налоговиками косвенных расходов происходит на предприятиях сложного производственного цикла, где в технологической цепочке задействованы услуги вспомогательных производств или структурных подразделений.

Во избежание конфликтов с фискальными структурами целесообразно внести в категорию прямых расходов те траты, которые, при списании их в текущем периоде, могут вызвать вопросы у фискальных служб:

  • топливные ресурсы (пар, газ, электроэнергия);
  • стимулирующие и премиальные выплаты персоналу организации;
  • услуги и работы, воспроизведенные вспомогательными производствами или организациями-субподрядчиками.

Все прочие понесенные затраты, не оговоренные в учетной политике, будут трактоваться, как косвенные, и могут снижать базу по НП в том календарном месяце, когда они приняты к учету.

Запомните: список расходов, относящимся к прямым, может быть расширен налогоплательщиком самостоятельно, однако это не дает права предприятию считать все понесенные издержки косвенными.

Прямые расходы в торговых компаниях

Для торговых фирм предусматривается следующий порядок учета издержек на реализацию, подлежащих списанию в отчетном периоде:

  • формируется стоимость приобретенных для перепродажи товаров по методу, зафиксированному в учетной политике (ЛИФО, ФИФО, средняя себестоимость);
  • принимаются к учету затраты по транспортировке товара (если они при этом не входят в стоимость).

Стоит запомнить: к прямым расходам могут быть отнесены транспортные затраты торгующей компании от склада поставщика до склада фирмы-покупателя.

Указанные затраты принимаются в налоговом учете, как прямые расходы и должны быть списаны в уменьшение налога на прибыль непосредственно после реализации товаров.

Все иные издержки обращения относятся к разряду косвенных расходов и минусуются из доходов торговой компании в тот отчетный промежуток, когда они были совершены.

Важно: прямые расходы зачитываются полностью только при остутствии товарных остатков на складе. В иных ситуациях необходимо документально оформить величину затрат, приходящихся на реализованные товары и на их остаток.

Пример расчета величины прямых расходов

Стоимость товаров, принятых к учету фирмой А в августе и реализованных в этом же месяце – 2 100 000 рублей. На 31 августа товарный остаток по балансу составил 170 000 рублей. Затраты на транспортировку груза от поставщика до склада компании А, рассчитанные на товарный остаток на 1 августа – 15 000 рублей.

В текущем месяце фирма А понесла следующие расходы (без НДС):

  • транспортировка товаров до склада А – 75 000 рублей;
  • транспортировка до склада оптовых покупателей – 6 000 рублей;
  • арендная плата за складское помещение – 150 000 рублей;
  • зарплата персонала компании А – 500 000 рублей;
  • начисленная в августе амортизация – 4 000 рублей.

Из общей суммы издержек – 735 000 рублей – к прямым расходам сразу возможно отнести только затраты на транспортировку товара до склада (75 000 рублей). Остальные затраты идут в разряд косвенных расходов и снижают налог на прибыль по итогам августа.

Рассчитать величину прямых расходов, относящихся к товарному остатку, следует в бухгалтерской справке по следующему алгоритму:

1 Величина прямых расходов на товарный остаток на 01.08.2015г. 15 000 руб.
2 Транспортные расходы до склада в августе 75 000 руб.
3 Реализовано товаров на сумму 2 100 000 руб.
4 Товарный остаток на 31.08.2015г. 170 000 руб.
5 Усредненный процент (стр.1 + стр. 2) / (стр. 3 + стр. 4) * 100% 3, 96%
6 Величина прямых расходов на товарный остаток 01.09.2015 (стр. 4 х стр. 5) 6 740 руб.
7 Величина списанных в августе прямых расходов (стр. 3 х стр. 5) 83 260 руб.

Если фирма сочетает торговлю с иными категориями деятельности (изготовление продукции, ведение работ, оказывание услуг), то в НУ надлежит разделить прямые расходы по всем разнородным кодам ОКВЭД. При невозможности дифференциации произведенных затрат, они причисляются ко всем видам деятельности пропорционально полученной выручке.

Оказание услуг – как распределить расходы

Наиболее простая методика распределения текущих расходов при определении базы по НП применяется для компаний, специализирующихся на оказании услуг. Для таких компаний Министерство финансов и налоговые органы не рекомендует дифференциацию понесенных затрат на прямые и косвенные расходы.

Это решение подкреплено простой логикой – поскольку при оказывании услуг в балансе компании нет ни незавершенного производства, ни остатков товаров на складах, все понесенные расходы непосредственно связаны с реализацией. Именно поэтому налоговые структуры не смогут предъявить претензии по поводу занижения налоговой базы.

Помните: даже если организация может не подразделять понесенные расходы на прямые и косвенные, ей необходимо зафиксировать такую норму в учетной политике.

Отсутствие доходов от деятельности

Если организация, обязанная распределять издержки в налоговом учете на прямые и косвенные, в отчетном периоде не имела дохода от реализации, то, по мнению Минфина, она может заявить только о понесенных косвенных расходах. Прямые расходы признаются только по мере реализации продукции/товаров/работ.

Фискальные структуры в отношении признания расходов при отсутствии выручки занимают более категоричную позицию. С точки зрения ИФНС, если в компании не ведется деятельность, нацеленная на извлечение прибыли, то учитывать произведенные расходы при исчислении налога на прибыль невозможно. Такой запрет действует в отношении как прямых, так и косвенных расходов.

Госсектор. Распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности: как организовать налоговый учет?

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности бюджетного или автономного учреждения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, приведена в ст. 253 НК РФ.

Кроме ст. 251 НК РФ ("Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы") глава 25 НК РФ не содержит специальных статей, регулирующих порядок учета конкретных видов расходов при определении налоговой базы бюджетными учреждениями (за исключением отдельных положений п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизации основных средств). Поэтому одним из основных критериев признания расходов бюджетным или автономным учреждением является их связь с приносящей доход деятельностью и оплата за счет доходов от этой деятельности.

Бесспорно учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, те затраты, которые можно отнести к приносящей доход деятельности "прямым счетом". Например, к ним могут быть отнесены расходы на приобретение за счет собственных доходов материалов, используемых при оказании платных услуг или расходы по выплате вознаграждения физическим лицам за выполненные объемы работ по приносящей доход деятельности.

В то же время достаточно часто понесенные бюджетным или автономным учреждением материальные и прочие расходы равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью и, соответственно, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности. В отношении таких расходов возможно распределение в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ (см. письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, письмо ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).

Напомним, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

До недавнего времени специалисты Минфина России формулировали совсем иное мнение по вопросу распределения затрат по видам деятельности. Ведомство полагало, что для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (см. письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/4305, письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31298, письмо Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/4/13345, письмо Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4). Однако уже в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051 специалисты финансового ведомства придерживаются совсем иной правовой позиции. Со ссылкой на Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. № 412-О они допускают, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Некоторые некоммерческие организации, в том числе государственные учреждения, и ранее принимали решение распределять затраты пропорционально доходам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, однако эту позицию зачастую приходилось отстаивать в суде (постановление АС Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. по делу № А42-7699/201, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № Ф01-5907/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. № Ф04-3336/11).

Пункт 1 ст. 272 НК РФ не содержит детального порядка распределения расходов по видам деятельности. Мы полагаем, что с целью уменьшения налоговых рисков его необходимо урегулировать в учетной политике для целей налогового учета, исходя из особенностей деятельности и финансового обеспечения учреждения, в том числе периодичности поступления субсидий из бюджета.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вместе с тем, эти нормы, по нашему мнению, не ограничивают возможность налогоплательщика при расчете доли расходов, которые могут быть признаны при налогообложении, определять пропорцию ежемесячно исходя из утвержденного учетной политикой внутреннего регламента по "закрытию" периодов. При проверке налоговых регистров перед составлением квартальной (годовой) налоговой отчетности в случае необходимости в расчет пропорции могут быть внесены соответствующие корректировки, которые могут как уменьшить, так и увеличить долю признаваемых расходов.

При расчете налоговой базы могут быть признаны только фактически понесенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы (отраженные в бухучете по КФО 2 (код финансового обеспечения, по которому соответствующие операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения) (п. 1 ст. 252, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суммы фактических понесенных расходов определяются по методу начисления (п. 1 ст. 271 НК РФ). Это правило относится к расходам:

  • признаваемым "прямым счетом";
  • признаваемым в части, относящейся к приносящей доход деятельности, исходя из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ.

Поэтому нет оснований сравнивать кассовые расходы по КФО 2 за налоговый (отчетный) период с суммой фактических понесенных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли за этот же период. Иными словами, для квалификации расходов в качестве "фактически понесенных" не имеет значения период осуществления соответствующих кассовых расходов по КФО 2 – достаточно факта отражения в бухгалтерском учете денежных обязательств по КФО 2 или факта передачи со склада для использования в приносящей доход деятельности учтенных по КФО 2 материальных запасов.

Работы, осуществляемые в рамках приносящей доход деятельности, выполнены подрядчиком и приняты учреждением по акту в июне, а оплата будет произведена только в следующем (третьем) квартале. При расчете налога на прибыль стоимость принятых работ может быть учтена в составе материальных (прочих) расходов в налоговой отчетности за полугодие.

Как минимизировать налоговые риски при распределении в налоговом учете расходов между видами деятельности?

В настоящее время специалисты финансового ведомства в письменном виде признают возможность распределения согласно п. 1 ст. 272 НК РФ только в отношении "общехозяйственных" расходов (письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660). Понятие "общехозяйственные расходы" в главе 25 НК РФ не определено. С учетом нормы п. 1 ст. 11 НК РФ организация госсектора может установить перечень общехозяйственных расходов (затрат, которые при расчете налога на прибыль не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности), основываясь на нормативных правовых актах, определяющих порядок и методику расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и содержание имущества.

В составе общехозяйственных расходов, которые учреждение будет распределять в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, могут быть такие, которые в явном виде согласно существующим в конкретном публично-правовом образовании нормативным правовым актам отдельно включаются в расчет нормативных затрат при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Желательно, чтобы решение о распределении таких расходов было подкреплено аргументацией, обосновывающей невозможность признания этих видов расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными (в сумме "не профинансированных" расходов) в порядке, упоминаемом в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, в письме Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, а также в письме ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@.

Например, в ходе мероприятий налогового контроля организация может предоставлять документы, подтверждающие, что учредителем расчет нормативных затрат в учреждение не направлялся либо детализация этого расчета и (или) Плана ФХД не позволяет организовать налоговый учет должным образом.

Признание расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными

При налогообложении прибыли не учитываются расходы, фактически понесенные за счет средств бюджетных субсидий (по КФО 4, 5, 6), то есть за счет средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Речь идет о расходах (затратах), отраженных (начисленных) в бухгалтерском учете по КФО 4, 5 и 6, кассовое исполнение которых согласно Плану ФХД также уже осуществлено (будет осуществлено) за счет средств бюджетных субсидий.

У органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, истребуется расчет нормативных затрат (с расшифровкой по отдельным позициям), применявшийся при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

На основании расчета нормативных затрат по каждой позиции (содержание недвижимого имущества, содержание особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и т. д.) и утвержденного Плана ФХД определяется сумма превышения фактических затрат (по всем КФО) над нормативными за отчетный (налоговый) период. Доля нормативных затрат, относящаяся к определенному отчетному (налоговому) периоду, может определяться, например, с учетом суммы субсидий, которая согласно соглашениям должна быть перечислена учреждению в отчетном (налоговом) периоде.

ВНИМАНИЕ!

В налоговом учете учреждения группировку расходов (ст. 253 НК РФ) следует максимально сблизить с расшифровкой нормативных затрат, полученной от учредителя, и сравнивать с соответствующими показателями по выплатам, отраженным в Плане ФХД. В противном случае налоговым органом могут быть выдвинуты претензии по поводу несопоставимости показателей, которые учреждение будет использовать при организации налогового учета.

Превышение фактических затрат над нормативными ("не профинансированные" расходы) на основании обоснованного расчета учитывается при налогообложении прибыли в сумме, не превышающей утвержденные в Плане ФХД объемы расходов по соответствующей позиции по КФО 2 на определенный отчетный (налоговый) период.

Как видим, для составления обоснованного расчета желательно, чтобы План ФХД был утвержден с поквартальной разбивкой.

Средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02-13-10/23799, письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 02-13-11/24924, письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 02-01-11/69294, письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030). Соответственно, возможны ситуации, когда по какому-либо направлению расходов учреждение согласно утвержденному Плану ФХД получит право израсходовать за счет бюджетных субсидий сумму, которая будет меньше размера нормативных затрат по этому направлению расходов. Полагаем, что подобные обстоятельства, во избежание разногласий с налоговыми органами целесообразно учитывать при составлении расчета "не профинансированных" расходов.

Бюджетное учреждение в налоговом периоде осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 20 000 руб. Имущество использовалось как в деятельности по выполнению госзадания, так и в приносящей доход деятельности. Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с госзаданием, при определении размера субсидии на выполнение задания расходы на ремонт особо ценного движимого имущества были учтены в сумме 170 000 руб. Планом ФХД в целях оплаты ремонта особо ценного движимого имущества по виду деятельности "4" предусмотрены расходы в сумме 165 000 руб.

В налоговом периоде (при соблюдении иных условий признания расходов) учреждение может признать расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 15 000 руб. (20 000 + 165 000 - 170 000).

Ольга Монако, эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/6641 от 09.02.2016

Для целей налогообложения прибыли организация самостоятельно устанавливает порядок ведения раздельного учета расходов, относящихся к различным видам деятельности. Минфин России рассмотрел ситуацию, когда налогоплательщик помимо работы в свободной экономической зоне, осуществляет иную деятельность. Однако приведенные разъяснения применимы и к иным случаям ведения раздельного учета.

Когда ведут раздельный учет

Ситуации, при которых организация ведет раздельный учет, установлены пунктом 2 статьи 274 Налогового кодекса РФ. Это случаи, когда:

1. Организация должна сформировать отдельные налоговые базы по операциям, налогообложение которых производится по ставкам, отличным от ставки 20 процентов. Ведь доходы, полученные от таких операций, могут быть уменьшены только на расходы, связанные с этими же операциями. Например, пониженные ставки налога применяются организациями по деятельности на территории свободной экономической зоны, при получении дивидендов и так далее (п. п. 2-5 ст. 284 НК РФ).

2. Финансовый результат от отдельных видов хозяйственных операций, которые учитываются в особом порядке, определяется отдельно. Например, это операции:

- связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);

- связанные с уступкой (переуступкой) права требования (ст. 279 НК РФ);

- по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (ст. 275.2 НК РФ);

- по договору доверительного управления имуществом (ст. 276 НК РФ);

- по договору простого товарищества (ст. 278 НК РФ);

- с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС) (п. 22 ст. 280 НК РФ).

При этом прибыль от осуществления таких операций признается в общеустановленном порядке, а для учета убытка используется особый порядок.

3. Применяются специальные налоговые режимы, а именно:

- при уплате ЕНВД;

- при применении патентной системы налогообложения;

- при применении системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

4. При получении целевого финансирования.

Расходы, не относящиеся к одному виду деятельности

Минфин России разъяснил: если налогоплательщик, применяющий метод начисления, осуществляет какие-либо расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется обособленный учет, их распределение осуществляется с учетом положений статьи 272 Налогового кодекса РФ. Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Пример. Определение долей общехозяйственных расходов.

От деятельности на территории свободной экономической зоны организация получила доход в сумме 20 000 000 руб. От деятельности вне этой экономической зоны получен доход в размере 5 000 000 руб. Затраты организации на содержание управленческого персонала (общехозяйственные расходы) составили 700 000 руб.

- в налоговую базу по деятельности на территории свободной экономической зоны – 560 000 руб. (700 000 руб. х (20 000 000 руб. / 25 000 000 руб.));

- в налоговую базу по иной деятельности – 140 000 руб. (700 000 руб. х (5 000 000 руб. / 25 000 000 руб.)).

Методика ведения раздельного учета

Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретной методики ведения раздельного учета. Поэтому раздельный учет ведется в любом порядке, позволяющем разграничить соответствующие доходы и расходы. Избранный порядок необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Как не допустить ошибок при расчете налога на прибыль, признавая расходы «прямыми» и «косвенными».

Наполнение бюджета любым способом

Перед налоговой стоит задача – пополнять бюджет. И за последние годы налоговики во многом преуспели. Информационный ресурс ФНС – по разрывам и несоответствиям — ловит «однодневки», бумажный НДС, нарисованные нереальные операции. Схемы с дроблением бизнеса раскрываются по дереву связей.

По большому счету, все эти приемы неумелой оптимизации лежат на поверхности и легко считываются алгоритмами ФНС.

И даже если вы не работаете с однодневками, исключили бумажный НДС и не дробите бизнес – это еще не значит, что вы «в шоколаде» и проверка вам не страшна. Конечно, вы большой молодец, если отказались от порочных схем.

Но казну надо наполнять. И налоговая будет искать для этого все новые способы. Используя углубленное погружение в нормы налогового права. И не только налогового. И за счет неоднозначностей правовых норм. И за счет ошибок.

Не исключено, что бухгалтерам, «клацающим по кнопке», придется изучать методологию расчета налогов, штудировать Налоговый кодекс и копать судебную практику.

Один из показательных вопросов, для решения которого придется вникнуть в методологию учета — распределение расходов на прямые и косвенные.

Анализ расходов: если не прямые — то косвенные

А вот и сигнал прилетел – письмо Минфина от 6 декабря 2018 года № 03-03-06/1/88527 «Об определении и учете прямых и косвенных расходов в целях налога на прибыль».

Основные тезисы этого письма.

  1. В целях налогообложения прибыли расходами признаются затраты 1) экономически оправданные 2)документально подтвержденные 3) направленные на получение дохода.
  2. По способу включения в налоговую базу по налогу на прибыль расходы бывают прямые и косвенные.
  3. Перечень прямых расходов, установленный пунктом 1 статья 318 Налогового кодекса, является открытым: определяется компанией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
  4. Все остальные расходы – за исключением внереализационных – косвенные.
  5. Косвенные расходы для целей налогообложения прибыли списываются когда возникли, в этом же отчетном периоде.
  6. Прямые расходы можно списать в том периоде, когда произошла реализация продукции (или товаров), в стоимости которых эти расходы учтены.

То есть компании, производящие продукцию, выполняющие работы или продающие товары – на конец отчетного периода часть прямых расходов должны учитывать как «незавершенку». Все, кто изучал бухгалтерский учет, это знают. Остальным, кто не очень в курсе – подскажет любой бухгалтер. Даже не главный.

Примерный состав прямых расходов определен Налоговым кодексом. Для производства – это статья 318 -расходы на сырье и материалы, амортизация и расходы на оплату труда. Для торговли – это статья 320 – стоимость приобретения товаров и транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения.

У компаний, оказывающих услуги, «незавершенки» не бывает, все расходы признаются в отчетном периоде.

Эта норма существует уже давно. В чем новость? Минфин еще раз напоминает, что перечень прямых расходов открыт. Перечень прямых расходов в статьях 318 для производства и 320 для торговли примерный и очень общий.

Конкретный перечень прямых расходов каждая компания должна закрепить в учетной политике. С учетом специфики своей деятельности, опираясь на технологический процесс и обосновывая экономически.

То есть расходы можно отнести к косвенным только тогда, когда нет реальной возможности отнести их к прямым.

Деление всех расходов компании на прямые и косвенные должно быть максимально обоснованным. Если в учетной политике это не прописывать, а привести ссылки на статьи 318 или 320 Налогового кодекса – вы сильно рискуете.

Помните первый тезис? Про экономическую оправданность расходов? А при наличии убытка – где она, экономическая обоснованность? Готовы к вопросам о происхождении убытка на налоговых комиссиях?

Цель налоговой для увеличения налоговой базы -максимально «запихнуть» расходы в прямые. Часть косвенных расходов переедут в «незавершенку». Тем самым уменьшая ваш убыток. Или даже исключая его.

Уверены, что расходы делить не надо?

Вопрос разделения затрат на прямые и косвенные затронут и в деле, по которому вынесено определение Верховного суда от 21 декабря 2018 г. № 302-КГ18-21175.

Налоговая при проверке уменьшила убыток и доначислила налог на прибыль по причине отсутствия деления расходов на прямые и косвенные. Но в этом деле была еще одна проблема — переквалификация характера деятельности компании.

Суть спора: Компания, выполняющая сейсморазведочные работы, расценила свою деятельность как оказание услуг. И все расходы – для целей налогообложения прибыли признавала сразу – в том периоде, когда они возникли.

Налоговая настаивала на переквалификации характера деятельности компании (из «услуги» в «работу») с выделением прямых и косвенных расходов.

Суд согласился с доводами налоговой:

Налоговое законодательство не содержит точного перечня видов деятельности, которые относятся к работам и которые относятся к услугам. Определяющим является достижение результата в материальном выражении.

Из спорных договоров на проведение сейсморазведочных работ и актов приема-передачи было ясно, что исполнитель передавал заказчику результат сейсморазведочных работ, представляющий собой сейсмограммы, 3D схемы и отчеты на бумажных и электронных носителях.

Суды признали — результат сейсморазведочных работ имеет материальное выражение, поскольку передается заказчику в бумажном и электронном виде. Цель заключения договоров — получение заказчиком результата, выраженного в передаче соответствующей документации.

Поэтому спорная деятельность признана в качестве работы. Это – не услуга. И признание в целях налогообложения прибыли расходов в полном объеме — без учета «незавершенки» – неправомерно.

Из определения Верховного суда и рассмотренных им решений показательно: суды поддерживают подход налоговиков к распределению затрат на прямые и косвенные. И подтверждают переквалификацию характера деятельности компании из «услуги» в «работу».

Резюмируем. И советы:

  1. Пересмотрите свои расходы на предмет «прямых» и «косвенных». Закрепите эти перечни в учетной политике. Ссылок на статьи 318 и 320 Налогового кодекса недостаточно.
  2. Составьте обоснование с учетом специфики производственного процесса и технологических особенностей. Лучше с привлечением «узких» экспертов, оспорить мнение которых затруднительно. Докажите, что вопрос распределения расходов – для вас не новость, все продумано, и с учетом и распределением затрат – все ок!
  3. Проведите экспертизу своих договоров по видам деятельности своей компании – правильно вы определяете характер деятельности компании как услуги? Какой результат исполнения договора вы передаете заказчику? Должны вы оставлять «незавершенку» на конец отчетного периода? Еще раз проштудируйте Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2018 N Ф02-3834/2018 по делу N А19-17641/2017, которое поддержал Верховный суд.

Предмет договора — «оказание информационных услуг» — широкая, и зачастую, абстрактная формулировка. Обратите внимание — как оформляется результат исполнения договора? Сейсморазведочная компания тоже считала свои работы – информационными услугами. Но налоговая и суд решили иначе: результаты работ — схемы, проекты, планировки, проекты, согласования – имеют материальное выражение. И это не услуги.

Не рискуйте. Не игнорируйте деление расходов на прямые и косвенные.

Учитесь на чужих ошибках и будьте осторожны.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Чиновники разъяснили, как рассчитать налоги, если у организации появилось еще одно направление в бизнесе. Ведь, как правило, в новой деятельности принимают участие те же специалисты, что и в основной. Кроме того, надо распределять общехозяйственные расходы. Мы проанализировали ситуацию.

Нужно разделять показатели

Как определить численность

ЕНВД по разным видам деятельности

Пример 1. Организация, уплачивающая единый налог по розничной торговле, приступила к еще одной деятельности, по которой также применяется спецрежим. Численность компании составляет 20 чел., в том числе: управленцы – 4 чел.; занятые в торговле – 10 чел.; привлеченные для работы в другом направлении в соответствии с новыми трудовыми договорами – 6 чел. Получается, что численность фирмы без учета аппарата управления составляет 16 чел. (10 + 6), соответственно, количество сотрудников административного персонала, приходящееся на одного работающего, – 0,25 (4 : 16). Применяя в соответствии с учетной политикой это значение в качестве коэффициента распределения, получаем дополнительно 1,5 чел. (0,25 х 6 чел.). Таким образом, величина физического показателя по новому направлению деятельности составит 7,5 чел. (6 + 1,5). Это значение включается в расчет единого налога с округлением до целых единиц. Причем величины менее 0,5 отбрасываются, а 0,5 и более округляются до целой единицы (письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/111). В рассматриваемом случае показатель равен 8.

Совмещение режимов

Пример 2. Компания, занимающаяся оптовой торговлей, приступила к новому виду деятельности, по которому уплачивается ЕНВД. Численность компании составляет 40 чел., в том числе: управленцы – 8 чел.; занятые в торговле – 22 чел. Оставшиеся 10 чел. приступили к выполнению работ по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомобилей. Для этого были изданы соответствующие должностные инструкции и заключены новые трудовые договоры. При таких условиях компания может документально подтвердить распределение людей по видам деятельности, поэтому при расчете единого налога не будет учитывать численность сотрудников, занятых в торговле. В итоге с учетом управленцев физический показатель, применяемый при расчете единого налога, равен 18 чел. (10 + 8).

Каковы особенности распределения

Внереализационные доходы

Расчетный период

Разнести расходы

Пример 3. С июля текущего года организация, торгующая оптом, приступила к новой деятельности – розничным продажам. По ним уплачивается единый налог на вмененный доход. Следуя рекомендациям Минфина России (письмо от 2 июля 2013 г. № 03-11-06/3/25138), суммирование общехозяйственных расходов, получаемых в рамках основной системы налогообложения, как и их распределение, требуется выполнять с того месяца, в котором началось совмещение режимов. Напомним, что на спецрежиме доходы в этом случае вычисляются в общем порядке, то есть с применением кассового метода (письмо Минфина России от 17 ноябВ­ря 2008 г. № 03-11-02/130).

В июле выручка от оптовых продаж составила 2 000 000 руб., а от розничных – 600 000 руб.

Получаем общий доход в размере 2 600 000 руб. (2 000 000 + 600 000).

Сумма общехозяйственных расходов за отчетный период составляет 800 000 руб. При этих условиях на один рубль общей выручки приходится 77 коп. (2 000 000 руб. / 2 600 000 руб.) дохода от оптовой торговли и 23 коп. (600 000 руб. : 2 600 000 руб.) от розничной. Получается, что коэффициенты равны соответственно 0,77 и 0,23. Поэтому сумма общехозяйственных расходов, распределяемая на деятельность, по которой уплачивается единый налог, составит 184 000 руб. (0,23 х 800 000 руб.).

Таким образом, по оптовой торговле этот показатель будет равен 616 000 руб. (0,77 х 800 000 руб.).

Важно запомнить

Общехозяйственные расходы распределяются пропорционально долям выручки в общем объеме всех доходов начиная с того периода, в котором произошло совмещение двух налоговых режимов.

Читайте также: