Налог на прибыль организаций в российской федерации актуальные проблемы и пути совершенствования

Опубликовано: 16.05.2024

Материалы журнала «Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров)» доступны в личном кабинете члена ИПБ России.

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Российская Федерация, Чебоксары

Chuvashskiy gosudarstvennyy universitet im. I. N. Ul’yanova (Chuvash State University), Russian Federation, Cheboksary

Николай Зотикович Зотиков

Nikolai Z. Zotikov

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности

PhD in Economics, Associate Professor at the Finance, Credit and Economic Security Department

428018, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 91, кв. 47.
Тел. +7 (902) 327-21-12.

Ap. 47, 91 K. Ivanova st., Cheboksary, Chuvash Republic 428018, Russian Federation.
Phone +7 (902) 327-21-12.

Аннотация. Прибыль является обобщающим показателем, характеризует эффективность ведения производственно-хозяйственной деятельности, является важнейшим источником ведения расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений значение прибыли возрастает. С момента введения главы 25 НК РФ налог на прибыль исчисляется на основе данных налогового учета, что усложнило налоговое администрирование. Налог на прибыль организаций является федеральным налогом, по способу взимания относится к прямым, уплачивается за счет чистой прибыли. По сравнению с другими налогами, механизм исчисления налога на прибыль содержит множество законных методов оптимизации налогообложения: создание резерва сомнительных долгов, резерва на ремонт основных средств, применение нелинейного метода начисления амортизации, возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за счет переноса убытков на будущее и т.п. В статье проанализирован существующий механизм исчисления налога на прибыль. Автором на конкретных официальных данных приведена роль налога на прибыль организаций в формировании доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за период с 2003 по 2018 г. С учетом зарубежного опыта налогообложения доходов юридических лиц предложены направления совершенствования механизма исчисления налога на прибыль в части стимулирования инвестиций в основной капитал, пересмотра нормативов зачисления в бюджеты различных уровней, в том числе местные бюджеты.

Abstract. Profit is an encompassing indicator that characterizes efficiency of the production and economic activities and is the most important source for directing extended reproduction. Under market relations the value of profit increases. Since the introduction of Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation, income tax has been calculated based on the tax accounting data, which has complicated tax administration. Corporate income tax is a federal tax, classifies as a direct tax according to the method of collection and is paid at the expense of net profit. Compared to other taxes the mechanism for income tax calculation contains many legitimate methods of tax optimization: creation of doubtful debts reserve, a reserve for capital assets repair, application of declining method of depreciation, possibility to reduce the taxable profit by carrying forward losses and etc. This paper analyses the existing mechanism for income tax calculation. The author shows the role of corporate income tax in income generation of the federal budget and budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the period from 2003 to 2018 based on the particular official data. Taking into account foreign experience of corporate income taxation, directions for improving the mechanism for income tax calculation in part of the investment promotion into capital assets and revision of remittance standards to the budgets of various levels, including local budgets, are proposed.

Ключевые слова: ставка налога; доходы бюджета; дефицит; безвозмездные поступления; инвестиции; ускоренная амортизация; расходы на НИОКР; прогрессивное налогообложение; межбюджетные отношения.

Keywords: tax rate; fiscal revenues; deficit; gratuitous receipts; investments; accelerated depreciation; R&D expenses; progressive taxation; intergovernmental fiscal relations.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации в РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налога на прибыль, дать основные определения;
2. Эволюция налогообложения прибыли;
3. Проанализировать актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Эволюция налогообложения прибыли……………………………………….4
1.1.Исторические аспекты………………………………………………………4
1.2.Становление налога на прибыль в РФ……………………………………. 6
2.Налог на прибыль организаций………………………………………………10
2.1.Элементы налогообложения………………………………………………..10
2.2.Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли…………………………………………………….14
3.Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций……………………………………………………………………..17
3.1.Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы………………………………………………………………………….17
3.2.Способы минимизации платежей по налогу на прибыль………………..23
3.3.Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат налоги Word.docx

1.Эволюция налогообложения прибыли………………… …………………….4

1.2.Становление налога на прибыль в РФ…………………… ………………. 6

2.Налог на прибыль организаций…………………… …………………………10

2.1.Элементы налогообложения……………………………………… ………..10

2.2.Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли…………………………………………………….14

3.Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций… …………………………………………………………………..17

3.1.Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы……………………………………… ………………………………….17

3.2.Способы минимизации платежей по налогу на прибыль………………..23

3.3.Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций…………………………… ……………………………………….30

Список использованной литературы

В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц, либо налога с корпораций.

В налоговой системе РФ налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. И по характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджета Российской Федерации.

Применение налогов является одним из методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации в РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования.

Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы налога на прибыль, дать основные определения;

2. Эволюция налогообложения прибыли;

3. Проанализировать актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций.

Предмет исследования – налог на прибыль.

Объектом налогообложения по налогу признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов

1.Эволюция налогообложения прибыли

1.1.Исторические аспекты

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально- государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

2. Второй период. В конце XVII - начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

Развитие налогообложения в России

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались "дань". В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 г.г.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672-1725 г.г.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды.

В период правления Екатерины II (1729-1796 г.г.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. . Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.
После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы .

1.2.Становление налога на прибыль в РФ

Налог на прибыль рассчитывается и перечисляется в бюджет в соответствии с главой 25 НК РФ. Налог на прибыль относится к федеральным налогам. Согласно пункту 1 статьи 246 налог на прибыль уплачивают:

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

В соответствии со статьей 247 НК РФ налоги на прибыль имеют следующий объект налогообложения: прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются по правилам главы 25 НК РФ.

Налоги на прибыль рассчитываются нарастающим итогом в течение календарного года, то есть налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Отчетными периодами налог прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Размер налога на прибыль определяется путем умножения налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ, на ставки налога на прибыль, предусмотренные статьей 284 НК РФ.

Влияние налогов на формирование чистой прибыли организации можно увидеть из следующей формулы:

Чп = Пдн + ОНА - ОНО - ТНП,

где ЧП -- чистая прибыль (убыток);

Пдн -- прибыль до налогооблажения (убыток до налогообложения);

ОНА -- отложенные налоговые активы;

ОНО -- отложенные налоговые обязательства;

ТНП -- текущий налог на прибыль.

Учет налога на прибыль осуществляется в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

С 1 января 2009 года вступили в действия изменения в налоге на прибыль, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральными законами от 26.11.2008 № 224-ФЗ и от 30.12.2008 № 305-ФЗ. В частности законодатели осуществили снижение налога на прибыль. Снижение налога на прибыль произошло из-за уменьшения размера налоговой ставки. Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ теперь налоговая ставка установлена в размере 20%, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2 - 5 статьи 284 НК РФ. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере:

2% зачисляется в федеральный бюджет;

18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Обратите внимание, налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Однако указанная ставка налога на прибыль не может быть ниже 13,5%.

Оптимизация налога на прибыль

Многие судебные налоговые споры по налогу на прибыль возникают, когда налоговые органы обнаруживают, что в организации происходит оптимизация налога на прибыль. Поэтому чтобы не допустить налоговые споры по налогу на прибыль, минимизация налога на прибыль должна быть строго в соответствии с Налоговым кодексом.

Оптимизация налога на прибыль может выражаться в использовании льгот, предусмотренных законодательствам. Некоторым организациям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, предоставлены льготы по налогу на прибыль. Например, льготы по налогу на прибыль полагаются организациям, применяющим УСН. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ «упрощенцы» освобождены от уплаты налога на прибыль, за исключение налога на прибыль, перечисляемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам из пунктов 3 и 4 статьи 284 НК РФ.

Льготы по налогу на прибыль также предусмотрены для организаций, являющихся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 246 НК РФ они не признаются налогоплательщиками налога на прибыль в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

1 Кунина Е.А. Студент 3 курс, «Экономический факультет» Орловский ГАУ Россия, г. Орел АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема исследования является весьма актуальной в современное время. Налоговая система является важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения. Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. По мнению Ноздруновой Н.Г., основными направлениями государственного регулирования в России являются таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование [4]. Налог на прибыль организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог, его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. Данный налог занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает прибыль, что по определению является целью предпринимательской деятельности, поэтому к этому налогу нужно относиться как к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждый нюанс в налоговом изъятии прибыли должен быть просчитан и оправдан. Согласно ст. 284 НК РФ в 2016 году, налоговая ставка по налогу на прибыль обладает значением в 20 %, кроме некоторых исключений. 2 %

2 от суммы начисленного налога на прибыль организаций идет в Федеральный бюджет, а 18% перечисляется в местные бюджеты РФ. Налог на прибыль организаций, являясь частью налоговой системы государства, принимает те или иные особенности налогообложения доходов хозяйствующих субъектов, направленные на выполнение основных функций налогов. Функции налогов являются производными от функций государства по регулированию экономики. Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налога реализуется значительно в меньшей степени в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП [5]. В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов [1]. По мнению Гамиловой Н.Г., при этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Правила признания актива основным средством в целях налогообложения прибыли отличается от правил их признания в бухгалтерском учете [3].

3 Одной из основных целей, стоящих перед должностными лицами, ответственными за организацию налогового учета, является точное определение категорий имущества, используемого при непосредственном производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, а также персонала, заработная плата которого подлежит включению в прямые расходы организации. Если при этом будет допущена ошибка, неминуем пересчет налоговой базы и задолженности перед бюджетом. Занижение базы может иметь место в том случае, когда расходы, которые должны относиться к прямым, будут включаться в состав косвенных и списываться на уменьшение налоговой базы вне зависимости от объемов реализации готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг и от объемов незавершенного производства [2]. Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном или налоговом периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства. В настоящее время существует множество мнений по выбору формы ведения налогового учета. Можно выделить несколько направлений: 1. Система налогового учета, рекомендуемая Федеральной налоговой службой России, базируется на построении массива регистров промежуточных расчетов. Эти регистры предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрены соответствующие отдельные строки в декларации [6]. 2. Организация налогового учета по принципу «приход-расход» с ведением книги доходов и расходов. Этот способ оптимален для

4 небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Однако в организациях с исследуемой спецификой в подавляющем большинстве случаев использование этой системы не представляется возможным, так как они, как правило, не относятся к той группе налогоплательщиков, которым разрешено применение кассового метода учета доходов и расходов. 3. При построении системы налогового учета использовать принцип двойной записи с использованием «налогового плана счетов» и разработкой «налоговых» проводок. Этот способ представляет собой автономный вариант ведения налогового учета, он очень трудоемок, так как в этом случае налоговый учет полностью отделяется от традиционного бухгалтерского [7]. 4. Четвертый путь адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от г., пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном Плане счетов и бухгалтерский и налоговый учет. 5. Компромиссный вариант. Он заключается в использовании для налогового учета дополнительно вводимых забалансовых «налоговых» счетов к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета [8]. Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию

5 налога на прибыль организаций позволят усилить регулирующее влияние налога на прибыль на экономику и эффективно перераспределить налоговую нагрузку между организациями. Список литературы: 1. Гамидова, Н.Г. Особенности учета биологических активов в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» / Н.Г. Гамидова // Экономика и социум (18). С Гамидова, Н.Г. Cost-volume-profit-анализ в системе управления/н.г. Гамидова//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования (9). С Гамидова, Н.Г. Налоговый учет основных средств/н.г. Гамидова//Новое слово в науке: перспективы развития (6). С Ноздрунова, Н.Г. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала АПК в России и развитых странах/н.г. Ноздрунова//Аграрная наука С Ноздрунова, Н.Г. Разработка новых подходов по управлению процессом модернизации основного капитала в региональном АПК/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная Россия С Попова, Л.В., Ноздрунова, Н.Г. Понятие и исторические аспекты развития статистического учета / Л.В. Попова, Н.Г. Ноздрунова // Экономические и гуманитарные науки С Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Кластерный анализ в управлении воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве / Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова //Аудит и финансовый анализ С

6 8. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Модель реализации организационно-экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве/л.и. Проняева, Н.Г. Ноздрунова//Научный результат. Серия: Экономические исследования Т.1.- 1(3). С

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты.

Оглавление

1.Эволюция налогообложения прибыли………………………..……………….3
1.1.Исторические аспекты………………………………………………..……3
1.2.Становление налога на прибыль в РФ…………………………………. 5
2.Налог на прибыль организаций………………………………………………. 8
2.1.Элементы налогообложения…………………………………………….…8
2.2.Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли……………………………………………………..12
3.Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций……………………………………………………………………. 15
3.1.Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы…………………………………………………………………………. 15
3.2.Способы минимизации платежей по налогу на прибыль…………..…..17
3.3.Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

Диме контр.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово- экономический университет»

Кафедра финансы и кредит.

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

по теме: «Налог на прибыль организаций в РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования»

студент гр. Фз-209

Содержание

1.Эволюция налогообложения прибыли………………… ……..……………….3

1.2.Становление налога на прибыль в РФ…………………… ……………. 5

2.Налог на прибыль организаций…………………… …………………………. 8

2.1.Элементы налогообложения……………………………………… …….…8

2.2.Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли…………………………………………………….. 12

3.Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций… …………………………………………………………………. 15

3.1.Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы……………………………………… …………………………………. 15

3.2.Способы минимизации платежей по налогу на прибыль…………..…..17

3.3.Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций…………………………… …………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………. 21

1.Эволюция налогообложения прибыли.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Один из, которых Ф. Аквинский (1226-1274) определял налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII- VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

В IV-III в.в. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения.

Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, систематический прямой налог. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.

Несколько упорядочена была финансовая система в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. «Счетный приказ», деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680 г. 53,3% государственных доходов получено за счет косвенных налогов).

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги.

В 1770-х г. создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения.

На протяжении XIX в. лавным источником доходов оставались государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главные - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа (20-e годы XX века). Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций.

В течении 1922-1926г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

1.2.Становление налога на прибыль в РФ.

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ – документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание работы

Введение3
1.Эволюция налогообложения прибыли.4
1.1Исторические аспекты.4
1.2Становление налога на прибыль в РФ.5
2.Налог на прибыль организаций8
2.1Элементы налогообложения.8
2.2Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.12
3.Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций19
3.1Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы.19
3.2Способы минимизации платежей по налогу на прибыль.21
Заключение22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине " Доходы бюджета "

Тема 3. Налогообложение прибыли организаций: проблемы и пути их решения.

г. Екатеринбург. 2013

1.Эволюция налогообложения прибыли.

1.2Становление налога на прибыль в РФ.

2.Налог на прибыль организаций

2.2Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.

3.Актуальные проблемы и пути совершенствова ния налога на прибыль организаций

3.1Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы.

3.2Способы минимизации платежей по налогу на прибыль.

Список использованной литературы

Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы и развитием контрольных механизмов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Поэтому эффективный налоговый контроль является залогом добросовестного исполнения налоговых обязанностей.

Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля над его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления.

  1. Эволюция налогообложения прибыли.

    1. Исторические аспекты.

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Налог на прибыль организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г.

Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.

Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

1. с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

2. с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.

1.2.Становление налога на прибыль в РФ.

Прибыль организаций, учреждений в настоящее время играет огромную роль. Она является одним из обобщающих оценочных показателей их деятельности и выполняет следующие важнейшие функции:

1)характеризует конечные финансовые результаты деятельности организации, размер его денежных накоплений;

2)является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации, и та часть прибыли, которая изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов.

С середины 80-х годов эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования объективно вызвала возрождение отечествен ного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьёзная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был принят Закон СССР « О налогах с предприятий, объединений и организаций»- первый унифицированный нормативный акт, регулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между президентом СССР М.С. Горбачёвым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения- Верховный Совет РСФСР принимает Закон « О порядке применения Закона СССР « О налогах с предприятий, объединений и организаций» , согласно которому для предприятий, находящихся под российской , а не союзной , юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направления всех налоговых потоков в российский , а не в союзный , бюджет.

Переход социалистической экономики в рыночную экономику и происходящие в связи с этим экономические преобразования, а также ломка политических отношений и становление демократической системы диктуют в России необходимость налоговой реформы.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

27 декабря 1991 года вышел в свет Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов ( прибыли ) , регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся . В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

Читайте также: