Налог на прибыль макулатура

Опубликовано: 20.09.2024

Федеральный закон Правительства РФ №179-ФЗ от 03.07.2018

С 2019 года физические лица освобождаются от уплаты НДФЛ при получении доходов от сдачи макулатуры.

Макулатура: что это?

Макулатура – это отходы потребления, переработки и производства разнообразных видов бумаги и картона. Они пригодны для повторного использования в качестве вторичного сырья.

Макулатура по качеству классифицируется на группы А, В, С.

Основной и самой востребованной во всех приемных пунктах и на заводах переработки, является категория А, так как она содержит самые высококачественные и чистые марки целлюлозной продукции, к ней относятся:

  • МС-1А – это белая бумага, предназначенная для печати имеющая наивысшее качество и не загрязнённая чернилами или какими-либо другими веществами;
  • МС-2А – отходы производства первосортной целлюлозной продукции, получаемые в результате производственной нарезки, возможно, в виде обрезков и имеющие различные оттенки цветовой гаммы;
  • МС-3А – остатки производства или обрезки небелёной и сульфатной бумаги;
  • МС-4А – упаковочные мешки, возможно, использованные имеющие бумагу в основе своего материала и не загрязнённые водостойкими веществами.

Марки макулатуры второй по значимости категории Б (среднее качество), содержат в себе следующие наименования бумажной продукции:

  • МС-5Б – гофрированный картон, а также его отходы применяемый на производственных предприятиях;
  • МС-6Б – использованный картон, имеющий нанесённый рисунок или печать;
  • МС-7Б – это полиграфические изделия, а также брошюры, блокноты, листовки, квитанции, тетради и т. д. Все они должны быть изготовлены из белой бумаги, но не содержать твёрдого переплёта.

Виды макулатуры третьей, наиболее распространённой группы принадлежат категории В, в которую входит целлюлозно-бумажная продукция низшего качества.

  • МС-8В – бывшие в употребление газеты и прочая продукция с подобного материала;
  • МС-9В – производственные шпули, гильзы и втулки, имеющие в основе своего состава бумагу;
  • МС-10В – однородная бумажная масса, литье и прочие детали подобной технологии изготовления;
  • МС-11В – отходы производственного картона пропитанного не промокающим материалом или покрыты сторонними веществами, имеющими в своей основе элементы химического происхождения;
  • МС-12В – картон ненатурального цвета, чёрного или коричневого оттенков, с копировальным слоем;
  • МС-13В – разновидность отходного картона или цветной бумаги.

Сортировка макулатуры производится в пунктах сбора вторичного сырья и на конвейерных лентах перерабатывающих комбинатов, для разделения на сорта. В дальнейшем каждый из них служит материалом для новой продукции.

Доход от сдачи макулатуры

Сдать макулатуру можно в пунктах приема специализированных организаций. На сегодняшний день, получаемые гражданами деньги за реализацию макулатуры признаются доходами, поэтому с них нужно уплатить НДФЛ по ставке 13%.

Исчислить и уплатить налог физические лица должны самостоятельно исходя из суммы полученного дохода. При этом есть право воспользоваться налоговым имущественным вычетом в размере до 250 тысяч рублей при продаже «иного имущества» (ст. 220 НК РФ).

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 179-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс, а именно в статью 217, пополнив список необлагаемых НДФЛ доходов.

Так, согласно поправкам с 01.01.2019 года денежные суммы, полученные гражданами от сдачи макулатуры, не будут облагаться НДФЛ.

На практике фактических поступлений в бюджет от взимания НДФЛ с реализации макулатуры нет. Получается, физические лица не декларируют данные доходы от сдачи макулатуры.

Чиновники считают, что принятый закон позволит существенно повысить собираемость макулатуры, физическими лицами. Закон имеет большую значимость для вопросов, касающихся решения проблем экологии. Реализуя «бумажные отходы» в пункты приема, гражданин спасает леса и препятствует экологическим бедствиям.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Автор: Богословская О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами в последнее время стоят довольно остро. В этой связи актуально рассмотреть особенности принятия к учету и реализации некоторых видов отходов (например, металлолома и макулатуры). В консультации речь идет о том, как оприходовать полученные активы, отразить в учете учреждения реализацию и доходы от данной операции.

Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры и металлолома?

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Обратите внимание. Без согласия собственника учреждения не могут самостоятельно распоряжаться:

  • казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;

  • бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.

Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.

Как определяется цена металлолома и макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?

Принятие к учету металлолома и макулатуры отражается в учете в зависимости от типа учреждения следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пункт инструкции

Казенное учреждение

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

Пункт 23 Инструкции № 162н*

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

Бюджетное и автономное учреждения

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

Пункт 34 инструкций № 174н и 183н

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Как отражаются в учете реализация металлолома и макулатуры и поступление доходов?

При реализации металлолома и макулатуры их стоимость списывается с учета.

Обратите внимание, что средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

В учете казенного учреждения операции по списанию металлолома и макулатуры и поступлению доходов отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Казенное учреждение является администратором дохода бюджета

Поступление денежных средств в доход бюджета

Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету поступления платежей в бюджет

Отражение задолженности по перечислению в бюджет денежных средств

Поступление в доход бюджета денежных средств

* Начисление доходов от реализации металлолома отражается в учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (Порядок № 209н).

** О том, что начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов, и т. п.) подлежит отражению на счете 20574000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами», сказано в Письме Минфина РФ от 16.07.2019 № 02-07-10/52723.

В учете бюджетного и автономного учреждений аналогичные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

2 105 36 446
2 105 26 446

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Поступление денежных средств от реализации в кассу учреждения

2 201 34 510
Забалансовый счет 17

Поступление денежных средств от реализации на лицевой счет учреждения

2 201 11 510
Забалансовый счет 17

Бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в их собственное распоряжение.

Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации металлолома и макулатуры?

Стоимость оприходованного металлолома и макулатуры является внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, уменьшается на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385.

Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.

Обратите внимание: макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Какие нужно уплатить налоги юридическому лицу при сдаче макулатуры и металлолома?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Работник (как физическое лицо) сдает макулатуру, металлолом.

Должен ли он уплачивать налоги? Какие нужно уплатить налоги юридическому лицу при сдаче макулатуры и металлолома?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доходы, получаемые физическими лицами от реализации макулатуры, образующейся у них в быту и принадлежащей им на праве собственности, не облагаются НДФЛ.

Доходы от сдачи металлома, находившегося в собственности физического лица менее трех лет или используемого им в предпринимательской деятельности, подлежат обложению НДФЛ. Данный доход можно уменьшить либо на вычет в размере 250 000 рублей, либо на сумму расходов, связанных с покупкой этого имущества (в этом случае должны иметься соответствующие документы, подтверждающие эти расходы). Если сдаваемый физическим лицом лом черных или цветных металлов находился в его собственности более трех лет и не использовался в предпринимательской деятельности, обязанности по уплате НДФЛ не возникает.

У юридических лиц выручка от реализации макулатуры и металлолома подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль (или налогом, уплачиваемым в рамках УСН или ЕСХН). При этом доход, полученный от реализации этого имущества, организация вправе уменьшить на его стоимость.

Обоснование вывода:

Физические лица признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (ст. 207 НК РФ).

Объектом налогообложения НДФЛ признается любой доход, полученный налогоплательщиком от осуществления им деятельности в РФ, в том числе доход от реализации принадлежащего физическому лицу на праве собственности имущества (пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ, ст. 209 НК РФ, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ). Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся, в частности, вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество.

Таким образом, объектом обложения НДФЛ признается реализация любых вещей, в том числе макулатуры и лома черных и цветных металлов.

Вместе с тем в ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

На основании п. 17.3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности.

Таким образом, если физическое лицо сдает макулатуру, образовавшуюся у него в быту, то обязанности по уплате НДФЛ у него не возникает. Отметим также, что для применения права на рассматриваемое освобождение никаких количественных ограничений НК РФ не установлено.

Что касается металлолома, то доходы от его реализации в ст. 217 НК РФ не поименованы. Однако на основании пп. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы от продажи имущества (за исключением недвижимого), находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Поэтому, если сдаваемый физическим лицом лом черных или цветных металлов находился в его собственности более трех лет, обязанности по уплате НДФЛ не возникает. При этом для освобождения от обложения НДФЛ дохода, полученного от продажи личного имущества (металлолома), у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности три года и более. Представители финансового ведомства разъясняют, что основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте по форме согласно приложению N 1 (пункт 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369) (письма Минфина России от 26.07.2013 N 03-04-05/29805, от 27.06.2013 N 03-04-05/24432). В отношении документов, подтверждающих срок владения ломом, в письме Минфина России от 06.10.2011 N 03-04-05/3-710 были даны такие разъяснения. Для освобождения от обложения НДФЛ дохода, полученного от продажи имущества, у налогоплательщика должны иметься документы, подтверждающие, что имущество находилось в его собственности три года и более. Документами, подтверждающими нахождение имущества в собственности налогоплательщика, могут, в частности, являться платежные документы на оплату приобретенного имущества, сдаваемого в дальнейшем в металлолом (чеки, квитанции, платежные поручения и т.п.). Акт осмотра, составленный самим налогоплательщиком, не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего срок владения имуществом. Смотрите также письмо Минфина России от 16.02.2011 N 03-04-05/7-92.

Отметим также, что представители финансового ведомства понимают, что при реализации вторичных материалов сложно документально подтвердить период владения таким имуществом. Например, в письмах Минфина России от 21.07.2015 N 03-04-06/41772, от 02.07.2015 N 03-04-06/38279 высказано мнение, что целесообразно проработать вопрос налогового администрирования, а также особого порядка определения налоговой базы от продажи лома и вторсырья. Однако в настоящее время такой порядок не разработан и доход от реализации лома определяется в вышеназванном порядке.

Кроме того, необходимо учитывать, что положения пп. 17.1 ст. 217 НК РФ не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. То есть если сданный металлолом каким-то образом использовался физическим лицом в предпринимательской деятельности, доход от его реализации будет облагаться НДФЛ вне зависимости от срока нахождения лома в собственности.

Таким образом, обложению НДФЛ подлежат доходы от сдачи металлома, находившегося в собственности физического лица менее трех лет или используемого им в предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 08.06.2017 N 03-04-06/35851). Эти доходы облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).

На основании пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.

Данный вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи имущества (кроме недвижимого и ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей (пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ). При этом в силу пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Иными словами, доход от сдачи металлолома можно уменьшить либо на 250 000 рублей, либо на сумму расходов, связанных с покупкой этого имущества (в этом случае должны иметься соответствующие документы, подтверждающие эти расходы).

Необходимо отметить, что налоговый вычет в размере 250 000 руб. представляется не на каждый случай реализации имущества, а в целом на весь налоговый период (календарный год). Это следует учитывать, если до окончания налогового периода физическое лицо будет реализовывать какое-либо имущество (кроме недвижимости), которым владеет менее трех лет.

Обращаем внимание, что с дохода от продажи имущества (за исключением доходов, освобождаемых от уплаты НДФЛ на основании ст. 217 НК РФ) физические лица исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Кроме того, на них возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета соответствующей налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ) (п. 3 ст. 228 НК РФ). Срок подачи данной декларации установлен как 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2019 N 03-04-05/55523.

Акцентируем внимание, что право на уменьшение НДФЛ на вычет (250 0000 рублей) или расходы, связанные с покупкой, можно реализовать только в том случае, если в инспекцию подана соответствующая декларация. Если декларация своевременно представлена не будет, налоговые органы исчислят НДФЛ к уплате без учета вычета или расходов.

Если доходы не облагаются НДФЛ на основании ст. 217 НК РФ, обязанности по исчислению НДФЛ, как было сказано, не возникает, соответственно, не возникает и обязанности по представлению декларации (если не было никаких других доходов, подлежащих декларированию). Дополнительно смотрите письма Минфина России от 21.09.2018 N 03-04-05/67661, от 30.05.2018 N 03-04-05/36698, от 08.05.2018 N 03-04-05/31010.

Юридические лица (организации) полученные доходы облагают налогом на прибыль*(2) (ст. 247 НК РФ).

Выручка от реализации макулатуры и металлолома подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в общеустановленном порядке, который предусмотрен гл. 25 НК РФ (письмо Минфина России от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798).

При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, организация вправе уменьшить на стоимость реализованного металлолома и макулатуры, определенную в порядке, установленном абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/621, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/275).

Каких либо льгот, позволяющих не облагать налогом на прибыль доходы от реализации лома или макулатуры, в настоящее время НК РФ не предусмотрено.

Отметим, что операции по реализации налогоплательщиками на территории РФ макулатуры лома и отходов черных и цветных металлов подлежат обложению НДС. Однако НДС с таких операций должен уплачивать не продавец, а покупатель.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

В результате хозяйственной деятельности учреждений после использования различных видов основных средств и материальных запасов, когда они приходят в негодность, в распоряжении учреждения остаются различные отходы: металлолом, макулатура и стеклотара. От сдачи этих отходов у учреждения возникает доход. О порядке отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и реализации металлолома, макулатуры и стеклотары читайте в данной статье.

Появлению таких видов материальных активов, как металлолом, макулатура, стеклотара, обычно предшествует процедура списания имущества государственного (муниципального) учреждения с учета в случае принятия такого решения постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов по причине полной или частичной ликвидации объектов основных средств.

Списание имущества

У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений. В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества. Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. «д» и «е»п. 4 Положения № 834).

Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп. «з» и пп. «и» п. 4 Положения № 834).

Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:

  • недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №834);
  • ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №834);
  • иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. «ж» п. 4 Положения №834).
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения №834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.

Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.

При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п. 52 Инструкции № 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.

Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого-либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.

Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.

Металлолом

1. Списание основных средств, полностью состоящих или имеющих в своем составе черные или цветные металлы. При составлении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), формы которых утверждены Приказом № 173н , заполняется раздел, в котором указываются материальные ценности, поступившие от списания ОС. Обращаем ваше внимание на то, что Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Приказ № 173н (далее – проект Приказа № 173н). В случае его принятия формы названных актов на списание ОС будут изменены на формы 0504104 и 0504105 соответственно. В них также предусмотрены разделы, в которых указываются результаты от выбытия объекта ОС.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов (в данном случае – металлолома), остающихся в распоряжении учреждения в результате разборки основных средств, определяется исходя из текущей рыночной стоимости этих запасов на дату принятия их к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, затраты на демонтаж).

Принятие к бухгалтерскому учету учреждением материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается на основании акта о списании объекта основных средств и акта о приемке материалов (ф. 0315004) (в проекте Приказа № 173н – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) в учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией № 162н , бюджетных учреждений – Инструкцией № 174н и автономных учреждений – Инструкцией № 183н :

Дебетсчета 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредитсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2. Поступление металлолома при выполнении ремонта объектов основных средств, а также демонтажа или разукомплектации объектов нефинансовых активов (без их ликвидации). В этом случае комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляется акт о приемке материалов, в котором указывается текущая рыночная стоимость поступивших материалов на дату принятия их к бухгалтерскому учету. На основании данного документа принятие к учету металлолома будет отражаться следующим образом:

Дебетсчета0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредитсчета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Как правило, в дальнейшем металлолом сдается в специализированные приемные пункты за плату. Списание стоимости металлолома при его реализации производится на основании накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) (в проекте Приказа № 173н – накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)). При этом в бухгалтерском учете производится запись:

Дебетсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредитсчета 0 105 36 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Начисление доходов от реализации металлолома учреждением оформляется записью:

Дебет счета 0 205 74 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу или на лицевой счет учреждения будет отражаться следующим образом:

Дебет счетов 0 201 34 510 (000) «Поступления средств в кассу учреждения», 0 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета0 205 74 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

В ГБОУ СПО принято решение и получено разрешение на списание машин и оборудования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных за счет средств учредителя и пришедших в негодность: борона балансовой стоимостью 12 000 руб., картофелекопалка стоимостью 17 000 руб. Оба объекта имеют нулевую остаточную стоимость. Списанные основные средства пригодны для сдачи в металлолом, масса которого составила 2 т. Рыночная стоимость металлолома на дату принятия его к учету – 12 000 руб. Он сдан в пункт приема лома по этой стоимости. Денежные средства от его сдачи поступили на лицевой счет учреждения.

Данные факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения в бухгалтерском учете будут отражены следующим образом:

С 1 января 2018 года при приобретении макулатуры у налогоплательщиков НДС обязанность по исчислению НДС возлагается на налоговых агентов, которыми являются покупатели.

Налоговый агент по НДС - это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога.

В случаях, когда продавец применяет специальный режим налогообложения или освобожден от уплаты НДС, покупатель не становится налоговым агентом. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку "Без налога (НДС)".

Макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Полноценный учет макулатуры, металлолома и сырых шкур животных реализован в программах «1С:Бухгалтерия КОРП», «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP Управление предприятием 2».

Настройка программы

Если организация покупает и реализует макулатуру, то в настройках 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП необходимо установить флажок для значения «Обратное начисление по НДС» (Главное - Функциональность - Расчеты - Обратное начисление по НДС).

Функциональность в разделе Главное

Рисунок 1 - Функциональность в разделе Главное

Обратное начисление НДС в 1С

Рисунок 2 - Настройка «Обратное начисление НДС»

Проведение покупки макулатуры

Порядок действий при покупке макулатуры:

1. Завести Договор с соответствующими настройками.

Если организация приобретает макулатуру у налогоплательщика НДС и исполняет обязанности налогового агента, то в договоре с Поставщиком надо указать, что организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС. В виде агентского договора выбрать Реализация товаров (п.8 ст. 161 НК РФ).

Договор с Поставщиком

Рисунок 3 - Договор с Поставщиком

2. Провести предварительную оплату Поставщику (в случае, если она была).

Ставка НДС и сумма НДС не заполняются в Списании с расчетного счета.

Списание с расчетного счета в 1С

Рисунок 4 - Списание с расчетного счета

3. Посмотреть проводки и записи в регистры.

Образовалась проводка ДТ 60.02 и КТ 51 - 5000 руб. - сумма предварительной оплаты.

Проводки списания с расчетного счета в 1С

Рисунок 5 - Проводки документа «Списание с расчетного счета»

4. Зарегистрировать счет-фактуру на аванс от Поставщика.

В документе «Списания с расчетного счета» нажать кнопку Создать на основании, выбрать Счет-фактура полученный.

Создание счет-фактуры в 1С

Рисунок 6 - Создание счет-фактуры из документа «Списание с расчетного счета»

Вид счета-фактуры будет На аванс. Код вида операции 41 - вычет как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты. Сумма будет указана с расчетом НДС.

Счет-фактура полученный на аванс в 1С

Рисунок 7 - Счет-фактура полученный на аванс

5. Посмотреть проводки и записи в регистры.

  • Дт 76.АВ и Кт 68.52 - сумма НДС, исчисленная покупателем при исполнении обязанностей налогового агента с суммы предоплаты;
  • Дт 68.52 и Кт 76.ВА - на сумму НДС, принимаемую к налоговому вычету в качестве покупателя, перечислившего предоплату.

Проводки документа счета-фактура полученный на аванс в 1С

Рисунок 8 - Проводки документа «Счет-фактура полученный на аванс»

В регистр «Журнал учета счетов-фактур» делается запись о счет-фактуре.

Регистр журнала учета счетов-фактур

Рисунок 9 - Регистр «Журнал учета счетов-фактур»

Покупатель макулатуры, который внес предоплату, имеет право на налоговый вычет суммы НДС, исчисленной за продавца с этой суммы предоплаты.

В регистр «НДС Покупки» производится запись для внесения полученного счета-фактуры в книгу покупок. Вид ценности в данном случае будет «Авансы выданные (налоговый агент)», а Событие - Предъявлен НДС к вычету.

Регистр НДС Покупки в 1С

Рисунок 10 - Регистр «НДС Покупки»

Покупатель производит начисление НДС за продавца с суммы предоплаты.

В регистр накопления "НДС Продажи" производится запись для внесения полученного счета-фактуры в книгу продаж.

Вид ценности будет Авансы полученные (налоговый агент), а Событие - Получен аванс.

Регистр НДС продаж в 1С

Рисунок 11 - Регистр «НДС Продаж»

6. Заполнить Поступление товаров.

В документ «Поступление товаров: Накладная» заносятся данные из счет-фактуры Поставщика (цена и сумма) и отражается сумма НДС начисленная сверху по ставке 20%.

Поступление товаров: Накладная в 1С

Рисунок 12 - Документ «Поступление товаров: Накладная»

7. Посмотреть Движение документа.

После проведения образуются следующие проводки:

  • Дт 60.01 и Кт 60.02 - сумма предоплаты;
  • Дт 41.01 и Кт 60.01 - стоимость макулатуры;
  • Дт 19.03 и Кт 76.НА - сумма НДС, исчисленная в качестве налогового агента.

Проводки документа Поступление товаров: Накладная

Рисунок 13 - Проводки документа «Поступление товаров: Накладная»

В регистре «НДС предъявленный» указывается вид ценности - Товары (налоговый агент), а в событие, что Предъявлен НДС Поставщиком.

Регистр НДС предъявленный

Рисунок 14 - Регистр «НДС предъявленный»

8. Зарегистрировать счет-фактуру от Поставщика.

Поставщик-плательщик НДС, при отгрузке макулатуры должен выставить Покупателю счет-фактуру без учета сумм НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст. 168 НК РФ).

Счет-фактура

Рисунок 15 - Счет-фактура

В счет-фактуре будет код вида операции - 42 применение вычетов по НДС, исчисленных при отгрузке.

9. Посмотреть проводки и записи в регистры после проведения документа.

По Дт 76.НА и Кт 68.52 сумма НДС, исчисленная Покупателем за Продавца при исполнении обязанностей налогового агента.

Проводки документа Счет-фактура полученный

Рисунок 16 - Проводки документа «Счет-фактура полученный»

В регистре «Журнал учета счетов-фактур» создана запись о полученном от Поставщика счете-фактуре.

Регистр Журнала учета счетов-фактур

Рисунок 17 - Регистр «Журнал учета счетов-фактур»

При проведении счета-фактуры по обычному поступлению делаются записи в регистры НДС Покупки и НДС предъявленный. В данном случае запись делается по регистру НДС Продаж, так как Покупатель начисляет НДС за Продавца. Счет-фактура по этой операции будет отражен в Книге продаж.

В виде ценности указываются Товары (налоговый агент), событие - НДС начислен к уплате.

Регистр НДС Продажи Счет-фактуры полученный

Рисунок 18 - Регистр «НДС Продажи» документа «Счет-фактуры полученный»

10. Сформировать записи в Книге покупок.

После принятия к учету макулатуры у Покупателя, исполняющего обязанности налогового агента, возникает право на налоговый вычет.

П.3 с. 171 НК РФ:

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой.

Для этого необходимо создать документ Формирование записей книги покупок (Операции - Регламентные операции по НДС - Создать - Формирование записей книги покупок).

Регламентные операции НДС в 1С

Рисунок 19 - Журнал «Регламентные операции НДС»

Создание документа Формирование записей книги покупок

Рисунок 20 - Создание документа «Формирование записей книги покупок»

На вкладке Полученные авансы нажать кнопку Заполнить.

Формирование записей книги покупок вкладка Полученные авансы

Рисунок 21 - Формирование записей книги покупок вкладка Полученные авансы

На вкладке Налоговый агент нажать кнопку Заполнить. После заполнения документ провести.

Формирование записей книги покупок в 1С

Рисунок 22 - Формирование записей книги покупок вкладка Налоговый агент

11. Посмотреть проводки и записи в регистры.

Проводки в документе книги покупок

Рисунок 23 - Проводки в документе «Формирование записей в книги покупок»

  • Дт 68.52 и Кт 76.АВ - сумма НДС с предоплаты, подлежащая вычету после отгрузки макулатуры;
  • Дт 68.52 и Кт 19.03 - сумма НДС, исчисленная при приобретении макулатуры.

Регистр документа Формирование записей в книги покупок

Рисунок 24 - Регистр «НДС Покупки» в документе «Формирование записей в книги покупок»

В регистре «НДС Покупки» указываются данные полученных от продавца счетов-фактур для регистрации в книге покупок.

Регистр НДС предъявленный

Рисунок 25 - Регистр «НДС предъявленный» в документе «Формирование записей в книги покупок»

В регистре «НДС предъявленный» вид движения - Расход, вид ценности - Товары (налоговый агент), событие - Предъявлен НДС к вычету.

12. Сформировать книгу покупок.

Книга покупок

Рисунок 26 - Книга покупок

В книге покупок будут следующие коды вида операций:

  • 41 - по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты;
  • 42 - по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при отгрузке товара, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
  • 43 - по вычету как у продавца суммы НДС с предоплаты при отгрузке.

13. Сформировать записи книги продаж для восстановления суммы НДС.

Покупатель, исполняющий обязанности налогового агента, восстанавливает ранее принятую к вычету сумму НДС с перечисленной продавцу предоплаты.

Для этого необходимо создать документ Формирование записей книги продаж (Операции - Регламентные операции по НДС - Создать - Формирование записей книги продаж).

Формирование записей книги продаж в 1С

Рисунок 27 - Создание документа «Формирование записей книги продаж»

Нажать кнопку Заполнить для автоматического заполнения записей.

Формирование записей книги продаж

Рисунок 28 - Формирование записей книги продаж

14. Посмотреть проводки и записи в регистры.

Образуется проводка Дт 76.ВА и Кт 68.52 - сумма НДС, заявленная к налоговому вычету за предоплату и подлежащая восстановлению после приобретения макулатуры.

Проводки документа Формирование записей книги продаж

Рисунок 29 - Проводки документа «Формирование записей книги продаж»

В регистр накопления «НДС Продажи» делается запись для внесения полученного счета-фактуры на предоплату в книгу продаж. Вид ценности - Авансы выданные (налоговый агент), а Событие - Восстановление НДС.

Регистр НДС Продаж в программе 1С

Рисунок 30 - Регистр «НДС Продаж» в 1С

15. Сформировать книгу продаж.

Сформированная книга продаж

Рисунок 31 - Сформированная книга продаж

Сумма налога на добавленную стоимость налогового агента по приобретению макулатуры, которую следует перечислить в бюджет равна 0 рублей.

Читайте также: