Кредитная рестрикция предполагает увеличение налогов

Опубликовано: 17.05.2024

Кредитная экспансия предполагает:1) снижение нормы обязательных резервов2) снижение ставки рефинансирования3) покупку Центральным банком госдуарственных ценных бумаг

138. Кривая LM будет достаточно пологой:1)при большой чувствительности спроса на деньги к рыночной процентной ставке2)при большом наклоне кривой LM3)при небольшой чувствительности спроса на деньги к динамике ВВП

Кривая LM отражает:1)зависимость между процентной ставкой и уровнем национального дохода, возникающих на денежном рынке2) условие равновесия на денежном рынке, когда с ростом дохода повышается процентная ставка3) равновесие спроса на деньги и предложения денег

140. Кривая IS будет достаточно пологой:1) при большой величине предельной склонности с инвестированию 2)при высокой чувствительности инвестиций к процентной ставке3)при большой величине предельной склонности к потреблению

141. Кривая IS будет достаточно пологой: 1)При низкой величине предельной склонности к импортированию.2)При большой величине предельной склонности к потреблению. 3)При высокой чувствительности инвестиций к процентной ставке.

Кривая IS отражает: 1) Равновесие на рынке благ2) Равенство инвестиций и сбережений3) Соотношение процентной ставки и уровня национального дохода, при которой обеспечивается равновесие на товарных рынках

143. Кривая IS смещается влево, если:1)Увеличиваются налоги2) Снижаются государственные расходы3) Правительство сокращает объем субсидий производителям

Кривая IS смещается вправо, если:1)Ожидания фирм становятся более оптимистическими и они увеличивают уровень инвестиций 2)Правительство увеличивает объем субсидий производителям3)Повышается уверенность потребителей в улучшении экономической конъюнктуры

145. Кривая LM представляет:1) Все комбинации совокупного дохода и реальной процентной ставки 2) Состояние равновесия денежного рынка 3) Равенство величин спроса на деньги и денежного предложения.

Кривая совокупного спроса показывает:1)Обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен2)При повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется совокупный спрос уменьшится3)Соотношение между уровнем цен и совокупными расходами общества

147. Кривая совокупного спроса будет сдвигаться вверх и вправо по причине: 1)Проведения государством стимулирующей фискальной политики. 2)Уменьшения реальной ставки процента. 3)Увеличения государственных расходов при всех уровнях дохода.

148. Кривая совокупного спроса выражает отношение между: 1)Уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг. 2)Уровнем цен и потребленным BHП в реальном выражении. 3)Уровнем цен и планируемыми расходами макросубъектов..

149. Кривая совокупного спроса показывает:1) соотношение между уровнем цен и совокупными расходами общества 2) при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется совокупный спрос уменьшится.

Кривая совокупного спроса сдвигается:1) Вправо, если возрастает предложение денег в экономике 2) Вправо, если усиливается инфляционные ожидания в экономике 3)Влево, если государственные расходы сокращаются

151. Кривую совокупного предложения сдвинут влево: 1)Увеличение налоговых ставок на производителей2) Удорожание факторов производства3) Ухудшение природно-климатических условий

152. Кривую совокупного предложения сдвинут вправо: 1)Cокращение налоговых ставок на производителей. 2)Удешевление факторов производства. 3)Увеличение инвестиций, обусловленное снижением налога на прибыль

153. Кривую совокупного предложения сдвинут вправо:1)удешевление факторов производства 2)снижение налоговых ставок на производителей3) сокращение незанятых производственных мощностей и сокращение уровня безработницы

154. Кривую совокупного спроса сдвинет вправо в сторону увеличения:1)увеличение государственных расходов2)увеличение денежной массы3)оптимистические ожидания потребителей

Кругооборот доходов и расходов в экономике показывает:1) в закрытой экономике доходы равны расходам2) утечки- это сбережения, налоги и импорт3) инъекции – это инвестиции, государственные расходы и экспорт

156. Ликвидная ловушка на кривой LM:1) имеет горизонтальный вид 2)показывает минимальную ставку процента, при которой предпочитают хранить все деньги в виде наличности3)признается только кейнсианцами

Лица относящиеся к безработным:1) Рабочий, уволившийся по собственному желанию 2) Программист, который надеется вскоре получить работу3) Бывший шахтер, осваивающий новую профессию из-за кризиса в экономике

158. Лица относящиеся к занятым:1)преподаватель, который находится в отпуске 2)токарь, переведенный на неполный рабочий день3)домохозяйка, часть времени работающая уборщицей

159.Личный располагаемый доход:1)Личный доход – индивидуальные налоги2)Доход после уплаты налогов, которым могут распоряжаться владельцы факторов производства3)Сбережения + потребление

160. Личный доход — это: 1)Доход, полученный домохозяйствами в течение данного года.2)Hациональный доход минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, нераспределенная прибыль плюс государственные трансферты. 3)Cумма располагаемого дохода и личных подоходных налогов.

Макроэкономика занимается исследованием: 1)Поведения домашних хозяйств и фирм.2)Функционирования национальной экономики как единой системы. 3)Экономического роста и цикличности экономики.

162. Макроэкономика - это: 1)Раздел общей экономической теории, в которой исследуется фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства2)Раздел науки о проблемах обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация уровня инфляции и равновесия платежного баланса 3)Комплекс знаний, объясняющих поведение экономики как единого целого

Макроэкономические причины смещения кривой совокупного спроса влево:1)уменьшение денежной массы 2)повышение ставки подоходного налога3)сокращение государственных расходов на социальные программы

164. Макроэкономические причины смещения кривой совокупного спроса вправо: 1)Увеличение денежной массы 2) Понижение ставки подоходного налога 3)Увеличение государственных расходов на социальные программы

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав

Цели денежно-кредитной политики классифицируются на конечные и промежуточные.

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты денежно-кредитной политики включают:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньга в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно, лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Как уже отмечалось, Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента
, где R – включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно большие средства на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента cr (
). В результате увеличится денежный мультипликатор и, соответственно, предложение денег.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 7.1), либо на ставке процента (рис. 7.2).

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Центральный банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается биржевой горячкой , спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. [c.478]


Совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и изменение норм обязательных резервов. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов. [c.489]

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика дорогих денег , что означает прямо противоположные меры повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. [c.264]


Объекты воздействия зависят от конкретных целей денежно-кредитной политики. Это либо стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия способствует увеличению занятости и подъему производства, а кредитная рестрикция — предотвращению "перегрева" конъюнктуры, наблюдаемого в периоды экономического подъема, или снижению темпов инфляции. [c.350]

Для выполнения своей главной задачи - способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объектом непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС служат банковские резервы. Федеральные резервные банки выступают держателями депозитов банков -членов ФРС. Эти депозиты - основная часть всех определенных законом резервов банков - членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно-кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции. [c.554]

Регулируя уровень ставки рефинансирования, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Способы использования его процентной политики как инструмента управления кредитом в народном хозяйстве известны. Их конкретное содержание определяется видом проводимой кредитной политики — политикой кредитной рестрикции или кредитной экспансии. В первом случае увеличение уровня учетной ставки ЦБ РФ приводит к повышению коммерческими банками процентных ставок за кредит и, таким образом, к сокращению кредитных вложений. Снижение ставки рефинансирования способствует уменьшению процентных ставок по ссудам и расширению кредитной экспансии. [c.167]


Операции ЦБ РФ на открытом рынке — также один из важных методов денежно-кредитного регулирования, определяющий процентную политику банка. Проводя кредитную экспансию (при покупке ценных бумаг или валюты), Банк России переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки средств на их счетах, и, таким образом, способствует повышению кредитной активности банков, что в конечном итоге приводит к понижению уровня процентных ставок. Проводя политику кредитной рестрикции (при продаже ценных бумаг или валюты), он списывает средства с этих счетов, сдерживая кредитную активность. Банки в этом случае проводят политику дорогих денег , повышая процентные ставки. Таким образом, интервенции Банка России на открытом рынке косвенно воздействуют на уровень банковского процента. [c.169]

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия , либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В результате первой увеличиваются ресурсы коммерческих банков, которые при выдаче кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Вторая вызывает ограничение возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и влияет на насыщение экономики деньгами. [c.199]

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА —система мероприятий в области кредита, направленная на обеспечение экономич интересов господствующего класса. В капиталистич. странах кредитные мероприятия, осуществляемые центральными банками и органами буржуазной власти, ставят своей задачей укрепление экономич. позиций буржуазии и отдельных ее групп. Эти мероприятия обычно направлены либо к облегчению условий кредита и к расширению его размеров, либо, напротив, к затруднению условий кредита и к ограничению его размеров (см. Кредитная экспансия, Кредитная рестрикция). Методами проведения К. п. служат повышение или понижение процентных ставок, ограничение размеров кредита, регулирование кредитных лимитов по биржевым операциям с ценными бумагами, увеличение или сокращение доли потребительского кредита. Важным орудием проведения К. п. в капиталистич. странах, особенно в США, является покупка и продажа центральными банками государственных ценных бумаг. Так, для расширения кредита центральные эмиссионные банки покупают государственные ценные бумаги у коммерческих банков, давая тем самым возможность последним использовать полученные от реализации ценных бумаг средства для дополнительного кредитования капиталистич. предприятий. В случае заинтересованности в сокращении кредита эмиссионные банки прибегают к продаже государственных ценных бумаг, что должно сократить ресурсы денежного рынка и побудить коммерческие банки ограничить кредитование своей клиентуры. В нек-рых странах в качестве метода К. п. используется изменение норм обязательных резервов, к-рые коммерческие банки должны держать в центральных эмиссионных банках для обеспечения своих депозитов. Если К. п. ставит своей целью расширение кредита, то эти нормы снижаются, а если она направлена к ограничению кредита, они повышаются. [c.584]

КРЕДИТНАЯ РЕСТРИКЦИЯ — ограничение или сокращение размеров кредита, осуществляемое капиталистич. банками и буржуазным гос-вом. Методами проведения К. р. служат повышение процентных ставок по учетно-ссудным операциям и прямое сокращение объема кредитов. К. р. может применяться в различных целях. Во время экономич. кризисов банки ограничивают выдачу кредита из опасения, что предоставленные ими ссуды не будут погашены вследствие неплатежеспособности заемщиков, причем К. р. имеет целью предотвращение краха банков. Однако К. р. не смягчает, а, напротив, обостряет кризис. [c.585]

Кредитная рестрикция — это способ восстановления границ кредита с помощью [c.9]

Ужесточением политики государства на рынке ссудного капитала (кредитная рестрикция) и др. [c.116]

В США в 1999 г. проводилась политика кредитных рестрикций, учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию. Только с июня по ноябрь ставка по федеральным фондам была увеличена с 4,75% до 5,5%, то есть до уровня марта 1997 г. -сентября 1998 г. Рост инфляции в стране привел к усилению инфляционных ожиданий. Уже во II квартале повысились процентные ставки на денежном рынке и рынке капитала. [c.63]

КРЕДИТНАЯ РЕСТРИКЦИЯ, см. Кредитная политика. [c.292]

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком в тесном контакте с министерством финансов. В основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип "компенсационного регулирования", основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Это политика денежно-кредитной рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении) и политика денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств), К наиболее широко используемым методам [c.200]

Политика дорогих денег направлена на сдерживание и ограничение денежного предложения и кредита (кредитная рестрикция), т.е. понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Таким образом, будут предприняты следующие действия продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличение резервной нормы или повышение учетной ставки. В результате коммерческие банки будут сокращать текущие счета, воздерживаясь от выдачи новых ссуд, после того как старые будут выплачены. Денежное предложение сократится, вызывая повышение процентной ставки, что в свою очередь сократит объем инвестиций, совокупные расходы и ЧНП. [c.108]

Государственная денежно-кредитная политика может быть направлена на увеличение денежного кредита и эмиссии, в этом случае она называется кредитной экспансией, или на их сдерживание и сокращения — кредитная рестрикция. [c.170]

Кредитные рестрикции — форма денежно-кредитной политики, направленная на ограничение кредитов, предоставляемых центральным банком страны коммерческим банкам. Это приводит к общему ограничению кредитов, предоставляемых банками предприятиям, фирмам, хозяйствующим субъектам, снижению денежной массы в обороте, объемов производства и темпов экономического роста. [c.547]

Формы кредитных рестрикций [c.547]

При установлении кредитной рестрикции от банков и других финансовых институтов могут потребовать соблюдения определенных ограничений или критериев при осуществлении их кредитных операций. [c.547]

Современная стабилизационная политика сориентирована на уменьшение амплитуды циклических колебаний. Своим вмешательством в экономические процессы государство уменьшает негативные последствия кризисов. Например, с целью выхода из фазы спада вводятся меры по увеличению государственных инвестиций и закупок и, кроме этого, кредитная экспансия. На фазе подъема, дабы избежать чрезмерного перегрева конъюнктуры и сохранить производство в рамках платежеспособного спроса, государственные инвестиции и закупки, напротив, уменьшаются, налогообложение усиливается и реализовывается кредитная рестрикция (путем удорожания, а следовательно, ограничения кредитования производства). Выполняемые меры поддерживают стабильный экономический рост, устойчивость цен и состояние полной занятости. Государствам с социально ориентированной рыночной экономикой присуще выставление на первый план экономической политики целей социального характера. [c.636]

Денежно-кредитная политика Центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия, то есть оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых перегревами конъюнктуры, - кредитная рестрикция. [c.263]

Проводя кредитную экспансию (при покупке ценных бумаг и валюты), Банк России переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки средств на их счетах и, таким образом, способствует повышению кредитной активности банков, что в конечном итоге приводит к понижению уровня процентных ставок. Проводя политику кредитной рестрикции (при продаже ценных бумаг или валюты), он списывает средства с этих счетов, сдерживая кредитную активность. [c.348]

Их назначение двоякое во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками, во-вторых, — инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Механизм использования обязательных резервов тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются. Размер обязательных резервов, порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров ЦБ РФ. [c.75]

Их назначение двоякое во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками во-вторых, — инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функционирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются. [c.134]

Совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы общие (влияют на [c.317]

С целью сокращения общего объема денежных сумм, находящихся в обращении, проводят политику кредитной рестрикции. Она направлена на сокращение объемов выдаваемых кредитов. [c.24]

Однако кредитная рестрикция не дает возможности использовать временно свободные средства и оперативно направлять их на развитие производства. Поэтому такая политика, с одной стороны, ведет к снижению инфляционных процессов, но, с другой стороны, тормозит развитие производства. [c.24]

Последние мероприятия имели под собой, вероятно, несколько мотивов. В экономическом плане их немаловажную чисто практическую сторону составила своеобразная политика одновременно кредитной и дебитной рестрикции, направленная против перенакопления свободных денежных средств частными лицами, а также на сдерживание инфляции. В социальном аспекте эти меры были призваны сгладить наиболее одиозные из сохранявшихся проявлений имущественного неравенства. Наконец, они вписывались в концептуальную схему нового социализма М. Каддафи, где любое накопление, кроме как за счет экономии на личных потребностях индивидуума и от продукта его собственного труда, признавалось посягательством на общественное достояние [188, с. 21, 29]. В политическом плане данные мероприятия лишали внутреннюю оппозицию последней легальной финансовой опоры. [c.175]

РЕСТРИКЦИЯ (от лат. restri -tio - ограничение) - 1) ограничение кредитов, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Обычно такое ограничение приводит к общему ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям, фирмам, снижению капиталовложений, вызывающему сжатие производства, снижение темпов экономического роста. Кредитные рестрикции могут иметь форму ограничения операций на открытом рынке или изменения [c.482]

Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия продает государственные ценные бумаги на открытом рынке увеличивает норму обязательных резервов повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. [c.169]

ДЕФЛЯЦИЯ (англ. — deflation от лат. defla-tio — выдувание, сдувание) — изъятие из обращения части денежной массы с целью предотвращения ее роста и подавления инфляции, процесс, противоположный инфляции. Дефляция осуществляется в основном посредством увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или ее замораживания, снижения расходов государственного бюджета, путем кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов), за счет увеличения продажи государственных ценных бумаг. Обычно влечет негативные социальные последствия. Возможное написание термина — дезинфляция. [c.94]

Попытки управлять конъюнктурой с помощью кредитных методов имели место в капиталистич. странах ещё в кон. 19 в. Но активно и в широких масштабах эти операции начали проводиться лишь в 20—30-х гг. 20 в. После 2-й мировой войны 1939—45 капиталистич. центр, банками наиболее широко применяется т. н. компенсационный принцип К. п. Он заключается в сочетании и последовательном использовании на различных этапах развёртывания экономич. цикла двух противоположных типов политики кредитной рестрикции (т. е. ограничения кредита) и кредитной экспансии (т. е. стимулирования кредита). Политика кредитной рестрикции (или как её иначе называют — политика дорогих денег ) применяется, как правило, в условиях пром. подъёма и роста хоз. активности. Она имеет целью затруднить использование кредита и затормозить пром. бум, грозящий перегревом конъюнктуры и перенроиз-вом товаров. Напротив, политика кредитной экспансии (политика дешёвых денег ) направлена на стимулирование кредитных операций банковской системы в расчёте на то, что более льготные условия кредитования будут способствовать хоз. оживлению и росту произ-ва. [c.290]

Политика О. р. получила распространение после 2-й мировой войны 1939—45, став наряду с операциями на открытом рынке и дисконтной политикой одним из осп, средств дон.-кредитного регулирования экономики н большинстве капиталистич. стран. Она включает в oon регулирование норм ликвидности, кассовых и банковских резервов. В период спадов и кризисов центр, банк снижает нормы О. р., поощряя тем самым кредитную экспансию. В условиях перегрева хоз. конъюнктуры и роста инфляции нормы О. р. повышаются, м го ведёт к кредитной рестрикции. Нарушение банками норм О. р. влечёт за собой штрафные санкции прекращение фннанс. помощи от центр, банка, применение к нпи высоких процентных ставок и др. [c.161]

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на её ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредиткой экспансии преследуются цели подъема производства и оживления коньюнктуры при помощи кредитной рестрикции делается попытка предотвратить излишнее перенасыщение экономики деньгами, наблюдаемое в периоды экономических подъемов. [c.66]

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.


Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.


Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное ма­нипулирование налогами и правительственными расходами с целью изме­нения реального объема национального производства и занятости, контро­ля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)

осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комби­нирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограни­чительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас­ходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)

осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада произ­водства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том слу­чае, когда сокращение государственных расходов осуществ­ляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами соз­дает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискрецион­ной политики рассматриваются различные социальные программы, государ­ственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое приме­нение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюд­жетных средств организовало различные виды работ для населения по принци­пу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. По­этому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэф­фективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях мас­сового роста безработицы.

Поскольку эти программы довольно расточитель­ны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную заня­тость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Читайте также: