Налог на прибыль калуга

Опубликовано: 06.05.2024

Налог на прибыль организаций — прямой вид сбора, который исчисляется с реализационных и внереализационных доходов предприятия. В различных регионах России власти вправе самостоятельно устанавливать налоговые ставки на сбор. Так, налог на прибыль в Калужской области рассчитывается по индивидуальным тарифам для определенных категорий плательщиков сбора. В этой статье представлена информация обо всех особенностях сбора с поступлений в Калуге и прилегающих территориях.

Закон Калужской области о налоге на прибыль

Непосредственно налог на прибыль, расчет, сроки и порядок уплаты регламентированы гл. 25 НК РФ. А муниципалитет регулирует обложение налогом соответствующую область. Так, в Калужской области тарифы по сбору на доходы определяет ряд указов:

  • Закон Калужской области № 439-ОЗ от 24.06.2008, в котором представлена информация о льготных тарифах для компаний-инвесторов в агропромышленном комплексе.
  • Закон Калужской области № 125-ОЗ от 28.03.2011, где указана информация о преференциальных ставках для местных ТСЖ.
  • Закон Калужской области № 621-ОЗ от 29.12.2009, информирующий о льготах для резидентов ОЭЗ, которые находятся на территории Калужской местности.

Особая экономическая зона промышленно-производственной категории в Калужской области — «Людиново», которая утверждена Постановлением правительства РФ № 1450 от 28.12.2012 (ред. 16.04.2015).

Налоговые тарифы для организаций этого вида представлены в указе № 621-ОЗ. Так как в 2016 году территория расширилась, благодаря внесению в список особой экономической зоны Боровского района согласно Постановлению Правительства РФ № 367 от 16.04.2015 (ред. 08.12.2016), количество компаний, на которых распространяются преференции, увеличилось.

В Калужской области присутствует территория, опережающая социально-экономическое развитие — «Сосенский», которая внесена в соответствующий реестр Постановлением Правительства РФ № 1370 от 13.11.2017. Ставки сбора с поступлений для ТОСЭР регламентированы ст. 5.4 закона № 621-ОЗ7.

Объекты налогообложения

Пошлиной на прибыль в Калужской области облагаются поступления организаций за вычетом расходов. Согласно законодательству доходы бывают двух типов:

  • реализационные: торговые поступления, или прибыль, которая получена после реализации;
  • внереализационные: средства, поступившие по процентам, владению ценными бумагами, аренды, субаренды недвижимой собственности и прочих финансовых операций.

Именно эти поступления учитываются при подсчете налоговой базы для вычисления суммы сбора с поступлений.

Согласно ст. 247 НК РФ, объект обложения сбором с поступлений — доходы организаций четырех категорий:

  • российские фирмы, которые относятся к консолидированной группе плательщиков: совокупная прибыль всех участников консолидированной категории;
  • российские компании, которые не относятся к консолидированной группе резидентов: исчисляют налог с разницы прибыли и расходов, возникших при реализации или других финансовых операций;
  • иностранные компании, которые трудятся в Калужской области через постоянные представительства: вычисляют сумму налога с поступлений, которые перечисляет соответствующее представительство;
  • другие зарубежные фирмы: поступления из российских источников.

Для последних учитываются только внереализационная прибыль, так как таким компаниям запрещено вести предпринимательскую деятельность на территории России.

Порядок уплаты

Сбор, исчисленный с поступлений, оплачивают двумя способами:

  • через кассу банковской организации, заполнив платежное поручение, которое выдает кассир-операционист;
  • онлайн на официальном сайте ФНС через сервис Заплати налоги.

В последнем варианте, нужно заполнить соответствующие поля, а система автоматически сформирует квитанцию. Плательщику достаточно нажать на кнопку Оплатить и налоговые средства спишутся с указанного счета. Также резидент вправе распечатать сформированный платежный бланк и предоставить в кассу банка его.

При уплате налога на прибыль важно учитывать некоторые особенности:

  1. Сумму уплачивают строго в срок, установленный закондательством.
  2. При наличии подразделений на территории Калужского региона, глава дополнительного офиса вправе самостоятельно вносить налоговые средства в бюджет местной ФНС. Но руководитель организации тоже вправе оплатить сумму сбора за все подразделения, в том числе и головной офис. При последнем методе, важно уведомить налоговиков об этом в письменном виде.
  3. Новая организация, которая заработала за первый месяц работы меньше 5 млн руб. за первый месяц работы, вносит предоплату каждые три месяца. А если поступления превысили эту 15 млн руб. за квартал, то компания переходит на внесение авансов ежемесячно.

Ставка налога на прибыль в Калужской области

В Калуге и прилегающей территории, которая относится к этому муниципалитету, действительна стандартный налоговый тариф — 20%. Из этой цифры 18% направляется в региональный бюджет, а 2% — в федеральный. Этот тариф распространяется на предприятия, которые не принадлежат категории льготников, указанных ниже. Также в Калужской области действуют федеральные преференции, установленные законодательством РФ. Таким образом, на территории Калужской области распространены налоговые ставки:

  • стандартная — 20%;
  • льготные — 0-13,5%.

Причем преференциальные тарифы для участников особой экономической территории власти не вправе устанавливать выше 13,5%, независимо от условий. Прочие ставки по налогу на прибыль в Калужской области в таблице.

Порядок расчета налога

Чтобы исчислить сумму налога на поступления к уплате в Калужской области, нужно налоговую базу умножить на подходящий тариф по сбору. Налоговая база, в свою очередь, исчисляется из сложения прибыли и вычета убытков. Последние могут уменьшить базу по налогу, сбавив тем самым и размер сбора к уплате. Но резидент вправе сделать базу меньше при помощи вычета убытков за прошедший период максимум на 50%.

Сумму сбора исчисляют в четыре шага.

Шаг 1. Реализационные и внереализационные доходы:

Свр = Дрв — Ррв, где

  • Свр — размер внереализационного дохода;
  • Дрв — внереализационный доход;
  • Ррв — расходы от внереализационных доходов.

Сдр = Др — Ру, где

  • Сдр — размер реализационного дохода;
  • Др — реализационный доход;
  • Ру — расходы, уменьшающие реализационный доход.

Сод = Свр + Сдр, где

  • Сод — размер доходов для вычисления суммы налога;
  • Свр — внереализационные доходы;
  • Сдр — реализационные доходы.

Шаг 2. Налоговая база:

НБ = Сод — Уп, где

  • НБ — налоговая база;
  • Сод — сумма доходов;
  • Уп — убытки предыдущего периода, убавляющие НБ.

Шаг 3. Общая сумма налога.

  • Нп — сумма налога;
  • НБ — налоговая база;
  • Ст — ставка.

Шаг 4. Авансы. Ежеквартальный аванс:

Ап = Аотч — Апрд, где

  • Ап — аванс к уплате за квартал;
  • Аотч — отчетный аванс;
  • Апрд — предыдущий уплаченный аванс.

Чтобы получить сумму налога к уплате за вычетом авансов, нужно:

Нпу = Нп — Асп, где

  • Нпу — сумма налога к уплате;
  • Нп — сумма налога за налоговый год;
  • Асп — сумма уплаченных авансов за отчетные промежутки.

Если авансовые платежи совершаются ежемесячно, то подсчет аналогичен, только складываются суммы авансов за каждый месяц.

Срок уплаты

Срок оплаты сбора на прибыль един для всех регионов страны. Так, в Калужской области главную сумму сбора оплачивают до 28-го того года, который следует за отчетным. А авансовые платежи вносят соотвенно отчетному периоду:

  • ежемесячно — 28-ое число каждого месяца: причем в каждом месяце уплачивается аванс за предыдущий отчетный промежуток;
  • ежеквартально уплачивают в том месяце, который следует за отчетным, например, за квартал с января по март аванс оплачивают до 28-го апреля и т.д.:

- 3 месяца — 28-ое число;

- полгода — 28-ое число;

- 9 месяцев — 28-ое число.

Авансовые платежи считаются нарастающим итогом и при вычислении суммы налога к уплате вычитаются из итоговой.

А на оплату сбора с дохода по федеральным и региональным ценным бумагам, которые подлежат обложению сбором, инспекция дает 10 рабочих дней после того, как закончится месяц, в котором средства поступили.

Налоговые льготы

В калужской области льготные ставки налога на поступления аналогичны тарифам, действительным для остальных регионов. Но местные власти урегулировали и индивидуальные тарифы для определенной категории резидентов. Таблица льготных ставок по налогу на прибыль в Калужской области.


IT-организации и производители электроники в 2021 году платят налог на прибыль по пониженной ставке. Льгота коснулась и производителей печатной продукции — теперь они могут уменьшить налоговую базу на больший процент.

Что такое налог на прибыль и кто его платит

Налог на прибыль — это прямой налог, его взимают с российских и иностранных организаций. Со вторых налог взимают в случае, если они ведут бизнес на территории РФ через постоянные представительства или получают прибыль от источников в России.

Налогоплательщики налога на прибыль перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ.

Некоторые организации могут не платить налог. Например, если используют спецрежимы УСН и ЕСХН или являются плательщиками налога на игорный бизнес. Участники проекта «Инновационный центр «Сколково» также могут не платить налог на прибыль.

Как рассчитать налог на прибыль

Рассчитывают налог на основе дохода от деятельности организации. Конечная сумма получается после всех вычетов, льгот и скидок.

Что входит в объект налогообложения

Доходы — это общая выручка организации от основной деятельности и всех дополнительных. При расчёте доходы учитываются без НДС и акцизов.

Источником доходов может быть реализации товаров, работ и услуг. Но есть и внереализационные доходы, которые не указаны в ст. 249 НК РФ. Внереализационные доходы — это, например, сдача помещения в аренду или получение процентов от банковских вкладов.

Расходы — это все затраты организации, которые подтверждены документально. Как и доходы, они могут быть реализационными и внереализационными. Первые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и работ. Вторые не связаны с ними напрямую — это, опять же, могут быть проценты, но в этот раз не по вкладам, а по кредитам. Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 НК РФ.

Реализационные расходы могут быть как прямыми, так и косвенными. К прямым относят материальные расходы, суммы амортизации по основным средствам и расходы на оплату труда работников. Косвенные реализационные расходы — это все затраты, не относящиеся к прямым.

Как рассчитать налог

Расчёт производится на основе доходов и расходов по итогам отчётного периода. В случае с налогом на прибыль отчётным периодом является один календарный год.

Вычислять сумму налога можно двумя различными способами. При использовании метода начисления даты признания доходов/расходов не зависят от фактических дат поступления средств и оплаты расходов, а признаются в отчётном периоде. При использовании кассового метода признаются фактические даты доходов / расходов.

Формула для расчёта выглядит следующим образом:

Налог на прибыль = Налоговая база × Ставка налога

Налогоплательщик должен самостоятельно составить расчёт налоговой базы в соответствии со cт. 315 НК РФ. Расчёт должен включать в себя:

  1. Период определения налоговой базы.
  2. Сумма доходов от реализации.
  3. Сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации.
  4. Прибыль (убыток) от реализации.
  5. Сумма внереализационных доходов.
  6. Сумма внереализационных расходов.
  7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
  8. Итого налоговая база за отчётный период.

Из налоговой базы нужно вычесть сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ.

Важно : для разных основной и всех специальных ставок налоговая база определяется отдельно.

Ставки налога на прибыль в 2021 году

Основная ставка

Размеры налоговых ставок установлены в ст. 284 НК РФ. Основная ставка налога на прибыль в 2021 году составляет 20 %, 3 % из которых идут в Федеральный бюджет, а 17 % в региональный.

Для некоторых налогоплательщиков ставка может быть понижена вплоть до 12,5 % законами субъектов РФ. Ставка может быть ещё ниже: налогоплательщики, которые могут воспользоваться льготой перечислены в п. 1 и п. 1.7 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 284.1 НК РФ, п. 3 ст. 284.3 НК РФ, п. 1.8 ст. 284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ.

Специальные ставки

Специальные ставки другой процент и другое распределение между Федеральным и Региональным бюджетом.

На прибыль по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, сведения о которых не были предоставлены налоговому агенту, действует налоговая ставка 30 % . Проценты, полученные владельцами государственных, муниципальных и иных ценных бумаг облагаются налогом в размере 15 % .

Есть много других специальных ставок, включая ставки, равные 0 % . Например, нулевая ставка может быть применена к прибыли организаций — участников региональных инвестиционных проектов.

Что поменялось в ставках по налогу на прибыль в 2021 году

С 1 января 2021 года ставка налога на прибыль для некоторых налогоплательщиков изменена.

Производители печатной продукции теперь могут уменьшить налоговую базу на 30 % стоимости бракованной продукции. До вступления в силу Федерального закона от 15.10.2020 № 323-ФЗ, они могли уменьшить базу только на 10 % .

Для IT-компаний и производителей электронной продукции порядок налогообложения также был изменён. Компании могут воспользоваться льготой, при которой налоговая ставка будет равняться 3 % .

Чтобы применять пониженную ставку, организации должны следовать следующим правилам :

  1. Доля доходов от основного вида деятельности должна составлять не менее 90 %.
  2. Количество работников, занятых этой деятельностью, должно быть не менее 7 человек.
  3. IT-компании должны иметь государственную аккредитацию, а производители электроники включены в специальный реестр.

Распределение основной ставки между Федеральным бюджетом ( 3 % ) и бюджетом Субъекта РФ ( 17 % ) сохранится до 2024, а затем будет изменено на 18 % и 2 %. В 2017-2022 регионы могут понижать ставку до 12,5 % , а затем смогут только до 13,5 % .

C 1 января вступили в силу поправки, которые устанавливают не только пониженные ставки на налог на прибыль. Льготные тарифы можно применять также к страховым взносам (пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ) и налогу на добавленную стоимость (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Подверглась изменениям и форма отчётности — декларации по налогу на прибыль за 2020 год нужно подавать с учётом нововведений.

Сдать электронную отчётность поможет сервис « Астрал Отчёт 5.0 ». Программа позволяет отправлять документы по актуальным формам из любого места, где есть доступ к интернету.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

На уровне федерального законодательства выделено четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственного типа, технико-внедренческого типа, портовые ОЭЗ и туристско-рекреационного типа (ст.4 Закона об ОЭЗ).

В России всего 9 особых экономических зон промышленно-производственного типа (далее – «ОЭЗ ППТ»), которые расположены в следующих субъектах:

- Астраханская область (ОЭЗ ППТ «Лотос»);

- Калужская область (ОЭЗ ППТ «Калуга»);

- Липецкая область (ОЭЗ ППТ «Липецк»);

- Московская область (ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат»);

- Псковская область (ОЭЗ ППТ «Моглино»);

- Республика Татарстан (ОЭЗ ППТ «Алабуга»);

- Самарская область (ОЭЗ ППТ «Тольятти»);

- Свердловская область (ОЭЗ ППТ «Титановая долина»);

- Тульская область (ОЭЗ ППТ «Узловая»).

В отношении налога на прибыль ч.1 ст.284 НК РФ указано, что для организаций – резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

Частью же 1.2-1 ст.284 НК РФ установлено, что для резидентов ОЭЗ ППТ налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему включению в бюджет, устанавливается в размере 2 процентов (раньше было 3% до изменений, внесенных ФЗ от 27.11.2017г № 348-ФЗ).

Предлагаю рассмотреть в алфавитном порядке по названию субъекта РФ то, каким образом региональные законодатели установили ставки по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ ППТ.

Астраханская область (ОЭЗ ППТ «Лотос»)

Законом Астраханской области от 16.11.2009г. № 83/2009-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль для организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (пп.5 п.1 т.3) установлены следующие ставки для резидентов ОЭЗ на территории Астраханской области при условии раздельного учета:

- ставка налога на прибыль понижается на 18 пунктов в течение 10 последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором налогоплательщиком впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению

- ставка налога на прибыль понижена на 10 процентных пунктов – в последующие годы.

То есть в итоге резидент ОЭЗ платит 2% в первые 10 лет с момента получения налогоблагаемой прибыли 12 % - в оставшийся период.

Калужская область (ОЭЗ ППТ «Калуга»)

Налог на прибыль для резидентов ОЭЗ, находящихся на территории Калужской области, регулируются Законом Калужской области от 29.12.2009г. № 621-ОЗ «О пониженной ставке налога на прибыль организаций, подлежащих зачислений в областной бюджет для отдельных категорий налогоплательщиков».

Статьей 5.1. данного закона установлены следующие ставки:

- для резидентов ОЭЗ, осуществляющих любой из следующих видов экономической деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения; производство машин и оборудования; производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей; производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств (объем выручки от этой деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ).

0% - первые 5 лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 2 %);

3% - с 6 по 9 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 5 %);

5% - с 9 по 11 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 7 %);

8% - с 12 по 13 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 10 %);

10% - с 14 по 15 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 12 %);

13,5% - с 16 года с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки – 15,5 %);

Для остальных категорий резидентов ОЭЗ:

5% - первые 10 лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 7 %)

9% - с 11 по 15 года с момента предоставления статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 11 %);

13,5% - с 16 года с момента предоставления статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки – 15,5 %).

Стоит отметить, что текстовка прежней редакции закона в части ставок для резидентов ОЭЗ была неудачной: так для указанных видов деятельности были установлены те же самые ставки, но сроки их применения были иными: ставка 0% применялась до 31 декабря 2017г., 3 % - с 1 января 2018г. по 31 декабря 2020г.; 5% - на период с 1 января 2021 по 31 декабря 2017г. и т.д.; а для остальных резидентов ОЭЗ ставка в 5 % - до 31 декабря 2022г.; 9% - с 1 января 2023г. по 31.12.2026г. и т.д.

Несмотря на то, что на момент изменения закона конкретные даты данных сроков не наступили, подобный подход к установлению сроков негативно влиял на решение организации вопроса о получении статуса резидента ОЭЗ в Калужской области, т.к. чем позже организация получала этот статус, тем меньше был срок на конкретные налоговые ставки, а в дальнейшем он вообще не наступал для резидента ОЭЗ. В связи с этим действующую редакцию можно признать более удачной.

Вместе с тем неудачным представляется то, что в действующей редакции срок начала течения налоговых периодов для определения соответствующей ставки считается с момента получения статуса резидента ОЭЗ, а не с момента получения прибыли, поскольку при следует учитывать, что получения статуса резидента ОЭЗ еще не означает начало производства и получение прибыли. Между этими событиями может быть разница и в несколько лет. Исходя из этого подход, выбранный в Астраханской области – исчислять с налогового периода, в котором была получена налогооблагаемая прибыль - представляется более инвестиционно привлекательным.

Липецкая область (ОЭЗ ППТ «Липецк»)

В законодательстве Липецкой области помимо ОЭЗ, регулируемых федеральным законом, предусмотрены Законом Липецкой области от 18.08.2006г. № 316-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня» ОЭЗ регионального уровня. Для участников ОЭЗ регионального уровня установлены отдельные ставки налога на прибыль.

Для резидентов ОЭЗ ППТ федерального уровня ч.2 ст.2 Закона Липецкой области о 29.05.2008г. № 151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет» установлено, что при раздельном учете:

0% первые пять лет с момента получения прибыли, а в случае выпуска экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции, если доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 50 процентов, сроком на семь леи с момента получения прибыли (т.е. 2% с учетом федеральной ставки);

5% - с шестого по десятый год с момента получения прибыли (т.е. 7% с учетом федеральной ставки);

13,5% (12,5% в 2017-2020 годах) – по истечении десяти лет с момента получения прибыли (т.е. 15,5% с учетом федеральной ставки).

Как отмечалось выше - инвестиционно привлекательным является наало течения сроков не с момента получения статуса резидента, а с момента получения прибыли.

от 29 декабря 2009 года N 621-ОЗ

О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков и об установлении права на применение инвестиционного налогового вычета

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 24 декабря 2009 г. N 1512

Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков и право на применение инвестиционного налогового вычета.

В целях реализации настоящего Закона инвесторами признаются организации, являющиеся налогоплательщиком налога на прибыль организации, реализующие (реализовавшие) на территории Калужской области инвестиционный проект в форме капитальных вложений с использованием собственных и (или) привлеченных средств.

1. Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается для инвесторов, реализующих (реализовавших) инвестиционные проекты на территории Калужской области, в следующих размерах для следующих категорий налогоплательщиков:

1.1. Налоговая ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 13,5 процента.

Право на применение пониженной налоговой ставки, установленной в соответствии с настоящим подпунктом, имеют инвесторы, реализующие (реализовавшие) инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов, и осуществившие в течение первых трех лет начиная с даты начала срока реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в следующих объемах в течение следующего количества последовательных налоговых периодов:

Суммарный объем фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта (млн. рублей)

Период применения пониженной налоговой ставки (количество последовательных налоговых периодов)

От 100 до 500 включительно

Свыше 500 до 1000 включительно

Свыше 1000 до 2000 включительно

При достижении инвестором, реализующим (реализовавшим) инвестиционный проект, включенный в реестр инвестиционных проектов, в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта суммарного объема капитальных вложений, позволяющего применять пониженную налоговую ставку в течение большего количества последовательных налоговых периодов, пониженная налоговая ставка предоставляется на количество налоговых периодов, уменьшенных на количество налоговых периодов, в течение которых пониженная налоговая ставка уже применялась.

1.2. Налоговая ставка налога на прибыль организаций устанавливается в следующем размере на следующее количество последовательных налоговых периодов:

Период применения пониженной налоговой ставки (количество последовательных налоговых периодов)

Право на применение пониженной налоговой ставки в соответствии с настоящим подпунктом имеют инвесторы, реализующие (реализовавшие) инвестиционный проект, который включен в реестр инвестиционных проектов, отвечающие одновременно следующим требованиям:

1) осуществившие в течение первых трех лет начиная с даты начала срока реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в сумме от 3000 млн. рублей (включительно) и более;

2) осуществляющие виды экономической деятельности, которым в соответствии с Законом Калужской области "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области" государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке.

При достижении инвестором, реализующим (реализовавшим) инвестиционный проект, включенный в реестр инвестиционных проектов, применившим пониженную налоговую ставку в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего пункта, в течение первых трех лет начиная с даты начала срока реализации инвестиционного проекта суммарного объема капитальных вложений, позволяющего применить пониженную налоговую ставку, установленную подпунктом 1.2 настоящего пункта, и осуществлении видов экономической деятельности, которым в соответствии с Законом Калужской области "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области" государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке, пониженная налоговая ставка предоставляется на количество налоговых периодов, уменьшенных на количество налоговых периодов, в течение которых пониженная налоговая ставка уже применялась.

1.3. Утратил силу с 1 января 2016 года. - Абзац второй статьи 6 данного документа.

1.5. Налоговая ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 13,5 процента до 1 января 2023 года.

Право на применение пониженной налоговой ставки в соответствии с настоящим подпунктом имеют инвесторы, отвечающие одновременно следующим требованиям:

- реализующие (реализовавшие) инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов, выручка от реализации произведенных товаров которых в соответствии с кодами видов экономической деятельности 34.10.2 и 50.10.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (суммарно по обоим кодам) или с кодами видов экономической деятельности 29.10.2 и 45.11.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (суммарно по обоим кодам) в общем объеме выручки от реализации произведенных товаров (работ, услуг) за налоговый (отчетный) период составляет не менее 70 процентов;

- достигшие по итогам двух налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором впервые заявлена льгота в соответствии с настоящим подпунктом, среднегодового уровня локализации не менее 45 процентов производства, рассчитанного в соответствии с приложением N 1 к Порядку, определяющему понятие "промышленная сборка" и устанавливающему применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов, утвержденному приказом Минэкономразвития России N 73, Минпромэнерго России N 81, Минфина России N 58н от 15.04.2005.

Основанием применения льготы в соответствии с настоящим подпунктом является заключение уполномоченного органа исполнительной власти Калужской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере поддержки субъектов инвестиционной деятельности, о среднегодовом уровне локализации не менее 45 процентов производства.

Порядок выдачи заключения, установленного абзацем пятым настоящего подпункта, утверждается приказом уполномоченного органа исполнительной власти Калужской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

2. Исключение инвестора из реестра инвестиционных проектов Калужской области является основанием для прекращения применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной настоящим Законом.

3. В целях применения положений подпунктов 1.1 и 1.2 настоящей статьи датой начала срока реализации инвестиционного проекта признается дата принятия решения о включении инвестора в реестр инвестиционных проектов. Для инвесторов, подписавших соглашение с Правительством Калужской области о сотрудничестве (инвестиционное соглашение) до вступления в силу Закона Калужской области от 25.10.2012 N 333-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области", датой начала срока реализации инвестиционного проекта признается дата подписания такого соглашения, если иная дата не установлена соглашением о сотрудничестве (инвестиционным соглашением) с Правительством Калужской области.

Для инвесторов, выручка от реализации произведенных товаров которых в соответствии с кодом вида экономической деятельности 24.4 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 или 21 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014) в общем объеме выручки от реализации произведенных товаров (работ, услуг) за налоговый (отчетный) период составляет не менее 70 процентов, датой начала срока реализации инвестиционного проекта признается дата, предшествующая двухлетнему периоду до даты получения лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности.

4. При правопреемственности в случае реорганизации юридического лица новый инвестор включается в реестр инвестиционных проектов. При этом датой начала срока реализации инвестиционного проекта признается дата начала срока реализации инвестиционного проекта юридического лица, которое было реорганизовано.

5. Инвестор имеет право заявить пониженную налоговую ставку, установленную подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящей статьи, в течение четырех последовательных налоговых периодов с даты начала срока реализации инвестиционного проекта.

Данное ограничение не распространяется на инвесторов, выручка от реализации произведенных товаров которых в соответствии с кодом вида экономической деятельности 24.4 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 или 21 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014) в общем объеме выручки от реализации произведенных товаров (работ, услуг) за налоговый (отчетный) период составляет не менее 70 процентов.

6. Течение срока применения пониженной налоговой ставки начинается с 1-го числа налогового периода, за который была заявлена пониженная налоговая ставка в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2 и 1.5 пункта 1 настоящей статьи, и заканчивается по истечении установленного периода применения пониженной налоговой ставки.

Для применения пониженной налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, инвесторы должны отвечать одновременно следующим требованиям (если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона):

Читайте также: