Устранение двойного налогообложения по налогу на имущество организаций

Опубликовано: 04.05.2024

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Существует ФЗ «О налогообложении». Согласно его пунктам, доход, приобретенный в других государствах, входит в состав налогооблагаемой базы в родной стране. Зарубежные средства засчитываются в объеме, который используется при расчете налогов. При этом нужно придерживаться некоторых правил. В частности, суммы, которые учитываются при налогообложении, не должны превышать сумму обязательного налога, перечисляемого в РФ.

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/11156@ от 10.07.2020

ФНС России в письме от 10.07.2020 г. № БС-4-21/11156@ разъясняет о порядке зачета при уплате налога на имущество в Российской Федерации в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории иностранного государства.

Обратите внимание, что данные разъяснения ФНС направила нижестоящим налоговым инспекциям для применения при налоговых проверках.

Налог на имущество по зарубежным объектам

Налоговая база в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Статьей 385 НК РФ установлено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Российские организации, имеющие недвижимость за рубежом, могут платить налог в иностранном государстве, при этом имея возможность избежать двойного налогообложения при уплате налога в России путем зачета. Порядок проведения зачета указанных сумм регламентируется статьей 386.1 НК РФ.

Таким образом, налог на имущество по объекту недвижимости, расположенному за пределами РФ, уплаченному в другом государстве, можно зачесть при уплате налога в России.

ФНС России в комментируемом письме разъясняет, если российская организация имеет несколько объектов недвижимого имущества на территории иностранного государства, то зачет уплаченной в таком государстве суммы налога производится по каждому объекту недвижимого имущества отдельно при уплате налога на имущество организаций в Российской Федерации.

Как подтвердить уплату?

Для зачета налога на имущество российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет и документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).

Эти документы подаются в налоговый орган по месту нахождения российского налогоплательщика вместе с налоговой декларацией за период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.

Сумма к зачету не должна превышать размера налога на имущество, исчисленного в соответствии с российскими нормами. То есть уменьшается та сумма налога, которая рассчитана в отношении конкретного имущества.

Так, к декларации вам нужно будет приложить:

заявление о зачете;

документ, подтверждающий уплату налога в иностранном государстве, заверенный налоговым органом этого государства.

Заявление о зачете составляется в произвольной форме, поскольку никаких особых требований для него не утверждено.

Документ, подтверждающий уплату налога за рубежом, оформляется в соответствии с правилами иностранного государства. Особой формы российским законодательством для него также не установлено. Он может быть будет составлен на иностранном языке, поэтому перед направлением его в налоговые органы необходимо перевести его на русский язык.

Официальные документы, исходящие от иностранных государств, должны быть легализованы (т.е. на данных документах должны быть засвидетельствованы подписи в качестве подлинных). Если же соответствующее иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.1961 года, то на данных документах достаточно проставление апостиля.

Если налог не уплачен

Если налог на недвижимость в другом государстве не уплачивался, то считать его нужно исходя из налоговой базы в виде среднегодовой стоимости и ставки налога, установленной законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса по месту нахождения организации в РФ.

Среднегодовая (средняя) стоимость недвижимости рассчитывается исходя из остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухучета. Остаточная стоимость ОС на отчетную дату формируется исходя из первоначальной стоимости и начисленной в период его эксплуатации амортизации. Сумма амортизации устанавливается исходя из срока полезного использования ОС.

Напомним, что с 2020 года авансовые расчеты по налогу на имущество организаций подавать не нужно. Однако обязанность платить ежеквартальные авансовые платежи по налогу на имущество за организациями остается. Сроки уплаты авансовых платежей, также как и срок уплаты годового налога, устанавливают региональные власти. То есть в разных регионах могут различаться и сроки уплаты авансовых платежей.

Обратите внимание: срок сдачи декларации по налогу на имущество организаций за 2019 был перенесен на 30 июня 2020 года, согласно мерам поддержки налогоплательщиков, принятым на период пандемии.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

5.2 Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Плательщики налога . К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

  • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
  • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

  • применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • стоимость актива не менее 10 000 руб.;
  • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Не признается объектом налогообложения земля.

Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Ставки налога . Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых), а также иных товаров по перечню, Утверждаемому Правительством РФ);
  • учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;
  • организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  • организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
  • организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (перечень указанного имущества утверждается Правительством РФ);
  • организации — в отношении космических объектов;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество государственных научных центров;
  • организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.

Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

Налоговый и отчетный периоды . Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей . Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

Элементы налогообложения налогом на имущество организаций установлены главой 30 Налогового кодекса РФ (далее - НК) и Законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674.

Налогоплательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (п.1 ст. 373 НК).

Объект налогообложения для российских организаций

Объекты налогообложения определены в п. 1 ст. 374 и ст. 377 НК. К ним относятся движимое и недвижимое имущество:

а) учитываемое на балансе организации в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета основных средств, в том числе имущество:

- переданное во временное владение, в пользование, распоряжение;

- внесенное в совместную деятельность;

- полученное по концессионному соглашению;

б) приобретенное или созданное в процессе совместной деятельности (пропорционально вкладу налогоплательщика в простое товарищество).

Правила бухгалтерского учета объектов основных средств установлены:

- ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;

- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. № 91н.

Унифицированные формы для учета основных средств утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003г. № 7.

Не признаются объектами налогообложения на основании пп.1 п. 4 ст. 374 НК:

- иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Налоговая база по налогу на имущество организаций (п.1 ст. 375 НК) исчисляется как среднегодовая остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам, установленным бухгалтерской учетной политикой организации.

В бухгалтерской учетной политике организации определяют:

- способ начисления амортизации по группам основных средств;

- порядок переоценки групп основных средств;

- стоимостной критерий для активов (но не более 40 000 руб.), которые отражаются в составе материально-производственных запасов.

Если начисление амортизации по объекту основных средств правилами бухгалтерского учета не предусмотрено, то остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта и суммой начисленного за балансом износа.

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 не подлежат амортизации:

- используемые для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объекты основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объекты основных средств некоммерческих организаций. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом;

- объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Правила исчисления налоговой базы и уплаты налога

Согласно п. 1 ст. 376 НК налоговая база исчисляется отдельно в отношении имущества:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;

- по каждому объекту недвижимости, находящемуся вне места нахождения организации или обособленного подразделения на отдельном балансе.

Согласно п. 2 ст. 376 НК для объекта недвижимости, находящегося на территориях разных субъектов РФ, налоговая база в части каждого субъекта определяется пропорционально приходящейся на этот субъект балансовой стоимости объекта.

Порядок уплаты налога установлен статьями 384, 385 НК. Налог уплачивается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ в бюджет по местонахождению:

б) каждого обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;

в) каждого объекта недвижимости (если объект находится вне места нахождения организации или обособленного подразделения с отдельным балансом).

Отчетный и налоговый периоды

Согласно ст. 379 НК налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами по налогу являются первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Расчет авансового платежа за отчетный период

Формула для исчисления налоговой базы за отчетный период (п. 4 ст. 376 НК):

Sn – средняя стоимость основных средств за отчетный период,

n – количество месяцев в отчетном периоде,

OSk – остаточная стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного периода, а также первого месяца, следующего за отчетным периодом.

Сумма авансового платежа, подлежащего уплате за отчетный период, определяется по формуле (п. 4 ст. 382 НК):

А n – сумма авансового платежа за отчетный период,

Sn – налоговая база за отчетный период (средняя стоимость основных средств за отчетный период),

P – ставка налога на имущество.

Расчет налога за налоговый период

Формула для исчисления налоговой базы за налоговый период п.4 ст. 376 НК):

S – средняя стоимость основных средств за налоговый период,

OSk – остаточная стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца налогового периода,

OSd – остаточная стоимость основных средств на 31 декабря (последнее число налогового периода).

Формула для исчисления суммы налога (п. 1 ст. 382 НК):

N – сумма налога за год,

S – налоговая база за налоговый период (средняя стоимость основных средств за налоговый период),

P – налоговая ставка по налогу на имущество.

Определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период (п. 2 ст. 382 НК):

Ny – сумма налога к уплате,

N – сумма исчисленного за год налога,

А1 – сумма аванса, исчисленного за 1 квартал,

А2 – сумма аванса, исчисленного за полугодие,

А3 – сумма аванса, исчисленного за 9 месяцев.

Согласно ст. 380 НК налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ, но не выше 2,2%.

Перечень организаций и имущества, освобождаемых от налога на имущество, приведен в статье 381 НК РФ. Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные к этому перечню льготы.

Налог в Красноярском крае

Элементы налогообложения налогом на имущество организаций, регулируемые Законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674, приведены в таблице 1.

1. Общая налоговая ставка – 2,2%;

2. Пониженные налоговые ставки и условия их применения установлены пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона:

- 1,1% - для организаций, осуществляющих добычу сырой нефти и природного газа, производство нефтепродуктов, инвестиционную деятельность,

- 0,5% - по имуществу аптечных организаций и учреждений, осуществляющих фармацевтическую деятельность по изготовлению и льготному отпуску лекарственных средств, либо осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ,

- 0,5% - в отношении воздушных судов, авиадвигателей и наземной авиационной техники,

- пониженные налоговые ставки (0,5% и 0,1%) и льготы для организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов по производству и розливу пива в металлическую банку, установлены пунктом 4 статьи 2 Закона

Перечень организаций, освобожденных от уплаты налога, и условия применения льготы приведены в пунктах 3 и 5 ст.2 Закона. Этот перечень действует как дополнение к перечню льготируемых организаций и имущества, установленному статьей 381 НК

Платежи и отчетность

Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности по налогу на имущество организаций представлены в таблице 2.

Читайте также: