Налог на прибыль госконтракт

Опубликовано: 08.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие установлены льготы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по государственному контракту (для заказчика и исполнителя)? Как правильно воспользоваться коэффициентом 1,5 для признания расходов? Каково налогообложение результатов НИОКР, безвозмездно переданных заказчиком (головным исполнителем) соисполнителям?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчики и исполнители, участвующие в осуществлении НИОКР по государственному контракту, имеют право на ряд льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль организаций. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

НДС

На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- НИОКР, осуществляемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. При этом данная льгота применяется, если в состав НИОКР включаются:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746, от 16.10.2008 N 19-11/97139).
Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений по видам и типам организаций, то есть применять освобождение от НДС по этому основанию вправе любые организации, не только образовательные или научные (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-07/4620).
По нашему мнению, возможное освобождение выручки от осуществления НИОКР от НДС имеет значение прежде всего для исполнителей.

Налог на прибыль

Действующая редакция главы 25 НК РФ предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Следует отметить, что НК РФ не содержит специальных определений понятий "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы", "технологические работы", "научные исследования", "опытно-конструкторские разработки" и "научно-техническая деятельность". Следовательно, упомянутые понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74491).
В письме Минфина России от 12.01.2018 N 03-07-07/806 указано, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в ст. 2 этого закона, могут быть использованы в том числе в целях применения налогового законодательства.
1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются в порядке, установленном в ст. 262 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на НИОКР, предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял (п. 7 ст. 262 НК РФ, письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-01-10/36226).
Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ были уточнены правила учета расходов на НИОКР. В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень).
Расходы по этим исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат (или включаются в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ), с применением повышающего коэффициента 1,5 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены НИОКР или (и) их отдельные этапы (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Поскольку на основании ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, к расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся фактические расходы с коэффициентом 1,5, а также суммы, превышающие 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@).
Если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).
Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента (если п. 8 ст. 262 НК РФ не предусмотрено иное). Отчет представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным к структуре оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ). О формах и форматах представления отчета смотрите в письмах Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/23, письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@.
Конкретного перечня документов, прилагаемых к упомянутому выше отчету, законодательными и нормативными документами не утверждено.
Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета на соответствие НИОКР Перечню. Эту экспертизу могут провести:
- государственные академии наук;
- федеральные и национальные исследовательские университеты;
- государственные научные центры;
- национальные исследовательские центры;
- федеральные центры науки и высоких технологий.
Если отчет о НИОКР не представлен в налоговый орган (или отсутствует в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствуют сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей ГИС), расходы на их выполнение учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента (седьмой абзац п. 8 ст. 262 НК РФ).
Порядок учета расходов на НИОКР, установленный ст. 262 НК РФ, не распространяется на случаи, если затраты производят организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Названные расходы рассматриваются ими как затраты на осуществление ими деятельности, направленной на получение доходов, то есть учитываются в общем порядке (п. 10 ст. 262 НК РФ).
Таким образом, льготой в виде использования коэффициента 1,5 могут воспользоваться только заказчики НИОКР.
2. С 2018 года на основании ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий (инвестиционный налоговый вычет). Инвестиционный вычет может быть применен к основным средствам со сроком полезного использования более 3 лет до 20 лет включительно, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно.
Субъект РФ может установить дополнительные ограничения на использование вычета по категориям основных средств, к которым применяется вычет (пп. 4 п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Право на вычет предоставляют регионы.
По нашему мнению, инвестиционным налоговым вычетом может воспользоваться организация - исполнитель НИОКР при условия осуществления ей инвестиций.
3. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.
Если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет использоваться в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Данным коэффициентом может воспользоваться организация-исполнитель, эксплуатирующая упомянутые основные средства.
4. С 2019 года согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-03-07/86666).
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р (действует в редакции распоряжения Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р).
Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.
Очевидно, что специальным коэффициентом могут воспользоваться исполнители, эксплуатирующие такое технологическое оборудование.
5. Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Таким образом, исключительные права, отвечающие условиям, установленным пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе доходов для целей расчета налога на прибыль (письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-03-06/1/44607, от 07.12.2016 N 03-03-06/3/73024).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что доходы в виде безвозмездно полученных исключительных прав не учитываются организацией-исполнителем только в том случае, если получены непосредственно от государственного заказчика, а не от головного исполнителя.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
    Конкурс С момента размещения протокола
    1 Открытый конкурс 10 дней
    2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
    3 Конкурс в два этапа 10 дней
    4 Закрытый конкурс 10 дней
    5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
    6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
    Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
    1 Электронный аукцион 5 дней
    2 Открытый аукцион 10 дней
    Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

    Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

    Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

    Плательщики налога

    В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

    • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
    • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

    В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

    • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
    • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

    Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

    Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

    Налог на прибыль Объект налогообложения

    Доходы Классификация доходов

    Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

    Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

    Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

    Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

    Внереализационные доходы.

    Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

    • от долевого участия в других организациях;
    • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
    • от сдачи имущества в аренду;
    • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
    • и т.д.

    Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

    Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

    • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
    • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
    • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
    • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
    • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

    Расходы.

    Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

    Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

    — Прямые (ст. 318 НК РФ):

    • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
    • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
    • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

    — Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

    все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

    Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

    • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
    • проценты по долговым обязательствам;
    • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
    • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
    • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
    • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
    • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

    Прямые расходы

    ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

    Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

    Сумма косвенных расходов

    на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

    Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

    Налог на прибыль Расчет

    При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

    Метод начисления.

    При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

    Порядок признания доходов:

    • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
    • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
    • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

    Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

    • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
    • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

    Порядок признания расходов:

    Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

    Датой осуществления материальных расходов признается:

    • дата передачи в производство сырья и материалов;
    • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

    Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

    • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
    • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

    Кассовый метод.

    При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

    Порядок определения доходов и расходов

    • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
    • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

    Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

    Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

    Налог на прибыль Порядок расчета

    Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

    Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

    В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

    • период, за который определяется налоговая база;
    • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
    • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
    • прибыль (убыток) от реализации;
    • сумму внереализационных доходов;
    • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
    • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
    • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

    По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

    Основная ставка

    2% — в федеральный бюджет

    18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

    Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

    Налоговый период. Отчетный период

    Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

    Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

    Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

    Налоговый период- год.

    Налоговая декларация

    Налоговая декларация предоставляется:

    • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
    • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

    Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

    Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

    • по месту нахождения организации;
    • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей

    Наименования платежей Сроки уплаты
    Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
    Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
    — уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
    — уплачиваемые ежеквартально
    — Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
    — Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
    Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
    Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

    Налоговый учет

    Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

    Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

    Подтверждением данных налогового учета являются:

    • первичные учетные документы;
    • аналитические регистры налогового учета;
    • расчет налоговой базы.

    Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

    Особенности регионального законодательства

    Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

    Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

    Ставки налога, декларация, отчетность

    Этот материал обновлен 20.04.2021

    Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

    Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

    Кто платит налог

    Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

    Кто не платит

    Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

    1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
    2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

    Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

    1. Работают в сфере игорного бизнеса.
    2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

    Имеют право на ставку 0% компании, которые:

    1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
    2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
    3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
    4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
    5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

    Виды доходов и расходов

    К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

    1. От реализации товаров, работ, услуг.
    2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
    3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

    Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

    Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

    Cтавки налога на прибыль в 2021 году

    Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

    Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

    Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

    Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

    1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
    2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

    Порядок расчета налоговой базы

    Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

    Прибыль компании считают по-разному.

    Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

    Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

    Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

    Налоговый и отчетный периоды

    Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

    В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

    Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

    Декларация по налогу на прибыль организаций

    Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

    По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

    Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

    Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

    В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

    Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

    Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

    Как рассчитать налог на прибыль организаций

    Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

    1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
    2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
    3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
    4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
    5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

    Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

    Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

    Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

    Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

    Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

    Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

    И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

    Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Госзакупки


    1 августа 2019 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление № 1001, согласно которому квота малого бизнеса в закупках госкомпаний увеличена с 18% до 20%. Мера направлена на поддержание роста доли малого предпринимательства в экономике.

    После принятия Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупки осуществляются посредством проведения запросов котировок, электронных аукционов и прочих процедур, обеспечивающих прозрачность конкурентной борьбы поставщиков. Контрактная система создавалась для исключения коррупции при госзакупках.

    Исполнение контрактов для предпринимателя требует определенных ресурсов на входе. Поскольку в большинстве случаев авансирование не предусмотрено, предпринимателю нужно:

    • иметь собственные средства для исполнения контракта на закуп материалов, выплату заработной платы, своевременное перечисление налогов, и прочих текущих расходов;
    • перечислить от 5% до 30% начальной цены контракта в обеспечение его исполнения в соответствии с п. 6 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ — не от выигранной цены, а от максимальной на старте торгов!
    Есть альтернатива перечислению обеспечительного платежа — получение банковской гарантии. Оформить ее не сложно, но это стоит денег. Плюс, как и в случае с оформлением кредита, требуются удовлетворяющие банк финансовые показатели отчетности.

    В теории, для успешно работающего малого предприятия выиграть госконтракт реально. Государство точно заплатит, поэтому на бумаге это хороший способ заработать. Будь белым и эффективным — работай на государство. Но на практике не все так радужно.

    Дела возбуждаются по разным основаниям:

    • превышение должностных полномочий — ст. 286 УК РФ;
    • халатность — ст. 293 УК РФ;
    • получение взятки — ст. 290 УК РФ;
    • подкуп работника контрактной службы — ст. 200.5 УК РФ;
    • мошенничество — ст. 159 УК РФ.
    Какое обвинение предъявят правоохранители — вопрос не принципиальный.

    Сценарий примерно один и тот же. Сначала исполнителю предложат сознаться в даче взятки должностному лицу Заказчика. Затем, когда исполнитель откажется — взяток же не было, обвиняемым по уголовному делу станет он сам. Понять правоохранителей можно — им нужно повышать раскрываемость.

    Но в последнее время создается впечатление, что посыл обвинения часто сводится к простой мысли: исполнитель по госконтракту не имеет права получать прибыль. То есть прибыль, полученная по госконтракту, равна сумме ущерба бюджету. А для сбора надлежащих доказательств достаточно либо найти «правильного» эксперта, либо получить мнение конкурента, что товар, работу, услугу можно получить дешевле.

    Очень надеюсь, что я ошибаюсь. Ведь с точки зрения предпринимательской деятельности, которая направлена на систематическое получение прибыли, себестоимость исполнения контракта не может быть равна его цене. Если предприниматель работает эффективно, прибыль неизбежна, в том числе и от госконтрактов. Ради нее предприниматель и работает.

    Чтобы после исполнения работ по госконтракту не столкнуться с претензиями правоохранители, советуем максимально соблюдать меры предосторожности. Они просты как правила личной гигиены:

    • закупать товар у официальных поставщиков, стабильно работающих на рынке;
    • нанимать подрядчиков, у которых в штате есть сотрудники соответствующей квалификации, а в собственности или аренде спецтехника;
    • привлекать экспертов, которые смогут подтвердить объемы выполненных работ и оказанных услуг, а также пояснить расчеты по заработной плате;
    • ни в коем случае не пользоваться услугами «обнальщиков», даже если вы применяете спецрежим и налоговых рисков не усматриваете.
    Чем больше подтверждающих документов вы представите в случае проведения доследственной проверки, тем прозрачнее и понятнее будет ваш бизнес для представителей закона. А это значит больше шансов, что проверка не перейдет в уголовное дело.

    В предпринимательской среде популярна шутка: «Отсутствие у твоего делового партнера судимости свидетельствует о его низкой деловой активности». К сожалению, в этой фразе лишь доля шутки. Предприниматели в наше время — это люди, которые постоянно находятся в зоне риска. Они рискуют всем, в том числе свободой.

    Читайте также: