Положение о государственном промысловом налоге

Опубликовано: 15.05.2024

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, в кон. XIX и 1-й трети XX в. – налог за право ведения предпринимат. деят-ти. Крупнейший прямой налог России нач. XX в. (см. Налоги).

В законодат-ве понятие «промысловый налог» появилось в результате реформы 1898, однако осн. черты этого налога сформировались раньше. Его предыстория начинается с тамож. пошлин в средневековой Руси, взимавшихся за право торговли внутри страны. В 1753–54 внутр. таможни были отменены. Манифест 17 марта 1775 установил для купцов особую систему обложения. Вместо подушной подати с них стали взимать налог в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Для каждой из 3 гильдий установили мин. капитал: 500, 1000, 10 тыс. руб. Запись в более высокую гильдию поощрялась особыми правами: 3-я гильдия – торговля в пределах города и уезда, 2-я – торговля по всей стране, 1-я – зарубеж. торговля. Как правило, купцы заявляли мин. капитал; т. о., процент. гильдейский сбор стал на деле не налогом с капитала, а сбором твердого размера за право торговли.

Гильдейская система 1775 относилась только к купцам и ограничивала торговлю крестьян. Положение изменил Павел I, к-рый установил для торгующих крестьян твердый сбор: 25 или 100 руб. в год в зависимости от размера торговли. Развивая эту линию, Александр I в 1812 установил для крестьян такую же систему, что для купцов: их обязали выбирать крест. торг. свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог. За свидетельство 1 рода (капитал 50 тыс.) взималось 2,5 тыс. руб., 2 рода (25 тыс.) – 1 тыс., 3 рода (8 тыс.) – 400, 4 рода (2 тыс., с 1821 – 4 тыс.) – 2, позднее – 5 %. Эта шкала отличалась от купеческой только наличием 4 разряда.

Постепенный рост гильдейских сборов (до 6–7 % с капитала) привел к тому, что мн. купцы воспользовались возможностью перейти в мещане. Право последних на производство «мелочного торга» оплачивалось только подушной податью. Отдельно торгующие дальние родственники или даже не родственники стали заявлять «семейный капитал». Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн руб. ассигнациями в 1813 до 9,5 млн в 1824.

В ответ 14 нояб. 1824 вышло «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Оно более четко определило права различ. групп торговцев и увеличило их число. Крест. свидетельства первых 4 разрядов (всего – 6) оказались дороже соотв. купеческих и мещанских: 2,6 тыс., 1,1 тыс., 400, 150 руб. против 2,2 тыс., 880 и 220 руб. для купцов (гильдейский сбор не только формально, но и фактически приобрел твердый размер). Мещан. свидетельства (2 разряда) стоили от 40 до 120 руб. (в зависимости от города). Появились свидетельства (от 40 до 80 руб.) и для прежде не облагавшихся приказчиков (торговцев, не имеющих капитала и работающих по найму). Важным новшеством реформы 1824 стало появление, помимо сборов за свидетельства, «билетов» на лавки. Купцы и крестьяне первых 3 разрядов получили право на 3 бесплатные лавки (за дополнительные приходилось платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности); мещане и крестьяне 4-го разряда – по 1 лавке; 5 и 6 крест. разряд обходились без лавок. Начав переносить налог с личности торговца на его дело, положение 1824 способствовало более точной оценке платежеспособности предпринимателей.

Рост торг. сборов в 1825 сменился новым упадком. Очеред. реформа воплотилась в Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 янв. 1863 (уточнено 9 февр. 1865). Принципы обложения сохранились: патент плюс билет. Но существовавшие прежде 3 параллельные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) свелись к одной. Купеч. гильдий осталось две: 1-я отныне обеспечивала право только опт. торговли по всей стране; 2-я – рознич. торговли в пределах города и его уезда. Оклад по 1-й гильдии остался единым (265 руб. серебром), по 2-й гильдии установили 5 разрядов в зависимости от местности (от 25 до 65 руб.). Крест. свидетельства уступили место промысловым: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактур. и колониал. товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещан. промыслы. Приказчичьи свидетельства 2 разрядов стоили от 5 до 20 руб. (только в местностях 1–3 классов). От класса местности зависела и цена билета на отд. заведения (от 2 до 30 руб.).

Ослабив сословный принцип в торг. обложении, реформа 1863–65 сохранила неравномерность обложения. Патент. система, с ее безразличием к размеру дохода, оказывалась для мелких предпринимателей гораздо тяжелее, чем для крупных. Билеты эту неравномерность не устраняли, т. к. плата за них составляла меньшую часть общего налога. В ответ 15 янв. 1885 появился закон «О дополнительном обложении промышленных и торговых предприятий сборами процентным и раскладочным». Процент. сбор (3 % с прибыли, с 1893 – 5 %) взимался с «отчетных» предприятий. В эту группу входили акцион. об-ва, обязанные каждый год публиковать отчеты и вести легко проверяемую бухгалтерию. Раскладочный сбор относился к «неотчетным» предприятиям, прибыль к-рых точно не устанавливалась. Общая сумма раскладочного сбора по империи утверждалась пр-вом каждые 3 года и распределялась между губерниями в зависимости от числа выбранных в них патентов, а также «по сумме производства фабрик и заводов». Между отд. предприятиями оклады разверстывались пропорционально предполагаемым прибылям. Этим занимались спец. присутствия, состоявшие в осн. из выборных представителей плательщиков. Их работой руководили податные инспектора, появившиеся по закону 30 апр. 1885 (на деле в Сибири – с 1893). Отталкиваясь от заявления плательщика, присутствие могло и повысить указанный им размер прибыли. Изначально раскладочному сбору подлежали только гильдейские предприятия, с 1889 – также и более мелкие. В 1893 сумма раскладки с негильдейских предприятий достигала 1,7 % их предполагаемых прибылей, с гильдейских – 2,3 %.

Своего рода дополнением к реформе 15 янв. 1885 стало введение 20 мая 1885 сбора с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов (в размере 5 %). Т. о., обложив прямой доход от пром. предприятий, гос-во обложило и доход, получаемый через посредство банков. Облагаемая база не включала доход с акций и паев торгово-пром. тов-в, т. к. доход от торгово-пром. предприятий уже облагался доп. процент. сбором.

Подоход. составляющую, заложенную реформой 1885, существенно укрепило «Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898. Процент. сбор с прибыли отчетных предприятий из пропорционального превратился в прогрессивный: по мере роста прибыли ставка налога возрастала с 3 до 5 %. Кроме того, в доп. налоге с отчетных предприятий появился новый сбор: налог с капитала (0,15 %). Еще одна составляющая появилась и в доп. сборе для неотчетных предприятий: процент. налог «с излишка прибыли». Если вычисленная раскладочным присутствием прибыль превышала 30-кратную стоимость выбранного промысл. свидетельства, то с каждых 30 руб. этого «излишка прибыли» 1 руб. уходил в казну. Т. о., новый закон гарантировал, что ни одно предприятие не заплатит налога менее 3 %. Нововведения 1898 обеспечили значит. рост сборов доп. П. н.

Корен. реформированию подвергся в 1898 и осн. П. н. Он по-прежнему уплачивался выборкой патента, но все они теперь назывались промысл. свидетельствами. Цена свидетельства зависела от определяемого по разным признакам размера предприятия и его отрасли (5 разрядов для торг. предприятий, 8 – для пром.), а также от местности (4 разряда). Кроме того, завершился процесс переноса промысл. обложения с личности предпринимателя на его предприятие: свидетельства теперь выбирались не на отд. купца, а на отд. заведение (1 заведение – 1 патент). Система билетов на предприятия стала излишней, ее отменили. Исчезла и зависимость торг. прав от сослов. принадлежности. Желающие носить купеч. звание с 1898 стали выбирать отд. купеч. свидетельства только на звание, к-рые никак не влияют на их предприятие.

В следующие 20 лет на высш. уровне постоянно обсуждались проекты реформирования П. н. в сторону дальнейшего усиления подоход. принципа, однако изменения ограничились временным (постоянно продлевавшимся) законом 1906. Для отчетных предприятий закон увеличил прогрессию доп. процент. сбора (высш. ставка – 14 % со всей чистой прибыли плюс еще 1/10 часть суммы, превышающей 20 % прибыли), повысил налог с капитала (до 0,2 %). Для неотчетных – увеличил ставку сбора «с излишка прибыли» (5 % с части прибыли, превышающей в 20 раз оклад осн. П. н.). Кроме того, под обложение прогрес. налогом подпала зарплата управляющего звена отчетных предприятий.

Как правило, законы о предпринимат. налогах распространялись на всю страну одновременно, однако не все сиб. предприятия сразу подпали под действие Положения 1898. На 3 года сохранилась прежняя система обложения для золотопром. предприятий (до 1901 Мин-во финансов прорабатывало подробности применения нового закона в этой особо важной отрасли). В Акмолинской и Семипалатинской обл., а также ряде др. окраин Сибири и Кавказа в первое время П. н. сохранил искл. патент. форму ввиду языковой и хоз. обособленности мест. населения. Т. о., обложение здесь оказалось льготным для круп. предприятий. После того как выяснилось, что круп. предприниматели соседних р-нов пользуются этим для ухода от налогов, последовал закон 1914 о дальнейшем распространении Положения 1898. Урезанный П. н. сохранился лишь в Якутской (за пределами Якутска), Сахалинской и Камчатской обл.

Предлагавшаяся дорев. Мин-вом финансов корен. реформа П. н. (отмена патента с сохранением лишь платежей, зависящих от капитала и прибыли) произошла 28 дек. 1918. Однако в след. 2 года по мере расстройства товарно-ден. отношений роль П. н. снизилась, взимание его было прекращено. Возрожденный Положением 26 июля 1921, он вновь состоял из 2 частей – твердого патент. сбора и «уравнительного налога» в процентах от оборота. Изначально от П. н. освобождались кооп. и гос. предприятия. С 1922 они тоже оказались в числе плательщиков, однако по сравнению с частн. предпринимателями им предлагались льгот. ставки. Усилению регулирующей роли П. н. способствовало установленное в 1923 правило об обязат. ведении торг. книг частн. предприятиями (кроме самых низших разрядов).

В 1926 состоялась реформа П. н., имевшая целью установить шкалу, более точно учитывающую платеж. способности предприятий, чтобы повысить общий размер сбора. В результате пром. предприятия оказались разбиты на 15 разрядов (вместо 12 по предыдущему Положению), торговые – на 6 разрядов с 88 подразрядами (вместо 5 разрядов с 55 подразрядами). Ставки патент. сбора для всех разрядов были повышены. При этом в зачет «уравнительного сбора» принималось не 100 %, как раньше, а 50 % стоимости патента. Ставка самого «уравнительного сбора» колебалась от 0,5 до 12 % оборота в зависимости от отрасли и формы собственности – частн., гос., кооп. (последние 2 имели существ. преимущество).

2 года спустя налог реформировали в обратном направлении. Сложную шкалу сменила разбивка на 16 категорий с колебанием ставок от 1,6 до 17,15 % в зависимости от оборота предприятия, его отрасл. принадлежности и формы собственности. Для всех предприятий (не считая мелкой торговли и личных промыслов) патент отменили, остался лишь «уравнительный сбор». Реформа 1928 была связана с целенаправленной политикой пр-ва по искоренению частн. предпринимательства.

Наиболее существ. стала реформа П. н. 1930 в рамках перестройки всей налог. системы. Из-под действия налога оказались выведены гос. предприятия, а большинство остальных попало под действие твердых ставок. Налог в виде процента от оборота сохранился лишь для частн. предприятий, имевших больше 3 наемных рабочих. Твердые ставки устанавливались с таким расчетом, чтобы вынуждать частн. предпринимателей к ликвидации дел. П. н. сохранил гл. обр. регулирующее значение; финанс. его роль после 1930 незначительна. Средства гос. предприятий стали изыматься в бюджет посредством налога с оборота при помощи гос. регулирования цен. Окончат. отмена П. н. произошла в 1940.

Лит.: Марьяхин Г.Л. Налоговая система СССР. М., 1952; Он же. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964.

Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко А.В. Эволюция налога на прибыль в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7914 (дата обращения: 17.05.2021).

В современном налоговом законодательстве России особое значение уделяется налогу на прибыль организаций. Сам налог на прибыль является прямым налогом, величина которого напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия. [1] Однако прежде чем затрагивать вопросы о его положении в Налоговом кодексе, его понятии и сущности, его положительных или отрицательных качествах, или же о его значении для нашего государства в целом, стоит уделить отдельное внимание истории его возникновения и дальнейшего развития в нашей стране.

Итак, сам налог на прибыль организаций в том виде, в котором мы его привыкли видеть, начал существовать только с 1 января 2002 года, когда НК РФ был дополнен 25 главой, которая так и называлась «Налог на прибыль организаций». До этого времени, начиная с IХ века − периода зарождения Руси до XVI века − времен формирования молодого Российского государства, когда понятий как «предприятие» или «организация» не существовало в принципе, и людей, которые занимались исключительно каким-либо ремеслом или только торговлей было очень мало. В тот период истории налогообложение различных производственных видов деятельности не выделялось как отдельная группа, и, следовательно, практически невозможно точно назвать налог, который бы являлся прототипом налога на прибыль.

Первый налог, который можно было бы назвать прототипом налога на прибыль, не имел конкретного названия или определения. Появился он в XVII веке и уплачивался как «5-ая, 10-ая, 20-ая… деньга» от доходов, а взимался в основном городскими жителями, которые являлись представителями торгового и ремесленного классов.

В середине первой половины XVIII века по указу Петра I все купцы были объединены в купеческие гильдии, и все купцы стали облагаться единым40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла.

Однако реформа 1775 года Екатерины II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Согласно данной реформе купечество было разделено по имущественному принципу на 3 гильдии пропорционально размеру объявляемого купцом капитала, и с каждого купца стал взиматься гильдейский сбор в размере 1 процента от величины капитала. Позже ставка этого сбора постоянно возрастала, и к 1821 году она достигла 5,225 процентов.

Впервой половине XIX века после промышленного переворота, который дал сильный толчок к развитию русской промышленности, сформировался новый предпринимательский класс, и с параллельным ростом расходов у государства возникла потребность к дополнительным источникам финансирования казны. Очевидным решением стал поиск новых путей к налогообложению нового класса предпринимателей. Результатом данных поисков стало принятое в 1863 году положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов», согласно которому всем предприниматели были обязаны приобретать своего рода «лицензии» для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Плата за эти «лицензии» зачислялась непосредственно в государственную казну.

Однако сложившаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, а тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков. Таким образом, в 1898 году Министерство финансов во главе с С.Ю. Витте приняло решение разработать новую систему налогов, касающихся торгово-промышленной деятельности, и в 1899 году было принято положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел достаточно сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Основной налог был окладным и собирался путем оплаты промысловых свидетельств торгово-промышленными заведениями. Дополнительный налог же в свою очередь делился на налог с капитала предприятий и на процентный сбор с прибыли предприятий, при этом впервые в налоговой практике государство требовало от предприятий предоставлять соответствующие публичные отчетности. Промысловый налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.

С наступлением советского режима власть отказалась от существовавшей налоговой системы и заменила ей бессвязными и несистематичными налогами, однако, в скором времени, убедившись в нецелесообразности данного решения, в 1821 году была восстановлена часть досоветских налогов, и в частности промысловый налог, который в скором времени стал основным налогом и обеспечивал около трети всех налоговых поступлений в бюджет.

Позже по налоговым реформам 1930-1932 годов для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий: налог с оборота и подоходный налог. Целью данных реформ была унификация налоговых платежей. [2]

Уже в конце 70-х годов отчисления от прибыли предприятий происходили не в виде налогов, а виде нормативных методов распределения прибыли. Таким образом, финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий.

Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период с 1984 по 1990 года. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период. С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий

Далее следует постсоветский период развития системы налогообложения прибыли. С 1991 по 2002 года была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Единственным недостатком были постоянные изменения законодательных норм, что влекло за собой постоянное изменение ставок по этому налогу.

И последним на данный момент этапом развития системы налогообложения прибыли можно считать период с 2002 года по нынешнее время, именно тогда была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций», согласно которой был кардинально изменен механизм исчисления налога на прибыль, и он принял ту форму, в которой мы его знаем сейчас. Параллельно происходило возникновение целой индустрии профессиональных налоговых менеджеров, основной деятельностью которых стала экономия на налоговых платежах. [3]

Из всего этого следует, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России. [4] На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.

Библиографический список

  1. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. 2010. №4. С. 121-128.
  2. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 8.
  3. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 24.
  4. Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 39-42.

Количество просмотров публикации: Please wait

Новый 8 июня 1898 г. было Высочайше утверждено положение о промы- новом государственном промысловом налоге после пяти лет ра- словый бот и переделок первоначально составленного проекта.

Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением некоторых, специально указываемых предприятий. Для определения размера налога местности Империи разделены на четыре класса сообразно степени развития в них торговли и промышленности, а сами предприятия и промысловые занятия распределяются на разряды (для торговли четыре разряда, для промышленных предприятий - восемь). Все деления последнего рода, напоминающие несколько французский патентный налог (droit de patente), суть временного характера и подлежат пересмотру в законодательном порядке через каждые пять лет.

Дополнительный промысловый налог взимается:

1) С акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью (с товариществ полных и на вере, а также с торговых предприятий первого разряда и промышленных первых трех разрядов - лишь условно или по их желанию, т. е. вместо раскладочного и процентного сборов); он взимается в двух видах: а) налога с капитала и б) процентного сбора с прибыли. 2) С прочих предприятий, специально не изъятых законом от сбора, дополнительный промысловый налог взимается в виде: а) раскладочного сбора и б) процентного сбора с прибыли, превышающей определенный законом размер.

Новый промысловый налог имеет довольно много изъятий, указанных в целых сорока шести пунктах, где содержится перечисление торговых и промышленных предприятий, освобожденных по тем или иным соображениям от налога.

Оклад основного промыслового налога на торговые предприятия в первом разряде для всех четырех классов местности представляет собой 500 р., причем получается право на свободное от налога содержание трех складочных мест; оклад во втором и остальных разрядах уже варьирует согласно географическому коэффициенту - от 150 р. в столицах до 50 р. в местностях четвертого класса; для низшего, пятого, разряда оклад опять однообразный повсеместно (на развозный торг - 20 р., на разносный - 6 р.). Для промышленных предприятий однообразные оклады повсеместно от 1500 до 50 р. и для трех низших разрядов разнообразятся по местностям - от 30 до 2 р. Сверх того оклады основного налога для ярмарочной торговли - от 100 до 10 р. и для паровых судов повсеместно 7 к. с каждого квадратного фута площади нагрева паровых котлов. Для личных промысловых занятий оклады основного промыслового налога крайне разнообразны, смотря по занятиям - от 2 и до 150 р. В торговых предприятиях, сообразно размеру их прибыли, к первому разряду относятся те из них, у коих прибыль свыше 20 000 р повсеместно для всей России; в остальных же разрядах размер прибыли как норма для налога варьирует смотря по классу местности. Та же самая мысль законодателя замечается и в промышленных предприятиях, где к первому разряду относится прибыль свыше 60 000 р.; а затем от 60 000 р. и ниже распределяется по четырем следующим классам без различия местности до низшего предела в 2000 р. прибыли; остальные же (VI, VII и VIII) разряды варьируют по местности, т.е.

Вторая часть нового промыслового налога, так называемый дополнительный налог с предприятий, обязанных публичной отчетностью, т.е. с акционерных компаний, состоит, как было упомянуто, во-первых, из налога с капитала и, во-вторых, из процентного сбора с прибыли. Налог с капитала уплачивается в размере 15 к. с каждой сотни рублей основного капитала предприятия, за который принимается нарицательная сумма всего капитала по отчету за истекший операционный год. При этом в уплату налога зачитывается сумма основного промыслового налога, уплачиваемая по всем принадлежащим предприятию заведениям и помещениям. Для кредитных установлений за основной капитал принимается одна десятая часть выпущенных ими закладных листов или облигаций и т. д.

Процентный сбор с прибыли платят лишь те акционерные предприятия, коих чистая прибыль превышает 3 % на их основной капитал; далее налог принимает характер прогрессии от 3 до 6 %, смотря по размерам прибыли (от 3 до 10 % прибыли), повышаясь при каждом проценте ее роста. Предприятия, получающие прибыль свыше десяти процентов, уплачивают 6 % с ее суммы и сверх того еще 5 % с той суммы чистой прибыли, которая превышает десять процентов на капитал.

Все предприятия, не обязанные публичной отчетностью, вместо вышеописанных сборов участвуют в уплате так называемого раскладочного сбора, от которого некоторые отдаленные окраины России в Азии освобождены, а равно и свободны некоторые виды предприятий. Общая сумма на Империю для раскладочного сбора назначается в законодательном порядке на каждые три года и затем распределяется между губерниями и областями согласно степени развития в них торговли и промышленности.

Все торговые и промышленные предприятия разделяются на группы и для каждой намечается процент средней прибыльности и оборота.

Такова вкратце сущность организации новейшего русского промыслового налога, заменившего собой старые формы. Несомненно, закон 8 июня 1898 г. представляет собой важнейший шаг вперед, который только имел в России место по обложению торговых предприятий. До некоторой степени, хотя и скромно, он поднимает и расширяет сферу обложения источников торговопромышленных доходов и не только вносит в нее элемент подо- ходности, но отчасти даже и прогрессивности обложения. Таким образом, новый промысловый налог является как бы естественным развитием и дальнейшим усовершенствованием реформ Н.Х. Бунге по торгово-промышленному обложению в 1884-1885 гг. и несомненно составляет крупную заслугу, в целях улучшения нашего государственного хозяйства, настоящего Министерства Финансов.

Новый 8 июня 1898 г. было Высочайше утверждено положение о промы- новом государственном промысловом налоге после пяти лет ра- словый бот и переделок первоначально составленного проекта.

Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением некоторых, специально указываемых предприятий. Для определения размера налога местности Империи разделены на четыре класса сообразно степени развития в них торговли и промышленности, а сами предприятия и промысловые занятия распределяются на разряды (для торговли четыре разряда, для промышленных предприятий - восемь). Все деления последнего рода, напоминающие несколько французский патентный налог (droit de patente), суть временного характера и подлежат пересмотру в законодательном порядке через каждые пять лет.

Дополнительный промысловый налог взимается:

1) С акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью (с товариществ полных и на вере, а также с торговых предприятий первого разряда и промышленных первых трех разрядов - лишь условно или по их желанию, т. е. вместо раскладочного и процентного сборов); он взимается в двух видах: а) налога с капитала и б) процентного сбора с прибыли. 2) С прочих предприятий, специально не изъятых законом от сбора, дополнительный промысловый налог взимается в виде: а) раскладочного сбора и б) процентного сбора с прибыли, превышающей определенный законом размер.

Новый промысловый налог имеет довольно много изъятий, указанных в целых сорока шести пунктах, где содержится перечисление торговых и промышленных предприятий, освобожденных по тем или иным соображениям от налога.

Оклад основного промыслового налога на торговые предприятия в первом разряде для всех четырех классов местности представляет собой 500 р., причем получается право на свободное от налога содержание трех складочных мест; оклад во втором и остальных разрядах уже варьирует согласно географическому коэффициенту - от 150 р. в столицах до 50 р. в местностях четвертого класса; для низшего, пятого, разряда оклад опять однообразный повсеместно (на развозный торг - 20 р., на разносный - 6 р.). Для промышленных предприятий однообразные оклады повсеместно от 1500 до 50 р. и для трех низших разрядов разнообразятся по местностям - от 30 до 2 р. Сверх того оклады основного налога для ярмарочной торговли - от 100 до 10 р. и для паровых судов повсеместно 7 к. с каждого квадратного фута площади нагрева паровых котлов. Для личных промысловых занятий оклады основного промыслового налога крайне разнообразны, смотря по занятиям - от 2 и до 150 р. В торговых предприятиях, сообразно размеру их прибыли, к первому разряду относятся те из них, у коих прибыль свыше 20 000 р повсеместно для всей России; в остальных же разрядах размер прибыли как норма для налога варьирует смотря по классу местности. Та же самая мысль законодателя замечается и в промышленных предприятиях, где к первому разряду относится прибыль свыше 60 000 р.; а затем от 60 000 р. и ниже распределяется по четырем следующим классам без различия местности до низшего предела в 2000 р. прибыли; остальные же (VI, VII и VIII) разряды варьируют по местности, т.е.

Вторая часть нового промыслового налога, так называемый дополнительный налог с предприятий, обязанных публичной отчетностью, т.е. с акционерных компаний, состоит, как было упомянуто, во-первых, из налога с капитала и, во-вторых, из процентного сбора с прибыли. Налог с капитала уплачивается в размере 15 к. с каждой сотни рублей основного капитала предприятия, за который принимается нарицательная сумма всего капитала по отчету за истекший операционный год. При этом в уплату налога зачитывается сумма основного промыслового налога, уплачиваемая по всем принадлежащим предприятию заведениям и помещениям. Для кредитных установлений за основной капитал принимается одна десятая часть выпущенных ими закладных листов или облигаций и т. д.

Процентный сбор с прибыли платят лишь те акционерные предприятия, коих чистая прибыль превышает 3 % на их основной капитал; далее налог принимает характер прогрессии от 3 до 6 %, смотря по размерам прибыли (от 3 до 10 % прибыли), повышаясь при каждом проценте ее роста. Предприятия, получающие прибыль свыше десяти процентов, уплачивают 6 % с ее суммы и сверх того еще 5 % с той суммы чистой прибыли, которая превышает десять процентов на капитал.

Все предприятия, не обязанные публичной отчетностью, вместо вышеописанных сборов участвуют в уплате так называемого раскладочного сбора, от которого некоторые отдаленные окраины России в Азии освобождены, а равно и свободны некоторые виды предприятий. Общая сумма на Империю для раскладочного сбора назначается в законодательном порядке на каждые три года и затем распределяется между губерниями и областями согласно степени развития в них торговли и промышленности.

Все торговые и промышленные предприятия разделяются на группы и для каждой намечается процент средней прибыльности и оборота.

Такова вкратце сущность организации новейшего русского промыслового налога, заменившего собой старые формы. Несомненно, закон 8 июня 1898 г. представляет собой важнейший шаг вперед, который только имел в России место по обложению торговых предприятий. До некоторой степени, хотя и скромно, он поднимает и расширяет сферу обложения источников торговопромышленных доходов и не только вносит в нее элемент подо- ходности, но отчасти даже и прогрессивности обложения. Таким образом, новый промысловый налог является как бы естественным развитием и дальнейшим усовершенствованием реформ Н.Х. Бунге по торгово-промышленному обложению в 1884-1885 гг. и несомненно составляет крупную заслугу, в целях улучшения нашего государственного хозяйства, настоящего Министерства Финансов.

Начальная цена: 7000.00 р
Ставок: нет
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу
До конца торгов: 3 дня(ей) 10 час.
Лот размещен: 17/05/2021 13:38:13
Окончание торгов: 24/05/2021 13:38:13
Лот находится в городе: Ростов-на-Дону (Россия)

Здравствуйте дорогие друзья! Внимание!

Предлагаю антикварные книги из моей коллекции. Темы самые разные, торг уместен.

Состояние лотов всегда оценивайте самостоятельно, опираясь на фотографии и сканы. Состояние, которое указано в лоте является моей субъективной оценкой.

Пожалуйста, задавайте вопросы до окончания аукциона.

Некоторые лоты могут быть сняты с торгов по причине продажи на других площадках.

Сообщите Вашу тему коллекционирования и я сделаю специальную подборку книг.

Страхование отправлений за счет покупателя - 4% от стоимости. В случае утери письма почтой стоимость покупки не возвращаю (за четыре года работы не потерялось ни одного письма).

ОПЛАТА НА КАРТУ СБ.

Покупатель сам оценивает лот по предоставленным фото и принимает решение об участии в торгах.

Условия покупки: Нажимая кнопку " Купить! " вы подтверждаете свою дееспособность и автоматически соглашаетесь с тем, что Вы внимательно прочитали, поняли и приняли как условия доставки, так и её сроки, указанные в разделе, а также ознакомились с характеристиками и комплектацией лота. Прежде чем сделать ставку подумайте, (задавайте вопросы в форум по лоту) Делая ставку вы соглашаетесь со всеми моими условиями.

Лоты с фиксированной ценой также выставлены на продажу в магазине , перед покупкой уточните наличие лота , так как лотов много , сверка проданных раз в месяц.

Моя точка зрения может не совпадать с вашей,поэтому внимательно смотрите на фото, а не только на описание лота. Задавайте вопросы.

Если вы нашли несоответствие описания, то и по возможности напишите об этом мне.

  • После окончания торгов прошу Вас отозваться в течение 3-х рабочих дней.
  • Пересылка за счет покупателя. Высылаю после 100% предоплаты, наложенным платежом не высылаю.
  • Лот(ы) будут тщательно упакованы.
  • Пересылка лота(ов) в течение3-7рабочих дней после получения денежного перевода (индефикационный № почтового отправления Вам сообщу)

Здравствуйте дорогие друзья! Внимание!

Предлагаю открытки из моей коллекции. Распродажа - уникальные редкие открытки будут выставляться по выходным - каждую субботу или воскресенье. Коллекция насчитывает более 120000 штук. Темы самые разные, торг уместен.

Состояние лотов всегда оценивайте самостоятельно, опираясь на фотографии и сканы. Состояние, которое указано в лоте является моей субъективной оценкой.

Пожалуйста, задавайте вопросы до окончания аукциона.

Некоторые лоты могут быть сняты с торгов по причине продажи на других площадках.

Сообщите Вашу тему коллекционирования и я сделаю специальную подборку открыток.

Страхование отправлений за счет покупателя - 4% от стоимости. В случае утери письма почтой стоимость покупки не возвращаю (за четыре года работы не потерялось ни одного письма).

ОПЛАТА НА КАРТУ СБ.

Покупатель сам оценивает лот по предоставленным фото и принимает решение об участии в торгах.

Условия покупки: Нажимая кнопку " Купить! " вы подтверждаете свою дееспособность и автоматически соглашаетесь с тем, что Вы внимательно прочитали, поняли и приняли как условия доставки, так и её сроки, указанные в разделе, а также ознакомились с характеристиками и комплектацией лота. Прежде чем сделать ставку подумайте, (задавайте вопросы в форум по лоту) Делая ставку вы соглашаетесь со всеми моими условиями.

Лоты с фиксированной ценой также выставлены на продажу в магазине , перед покупкой уточните наличие лота , так как лотов много , сверка проданных раз в месяц.

Моя точка зрения может не совпадать с вашей,поэтому внимательно смотрите на фото, а не только на описание лота. Задавайте вопросы.

Если вы нашли несоответствие описания, то и по возможности напишите об этом мне.

    После окончания торгов прошу Вас отозваться в течение 3-х рабочих дней.

Читайте также: