Постановление министерства по налогам и сборам республики беларусь 3 января 2019 г 2

Опубликовано: 21.09.2022

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Об изменении постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросам правового регулирования игорного бизнеса

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 января 2019 г. № 1

Данным документом внесены изменения в следующие постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

• в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 г. № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;

• в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 27 «Об утверждении Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр»;

• в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 декабря 2016 г. № 33 «О порядке внесения сведений в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, ведения и доведения его до сведения организаторов азартных игр, а также предоставления доступа к нему».

Постановление вступает в силу в следующем порядке:

• абзац одиннадцатый подпункта 1.1 пункта 1 — 3 февраля 2019 г.;

• абзацы третий—шестой, девятый и десятый подпункта 1.1 пункта 1, абзацы второй, шестой и седьмой подпункта 1.2 пункта 1 — 1 февраля 2019 г.;

• иные положения этого постановления — 1 апреля 2019 г.

Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 января 2019 г. № 68

Данным документом вносятся множественные изменения в Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676.

Постановление вступило в силу 1 февраля 2019 г., за исключением подпунктов 1.4 и 1.6 пункта 1, вступающих в силу с 1 августа 2020 г.

Об утверждении Инструкции о порядке возмещения выплаченных сумм алиментов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 декабря 2018 г. № 85

Данным постановлением утверждается Инструкция о порядке возмещения выплаченных сумм алиментов.

Инструкция определяет порядок возмещения нанимателем в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь выплаченных сумм алиментов, недополученных взыскателем в связи с простоем или иными обстоятельствами, произошедшими по не зависящим от должника причинам.

Постановление вступило в силу 1 февраля 2019 г.

О тарифной квоте на ввоз в 2019 году отдельных видов риса длиннозерного

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 января 2019 г. № 67

Данным постановлением установлено:

• осуществить до 10 февраля 2019 г. распределение 100 процентов объема тарифной квоты на ввоз в 2019 году отдельных видов риса длиннозерного;

• перераспределить при необходимости невостребованную по результатам первого полугодия 2019 г. часть объема тарифной квоты на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности;

• информировать участников внешнеторговой деятельности об итогах распределения и (или) перераспределения тарифной квоты путем размещения сообщения на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет;

• осуществлять выдачу участникам внешнеторговой деятельности лицензий на ввоз на территорию Республики Беларусь риса длиннозерного;

• направлять в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в электронном виде информацию о выделенных участникам внешнеторговой деятельности частях тарифной квоты.

Постановление вступило в силу 2 февраля 2019 г.

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 января 2019 г. № 7

Данным документом вносятся изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты:

• в Инструкцию о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов».

Цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном с учетом данных Национального статистического комитета Республики Беларусь о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике и установленной расчетной нормы рабочего времени Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, в расчете за месяц. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа рабочего четвертого разряда.

Внесение изменений в сметную документацию по предложению заказчика осуществляется разработчиком проектной документации путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «–», и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «+».

Составление локальных смет, взамен выпущенных ранее, не допускается, кроме случаев полного исключения всех позиций, предусмотренных локальной сметой.

Объектные сметы корректируются с учетом дополнительных локальных смет.

Сводный сметный расчет стоимости строительства с учетом скорректированных объектных смет (дополнительных локальных смет) составляется в случае исчерпания общей сметной стоимости строительства;

• в Инструкцию о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденную этим же постановлением.

Цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном с учетом данных Национального статистического комитета Республики Беларусь о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике и установленной расчетной нормы рабочего времени Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, в расчете за месяц. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа рабочего четвертого разряда.

Постановление вступило в силу 3 февраля 2019 г.

Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 декабря 2018 г. № 40

Данным постановлением установлены формы актов приемки и перечни документов:

• форма акта приемки оборудования после комплексного опробования;

• форма акта приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного возведением, реконструкцией, в том числе тепловой модернизацией, реставрацией, благоустройством;

• форма акта приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного капитальным ремонтом;

• форма акта приемки в эксплуатацию финансируемых физическими лицами законченных возведением одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, реконструированных квартир в блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, нежилых капитальных построек на придомовой территории;

• форма акта приемки в эксплуатацию гаража, законченного возведением, реконструкцией, капитальным ремонтом;

• форма акта приемки в эксплуатацию дач, законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом;

• форма акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения;

• форма акта приемки в эксплуатацию реконструированных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, финансируемых физическими лицами;

• форма гарантийного паспорта объекта строительства;

• перечень документов, представляемых приемочной комиссии подрядчиком (в случае заключения договора строительного подряда);

• перечень документов, представляемых приемочной комиссии застройщиком (заказчиком — в случае заключения договора строительного подряда).

Постановление вступило в силу 3 февраля 2019 г.

Об установлении коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 января 2019 г. № 4

Данным постановлением установлены коэффициенты изменения стоимости капитальных строений (зданий и сооружений (их частей), в том числе жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), нежилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, иных зданий и сооружений, включая не завершенные строительством, машино-мест, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2019 г. в следующих размерах:

• жилищный фонд — 1,1146;

• нежилые сооружения — 1,1300.

Постановление вступило в силу 7 февраля 2019 г.

Перечень заготовителей и объемы поставок (закупок) сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд на 2019 год

Об установлении перечня заготовителей и объемов поставок (закупок) сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд на 2019 год

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 января 2019 г. № 6

Данным постановлением установлен перечень заготовителей и объемы поставок (закупок) сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд на 2019 год.

Постановление вступило в силу 2 февраля 2019 г.

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 121

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 января 2019 г. № 3

Данным документом вносятся множественные изменения и дополнения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 121 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы условий труда».

Постановление вступило в силу 3 февраля 2019 г.

Об изменении постановления Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 января 2019 г. № 2

Данным документом Инструкция о порядке проведения работ по содержанию лесов, расположенных в границах полос шириной 100 метров в обе стороны от оси республиканской автомобильной дороги, утвержденная постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения работ по содержанию лесов, расположенных в границах полос шириной 100 метров в обе стороны от оси республиканской автомобильной дороги», излагается в новой редакции.

Постановление вступает в силу 29 марта 2019 г.

Об изменении постановления Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 16 декабря 2016 г. № 64

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 января 2019 г. № 1

Данным документом вносятся изменения в Правила определения и утверждения расчетной лесосеки по рубкам главного пользования в лесах Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 16 декабря 2016 г. № 64 «Об утверждении Правил определения и утверждения расчетной лесосеки по рубкам главного пользования в лесах Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 50 и от 21 июня 2007 г. № 19».

Рассмотренные и определенные расчетные лесосеки на очередной год по всем юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, согласовываются с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды не позднее 1 июля предшествующего года, утверждаются республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству и вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

При изменении границ участков лесного фонда, предоставленных юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, возраста рубок леса, при переводе лесов из одной категории в другую, проведении рубок леса в случае ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, изменении законодательства Республики Беларусь об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, в результате которых произошли изменения в запасах спелых и перестойных древостоев, предназначенных для заготовки древесины, лесоустроительная организация заново направляет материалы в республиканский орган государственного управления по лесному хозяйству до 1 ноября года утверждения расчетной лесосеки.

Постановление вступает в силу 29 марта 2019 г.

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Изменение постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 года №2 Комментарии ИМНС

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 января 2020 г. № 1 (далее — постановление № 1) внесены изменения и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее — постановление № 2). Постановление № 1 вступило в силу с 15.02.2020.

1. С учетом требований подпунктов 3.2, 3.3 пункта 3 статьи 127 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) постановлением № 1 установлены формы:

информационного сообщения об избрании вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, организациями, вновь созданными, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, отчетного периода по налогу на добавленную стоимость;

информационного сообщения об избрании для филиала юридического лица Республики Беларусь отчетного периода по налогу на добавленную стоимость.

2. Постановлением № 1 внесены изменения в формы налоговых деклараций (расчетов) по налогам.

Так, в связи с окончанием действия Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» внесены корректировки в форму налоговой декларации (расчета) по НДС, а именно:

  • откорректирована строка 1.3.1 раздела IV «Другие сведения»;
  • упразднена строка 15.1 раздела IV «Другие сведения».

Кроме того, раздел II «Расчет прибыли к налогообложению, уменьшенной на убытки предыдущих налоговых периодов» части II налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль дополнен графами 8–10 для соответствия количества граф раздела II части II количеству граф в разделе I части I.

Необходимо также отметить, что в разделе III «Другие сведения» налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения среднесписочная численность работников теперь должна указываться не только за календарный год в целом, но и за период с начала года по отчетный период включительно.

3. В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2020 г. № 9 «О налогообложении» постановлением № 1 установлена форма налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (приложение 11-1 к постановлению № 2).

В указанной налоговой декларации (расчете) расчет налоговой базы и суммы экологического налога к уплате может производиться путем суммирования соответствующих показателей по каждому договору (факту) транспортировки по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом с соответствующим заполнением в налоговой декларации (расчете) нужного количества строк.

4. Постановлением № 1 также внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденную постановлением № 2 (далее — Инструкция):

4.1. в части порядка заполнения налоговой декларации (расчета) по НДС:

4.1.1. уточнено, какие операции отражаются в строке 5 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС: операции по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемые реализацией или объектом налогообложения НДС и включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 134 НК.

То есть в строке 5 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС, например, отражаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемые реализацией или объектом налогообложения НДС, при применении плательщиком одновременно особого порядка вычета сумм НДС, приходящихся на указанные обороты, согласно части первой пункта 15 статьи 133 НК и метода распределения налоговых вычетов – удельный вес согласно положениям подпункта 16.2 пункта 16 статьи 133 НК;

4.1.2. конкретизировано, какие операции отражаются в строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС:

обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, налоговые вычеты по которым включены в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении, в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 133 НК, включая:

  • обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза;
  • обороты по реализации товаров, указанных в части первой подпункта 27.7 и (или) части первой подпункта 27.8 пункта 27 статьи 133 НК, вычет сумм НДС по которым не произведен в полном объеме.

Таким образом, например, если у плательщика отсутствуют какие-либо документы (документ), перечисленные в части второй подпункта 27.7 и (или) в части второй подпункта 27.8 пункта 27 статьи 133 НК, в строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (а не в строке 7) отражаются обороты по реализации товаров:

  • отгруженных покупателям — иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения на территории иностранных государств и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств;
  • отгруженных покупателям, являющимся налогоплательщиками государств — членов Евразийского экономического союза, с мест хранения на территории государств — членов Евразийского экономического союза, с выставок-ярмарок, проводимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза.

Также конкретизировано, какие операции не отражаются в данной строке.

Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

21.05.2021

27 / 297

Всего документов в БД:

107520

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 3 января 2019 года №2

Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей

(В редакции Постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.01.2020 г. №1, 29.05.2020 г. №10, 30.07.2020 г. №13, 15.01.2021 г. №2)

На основании подпункта 5.6 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1592, части второй пункта 17, пунктов 22 и 26 Положения о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. №160, пункта 5 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.07.2020 №13)
(см. предыдущую редакцию)

1.1. формы налоговых деклараций (расчетов):

по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) согласно приложению 1;

по НДС иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, согласно приложению 2;

по акцизам согласно приложению 3;

по налогу на прибыль для белорусских организаций согласно приложению 4;

по налогу на прибыль для иностранных организаций согласно приложению 4-1;

по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее, если не указано иное, – налог на доходы), согласно приложению 5;

по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально) согласно приложению 6;

по налогу на недвижимость организаций согласно приложению 7;

по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций согласно приложению 8;

по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно приложению 9;

по экологическому налогу за сброс сточных вод в окружающую среду согласно приложению 10;

по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства согласно приложению 11;

по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом согласно приложению 11-1;

по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов согласно приложению 12;

по оффшорному сбору согласно приложению 13;

по утилизационному сбору согласно приложению 14;

по сбору с заготовителей согласно приложению 15;

по налогу при упрощенной системе налогообложения согласно приложению 16;

по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц согласно приложению 17;

по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции согласно приложению 18;

по налогу на игорный бизнес согласно приложению 20;

по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр согласно приложению 21;

по транспортному налогу с организаций согласно приложению 22;

документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены, согласно приложению 23;

экономического обоснования примененной цены согласно приложению 24;

книги покупок согласно приложению 25;

акта на возмещение сумм НДС согласно приложению 26;

расчета НДС исходя из налоговой базы и доли суммы НДС при реализации товаров по розничным ценам согласно приложению 27;

расчета суммы НДС, возмещаемой из бюджета дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, согласно приложению 28;

расчета суммы НДС, возмещаемой из бюджета представительствам и органам международных организаций и межгосударственных образований, согласно приложению 29;

информации, содержащей сведения по оборотам по реализации услуг и исчисленной сумме НДС, подлежащей уплате, согласно приложению 30;

уведомления об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство согласно приложению 31;

подтверждения об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство согласно приложению 32;

уведомления плательщика – иностранной организации согласно приложению 33;

уведомления о необходимости представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы с изменениями и дополнениями согласно приложению 34;

сведений о площади, кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного плательщику, согласно приложению 35;

уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения согласно приложению 36;

уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения согласно приложению 37;

уведомления о переходе на единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции согласно приложению 38;

уведомления о максимальной розничной цене сигарет с фильтром согласно приложению 39;

индивидуальными предпринимателями, организациями, вновь созданными, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, отчетного периода по налогу на добавленную стоимость согласно приложению 39-1;

информационного сообщения об избрании для филиала юридического лица Республики Беларусь отчетного периода по налогу на добавленную стоимость согласно приложению 39-2;

сведений о принятых от граждан суммах арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности согласно приложению 39-3;

уведомления о принятии решения об уплате НДС согласно приложению 39-4.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.01.2021 №2)
(см. предыдущую редакцию)

2. Установить, что:

2.1. расчет НДС исходя из налоговой базы и доли суммы НДС при реализации товаров по розничным ценам по форме согласно приложению 27 заполняется без нарастающего итога за каждый месяц. При этом в данном приложении указываются:

в графе 1 при определении сумм НДС по каждому магазину и (или) пункту общественного питания - название такого магазина и (или) пункта общественного питания. При определении суммы НДС в целом по всем магазинам и (или) пунктам общественного питания графа 1 не заполняется;

в графе 2 - сумма НДС по товарам (в общественном питании - продукции), имеющимся в остатке на начало месяца;

в графе 3 - сумма НДС по поступившим за месяц товарам, по возвращенным покупателями товарам, а также сумма НДС, приходящаяся на сумму дооценки (уценки) товаров, на сумму изменения стоимости товаров (исключения отдельных товаров из общей стоимости товаров, увеличения или уменьшения стоимости товаров);

в графе 4 - сумма НДС, определенная путем суммирования показателей граф 2 и 3;

в графе 5 - стоимость товаров (продукции) по реализованным товарам;

в графе 6 - стоимость товаров (продукции), имеющихся в остатке на конец месяца;

в графе 7 - стоимость товаров (продукции), определенная путем суммирования показателей граф 5 и 6;

в графе 8 - расчетная ставка НДС. Данную ставку плательщик вправе выделять в документах по требованию покупателей;

в графе 9 - сумма НДС, приходящаяся на стоимость товаров (продукции), имеющихся в остатке на конец месяца. Данные графы 9 переносятся в графу 2 расчета следующего месяца;

в графе 10 - сумма НДС, исчисленная по реализации товаров по розничным ценам.

В расчете НДС исходя из налоговой базы и доли НДС при реализации товаров по розничным ценам, показатели отражаются в белорусских рублях с точностью два знака после запятой;

2.2. дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств для возмещения НДС в соответствии со статьей 142 Налогового кодекса Республики Беларусь представляют в налоговый орган по месту постановки на учет дипломатического представительства или консульского учреждения расчет суммы НДС, возмещаемой из бюджета дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, по форме согласно приложению 28 с разбивкой по каждому месяцу.

Представительства и органы международных организаций и межгосударственных образований для возмещения НДС в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Республики Беларусь представляют в налоговый орган по месту постановки на учет представительства или органа международной организации либо межгосударственного образования расчет суммы НДС, возмещаемой из бюджета представительствам и органам международных организаций и межгосударственных образований, по форме согласно приложению 29 с разбивкой по каждому месяцу.

В расчете суммы НДС, возмещаемой из бюджета дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, и в расчете суммы НДС, возмещаемой из бюджета представительствам и органам международных организаций и межгосударственных образований, показатели отражаются в белорусских рублях с точностью два знака после запятой;

2.3. информация, содержащая сведения по оборотам по реализации услуг и исчисленной сумме НДС, подлежащей уплате, по форме согласно приложению 30 заполняется иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц, указанными в подпункте 2.12 пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь, с учетом требований пунктов 2, 5, подпункта 8.1 пункта 8, пунктов 32-34 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной настоящим постановлением, и подтверждаются представлением в электронной форме графического образа сведений, составленных по форме согласно приложению 30 на бумажном носителе, в формате PDF. При этом сведения на бумажном носителе должны быть подписаны собственноручно руководителем организации или уполномоченным им лицом. При представлении сведений электронная цифровая подпись не требуется.

4. Установить, что налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, подлежащие представлению за налоговый период (налоговые периоды) 2018 года, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта, представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления в силу настоящего постановления.

Налоговые декларации (расчеты) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц представляются индивидуальными предпринимателями:

за январь, февраль, март 2019 года или за первый квартал 2019 года – по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления в силу настоящего постановления. При представлении налоговой декларации (расчета) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц за март 2019 года пункты 12 и 12-1 листа 4-n налоговой декларации (расчета) не заполняются;

за отчетные периоды, начиная со второго квартала 2019 года, – по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными настоящим постановлением. При представлении налоговой декларации (расчета) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц за второй квартал 2019 года часть II налоговой декларации (расчета) не заполняется.

5. Признать утратившими силу постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по перечню согласно приложению 40 к настоящему постановлению.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 года №2

Читайте также: