Понятие и правовые основы налогового кредитования

Опубликовано: 30.04.2024

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение предусмотренных законом сроков уплаты налога.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита

Понятие инвестиционного налогового кредита устанавливает статья 66 НК РФ.

Организации, имеющие основания, предусмотренные законом, получают возможность уменьшить налоговые платежи на определенную сумму, при этом в последующем поэтапно выплачивается кредит и начисленные проценты.

Другими словами, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки налоговых платежей и является наиболее близким к гражданско-правовому налоговым институтом.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ. Положения данной статьи предусматривают также и основания, которые позволяют организациями его получить.

В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи получить инвестиционный налоговый кредит может организация, которая является плательщиком налогов и отвечает хотя бы одному из перечисленных требований:

1. Проводит научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую деятельность либо технические переоборудует собственное производство, создавая при этом рабочие места для инвалидов, повышая энергетическую эффективность производства. А также если организация выполняет работы или предоставляет услуги, предусмотренные статьей 17 закона «Об охране окружающей среды», с целью снизить негативное воздействие на окружающую среду.

2. Организация проводит инновационную деятельность, создавая и внедряя новые или совершенствуя уже имеющиеся технологии, а также создает новые виды сырья и материалов.

3. Организация выполняет важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона или предоставляет услуги, имеющие особую ценность для населения.

4. Организация выполняет государственный оборонный заказ.

5. Организация инвестирует в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, включая многоквартирные дома. Или инвестирует в возобновляемые источники энергии, связанные с объектами, производящими тепловую или электрическую энергию, КПД которых превышает 57%. А также в случае инвестирования других объектов, высокая энергетическая эффективность которых соответствует перечню, утвержденному правительством РФ.

6. Организация внесена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Все перечисленные основания должны подтверждаться документально организацией, которая заинтересована в выдаче кредита.

Предоставляемые суммы инвестиционного налогового кредита

Статья 67 НК РФ устанавливает также суммы, в которых предоставляется кредит:

  • для целей, указанных в пункте 1, 5 сумма кредита составляет 100% от стоимости приобретенного оборудования. Основное условие – такое оборудование должно использоваться только для целей, установленных данными пунктами;
  • для целей, указанных в пунктах 2 - 4, сумма кредита согласовывается между уполномоченным органом и организацией, заинтересованной в получении кредита;
  • для целей, указанных в пункте 6, кредит не может превышать 100% от суммы, израсходованной на капитальные вложения в имущество (создание, переоборудование, реконструкция, модернизация и т. д.), которая предназначается для использования в зонах территориального развития для осуществления инвестиционных проектов.

Получив инвестиционный налоговый кредит, организация вправе уменьшать свои налоговые платежи на протяжении срока действия договора. Срок, на который предоставляется кредит, может составлять от 1 года до 5 лет.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит по заявлению организации, которая заинтересована в его получении и оформляется договором, который заключается между такой организацией и органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении ей кредита.

Такое решение подлежит согласованию с соответствующими финансовыми органами в порядке статьи 63 НК РФ. Согласование осуществляется на протяжении 30 дней после того, как подано заявление.

Тот факт, что налогоплательщиком уже заключены другие договора об инвестиционном налоговом кредите, не может стать основанием для отказа в его очередном предоставлении.

Подавая заявление, организация, претендующая на кредит, указывает в нем, что она согласна взять на себя обязательства уплачивать проценты, за пользование кредитом в соответствии с порядком, которое устанавливает налоговое законодательство.

Для принятия положительного решения налогоплательщиком должны быть предоставлены следующие документы:

  • заявление;
  • копии учредительных документов, которые необходимо заверить нотариусом или регистрационным органом;
  • протокол, свидетельствующий о назначении директора;
  • финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах за период, который предшествует получения инвестиционного налогового кредита;
  • расчет налога, по которому планируется получение кредита; Данный расчет заверяется налоговой инспекцией;
  • бизнес-план инвестиционного проекта;
  • расчет бюджетной эффективности, которая планируется в ходе реализации данного проекта.

Договор об инвестиционном налоговом кредите

Органы, уполномоченные принимать решение о возможности предоставить той или иной организации инвестиционный налоговый кредит, устанавливают и форма договора, на основании которого он предоставляется.

Статья 67 НК РФ перечисляет положения, которые должен включать в себя договор об инвестиционном налоговом кредите.

Наличие данных положений в договоре указывает на его публично-правовой имущественный характер по аналогии с гражданским законодательством.

Существенными условиями такого договора являются следующие:

  • сумма предоставляемого кредита, соответствующая размеру определенного налога;
  • срок, в течение которого действует договор. Срок действия договора не может превышать срок, на который непосредственно предоставляется инвестиционный кредит;
  • проценты, которые должны начисляться на сумму кредита;
  • порядок, в котором производится погашение кредита и процентов. Закон не допускает установления процентов меньше чем ½ и больше чем ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ, если другое не предусматривает закон;
  • документы на имущество, предоставляемое в залог или данные об учителях;
  • ответственность, которую несут стороны;
  • другие условия, на которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит.

В течение всего срока, на протяжении которого действует договор об инвестиционном налоговом кредите, реализовывать, пользоваться или передавать другим лицам во владение или распоряжение оборудование, или другое имущество, используемое в инвестиционной деятельности, нельзя. Данное положение должно быть в обязательном порядке прописано в договоре.

Если кредит предоставляется под залог имущества, дополнительно должен быть заключён договор о залоге в порядке статьи 73 НК РФ.

Копия договора должна быть предоставлена в налоговый орган, в котором организация состоит на учете на протяжении 5 дней после его заключения. Обязанность по предоставлению договора в органы ФНС лежит на налогоплательщике.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Основания предоставления налогового кредита. Понятие государственного кредита.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 29.03.2011
Размер файла 47,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. ИВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

1.1 Инвестиционный налоговый кредит

1.2 Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

2.1 Краткая история налогового кредита в РФ

2.2 Налоговый кредит в соответствии с Налоговым кодексом

2.3 Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налогов и сборов

2.4 Основания предоставления налогового кредита

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

3.1 Понятие государственного кредита

3.2 Правовые основы государственного кредита

Заключение

Список литературы

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и не возврате налогового кредита налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В данном правоотношении налоговый орган выступает на равных с налогоплательщиком.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации. Залог имущества, которое уже является предметом залога по другому договору (перезалог) не допускается.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

При этом необходимо отметить, что данные способы обеспечения применяются по соглашению сторон. Обязательное требование о том, что срок уплаты налога может изменяться только при наличии договора залога или поручительства в Налоговом кодексе не установлено.

При определенных условиях срок уплаты налога и сбора не может быть изменен, а значит невозможно предоставление налогового кредита. Это происходит при наличии одного из следующих обстоятельств, указанных в ст. 62 Налогового кодекса:

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 08.07.99) "О налоговый органах Российской федерации". 1991г. С.120 года предусматривает три налоговых преступления: ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»; ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды"; ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».

-- по делу о налоговом правонарушении;

-- по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах.

Производство по делу о налоговом правонарушении происходит в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса. Виды налоговых правонарушений указаны в разделе VI Налогового кодекса. К ним относят:

а) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (Статья 116 НК).

б) Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (Статья 117).

в) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (Статья 118).

г) Непредставление налоговой декларации (Статья 119).

д) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (Статья 120).

и) Неуплата или неполная уплата сумм налога (Статья 122).

к) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (Статья 123).

л) Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение (Статья 124).

м) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (Статья 125).

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (Статья 126).

н) Ответственность свидетеля (Статья 128).

о) Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (Статья 129).

п) Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (Статья 129.1).

Административные правонарушения предусмотрены несколькими нормативными актами. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года установлена ответственность по ст. 146 «продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов", ст. 156 "Уклонение от подачи декларации о доходах", ст. 156 "Необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров». В п.12 ст. 7 закона РФ «о налоговый органах Российской Федерации» Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 08.07.99) "О налоговый органах Российской федерации" 1999г. С.120 введена административная ответственность должностных лиц предприятий, а также граждан, виновных в нарушении законодательства о налогах.

Есть основания полагать, что это лицо воспользуется изменением срока для сокрытия своих денежных средств либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Налогового кодекса изменение срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом. Данное положение означает, что порядок изменения срока уплаты налога не может быть изменен, дополнен каким-либо иным нормативным актом. При этом под порядком изменения срока уплаты необходимо понимать как основания и условия такого изменения, так и основания, исключающие возможность перенесения срока уплаты. Вместе с тем в ст. 60 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в том числе предоставление отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет.

Иными словами, данный закон ввел новое обстоятельство, исключающее возможность изменения срока уплаты налога. Однако поскольку вопрос о перенесении срока уплаты налога должен регулироваться только Налоговым кодексом, указанное выше положение Закона не должно использоваться.

При применении перечисленных обстоятельств необходимо помнить, что они относятся к физическим лицам и к организациям. На организации указанные обстоятельства распространяются, если они возникли по отношению как к должностным лицам организации, так и к самой организации.

Основания для применения статьи 62 к организациям можно классифицировать по субъектам следующим образом:

а) возбуждено уголовное дело по налоговым преступлениям в отношении должностных лиц организации;

б) проводится производство по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах, в отношении должностных лиц организации;

в) проводится производство по делу о налоговом правонарушении в отношении самой организации.

Производство по делу о налоговом правонарушении по ст. 128 "Ответственность свидетеля", если свидетель также является должностным лицом организации, не рассматривается как основание для использования ст. 62 Кодекса по отношению к самой организации.

Последнее основание, когда есть сведения, что это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство, может применяться только в отношении физических лиц.

Один из непроработанных вопросов - определение периода времени, в течение которого должен существовать запрет на изменение срока уплаты налога.

В первом случае обстоятельством, исключающим изменение срока уплаты налога, служит факт возбуждения уголовного дела. Однако данная формулировка не совсем удачна, поскольку дело может быть возбуждено, а предварительное следствие по нему приостановлено на неопределенный срок. В связи с этим было бы обоснованным применять первое основание до приостановления предварительного следствия; прекращения уголовного дела; вступления в законную силу приговора суда (глава 17, ст. 356 УПК).

Производство по делу об административном правонарушении, как правило, начинается с момента составления протокола об административном правонарушении. Завершается производство по делу об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления (раздел IV КоАП).

Понятие производства по делу о налоговом правонарушении впервые появилось с принятием части первой Налогового кодекса, При этом начало и окончание указанного производства необходимо определять по-разному в зависимости от способа выявления налогового правонарушения. Если налоговое правонарушение обнаружено в ходе налоговой проверки, границы производства по делу о налоговом правонарушении устанавливаются по правилам ст. 10l Налогового кодекса. В соответствии с данной статьей производство по делу о налоговом правонарушении понимается в узком смысле как период вынесения налоговым органом решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Все производство в этом случае длится 10 дней с момента окончания рассмотрения материалов проверки.

date image
2015-02-14 views image
3745

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



НК РФ выделяет налоговый кредит и инвестиционный налого-вый кредит, рассматривая их как формы изменения срока упла-ты налога и сбора (п. 3 ст. 61). Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются финансовые органы соответству-ющего уровня в зависимости от принадлежности налогов и сбо-ров к группам федеральных, региональных или местных, а так-же таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кре-дит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявле-нию и оформляются договором с уполномоченным органом. Заклю-чение договора в этом случае отличает названные институты от других форм изменения срока уплаты налога. Вместе с тем име-ются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредшп предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года, причем по одному или нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он пре-доставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплатель-щики, т. е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) причинение лицу ущерба в результате стихий-ного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоя-тельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения уполномочен-ным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задол-женности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок дей-ствия договора, порядок погашения задолженности и процен-тов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства, исходя из ставки рефи-нансирования Центрального банка РФ, действующей на период Договора о налоговом кредите.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

Глава 13. Налоговое право: общие положения

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно НК РФ по ограни-ченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а так-же по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит — это получение орга-низацией возможности в течение определенного срока и в оп-ределенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В каж-дом отчетном периоде, а также в течение всего налогового пе-риода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате по общим правилам.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обсто-ятельств: 1) проведение организацией научно-исследователь-ских, опытно-конструкторских работ или технического перево-оружения собственного производства; 2) осуществление вне-дренческой или инновационной деятельности; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономиче-скому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня по-лучения заявления. Закон устанавливает ограничения по про-центам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной вто-рой и выше трех четвертых ставки рефинансирования Централь-ного банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуп-равления вправе устанавливать по региональным и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвести-ционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.




Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие налога. Какие юридические признаки свойственны налогу?

2. Определите понятие сбора. Чем он отличается от налога?

3. Какую роль выполняют налоги?

4. Проведите классификацию налогов по разным основа-ниям.

5. Что понимается в российском законодательстве под систе-мой налогов и сборов? Какие платежи объединены этим поня-тием?

6. На какие уровни подразделяются законодательством нало-говые платежи? Что входит в каждый из них, какие общие осо-бенности свойственны платежам соответствующих уровней?

7. Что понимается под установлением налогов? Чем оно от-личается от введения налогов в действие? Какой порядок уста-новления налогов и сборов предусмотрен законодательством, на каких нормах Конституции РФ он основан?

8. Определите понятие и предмет налогового права.

9. Охарактеризуйте источники налогового права. Укажите нормы Конституции РФ, закрепляющие основы налогового права.

10. Охарактеризуйте содержание НК РФ.

11. Что является предметом регулирования регионального законодательства и актов органов местного самоуправления? Приведите конкретные примеры.

12. Назовите основные элементы налогообложения по НК РФ.

13. Что понимается под налоговыми льготами?

14. Определите понятие налоговых правоотношений. Кто выступает в качестве их субъектов?

15. Каковы обязанности налогоплателыциков? В чем состоят их права?

16. Какими мерами обеспечивается исполнение налогопла-телыциками их обязанностей?

17. В каком порядке взыскиваются невнесенные в срок нало-говые платежи (недоимки), пени, суммы санкций за просрочку платежей?

18. Какими правами обладают налоговые органы при осуще-ствлении своих функций в области налогообложения?

19. Каковы обязанности и ответственность банков в области налогообложения? Какие виды нарушений банком своих обя-занностей и меры ответственности за них предусмотрены НК РФ? Ответ дайте на основе конкретных норм НК РФ. Какие Установлены меры административной ответственности должно-стных лиц банков за правонарушения в сфере налогообложе-ния? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

20. Каким нормативным актом регулируется налоговый кре-дит и инвестиционный налоговый кредит?

21. Определите понятие налогового кредита. В каком поряд-ке предоставляется налоговый кредит, на какой срок, что явля-ется основанием его предоставления?

22. Что понимается под инвестиционным налоговым креди-том? Чем он отличается от налогового кредита и каково сход-ство между ними?

23. Каковы основания предоставления инвестиционного на-логового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?

24. Кто (какие органы) вправе принимать решения о предо-ставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

25. Определите понятие налоговых правонарушений, каковы их особенности, круг субъектов? Ответ дайте на основе конк-ретных норм НК РФ.

26. Какие налоговые санкции применяются к налогоплатель-щикам, нарушившим налоговое законодательство, каковы их особенности?

27. Назовите конкретные налоговые правонарушения и при-меняемые за их совершение налоговые санкции.

28. Какие установлены меры административной ответствен-ности должностных лиц организаций за правонарушения в сфе-ре налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нор-мы.

29. Охарактеризуйте административный порядбк защиты прав налогоплательщиков. Составьте жалобу на действия нало-гового органа, предназначенную для рассмотрения в админист-ративном порядке.

30. Охарактеризуйте судебный порядок защиты прав налого-плательщиков. Кто из них вправе обращаться за защитой прав в суд общей юрисдикции и кто — в арбитражный суд?

31. Охарактеризуйте роль Конституционного Суда РФ в за-щите прав и законных интересов субъектов налогового права. Приведите конкретные примеры из деятельности Конституци-онного Суда РФ в этой области.

32. Какова роль прокуратуры РФ в защите прав субъектов налоговых правоотношений? Охарактеризуйте ее на основе За-кона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 269

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства[1]]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

[1] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Заключение договора в этом случае отличает названные институты от других форм изменения срока уплаты налога. Вместе с тем имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до года, по одному или

нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т. е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа ; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения ным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задол-женности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно НК РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит — это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате по общим правилам.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; 2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономиче- развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной рой и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвести-ционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите понятие налога. Какие юридические признаки свойственны налогу?

Определите понятие сбора.

Какую роль выполняют налоги?

Проведите классификацию налогов по разным основаниям.

Что понимается в российском законодательстве под системой налогов и сборов? Какие платежи объединены этим понятием?

На какие уровни подразделяются законодательством налоговые платежи? Что входит в каждый из них, какие общие особенности свойственны платежам соответствующих уровней?

Что понимается под установлением налогов? Чем оно отличается от введения налогов в действие? Какой установления налогов и сборов предусмотрен законодательством, на каких нормах РФ он основан?

Определите понятие и предмет налогового права.

Охарактеризуйте источники налогового права. Укажите нормы Конституции РФ, закрепляющие основы налогового права.

Охарактеризуйте содержание НК РФ.

Что является предметом регулирования регионального законодательства и актов органов местного самоуправления? Приведите конкретные примеры.

Назовите основные элементы налогообложения НК РФ.

Что понимается под налоговыми льготами?

Определите понятие налоговых правоотношений. Кто выступает в качестве их субъектов?

Каковы обязанности налогоплательщиков? В чем состоят их права?

Какими мерами обеспечивается исполнение налогоплательщиками их обязанностей?

В каком порядке взыскиваются невнесенные в срок налоговые платежи (недоимки), пени, суммы санкций за просрочку платежей?

Какими правами обладают налоговые органы при осуществлении своих функций в области налогообложения?

19. Каковы обязанности и ответственность банков в области налогообложения? Какие виды нарушений банком своих обязанностей и меры ответственности за них предусмотрены НК РФ? Ответ дайте на основе конкретных норм НК РФ. Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц банков за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?

Определите понятие налогового кредита.

Что понимается под инвестиционным налоговым кредитом? Чем он отличается от налогового кредита и каково сходство между ними?

Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?

Кто (какие органы) вправе принимать решения о предо - ставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

Определите понятие налоговых правонарушений, каковы их особенности, круг субъектов? Ответ дайте на основе конк-ретных норм НК РФ.

Какие налоговые санкции применяются к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, каковы их особенности?

Назовите конкретные налоговые правонарушения и применяемые за их совершение налоговые санкции.

Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц организаций за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы.

Охарактеризуйте административный порядок защиты прав налогоплательщиков. Составьте жалобу на действия нало-гового органа, предназначенную для рассмотрения админист-ративном порядке.

Охарактеризуйте судебный порядок защиты прав налогоплательщиков. Кто из них вправе обращаться за защитой прав в суд общей юрисдикции и кто — в арбитражный суд?

Охарактеризуйте роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов налогового права. Приведите конкретные примеры из деятельности Конституционного Суда РФ в этой области.

Какова роль прокуратуры РФ в защите прав субъектов налоговых правоотношений? Охарактеризуйте ее на основе Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Читайте также: