Налог на предоставление информационных услуг

Опубликовано: 26.04.2024

Старший юрист Департамента международного налогового планирования Юридической фирмы Клифф

специально для ГАРАНТ.РУ

Что такое налоговый маневр в IT-отрасли?

Это "народное название" нового пакета налоговых льгот для российских IT-компаний. О налоговом маневре в этой отрасли (еще он получил название IT-маневр), в рамках которого предполагалось существенно снизить налог на прибыль и страховые взносы, впервые заговорил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июне 2020 года. Далее намерение провести IT-маневр подтвердил Владимир Путин в своем публичном выступлении 23 июня, указав, что предлагаемые ставки налога будут одними из самых низких в мире.

В итоге 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 265-ФЗ), которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний. Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Чем отличается новый режим налогообложения от ранее действующего?

Изменения коснулись режима налогообложения доходов от ПО и баз данных НДС, налогом на прибыль организаций, а также обложения страховыми взносами.

Основным отличием ИТ-маневра от действующего в настоящий момент режима является изменение порядка налогообложения доходов от программного обеспечения НДС. В текущей редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса от НДС освобождаются операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных на основании лицензионных, в том числе сублицензионных договоров, а также на основании договоров об отчуждении исключительных прав.

С 2021 года от НДС освобождается передача прав на ПО, в том числе, передача через Интернет при соблюдении следующих условий:

  • ПО включено в специальный реестр российского ПО. В настоящее время в реестр включено более 7,1 тыс. наименований ПО, причем с августа по октябрь текущего года в реестр включено более 230 наименований ПО и баз данных (за тот же период прошлого года в реестр было добавлено около 150 наименований), что может свидетельствовать о высокой заинтересованности во льготе производителей ПО;
  • порядок включения в реестр регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 12365. Для включения в данный реестр необходимо, чтобы исключительные права на ПО (базу данных) были законно получены на территории РФ (введены в гражданский оборот в РФ) или экземпляры программы (базы данных) свободно распространялись в РФ; менее 30% выручки от передачи прав использования на такие ПО (базу данных) приходилось на договоры с иностранными лицами; ПО, права на которое передаются, не является государственной тайной. Кроме того, необходимо, чтобы исключительное право на ПО (базу данных) без ограничений по территории и сроку действия принадлежало российскому лицу (лицам), в том числе российской коммерческой организации, не менее 50% прямого или косвенного участия в которой принадлежат гражданам РФ, российским публичным образованиям (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) или российским некоммерческим образованиям. Помимо указанных выше, Постановлением Правительства № 1236 установлены также дополнительные критерии: ПО не управляется и не обновляется принудительно из-за границы; обслуживание и техническая поддержка ПО осуществляется российской организацией без преимущественного владения иностранными лицами или гражданином РФ;
  • права на ПО, которые буду передаваться, не включают в себе права распространения рекламы в Интернете, и (или) получения доступа к ней, размещения предложений о покупке / продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) в Интернете, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключения сделок. То есть теперь льгота по НДС станет недоступна для торговых площадок, а также практически любого ПО, на котором есть рекламные баннеры или иное продвижение собственных или чужих товаров (услуг). При этом, льгота потенциально может быть применима, например, к компьютерным играм, продуктам в сфере информационной безопасности, системам управления процессами, образовательному ПО и другим.

Налог на прибыль

Важной составляющей IT-маневра стало существенное снижение ставки по налогу на прибыль для компаний в IT-сфере – 3% вместо 20%.

Так, согласно п. 4 ст. 1 Закона № 265-ФЗ льготы по налогу на прибыль предусмотрены для двух категорий компаний, работающих в сфере ИТ: для российских организаций, разрабатывающих и реализующих ПО, оказывающих услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных, а также для организаций, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Для организаций из первой группы для получения льготы по налогу на прибыль необходимо соблюдение следующих условий:

  • получение документа о государственной аккредитации компании в сфере ИТ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 7586. После принятия Закона № 265-ФЗ в данное Постановление не вносились изменения, однако возможно внесение их в будущем;
  • не менее 90 % от суммы доходов компании получено в виде доходов от отчуждения экземпляров ПО (баз данных), разработанных компанией, отчуждения исключительных прав (передачи прав на использование такого ПО и базы данных, обновления к ним, в том числе через Интернет), а также доходов от оказания услуг по разработке, адаптации и модификации ПО, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных. То есть льгота касается самостоятельно разработанного ПО. При этом, такие доходы не должны включать доходы от передачи прав на распространение или получение доступа к рекламе в Интернете, размещения предложений о покупке и продаже товаров (услуг, работ, имущественных прав) и поиска информации о потенциальных продавцах и покупателях, а также заключения соответствующих сделок. При расчете доли доходов в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы и курсовой разницы, возникшей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ), а также доходы от уступки прав требования долга, который возник при признании доходов от операций в IT-сфере;
  • не менее 7 сотрудников за отчетный период (среднесписочная численность).

Для организаций второй категории требования являются аналогичными – включение в реестр (в настоящее время существует только проект Постановления Правительства РФ "О ведении реестра организаций, оказывающих услуги (осуществляющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции"), получение не менее 90% доходов от соответствующих доходов (доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции) и наличие среднесписочной численности работников не менее 7 человек в течение отчетного периода.

Также в рамках изменений по налогу на прибыль, отменяется возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, ранее предусмотренная п. 6 ст. 259 НК РФ. Теперь расходы на приобретение ЭВМ можно учесть в налоговой базе в качестве материальных расходов.

Условия для применения пониженных тарифов страховых взносов аналогичны перечисленным выше условиям в отношении налога на прибыль (включение в соответствующий реестр, получение не менее 90% доходов от указанных видов деятельности, минимальная среднесписочная численность сотрудников не менее 7 человек). С 2021 года пониженные тарифы страховых взносов являются следующими:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом, общая нагрузка по страховым взносам составит 7,6%. Напомню, что в текущей редакции нормы п. 5 ст. 427 НК РФ организации в сфере ИТ могут претендовать на пониженные тарифы по страховым взносам в общем размере 14 % (на ОПС – 8 %, на случай ВНиМ – 2 %, на ОМС – 4 %).

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на то, что некоторые представители ИТ-индустрии негативно отзывались об изменениях в налогообложении НДС, в силу которых на льготу может претендовать меньшее число компаний, чем раньше, и более высокую эффективную ставку налогообложения при использовании ПО, чем в аналогичных режимах в иностранных государствах (например, IP-box на Кипре дает возможность использования эффективной ставки налогообложения доходов от использования программного обеспечения в размере 2,5 %), IT-маневр может стать эффективным инструментом для ряда компаний в сфере ИТ, чья деятельность с использованием ПО не связана с рекламой и реализацией товаров (услуг).

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Этот вопрос задала одна из участниц вебинара по теме УСН, проведенного в Контур.Школе. Мы решили поделиться ответом с вами

Универсального понятия информационно-консультационных услуг, закрепленного на законодательном уровне, нет. Посмотрим, как в разных нормативных документах трактуются такие определения. Для начала обратимся к статье 148 Налогового кодекса — эта норма не дает четкого определения, тем не менее разделяет консультационные услуги с юридическими, бухгалтерскими, аудиторскими, инжиниринговыми, маркетинговыми услугами, услугами по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Таким образом, можно предположить, что с позиции главы 21 «НДС» Налогового кодекса это совершенно разные услуги.

В то же время статья 148 Налогового кодекса определяет услуги по обработке информации — услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Услуги на практике

Вопрос: «Затраты на информационно-консультационные услуги не принимаются для налогообложения при УСН. Мы — издательство бухгалтерских журналов (УСН — 15%). Нам оказывают услуги сторонние организации (физлица и юрлица) по подготовке материалов и статей по бухгалтерскому и налоговому учету для последующей обработки и публикации в наших журналах. Не попадают ли эти услуги (авторские договоры не рассматриваем) под статус информационно-консультационных? Можем ли мы их принять к учету при расчете единого налога?»

Первое, на что обращаем внимание, — статья 346.16 НК РФ не предусматривает таких расходов. Значит, если организация осуществила такие затраты, то она не вправе отнести их в состав расходов. Однако есть важное замечание: эти расходы можно квалифицировать по другим основаниям для включения в состав расходов при УСН.

Предлагаю автору вопроса рассмотреть свои расходы с указанной выше точки зрения. Тогда такие расходы можно квалифицировать как производственные и, например, отнести их к материальным расходам с позиции включения при УСН. В силу того что ст. 254 НК РФ не приводит закрытый перечень материальных расходов, то, прописав их в своей учетной политике для целей налогообложения, можно будет отнести их на расходы. Конечно, такая позиция не бесспорна и, возможно, придется отстаивать ее в суде. Все дело в «цене вопроса».

Обратимся также к другим документам. Например, к договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014). В этом документе сказано, в частности, что консультационными услугами признаются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом. Следовательно, если в организации, применяющей УСН, имеются подобного рода затраты, то включать их в расходы, скорее всего, будет нерационально в силу того, что все виды консультаций, перечисленных в этом определении не включены в ст. 346.16 НК РФ.

Как учитывать?

Далее обратимся к Приказу Минфина России № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (с изм. от 17.05.2012) «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Данный документ не имеет никого отношения к УСН. Однако некоторые определения в нем приведены. Так, с позиции Минфина России в состав прочих расходов включены расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик), с последующим предоставлением заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов).

При этом не относятся к расходам по оплате консультационных и юридических услуг затраты индивидуального предпринимателя по уплате услуг его уполномоченного представителя, а также услуг, связанных с выполнением возложенных законодательством Российской Федерации на индивидуального предпринимателя обязанностей. Опять мы видим, что консультационные услуги и юридические услуги разведены. Поэтому…

Необходимо четко понимать состав действий организации, прежде чем говорить о включении (или нет) тех или иных затрат в расходы и, самое главное — на квалификацию расходов. От этого будут зависеть и основания для включения в расходы».

Анализируя нормы этого Приказа, ряд авторов приводит определение информационных услуг. В частности, это приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем при наличии подтверждающих документов об их использовании. Часть из этих расходов прямо предусмотрены в ст. 346.16 НК РФ и при наличии оснований включаются в расходы при УСН.

Ряд авторов, проводя экономический анализ, приводят определения и информационных услуг, и консультационных услуг.

Консультационные услуги — это. Информационные услуги — это.
…особый вид услуг по предоставлению информации в различных формах. Консультирование может осуществляться в письменной (ответы на вопросы) или в устной (консультационные семинары) форме. Причем информация, полученная в процессе консультирования, может касаться любой из сфер деятельности организации …действия субъектов (собственников и владельцев) по сбору, обобщению, систематизации информации и предоставлению результатов ее обработки в распоряжение пользователя (т.е. обеспечение пользователей информационными продуктами). Информационная продукция предоставляется пользователю в разной форме — на электронных носителях, на бумаге, сброшюрованной в сборники нормативных актов, официальных документов, в устной форме и т.д.

Как видите, универсального определения информационных и консультационных услуг нет. Кроме того, статья 346.16 НК РФ не разрешает относить на расходы такого рода услуги. Однако в ряде случаев если такие затраты разбить по «элементам», то можно часть таких затрат включить в расходы по УСН, но по другим основаниям или под другим названием. Безусловно, нельзя забывать в этой ситуации, что если налоговое законодательство четко не регламентирует порядок налогообложения и предоставляет возможность принимать решение, налогоплательщику необходимо отразить свою позицию в налоговой учетной политике.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) обЪектом налогообложения, в частности, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При получении в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информации для определения места реализации работ (услуг) с целью исчисления НДС следует руководствоваться ст. 148 НК РФ, в соответствии с которой местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности считается территория фактического присутствия покупателя услуг на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение ст. 148 НК РФ применяется при выполнении работ (оказании услуг), в частности по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

В случае если российская фирма получает в электронном виде информацию от иностранной компании, местом реализации признается территория Российской Федерации, следовательно, возникает обЪект налогообложения.

В соответствии со ст. 161 НК РФ российская фирма выступает в роли налогового агента.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Следует иметь в виду, что налоговая база определяется по каждой такой операции отдельно.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, даже если они не являются налогоплательщиками по другим операциям.

Российская фирма заключила контракт с датской компанией на сумму 12 000 долл. США. Датская компания не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации.

Курс Банка России на дату перечисления денежных средств иностранному поставщику составлял 29 руб. за 1 долл. США.

По условиям контракта российская фирма получает в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информацию по элементам на программное обеспечение от датской корпорации. Датская корпорация является поставщиком систем финансового учета и управления предприятием. Российская фирма обрабатывает полученную информацию, формирует ее в виде электронного файла и поставляет его через Интернет американской фирме.

Сумма контракта с американской фирмой составляет 25 000 долл. США. Оказание услуг и их оплата произведены в одном отчетном периоде.

Курс Банка России на дату принятия иностранной компанией результатов оказанных услуг - 29 руб. за 1 долл. США, на дату получения платы за оказанные услуги - 29,5 руб. за 1 долл. США.

Организация ведет бухгалтерский учет с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В отношениях с датской компанией местом реализации признана территория Российской Федерации, так как место деятельности покупателя услуг - Российская Федерация.

Учитывая, что датская фирма не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 161 НК РФ российская организация по рассматриваемой операции признается налоговым агентом, а значит, должна исчислить, удержать у датской фирмы и уплатить НДС в бюджет.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, налоговая база по НДС, указанная в п. 1 ст. 161 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции будут отражены следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера.

При поставке российской фирмой информации в электронном виде партнерам за рубеж (США) местом реализации не будет являться территория Российской Федерации, так как покупатель находится за пределами Российской Федерации (подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), поэтому не возникает обЪекта обложения НДС и, соответственно, такие операции НДС не облагаются.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет у налогового агента, не может быть принята к вычету. В соответствии со ст. 170 НК РФ данная сумма включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

Д-т 44 К-т 19 - 58 000 руб. - списывается на затраты сумма НДС, уплаченная по принятым информационным услугам.

В бухгалтерском учете организации операции по расчетам с американской фирмой отражаются следующими проводками:

Д-т 62 К-т 90-1 - 725 000 руб. (25 000 долл. США х х 29 руб.) - отражена задолженность заказчика (иностранной компании) за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 52 К-т 62 - 737 500 руб. (25 000 долл. США х х 29,50 руб.) - на транзитный валютный счет поступила выручка за оказанные услуги от иностранного заказчика;

Д-т 62 К-т 91-2 - 12 500 руб. - отражена положительная курсовая разница по задолженности заказчика.

В соответствии с п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от оказания услуг является доходом от обычных видов деятельности и принимается к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

В рассматриваемой ситуации договором предусмотрена оплата услуг в иностранной валюте. В соответствии с п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

В связи с изменением курса валюты, установленного Банком России на дату принятия заказчиком результатов оказанных услуг и дату исполнения им обязательств по оплате результатов оказанных услуг (дату получения валютных средств), в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, у организации по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" возникает положительная курсовая разница. Возникшая курсовая разница отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность, и учитывается в составе внереализационных расходов (п. 12, 13 ПБУ 3/2000).

Теперь рассмотрим пример, когда российская фирма после обработки полученной из-за рубежа информации отправляет ее в виде электронного файла российской фирме-партнеру.

Условия примера оставим те же самые. Изменим только последнюю часть, где покупателем конечного продукта будет являться российская фирма-резидент.

Сумма контракта с российской фирмой составляет 750 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ сумма НДС, уплаченная российским покупателем - налоговым агентом, подлежит вычету из общей суммы начисленного налога. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ, при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для производственной деятельности или иных операций, признаваемых обЪектами налогообложения, либо если товары приобретены для перепродажи.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции отражаются следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера;

Д-т 68 К-т 19 - 58 000 руб. - принят НДС к зачету в бюджет.

Операции по расчетам с российской фирмой-покупателем будут отражены следующими проводками:

Д-т 51 К-т 62 - 750 000 руб. - поступила выручка за оказанные услуги от российской фирмы-покупателя;

Д-т 62 К-т 90-1 - 750 000 руб. - отражена задолженность заказчика за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 90-3 К-т 68 - 125 000 руб. - начислен НДС с суммы реализации.

При перемещении товаров через таможенную границу следует руководствоваться ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1, где говорится, что перемещением через таможенную границу Российской Федерации считается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

В случае реализации услуг по обработке информации через Интернет в виде электронного файла не происходит фактического пересечения границы, поэтому перемещением через таможенную границу такие действия не являются.

При проведении операций такого рода следует обратить внимание на правильность заполнения налоговой декларации по НДС.

Заполнение декларации по НДС производится в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 % (приложение 3 к приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407).

При оказании услуг иностранному лицу местом реализации будет являться страна деятельности покупателя (то есть иностранной фирмы). ОбЪект обложения по НДС в таком случае не возникает, однако оборот по таким операциям показывается в налоговой декларации справочно в приложении Г.

Российская организация, признаваемая налоговым агентом, должна отразить начисление НДС в форме N 2 приложения 1 к декларации по НДС за тот налоговый период, в котором были осуществлены расходы по оплате услуг. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ и реквизитами этой формы декларации сумма НДС определяется по расчетной ставке 16,67 или 9,09 % от суммы расходов по оплате этой услуги.

При регистрации предпринимательской деятельности в обязательном порядке необходимо определиться с системой налогообложения. Какая процентная ставка выгоднее, как удобнее распоряжаться выручкой, в какие сроки лучше сдавать отчётность.

      1. Сфера услуг
      2. Общая система
      3. Упрощённая система налогообложения (УСН)
      4. Патентная система налогообложения (ПСН)
      5. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)
Сфера услуг

Сфера услуг в последние годы значительно расширилась. Многие граждане все больше заняты предпринимательской деятельностью в сфере услуг. Их перечень становиться все больше и больше. Полностью можно ознакомиться в справочнике ОКВЭД. Вот основная их часть: • Предоставление услуг в сфере бытового обслуживания - это парикмахерские, ремонтные мастерские, ателье, клининговые компании, химчистки. • Предоставление консалтинговых, бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг. • Предоставление экскурсионно-туристических услуг. • Образовательные услуги - частные детские сады, репетиторство и пр. • Охранные и детективные услуги. • Услуги по ремонту бытовой техники. • Ветеринарные услуги.

Чтобы правильно выбрать систему налогообложения нужно провести всесторонний анализ всех важных моментов. В первую очередь необходимо определиться с организационной формой: ООО или ИП, с какого рода клиентами придётся работать: с физическими или юридическими лицами. Какая общая стоимость активов, размер выручки, уровень затрат. Сфера услуг является не затратной по сравнению с торговлей и производством. Где объем затрат может вырасти до 60-70%. Поэтому в отношении налогообложения в этой сфере проще вести учет доходов, и особенно расходов, соответственно уплачивать налоги. Можно выбирать практически любую удобную для предпринимателя систему налогообложения.

Больше подходит для предприятий со значительными оборотами. В сфере услуг применяется редко, разве если у предприятия имеется разветвлённая сеть с филиалами, например, химчисток или прачечных, частных детских садов. С чистой прибыли уплачивается 20% налог с прибыли для ООО, и 13% от доходов для индивидуальных предпринимателей. Все субъекты на данной системе оплачивают НДС - 18%, оплачивается налог на имущество - 2,2%.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Считается самой доступной и удобной для предпринимателей, занимающихся сферой услуг у которых не большие обороты. Отлично подходит для данной сферы. Налог на прибыль рассчитывается просто. Перечисляется 15% если облагается разница между доходом и расходом, или 6% если налогооблагаемый объект только доход без учета расходов. Так могут работать предприниматели у которых общий годовой доход не более 60 млн.рублей, наемных работников не более 100 человек. Поэтому при минимальных расходах выбирается УСН 6%. Например, если предоставляются консультационные услуги. Окончательный выбор необходимо сделать после того, как была полностью прроанализирована деятельность предприятия.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Очень удобная система для ведения небольшого бизнеса. В Налоговом кодексе в статьях 346.43 указано 47 видов деятельности, занимаясь которыми можно оплачивать патент. Как обычно, это фиксированный размер установленный местным налоговым органом. Расчетной базой является ставка в 6% от среднего предполагаемого годового дохода. Доступна только для ИП. Общий годовой доход должен быть не более 60 млн. рублей, численность работников не более 15 человек. Патент можно получить на любой произвольный срок от одного месяца до года. Главные достоинства такой системы - это фиксированная сумма налога, не нужно подавать отчетность, кассовый аппарат не используется.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Для использования данного вида налога, необходимо узнать разрешен ли он в вашей местности. Разрешенные виды деятельности раскрыты в статье 346.26 Налогового кодекса РФ. Налог платится одной и той же суммой раз в квартал по конкретному виду деятельности. Перечисления необходимо производить независимо от того есть у предпринимателя доход или он отсутствует.

Плательщикам ЕНВД дана возможность уменьшить сумму налога на 50% на страховые платежи во внебюджетные фонды. Если ИП не имеет сотрудников, тогда есть возможность уменьшить сумму налога на все 100%. Кассовые аппараты при работе не используются.

При принятии решения о выборе необходимой системы в сфере услуг нужно в первую очередь руководствоваться прогнозом об уровне чистой прибыли и соответствующим уже объемом налоговых отчислений. Бывает, что оправдывает себя сознательный ход в сторону увеличения налогов, чтобы понизить уровень дохода в отрицательную сторону на краткосрочном этапе, чтобы достичь большего результата в будущем. Например, завоевание определенного сегмента рынка.

Читайте также: