Капитальный ремонт в налоговом кодексе

Опубликовано: 04.05.2024

1. Расходы на ремонт основных средств и иного имущества, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

2. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

3. Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 260 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Кроме того, в п. 5 ст. 272 НК РФ определено, что расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 260 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации.

В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям изменяется первоначальная стоимость основных средств.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Как указал Минфин России в Письме Минфина России от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794, в соответствии со ст. 260 НК РФ учитываются для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта.

А при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» он рекомендовал руководствоваться:

— Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279;

— Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312;

— Письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 «Об определении понятий нового строительства,

расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

1. Расходы на ремонт основных средств и иного имущества, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

2. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

3. Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 настоящего Кодекса.

Расходы на ремонт основных средств регулируются статьей 260 НК РФ.

Как разъяснил в письме от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470 Минфин России, на основании статьи 260 НК РФ расходы на ремонт арендованного помещения можно учесть только в том случае, если это имущество у собственника (арендодателя) является амортизируемым основным средством. Имущество физического лица к амортизируемому основному средству не относится.

Таким образом, положения статьи 260 НК РФ в рассматриваемом случае не применяются.

Данная позиция также имеет место и в судебной практике.

Между физическим лицом (арендодатель) и организацией (арендатор) были заключены договоры аренды, которые были зарегистрированы в уполномоченном органе.

Между организациями был заключен договор субаренды вышеназванных зданий. Пунктами дополнительного соглашения к договору было определено, что обязанность по производству капитального ремонта основных средств является обязанностью субарендатора (налогоплательщика).

Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны соответствовать критериям, названным в статье 252 НК РФ, а именно: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Соответствие затрат организации, связанных с ремонтом арендованных основных средств, установленным статьей 252 НК РФ критериям не может служить единственным основанием для включения их в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, без сопоставления понесенных затрат с иными нормами главы 25 НК РФ.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на две группы: расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя в том числе расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном состоянии) - пункт 1 статьи 253 НК РФ.

Также расходы, связанные с производством и реализацией, в соответствии с их экономическим содержанием делятся на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Согласно статье 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Таким образом, в силу пункта 1 статьи 256 НК РФ имущество, находящееся в собственности физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не относится к объектам, подлежащим амортизации.

Следовательно, оснований относить затраты, направленные на ремонт имущества, арендованного у физического лица, не являющегося предпринимателем, к материальным или прочим расходам, в составе которых учтены иные расходы налогоплательщика, не имеется.

(По материалам Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2007 N Ф04-483/2007(31447-А67-40.)

Следует отметить, что в письме Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/773 указано, что нормы статьи 260 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций ограничивают отнесение к прочим расходам только расходов арендатора на ремонт амортизируемых основных средств (если договором аренды возмещение таких расходов арендодателем не предусмотрено). Расходы, связанные с ремонтом основных средств, предоставленных в аренду физическим лицом, которые не относятся к амортизируемым основным средствам и по условиям договора аренды не возмещаются арендодателем, могут быть учтены для целей налогообложения в соответствии с нормами статьи 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, при условии их соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.

На практике имеют место ситуации, когда автомобиль, принадлежащий налогоплательщику на праве собственности, пострадал в результате ДТП, при этом отсутствует факт возмещения вреда с виновника ДТП. В такой ситуации налогоплательщик может учесть расходы на ремонт автомобиля при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Данная позиция находит свое отражение в судебной практике.

Налоговый орган провел выездную проверку организации по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в частности правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за период, по результатам которой составил акт.

Рассмотрев материалы проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения, налоговый орган принял решение о доначислении налога на прибыль, пени, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Организация отнесла на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затраты по ремонту основного средства (автомобиля), используемого в производственной деятельности и поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В пункте 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

При этом ограничений по включению в налоговую базу расходов на ремонт основного средства в зависимости от причин, повлекших ремонт, а также от реализации обществом права на подачу регрессного иска к водителю-виновнику ДТП налоговое законодательство не предусматривает.

Организация понесла расходы на ремонт поврежденного в результате ДТП автомобиля, используемого в производственной деятельности. Данные затраты являются экономически обоснованными и документально подтвержденными. Доказательств обратного налоговый орган не представил.

(По материалам Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2009 N А53-6877/2008-С5-37.)

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 24, 75, 156, 169, 171, 172, 223, 224, 226, 247, 252, 256, 260, 270, 310, 312, 357, 358, 359, 361, 362 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о законности решения налогового органа в обжалуемой части.

По мнению заявителя, судами при вынесении обжалуемых судебных актов неверно истолкованы положения пункта 2 статьи 252, статьи 260 и пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налоговый кодекс). Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 247, 252, 257, 260, 264, 270 Налогового кодекса Российской Федерации статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принимая во внимание письмо Госкомстата России от 09.04.2001 № С-1-23/1480.

Бухгалтерский учет

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, содержит понятие «восстановление основных средств» и не раскрывает понятия «реконструкция» и «капитальный ремонт».

Согласно 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

При этом затраты на реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).

Основанием для увеличения первоначальной стоимости объекта основных средств на сумму затрат на его реконструкцию может являться увеличение оставшегося срока полезного использования объекта при неизменности всех других показателей функционирования (мощности, качества применения и т.п.) (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 № 07-04-18/01).

В период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев, начисление амортизации по такому объекту приостанавливается (п. 23 ПБУ 6/01).

Объект основных средств, по которому начисление амортизации приостанавливается, в бухгалтерском учете переводится на специальный субсчет:

Дебет 01, субсчет «Основные средства на реконструкции сроком более 12 месяцев» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации» - на сумму первоначальной (восстановительной стоимости).

Порядок учета затрат на восстановление основных средств регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее – указания № 91н).

Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 указаний № 91н).

Учет затрат, связанных с реконструкцией объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений (п. 70 указаний № 91н).

Бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе в разделе I "Внеоборотные активы" как показатель, детализирующий данные группы статей "Основные средства", отражаются:

1) регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния). Такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала (письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01);

2) сырье, материалы и т.п. активы, используемые для создания внеоборотных активов (прим. «НВ» - в том числе для реконструкции объекта, если в результате реконструкции увеличивается первоначальная/восстановительная стоимость объекта), отражаются в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 № 07-04-18/01);

3) в случае выдачи авансов и предварительной оплаты работ, услуг и пр., связанных, например, со строительством объектов основных средств (прим. «НВ» - реконструкцией объектов, если в результате реконструкции увеличивается первоначальная/восстановительная стоимость объекта), суммы выданных авансов и предварительной оплаты отражаются в бухгалтерском балансе в разделе I "Внеоборотные активы" (письмо Минфина РФ от 24.01.2011 № 07-02-18/01).

В пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация о затратах на реконструкцию объектов основных средств в порядке, установленном Минфином в информации № ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства" (письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Налоговый учет

Понятия «реконструкция» и «достройка» содержатся в п. 2 ст. 257 НК РФ.

К работам по достройке относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания, сооружения, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В случаях достройки, реконструкции изменяется первоначальная стоимость основных средств.

Основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периодане более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки,реконструкции основных средств.К 3 – 7 амортизационным группам относятся основные средства со сроком полезного использования свыше 3 до 20 лет включительно. Чтобы воспользоваться таким правом, налогоплательщик должен закрепить его в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Налогового кодекса (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Градостроительный кодекс

При квалификации расходов в качестве текущих затрат на капитальный ремонт или капитальных затрат на реконструкцию объектов основных средств для целей и бухгалтерского учета, и налогового учета следует руководствоваться в первую очередь Градостроительным кодексом от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Понятие «реконструкции» приведено в п.п. 14 и 14.1 статьи 1, понятие «капитального ремонта» - в п.п. 14.2 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса.

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это:

а) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе:

- расширение объекта капитального строительства;

б) замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это:

- замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;

- замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Юридическое лицо (застройщик) обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке или участке иного правообладателя реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса).

Документальное оформление

Порядок документального оформления операций по восстановлению основных средств регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее – указания № 91н).

Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов (п. 67 указаний № 91н).

В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки (п. 68 указаний № 91н).

Приемка законченных работ по реконструкции объекта основных средств оформляется соответствующим актом (п. 71 указаний № 91н).

Порядок документального оформления передачи объекта основных средств на капитальный ремонт, реконструкцию и возврата из ремонта, после реконструкции определяется организацией самостоятельно в учетной политике или ином локальном стандарте.

Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 утверждена унифицированная форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных основных средств».

(Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)

С 26 декабря 2012 года Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом X «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

В частности, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ст. 170 ЖК РФ).

Согласно ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор создается субъектом РФ, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта РФ.

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ст. 180 ЖК РФ).

В связи с данными нововведениями внесены изменения и дополнения в НК РФ.

С 26 декабря 2012 г. не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на территории РФ реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ (п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва не только на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, но и в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, с 26 декабря 2012 г. в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами.

– в виде средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом РФ товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом РФ, управляющим организациям, а также при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах – управляющим организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах;

– в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Ремонт имущества по правилам МСФО (примеры)

Под восстановлением объектов основных средств следует понимать выполнение ком­плекса работ, направленных на поддержание имущества в рабочем состоянии либо на изменение первоначально принятых норма­тивных показателей функционирования ОС.

В настоящее время все чаще используется широкое понятие восстановительных ра­бот – «техническое содержание» объекта. Оно включает в себя техническое обслужи­вание (комплекс операций по поддержанию исправного состояния) и ремонт (комплекс операций по восстановлению исправного состояния).

Помимо ремонтов к восстановительным процессам нужно отнести модернизацию, реконструкцию, достройку и дооборудова­ние, а также перевооружение производ­ственных мощностей.

Учет по российским правилам

Положением об учете основных средств (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) закреплено, что восстановле­ние объекта может осуществляться посред­ством ремонта, модернизации (достройки, дооборудования) и реконструкции.

При этом затраты на восстановление от­ражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Создание резервов по правилам бухгал­терского учета не допускается.

Однако такое право осталось у предпри­ятий в отношении налогового учета (ст. 324 НК РФ). Чтобы не вести у чет расходов на ремонты в бухгалтерском и налоговом учетах по-разному, компании вправе закреплять в учетной политике единообразный подход, то есть отказываться от создания резерва на ремонт ОС вообще.

Если в результате модернизации и рекон­струкции улучшаются первоначально при­нятые в отношении объекта срок полезного использования, мощность, качество приме­нения и т. п., то затраты на модернизацию и реконструкцию этого объекта после их окончания увеличивают его первоначаль­ную стоимость.

Аналогичное правило действует и в на­логовом законодательстве. Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях (п. 2 ст. 257 НК РФ):

  • достройки, дооборудования, модерниза­ции;
  • реконструкции;
  • технического перевооружения.

Таким образом, только при условии по­вышения характеристик объекта суммы, направленные на его модернизацию или реконструкцию и иное совершенствова­ние, можно включать в стоимость основно­го средства. Иначе затраты должны учиты­ваться в качестве текущих расходов.

Затраты на техническое обслуживание объ­ектов и в бухгалтерском, и в налоговом учете включаются в состав текущих расходов.

Бухгалтерский учет

Законодательством предусмотрены следую­щие способы учета затрат на проведение ремонта основных средств:

  • по фактически произведенным затра­там;
  • с применением счета расходов будущих периодов.

В соответствии с нормами бухгалтерско­го учета затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтер­ском учете отчетного периода, к которому они относятся.

При неравномерно производимых в те­чение года ремонтах основных средств в целях предварительного учета ремонт­ных работ используют счет 97 «Расходы будущих периодов». Накопленные на этом счете расходы по ремонтным работам списываются на издержки производства (обращения) в порядке, устанавливаемом организацией. Это может быть равномер­ное списание затрат в течение периода, к которому они относятся, списание про­порционально объему продукции и иные варианты.

Затраты на техническое обслуживание объектов и в бухгалтерском, и в налоговом учете включаются в состав текущих расходов.

Немного остановимся на вопросе при­менения счета 97. Приказом Минфина Рос­сии от 24 декабря 2010 г. № 186н внесены изменения в Положение по ведению бух­галтерского учета и отчетности в РФ. По­правки коснулись и формулировки пункта 65 Положения, в соответствии с кото­рым затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к сле­дующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установ­ленными нормативными правовыми акта­ми по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного ви­да. Ранее говорилось о прямом примене­нии статьи по расходам будущих периодов. Однако если возникает какой-то ресурс, который принесет организации в буду­щем экономические выгоды, то расход не должен признаваться немедленно в пол­ной сумме. И имеет смысл использовать счет 97. На предприятии использование счета 97 должно быть закреплено в учет­ной политике.

Налоговый учет

Согласно правилам Налогового кодекса, средства на восстановление объектов ОС могут выступать либо текущими затратами предприятия (ремонт и техобслуживание), либо капитальными вложениями в основ­ные средства (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, техниче­ское перевооружение).

Расходы на ремонт основных средств, произведенные предприятием, рассма­триваются как прочие расходы (прочие расходы, связанные с производством и ре­ализацией) и признаются для целей на­логообложения в том отчетном (налого­вом) периоде, в котором они были осу­ществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ) аналогично бухгалтерско­му учету.

Капвложения отражаются в бухгалтер­ском учете на счетах учета вложений во внеоборотные активы с дальнейшим увели­чением стоимости основных средств. В це­лях исчисления налога на прибыль органи­зации указанные затраты увеличивают первоначальную стоимость соответствую­щих объектов ОС.

Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного вклю­чения ремонтных расходов предприятиям разрешено создавать резервы под предсто­ящие ремонты основных средств в соот­ветствии с порядком, установленным ста­тьей 324 Налогового кодекса. Напомним, в бухгалтерском учете резервы на пред­стоящие ремонты не создаются.

Затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы. А по завершении работ списываются с дан­ного счета.

В результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или техни­ческого перевооружения может увеличи­ваться срок полезного использования объ­екта основных средств. Исходя из нового срока полезного использования объекта не­обходимо пересчитать подлежащую приме­нению норму амортизации.

Отличительной особенностью налого­вого учета является право предприятий на так называемую «амортизационную премию» в отношении капвложений. За­траты на капитальные вложения в разме­ре 10 (30) процентов первоначальной сто­имости основных средств учитываются для целей налогообложения прибыли еди­новременно.

Сближение с МСФО

Обратимся к проекту положения «Учет основных средств», который предложен законодателями и находится на стадии обсуждения в качестве федерального бух­галтерского стандарта по учету основных средств в организациях (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Этот стандарт призван заме­нить ПБУ 6/01. Им может быть внесена новая норма в отношении учета затрат на восстановление объекта ОС для случаев, когда величина восстановительных расхо­дов учитывается в качестве компонента объекта.

При выполнении регулярной ревизии технического состояния и капитального ре­монта, признаваемых компонентами объек­та ОС, организация сможет признавать свя­занные с ними затраты в фактической стои­мости компонента объекта в момент их возникновения. Одновременно любая не-доамортизированная сумма затрат на про­ведение предыдущей регулярной ревизии или ремонта будет подлежать прекращению признания, то есть должна будет списы­ваться.

Первоначальная стоимость инвентарно­го объекта после капремонта/ревизии (Ср) в этом случае будет равна:

Ср = Сп + Ск2 – Ск1 , где

Сп – первоначальная стоимость объек­та – основная часть;

Ск1 – стоимость компонента – предыду­щий капитальный ремонт;

Ск2 – стоимость компонента – последую­щий капитальный ремонт.

Это лишь единичный пример, который демонстрирует фактическое сближение норм отечественного бухгалтерского уче­та и правил, закрепленных для составле­ния финансовой отчетности по междуна­родным стандартам (МСФО). В соответ­ствии с МСФО (IAS) 16 «Основные сред­ства» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25 ноя­бря 2011 г. № 160н) если элементы объ­ектов основных средств подлежат регу­лярной замене, то балансовая стоимость заменяемых частей подлежит прекра­щению признания в соответствии с по­ложениями о списании с баланса (п. 13 МСФО 16).

То же самое касается регулярных мас­штабных технических осмотров основ­ных средств. Любая оставшаяся в балан­совой стоимости сумма затрат на прове­дение предыдущего технического осмотра (в отличие от запчастей) подле­жит прекращению признания. При этом не важно, отражались или нет затраты, связанные с предыдущим техническим осмотром, в первоначальной стоимости данного объекта. Стандарт указывает, что стоимость предыдущего техосмотра при ее отсутствии необходимо определить расчетным путем. В качестве суммы затрат на технический осмотр, включенной в состав балансовой стоимости объекта на момент приобретения и строительства, может служить сумма предварительной оценки затрат на предстоящий аналогич­ный осмотр.

Восстановление согласно МСФО

Как правило, крупные организации разра­батывают собственные методики учета затрат на восстановление объектов основ­ных средств в соответствии с требования­ми составления финансовой отчетности по международным стандартам. При этом для различных видов затрат могут быть закре­плены отдельные правила.

Средства, направленные на реконструк­цию, модернизацию объектов, как и в на­логовом учете, рассматривают в МСФО в качестве капитальных вложений, уве­личивающих первоначальную стоимость объектов ОС. А вот в отношении ремонтов позиция в МСФО отличается. Как было от­мечено выше, в налоговом учете все затра­ты по ремонтам являются текущими рас­ходами. В бухгалтерском учете еще только рассматривается принятие изменений в пользу отнесения при определенных условиях затрат на капитальные ремонты в стоимость основного средства. По пра­вилам же МСФО затраты на ремонт объ­ектов могут выступать как текущими рас­ходами, так и капитальными затратами на ремонт.

Если отдельные виды ремонтов не отве­чают критериям признания объектов в ка­честве основных средств по МСФО, то за­траты по ним признаются текущими за­тратами.

И наоборот, те затраты, которые отвеча­ют критериям признания их объектами ОС, являются капитальными и увеличивают первоначальную стоимость объекта. Такие ремонты еще называют «капитализирован­ными».

В соответствии с МСФО 16 (п. 13) капита­лизированные ремонты – это ремонты с за­меной части объекта, при которых сумма новых затрат по проведению ремонта и за­мены частей объекта капитализируется на объект, а остаточная (балансовая) стоимость заменяемой части подлежит списанию.

Предприятие самостоятельно определя­ет, по какой схеме вести учет сумм по капи­тализированным ремонтам в составе объ­екта ОС.

При регулярном ремонте основная часть объекта ОС и компонент объекта ОС (капи­тализированный ремонт) амортизируются каждый отдельно.

Оставшийся срок полезного использова­ния основной части инвентарного объекта после проведения капремонта не меняется, она продолжает амортизироваться исходя из установленного срока.

Стоимость компонента объекта ОС (ка­питализированного ремонта) является его амортизируемой стоимостью. Она амор­тизируется на срок регулярности данного ремонта, который закреплен норматив­ной или иной технической документаци­ей, то есть до следующего ремонта.

Капитализированные ремонты - это ремонты с заменой части объекта, при которых сумма новых затрат по проведению ремонта и замены частей объекта капитализируется на объект, а остаточная (балансовая) стои­мость заменяемой части подлежит списанию.

Капитальные ремонты, которые носят нерегулярный (единичный) характер, вклю­чаются в первоначальную стоимость объек­та ОС (то есть включаются в стоимость инвентарного объекта ОС) и амортизируются вместе с основной частью ОС, оставаясь на положении компонента объекта только для учетных целей.

Как указано в предыдущей главе, при списании компонента (его замене) необхо­димо произвести списание первоначаль­ной стоимости и накопленной амортиза­ции по нему. Если компонент не был ранее выделен в составе объекта ОС, то его нуж­но выделить расчетным путем на момент списания (замены).

Для расчета стоимости объекта после капитального ремонта, капитализации ремонта и списания заменяемой части необходимо выполнить следующие дей­ствия:

  • определить первоначальную стои­мость объекта на дату ввода начально­го сальдо (дату постановки на баланс или дату предыдущего капитального ремонта);
  • определить стоимость капитального ре­монта в текущих ценах;
  • рассчитать первоначальную стоимость заменяемой части объекта и накоплен­ную амортизацию заменяемой части.

И только после этого можно будет опре­делить первоначальную стоимость объекта ОС на конец периода.

Сумма прямых затрат на ремонт объекта ОС и сумма косвенных затрат по правилам МСФО может отличаться от соответствую­щих сумм по российским стандартам. Част­ным случаем такого отличия является то, что в РСБУ при подрядном способе выпол­нения ремонта учитывается сумма по дого­вору, в то время как в МСФО в расчет берет­ся фактическая себестоимость ремонтных работ.

Затраты по модернизации, реконструк­ции и техническому перевооружению объ­ектов ОС в МСФО отвечают критериям ка­питализации затрат и капитализируются на объекты ОС путем включения в стои­мость объекта ОС без их вы деления на ком­понент.

Капитализированные затраты списыва­ются в расходы предприятия путем начис­ления амортизации, некапитализированные – учитываются в соответствии с при­нятой на предприятии методологией учета затрат по МСФО.

Как видно, порядок учета расходов предприятия на восстановление основ­ных средств в бухгалтерском и налоговом учете, а также по правилам составления отчетности по стандартам МСФО имеет ряд отличий. И если отечественный бух­галтерский учет направлен на сближение с нормами МСФО, то налоговый учет все же имеет принципиальные отличия. К ним прежде всего относятся воз­можность отнесения затрат по некото­рым капитальным ремонтам в стоимость объекта ОС согласно МСФО, а в налого­вом учете – формирование резервов на предстоящие ремонты. Но надо учиты­вать, что создание таких резервов – это право, а не обязанность, и предприятие самостоятельно решает вопрос о целесо­образности применения такой налоговой нормы.

И.М. Акиньшина, консультант по налогам

Читайте также: