Налог на пастбище в россии

Опубликовано: 02.05.2024

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд налоговых льгот для владельцев личного подсобного хозяйства. Во многих случаях владельцы ЛПХ освобождаются от налогов полностью, за исключением налога на землю.

ЛПХ НАЛОГ НДФЛ

Отношения между гражданами, занимающимися ведением ЛПХ и государством регулируются Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (далее - Закона N 112-ФЗ). Ведение личного подсобного хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 112-ФЗ), связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и реализацией излишек этой продукции населению. Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве с/х продукции на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи. Вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода - главные признаки предпринимательской деятельности.

Условия освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Выращивать можно все, что связано с сельским хозяйством и не запрещено законом.

Примеры деятельности:

  • выращивание любых сельскохозяйственные культуры под открытым небом;
  • выращивание агрокультур в защищенном грунте, установка теплиц любой площади, - насколько позволяет участок;
  • содержание и разведение сельскохозяйственных животных;
  • содержание и разведение сельскохозяйственной птицы;
  • создание и получение дохода с личной пасеки.

Так же разрешено самостоятельно перерабатывать полученную продукцию. При реализации необходимо взять справку в отделе городского хозяйства Администрации городского округа, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции. Именно этот документ освободит от обязанности платить налог по месту реализации.

Доходы с реализации продукции освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 112-ФЗ;
  • если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Данный документ должен подтверждать, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).

Рассмотрим несколько примеров, которые могут вызвать вопросы при применении нормативных правил.

Пример 1. Гражданин производит органические удобрения

В ситуации, вынесенной в подзаголовок данного раздела, НДФЛ уплатить придется. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 N Ф01-81/2015 по делу N А28-15338/2013.
По материалам дела гражданин производил на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке органическое удобрение биогумус и другую продукцию на его основе (биогрунт, жидкий биогумус), которые в дальнейшем он реализовывал покупателям оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Суд указал, что названная продукция не относится к продукции животноводства. Следовательно, названный доход получен в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, а не в рамках ведения личного подсобного хозяйства, поэтому не подлежит освобождению от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. Добавим, что аналогичным образом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Как указал суд, данную продукцию нельзя расценивать в качестве продукции растениеводства либо животноводства.

Пример 2. Наличие личного подсобного хозяйства подтверждено справкой животноводческого общества

Как было указано выше, для применения освобождения от НДФЛ по п. 13 ст. 217 НК РФ налогоплательщику необходимо представить документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Если справка представлена от иной организации, надлежащей ее считать нельзя (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 по делу N А78-4246/06-С2-8/240).

Пример 3. От ведения личного подсобного хозяйства гражданин получает доход в большом размере

Нормы налогового законодательства не содержат никаких ограничений как по минимальному, так и по максимальному размеру дохода, который позволял бы применять льготу, предусмотренную в п. 13 ст. 217 НК РФ. Однако материалы судебной практики подтверждают, что деятельность граждан, получающих значительный доход, может привлечь внимание проверяющих.
Так, по материалам одного из дел налоговый орган пытался привлечь гражданина к ответственности за неуплату НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности. В суде представители инспекции указывали, что систематичность значительного объема реализуемой предпринимателем продукции не позволяла сделать вывод о том, что он осуществлял продажу излишков продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, по мнению инспекторов, реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относилась к оптовой торговле, что также указывало на то, что гражданин осуществлял деятельность, которая по своему характеру являлась предпринимательской.
Суд же проверяющих не поддержал, указав, что раз гражданином соблюдены все условия, предусмотренные п. 13 ст. 217 НК РФ, оснований для начисления налогов, пеней и штрафов у налогового органа не имелось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2015 N Ф09-6758/15 по делу N А47-11096/2014).

Пример 4. Гражданин получил субсидию из бюджета

Достаточно распространенным является следующее ошибочное суждение: вся деятельность, связанная с функционированием личного подсобного хозяйства, не облагается НДФЛ. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождается только доход от продажи соответствующей продукции.
Субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, не могут рассчитываться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Налоговые льготы, в том числе по субсидиям, могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленным в НК РФ. В данном конкретном случае в ст. 217 НК РФ субсидии прямо не поименованы. Исключение предусмотрено только в п. 35 ст. 217 НК РФ. Эта норма устанавливает, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Следовательно, субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Подтверждают данный вывод и материалы судебной практики (см., например, Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 19.12.2011 по делу N 2-833/2011 г.).

Пример 5. Гражданин занимается пчеловодством

До 2012 г. в п. 13 ст. 217 НК РФ было четко указано, что доходы от пчеловодства освобождаются от НДФЛ. С 2012 г. в новой редакции НК РФ указания на пчеловодство больше нет. Данный вопрос был прокомментирован финансовым ведомством в Письме от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" законодательство РФ в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство.
Таким образом, доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции пчеловодства, представляющего собой одну из отраслей животноводства, освобождаются от НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Интересная ситуация была рассмотрена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.06.2014 по делу N А06-6673/2013. По материалам дела в качестве документа, подтверждающего права на льготу, гражданин предъявил справки садоводческого товарищества о том, что он являлся собственником земельного участка в садоводческом товариществе, на котором имел размещенную пчеловодческую пасеку.
Суд посчитал факт ведения личного подсобного хозяйства недоказанным, поскольку указание на размещение пчеловодческой пасеки само по себе не свидетельствует о получении продукции от ведения личного подсобного хозяйства на указанном земельном участке. Данные выводы необходимо принимать во внимание тем гражданам, которые получают доход от пчеловодства.

Ведением ЛПХ заниматься выгодно, особенно в последнее время. Благодаря программе импортозамещения, продукция с фермерских и личных подсобных хозяйств стала более востребована на рынке, во многих регионах России заметно подросли закупочные цены. С ростом безработицы и снижением зарплат на предприятиях, данный вид деятельности стал единственным приемлемым вариантом для многих тысяч сельских жителей.

Этот материал обновлен 01.02.2021

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

ст. 346.5 НК РФ — порядок определения доходов и расходов

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  1. До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  2. До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 Р , расходы — 400 000 Р . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы — 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 и далее — 60 млн рублей..

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2021.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  1. Заполняете заявление в двух экземплярах.
  2. Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  1. Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  2. ИП могут совмещать с ЕНВД и патентом, компании — только с ЕНВД.
  3. Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  4. К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.

  1. Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если какие-то оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  2. Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Важно

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, из-за этого потом могут быть проблемы с налоговой.


Содержание Содержание
  • Налоги на корову и домашний скот: обсуждение введения налога на домашний скот в 2009-2015 году
  • Принятие законопроекта об ограничении поголовья скота
  • Законопроект о создании единой системы идентификации животных
  • Ответы на распространенные вопросы

В данной статье мы рассмотрим налоги на корову и домашний скот. Обсудим введение налога на домашний скот в 2009-2015 году. Ответим на распространенные вопросы.

История налога на скот берет свое начало в 1923 году. 94 года назад власти на местах получили право на введение такого подоходно-поимущественного налога в городских поселениях. Это был период НЭПа. Связано это было с тем, что новый класс советских предпринимателей, называемых тогда нэпманами, вкладывали деньги в материальную собственность с целью не платить подоходный налог. Тогда правительство приняло решение облагать дополнительным налогом имущество всех городских жителей.

Молодняк также не подлежал налогообложению, но только до достижения им установленного возраста. Жители сел и деревень не попадали под требования об обложении скота налогом, животные крестьянских хозяйств учитывались при внесении оплаты в счет единого сельхозналога.

  • некоторое число голов скота в собственности семей военнослужащих;
  • животные для опытов, проводимых в ветеринарно-бактериологических лабораториях;
  • племенной скот советских хозяйств.

Никита Сергеевич Хрущев был инициатором налогообложения плодовых деревьев и запрета на разведение скота и домашней птицы в городах и рабочих поселках. Целью принятия подобного решения было желание пополнить казну и повысить трудовую дисциплину среди горожан. Данная инициатива закончилась плачевно – деревья массово вырубались, поголовье сократилось вдвое и в послевоенные годы города остались без помощи маленьких хозяйств.

Вернулся данный вид налогового сбора в 1963 году. Изменения заключались в том, что теперь власти утвердили нормы на количество голов скота в личном хозяйстве. В случае, когда человек имел во владении животных, количество которых превышало норматив, он обязан был уплачивать налог. Однако русский народ проблему решил по-своему – скот резали, пока через 2 года налог не был отменен.

В 1969 году ЦК КПСС принял “Примерный устав колхоза”, согласно которому владельцы небольших сельскохозяйственных производств обязаны были не превышать установленные ограничения на содержание скота. Разводить большее число домашних животных разрешалось исключительно с позволения Совета Министров СССР.

Налоги на корову и домашний скот: обсуждение введения налога на домашний скот в 2009-2015 году

Обсуждения вопроса налогообложения домашних животных ведутся на протяжении многих лет. Однако всегда находится причина, по которой принятие решения откладывается. Но в связи с экономическим кризисом, накрывшим страну пару лет назад, власти активно ищут новые способы пополнения бюджета страны через обложение налогами тех сфер деятельности населения, которые ранее налогами не облагались. Так, недавно решено было продавать патенты самозанятым гражданам, которые не регистрируются в качестве ИП, но занимаются определенной деятельностью, с которой имеют доход.

В сельском хозяйстве существует 3 формы хозяйствования:

  • агрохолдинги, крупные сельхозорганизации;
  • фермерские хозяйства;
  • личные подсобные хозяйства.

Вопрос о введении налога на домашний скот возник снова в 2015 году в связи с обнаружением у частных собственников поголовья, сравнимого с объемом крестьянских хозяйств или даже превышающего его. Позже выяснилось, что в личных подсобных хозяйствах также нередко нанимаются работники. Однако владелец хозяйства не торопится менять статус ЛПХ, чтобы не уплачивать налогов с проданной продукции.

Многие полагают, что целью введения налога на поголовье также является получение информации об объемах сельскохозяйственной продукции. Фермерские хозяйства и агрохолдинги регулярно сдают отчетность в налоговую службу и в связи с этим сообщают данные о выпуске продукции. А ЛПХ делать этого не обязаны, и потому об их производстве ничего не известно, а между тем чуть ли не половина с/х продукции приходится на них. Учитывая, как власти в последнее время стараются провести импортозамещение из-за наложения на Россию различных санкций, эти сведения оказались бы весьма ценными.

Еще одной задачей стало обязательное проведение экспертизы качества перевозимой на рынки продукции фермеров, владеющих личным подсобным хозяйством. Если крестьянин содержит корову и продает молоко паре-тройке соседей, они знают, насколько корова здорова, они ее даже видят. Другое дело, когда продукции много, и ее отправляют на “дальний” рынок. Оформление фермерского хозяйства обязало бы владельца скота проводить необходимый контроль качества.

Дополнительным аргументом стал тот факт, что в некоторых областях превышают показатель содержания количества животных на единицу площади. В целях соблюдения экологической и биологической безопасности власти будут пытаться снизить поголовье скота в ЛПХ.

От самих фермеров поступали предложения об установлении разграничений внутри фермерских хозяйств – крупные хозяйства предлагается облагать налогами на общих основаниях, а микробизнес избавить от уплаты налогов. На обсуждении законопроекта предлагалось сначала провести разъяснительные работы с населением, а потом системно подойти к введению новых правил о количестве домашних животных на одно ЛПХ, поскольку важно, чтобы “личные” и “подсобные” хозяйства продолжали действовать, а в ЛПХ, производящих крупный объем продукции, не начали забивать скот. Чтобы такого не произошло, власти предлагали регистрировать подобные ЛПХ в упрощенном порядке и создать для них упрощенную систему обложения налогом и сдачи отчетности.

Несмотря на регулярно проводимые по данному вопросу собрания, конкретных мер вплоть до 2015 года принято не было. Проработку введения ограничения на численность домашнего скота Министерствам сельского хозяйства, экономического развития и финансов поручил Дмитрий Анатольевич Медведев по окончании совещания о ходе с/х уборочных работ в 2015 году. Главной задачей он объявил выявление замаскированных под ЛПХ фермерских хозяйств. Также упоминалось о жалобах на вытаптывание полей крупными стадами животных и на отсутствие ветеринарного контроля.

Между тем, Законодательным собранием Санкт-Петербурга было рассмотрено несколько проектов, касающихся также владельцев кошек и собак, однако депутаты не могли определиться, на каких именно домашних животных вводить налог, и какова должна быть его величина. Обязательное чипирование и взимание налога около 80 рублей в год предложила Мосгордума.

Принятие законопроекта об ограничении поголовья скота

В 2016 году специалисты в области экономической социологии заговорили о том, что принятие законопроекта об ограничении голов скота в подсобных хозяйствах связано с вытеснением мелких хозяйств с рынка, чтобы на их место пришли агрохолдинги. По их мнению, политика импортозамещения делает ставки на крупные предприятия. Власти путем принятия подобных законов пытаются убедить крупный денежный бизнес в том, что государство волнуется об их интересах. Также намек делается инвесторам – сельскохозяйственная сфера становится выгодным вложением денег.

Что касается ветеринарного контроля, то представители властей утверждают, что единственным способом его проведения является принуждение крестьян переходить на фермерские хозяйства, поскольку дополнительные затраты на контроль за качеством продукции при сегодняшней экономической ситуации России не под силу.

Минсельхоз заявляет о целесообразности предоставления решения о принятии конкретных мер региональным властям, а на федеральном уровне предполагается только утвердить нормативы, которые привязывали бы домашний скот к площади земли, где он выращивается. Связан такой подход с тем, что на севере страны много неосвоенных территорий, поэтому ограничения на поголовье не имеет смысла, а на юге России фермерские хозяйства и агрохолдинги жалуются на ЛПХ.

Законопроект о создании единой системы идентификации животных

На официальном сайте Чувашской Республики появилась информация, что в 2017г. власти стали продумывать разработку Единой системы идентификации питомцев и скота. Животные сельского хозяйства и домашние любимцы должны будут помечаться уникальными пятнадцатизначными номерами (УИН), идентифицирующими их. Они должны быть прочипированы, татуированы или помечены тавром. Маркироваться они могут в индивидуальном или групповом порядке (пчелы, к примеру).

Будет разработана Федеральная государственная информационная система (ФГИС) со сведениями о каждом животном. Минсельхозу на основании ведомственного приказа “Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету” было поручено продумать, откуда начать внедрение системы, и куда двигаться дальше. Изменения планируют ввести уже в 2021 году.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1: Каким животным предполагается присваивать УИН?

Ответ: Согласно тексту приказа, идентификации подлежат собаки, кошки, крупный рогатый скот, лошади, олени, верблюды, пушные звери, птица, рыбы и пчелы.

Вопрос № 2: Будут ли исключения из правил присвоения УИН животным?

Ответ: Предполагается, что нумероваться не будут дикие звери и животные исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Ответ: Первые 2 разряда будут содержать буквы “RU”, 3-ий разряд демонстрирует, какая проводится идентификация (индивидуальная или групповая), 4-ый разряд показывает, для чего животное содержится (P – домашний любимец, F – животное для производства медицинской продукции или продуктов питания).

Вопрос № 4: Когда нужно зарегистрировать животное?

Ответ: Этим нужно заняться в первые 3 месяца жизни животного или ввоза его в РФ.

Вопрос № 5: Придется ли маркировать животных, которые родились раньше, чем начнется внедрение системы идентификации?

Ответ: Об этом пока умалчивается.

Вопрос № 6: Когда нововведения вступят в силу?

Ответ: 1.01.2021 г. маркировка будет проводиться в отношении представителей крупного рогатого скота, лошадей, мулов, ослов, оленей, свиней и верблюдов. С 2021 г. маркироваться начнут все прочие животные.

фото pixabay.com | «Рогатый» налог: что предлагают в Госдуме

Как сообщает KONKURENT.RU, группа депутатов Госдумы предлагает продлить срок действия льготной ставки НДС в размере 0% в отношении операций по ввозу и реализации на территорию России племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученных от них семени и эмбрионов, до 31 декабря 2025 г.

В настоящее время база племенных ресурсов сформирована по 14 видам сельскохозяйственных животных и представлена уникальным разнообразием пород, как отечественной, так и зарубежной селекции. В государственном племенном регистре зарегистрировано более 2,5 тыс. стад племенных сельскохозяйственных животных, с общим маточным поголовьем 1,7 млн условных голов.

Поголовье племенных коров молочного направления продуктивности составляет порядка 1 млн голов, мясного – 179,4 тыс. голов, свиноматок – 93,3 тыс. голов, овцематок и козоматок – 925,7 тыс. голов соответственно. «Ежегодно сельскохозяйственными товаропроизводителями реализовывается 80 – 100 тыс. голов племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности отечественной репродукции, а также 30 – 40 тыс. голов мясного», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Для комплектования вновь построенных или модернизированных производственных мощностей ежегодно импортируется порядка 50 – 68 тыс. голов племенных нетелей высокопродуктивных молочных пород. В небольших объемах для использования в селекции выдающихся генотипов осуществляется импорт племенного поголовья, а также биоматериала свиней, овец и коз.

Несмотря на имеющиеся положительные показатели по производству мяса и пищевого яйца птицы в целом, доля использования импортного племенного материала в виде исходных форм на сегодня остается очень высокой. Производство продукции птицеводства осуществляется посредством использования в воспроизводстве генетического материала ведущих транснациональных зарубежных компаний.

«Очевиден положительный эффект от действия льготной ставки НДС при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него», – считают депутаты.

Дополнительный годовой прирост производства товарного молока за счет более высокой молочной продуктивности племенных коров составляет около 235 тыс. тонн. При этом действие льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него, способствует снижению затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на указанные цели и высвобождению средств на цели развития сельскохозяйственного производства.

Соответствующий дополнительный ежегодный объем инвестиций в расширение производства, по экспертным оценкам, может составить от 2,6 млрд руб. (при потенциальной ставке НДС 10%) до 5,3 млрд руб. (при потенциальной ставке НДС 20%), что позволяет создавать ежегодно дополнительно от 4 до 9 тыс. скотомест. При этом указанные объемы инвестиций в сельскохозяйственное производство оказывают мультипликативный эффект на дальнейшее развитие отрасли и повышение бюджетной эффективности через создание дополнительных рабочих мест, рост налоговых поступлений (ЕСХН, НДС, НДФЛ, отчисления в социальные фонды, налог на прибыль).

В результате недополученные бюджетом налоговые поступления за счет действия льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации в России племенного скота и семени, полученного от него, возмещаются через налоговые отчисления от производства и реализации дополнительно произведенного сырого молока и готовой молочной продукции в течение 11 месяцев.

«Действие льготной ставки НДС в условиях возросшей себестоимости на всех этапах производства (включая инвестиционную фазу реализации проекта) оказывает положительный эффект на финансово-экономическое состояние производителей молока. Отмена льготной ставки НДС в текущих экономических условиях повлечет увеличение срока окупаемости инвестиционных проектов, снижение инвестиционной активности в отрасли, конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке, замедление темпов наращивания производства молока», – уверены депутаты.

Напомним, во внесенном 30 сентября в Госдуму проекте бюджета заложены дополнительные доходы от отмены льготы по НДС в размере 16,6 млрд руб. за 2021-2023 гг. Окончание действия с 2021 г. освобождения от уплаты НДС при реализации племенного скота в 2021 г. должно было дать бюджету 5,9 млрд руб., а освобождение от уплаты НДС при ввозе племенного скота – 10,7 млрд руб.

Юлия Евграфова

До 1 декабря текущего года в России должны разработать законопроект о мониторинге популяции бездомных животных и введении учета домашних питомцев. Такое поручение правительству накануне дал президент РФ Владимир Путин. Насколько такое решение имеет шансы на успех, стоит ли россиянам ждать дополнительных налогов и почему маркировка четвероногих любимцев имеет множество плюсов — в материале «ВМ».

Время покажет

Цель нового поручения президента РФ — сформировать в обществе ответственное отношение к животным. Помимо мониторинга беспризорных четвероногих, планируется улучшить систему передачи их в приюты, а также развивать волонтерство. По словам депутата Госдумы Алексея Кобилева, работа над любым законом состоит из множества этапов. Поэтому это длительный процесс, и сказать заранее, как именно реализуют поручение Владимира Путина, сейчас нельзя, пояснил собеседник «ВМ».

— Думаю, не будет налога на животных. Мое личное мнение — я бы не нагружал дополнительной финансовой нагрузкой людей, имеющих домашних животных. Но я понимаю, что есть другие партии и мнения. Что из этого победит, я не знаю. Самое главное, чтобы у животных были хозяева. И были люди, которые за них ответственны, или организации. Сейчас для создания приютов в муниципальных образованиях нет ресурсов. В России много бездомных животных, которых надо чипировать и содержать. Об этом надо думать. Поручение президента даст этому новое ускорение, — прокомментировал депутат Госдумы.

Выше ответственность

Как пояснил «ВМ» юрист Евгений Кириченко, на данный момент существует Федеральный закон 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные акты РФ». А нынешнее поручение направлено, на его взгляд, на более четкий контроль популяции как бездомных, так и домашних животных.

— Предлагаемая мера по ведению учета домашних питомцев позволит анализировать положение животных, потому что многие из них, к сожалению, превращаются в бездомных. И вот здесь местные власти должны четко реагировать и взаимодействовать с приютами, деятельность которых тоже не всегда прозрачна. Так, некоторые якобы приюты занимаются убийством животных, что недопустимо. Полностью поддерживаю поручение президента и надеюсь, что правительство введет штрафы для лиц, которые выбрасывают питомцев на улицу. Но я не думаю, что при этом появится какой-то налог на животных, — заключил юрист.

Налог и чипирование

Животные не должны быть безликими, поэтому их учет поможет разрешить ряд ситуаций. Таким мнением с «ВМ» поделилась президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова. По ее словам, основная проблема — это бесконтрольное разведение животных в России.

— Проблема комплексная, и одним этим шагом ее не решить. Никакие рекомендательные меры о стерилизации не будут работать. Здесь нужно, как во всех странах, очень жестко вводить механизм ограничений — вплоть до экономического рычага. Есть две категории граждан, которые усугубляют проблему. Первые — россияне, которые плодят животных «по недомыслию». Таких много, кто просто не считает нужным стерилизовать своих животных. Вторая — это «серая зона», заводчики, абсолютно не контролируемые в России, — отметила Ирина Новожилова.

По мнению собеседницы «ВМ», государство должно контролировать заводчиков налогообложением и лицензированием. Также стоит учредить налог и «обычным россиянам», кто заводит домашних животных и отказывается их стерилизовать, добавила президент Центра защиты прав животных «Вита». Как считает Ирина Новожилова, с таким подходом проблема с бездомными животными исчезнет уже через пять лет.

После процедуры стерилизации, считает эксперт, «есть смысл ставить животное на учет», как-то маркировать. В таком случае существует два варианта. Первый — чипирование, второй — генетическая паспортизация, что, по словам Ирины Новожиловой, наиболее надежно.

Стоит отметить, что у маркировки есть несколько плюсов. Во-первых, если животное потеряется, в общем реестре можно будет быстро найти хозяина и вернуть ему любимца. Во-вторых, в этой же базе будут храниться сведения о сделанных прививках, а их нельзя делать повторно. В-третьих, если животное будет выброшено или, что еще хуже, убито, удастся найти его хозяина и привлечь к ответственности по закону.

Читайте также: