Органы внутренних дел налоговый кодекс

Опубликовано: 15.05.2024

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Комментарий к Ст. 36 НК РФ

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем министра внутренних дел. Указанная федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел РФ — начальник службы криминальной милиции. Соответствующие подразделения указанной федеральной службы МВД России, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

Министерством внутренних дел совместно с Федеральной налоговой службой разработан совместный Приказ N 495 и N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее в настоящей главе — Приказ МВД N 495 и ФНС N ММ7-2-347), в Приложении которого разработана форма запроса об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД N 495 и ФНС N ММ-7-2-347.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-однодневок, используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр. Под фирмой-однодневкой в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Сложившаяся ситуация, безусловно, требует разрешения. Действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению фирм-однодневок. Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов. Это означает, что ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов такие «однодневки»;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписываться участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.

В случае проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в решении о проведении выездной налоговой проверки указываются также Ф.И.О., должности этих сотрудников, выделенных на основании запроса налогового органа для участия в проведении выездной налоговой проверки и входящих в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органов внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

При необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, в том числе в случае привлечения сотрудников внутренних дел для участия в уже проводимой выездной налоговой проверке, принимается решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Рекомендуемая форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@.

Кроме изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, может быть внесено изменение в части назначения нового (изменения) руководителя проверяющей группы (руководителей проверяющих бригад).

Такое решение должно быть принято до составления справки об окончании выездной налоговой проверки.

Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций, если в отношении данных организаций ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.

Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Вышеуказанные разъяснения даны в Письме ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», в Письме ФНС России от 11 февраля 2010 г. N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения».

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены НК РФ.

Правовая характеристика полномочий и функций следственных органов и органов внутренних дел в реализации налоговых правоотношений

В соответствии с налоговым законодательством сотрудники следственных органов, равно как и представители органов внутренних дел и прокурор вправе принимать участие в осуществлении налоговых мероприятий, в частности проверок, по запросу должностных лиц налоговой службы.

В случае выявления нарушений налогового законодательства сотрудники ОВД РФ и прокурор, участвовавший в проверке или контролирующем мероприятии, обязаны сообщить о факте несоблюдения норм закона в соответствующие налоговые структуры.

На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.

Случаи обязательного привлечения сотрудников ОВД, прокурора или следственных органов к рассмотрению налогового правонарушения

Федеральная налоговая служба РФ определила ряд случаев, когда привлечение сотрудников ОВД или прокурора к проведению налоговых действий является обязательным.

К таким случаям относятся:

  • выявление обстоятельств, которые свидетельствуют о неправомерном возмещении НДС, акциза;
  • выявление неправомерных действий налогоплательщиков во время осуществления процедуры признания лица банкротом;
  • подозрение на преднамеренное или фиктивное банкротство плательщика налогов;
  • выявление преступных схем, разработанных неблагонадежными плательщиками налогов с целью уклонения от их оплаты;
  • осуществление налогоплательщиком действий, направленных на уклонение от проверок, произошедшие после того, как нарушитель узнал о намерениях сотрудников налоговых органов провести контролирующие мероприятия. Как правило, под уклонением от проверок подразумеваются попытки нарушителя выехать за пределы страны, сменить руководителя или учредителей, провести реорганизацию предприятия или даже его ликвидацию. Во избежание подобного исхода, позволяющего правонарушителю избежать ответственности, привлечение сотрудников ОВД и следственных органов неизбежно.

Основные функции и задачи ОВД

Органы внутренних дел – система структурных подразделений, деятельность которых направлена на противодействие преступности и борьбу с нарушениями законодательства, включая налоговое. Основной функцией ОВД является обеспечение общественного порядка и гарантия безопасности граждан.

Что касается налоговых правоотношений, то в перечень основных функций и задач сотрудников органов внутренних дел входит:

  • оказание содействия должностным лицам, а также другим сотрудникам налоговых органов в реализации их правомерной деятельности;
  • проведение необходимых уголовно-процессуальных действий и обеспечение их законности.

Функции Департамента экономической безопасности в налоговых правоотношениях, его структурные звенья

Во главе системы ОВД России стоит МВД РФ. Полномочия по выявлению правонарушений в сфере налогового законодательства возложены на специальный Департамент, основной задачей которого является обеспечение экономической безопасности государства (ДЭП МВД РФ).

ДЭП – это самостоятельное структурное подразделение, являющееся частью центрального аппарата Министерства Внутренних Дел.

Основные характеристики Департамента, его функции и задачи:

1. Оперативное подразделение криминальной милиции;

2. Наделен полномочиями для проведения оперативно-розыскных работ;

3. Включает такие структурные подразделения: оперативно-розыскные бюро, специальные центры по проверке плательщиков налогов.

Наряду с Департаментом экономической безопасности, полномочиями для выявления налоговых нарушений наделены региональные отделения криминальной милиции, специализирующиеся на раскрытии налоговых преступлений.

Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях

Перечень задач, функций и полномочий, присущих должностным лицам органов внутренних дел, а также следователю во время участия в осуществлении налоговых действий, установлен специальным нормативно-правовым актом, законом РФ «О милиции». Так, во время выездных проверок сотрудники ОВД вправе:

  • обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
  • произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
  • принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
  • провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
  • обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
  • проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
  • провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
  • произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
  • опросить участников налоговых правоотношений.

Налоговые полномочия сотрудников следственных органов, в частности следователя

При расследовании дел о нарушениях налогового законодательства, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, сотрудники следственных органов (следователь), а также прокурор вправе:

  • вызывать в отделение милиции граждан или должностных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового правонарушения, если их дела находятся в производстве данного подразделения;
  • оказывать содействие налоговым органам в осуществлении принудительного привода лиц, нарушивших налоговое законодательство, в случаях, предусмотренных материальными и процессуальными нормами права, и в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов, в частности при таких обстоятельствах, когда налогоплательщики отказываются добровольно явиться в органы налоговой службы или ОВД РФ;
  • следователь вправе проводить уголовно-процессуальные действия, такие как обыск, выемка, личный досмотр и т. д., а также обеспечивать правомерность данных мероприятий и соблюдение норм закона при их осуществлении;
  • производить задержание нарушителей налогового законодательства, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступного действия, а также обеспечивать их содержание под стражей в установленный судебными и другими нормативно-правовыми актами срок.

Кроме этого, сотрудники следственных органов (следователь) вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, выполнение которых необходимо для полноценного рассмотрения дела и выявления допустимых и относимых доказательств.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов для осуществления выездных налоговых мероприятий

Привлечение сотрудников органов внутренних дел, прокурора и следователя осуществляется на основании запроса, направленного в ОВД из налоговых органов. Запрос направляется в случаях, предусмотренных законодательством.

Существует ряд обстоятельств, наступление которых требует обязательного привлечения сотрудников органов внутренних дел к расследованию нарушения налогового законодательства.

Задачи и полномочия руководителя следственного органа, а также его сотрудников, в частности следователя и должностных лиц ОВД, установлены законодательством, а именно законом РФ «О милиции». Права и полномочия прокурора определены законом «О прокуратуре РФ».

Новая редакция Ст. 36 НК РФ

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Комментарий к Статье 36 НК РФ

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем Министра внутренних дел. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел РФ - начальник Службы криминальной милиции. Соответствующие подразделения указанной Федеральной службы МВД РФ, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Другой комментарий к Ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 36 Кодекса закреплено полномочие органов внутренних дел по запросу налоговых органов участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Право милиции участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов закреплено также в п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) .

--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700.

Согласно ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

В соответствии с приведенными положениями в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. Указанная Инструкция включает в себя четыре раздела:

раздел I. Общие положения;

раздел II. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки;

раздел III. Начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;

раздел IV. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Пунктом 1 ст. 37 Кодекса установлено, что причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами (см. комментарий к ст. 37 Кодекса).

Согласно п. 35, введенному Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, ст. 11 Закона РФ "О милиции" органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

"Предшественником" вида проверок, предусмотренных п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции", являются проводимые ранее (до 1 июля 2003 г.) проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 36 Кодекса в ранее действовавшей редакции. Как указывал Пленум ВАС России в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, такие проверки органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. Такими законодательными актами являются Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК РФ.

Полномочия милиции при проведении проверок, указанных в п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции", сводятся к возможностям осуществления следующих прав:

в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проводить такой вид оперативно-розыскных мероприятий, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения и только при наличии определенной в той же ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" информации;

в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий (в частности, указанного выше обследования) изъятие предметов, материалов и сообщений. Несмотря на то, что в приведенной норме не говорится о возможности изъятия документов, в решении ВС России от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898 положение о возможности изъятия подлинных документов при проведении проверки налогоплательщика в рамках оперативно-розыскной деятельности признано полностью соответствующим требованиям Закона. В новой редакции п. 8 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" также закреплено право изъятия органами внутренних дел на основании их постановлений первичных учетных документов (следует обратить внимание, что указанное право в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" не распространяется на изъятие регистров бухгалтерского учета);

на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Исходя из ст. 1 указанного Закона, в рамках проведения проверки обследование и, соответственно, изъятие при этом документов вправе осуществлять сотрудники оперативных подразделений органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (ФСЭНП). Однако для проведения проверки необходимы знания в области налогообложения, которыми оперативные сотрудники милиции, как правило, в достаточной степени не обладают. Соответственно, к участию в проверке привлекаются специалисты в области налогообложения - штатные сотрудники ревизионных подразделений органов ФСЭНП. Необходимо иметь в виду, что сотрудники-ревизоры милиции правом самостоятельного проведения оперативно-розыскных мероприятий не обладают;

в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона РФ "О милиции" получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона РФ "О милиции" вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции. Там же указано, что подвергаться приводу могут только уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову граждане и должностные лица и только в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" проверок Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 утверждены:

Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанным выше Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 утверждена Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.

В соответствии с п. 2 указанной Инструкции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:

в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении физического лица, орган внутренних дел согласно п. 2 Инструкции направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:

в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов.

Пунктом 5 Инструкции установлено, что не позднее десяти дней с даты поступления материалов, налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о принятом по ним решении:

о назначении выездной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки с истребованием дополнительных сведений, получением объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов, а также проведением других действий по осуществлению налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,

от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,

от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Налоговые органы в Российской Федерации

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ)

2. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2004 №58-ФЗ.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Права налоговых органов

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном настоящим Кодексом;

Положение подпункта 16 во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ и пункта 6 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ, предусматривающее право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации акционерных обществ, признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П.

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 №185-ФЗ)

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ)

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ)

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.07.2004 №95-ФЗ.

Статья 34.1. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.06.2004 №58-ФЗ.

Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

(введена Федеральным законом от 29.06.2004 №58-ФЗ)

1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ)

1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2004 №58-ФЗ.

3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Органы внутренних дел

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)

Полномочия органов внутренних дел

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)

1. Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)

Причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)

2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ)

Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что в случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N А41-22718/08, НК РФ не запрещает участие органов внутренних дел в налоговых проверках (совместных проверках) по запросам самих органов внутренних дел, а также не запрещает использовать полученные от таких органов документы, связанные с деятельностью налогоплательщика при проведении налоговых проверок, в том числе документы, полученные органами внутренних дел раньше начала проведения налоговой проверки.

Объяснение, полученное в порядке, установленном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не может служить надлежащим доказательством фактов, указанных в акте проверки и решении налогового органа. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны быть подтверждены мероприятиями налогового контроля в порядке, установленном статьями 90 - 99 НК РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, и с учетом статей 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РФ результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

На это указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N А41-44551/11.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N А35-104/2012 суд пришел к выводу о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами от 30.06.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

Как отметил суд, протокол обследования помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия документов проведен вне рамок выездной налоговой проверки, составлен работником УМВД России по субъекту РФ, который не является должностным лицом налогового органа.

С учетом изложенного суд указал, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 64 и статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А41-24972/10 отмечено, что оперуполномоченный УФСИН России по субъекту РФ допрашивал гражданина на основании запроса налогового органа, что не нарушает норму закона.

В Постановлении от 09.10.2012 N Ф09-9203/12 ФАС Уральского округа, оценив объяснения и показания работников, полученные сотрудником органов внутренних дел и сотрудниками налогового органа, признал их допустимыми доказательствами. Объяснения работников, полученные сотрудником органа внутренних дел, включенным в состав проверяющих лиц, получены в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а не в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности.

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()

Читайте также: