Налог на лишний вес в каких странах

Опубликовано: 19.05.2024


Первый в мире «налог на жир». Сошла ли Дания с ума?

1 октября Дания ввела «налог на жир». Эта мера вызвала неоднозначную реакцию в стране и мире: специалисты в области общественного здравоохранения аплодировали стоя, а прочие пришли к выводу, что датские власти со своей социальной инженерией окончательно сошли с ума. Обозреватель журнала New Scientist Мэрион Нестл из Нью-Йоркского университета (США) попыталась разобраться во всех «за» и «против». Приводим краткий пересказ статьи.

Первый в мире «налог на жир»: за и против

Начать, по мнению диетолога, следует с 2009 года, когда правительство Дании затеяло капитальный ремонт налоговой системы, направленный на смягчение шока от мирового экономического кризиса. Помимо прочего, это означало содействие использованию возобновляемых источников энергии, охране окружающей среды, борьбе с изменением климата и улучшению здоровья населения — всё это при сохранении привычного уровня доходов, конечно.

В результате возросли издержки производителей продукции, которая может нанести вред окружающей среде и здоровью: табака, мороженого, шоколада, конфет, подслащённых безалкогольных напитков и продуктов, содержащих насыщенные жиры. Ряд соответствующих налогов вступил в силу в июле прошлого года. Нынешний сыр-бор разгорелся из-за налога на продукты, содержащие не менее 2,3% насыщенных жиров; в эту категорию попадают маргарин, салаты, масло для жарки, животные жиры и молочные продукты за исключением (благодаря стараниям молочной промышленности) питьевого молока.

Здесь надо заметить, что Дания, как и остальные скандинавские страны, — это государство высокой социальной ответственности: медицина и образование там бесплатны или почти бесплатны. Обилие велосипедных дорожек и высокий налог на автомобили сделали двухколёсных коней наиболее предпочтительным видом личного транспорта: на них ездят на работу 63% членов местного парламента — фолькетинга. Налоговая политика не позволяет богатым становиться слишком богатыми, а бедным — слишком бедными, в результате чего ни одна новая социальная затея не ложится тяжким бременем на бедных, как во многих других странах.

Система налогообложения давно используется в Дании для поддержки здравоохранения. Курит там всего 19% взрослого населения, а лишний вес имеет 13,4% — это ниже среднеевропейского уровня (15%), а в США о таких показателях мечтают уже лет сорок. Конфеты облагаются налогом вот уже почти 90 лет, а в 2003-м Дания стала первой страной, запретившей «трансжиры» (жиры, содержащие трансизомеры жировых кислот).

Но датчанам этого мало: в 2000 году тучных граждан здесь было ещё меньше — 9,5%. А средняя продолжительность жизни (вот незадача!) составляет «всего» 79 лет — на целых два года меньше, чем у рекордсменов — Японии и Исландии. Есть куда двигаться и за что бороться!

Как это свойственно налогам, нововведения должны принести бюджету лишний доход — 2,75 млрд датских крон в год ($470 млн). Налог на насыщенные жиры, как ожидается, даст более трети этой суммы. Поскольку все продукты, содержащие жиры (без исключения), включают смесь насыщенных, ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, каждый продукт будет облагаться налогом по-своему. Производители должны разобраться во всех тонкостях и возложить расходы на потребителей.

Налог, надо сказать, довольно-таки небольшой — особенно по сравнению с пошлинами на сигареты, которые настолько высоки, что молодёжь не решается курить. «Налог на жир» составляет всего 16 крон за килограмм (чуть больше 90 рублей). Это означает, что пакет чипсов подорожает на 3–4 рубля, а гамбургер — примерно на 12. (Учтите, что при этом средний уровень годового дохода населения Дании — более полутора миллионов наших рублей.)

Не все страны остаются в стороне от подобных экспериментов. Венгрия ввела небольшой налог на сладости, солёные закуски, сладкие напитки и напитки с кофеином и намерена использовать доходы для компенсации расходов на здравоохранение. Румыния и Исландия тоже использовали подобные налоги, но отказались от них. Финляндия и Ирландия думают. Даже премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предложил таким образом побороться с растущим кризисом ожирения в стране. США сопротивляются аналогичным призывам, ибо в стране у компаний, производящих «колу», очень много денег.

Г-жа Нестл в целом поддерживает подобные меры, но её беспокоит один момент: они направлены на изменение индивидуального поведения, однако почти никак не влияют на корпорации, которые по-прежнему делают всё, чтобы потребитель захотел и купил вредные продукты.

«Налог на жиры» и штрафы для работодателей за неучастие работников с лишним весом в программах похудения – разумная забота о гражданах или избыточная опека властей зарубежных стран?

Жиросжигающие законы заграницы

Ожирение населения называют неинфекционной эпидемией XXI в. Оно оказывает негативное влияние на национальную экономику и человеческий капитал за счет снижения производительности труда, сокращения продолжительности жизни, увеличения расходов на здравоохранение и выплаты по инвалидности. Именно поэтому законодатели зарубежных странах пытаются помочь гражданам стать стройнее.

Любителям фастфуда придется раскошелиться

Самым распространенным способом борьбы с лишним весом является налогообложение вредных продуктов питания. Идея такая: рост цены на товар приведет к уменьшению его потребления.

Так, в 2011 г., пытаясь искоренить нездоровое питание и увеличить продолжительность жизни, Дания ввела первый в мире «налог на жиры» – надбавку на продукты с высоким содержанием насыщенных жиров. Масло, молоко, сыр, мясо и полуфабрикаты облагались налогом, если содержание насыщенных жиров превышало 2,3%. Но в 2012 г. налог был отменен, так как не изменил пищевые привычки людей, поощрял трансграничную торговлю и стал настоящим бюрократическим кошмаром для производителей.

Датский профессор С. Смед обнаружила, что налогообложение продуктов больше влияет на молодежь, а ожирением страдает в основном взрослая часть населения. Получается, налоговые инструменты могут быть эффективны в улучшении рациона питания. Но охватывают ли они группы, для которых предназначены, – сомнительно.

Кроме того, исследования доктора О. Миттона и экономиста О. Аллаиса показывают, что следствиями введения налога на насыщенные жиры становятся увеличение потребления соли и снижение уровня витамина D в организме из-за недостаточного количества жиров. Эти факты еще раз подчеркивают регрессивный характер налога.

И все же в некоторых странах налогообложение вредных продуктов приводит к снижению уровня ожирения населения. Так, в 2011 г. Венгрия ввела налог на продукты питания и напитки, в которых содержание сахара, жира, соли и кофеина превышает установленные значения. Налог распространяется на сахаросодержащие и энергетические напитки, кондитерские изделия, шоколад, соленые закуски и приправы.

Результаты исследований, проведенных через четыре года, показали, что потребление облагаемых налогом продуктов снизилось на 59–73%. Потребители предпочли более здоровую альтернативу – минеральную воду, свежие фрукты и овощи, полезные сладости, зелень и специи.

Американские экономисты в сфере здравоохранения считают, что налогообложение сахаросодержащих напитков является эффективным методом борьбы с лишним весом. Их расчеты показывают, что количество потребляемых калорий уменьшится в среднем на 24,3 калории в день на человека, что приведет к потере веса примерно на 700 г за год.

В Новой Зеландии ввели дополнительные меры, стимулирующие приобретать полезные продукты. Государство ввело налог на насыщенные жиры, соль и сахар, содержащиеся в продовольственных товарах, и при этом снизило стоимость овощей и фруктов на 20%, возмещая недостачу производителям. Таким образом, потребителям предоставляется выбор: приобрести вредный и дорогой продукт или здоровую и дешевую альтернативу. Как показывают исследования, выбор падает на последнее. Такие меры оказали благоприятное воздействие на здоровье населения и привели к снижению уровня смертности от ожирения.

За лишний вес работников отвечать придется работодателю

Не все страны используют инструменты налогообложения для борьбы с лишним весом. В 2008 г. Министерство здравоохранения Японии приняло «Закон о метабо». Согласно этому закону работники японских предприятий и госучреждений в возрасте от 40 до 75 лет обязуются раз в год проходить медосмотр, в ходе которого измеряется талия. У мужчин показатель не должен превышать 90 см, у женщин – 80 см. В случае несоответствия данным требованиям человек будет вовлечен в такие мероприятия, как консультирование по нормализации веса, контроль по телефону или электронной почте, мотивационная поддержка. При этом в программе похудения должны участвовать как минимум 65% от общего числа работников с лишним весом. В противном случае работодатель обязан уплатить штраф.

«Закон о метабо» подвергается критике со стороны Запада, который считает, что правительство не имеет права диктовать населению, каким должен быть размер талии. В самом деле, такая политика вряд ли будет внедрена в западных странах, где индивидуальные свободы имеют приоритетное значение. Тем не менее в японской культуре господствует коллективный подход к решению социальных проблем, и поэтому закон не вызвал негативного общественного резонанса внутри страны.

А как у нас?

В России ожирением страдает около 30% населения, а избыточным весом – 60%.

На государственном уровне проводится профилактика этого недуга, которая предполагает использование социальной рекламы здорового образа жизни, развитие спортивно-физкультурной инфраструктуры и обеспечение доступности ее объектов для всех слоев населения, развитие городской инфраструктуры таким образом, чтобы она поощряла физическую активность населения (строительство пешеходных, велосипедных дорожек и др.).

Кроме того, в конце января текущего года Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предполагает, что действующую линейку социальных налоговых вычетов пополнит вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги. «Оздоровительный» вычет будет предусматривать возврат ранее уплаченного НДФЛ – 13% от максимальной суммы расходов на услуги 120 тыс. руб. То есть размер вычета может составить 15,6 тыс. руб. за год. Перечень организаций, предоставляющих услуги, при получении которых можно будет претендовать на вычет, сформирует Минспорт. Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит увеличить количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, что поможет сохранить и укрепить здоровье граждан.

Однако параллельно в нашей стране принимаются и не самые удачные решения. Так, Минздрав исключил из госпрограммы «Развитие здравоохранения» такой показатель, как распространенность ожирения среди взрослого населения. А раз нет показателя, нет и необходимости принимать активные меры по его улучшению.

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налога
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Налоговая подготовка
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог Spahn
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Fiscus Judaicus
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят

Налог жир является налог или за дополнительную плату , которая помещается на откорме пищевых продуктов, напитков или на людей с избыточным весом. Считается примером пиговского налогообложения . Налог на жир направлен на то, чтобы препятствовать нездоровому питанию и компенсировать экономические издержки ожирения .

Налог на жир направлен на сокращение потребления продуктов, связанных с ожирением . Связанная с этим идея - обложить налогом продукты, которые связаны с повышенным риском ишемической болезни сердца . Многочисленные исследования показывают, что по мере снижения цены на еду люди становятся толще. Фактически, пищевое поведение может больше реагировать на рост цен, чем на просвещение по вопросам питания. По оценкам, налог в размере 1 цент за унцию на сахаросодержащие напитки может снизить потребление этих напитков на 25%. Однако есть свидетельства того, что люди с ожирением менее восприимчивы к изменениям цен на продукты, чем люди с нормальным весом.

Чтобы ввести налог на жир, необходимо указать, какие продукты питания и напитки будут охвачены. Это нужно делать осторожно, потому что неосторожно выбранный налог на продукты питания может иметь неожиданные и отрицательные последствия. Например, модели потребления предполагают, что введение налога на насыщенные жиры побудит потребителей увеличить потребление соли, тем самым подвергая себя большему риску сердечно-сосудистой смерти. Текущие предложения часто выделяют сахаросодержащие напитки в качестве объекта налогообложения. Поперечные, проспективные и экспериментальные исследования обнаружили связь между ожирением и потреблением сахаросодержащих напитков. Однако экспериментальные исследования не всегда находят связь, и размер эффекта может быть очень скромным.

Поскольку бедные тратят большую часть своего дохода на продукты питания, налог на жир может быть регрессивным . Налогообложение продуктов, которые содержат в основном калории , с небольшой другой пищевой ценностью, уменьшает эту проблему, поскольку калории легко доступны из многих источников в рационе промышленно развитых стран. Чтобы сделать налог на жир менее обременительным для бедных, его сторонники рекомендуют направлять доходы на субсидирование здорового питания и санитарного просвещения . Кроме того, сторонники утверждали, что налог на жир является менее регрессивным, поскольку он снижает медицинские расходы и расходы на целевые продукты питания среди бедных. Действительно, среди бедных выше частота заболеваний, связанных с питанием, чем среди населения в целом.

В отличие от введения ограничений на продукты питания или ингредиенты, налог на жир не ограничивает выбор потребителей, а только изменяет относительные цены.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Преимущества налога на жир
  • 2 История
    • 2,1 Япония
    • 2,2 Дания
    • 2.3 Индия
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Преимущества жирного налога

Практики общественного здравоохранения и ученые из разных стран призвали ввести налог на жир на нездоровую пищу. Причина введения налога на жир - надежда на то, что люди будут избегать рискованного диетического поведения, улучшая показатели здоровья в обществе. Исследования показывают, что нынешняя эпидемия ожирения усиливается в результате расширения индустрии быстрого питания. Магазины нездоровой пищи меняют пищевые привычки общества, вытесняя традиционные рестораны и приводя к пагубным последствиям для здоровья в виде ожирения, диабета и сердечных заболеваний. Налоги на табак привели к снижению показателей курения, и в результате прозвучали призывы ввести налоги на жир в большем количестве стран в попытке сократить потребление нездоровой пищи.

История

Первые такие налоги были введены в США в 1925 году. Д-р Харви Уайли раскритиковал повышение налога на олеомаргарин (но обычно называемого налогом на масло ), поскольку оно предусматривает наказание за искусственные продукты и позволяет не облагать налогом фальсифицированное масло. Цель этого налога была ориентирована на здоровье, но была сосредоточена на чистоте пищевых продуктов, а не на их откорме.

В 1942 году американский физиолог А.Дж. Карлсон предложил взимать плату с каждого фунта лишнего веса, чтобы противостоять «оскорбительной роскоши» и сделать больше еды доступной для военных. Эта концепция была повторно представлена ​​Милтоном Мерривезером и П. Франклином Александером в конце 1970-х годов, но стала широко известна в начале 1980-х годов Келли Д. Браунелл , директором Центра Радда по продовольственной политике и ожирению в Йельском университете . Brownell предложил , что доход от нездоровой пищи налогов используются для субсидирования более здоровой пищи и кампании фонда питания.

В статье, опубликованной в The New York Times в 1994 году , Браунелл отметил, что расходы на питание были несбалансированными: здоровая пища стоит дороже, чем нездоровая. Статья New York Times, в которой предлагалось ввести «налог на жир», вызвала споры и возмущение по всей стране. Автор Келли Браунелл стала центром этого спора, особенно со стороны Раша Лимбо , который категорически выступил против налога и общего принципа государственного вмешательства в выбор продуктов питания и возможного вторжения в частную жизнь. Предложение Браунелла было указано под номером седьмого в списке «16 умных идей для исправления мира», опубликованном US News & World Report. Из-за этой и других работ Браунелл был назван журналом Time Magazine одним из «самых влиятельных людей в мире». В 2000 году в статье, опубликованной в Британском медицинском журнале, описывалось возможное влияние налога на основные источники насыщенных жиров на смертность от ишемической болезни сердца. В декабре 2003 года Всемирная организация здравоохранения предложила странам рассмотреть вопрос об обложении налогом нездоровой пищи, чтобы побудить людей делать выбор в пользу более здоровой пищи. Согласно отчету ВОЗ, «некоторые страны используют фискальные меры для повышения наличия и доступа к определенным продуктам питания; другие используют налоги для увеличения или уменьшения потребления продуктов питания; а некоторые используют государственные средства и субсидии для расширения доступа бедных слоев населения к рекреационным и спортивным мероприятиям. удобства."

Брюс Сильверглейд, директор по правовым вопросам Центра науки в интересах общества , сказал, что его некоммерческая организация по защите интересов питания приветствовала рекомендации и потратила годы на борьбу за такие меры, как налог на нездоровую пищу. Предложение получило больше поддержки, когда член законодательного собрания Нью-Йорка Феликс Ортис предложил налоги на нездоровую пищу и развлечения, способствующие малоподвижному образу жизни, для финансирования программ питания и физических упражнений. Также следует помнить, что налогообложение продуктов питания не является аргументом в пользу увеличения налогообложения. Другие налоги могут быть уменьшены соразмерно, если общая цель состоит в том, чтобы сохранить нейтралитет налога. Налог на жир является аргументом в пользу повышения налогов на виды деятельности, которые мы предпочитаем препятствовать (потребление определенных продуктов питания), а не на повышение налогов на социально желательные виды деятельности. Следовательно, противники этого типа налогообложения должны определить, какие налоги предпочтительнее налогообложения этих продуктов питания.

Другие сторонники налога, такие как Джонатан Грубер, указывают на влияние налогов на употребление алкоголя и табака . Пять исследований, опубликованных между 1981 и 1998 годами, показали, что употребление алкоголя снижается по мере роста цен на алкоголь. То же самое и с табаком. В Калифорнии в 1988 году Предложение 99 увеличило налог штата на 25 центов за пачку сигарет и выделило минимум 20% дохода на финансирование антитабачного просвещения. С 1988 по 1993 год в штате наблюдалось снижение употребления табака на 27%, что в три раза больше, чем в среднем по США.

Опрос CBS News, проведенный в январе 2010 года, показал, что налог на такие товары, как безалкогольные напитки и продукты питания, которые считаются нездоровой пищей, составляет от 60% до 38%. Еще большее число американцев, 72%, также считали, что налог на самом деле не поможет людям похудеть. Однако вопрос о том, влияет ли налогообложение на рацион питания, является эмпирическим вопросом, а не просто вопросом общественного мнения. Однако опрос, проведенный в феврале 2010 года Институтом опросов Quinnipiac University, показал, что жители Нью-Йорка в подавляющем большинстве выступают за налог на безалкогольные напитки: 76 процентов хотят его, а 22 процента выступают против него. Опрос показал, что и республиканцы, и демократы поддерживают налог.


В октябре 2011 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил журналистам, что его правительство может ввести налог на жир в рамках решения проблемы ожирения в Великобритании.

Япония

Япония ввела в действие закон «метабо», который включал измерение размеров талии в 2008 году в попытке преодолеть растущий уровень ожирения. The New York Times писала: «Чтобы достичь своих целей по сокращению избыточного веса населения на 10 процентов в течение следующих четырех лет и на 25 процентов в течение следующих семи лет, правительство наложит финансовые санкции на компании и местные органы власти, которые не смогут достичь конкретных целей. Министерство здравоохранения страны утверждает, что кампания будет сдерживать распространение таких заболеваний, как диабет и инсульты ». Закон о метабо предусматривает проведение ежегодной проверки обмера талии людей в возрасте от 40 до 75 лет, которую проводят работодатели и местные органы власти. Роль работодателей и местных властей заключалась в том, чтобы обеспечить участие как минимум 65% с целью снизить уровень ожирения в Японии на 25% к 2015 году, а невыполнение этих целей приводит к штрафу. Однако это ошибочно было воспринято как означающее, что закон «метабо» запрещает ожирение.

Дания

В октябре 2011 года Дания ввела налог на жир на масло, молоко, сыр, пиццу, мясо, масло и обработанные пищевые продукты, если продукт содержит более 2,3% насыщенных жиров. Однако в ноябре 2012 года Министерство налогов Дании объявило об отмене налога на жир, заявив, что это не изменило привычки датчан в еде, поощряло трансграничную торговлю, подвергало датские рабочие места риску и было бюрократическим кошмаром для производителей и торговых точек. . Провал введения налога на жир в Дании был также вызван финансовыми причинами: политики рассматривали налог на жир как источник финансирования для правительства, а не как инициативу в области здравоохранения, направленную на улучшение здоровья общества. Предлагаемые планы по налогу на сахар также были отменены.

Метте Гьерсков , министр продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Дании, заявил, что «налог на жир - один из самых критикуемых, которые мы когда-либо критиковали. Теперь мы должны попытаться улучшить здоровье населения другими способами». Хотя налог привел к дополнительному доходу в размере 216 миллионов долларов, он также привел к многочисленным жалобам со стороны датских розничных торговцев на то, что их клиенты переносят свой бизнес в другие страны, такие как Швеция и Германия, чтобы воспользоваться их более низкими ценами.

Индия

В индийском штате Керала, которым управляет CPI (M) , в рамках бюджета на июнь 2016 года правительство предложило 14,5-процентный «налог на жир» на гамбургеры, пиццу и другую нездоровую пищу, подаваемую в фирменных ресторанах. индустрия быстрого обслуживания, называемая «вредной» для потребления. По оценкам отрасли, в Керале имеется 50-75 точек организованных сетей ресторанов быстрого питания, включая глобальные бренды McDonald's , Chicking, Burger King , Pizza Hut , Domino's Pizza и Subway . Керала - первый штат Индии, который ввел «налог на жир» на гамбургеры, пиццу, пончики и тако, подаваемые в фирменных ресторанах.

«Налог на жиры»: Правда ли, что в Японии и Новой Зеландии запрещена полнота — Здоровье на Wonderzine

Почему помощь не может начинаться с фэтшейминга

  • 15 февраля 2019
  • 23479
  • 18


«В Японии считается незаконным иметь талию более 90 сантиметров у мужчин и 80 сантиметров у женщин», — об этом в свежем интервью заявила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, рассуждая о том, как её ведомство изучает иностранный опыт борьбы с ожирением среди населения. Эта оговорка, возможно, непреднамеренная, лишний раз говорит, что государство не оставляет попыток заявить права на тела своих граждан (само собой, ради их же пользы), и служит хорошим примером того, как фэтфобская риторика прокрадывается в дискуссию о необходимости следить за своим здоровьем.


Так о чём же говорит зарубежный опыт? Так называемый «Закон о метабо», на который ссылается Попова, принятый в 2008 году, породил немало сетевых легенд о том, что «в Японии запрещено быть толстым». Работников японских предприятий и госучреждений возрастной группы от 40 до 75 лет и правда обязывают ежегодно проходить медицинский осмотр, в ходе которого в том числе им измеряют талию. И если та превышает утверждённую норму, работникам могут прописать, например, курсы физических упражнений. Но разумеется, никому в Японии не придёт в голову объявлять таких людей вне закона.

Уже само название постановления («метабо», вежливый эвфемизм для обозначения избыточного веса, как раз и был придуман, чтобы убрать негативные коннотации, связанные с диагнозом «ожирение») подчёркивает, что японские медики не собирались стыдить своих соотечественников за набор веса. Ответственность за здоровье своих работников несут в первую очередь японские работодатели, которые должны позаботиться о том, чтобы их подчинённые правильно питались и не вели чересчур сидячий образ жизни. И в стране, сделавшей улучшение здоровье граждан одним из своих приоритетов (настолько, что её критикуют как избыточную опеку), эта забота комплексная: как можно догадаться, одним только замером талии ежегодный медицинский осмотр не ограничивается.

Попова также приводит в пример Новую Зеландию, где «при получении гражданства необходимо предъявить справку о том, что индекс массы тела не превышает 35». Не совсем ясно, как этот опыт может помочь Роспотребнадзору, но надо уточнить, что и этот пример половинчатый. Новая Зеландия действительно не жаждет выдавать гражданство людям, у которых есть серьёзные проблемы со здоровьем — в том числе связанные с ожирением, — чтобы потом не лечить их за свой счёт (в официальных рекомендациях это сформулировано более обтекаемо: «удостовериться, что въезд людей в Новую Зеландию не приведёт к избыточной финансовой нагрузке на систему здравоохранения»). Но индекс массы тела — всего лишь один из возможных «красных флажков», на которые могут обратить внимание миграционные службы.

Нельзя дегуманизировать полноту как нечто «незаконное» и тем самым усугублять психологическое состояние людей, и без того подверженных постоянному давлению

И если уж говорить о международном опыте, то стоит как минимум упомянуть «налог на жиры», введённый в Дании в 2011 году и затронувший пищевую продукцию, содержащую более 2,3 % насыщенных жиров. Год спустя налог был отменён как неэффективный: со своей основной задачей — оздоровить диету датчан (те просто стали чаще ездить за продуктами в соседние Швецию и Германию) — он не справился и в конечном счёте мало что дал, кроме головной боли для местной пищевой промышленности и розничных сетей. Хочется надеяться, что этот результат Роспотребнадзор тоже учтёт.

Это не означает, что государство не должно обращать внимание на проблему ожирения, масштаб которой сравним с пандемией. К её обсуждению можно и нужно подходить с разных позиций — в том числе и с позиции контроля качества продукции, который находится в ведении Росподтребназдора. И в этом смысле Анна Попова, говоря о мониторинге питания, начиная с общеобразовательных школ, выражает совершенно обоснованное беспокойство.

Но не стоит начинать этот разговор с измерительной рулетки. Нельзя дегуманизировать полноту как нечто «незаконное» и тем самым усугублять психологическое состояние людей, и без того подверженных постоянному давлению из-за их веса. И тем более странно делать это, ссылаясь на чужой опыт, в основе которого лежит как раз любовь к людям, а не завуалированный фэтшейминг. Это должно быть очевидно организаторам любой кампании по борьбе с ожирением, если они хотят, чтобы кампания была хоть сколько-нибудь успешной.

Правительства разных стран во всех концах земного шара всегда проявляли завидную изобретательность, когда дело касалось сбора налогов.

6 самых абсурдных объектов налогообложения в мировой истории

Чаще всего, разного рода поборы и пошлины служили всего лишь способом пополнить казну, но иной раз были продиктованы и желанием отучить народ от дурных привычек (курения, например).

1. Моча


Народу в древнем Риме жило — больше миллиона, а водопроводное дело ещё не поднялось на достаточную высоту. Потоки нечистот, которые исправно производили организмы римских граждан, грозили превратить город в зловонную Венецию.

Римляне старались содержать свой город в чистоте и не скупились на постройку туалетов. И даже соорудили превосходную, по тем временам, систему канализации для отвода сточных вод. Но только, вот беда, не все туалеты к этой системе удалось подключить. Далеко не все. Под большинством общественных уборных размещались контейнеры, которые, если оставить их без внимания, неизбежно должны были наполниться и переполниться.

[blockquote_note]К счастью, со смекалкой у древних римлян было всё в порядке. [/blockquote_note]Император Веспасиан был первым, кто осознал, что буквально сидит на жидкой золотой жиле. Он стал посылать своих людей собирать мочу, а потом развозить её ремесленникам по всему городу. Эти ремесленники платили налог на использование этого продукта жизнедеятельности. Что впрочем, для них было проще, чем самим добывать всё это дело, так что они были не в обиде.

Хотите знать, на что им была моча? Дубильщики использовали её для смягчения кожи, а прачки — чтобы придать тогам знаменитое белоснежное сияние. Города оставались чистыми, люди ходили нарядными, казна пополнялась. Все были довольны.

Когда сын Веспасиана упрекнул родителя (и справедливо, надо сказать), что вся эта история дурно пахнет, император, как гласит легенда, взял монету из первой прибыли, поднес к носу отпрыска и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил тот. «Деньги не пахнут», — резюмировал Веспасиан.

За свою коммерческую жилку Веспасиан был награждён тем, что во многих европейских языках его имя с тех пор накрепко связано с местами общественного пользования. [blockquote_fact]Сами посудите: публичный туалет переводится на французский как «vespasiennes», на румынский — как «vespasiene», на итальянский — как «vespasiani»…[/blockquote_fact]

2. Чистота


Наши далёкие предки были не слишком компетентны в вопросах гигиены. Что правда, то правда. Однако, если вы думаете, что причиной этому был недостаток информации о пользе чистоты или что они не любили мыться, то ошибаетесь. На самом деле, в Англии и Франции, например, немытые физиономии и слипшиеся волосы долгое время были на совести правительств этих стран, которые считали баню совершеннейшим развратом и ввели непомерный налог на продажу мыла.

За последние 2000 лет баня много раз входила в моду и выходила из неё. Даже среди аристократии не было единодушия в этом вопросе. Английская королева Елизавета I, к примеру, мылась один раз в три месяца, а испанка Изабелла Кастильская, известная своим религиозным фанатизмом, за всю свою жизнь принимала водные процедуры лишь дважды – в день своего рождения и перед первой брачной ночью. Другие, «эксцентричные» аристократы не видели в этом ничего дурного и старались совершать омовения не реже, чем раз в неделю.

Только-только при Карле I регулярное посещение бани в очередной раз начало завоевывать популярность среди англичан, как король повздорил с парламентом и был обезглавлен. Его место занял ультрарелигиозный и ненавидящий королевскую власть пуританин Оливер Кромвель. И англичане опять заросли грязью.

[blockquote_note]Богобоязненные пуритане считали чистоту делом недостойным. [/blockquote_note]Всё что хорошо пахло, и для чего (о ужас!) требовалось раздеться — всё от нечистого. А чтобы народу было легче это осознать, новое правительство ввело высоченный налог на мыло.

Хотя идея мыльного налога принадлежала Кромвелю, после реставрации монархии новый король Карл II не посчитал нужным изменить этот закон. В конце концов, если люди были готовы платить за чистоту, почему бы королю не воспользоваться ситуацией и не пополнить казну?

Налог на мыло просуществовал 200 лет. К нему относились с такой серьёзностью, что к каждому производителю мыла был приставлен королевский наблюдатель, задачей которого было не допустить подпольного производства и продажи мыла на чёрном рынке. Когда в 1800-х годах этот налог был, наконец, отменён, канцлер казначейства произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Чистый народ — счастливый народ». С тех пор и по сегодняшний день в Англии не прекращается гедонистическая мыльная вакханалия.

3. Бороды


Пётр Великий вошёл в историю как великий реформатор. Совершив в 1697—1698 путешествие по Европе, русский царь задумал грандиозную модернизацию страны с целью преодолеть отсталость России от западных соседей. Результатом стал ряд значительных достижений, таких, например, как строительство Петербурга.

[blockquote_fact]Одной из главных помех на пути европеизации Петр считал… бороды.[/blockquote_fact]

В Европе к тому времени бороды уже давно никто не носил. Русские с их длинной растительностью на лице выглядели так нелепо, как сегодня выглядит человек в туфлях на платформе в пятнадцать сантиметров с плавающими внутри золотыми рыбками. Чтобы привить своему народу европейскую культуру, Пётр издал указ, запрещающий мужчинам носить бороды. А нрав у Петра был крутой. Порой, если видел бородача на улице, мог схватить и побрить беднягу насильно.

Но поскольку человеком он был рациональным, то решил дать возможность особенно упрямым сохранить бороды, если те заплатят налог. Очень высокий налог. Если уж им так хотелось позорить страну своим видом, то хоть с выгодой для царской казны.

Этот ежегодный налог поставил многих людей перед очень сложным выбором: дело в том, что по русским обычаям православный мужчина должен был носить бороду длиной до груди. Иван Грозный однажды даже пригрозил, что «бреющий бороду совершает такой грех, которого не омыть даже кровью всех мучеников», что, конечно, было для любого русского серьёзным аргументом.

[blockquote_note]Для большинства мужчин любовь к деньгам и страх перед Петром перевесили религиозные чувства, и они побрились. [/blockquote_note]Правда, сохранили срезанные бороды, наказав наследникам положить их в с собой в гроб. Этим они, видимо, думали оправдаться перед Богом: хотели, мол, поступить правильно, но обстоятельства оказались сильнее (да и у кого тогда была лишняя копейка, чтобы тратить её на растительность на лице?)

4. Трусость


Война — не для каждого. Во время Вьетнамской кампании за уклонение от призыва можно было угодить в тюрьму. Тем не менее, многие предпочли оказаться в одной камере с уголовниками, чем подставить себя под пули.

Было, однако, в истории время, когда можно было избежать исполнения воинского долга легально, просто заплатив налог. Этот налог платили рыцари, не желавшие воевать.

Видите ли, в те Тёмные века смысл рыцарства заключался единственно в том, чтобы проливать кровь за своего короля. За это многие из них получали награды, строили замки, женились на дочерях важных людей, обзаводились аристократическими привычками, в общем, начинали вести достаточно комфортную жизнь. И тут какой-то король вдруг напоминал им, что они живут так исключительно потому, что когда-то проявили себя доблестными воинами. И не важно, сколько у вас слуг и малолетних детей. Если началась война — будьте любезны воевать.

В конце концов, Генрих II понял, что некоторые рыцари всё равно воевать не будут, а даже если и будут, то толку от них — никакого. И сообразил обложить трусость горе-рыцарей огромным налогом. Рыцари платили, король получал деньги, нанимал на них нормальных, пригодных к военной службе солдат (которые, к тому же, обходились гораздо дешевле), численность армии росла. Какое-то время эта система работала превосходно, несмотря на то, что налог на освобождение от службы рос как на дрожжах.

Всё закончилось, когда король Иоанн (Безземельный, 1167-1216; прим mixednews), тот, что правил страной во времена Робин Гуда, поднял налог в очередной раз. Это ещё могло бы сойти ему с рук, но он стал требовать уплаты налога даже спустя годы после окончания войны. [blockquote_note]Почему человек должен платить за собственную трусость, конечно, можно понять, но платить за то, что король не планирует идти на войну в этом сезоне — это извините. [/blockquote_note]Бароны так и рассудили. В результате всей этой истории, королю пришлось подписать знаменитый документ под названием «Великая хартия вольностей» (1215), который значительно ограничил королевскую власть.

5. Парики и шляпы


Для богатого мужчины восемнадцатого века парик был крайне важным предметом туалета. На покупку и содержание париков тратились целые состояния. Даже разбойники в то время выходили на большую дорогу охотиться не столько за деньгами или драгоценностями, сколько за париками. Только сказочно богатый человек мог позволить себе такую роскошь. Поэтому когда британское правительство задумало ввести справедливый налог, который затронул бы богатых больше, чем бедных, ему не пришлось долго ломать голову. В конце восемнадцатого века было решено обложить налогом парики и пудру для ухода за ними.

План казался безупречным, но неожиданно привёл к обратным результатам. Многие просто перестали носить парики и даже пудрить свои натуральные волосы. Высокий налог в одночасье покончил с этой модой. Тут правительство ничего не добилось. Но у него был ещё один козырь про запас: налог на шляпы.

К тому времени, когда вводился налог на парики, самый пик моды на них уже прошёл, и носили их, в основном, люди немолодые. Но шляпы — другое дело. Даже бедняки старались обзавестись головными уборами, не говоря уже о богатых, у которых было по нескольку очень дорогих экземпляров. [blockquote_fact]Размер налога зависел от стоимости шляпы, и разброс цен на них был огромным.[/blockquote_fact]

Покупать шляпы можно было только у торговцев, имеющих соответствующую лицензию (как алкоголь сегодня). Так что правительство знало, сколько с кого содрать. В доказательство, что налог уплачен, на внутренней стороне шляпы ставили специальный штамп.

Тому, кого ловили на неуплате шляпного налога, грозило суровое наказание. Правительство не собиралось шутить, когда речь шла о пополнении казны. Ну а подделка штампов и вовсе каралась смертной казнью.

6. Лишний вес


Если вы думаете, что абсурдные налоги остались в далёком прошлом — ошибаетесь. Они не исчезнут, пока на земле существует хотя бы одно государство.

Лишний вес стал настоящей чумой современного мира — рост количества больных диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями требуют дополнительных трат на здравоохранение, которые многим странам просто не по карману. Что делать, если вы и ваши соседи не хотите следить за своей фигурой? Ответ очевиден. Самый логичный способ — увеличить налоги на фаст-фуд и газировку. Но в Японии нашли гораздо более остроумное решение. Они установили налог на лишние сантиметры.

Хотя японцы никогда не отличались чрезмерной тучностью, японское правительство смекнуло, что бороться с эпидемией ожирения, которая уже охватила Америку и Великобританию, лучше загодя. Для этого они первым делом измерили талии всех своих граждан старше сорока (а это примерно 44% всего населения).

Мужчины и женщины, обхват талий которых превысил 90.17 см., получили инструкции относительно правильного питания и здорового образа жизни. Если за несколько месяцев прогресса достичь не удаётся — правительство выписывает штраф.

[blockquote_note]Если быть точным, налог платят не отдельные граждане. [/blockquote_note]Ответственность за стройность своих людей несут компании и муниципальные советы. Они и платят налог за лишний вес. И это далеко не символические суммы. Одна компания получила предупреждение, что будет оштрафована на 19 миллионов долларов, если её персонал не похудеет. А поскольку ни один работодатель не хочет терять деньги из-за прожорливых работников, то для многих людей пара лишних килограммов может обернуться потерей рабочего места.

А это серьёзный стимул для того, чтобы стать завсегдатаем тренажёрного зала.
Источник перевод для mixednews – Света Гоголь

Читайте также: