Налог на криптовалюту в украине

Опубликовано: 14.05.2024

Если рассматривать закон Украины «О платежных системах и переводе средств», bitcoin и другие виды цифровых активов не подпадают ни под одно определение. Аналогично нельзя идентифицировать цифровые средства в качестве иностранной валюты согласно Закону «О валютных операциях и валюте», биткоины также не попадают в какую-либо классификацию объектов согласно Гражданскому кодексу государства. Это существенно затрудняет определение правового статуса и правила налогообложения криптовалюты в Украине, которая не запрещена к использованию, в то же время никак не регулируется.

Как же платить налоги по операциям с криптоактивами на украинской территории? Допускается ли использование таких средств в инвестировании, транзакциях с контрагентами или внесении в уставный фонд в качестве капитала предприятия?

Крипто в Украине - новости


Если ваши бизнес и личные интересы связаны с криптоактивами в украинской юрисдикции, наши эксперты помогут правильно составить корпоративные документы, открыть счет в банке для операций с цифровой валютой, а также разобраться в налоговых и других обязательствах.

Налогообложение операций, опосредованных криптовалютой, в Украине

Основные положения, связанные с вопросами уплаты налогов резидентами Украины по операциям с цифровыми валютами, описаны в статье 165.1 Налогового Кодексу Украины (НКУ). Положение гласит, что уплате налога на прибыль подлежит только получаемый от таких транзакций доход. Все мы знаем, что у криптовалюты (биткоина, эфира и других видов цифровых денег) нет национальности и привязанности к какому-либо государству. Если вы, как резидент Украины, приобретаете криптоактив, как правило, сделка происходит вне украинской юрисдикции, скажем, на зарубежной бирже, пусть даже с использованием национальной гривны. Таким образом, налоговые обязательства возникают только при получении фиатных денег на банковский счет при обмене биткоина на какой-либо вид реальных денег – евро, долларов США, украинской гривны и т.п.

С другой стороны, пункт НКУ 170.2 говорит о том, что прибыль по операциям с криптовалютой не может классифицироваться как инвестиционный доход, а биткоин – как инвестиционный актив. Поэтому сама по себе продажа/покупка криптовалюты не подлежит налогообложению на территории Украины и не может расцениваться как доход.

Относительно налогообложения таких операций следует учитывать важные аспекты:

  1. В начале 2020 г. украинское Национальное Бюро по борьбе с коррупцией разработало свод правил по декларированию биткоина как нематериального актива.
  2. 2.12.2020 г. Верховная Рада приняла законопроект «О виртуальных активах» для регулирования подобных операций.
  3. Согласно законопроекту ВР Украины, биткоины и другие криптоактивы классифицируются «нематериальными благами».
  4. Регуляторами рынка указываются Министерство цифровой трансформации, Нацбанк Украины с участием Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
  5. Определение виртуальный актив по законопроекту от 02.12.2020 г. – это совокупность электронных данных с определенной стоимостью и ценностью, существующая в среде виртуальных активов.

По оценкам экспертов, обращение криптовалюты в Украине существует примерно 5 лет, а общая капитализация рынка составляет более 2 млрд. долларов США. В данный момент в пределах украинской юрисдикции ежедневно проводятся транзакции с участием биткоина и других цифровых валют на сумму 150-200 млн. долларов США.


Внимание! На начало 2021 г. биткоин/криптоактив на украинской территории продолжает находиться вне правового поля государства. Правительство только работает над созданием нормативно-правовой базы, включая налогообложение криптовалюты в Украине.

Операционные риски при купле, продаже, обмене криптоактивов

Неопределенный статус в плане налогообложения, операций с крипто не позволяют фактическим владельцам (физическим и юридическим лицам) полноценно защищать свои права собственности и эффективно снижать риски. В украинской юрисдикции все еще существует недополучение налоговых платежей из-за отсутствия четкого механизма налогообложения. В данный момент он только разрабатывается – ВР Украины вынесла на рассмотрение законопроект, предполагающий уплату налога на доход, связанных с операциями по криптоактивам, в размере 0-5% с постепенным повышением до стандартного 18% (ставка НДФЛ) плюс 1,5% военного сбора.

Что касается рисков, сегодня владельцы криптовалюты в Украине могут столкнуться со следующими ситуациями:

  • полная потеря средств вследствие кибератак на крипто платформы;
  • отсутствие механизмов и правил возмещения вложенных средств по общим инвестиционным правилам;
  • возможность мошенничества с помощью финансовых пирамид и вышеуказанных действий;
  • невозможность оценивать криптовалюты по рыночной стоимости;
  • высокие комиссионные вознаграждения при обмене, покупке/продаже и прочих операциях с криптоактивами;
  • волатильность курса, т.к. биткоин не привязан к экономическим, геополитическим и прочим колебаниям в мире.

Допустим, вы, как владелец криптоактивов в Украине, лишаетесь своих сбережений вследствие мошеннических действий. Единственным правовым механизмом для защиты своих интересов остается уголовное производство с рассмотрением службами по защите прав потребителей Украины. И здесь данный государственный орган, опять-таки, не обладает правовыми механизмами и фактическими основаниями для помощи таким инвесторам.


Внимание! Отсутствие регуляторной политики не позволяет свободно использовать цифровую валюту для взаиморасчетов – ваши контрагенты имеют юридические права отказаться от приема таких платежей.

Также достаточно сложным процессом станет процесс взыскания задолженности в криптоактивах, т.к. украинские судебные органы располагают очень ограниченными возможностями.

Налогообложение по ставке 0-5%: когда платить?

Учитывая, что соответствующее законодательство только готовится, а его разработка возложена на Министерство цифровой трансформации Украины, инвесторам и бизнесменам следует максимально обезопасить собственный капитал в криптоактивах на личном уровне. Вариантами защиты могут быть:

  1. Учреждение оффшорной компании по работе с криптовалютами.
  2. Открытие счета в банковском учреждении государства, где биткоин имеет официальный статус и правовую защиту.
  3. Смена налогового резидентства физического/юридического лица.
  4. Редомициляция бизнеса на территорию государства с разработанной нормативно-правовой базой в отношении криптовалюты.


Что касается налогов, нововведение разрабатывается для регулирования крипто рынка со стороны государства. Относительно нового законопроекта в Украине можно отметить следующие важные нюансы:

  • при декларировании прибыли по криптоактивам сумма указывается в графе «нематериальные активы»;
  • стоимость биткоина должна быть указана исключительно в украинской гривне (национальной валюте) согласно обменного курса НБУ;
  • декларация подается не позже 30 апреля, в том числе гражданами без регистрации индивидуального предпринимателя;
  • льготный период со ставкой 5% предусмотрен до 31 декабря 2014 года;
  • налогообложение возникает только при обмене биткоина или иного криптоактива на национальную валюту (BTC-UAH);
  • импортные и экспортные операции по закупке оборудования с использованием криптовалюты освобождаются от НДС до 31.12.2029 г.;
  • физические лица будут уплачивать 6,5% от прибыли при документальном подтверждении стоимости приобретения, 6,5% от всей суммы контракта при невозможности подтвердить стоимость (5%+1,5% военного сбора);
  • юридические лица получают налоговые обязательства в размере 5% только на разницу между продажей и приобретением виртуальных активов;
  • обмен криптовалюты, например, bitcoin на XRP, производится без налогообложения, так как не провоцирует возникновение прибыли на территории Украины. Исключение – обмен последней криптовалюты на фиатную денежную единицу.

Налогообложение криптовалюты в Украине – не единственная горячо обсуждаемая тема. Инициативная группа во главе с Министерством цифровой трансформации и более, чем 20 предприятий работает над регулированием рынка криптоактивов и ICO-проектов. В частности, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) должна стать основным регулятором порядка совершения операций с криптовалютами, лицензирования криптобирж и криптообменников.

Рассмотрим, какие функции будут выполнять главные национальные органы Украины:

  • НКЦБФР Украины – классификация и признание конкретных токенов финансовыми инструментами, организация торговли на биржах, обмен, покупка и продажа крипто через обменники, а также совершение процедуры ICO;
  • Госслужба финансового мониторинга – контроль за соблюдением субъектами первичного мониторинга установленных правил, регулирование деятельности криптобирж;
  • Министерство финансов Украины – обеспечение процесса декларирования и уплаты налогов из полученной прибыли от операций с криптоактивами на территории Украины.

Временный налог введен до 2025 года. В данный момент законодательство Украины определяет криптовалюту как токен, функционирующий в качестве средства обмена или сохранения стоимости. Это цифровая децентрализованная единица учета, которая основана исключительно на математических вычислениях с использованием компьютерной сети. Данное определение заимствовано Национальным Бюро по борьбе с коррупцией из свода правил, разработанных FATF.

Возможные проблемы в определении налогооблагаемой прибыли

Конечно, правительство Украины должно проделать колоссальную работу, чтобы виртуальные активы получили надлежащую правовую защиту, а инвесторы – благоприятную среду. Создание специальных регуляторов заметно расширит возможности предприятий по криптодеятельности и компаний, принимающих оплату биткоинами и другими виртуальными валютами.

В данный момент налоговым резидентам Украины следует учитывать не только текущий статус биткоина, но и определение прибыли, подлежащей налогообложению. Например:

  • при нахождении криптобиржи за пределами Украины при купле-продаже криптовалюты доход будет определяться как «прибыль из иностранных источников»;
  • налог по ставке 5%, предусмотренный для инвестиционных активов, сегодня не может быть применен к операциям с крипто, т.к. ст. 170.2 НКУ содержит исчерпывающий список терминов, принадлежащих к инвестиционным активам (криптовалюта не указана);
  • факт приобретения биткоина, эфира и других виртуальных активов не является фактом получения прибыли;
  • обязательство уплачивать НДФЛ возникает при зачислении фиатных средств, полученных в результате сделок с криптоактивами.

Очень важно понимать, что разница стоимости биткоина, по сути, является пассивным доходом физического лица. Например, владелец купил криптоактив по цене 1 000 EUR, а продал через несколько лет по цене 7 000 EUR. Разница цен составила 6 000 EUR, казалось бы, именно на эту прибыль должен быть начислен налог. На самом деле возвращаемся к ст. 170.2 НКУ – выгодоприобретатель не может претендовать на ставку 5%, т.к. это не инвестиционный актив. Здесь следует обращаться к пункту 14.1.55 Налогового кодекса, согласно которому прибыль трактуется как «прочий доход, полученный от любого вида деятельности за пределами Украины». Он подлежит начислению налога на общих основаниях по ставке 18%+1,5% военного сбора.

Юридическая помощь в налогообложении криптовалют на территории Украины

Недоработанное законодательство и отсутствие четких определений не позволяет инвесторам и бизнесменам получить сильную правовую защиту и снизить риски, связанные с операциями по криптоактивам. Также достаточно запутанными оказались новые положения Налогового кодекса – многие физические и юридические лица-налоговые резиденты Украины до конца не понимают, из каких операций нужно платить налог и какая ставка предусмотрена в конкретном случае.

Наши эксперты помогут разобраться в юридических тонкостях нового законодательства и выполнять свои обязательства на должном уровне. Мы также поможем с переводом в другую юрисдикцию, где криптовалюта имеет официальный статус, а все операции с ней строго регулируются. Напишите нашим экспертам, чтобы в короткие сроки получить детальную консультацию по индивидуальному кейсу.

Какой статус криптовалюты в Украине на 2021 год?

На сегодня криптовалюта в украинской юрисдикции определена по терминологии FATF – это цифровая децентрализованная единица учета, которая основана исключительно на математических вычислениях с использованием компьютерной сети. В данный момент биткоин и другие виртуальные деньги не относятся к ценным бумагам, инвестиционным активам или валюте, не определяются денежным суррогатом, электронными деньгами или валютным ценностям. Правительство государства работает над созданием единого правового механизма с точным определением криптоактивов в Украине для последующего регулирования.

Как платить налоги по операциям с криптовалютой в Украине?

Нововведения в Налоговом кодексе Украины предполагают возможность использования льготной ставки в размере 5% при получении доходов в виде инвестиционных активов. Однако статья 170.2 НКУ гласит, что криптовалюта не отнесена к инвестиционным активам, следовательно, налоги уплачиваются на общих основаниях. Сама по себе покупка биткоина не может облагаться налогом, доход формируется только при выводе средств в национальной или иностранной валюте на банковский счет владельца. Общая ставка НДФЛ – 18%+1,5% военного сбора. Больше информации уточняйте на консультации.

Когда налогообложение криптовалюты в Украине не возникает?

В данный момент достаточно сложно понять, когда и кто имеет право пользоваться льготным налогообложением по операциям с криптовалютами. Налоговые обязательства не возникают у резидентов Украины при покупке или обмене криптовалют без обмена на фиатные средства. Также не нужно уплачивать налоги, если нет прибыли при продаже одной крипто и покупке другой. Здесь налогообложению будет подлежать только доход, полученный при продаже последней купленной криптовалюты и выводе фиатных средств на счет.

Правовой статус криптовалюты по состоянию на 4 квартал 2019 года в Украине пока не обозначен. Правовой вакуум приводит к неопределенности в налогообложении операций. Это также приводит к конфликтам с правоохранителями.

На сегодня криптовалюты в Украине находятся в “серой” зоне, хотя некоторые шаги уже сделаны. Так, при Минфине создана Рабочая группа, которая должна выработать рекомендации по налогообложению операций с криптовалютами.

cryptocurrency taxes what is it

Депутаты уже зарегистрировали несколько законопроектов (№7183 от 06.10.2017, №7183‑1 от 10.10.2017), согласно которым операции с криптой будут облагаться налогом. Сначала предусматривается льготный переходный период с пониженной ставкой 0-5%. Затем налог увеличится до 18%. Налог на добавленную стоимость не предусмотрен вовсе.

В начале 2019 года налоговики установили (индивидуальная налоговая консультация от 25.01.2019 №282/К/99‑99‑13‑01‑02‑14/ІПК) чем криптовалюты не являются:

денежными средствами или денежным суррогатом;

валютой или валютными ценностями,

Это мнение разделяет и Нацбанк. В этом документе Налоговая Служба призналась, что в Налоговом Кодексе порядок налогообложения операций с криптовалютой не прописан. Поэтому, все что не запрещено - то разрешено.

Операции с криптовалютой

Под такими операциями прежде всего подразумевают майнинг и куплю-продажу. Отдельных КВЭДов для них нет. Госстат (письмо от 05.10.2018. №14.4‑09/435‑18) и Минфин рекомендуют классифицировать по КВЭД 64.19 «Другие виды денежного посредничества» майнинг и реализацию криптовалют; по 66.19 «Другая вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения» обмен криптовалюты. Но снова таки, КВЭД это статический инструмент, поэтому предприниматели сами могут выбрать нужный вид деятельности для операций с криптой, но уметь объяснить такое использование налоговикам.

На сегодня в Украине нет определения чем является криптовалюта согласно налогового законодательства: товаром или услугой. Схожие и подобные нормы гражданского законодательства показывают, что криптовалюта может быть товаром в виде нематериального актива. В то же время, некоторые специалисты считают криптовалюту “виртуальным активом”, другие - “цифровым активом”.

В Минфине указывают, что операции с криптовалютой не следует облагать НДС, потому что будет сложно регистрировать налоговые накладные. Действительно, для учета налога на добавленную стоимость прирост дохода криптовалюты отследить сложно.

Любая деятельность с целью получения прибыли - это уже предпринимательство. С другой стороны, нерегулярная (1-4 раза в год) деятельность предпринимательской не считается. Исходя из того, что криптовалюта находится в “серой” зоне, крипто-деятели регистрироваться предпринимателями официально не спешат.

И все же, при работе с криптовалютами статус предпринимателя удобен. Он придает официальность сделкам и упрощает общение с правоохранительными органами. ФЛП может проводить официальные платежи, например, при обмене крипты на фиатные деньги, работать как биржа или обменник.

Предприниматель может находиться на упрощенной системе налогообложения при осуществлении операций майнинга и купли-продажи криптовалют. Деятельность в соответствии с КВЭДами 64.19 и 66.19 не считается финансовым посредничеством. Это позволяет ею заниматься предпринимателям-плательщиками единого налога (согласно письму Госстата от 30.12.2011 №14/3‑12/636). Налоговое законодательство не запрещает ФЛП на едином налоге заниматься криптовалютами.

При работе с криптовалютой общества с ограниченной ответственностью используются редко. Пока крипта не урегулирована в Украине такой фирме будет крайне сложно вести бухгалтерский и налоговый учет. Также очень сложно подтвердить документально расходы при операциях с криптой (майнинг, покупка “с рук”). Использовать ООО для операций с криптовалютами можно, но в Украине это не выгодно ни с экономической точки зрения, ни с точки зрения высоких рисков конфликта с правоохранителями и налоговиками.

Налогообложение операций с криптовалютами в Украине

При продаже криптовалюты физическим лицом (не предприниматель), налогом по ставке 18% и военным сбором 1,5% облагается вся сумма сделки.

Покупка криптовалюты и майнинг физическими лицами не ведет к налоговым последствиям, поскольку отсутствует факт получения прибыли.

Юридическое лицо при майнинге самостоятельно создает актив. Операции, расходы на майнинг и балансовая стоимость должны быть задокументированы.

Если криптовалюта продается физлицом физлицу, то задекларировать доходы и заплатить налоги по результатам года должен продавец.

При увеличении стоимости криптовалюты, до момента ее продажи налоги не возникают.

По налогу на добавленную стоимость относительно операций с криптовалютами не все так однозначно. Минфин выступает против НДС на майнинг и куплю-продажу криптовалют. Плюс пока не понятно, крипта это товар или услуга.

Обмен криптовалют в Налоговом Кодексе пока не урегулирован, но, скорее всего, он будет облагаться налогом. Вероятно он будет рассматриваться как продажа одной валюты и покупка другой.

База для налогообложения при купле-продаже криптовалют и установление страны-источника дохода - два важных вопроса, которые еще не решены. Дело в том, что базой можно считать или позитивную разницу или весь доход в процессе обмена крипты на фиатные деньги. По источнику происхождения дохода важно понимать то, что все операции происходят вне территории Украины. Купля-продажа криптовалюты совершается на торговых биржах, зарегистрированных за пределами Украины. Поэтому местом совершения операции (источник дохода) является страна регистрации биржи.

По майнингу для целей налогообложения можно сделать вывод исходя из судебной практики 2017-2019 годов. Решения судов по майнерам спорные, и противоречат друг другу. В судебных делах фигурируют статьи по легализации доходов, полученных преступным путем, уклонению от налогов, не оформлению сотрудников официально в штат, ввозу техники в страну без оформления, но не сам майнинг как таковой.

Операции по купле-продаже криптовалют не являются операциями с “инвестиционными активами” и не могут облагаться налогом по ставке 5%. Согласно налогового кодекса (п.170.2), криптовалюта не относится к “инвестиционным активам” и “инвестиционной прибыли”.



В конце прошлой недели депутаты Верховной Рады во втором чтении и в целом приняли закон о внедрении норм FATF для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в числе прочего содержащий положение о виртуальных активах.

Событие по праву историческое, поскольку этим документом Украина первой на постсоветском пространстве легализовала терминологию криптовалютного рынка в масштабе всей страны. К тому же привести законодательство в соответствии с AML-нормами до конца июня 2020 года требовала комиссия FATF.

Вместе с тем ряд экспертов скептически расценивает тот факт, что регулирование криптовалют в Украине началось с «запретительного» закона, а владельцы биткоина опасаются, что теперь их активы могут быть изъяты для установления источника дохода.

Что ждет украинцев, желающих обменять биткоин на фиат или использующих криптовалюты для трансграничных платежей? ForkLog поговорил об этом с заместителем министра цифровой трансформации Александром Борняковым, экспертом IT-сектора Офиса эффективного регулирования (BRDO) Игорем Самоходским, народным депутатом Верховной Рады, главой МФО Blockchain4Ukraine Алексеем Жмеренецким и главой группы советников Blockchain4Ukraine Константином Ярмоленко.


слева направо: Алексей Жмеренецкий, Константин Ярмоленко, Игорь Самоходский и Александр Федиенко, заместитель главы комитета цифровой трансформации ВР

ForkLog: Вы все входили в рабочую группу по созданию этого законопроекта. На опыт каких стран вы ориентировались при разработке норм?

Blockchain4Ukraine: В первую очередь мы ориентировались на актуальные рекомендации FATF, но при этом также изучили опыт Японии, Германии, Лихтенштейна, Мальты и Гибралтара.

ForkLog: Украина рассматривает криптовалюту в качестве платежного и инвестиционного актива. Чем было продиктовано такое решение?

Blockchain4Ukraine: Согласно новейшему определению FATF, виртуальные активы — это цифровое выражение стоимости, которое может быть продано или передано в цифровой форме и может использоваться для целей оплаты или инвестирования.

Авторы законопроекта №2179 приняли это определение как базовое. Это значит, что виртуальные активы в принципе могут быть использованы для платежных и инвестиционных целей.

Вопросы использования виртуальных активов в общем и криптоактивов в хозяйственном обороте будут детализированы в отдельном законопроекте «Про оборот виртуальных активов». На данном этапе мы предлагаем рассматривать криптоактивы только как отдельный вид имущества.

ForkLog: Почему было решено отдать регулирование виртуальных активов в ведение Министерства цифровой трансформации, а не Минфина или НБУ?

Blockchain4Ukraine: Как мы уже отмечали, виртуальные активы по своей природе — это «цифровое выражение ценности», и слово «цифровое» здесь базовое. Это новейший цифровой класс активов, который в перспективе, возможно, придет на смену традиционным материальным активам вроде золота и фиатных валют.

Поэтому новое министерство цифровой трансформации — наиболее правильный выбор на роль регулятора этого рынка. Новое цифровое министерство для нового цифрового рынка.

ForkLog: Кто будет относиться к категории поставщика услуг, связанных с оборотом виртуальных активов? Каким образом эта классификация коснется физлиц?

Игорь Самоходский: К поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, относится любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее для другого физ- или юрлица, а также от их имени любое из следующих действий:

  • обмен виртуальных активов
  • перевод виртуальных активов;
  • хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы;
  • участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и/или продажей виртуальных активов.

ForkLog: Кто и как будет выявлять нарушителей?

Игорь Самоходский: Субъектами первичного финансового мониторинга являются поставщики виртуальных активов, в основном это криптобиржи и сервисы обмена криптовалют. Именно они и будут осуществлять мониторинг операций с разной глубиной проверки в зависимости от суммы до или свыше 30 тысяч гривен и с учетом пороговых операций на сумму свыше 400 тысяч гривен.

Если в процессе проведения финансового мониторинга возникнут подозрения, что отправитель или получатель транзакции участвует в отмывании средств, полученных преступных путем, финансировании терроризма или распространения оружия массового поражения, то субъект финансового мониторинга обязан доложить про подозрительные транзакции субъекту государственного мониторинга и заблокировать проведение подозрительных транзакций.

ForkLog: Согласно закону, все финансовые операции с виртуальными активами на сумму от 30 тысяч гривен будут подвергаться надлежащей проверке. Почему выбран именно такой порог?

Blockchain4Ukraine: Этот порог взят из рекомендаций FATF, основанных на риск-анализе текущей ситуации в сфере виртуальных активов.

Проверка по операциям по виртуальным активам на сумму свыше 30 тысяч гривен включает в себя:

  • идентификацию и верификацию отправителя/получателя (физ- или юрлица);
  • определение конечного бенефициара юрлица отправителя/получателя;
  • определение цели и характера деловых отношений.

Информация по физическим лицам в рамках идентификации/верификации включает в себя ФИО, публичный ключ (адрес) на блокчейне, а по юридическим лицам: полное название и публичный ключ (адрес) на блокчейне. Если это кастодиальное решение, то будет учитываться учетный номер клиента.

ForkLog: Как AML-нормы будут регулировать операции на меньшую сумму?

Blockchain4Ukraine: При проведении операций по виртуальным активам внутри Украины на сумму меньше 30 тысяч гривен будет собираться информация только про публичный ключ (адрес) отправителя (инициатора) на блокчейне, где проводится операция. Если это кастодиальное решение, например, криптобиржи, то будет учитываться учетный номер клиента.

При проведении операций по виртуальным активам за рубеж на сумму меньше 30 тысяч гривен будет собираться информация как про отправителя (инициатора) (физическое или юридическое лицо), так и про получателя платежа. Если это кастодиальное решение, то будет учитываться учетный номер клиента.

ForkLog: Что насчет операций на сумму от 400 тысяч гривен?

Blockchain4Ukraine: О пороговых операциях на сумму свыше 400 тысяч гривен поставщикам виртуальных активов необходимо сообщать, если они содержат один из четырех определенных признаков:

  • осуществление перевода средств в пользу лица, которое зарегистрировано на территории стран, не выполняющих рекомендации международных организации в сфере борьбы с легализацией доходов, финансированием терроризма или оружия массового уничтожения;
  • операции политически значимых лиц, членов их семей и/или связанных лиц;
  • операции по переводу средств за границу;
  • финансовые операции с наличными.

ForkLog: Будут ли вводиться какие-либо санкции в отношении бирж, не блокирующих движение средств, связанных с отмыванием денег и прочей подозрительной активностью?

Blockchain4Ukraine: Если криптобиржа, которая является поставщиком виртуальных активовов и субъектом финансового мониторинга, не будет принимать мер по блокировке подобных транзакций, то в отношении нее как юридического лица могут быть применены санкции.

В зависимости от тяжести нарушения это могут быть: письменное предостережение, аннулирование лицензии, штраф или оплата на основании договора определенной суммы и обязательства принять меры по выполнению требований закона.

Кроме того, юрлица, которые совершали операции по легализации доходов, могут быть ликвидированы по решению суда.

ForkLog: При помощи каких аналитических инструментов вы собираетесь отслеживать сомнительные транзакции, предположительно связанные с отмыванием средств?

Александр Борняков: Регуляторная база в этой сфере будет разрабатываться. В ее рамках мы определим, какая организация будет отвечать за такие вопросы. Скорее всего, это будут коммерческие банки.

ForkLog: Пункт о виртуальных валютах фактически является подпунктом термина «высокий риск», а пункт о поставщиках услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, — подпунктом положения об услугах в сфере азартных игр. Чем продиктовано такое соседство? Будет ли НБУ и правительство продвигать идею о рискованности инвестиций в криптовалюты?

Александр Борняков: Этим законом определяется кардинально другой подход в оценке рисков финансовых операций — Risk Based Approach. Поэтому это не специфическое отношение к виртуальным активам.

Кроме того, виртуальные активы никоим образом не связаны с услугами в сфере азартных игр.

Минцифры рассматривает оборот виртуальных активов как часть цифровой трансформации Украины и приложит все усилия, чтобы развивать этот сектор цифровой экономики.

ForkLog: В ходе второго чтения законопроекта нардеп Ольга Белькова отметила, что термин виртуальных валют появился сразу в запретительном ключе. Насколько уместно было вводить его до принятия основного закона про регулирование крипторынка?

Blockchain4Ukraine: Украина обязана до 30 июня 2020 года имплементировать рекомендации FATF по финансовому мониторингу виртуальных активов, и мы были просто обязаны внести эти поправки в законопроект №2179, чтобы успеть.

Одновременно этим законопроектом мы сняли основные угрозы по использованию виртуальных активов, и в особенности криптовалют, в контексте отмывания средств, финансирования терроризма и оружия массового поражения.

ForkLog: Некоторые владельцы криптовалют убеждены, что новый закон позволит правоохранительным органам изымать кошельки «до выяснения», а доказать в отсутствие других законных актов, что крипта «чистая», им будет крайне сложно. Так ли это?

Blockchain4Ukraine: Никто ничего изымать не будет — первые шесть месяцев вообще не будет штрафов за нарушение этого закона, чтобы дать возможность участникам рынка и пользователям виртуальных валют адаптироваться к новым условиям.

Примечание ForkLog: закон вступает в силу через четыре месяца со дня его опубликования, кроме некоторых положений.

Подписывайтесь на новости ForkLog в Telegram: ForkLog Feed — вся лента новостей, ForkLog — самые важные новости и опросы.

НБУ поддержал законопроект «О виртуальных активах», который должен легализовать оборот активов, защищенных криптографией (криптовалют), и окончательно урегулировать операции с ними.

Законопроект № 3637 был принят в первом чтении еще в декабре прошлого года. Чтобы дойти до второго чтения, законопроекту нужно было получить добро от множества разных инстанций: Минэкономики, Минфина, Кабмина. НБУ стал последним, кто его одобрил.

«Законопроект содержит много важных параметров, таких как общее регулирование индустрии, штрафы, получение лицензий и прочее. Также готовится еще один законопроект, который будет касаться налогового аспекта регулирования», — сообщила Наталья Дрик, глава ассоциации «Блокчейн Украины».

Сообщество работает над обоими законопроектами и пытается максимально защитить интересы пользователей «крипты». И более важным здесь представляется именно второй закон — «налоговый». Он непосредственно будет касаться денежных вопросов при обороте криптоактивов.

В идеале сообщество хочет убрать фактор НДС, получить налоговую льготу на доходы в размере 5%, а не 18%, как это предусмотрено общим законодательством, в течение пяти последующих лет после принятия закона. Нужно признать, что НДС здесь действительно не работает, ибо никаких приемов-передач товаров не осуществляется.

15 государств с низкими налогами и крипто-дружественным законодательством

При этом контроль размера дохода будет идти двумя основными путями. При конвертации «фиат» — «крипта» это разница между входом и выходом в криптоактивы. «Если вы обменяли $100 на энное количество криптовалюты, а в результате из «крипты» вывели $110, то налог на доход будет взиматься с $10», — поясняет Наталья Дрик.

Налогообложение доходов, возникающих во время операций в формате «крипта» — «крипта», возможно при добровольном отчете субъекта и на основании выписок/чеков торговых площадок, где проходили операции.

Предполагается, что физические и юридические лица будут платить налог на прибыль согласно регулярности налоговой отчетности: юридические лица — один раз в квартал или полгода, а «физики» — раз в год. ФОПы заплатят по особым правилам — 5% от объема.

Важность этого пакета законов сложно переоценить. Их принятие добавит значимости финансовой системе Украины и существенно упростит проведение финансовых потоков, в том числе и трансграничных. Действительно, наши банки и так находятся в «сером» списке FATF, а отсутствие регуляции криптоактивов только добавляет негативного налета.

Криптобиржа Bittrex закрылась для Украины

Так, гражданам Украины отказались предоставлять услуги такие известные биржи, как Coinbase (США/UK), Gemini (США/UK), Bitflyer (Япония), Korbit (Южная Корея), Mercado bitcoin (Бразилия), Coinfield (Канада), Bitso (Мексика, Гибралтар), Kraken (США) и другие — всего более 20 бирж в мире. Это произошло потому, что они имеют право предоставлять услуги только налоговым агентам. А украинцы таковыми не являются.

Не секрет, что многие известные биржи, такие как Wirex или EXMO, имеют только офисы за рубежом, а основную свою деятельность они ведут в Украине. Поэтому принятие «криптовалютного» законодательства даст общий импульс для развития криптоиндустрии и всей отрасли финтех. Это также будет способствовать привлечению инвестиций в другие отрасли экономики страны, не завязанные на криптографии.

«Чтобы принять важные для страны документы, у нас есть около пяти месяцев до того момента, как народные депутаты уйдут на летние каникулы», — отметила Наталья Дрик.

За это время сообществу нужно «добить» основной законопроект и провести в двух чтениях законопроект по налогообложению.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Артем Середа, адвокат, налоговый советник, Компания «аllTax»

Мысль о том, что криптовалюта не признана официальной денежной единицей, а потому покупка-продажа криптовалют не подлежит налогообложению является ошибочной. Рассмотрим ситуацию, в которой физическое лицо резидент покупает и продает криптовалюту без осуществления майнинга.

Как следует расценивать операции по купле-продаже криптовалют?

Операции по купле-продаже криптовалют следует расценивать как деятельность, имеющую целью получение прибыли, а поэтому - это фактически является предпринимательской деятельностью.

Подлежат ли операции по купле-продаже криптовалют налогообложению в Украине?

Положения ст. 165.1 НКУ содержат информацию о доходах, которые налогообложению не подлежат. Поскольку, ст. 165.1 НКУ не освобождает операции по купле-продаже криптовалют от налогообложения, то такие операции подлежат налогообложению в случае получения от них дохода.

Что именно будет облагаться при осуществлении операций по купле-продаже криптовалют?

Учитывая, что куплю-продажу криптовалют осуществляет физическое лицо, то согласно ст. 163.1 НКУ объектом налогообложения резидента является: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начислении (выплаты, предоставления); иностранные доходы - доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Фактически, облагаться будет только доход от купли-продажи криптовалют.

Каким будет источник происхождения средств от купли-продажи криптовалют?

Следует учесть, что фактически физическое лицо при осуществлении операций по купле-продаже криптовалют находится в Украине, но все происходящие операции, находятся за пределами Украины. Подтверждением осуществления операций за пределами Украины, может быть то, что непосредственно сами торговые биржи, на которых совершаются операции, зарегистрированы за пределами Украины. Примером является биржа www.yobit.net. Согласно данным веб-ресурса www.whois.com она зарегистрирована в России. Фактически, местом осуществления операции по купле-продаже криптовалют на бирже является страна регистрации биржи.

Поэтому операции по купле-продаже криптовалют необходимо расценивать как «иностранный доход», полученный из источников за пределами Украины, поскольку сама торговая операция по купле-продаже и процесс получения прибыли происходит за пределами Украины.

Является ли купля-продажа криптовалют операциями с «инвестиционными активами» и может ли облагаться налогом по ставке 5%?

Операция по купле-продаже криптовалют не может расцениваться как операция с «инвестиционными активами», поскольку положения п. 170.2 НКУ содержат исчерпывающий перечень понятий, относящихся к «инвестиционным активам» и «инвестиционной прибыли». Информация об активах, похожих на криптовалюту в ней не указана.

Подлежит ли налогообложению операция по покупке криптовалюты?

Приобретение криптовалюты не подлежит налогообложению, поскольку сам факт приобретения криптовалюты не подтверждает факта получения прибыли.

Какие операции с криптовалютами подлежат налогообложению и по каким ставкам?

Если криптовалюта была продана по более высокой цене чем приобреталась, например 1 «Bitcoin» был приобретен за 1000 у.е, а продано за 7000 у.е. То положительная разница составляет 6000 у.е. По своей правовой сути, такая прибыль является пассивным доходом, поскольку физическое лицо-покупатель непосредственно не влияло на факторы роста стоимости криптовалюты. Но действующие положения п. 170.2 НКУ не признают криптовалюту «инвестиционной прибылью» и «инвестиционным активом», и поэтому прибыль от такой продажи не может облагаться в соответствии с положениями п. 170.2 НКУ по сниженной ставке 5%. Такую прибыль следует трактовать как «любой доход полученный резидентами» и «другие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины» согласно п. 14.1.55 НКУ, а потому он подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 18 %, предусмотренной п. 167.1 НКУ. То есть, 18% от 6000 у.е. составляет 1080 у.е.. В свою очередь 1 у.е. составляет 1 доллар США, переводим по официальному курсу НБУ в гривну на момент получения прибыли и считаем сумму налога, подлежащего уплате.

Когда возникает обязанность оплаты налог на доходы физических лиц?

Обязанность уплаты налога возникает в день получения прибыли, то есть в день зачисления денежных средств от продажи/обмена криптовалюты на деньги, но уплачивается до 1 августа следующего года.

Подлежит ли налогообложению обмен одной криптовалюты на другую?

Подчеркиваем, что налогообложению подлежит только выведенный доход, то есть те криптовалюты, которые были обменены на денежные средства и переведены на банковский счет/карту физического лица. Операции по обмену одной криптовалюты на другую не подлежат налогообложению учитывая тот факт, что обмен одной криптовалюты на другую не является доходом. При обмене криптовалюты следует обращать внимание на стоимость первой инвестиции, то есть суммы за которую была приобретена первая криптовалюта, а также сумму, за которую была обменяна (продана) последняя криптовалюта на денежную единицу. Например, 1 «Litecoin» был приобретен за 1000 у.е., обменян на 1 «Bitcoin». Позже, 1 «Bitcoin» был обменян на 6000 у.е., и положительная разница составила 5000 у.е. В таком случае налогообложению будет подлежать положительная разница в 5000 у.е. по ставке 18%.

То есть, фактически при продаже криптовалюты налогообложению подлежит только положительная разница между суммой покупки и продажей.

Облагаются ли в Украине операции нерезидентов по купле-продаже криптовалюты?

Учитывая положения п. 163.2 НКУ, доход нерезидента от операций по купле-продаже криптовалюты облагаться не будет, даже при условии, что нерезидент физически находится в Украине, поскольку операции по купле-продаже криптовалюты происходят за пределами Украины, а именно на бирже. Нерезидент должен уплатить налоги в стране, резидентом которой он является. Исключением будут операции нерезидента по купле-продаже криптовалюты, осуществляемые на украинских биржах. К таким операциям будет применяться общее правило, что и к налогообложению резидентов.

Когда необходимо подать налоговую декларацию и уплатить налог?

Налоговую декларацию за год, который завершился, необходимо подать до 1 мая следующего года, а налог необходимо оплатить до 1 августа. То есть декларация за 2017 подается до 1 мая 2018 года, а налог уплачивается до 1 августа 2018 года.

Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов от операций по купле-продаже криптовалюты?

Физические лица несут уголовную и финансовую ответственность за уклонение от уплаты налогов при осуществлении операций по купле-продаже криптовалюты. В случае уклонения от уплаты налогов в значительных, крупных или особо крупных размерах, - физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1, 2 или 3 ст. 212 Уголовного кодекса Украины (далее - УКУ). В рамках уголовного производства к такому лицу может быть применен штраф в размере от 17 000 до 425 000 гривен в зависимости от части статьи 212 УКУ, а также может быть применена конфискация имущества. В случае непривлечение к уголовной ответственности, к физическому лицу может быть применена финансовая ответственность, предусмотренная п. 123.1 НКУ, а именно штраф в размере 25% от скрытой суммы налога, а также пеня.

Читайте также: