Что такое огд в налоговой

Опубликовано: 14.05.2024

Начиная с 2021 года, налоговики должны направлять организациям сообщения об исчисленных суммах транспортного налога.

Как налоговики составляют и направляют сообщение?

Основу сведений для составления сообщения составляет информация, которую налоговики получают от органов, осуществляющих государственную регистрации транспортных средств.

На основании этой информации они составляют сообщение для организации.

В сообщении налоговики укажут объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, сумму исчисленного налога.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 05.07.2019 г. № ММВ-7-21/337@.

Сообщения направляются организациям по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами - по почте заказным письмом.

В этом случае оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма.

Передать сообщение могут и лично под расписку руководителю организации.

Когда налоговики направят сообщение?

Направление Сообщений осуществляется за истекший календарный год.

Сообщение организации направят по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Организация должна получить сообщение в следующие сроки:

  • в течение 10-ти дней после составления сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, но не позднее 6-ти месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за календарный год;
  • не позднее 2-х месяцев со дня получения ИФНС документов или иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы транспортного налога, которую следует уплатить за предыдущие годы;
  • не позднее 1-го месяца со дня получения налоговиками сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Исполнение обязанности по уплате транспортного налога не поставлено в зависимость от направления сообщений.

Рассчитывать налог организации должны самостоятельно. (письмо ФНС России от 17 июля 2020 г. № БС-4-21/11555@).

Тем не менее, если организация не получила сообщение от инспекции, ей следует уведомить об этом налоговиков (п. 2.2 ст. 23 Налогового кодекса).

Нужно заранее заявить о льготах по транспортному налогу

Чтобы налоговики рассчитали сумму транспортного налога правильно, надо заранее позаботиться о представлении документов, подтверждающих право на налоговую льготу (при наличии права на использование таковой).

Поскольку сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т. ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Если налоговики на дату составления сообщения не будут обладать информацией о предоставленной налоговой льготе, они включат в сообщение суммы исчисленных налогов без ее учета (письмо ФНС России от 03.12.2019 г. № БС-4-21/24690@).

Заявление о льготе следует представить по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года.

Поскольку налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года заявлялись в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных правовых актов.

Что делать, если получено сообщение без учета льгот по транспортному налогу?

Если сообщение было направлено организации без учета имеющихся у нее налоговых льгот, она имеет право в течение 10-ти дней с момента его получения представить в ИФНС пояснения и документы, подтверждающие обоснованность применения льготы.

О результатах их рассмотрения налоговый орган должен проинформировать организацию.

Если на то будут основания, он проведет перерасчет налогов и направит уточненное сообщение.

Если с учетом результатов рассмотрения пояснений или документов суммы исчисленных налогов, отраженные в сообщении, превысят суммы уплаченных организацией налогов, то инспекция фиксирует недоимку и приступает к ее взысканию в общеустановленном порядке.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Выписка из ИСОГД на земельный участок – официальная справка, предоставляемая информационной системой обеспечения градостроительной деятельности. Это документ, содержащий описание земельного надела, информацию о его владельцах/пользователях, а также о наличии денежных обязательств и других ограничений.

Данные, которыми располагает ИСОГД

Данные ИСОГД
Получение информации доступно только в отношении деятельности, осуществляемой градостроительными организациями. Это значит, что дополнительно к общим характеристикам о земельном наделе, можно получить сведения обо всех капитальных постройках, расположенных в рамках участка.

ИСОГД готова предоставить информацию по следующим направлениям:

  • распределение земель муниципалитета, а также наделов, принадлежащих отдельным формированиям;
  • планирование застройки;
  • правила осуществления строительных работ, а также актуальные изменения, которые уже вступили в юридическую силу или, могут вступить в будущем;
  • результаты инженерных проверок, включающих анализ природных условий и, свидетельствующих об отсутствии/наличии риска катастроф (в том числе, техногенного характера);
  • действующие резервы государственной или муниципальной земли;
  • документы, подтверждающие уже начатые или запланированные в ближайшем будущем строительные работы.

Главная задача ИСОГД – систематизация актуальных данных об использовании муниципальной/государственной земли с целью строительства. Эта информация предоставляется компетентным органам, юридическим и физическим лицам, что позволяет правильно распланировать инвестиции и покупки.

Порядок получения информации

Сведения предоставляются только на основании собственноручного заявления физического лица или запроса организации. Ходатайство должно содержать следующие разделы информации:

  1. кадастровый номер или адрес земельного надела, то есть информацию, позволяющую идентифицировать интересующий объект среди аналогичных;
  2. список интересующих данных, исходя из информации, которая хранится в градостроительном реестре;
  3. цель получения информации;
  4. личные данные заявителя.

Передать обращение можно лично, почтой или же через представителя, действующего в рамках нотариальной доверенности. Поскольку на подготовку ответа дается ограниченное количество времени (до 30 дней), то нужно позаботиться о подтверждении даты получения обращения.

Форма ответа

Так, в зависимости от содержания запроса, целей использования справки, а также личности заявителя, ответ может быть подготовлен в нескольких формах. А именно:

  • краткий отчет – содержит только ту информацию, которая была запрошена в заявлении;
  • сводный отчет – предоставление обширного комплекса информации с учетом разъяснений и дополнительных подтверждающих материалов;
  • выписка ИСОГД – указание технических данных только в отношении одного земельного надела или же в отношении конкретного объекта капитального строительства.

Содержание выписки

Это наиболее полная справка, которую можно получить в отношении земельного участка и строений на его территории. В частности, в документ будут внесены следующие категории сведений:

  1. расположение участка;
  2. площадь;
  3. целевое назначение и принадлежность;
  4. наличие построенных объектов или сооружений, в отношении которых только начаты строительные работы;
  5. дата начала/окончания строительства;
  6. характеристики возведенного объекта.

Как уже отмечалось выше, дополнительно можно получить подтверждающие документы.

Стоимость услуг

Стоимость услуг по получению ИСОГД
Законодательством предусмотрена граничная стоимость услуг, действующая по всей территории России. Но муниципальные органы власти наделены полномочиями менять размер отчислений в рамках региона, но он не может превышать общефедеральный максимум.

Кроме того, ограничен перечень заявителей, которые могут получить желаемые данные полностью бесплатно. К ним относятся:

  • представители государственных органов;
  • работники муниципалитетов, если получение выписки связано с исполнением трудовой деятельности;
  • физические и юридические лица, но только при ограниченном перечне обстоятельств.

Предоставляя выписку, работник ИСОГД гарантирует, что все данные актуальны и соответствуют действительности. Поэтому устанавливается ограниченный срок действия выписки – один месяц. Это время обусловлено тем, что за указанный период в отношении объекта могут произойти изменения, которые вносятся в реестр.

Если в дальнейшем будет установлено, что работник ИСОГД внес ложные сведения, то к нему будут применяться меры юридической ответственности. Наказание предусмотрено гражданским кодексом, если заявителю был причинен материальный вред. Нужно доказать ущерб, а также причинно-следственную связь, то есть получение вреда из-за неверной справки. Возмещение ущерба происходит в судебном порядке в рамках гражданского делопроизводства.

Дополнительно в отношении должностного лица будет проводиться дисциплинарное расследование с применением мер ответственности по трудовому законодательству.

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

  • 🏛 Структура налоговой инспекции
  • ✅ Функции и задачи
  • 👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
    • Проверка юридических лиц
    • Проверка физических лиц
    • Ответственность за превышение полномочий
  • 👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
    • Отделы камеральных и выездных проверок
    • Отдел по работе с налогоплательщиками
    • Отдел по удержанию НДФЛ
    • Отдел прочих налогов
    • Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом
    • Отдел по досудебному и принудительному взысканию недоимки
    • Отдел по банкротству
    • Отдел персонала
    • Юридический отдел
    • ИТ-отдел

🏛 Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля).
  14. Кадровый отдел.
  15. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  16. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  17. Аналитическо-контрольный отдел.
  18. Отдел расчетов с бюджетом.

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

  • бухгалтерских отчетов;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками


Марина Басович Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

На сайте Федеральной налоговой службы опубликованы первые наборы данных о налогоплательщиках. Это сведения о среднесписочной численности работников организаций, о специальных налоговых режимах, которые применяет тот или иной налогоплательщик, а также сведения об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков.

Что можно узнать о контрагенте

Напомним, что пункт 1 статьи 102 НК РФ относит к налоговой тайне любую полученную налоговым органом информацию о налогоплательщике. Однако из данного правила есть исключения. Так, к исключениям относятся: сведения о сумме уплаченных организацией налогов; о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам; о налоговых правонарушениях, о применяемых налогоплательщиком спецрежимах; о среднесписочной численности работников организации; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации. (Также см. «Сведения о применяемых налогоплательщиками спецрежимах и об уплате ими налогов будут публиковаться на сайте ФНС»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Первые данные, которые раньше являлись налоговой тайной, были опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы 1 августа. Как уже было сказано выше, в открытом доступе появились сведения о применяемых организациями налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП), сведения о среднесписочной численности работников (при этом сведения о среднесписочной численности не раскрываются в отношении крупнейших налогоплательщиков и организаций, информация о деятельности которых отнесена к гостайне), а также данные об участии юрлица в консолидированной группе налогоплательщиков.

Как получить сведения о контрагенте

Впрочем, найти в размещенных ФНС сведениях информацию о конкретном контрагенте крайне сложно. На сайте ФНС дана гиперссылка на архив файлов, состоящий из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти конкретную организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое.

Чтобы понять, какую систему налогообложения применяет ваш контрагент, нужно смотреть на значение признака. Их всего четыре вида: признак применения ЕСХН, признак применения УСН, признак применения ЕНВД, признак применения при выполнении СРП (соглашения о разделе продукции). Если указано значение «1», то именно на этом режиме работает налогоплательщик. Например, «ПризнУСН = «1»» означает, что организация применяет «упрощенку».

Обратите внимание: получить все перечисленные сведения можно в несколько кликов в сервисе «Контур.Фокус». 1 августа, сразу после появления сведений на сайте ФНС разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать, какую систему налогообложения он применяет и о какой среднесписочной численности отчитывается в ИФНС. Точно так же можно проверить, какую систему налогообложения применяет ваша собственная организация по данным налоговиков. Ведь нередко случается, что сведения о переходе компании на УСН или ЕНВД «теряются», и инспекция в конце года требует сдавать отчетность и платить налоги по ОСНО.

Подключиться к «Контур.Фокусу» и узнать систему налогообложения

Какие еще сведения об организациях появятся в открытом доступе

Остальные сведения, согласно приказу ФНС России от 30.05.18 № ММВ-7-14/361@, будут размещены позднее. А точнее:

  • с 1 октября — об уплаченных налогах (сборах, взносах), а также о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • с 1 декабря — о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях и мерах ответственности. Важный момент: данные о задолженности, образовавшейся на 31 декабря 2017 года, как и сведения о налоговых правонарушениях организаций, будут опубликованы только в том случае, если недоимка и штрафы не будут уплачены до 1 октября 2018 года;
  • в 2019 году — о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам.

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: