Налог на коммунальные услуги с 1 января 2021

Опубликовано: 12.05.2024


С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ

С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)


Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

ПЕНИ. 2021¶

Выход из моратория - вариации законодательства, варианты настроек.¶

Мораторий на начисление и требований к уплате пени действовал до 1 января 2021г.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 было установлено, что до 1 января 2021 г. приостанавливается начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени).

На информационных сайтах и в СМИ публикуется противоречивая информация о начислении пени с 01.01.2021г.:

  • начать начислять пени со 2 января 2021 года на долги, возникшие до 06.04.2020г.;
  • за долг по начислениям за ЖКУ за ноябрь 2020 года имеют право начислять пени с 10.01.2021г.;
  • никогда не начислять пени на долг, который сформировался в период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020г.
  • и т.д.

Постановлением № 424 от 02.04.2020 (ПП РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)на период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года были приостановлены некоторые положения Правил № 354, а именно: действие положений пп.»а» п.32 в части права исполнителя требовать уплаты пеней и п.159, который обязывает потребителей, несвоевременно внесших плату, уплатить исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ ч.14 ст.155.

Читаем эти пункты :

32. Исполнитель имеет право:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

159. Потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст.155 ЖК РФ

  1. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Обратите внимание, что остальные положения Правил №354 не приостанавливали своё действие в период моратория, а именно не приостанавливалась обязанность потребителей своевременно вносить плату за ЖКУ в сроки, установленные Правилами или Договором управления:

п.63 Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

п.66 Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Наша точка зрения следующая:

Почему начисление пени на сумму всего долга?

Согласно ПП РФ №424 действие положений пп. «а» п.32 и п.159 Правил №354 было приостановлено до 01.01.21. С 01.01.2021 указанные положения вновь действуют, исполнитель вправе начислять пени на весь долг.

Почему на сумму долга на 01 декабря 2020?

Согласно ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату обязаны оплатить пени от не выплаченной в срок суммы начиная с 31го дня, следующего за днем наступления указанного срока. Срок оплаты – 10е число месяца, следующего за расчетным периодом.

Тем, кто не оплатил долг на 01.12.2020 пени должны быть начислены с 10.01.2021 за каждый день просрочки.

Позиция Верховного Суда обозначена в Обзоре Верховного Суда РФ от 30.04.2020, ответ на вопрос 7
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351691/5653d326b0e929acb302fa162a12a95157740e19/
«Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.»

Кроме того, мы провели опрос клиентов и ознакомились с мнениями экспертов в сфере ЖКХ:

  • Управление многоквартирным домом №1 Январь 2021 https://e.mk-dom.ru/
  • «АКАТО» КОКИН Игорь Александрович
    https://acato.ru/video/free/20200602/osobennosti-nachisleniya-penej-i-shtrafov-v-2020-godu
  • «РосКвартал» Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
    Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/vzyskanie-dolgov/12206-kak-uo-rasschitat-peni-za-neoplatu-zhku-posle-otmeny-moratoriya-2020

ИТОГ:
Разночтения требований законодательства, отсутствие НПА с разъяснениями по выходу из моратория по начислению пени потребовали гибкой настройки учета структуры задолженности в начислениях пени с произвольными интервалами.

В настройках «Параметры начисления пени» была добавлена настройка «Периоды просроченной задолженности».

(Справочники -> Субъекты ЖКХ -> Принципалы -> [Принципал] -> Параметры -> «Параметры начисления пени»)

В данной настройке клиенты могут самостоятельно регулировать алгоритм учета задолженности в структуре долга для расчета пени с 01.01.2021.

Пользователь указывает периоды возникновения задолженности «Дата начала возникновения задолженности» - «Начало» и «Окончание», которые необходимо учитывать в структуре долга.

Параметр «Дата начала просроченной задолженности» - это дата на которую смещается срок оплаты за ЖКУ.

Параметр «Исключить период задолженности» позволяет исключать периоды из структуры долга, таким образом на долги, образовавшиеся в указанные периоды пени никогда не будут начисляться.

../../../_images/Param_nachisl_peni_1.jpg

../../../_images/Periody_DZ.jpg

../../../_images/Periody_DZ_change.jpg

Настройки вариантов выхода из моратория по начислению пени с 01.01.2021 года:

1) Начислять пени на сумму всего долга по состоянию на 01 декабря 2020 года.

Основание: ст. 155 ЖК РФ - несвоевременно внесшие плату обязаны оплатить пени начиная с 31 дня за днем наступления указанного срока - обязанность по оплате пени за задолженность на 01.12.2020 наступает 10.01.2021.

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.01.2021

2) Начислять пени на сумму всего долга по состоянию на 01 января 2021 года.

Основание: трактование клиентами ПП РФ №424 в части даты окончания действия моратория 01.01.2021

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.02.2021

3) Исключить из расчета пени с 01.01.2021 долг, который сформировался в период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020г.

Начислять пени на сумму долга по состоянию на 06.04.2020 и вновь возникшую после 01.01.2021

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени»→ «Периоды ДЗ»

Необходимо указать периоды просроченной задолженности, которые будут исключены из расчета пени и указать «Исключить период задолженности»=ДА

4) Разделить расчет пени по периодам возникновения задолженности:

  • С 01.01.2021 – начислять пени на долг до начала моратория
  • В последующие периоды начислять пени на весь долг по состоянию на 01.01.2021, включая долг, возникший в период действия моратория

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени»→ «Периоды ДЗ»

Необходимо указать периоды просроченной задолженности, сформированной в период моратория для смещения у «Дата начала просроченной задолженности» на 01.01.2021 и указать «Исключить период задолженности»=НЕТ

Письма Минстроя и ГЖИ¶

Минстрой России и Государственная жилищная инспекция по Свердловской области ответили ООО «Биллинг Онлайн Решения» на вопросы по выходу из моратория по начислению пени с января 2021 года, с учетом положений ПП РФ от 02.04.2020 г. № 424 и ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ответы Минстроя и ГЖИ Свердловской области подтвердили нашу позицию, что с 01.01.2021 у исполнителя услуг вновь возникает право требовать уплаты ранее начисленных пеней (до 06.04.2020г.) и производить начисление пени на сумму всего долга, включая периоды действия моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020 года.

Данные письма не содержат правовых норм, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве предписаний, являются позицией Минстроя и ГЖИ, не являются нормативно-правовыми актами.

Государственная жилищная инспекция по Свердловской области

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_1.jpg

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_2.jpg

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_3.jpg

Министерство строительства и жилишно-коммунального хозяйства РФ


Сетевое издание ЖКХ НЬЮС накануне Нового года собрало изменения, которые коснутся сферы ЖКХ уже с начала января 2021 года. Надеемся, информация будет интересна потребителям, управляющим организациям, товариществам, кооперативам и другим организациям коммунального комплекса.

Новые правила пожарной безопасности

С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Предыдущее Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утрачивает силу.

Наиболее важные правила пожарной безопасности, касающиеся многоквартирных домов, изложены здесь. При этом, по мнению самого МЧС, ничего принципиально нового в Правилах не появилось — лишь уточнили предыдущие требования.

Одним из самых волнующих вопросов оказалось хранение вещей в помещениях на цокольных этажах и в подвалах. Из ответа МЧС следует, что вещи хранить можно, если такое назначение помещений предусмотрено проектной документацией.

Кроме того, с января вводятся в действие Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории пожарного риска (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662).

Повышение тарифов ЖКХ

Очень многие регионы повысили размеры взносов на капремонт.

Стоит поискать региональный нормативный акт, устанавливающий размер взноса на капремонт в 2021 году для конкретного региона. Обратите внимание, что принять решение о повышении размера взносов власти могли и до 2020 года — сразу на несколько лет вперед.

Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2021 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827-р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2021 г. — 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2020 г. индексы различаются в зависимости от региона.

Мораторий на проверки организаций ЖКХ в 2021 году

Ограничения касаются только плановых проверок. Правительств РФ в постановлении от 30.11.2020 № 1969 определило особенности проведения таких проверок в 2021 году.

Обращаем внимание, что мораторий на внеплановые проверки, в том числе по жалобам, никто на 2021 год не продлевал. Вы можете писать жалобы в жилищные инспекции для проведения таких проверок. На всякий случай лучше поторопиться. В Совет Федерации уже поступил принятый Госдумой законопроект № 938108-7. Он предусматривает право Правительства РФ в 2021 году вновь установить особенности проведения проверок юридических лиц. Это совсем не значит, что Правительство будет снова вводить мораторий на внеплановые проверки, просто у него будет такая возможность, если понадобится.

Пени по ЖКХ в 2021 году

Возобновляется право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.

Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2020 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.

Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904-7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2020 года.

Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. В основном поправки касаются гарантирующих поставщиков и счётчиков электроэнергии.

Из других изменений можно отметить новый абзац в п. 44 Правил, согласно которому отрицательный ОДН должен учитываться при начислениях в последующих периодах.

В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Идентификаторы должников

Законопроект № 1026242-7 переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года. Проект уже прошел все чтения в Госдуме и направлен в Совет Федерации.

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

Утрачивает силу ряд нормативных документов

С 1 января 2021 года отменяются или признаются утратившими силу некоторые нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ, выполнение которых раньше проверялось контролирующими органами. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 136.

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Первый документ и так не применялся ввиду отмены ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, во исполнение которой он был утверждён, а второй заменен новыми Правилами, они вступают в силу как раз с начала 2021 года.

Субсидии ЖКХ в 2021 году

С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2021 года. Это предусмотрено проектом № 938108-7, который уже принят Госдумой РФ и поступил в Совет Федерации.

Новое о рекламе

С 1 января вступают в силу новые Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922.

Они устанавливают среди прочего требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе (п. 14 Правил). Если понадобится жаловаться на несогласованные рекламные конструкции на фасаде многоквартирного дома или придомовой территории, то нужно перед обращением полистать этот документ, чтобы антимонопольный орган не завернул обращение.

Также вступают в силу новое Положение о государственном надзоре в сфере рекламы и Административный регламент ФАС (Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1838 и Приказ ФАС России от 09.12.2020 № 1203/20).

Новое о лицензировании

Лицензирование переводится в электронную форму, о чем был обзор изменений от органа жилищного надзора.

Также напомним, что уже с 20 декабря вступили в силу изменения в Приказ Минстроя № 938 о внесении изменений в реестр лицензий.

Новый порядок проведения поверки средств измерений

Нововведения устанавливаются Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510. Приказ определяет порядок поверки средств измерения, требования к знаку поверки и требования содержанию свидетельства о поверке.

Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации

Со 2 января вступают в силу изменения в часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 441-ФЗ). Они устанавливают обязанность муниципалитета уведомить собственников о назначении временной управляющей организации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

ПЕНИ. 2021¶

Выход из моратория - вариации законодательства, варианты настроек.¶

Мораторий на начисление и требований к уплате пени действовал до 1 января 2021г.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 было установлено, что до 1 января 2021 г. приостанавливается начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени).

На информационных сайтах и в СМИ публикуется противоречивая информация о начислении пени с 01.01.2021г.:

  • начать начислять пени со 2 января 2021 года на долги, возникшие до 06.04.2020г.;
  • за долг по начислениям за ЖКУ за ноябрь 2020 года имеют право начислять пени с 10.01.2021г.;
  • никогда не начислять пени на долг, который сформировался в период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020г.
  • и т.д.

Постановлением № 424 от 02.04.2020 (ПП РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)на период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года были приостановлены некоторые положения Правил № 354, а именно: действие положений пп.»а» п.32 в части права исполнителя требовать уплаты пеней и п.159, который обязывает потребителей, несвоевременно внесших плату, уплатить исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ ч.14 ст.155.

Читаем эти пункты :

32. Исполнитель имеет право:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

159. Потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст.155 ЖК РФ

  1. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Обратите внимание, что остальные положения Правил №354 не приостанавливали своё действие в период моратория, а именно не приостанавливалась обязанность потребителей своевременно вносить плату за ЖКУ в сроки, установленные Правилами или Договором управления:

п.63 Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

п.66 Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Наша точка зрения следующая:

Почему начисление пени на сумму всего долга?

Согласно ПП РФ №424 действие положений пп. «а» п.32 и п.159 Правил №354 было приостановлено до 01.01.21. С 01.01.2021 указанные положения вновь действуют, исполнитель вправе начислять пени на весь долг.

Почему на сумму долга на 01 декабря 2020?

Согласно ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату обязаны оплатить пени от не выплаченной в срок суммы начиная с 31го дня, следующего за днем наступления указанного срока. Срок оплаты – 10е число месяца, следующего за расчетным периодом.

Тем, кто не оплатил долг на 01.12.2020 пени должны быть начислены с 10.01.2021 за каждый день просрочки.

Позиция Верховного Суда обозначена в Обзоре Верховного Суда РФ от 30.04.2020, ответ на вопрос 7
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351691/5653d326b0e929acb302fa162a12a95157740e19/
«Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.»

Кроме того, мы провели опрос клиентов и ознакомились с мнениями экспертов в сфере ЖКХ:

  • Управление многоквартирным домом №1 Январь 2021 https://e.mk-dom.ru/
  • «АКАТО» КОКИН Игорь Александрович
    https://acato.ru/video/free/20200602/osobennosti-nachisleniya-penej-i-shtrafov-v-2020-godu
  • «РосКвартал» Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
    Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/vzyskanie-dolgov/12206-kak-uo-rasschitat-peni-za-neoplatu-zhku-posle-otmeny-moratoriya-2020

ИТОГ:
Разночтения требований законодательства, отсутствие НПА с разъяснениями по выходу из моратория по начислению пени потребовали гибкой настройки учета структуры задолженности в начислениях пени с произвольными интервалами.

В настройках «Параметры начисления пени» была добавлена настройка «Периоды просроченной задолженности».

(Справочники -> Субъекты ЖКХ -> Принципалы -> [Принципал] -> Параметры -> «Параметры начисления пени»)

В данной настройке клиенты могут самостоятельно регулировать алгоритм учета задолженности в структуре долга для расчета пени с 01.01.2021.

Пользователь указывает периоды возникновения задолженности «Дата начала возникновения задолженности» - «Начало» и «Окончание», которые необходимо учитывать в структуре долга.

Параметр «Дата начала просроченной задолженности» - это дата на которую смещается срок оплаты за ЖКУ.

Параметр «Исключить период задолженности» позволяет исключать периоды из структуры долга, таким образом на долги, образовавшиеся в указанные периоды пени никогда не будут начисляться.

../../../_images/Param_nachisl_peni_1.jpg

../../../_images/Periody_DZ.jpg

../../../_images/Periody_DZ_change.jpg

Настройки вариантов выхода из моратория по начислению пени с 01.01.2021 года:

1) Начислять пени на сумму всего долга по состоянию на 01 декабря 2020 года.

Основание: ст. 155 ЖК РФ - несвоевременно внесшие плату обязаны оплатить пени начиная с 31 дня за днем наступления указанного срока - обязанность по оплате пени за задолженность на 01.12.2020 наступает 10.01.2021.

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.01.2021

2) Начислять пени на сумму всего долга по состоянию на 01 января 2021 года.

Основание: трактование клиентами ПП РФ №424 в части даты окончания действия моратория 01.01.2021

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.02.2021

3) Исключить из расчета пени с 01.01.2021 долг, который сформировался в период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020г.

Начислять пени на сумму долга по состоянию на 06.04.2020 и вновь возникшую после 01.01.2021

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени»→ «Периоды ДЗ»

Необходимо указать периоды просроченной задолженности, которые будут исключены из расчета пени и указать «Исключить период задолженности»=ДА

4) Разделить расчет пени по периодам возникновения задолженности:

  • С 01.01.2021 – начислять пени на долг до начала моратория
  • В последующие периоды начислять пени на весь долг по состоянию на 01.01.2021, включая долг, возникший в период действия моратория

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени»→ «Периоды ДЗ»

Необходимо указать периоды просроченной задолженности, сформированной в период моратория для смещения у «Дата начала просроченной задолженности» на 01.01.2021 и указать «Исключить период задолженности»=НЕТ

Письма Минстроя и ГЖИ¶

Минстрой России и Государственная жилищная инспекция по Свердловской области ответили ООО «Биллинг Онлайн Решения» на вопросы по выходу из моратория по начислению пени с января 2021 года, с учетом положений ПП РФ от 02.04.2020 г. № 424 и ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ответы Минстроя и ГЖИ Свердловской области подтвердили нашу позицию, что с 01.01.2021 у исполнителя услуг вновь возникает право требовать уплаты ранее начисленных пеней (до 06.04.2020г.) и производить начисление пени на сумму всего долга, включая периоды действия моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020 года.

Данные письма не содержат правовых норм, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве предписаний, являются позицией Минстроя и ГЖИ, не являются нормативно-правовыми актами.

Государственная жилищная инспекция по Свердловской области

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_1.jpg

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_2.jpg

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_3.jpg

Министерство строительства и жилишно-коммунального хозяйства РФ

Нормативные правовые акты:

с 01.01.2021 по 30.06.2021

с 01.07.2021 по 31.12.2021

Холодная вода, руб./м 3

Водоотведение, руб./м 3

Горячая вода, в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, руб./м 3

Электрическая энергия в домах с газовыми плитами, руб./кВт∙ч:

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

дневная зона (пиковая и полупиковая)

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток

Электрическая энергия для населения в домах с электрическими плитами, руб./кВт∙ч

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

дневная зона (пиковая и полупиковая)

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток

Природный газ, руб./1000м 3

Сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок, руб./кг

Документы

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга устанавливается Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, в соответствии с частями 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, вправе устанавливать тарифы отличные от установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, на основании решений принятых на собраниях собственников.

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2021 по 30.06.2021

Наименование услуги (работы)

За 1 кв. м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв. м площади комнат в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения , в т.ч.:

Управление многоквартирным домом

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящего приложения)

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 - 11 настоящего приложения)

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

эксплуатация приборов учета электрической энергии

эксплуатация приборов учета тепловой энергии и горячей воды

эксплуатация приборов учета холодной воды

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт лифтов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

определяется в соответствии с приложением

холодная вода горячая вода в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами отведение холодной воды

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме формируется с учетом комплекса предоставляемых услуг (выполняемых работ), указанных в пунктах 1-11, состава общего имущества в многоквартирном доме, а также расходов на приобретение коммунальных ресурсов, указанных в пункте 12, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Для граждан, проживающих в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом, устанавливается с 01.07.2022 при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме лифта.

Приложение к таблице «Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2021 по 30.06.2021»

Размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле:

к Приложению Постановления Комитета по тарифам ЖУ на 2020 год.

Рi - размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов для жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, руб. в месяц;

Р0 - базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта одного лифта для двухэтажных домов (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 1), определенная в соответствии с приказом Госстроя России от 11.07.1997 N 17-43 "Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов" и с учетом ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации";

j - количество лифтов в многоквартирном доме, изменяется от j = 1 до m;

n - количество этажей в подъезде многоквартирного дома, обслуживаемом j-м лифтом (с учетом цокольных этажей);

k - коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 2);

Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного лифтами, м 2 ;

Si - общая площадь жилого (нежилого) помещения, м 2 .

Базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта лифта в многоквартирном доме (Р0), руб./лифт в месяц

Скорость движения, м/с

с распашными дверями

с автоматическим приводом дверей

до 1 (включительно)

до 0,71 (включительно)

до 1 (включительно)

до 500 (включительно)

свыше 500 до 1000 (включительно)

Коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (k)

Скорость движения, м/с

с распашными дверями

с автоматическим приводом дверей

до 1 (включительно)

до 0,71 (включительно)

до 1 (включительно)

до 500 (включительно)

свыше 500 до 1000 (включительно)

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2021 по 31.12.2021

Наименование услуги (работы)

За 1 кв.м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв.м площади
комнат
в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения , в т.ч.:

Управление многоквартирным домом

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящего приложения)

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 - 11 настоящего приложения)

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

эксплуатация приборов учета электрической энергии

эксплуатация приборов учета тепловой энергии
и горячей воды

эксплуатация приборов учета холодной воды

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций
(при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

Содержание и ремонт лифтов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

определяется в соответствии
с приложением

Коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч.:

в многоквартирных домах, не оборудованных стационарными электрическими плитами:

не оборудованных лифтами

в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами

отведение холодной воды

отведение горячей воды

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме формируется с учетом комплекса предоставляемых услуг (выполняемых работ), указанных в пунктах 1 - 11, состава общего имущества в многоквартирном доме, а также расходов на приобретение коммунальных ресурсов, указанных в пункте 12, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Для граждан, проживающих в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом, устанавливается с 01.07.2022 при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме лифта.

Приложение к таблице «Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2021 по 31.12.2021»

Размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле:

к Приложению Постановления Комитета по тарифам ЖУ на 2020 год.

Рi - размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов для жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, руб. в месяц;

Р0 - базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта одного лифта для двухэтажных домов (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 1), определенная в соответствии с приказом Госстроя России от 11.07.1997 N 17-43 "Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов" и с учетом ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации";

j - количество лифтов в многоквартирном доме, изменяется от j = 1 до m;

n - количество этажей в подъезде многоквартирного дома, обслуживаемом j-м лифтом (с учетом цокольных этажей);

k - коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 2);

Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного лифтами, м 2 ;

Si - общая площадь жилого (нежилого) помещения, м 2 .

Базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта лифта в многоквартирном доме (Р0), руб./лифт в месяц

Читайте также: