Информационное уведомление от налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
  • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
    • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
  2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ИЗ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ – НУЖНО ЛИ НА НЕГО ОТВЕЧАТЬ ?

Специалистам финансовых служб современных российских предприятий, специалистам подразделений бухгалтерского учета часто сталкиваются с ситуацией: Поступило информационное письмо из налоговой, нужно ли на него отвечать? Что значит – информационное письмо из налоговой ? Информационное письмо из налоговой — что делать?

Что такое «информационное письмо из налоговой инспекции»?

Получили информационное письмо из налоговой инспекции — не торопитесь на него отвечать или иным образом реагировать.

Основной документ, на основании которого налогоплательщик взаимодействует с Федеральной налоговой службой РФ (далее «ФНС РФ»), и ФНС России взаимодействует с налогоплательщиком — это Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно в Налоговом кодексе содержаться обязательные правила, регулирующие каждый этап налогообложения, в том числе и правила ведения переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу налогов. Это же правило установлено законом «О налоговых органах» №943-1 от 21.03.1991г.

Получили информационное письмо из налоговых органов — сверьтесь с Налоговым кодексом.

Налоговые органы РФ осуществляют властные полномочия от имени государства и могут ограничивать права граждан и организаций.

Например, являясь государственным органом имеющим право безвозмездно изымать у налогоплательщиков принадлежащее им имущество – а налоги это и есть безвозмездно передаваемое имущество (статья 8 НК РФ), налоговые орган так же имеют право привлекать за неуплату налогов к штрафам, проводить проверки правильности исчисления и уплаты налогов, требовать от налогоплательщиков объяснений и т.д.

Для избежания произвола налоговые органы не могут выходить за рамки установленных в законе прав. Так реализуется принцип правового государства: государственному органу запрещено все, что прямо не разрешено в законе.

Основные права налоговых органов сформулированы в статье 31 НК РФ, а так же в законе о налоговых органах.

Этот же принцип полностью действует в отношении документа — «Информационное письмо налоговой инспекции».

— непосредственно (лично) под расписку;

— по почте, заказным письмом;

— передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Внимание: приведенная норма кодекса прямо ограничивает усмотрение налоговой инспекции по выбору способа направления документа оговоркой: налоговый орган может выбрать любой из перечисленных способов уведомления — если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

Второе правило – этой статьи:

Формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами, а также порядок заполнения форм указанных документов, порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Это означает, что любые документы, которые направляются налоговыми органами налогоплательщику, должны составляться по утвержденным формам, как правило, это приказы ФНС РФ, или приказ Минфина РФ.

Если получено Информационное письмо из налоговой, что бы правильно действовать, необходимо определить в рамках каких мероприятий направлено это письмо, и какие требования содержит информационное письмо.

Что делать, если поступило информационное письмо из налоговой: требуют пояснения, требуют документы, требуют снять вычеты и расходы и т.д.

Помните основное правило – в России во взаимоотношениях налогоплательщика и налоговых органов правила общения установлены Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы свои функции по контролю за исчислением и уплатой налогов осуществляют через мероприятия налогового контроля – прежде всего, через камеральные и выездные налоговые проверки. Правила налоговых проверок, в том числе правила по оформлению запросов, и по направлению документов в адрес налогоплательщиков, установлены в главе 14 части 1 Налогового кодекса РФ.

Термин «Информационное письмо» для требования о предоставлении пояснений, документов, или для «снятия» вычетов и расходов, в Налоговом кодексе отсутствует.
Изучите полученное информационное письмо, возможно, это самодеятельность (или изобретение) конкретного налогового инспектора при проведении проверки.

Кроме того, помните: какие либо вопросы, требования о предоставлении пояснений, документов, требования снятия вычетов или расходов – возможны только в рамках налоговых проверок, и должны быть мотивированы именно ссылками на конкретные мероприятия и соответствующие статьи Налогового кодекса, которые предоставляют налоговым органам право запрашивать пояснения и/или документы.

При этом требования налоговых органов должны быть не только мотивированными, но и оформлены в виде документа установленного в кодексе, кроме того, документ должен быть оформлен по утвержденной форме.

То есть, документ должен иметь установленные «законом» реквизиты.

Например, в рамках камеральных или выездных налоговых проверок налоговые органы имеют право требовать представления документов и информации, что прямо предусмотрено статьями 88 и 89 НК РФ. А порядок истребования документов установлен статьями 93 и 93.1 НК РФ. Что бы требовать снятия вычетов и расходов — так это нужен акт налоговой проверки, который составляется так же по правилам Налогового кодекса.

Но и с самими информационными письмами из налоговых инспекций все не просто. За 2017-2018 годы виды информационных писем в адрес налогоплательщика могут различаться по содержанию.

СИТУАЦИЯ 1: Информационное письмо из налоговой инспекции о проблемных контрагентах

Наиболее часто организация или ИП получают информационное письмо из налоговой об операциях с проблемными контрагентами. Общие правила по любым сообщениям из налоговой:

Первое правило – не торопиться.

Второе – разобраться, чем вызвано информационное письмо, и что конкретно требует налоговая.

Внимание: Налогоплательщик изначально защищен Налоговым кодексом. Предполагая возможность незаконных действий со стороны налоговых органов при направлении писем и требований, законодатель уравновесил возможные злоупотребления, предоставив налогоплательщикам право не исполнять незаконные акты и требования налоговиков (п. 11 части 1 статьи 21 НК РФ).

По этому, если налоговая «заблуждается», выдвигает заведомо незаконные требования вне налоговых проверок, есть возможность проигнорировать информационное письмо из налоговой. При этом нужно понимать, что после письма могут последовать действия, и к ним нужно быть готовыми. Нужно готовить документы.

Вместе с тем, интерес налоговиков может быть совсем не праздный, а информационное письмо – может оказаться очень полезным налогоплательщику.

В 2017 – 2018 годы налоговые инспекции массово рассылают информационные письма, которые содержат требования или предложения добровольно снять вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль по конкретным контрагентам. Иногда таких контрагентов налоговики прямо называют проблемный контрагент, однодневка и т.п.

Информационное письмо из налоговой о проблемных контрагентах – повод задуматься, и приготовиться к налоговой проверке.

Внимание: После информационного письма из налоговой вы решили самостоятельно снять вычеты по НДС и/или расходы и подать уточненную налоговую декларацию. СДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО !

Внимательно изучите правила статьи 81 Налогового кодекса, особенно части 4 – сначала платите недоимку и пени, затем – сдаете уточненную декларацию.

Один из наших клиентов на сдаче уточненки по НДС «попал» на несколько десятков миллионов.

Если снимете вычеты по НДС по письму налоговой – попадете на штраф ?

Снимаете вычеты сами — еще раз обратите внимание на часть 4 статьи 81 НК РФ !

По правилам этой статьи освобождение от штрафа при занижении налога возможно только если уточненка представляется до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога .

Информационное письмо из налоговой с предложением снять вычеты по НДС и/или расходы, для статьи 81 кодекса однозначно – налоговая знает и информирует вас, что вы незаконно занизили налоговую базу и, соответственно, занизили сумму налога.

Ваши действия по «самостоятельному доначислению» налога в уточненке по «рекомендации» налоговой в информационном письме – это ваше согласие с доводами налоговой в ее информационном письме. Чем вы подтверждаете, что о налоговая узнала о неполном отражении налога до подачи вами уточненки.

Правда у в случае подачи уточненки, у вас встанет еще один вопрос: вас привлекут по части 1 статьи 122 Налогового кодекса к штрафу 20%, или по части 3 – на 40%, за умышленные действия направленные на занижение суммы налога через взаимодействие с организацией — сомнительный контрагент, проблемный контрагент, однодневку.

Информационное письмо вашему контрагенту: вы – проблемный контрагент, не полностью платите налоги

Новшество 2017-2018 годов – ваш контрагент получает информационное письмо из налоговой, о том, что вы – проблемный контрагент. Мотивы — как правило, налоговая мотивирует, что вы не полностью отплачиваете налоги.

Общий рецепт на такой случай не существует, приходится рассматривать каждый случай индивидуально. В любом случае «проблемной» организации налогоплательщику без «выяснения отношений» со своей налоговой не обойтись.

В худшем случае – налогоплательщику приходится идти в суд. В этом случае потребуется опытный налоговый адвокат.

В любом случае, получив информационное письмо из налоговой внимательно его изучите, посоветуйтесь со специалистами, и только потом действуйте.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Некоторое время назад были скорректированы правила подачи документов по требованию налоговых инспекторов, а в июне – и формат уведомления о невозможности их представления. Кроме того, последние сообщения Минфина, ФНС и примеры судебной практики раскрывают новые нюансы удовлетворения профессионального любопытства ИФНС. О том, от какой налоговой может прийти запрос, куда представлять документы, если проверка проводится не в стенах инспекции, и какие бумаги вправе истребовать фискалы, читайте в нашем материале.

Сообщать инспекции о невозможности представить запрошенные документы нужно по новой форме

Налоговая служба с 09.06.2019 обновила бланк уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (бумажную форму плюс электронный формат).

Изменение бланка потребовалось из-за введенной Законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ нормы, позволяющей не отправлять документы в ИФНС повторно.

О невыполнимости требования проверяющих компания обязана предупредить ИФНС не позднее:

  • одного дня, если материалы касаются работы самой организации;
  • пяти дней, если контролерам необходима информация о контрагентах.

В бланке предусмотрены три блока для отдельных случаев заполнения:

  • первый – для указания конкретной причины продления срока;
  • второй – в случае утраты документов или их передачи в аудиторскую организацию;
  • третий – если запрошенные документы уже были представлены в ИФНС ранее.

Примечание редакции:

Подача данного уведомления не может гарантировать продление срока для подачи документации.

Тем не менее в случае отказа проверяющих и наложения штрафа факт его отправки поможет снизить или вовсе отменить санкции.

Обновлены правила предоставления документов

Налоговики обновили формы документов, используемых в контрольных мероприятиях, в том числе бланк требования о представлении пояснений и документов.

Кроме того, скорректированы требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе. Весь объем бумаг для инспекторов должен быть разделен на части размером не более 150 листов каждая. Каждый такой том отдельно прошивается, нумеруется и заверяется личной подписью лица, подтверждающего подлинность бумаг. Печать компании для их заверения по новым правилам не нужна. Документы более чем на 150 страницах на части не разделяются.

К собранному пакету должно быть приложено сопроводительное письмо с указанием реквизитов требования инспекторов или изложено иное основание для представления бумаг. Письмо должно содержать опись всех документов, либо эта информация должна идти в качестве приложения к нему.

Примечание редакции:

В случае представления документов в электронном виде через ТКС или личный кабинет опись данных, переданных в инспекцию, формируется автоматически. Кроме того, исходя из текста регламента, сопроводительное письмо необходимо составлять только при направлении бумаг по требованию ИФНС.

Добровольное их представление под новое требование не подпадает.

Когда инспекторы вправе требовать документы, и чем грозит неподчинение

Налоговый орган вправе требовать документы:

  • необходимые в связи с камеральной или выездной проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ);
  • касающиеся деятельности проверяемого контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Ответственность за отказ от представления запрошенных документов в отношении собственной деятельности или их непредставление в установленные сроки предусмотрена ст. 126 НК РФ. Мера ответственности – штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Иные лица за непредставление документов о налогоплательщике, отказ подать имеющиеся у них документы либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями могут быть привлечены к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа для организаций и ИП – 10 тыс. рублей.

За неправомерное несообщение либо несвоевременное сообщение истребуемой информации (не документов) ответственность наступает в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. При первом правонарушении это влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. рублей. Повторное деяние в течение календарного года карается штрафом в сумме 20 тыс. рублей.

КоАП РФ также предусмотрены санкции для должностных лиц налогоплательщика, непредставивших инспекторам или исказивших документы и сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Наказание в виде штрафа назначается в соответствии с п.1 ст. 15.6 кодекса и может составить от 300 до 500 рублей.

Кроме того, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Причем фискалы вправе не обращать внимание даже на отказ проверяемого открыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы. Инспектор может сделать это самостоятельно, стараясь без необходимости не повреждать запоры, двери и другие предметы (п. 4 ст. 94 НК РФ).

Еще одно возможное последствие неисполнения требования инспекторов – налоговый орган может определить суммы к уплате в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у него информации о предприятии, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). В этом случае налог будет исчислен примерно, и аргументы о недостоверности расчета приниматься не будут (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10). Спор о законности решения ИФНС, по которому инспекторы доначислили компании 21 млн рублей НДС, завершился в пользу проверяющих (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2019 № Ф08-12102/2018).

Судьи указали, что общество без каких-либо объективных причин не представило первичные документы по требованию инспекции, умышленно противодействуя проведению налогового контроля. При таких обстоятельствах последующая попытка компании представить опровержения доначислений в суде является злоупотребление правом и не может повлечь отмены решения ИФНС, вынесенного по результатам проверки.

Сроки предоставления документов в ИФНС

ТАБЛИЦА: «Сроки предоставления документов в ИФНС»

Что предоставляется в ИФНС

Квитанция о получении сообщения от ИФНС по ТКС

art_3

Адвокат Гордон А.Э.

В 2017 нашим клиентам стали систематически поступать письма из их налоговых инспекций с предложением проверить налоговую отчетность и изменить ее, конечно, в сторону уменьшения вычетов по НДС и расходов. По нашим сведениям у других предприятий аналогичная ситуация.

Как реагировать на подобные письма из налоговой ?

Если в ваш адрес поступило какое-то письмо из налоговой, первый шаг – определить в рамках каких мероприятий это письмо направлено, поскольку именно «статус» документа определит ваши обязанности. Так же при выборе линии поведения, необходимо учесть имеющиеся в распоряжении налоговой рычаги воздействия на налогоплательщиков, по этому, рекомендуется игнорировать даже незаконные требования налоговой осознано.

При переписке с налоговыми инспекциями для налогоплательщиков действуют два простых правила статьи 23 НК РФ: Налогоплательщик обязан:

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

По этому, любая переписка с налоговыми органами ведется «формально» в соответствии с кодексом.

Инспекциям ФНС России предоставлены права, в частности, согласно статье 31 Налогового кодекса РФ инспекции вправе:

— требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом реализация прав налоговых органов неразрывно связана с выполнением ими обязанностей. Так, согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны:

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

А тот же контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговые органы осуществляют в порядке, установленном в кодексе.

Изложенные положения Налогового кодекса РФ, в их взаимосвязи, приводят к выводу:

Согласно кодексу, налогоплательщики обязаны исполнять требования налоговых органов если они законные – то есть, если требования направлены в установленных в кодексе случаях, в установленном порядке, и по форме, предусмотренной налоговым законодательством.

Соответственно, получив требования в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик обязан их исполнять.

Случаи, по которым нам задают вопросы наши клиенты – иного рода.

Если из налоговой поступило информационное письмо с требованиями изменить отчетность

В 2016 и 2017 годах из налоговых по электронным каналам связи с налогоплательщиками поступают информационные письма, в которых говорится о выявленных конкретных признаках получения этим конкретным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с конкретными налогоплательщиками.

Как правило, нарушения якобы относятся к предыдущим налоговым периодам (в 2017 – за 2016 и т.д.).

Налогоплательщику предлагается проверить свои документы, и, при необходимости, внести исправления в учет.

В подобных письмах отсутствуют ссылки на конкретные мероприятия налогового контроля, проводимые в отношении получателя письма, или иных лиц, и не упоминаются его права и обязанности.

Как реагировать на такие информационные письма из налоговой ?

По нашему мнению – внимательно, а с лета 2017 и осторожно.

Не стоит оставлять без внимания сообщение налоговой о признаках получения вами необоснованной налоговой выгоды. Такое утверждение означает, что ваш контрагент- поставщик (прямой или в цепочке) не исполнил свои налоговые обязательства. Причины могут быть разные: случайно или умышленно, ошибка в отчетности, использование поставщиком налоговых схем и т.д. Для вас это не важно, важно то, что вы попали в зону повышенного внимания налогового органа.

Кроме того, летом 2017 появились инструкции ФНС и Следственного комитета по оценке умышленности действий налогоплательщиков по занижению налогов для целей более широкого применения части 3 статьи 122 НК РФ – штраф за неуплату налога 40%, а не 20.

Кроме того, налоговым инспекциям вменили в обязанность выявлять, документировать и оценивать действия конкретных должностных лиц организаций, которые привели к необоснованному уменьшению уплаты налогов.

Не стоит забывать и о новой статье Налогового кодекса — 54.1, согласно которой налогоплательщики, фактически, должны доказывать право на применение налоговых вычетов, расходов, льгот.

В целях применения ст.54.1 НК РФ уведомление даже о предположении получения вами необоснованной налоговой выгоды сигнализирует, что вы находитесь под контролем и очередная налоговая декларация будет проверяться с удвоенным вниманием. Ваши налоговые риски возросли.

Что делать, если поступило информационное письмо из налоговой

Реакция на информационные письма описанного характера у предприятий бывает разной. Одни лихорадочно бегут в налоговую, другие молчат.

Полагаем правильные действия – посредине.

  • Необходимо не откладывая выявить сомнительные операции.
  • Проверить наличие у вас и правильность оформления соответствующих первичных учетных документов и их достоверность.
  • Проверить правильность учета у вас соответствующих хозяйственных операций.
  • Проверить правильность формирования и оформления отчетности по сомнительным операциям.
  • Проверить направление в налоговую именно правильно оформленной отчетности и приложенных документов.

Если ваша сторона сомнений не вызывает, вопросы нужно задать «сомнительному» поставщику.

Первый вопрос: В рамках каких мероприятий налогового контроля ему поступали запросы, касающиеся вашей организации или «сомнительных» операций.

Далее, «действуете по обстановке». Можно и отмолчаться.

Некоторые организации, получив такие письма, начинают заменять документацию по «сомнительным» налогоплательщикам на другую, и т.д. Это возможно, если вычеты могут быть обоснованы иными операциями.

Вместе с тем, упомянутые выше совместные разъяснения ФНС и Следственного комитета РФ такую замену считают признаком вашего участия в налоговых схемах, а значит недобросовестное поведение и умысел на незаконное снижение налогов. По этому, необходимо не просто менять документы по вычетам и расходам, но и одновременно обосновать перед налоговой неумышленный с вашей стороны характер самой ситуации.

Полагаем, это возможно, если в вашем распоряжении заблаговременно подготовленные соответствующие документы.

Но вопросов у налоговой может возникнуть еще больше, если, например, вы ведете переписку с поставщиком, а он по месту регистрации отсутствует и его ищут и налоговая и полиция. При таких обстоятельствах ваши документы, направленные и полученные «официальным» путем сослужат вам хорошую службу.

На усиление налогового контроля и ужесточение законодательства вы можете противопоставить точное его исполнение, прежде всего, документальное обеспечение своей деятельности.

По состоянию на 19 декабря 2017 года

Москва

Адвокат Гордон А.Э.

Услуги

  • Купить квартиру без риэлтора
  • Нотариальная купля-продажа
  • Юрист уступка прав требования
    • Сделка под ключ
    • Юридическое Сопровождение сделок с недвижимостью в Москве
    • Юрист на сделку
    • «Сделка переуступки» — сопровождение
    • Купить квартиру нерезиденту
    • Юрист по квартирам
    • Покупка апартаментов
    • Юридическая проверка квартиры
  • Налоговый адвокат
    • Адвокат по налогам
    • Сопровождение налоговых проверок
    • Адвокат по ст. 54.1 НК РФ
  • Адвокат по оспариванию сделок
    • Признать сделку недействительной юрист
  • Адвокат по недвижимости
    • Собственность через суд
    • Договор при покупке квартиры образец 2019
    • Право собственности через суд
  • Валютный консультант
    • Адвокат по валютному контролю
  • Адвокат по ДДУ
    • Адвокат Неустойка ДДУ
  • Таможенный Адвокат
  • Антимонопольный адвокат

Три типичные ошибки в нотариальных договорах купли продажи недвижимости

13 декабря 2016 года

Адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Что бы не выплачивать туристу различные неустойки, компенсации турфирмы применяют уловки. Так, при отмене чартера обязанность продавца тура организовать вашу поездку не меняется. Однако, отказ туриста от поездки за несколько дней до вылета расценивается как добровольный отказ (по собственной инициативе туриста), и возврат денежных средств осуществляется на условиях договора — как правило, в ограниченном размере.

По этому, при получении сведений об отмене (переносе) даты вылета чартера за несколько дней до вылета, обращайтесь письменно к продавцу путевки (тура) за разъяснениями даты и время начала поездки и подтверждения отмены (переноса). Только получив от продавца путевки сообщение об отмене вылета целесообразно направлять требования о возврате денежных средств или выбирать другой тур.

Важно: В случае отмены (переноса) даты вылета, турист может выбрать что-то одно: или отказаться от туристических услуг, или требовать замены на другие.

Если об отмене чартера вы узнали в день вылета или не ранее суток до вылета

Действия одинаковы и для туриста по путевке (туру) и для авиапассажира, купившего просто авиаперелет (авиабилет) на чартер.

Действие 1: Явиться в аэропорт вылета в установленное в договоре (путевке, в билете) время для регистрации и проставить на стойке авиакомпании отметку в авиабилете или на посадочном талоне об отмене рейса или о переносе рейса. Иногда на стойке представитель авиакомпании отказывается проставлять отметку, добивайтесь. В аэропорту может быть представительство авиакомпании, представитель фрахтовщика. Турист за отметкой может обратиться туда. Записывайте разговор с представителями на камеру мобильного телефона, сделайте фото табло у стойки, информационного табло. Запишите фамилии, имена других пассажиров и номера их телефонов для связи. В крайнем случае обратитесь на стойку информации аэропорта, это не авиакомпания и отместку о не вылете (отмене) чартера вам проставит сотрудник аэропорта.

Важно: Не редко, в случаях покупки тура, на вылете в аэропорту группу отправляет и сопровождает представитель турфирмы. Туристу следует быть внимательным и проследить, что бы сопровождающий обеспечил оформление документов о задержке (переносе, отмене) чартера. Если сопровождающий этого не делает позаботьтесь об оформлении самостоятельно.

Если у пассажира электронный билет:

На электронном билете и посадочном талоне отметку не проставить, по этому туристу нужно получить на стойке авиакомпании в аэропорту, или в представительстве авиакомпании документ (справку) об отмене рейса или его переносе на другое время или на другую дату.

Почему важно получить отметку или справку об отмене рейса (о переносе)?

  • Отметка свидетельствует о вашей своевременной явке в аэропорт.
  • Билет с отметкой и отдельный документ авиакомпании подтверждают перенос (отмену) рейса (не вылет) и вынужденный отказ пассажира от перелета (если вы отказываетесь от перелета в другое время и дату). Они являются основанием для возврата полной стоимости авиабилета.
  • Со времени начала рейса по расписанию начинает течь время просрочки авиакомпанией выполнения перевозки. И у пассажира появляются права, установленные федеральными авиационными правилами: на получение напитков, питания, на гостиницу. Об этом, чуть ниже.

Проставление отметки на билете, в случае отмены и переноса рейса, на стойке регистрации пассажиров — обязанность сотрудника авиакомпании согласно российским авиационным правилам перед вылетом в аэропорту. Он же уполномочен выдать пассажиру справку. Так же пассажир вправе получить справку в представительстве авиакомпании в аэропорту.

Если на стойке регистрации вам отказали проставить отметку на билете или предоставить справку, подойдите в представительство авиакомпании в аэропорту. В крайнем случае, подойдите на стойку информации аэропорта.

Учтите, проставить отметку об отложении или отмене рейса обязанность авиакомпании, стойка информации аэропорта – это служба аэропорта, которая к авиакомпаниям отношения не имеют. Факт задержки рейса или его отмена отражается в документации аэропорта, и может быть получена позже, в том числе по запросу суда.

ВАЖНО: В любом случае, если произошел перенос рейса или его отмена, пассажиру необходимо начинать собирать доказательства нарушений авиакомпании. В случае спора эти доказательства обязан предоставить пассажир! Такими доказательствами являются и вышеуказанные отметка на билете и справка, а так же другие доказательства.

Как собирать иные доказательства?

  • Иными доказательствами являются показания свидетелей, видеозаписи, фотографии и т.д.
  • Опросите других пассажиров, соберите их данные (фамилия, имя, отчество, телефон).
  • Зафиксируйте на камеру мобильного телефона или видео камеру ваше общение с представителями авиакомпании об отметке на билете или справке.
  • Зафиксируйте табло с датой и вашим рейсом.
  • Зафиксируйте свидетелей.

Дальнейшие действия зависят от вида рейса и ваших намерений.

При полной отмене чартера, если у вас оплачена путевка, и вылет в другую дату вам не подходит и т.д. вы, согласно закону о защите прав потребителей, вправе отказаться от путевки и потребовать возврата уплаченных денег. В том числе вам обязаны вернуть деньги за несостоявшийся чартер.

В любом случае, при отмене, переносе чартера авиапассажиру необходимо выполнить действия, указанные выше в пункте 1.

Действие 2: Параллельно с получением отметки об отмене рейса (с получением справки) уведомить турфирму и получить от нее сообщение о дальнейших действиях.

Действие 3: Если вы застраховались от «не вылета» ознакомьтесь с правилами страхования и придерживайтесь их.

В аэропорту (а лучше до поездки) Ознакомьтесь с условиями договора на поездку (путевка) о ваших действиях в случае не вылета и придерживайтесь их. В случае отсутствия таких условий в договоре, изучите правила возврата билетов конкретной авиакомпании, фрахтовщика и формой соответствующих заявлений. А при наличии страховки от НЕ вылета — правила страхования. И следуйте им.

Ознакомление и правила возврата авиабилетов на чартер фиксируете на камеру, как и пояснения сотрудников авиакомпании и представителя фрахтовщика (это может быть сотрудник туроператора).

Если поездка не состоялась, или состоялась в более позднее время, или в другую дату, переходите к действию 4.

Действие 4: Подайте претензию о возврате денежных средств, выплате неустоек, компенсаций. Срок подачи претензии — не позже 20 дней по окончании поездки или даты «не вылета».

Не позже указанного выше срока: Пишите и подаете претензию исполнителю услуг, указанному в договоре на путевку (тур). При отмене чартера или переносе вылета на другой день и вынужденном отказе от перелета вы вправе отказаться от путевки и требовать возврата уплаченных денежных средств.

При необходимости к заявлению (претензии) приложите копии необходимых документов, в конце заявления должен быть их список. претензия должно быть оформлено в двух экземплярах, второй экземпляр для проставления отметки продавца путевки о получении вашего заявления (претензии).

Срок рассмотрения претензии: 10 дней.

Если претензия туриста не удовлетворена или осталась без ответа

Турист может вернуть деньги за тур в через суд. Тогда туристу и пригодятся собранные доказательства: договор на туристический продукт, билеты на чартер, отметки об отмене (переносе) чартера, справка из аэропорта, показания свидетелей — других таких-же пассажиров, видеозаписи объяснений сотрудников авиакомпании и т.д.

Нет времени читать?

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • В декларации по НДС:
    • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
    • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
    • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

    Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

    У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

  • Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).
  • Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

    • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

    В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

    Требование о представлении пояснений

    Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

    В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

    В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

    Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

    Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

    В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

    Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

    Случай 3. Убыточная декларация.

    В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

    Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

    П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

    В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

    За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

    Иные документы

    В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

    Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

    Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

    Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Мария Зайцева,
    аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

    Читайте также: