Налог на имущество воздушное судно 2020

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 03-05-05-01/32661 Об обложении налогом на имущество организаций авиационных двигателей в составе воздушного судна и приобретенных отдельно от воздушного судна авиационных двигателей для замены

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на имущество организаций авиационных двигателей в составе воздушного судна и приобретенных отдельно от воздушного судна авиационных двигателей для замены и сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Понятия объектов недвижимого и движимого имущества определены статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой подлежащие государственной регистрации воздушные суда относятся к недвижимым вещам.

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, и терминология "движимого" и "недвижимого" имущества в ПБУ 6/01 не применяется.

Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Пунктом 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, определено, что авиационные двигатели гражданской авиации в силу того обстоятельства, что срок полезного использования указанных двигателей отличается от срока полезного использования воздушного судна, учитываются как отдельные инвентарные объекты.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" авиационная техника подразделяется на летательные аппараты (самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты) и их бортовое оборудование, агрегаты и двигатели, а также иные авиационные средства и технику.

С учетом изложенного авиационные двигатели в составе воздушного судна и приобретенные отдельно от воздушного судна авиационные двигатели, учтенные в качестве основных средств как отдельные инвентарные объекты, не являются объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 374 Кодекса.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Авиационные двигатели в составе воздушного судна и приобретенные отдельно от воздушного судна двигатели, учтенные в качестве основных средств как отдельные инвентарные объекты, не облагаются налогом на имущество организаций.

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.

e056990f12f59f3196f67daa034f.jpg

Изменения по налогу на имущество для юридических лиц в 2020 году

Изменения в налоге на имущество с 2020 года внес Федеральный закон от 29.09.2019 №325-ФЗ и Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Начнем с позитивного изменения в налоге на имущество ООО в 2020 году.

Изменение №1

Бухгалтерам больше не придется сдавать авансовые расчеты по налогу на имущество организаций в 2020 году. С 1 января 2020 эту отчетность отменили.

В налоговую понадобится представлять только годовую декларацию. ФНС уже разрабатывает новую форму. В ней появятся строки для авансовых платежей. Перечислять их в бюджет будете по старым правилам.

Но не стоит расслабляться – декларацию по налогу на имущество 2020 года обновили. Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января, должны составлять декларации по новой форме. ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую декларацию сдавайте с отчетности за 2019 год.

Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо.

В разделе 2.1 добавили новые коды для водных и воздушных судов.

Изменение №2

А теперь к изменениям в НК РФ по налогу на имущество 2020 года, которые не сильно обрадуют бухгалтеров.

Чиновники расширили перечень объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости. С 2020 года по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

В НК появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 году является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.

Формулировка размытая, поэтому мы обратились в ФНС за комментарием. Оказывается, иные объекты недвижимости – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и т.д.

Однако компании в 2020 году будут делать оплату налога на имущество по таким объектам по кадастровой стоимости, если регионы предусмотрели эти виды объектов в своих законах. Если же закон субъекта будет принят, но какого-либо из видов объектов не будет прописано в законе, то такие объекты облагаться налогом по кадастру не будут.

Если же какой-либо вид объектов из главы 32 будет указан в региональном законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налоговую базу по налогу на имущество организации по этим объектам будут считать по среднегодовой стоимости. Конечно при условии, что они являются объектами налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ в новой редакции.

Помимо этого право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости. То есть организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.

Таблица изменений по налогу на имущество в 2020 году

С какой даты действует, основание

Расширили состав объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости

По всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости.

С 1 января 2020 г.

подп. "а" п. 70 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости

Организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.

С 1 января 2020 г.

подп. "а" п. 69 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Составлять и сдавать расчеты авансовых платежей больше не требуется

Организации не должны сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Последний раз расчеты сдают за девять месяцев или III квартал 2019 года. Начиная с отчетности за 2019 год организации должны сдавать только налоговые декларации.

С 1 января 2020 г.

п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ

Декларацию за 2019 год нужно сдавать на новых бланках

Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января 2020 года, должны составлять декларации по новой форме.

С 1 января 2020 г.

Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405

Налоговую декларацию можно сдавать централизованно

Узаконили централизованный порядок подачи налоговой отчетности. При определенных условиях организации вправе представлять единые декларации в ИФНС по своему выбору.

С отчетности за 2019 год

п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ

С какого имущество надо платить налог

Российские организации платят налог на имущество:

с недвижимости, которую учли на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Исключение – имущество, которое не является объектом налогообложения или попадает под льготу в виде освобождения;

с жилых домов и жилых помещений, не учтенных в составе основных средств;

с недвижимого имущества, которое получили по концессионному соглашению и учли за балансом.

Налог платите независимо от того, используете такое имущество в деятельности организации или нет (письмо Минфина от 17.12.2015 № 03-05-05-01/74010). С 2020 года платите налог на имущество с недвижимости независимо от того, учитываете ли ее в составе основных средств. Кроме того, Налоговый кодекс теперь требует от организаций платить налог с кадастровой стоимости со всех объектов, которые подпадают под налог на имущество физлиц. Это касается и упрощенцев, ведь они освобождены только от налога со среднегодовой стоимости имущества (п. 2 ст. 346.11 НК).

По каким объектам налог не платят

Налог не платите с имущества, которое:

не является объектом налогообложения;

попадает под льготу в виде освобождения.

В первую группу попадают активы из пункта 4 статьи 374 НК:

земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;

основные средства, предназначенные для обеспечения безопасности и обороны, числящиеся на балансах силовых структур, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

объекты культурного наследия федерального значения;

ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;

корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Вторая группа активов перечислена в статье 381 НК.


Воздушный кодекс РФ (далее - ВозК РФ) определяет воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32). Разновидностей таких летательных аппаратов, помимо традиционных самолетов и вертолетов, множество - беспилотные воздушные суда, аэростаты (воздушные шары) (о них писал Василь Шайхразиев в своем блоге https://zakon.ru/blog/2021/01/15/vozdushnyj_shar_kak_obekt_prava_87572), планеры, дирижабли, автожиры (гиропланы), дельталеты, паралеты, метеорологические шары и пр. Под определение воздушного судна подпадают даже воздушные змеи.

Означает ли это, что права на все перечисленные летательные аппараты, да и сами аппараты, должны быть зарегистрированы, как вещи недвижимые, породив тем самым обязанность их собственников заплатить транспортный налог?

ГК РФ говорит о том, что к недвижимым вещам относятся лишь подлежащие регистрации воздушные суда (Абз. 2 п. 1 ст. 130). Соответственно, не подлежащие государственной регистрации воздушные суда – вещи движимые, их не требуется регистрировать и за них не нужно платить соответствующие налоги.

Остается определиться с тем, что понимается действующим законодательством под «подлежащими государственной регистрации воздушными судами».

При первом приближении замешательство может вызвать то, что в России для воздушных судов одновременно существует система государственной регистрации прав на воздушные суда, несколько систем государственной регистрации воздушных судов (государственных, гражданских, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов общего назначения[1]), а также системы государственного учета воздушных судов (экспериментальных воздушных судов и беспилотных гражданских воздушных судов с массой до 30 кг). В связи с чем, в частности, параллельно функционируют Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними (далее – ЕГРПвс) и Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее – ГР ГВС). Эти реестры часто путают, в том числе суды при разрешении налоговых споров, во многом из-за того, что оба реестра содержат описание воздушного судна и информацию о его собственнике. ВозК РФ предписывает также включать в ГР ГВС сведения о залоге воздушного судна (п. 10 ст. 33), в то же время данные об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на судно отражаются в ЕГРПвс.

Ведение этих реестров регулируется разными нормативными актами, порядок регистрации не совпадает. В отношении регистрации прав действуют Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. приказом Минтранса России от 06.05.2013 № 170; в отношении регистрации гражданских воздушных судов - ст. 21 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944), ст. 33 ВозК РФ, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.

Параллельное существование как минимум двух, ведущихся по разным правилам регистрационных систем, сведения которых отчасти дублируют друг друга, рождает много вопросов. Первым из которых становится вопрос о том, совпадают ли нормативные требования к воздушным судам, права на которые подлежат государственной регистрации с требованиями к государственно регистрируемым воздушным судам.

Положения статьи 130 ГК РФ о подлежащих государственной регистрации воздушных судах как вещах недвижимых развивает Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее – ФЗ № 31), в ч. 2 ст. 1 которого указано, что регистрация прав в соответствии с данным законом осуществляется на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВозК РФ гражданские воздушные суда. В свою очередь в п. 1 ст. 33 ВозК РФ определено, что регистрации подлежат предназначенные для полетов следующие воздушные суда (далее указаны отдельные категории).

Следовательно, под подлежащими регистрации воздушными судами понимается одна и та же общая категория воздушных судов – предназначенные для полетов. В этом плане противоречий между ЕГРПвс и ГР ГВС не наблюдается. Кроме того, регистрация в обоих реестрах носит заявительный характер, в ходе нее летная пригодность воздушного судна не проверяется. Получается, что назначение воздушного судна определяет его собственник. Понимая, что воздушное судно, пусть по техническим характеристикам и способно подняться в воздух, но фактически не будет использоваться для полетов (морально устарело, представляет больший интерес как научный экспонат, либо принесет больше пользы, если будет служить в качестве передвижного кафе или продовольственного ларька) он вправе его не регистрировать, либо исключить из реестров (на основании списания – п. 5 ст. 33 ВозК РФ).

После внесения сведений о судне и его собственнике в ЕГРПвс и ГР ГВС регистратор в обязательном порядке направляет их в налоговую инспекцию (см. Приказ ФНС России от 18 декабря 2012 года № ММВ-7-11/973@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о воздушных судах и об их владельцах, порядка заполнения формы, а также о внесении изменений в приложение 8 к приказу Федеральной налоговой службы от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@»). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса (п. 1 ст. 357 НК РФ), т.е. с учетом положений ст. 131 ГК РФ, ст. 33 ВозК РФ - лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда. Так было далеко не всегда, до введения системы регистрации прав на воздушные суда, налогоплательщиком транспортного налога признавался эксплуатант[2] воздушного судна - лицо, использующее для полетов воздушные суда на законных основаниях, сведения о которых содержались в ГР ГВС (см. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утв. Приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 28 марта 2018 года № ММВ-7-21/176@). Изменение законодательного подхода к плательщику транспортного налога вызвало споры об экономической обоснованности взимания данного налога с собственника судна, не использующего его для полетов. На наш взгляд, сомнения в этой части могут быть сняты посредством раскрытия понятия «подлежащего регистрации воздушного судна»: нет возможности использовать воздушное судно для полетов – не регистрируй / исключай из реестров – не плати транспортный налог.

Выражаю благодарность за предоставленные при подготовке этого материала консультации начальнику отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Цвелевой Галине Ивановне и директору Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА) Иванову Андрею Дмитриевичу.

[1] Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (п. 3 ст. 21 ВозК РФ).

[2]Согласно п. 3 и 4 ст. 61 ВозК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и, как правило, имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Далее обо всем по порядку.

Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость

В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

  • включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
  • учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.

Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:

  • 01 "Основные средства";
  • 03 "Доходные вложения в материальные ценности";
  • 08 "Вложения во внеоборотные активы";
  • 41 "Товары" и др.

На налогообложение этот факт влиять не будет.

При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. "а" п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. "а" п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

Если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог платится на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. "б" п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. "а" п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):

  • жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 "Товары" (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
  • в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.

Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения

Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).

Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).

Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:

  • судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
  • воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2020 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2020 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: