Смешные налоги в россии 2020

Опубликовано: 29.04.2024

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет. Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан. Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». «Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний. В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ. Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши. «Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова. «В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб. «При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения». Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она. «В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович.

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. «Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», - указывает он.

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», - считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер.

Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», - обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», - отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов.

Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», - рассуждает он.

В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», - резюмирует Пушкарев.

Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки. «Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», - отмечает пресс-служба Минфина.

Если от самых высоких налогов лучше бежать в Сомали и Бурунди, то от самых странных из них пока можно скрыться в России. Но статусу страны без нелепых сборов постоянно угрожают инициативы законотворцев. "ДП" вспомнил самые безумные из них.

На днях премьер-министр Дмитрий Медведев высказался против давно обсуждаемого налога на бездетность. "Этот налог. был самым непопулярным налогом в советский период. Потому что люди, особенно мужики, не могли понять - я ничего не сделал, никакого преступления не совершил, не являюсь злостным алиментщиком, почему я должен платить этот налог, и тем не менее с меня эти деньги дерут", - сказал он. Почему премьер-министр считает, что налоги должны платить исключительно те, кто совершил какое-то преступление - конечно, отдельный вопрос.

Что плохого в ведении туристического налога в России

Между тем страны с самыми высокими налогами давно известны. Например, если судить по НДФЛ, то это Норвегия, Швеция и Нидерланды. Известно и куда бежать от непосильного налогового бремени, в этом случае можно скрыться на Вануату, Каймановых островах или в Сомали, а если есть желание сильно не отрываться от цивилизации – можно спрятать доходы где-нибудь в Андорре или Монако. А вот куда деться от странных налогов – большой вопрос. Почти каждая страна мира уже успела ввести хоть один совершенно не вяжущийся со здравым смыслом налог. Бассейн, солнце, тень, чипсы и даже гипс – все это уже облагается налогом в разных странах. Россиянам в этом плане в некотором смысле повезло. Мысли о введении идиотских налогов время от времени посещают законотворцев, но с завидной регулярностью здравый смысл все же берет вверх и соответствующие инициативы так и не становятся реальностью. "ДП" вспомнил, какие идеи сумасшедшего налогообложения грозили России в последние несколько лет.

Что предложили: налог на безбрачие

Кто предложил: борец за нравственность Алексей Комаровский

Уровень неадекватности: 10

Кстати, упомянутый налог на бездетность сложно отнести к нереализованным инициативам. Он был введен в Советском Союзе в 1941 году. В 1992 году вслед за СССР исчез и налог на бездетность, но попытки вернуть его с тех пор так и не прекращались. Зачастую подобные инициативы принадлежали представителям РПЦ или обычным борцам за развитие духовности. Так, в 2005 году руководитель общественной организации "За духовность и нравственность" Алексей Комаровский предложил ввести и налог на безбрачие. А священник Максим Обухов поддержал эту идею.

Что предложили: налог на веру

Кто предложил: блогеры

В России иностранные туристы смогут вернуть часть налогов с покупок

Уровень неадекватности: 10

В 2013 российская блогосфера, утомленная и взволнованная подобными инициативами а также увеличением количества религиозно оскорбленных, извергла из себя идею ввести налог на веру. Особо "гениальные" авторы инициативы предположили, что такой налог сможет служить доказательством истинной веры и лишит возможности всяких случайных личностей жаловаться на оскорбление чувств верующих. В этот момент стало понятно, что народные инициативы могут быть даже хуже, чем идеи законотворцев со стажем.

Что предложили: налог на шашлык

Кто предложил: депутат Владимир Петров

Уровень неадекватности: 7

В 2015 году депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров предложил ввести некий "лесной сбор". Название этого налога можно было бы легко перепутать с наименованием зубной пасты. Чтобы избежать подобной путаницы, в народе инициативу Владимира Петрова быстро переименовали в "налог на шашлык". Предполагалось, что россияне раз в несколько месяцев будут платить где-то по 500 рублей за право разводить в лесу шашлыки и разводить костры. Сама по себе инициатива выглядела достаточно разумной, но официальное название, а также некоторые детали придавали ей ярко выраженный оттенок абсурдности. Например, отмечалось, что от сбора будут освобождены те, кто пришел в лес собирать травы и молиться.

Что предложили: туристический налог

Кто предложил: Министерство по делам Северного Кавказа

Уровень неадекватности: 8

С 2008 года Австрия, Италия и Германия и другие европейские страны постепенно начали вводить специальный сбор в наиболее привлекательных для путешественников городах. Так называемый туристический налог в том или ином виде ввел уже целый ряд стран. Это может быть сбор в размере 1-3 евро за проживание в отелях и хостелах или плата за то, чтобы выехать из страны. Неудивительно, что идея повторить этот успех уже не раз посещала и российских чиновников. Например в прошлом году предлагалось ввести такой налог для туристов, посещающих Северных Кавказ. Но одно дело курортный налог на Мальдивах, Ибице или в Риме и совсем другое - брать с туристов деньги за то, что те решили (более уместным будет все-таки сказать "решились") отдохнуть в Назрани или Нальчике, скорее этим отважным стоило бы доплатить. Внутренний и въездной туризм в России (а особенно в регионах) только-только начал преодолевать зачаточную стадию развития, и проблем в этой сфере еще много, а туристический налог может загубить развитие на корню.

Что предложили: налоги для безработных

Кто предложил: депутат Андрей Анохин

Уровень неадекватности: 9

Так уж повелось, что в большинстве случаев налоги так или иначе связаны с получением доходов. Это в принципе более чем логично. Но в 2015 году появилась идея нарушить эту добрую традицию. Тогда депутат Заксобрания Петербурга Андрей Анохин предложил ввести "налог на безработных", сбор, который предписывалось бы взимать с граждан, нигде официально не трудоустроенных. Предполагалось, такие меры сократили бы количество россиян, получающих доходы без официального оформления и, соответственно, не уплачивающих налоги. По сути, введение этого налога вернуло бы нас к советским временам и к борьбе с тунеядством. А вместе с бездельниками заодно бы начали бороться с фрилансерами и людьми, которые, например, живут за счет сдачи квартиры в аренду. К счастью, Минтруд от идеи введения налога для безработных отказался. По крайней мере пока.

Что предложили: налог на чипсы

Кто предложил: депутат Олег Михеев

Уровень неадекватности: 2

В ноябре 2015 года депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев предложил ввести акцизы на такие вредные продукты, как чипсы и газировка. Цели, как всегда, были благими – так депутат собирался бороться с ожирением и диабетом в стране. Позже появилась информация, что правительство всерьез задумалось о расширении перечня подакцизных товаров за счет вредных для здоровья продуктов. Но в начале февраля от идеи все-таки решили отказаться. Может, и зря, аналогичный налог, к примеру, был введен в Венгрии еще в 2011 году.


Конечно, мы не будем говорить о том, что курс на повышение налогов стартовал именно в 2020 году.

Думаю, что все понимают, что такой поворот в сторону «налогового усиления» начался намного раньше. Достаточно вспомнить ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась, сформировалась, закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея.

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция «на повышение» — очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в Госдуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого — «снижение прямых налогов на труд сферы МСП за счет ресурсных налогов».

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября на встрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет, пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед, могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что «потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет», что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики «Банк оф Америка».

Фискальное бремя коронавируса

В феврале этого года министр финансов Антон Силуанов подтвердил обещание правительства, данное после президентских выборов 2018 года, не менять налоговую систему. Заморозить фискальную нагрузку тогда планировалось для улучшения бизнес-климата, чтобы все понимали правила игры. Но вот не прошло и месяца, как все планы разрушила пандемия. Или вирус стал весомым предлогом забрать обещания обратно. Начиная с марта власти кардинально поменяли налоговую систему: появился новый налог, вернулась прогрессивная шкала НДФЛ, налог на самозанятых распространили на всю страну. «МК» подготовил обзор налоговых нововведений последних месяцев и оценил, насколько весомым окажется фискальный удар по нашим карманам.

Фискальное бремя коронавируса

Фото: Алексей Меринов

Налоги — это важный источник доходов федерального и региональных бюджетов. В отличие от нефтяных и газовых доходов, которые зависят от перепада рыночных цен, поступления от налогов можно прогнозировать. Кроме того, налогами можно маневрировать в экономической политике, забирая побольше у богатых и поменьше у бедных или развивающихся. Плюс к этому налоги, пожалуй, лучшее поле для популизма политиков: как только малоизвестный депутат заикнется о снижении той или иной ставки, он становится героем новостных сводок. Рассказываем, какие налоговые изменения уже введены окончательно и бесповоротно, а какие готовятся к принятию или только предложены.

Налог в 13% с процентов на доход свыше 1 млн по вкладам и ценным бумагам

СТАТУС: принят

Ожидаемые поступления в бюджет: 150 млрд рублей

С 2021 года в России появляется новый налог. Точнее, налог старый — на доходы физических лиц (НДФЛ), но основание для взыскания новое. Сообщил об этом Владимир Путин в первом коронавирусном обращении к народу 25 марта. Через несколько дней Госдума приняла соответствующий законопроект. Подоходный налог в 13% будет взиматься с процентов по банковским вкладам и ценным бумагам на общую сумму свыше 1 млн рублей. При этом облагаться налогом будут не все проценты, а лишь доход за вычетом необлагаемого процентного дохода. Для расчета будет использоваться текущее значение ключевой ставки. Чтобы понять, возьмут ли с вашего вклада налог, нужно считать так. Предположим, в течение 2021 года у вас размещено два депозита в двух банках. В первом банке лежит 500 тыс. рублей под 4% годовых. В конце года процентами накапает 20 тыс. рублей. Во втором банке лежит миллион тоже под 4%, и доход составит 40 000 рублей. Всего с двух вкладов вы заработаете 60 000 рублей. Допустим, на 1 января 2021 года ключевая ставка ЦБ будет, как сейчас, 4,25%. Вычисляем 4,25% от 1 млн рублей и получаем 42 500 рублей — это и есть необлагаемый доход. Вычитаем эту сумму из ваших 60 000 рублей. По итогам года вы должны заплатить 13% с 17 500 рублей. Итого с вас 2275 рублей. Если бы вы получили процентный доход, допустим, на 40 000 рублей, ничего платить не нужно было бы. Доход по низкопроцентным счетам (менее 1%) и эскроу-счетам налогом не облагается. Доходы по валютным вкладам будут пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ в день фактического получения дохода.

Комментирует замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова: «Введение налога на проценты по вкладам ударит по среднему классу и бизнесу. Банковские вклады станут менее выгодными. Депозитные ставки и так падают вслед за ключевой. Уже сейчас доходность по вкладам едва превышает инфляцию, что невыгодно вкладчикам. Вероятно, теперь вместо вкладов люди будут класть деньги на индивидуальные инвестиционные счета или приобретать акции высоконадежных компаний — эти инвестиционные инструменты наиболее похожи на депозиты».

Повышение НДФЛ до 15% для «богатых»

СТАТУС: принят

Ожидаемые поступления в бюджет: 60 млрд рублей

В России упраздняется плоская шкала НДФЛ, действующая на протяжении последних 20 лет. Об этом заявил в очередном обращении к гражданам в июне Путин. С 1 января 2021 года россияне, получающие больше 5 млн рублей в год (416,7 тыс. рублей в месяц), будут платить подоходный налог в 15%. По аналогии с налогом на вклады повышенной ставкой будут облагаться доходы, превышающие 5 млн рублей. Дополнительные доходы казны будут целевыми. Их направят на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, закупку лекарств, средств реабилитации для них и техники для операций.

Комментирует доктор экономических наук Игорь Николаев: «Введение прогрессивной шкалы давно готовилось. Плоская шкала нужна была для улучшения собираемости налогов, сейчас такая необходимость отпала — у нынешней ФНС с администрированием проблем нет. Сама идея налога на богатых популистская. В бедной России люди, получающие больше 5 млн рублей, считаются невероятно богатыми. Хотя 60 млрд рублей с их доходов — в масштабах страны деньги очень небольшие. Опасения вызывает то, что теперь прогрессивная шкала налогообложения формализуется в законе и как ее будут потом менять — неизвестно. Когда правительству снова потребуются деньги, порог богатых в 5 млн рублей вполне может быть снижен, и тогда под удар попадет средний класс».

Распространение режима самозанятых на все регионы

СТАТУС: действует

Уже с 1 июля 2020 года все регионы без исключения смогут ввести на своей территории «налог на профессиональный доход», если захотят. Режим для самозанятых был введен в 2018 году как эксперимент в четырех регионах. Распространить на всю страну его планировалось через 10 лет. Самозанятый — это человек, работающий на себя, с доходом не более 2,4 млн рублей и не имеющий наемных работников. Самозанятые платят 4% налога с дохода от оказания услуг физлицам и 6% — с услуг юрлицам и ИП с помощью приложения «Мой налог». Опцию стать самозанятым распространили на молодежь от 16 лет.

Комментирует эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский: «Расширение специального налогового режима для самозанятых частично позволит сократить дыры в региональных бюджетах. Число зарегистрированных самозанятых уже приближается к 1 млн, а в следующем году может достичь и 1,5 млн человек. Из минусов режима — отсутствие взносов в социальные фонды и ПРФ. Также есть опасения насчет увеличения налоговой нагрузки через несколько лет с 4% до, например,10%. И если они оправдаются, тогда этот режим потеряет свою привлекательность».

Налог в 15% на выводимые за рубеж дивиденды

СТАТУС: принят

Ожидаемые поступления в бюджет: 130–150 млрд рублей только с Кипра

Еще один налог на «богатых» предложен президентом в конце марта. Выплаты доходов с процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, будут облагаться налогом в 15%. Сейчас, по оценке Путина, две трети таких средств облагались налогом в 5%, 2% или даже 0%. Так происходило в результате схем оптимизации и под действием соглашений об избежании двойного налогообложения, которые заключены у России с примерно ста странами. Минфин РФ уже начал переговоры с этими странами о пересмотре налоговых соглашений. Уведомления направлены в Нидерланды, Мальту, Люксембург, Кипр. Последний на условия РФ уже согласился.

Комментирует адвокат коллегии адвокатов «Люди Дела» Денис Зайцев: «Ставка 15% для российских компаний, выплачивающих дивиденды за рубеж, действует в России давно. Однако исключение составляли компании, которые зарегистрированы в странах, заключивших с Россией договор об избежании двойного налогообложения. Пониженная ставка налога предполагалась, чтобы компания не платила одинаковые налоги в двух странах. Но поскольку в некоторых иностранных государствах налога на дивиденды вообще нет или он невысокий, эту вполне легальную льготу стали использовать как способ избежать налогообложения. Самая распространенная схема — «завешивание» российской компании под иностранную. Например, Кипр формально не является офшором, но деньги якобы кипрской компании могли уходить в офшоры — например, на Британские Виргинские острова. В своем предложении о введении 15-процентного налога на дивиденды и проценты президент говорил не обо всех странах, с которыми заключены международные договоры, а о тех, кто гласно или негласно поддерживает таким образом вывод капитала в офшоры. Сколько это налоговое изменение принесет бюджету, рассчитать сложно: точной статистики по незаконно выведенным дивидендам и процентам нет. Но только одни переводы между Россией и Кипром в 2019 году составили 1,9 трлн рублей: 15% хотя бы с части таких переводов могут существенно пополнить налоговые поступления российского бюджета».

Переходный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

СТАТУС: принят

В начале августа президент подписал закон о переходном налоговом режиме для субъектов малого и среднего бизнеса, утративших право применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Режим позволит компаниям, у которых доходы и средняя численность работников превысили ограничения по «упрощенке», и дальше ее применять.

Денис Зайцев: «По общей системе налогообложения бизнес уплачивает 20% с прибыли и 20% НДС. При применении упрощенной системы налогообложения НДС не платится, а налог с доходов платится либо по ставке 6% (тогда в расчет берутся только доходы), либо 15% (тогда налог платится с прибыли, то есть с разницы доходов и расходов, при этом перечень расходов ограничен). В регионах ставки налога на УСН могут быть даже уменьшены. Применение упрощенки в настоящее время ограничено лимитом выручки — 150 млн рублей в год. Если такой лимит бизнесом будет превышен, компания потеряет право на применение специального режима и будет обязана платить и налог с прибыли, и НДС. Почти для каждого бизнеса это просто неподъемно. Чтобы облегчить компаниям жизнь, и задуман переходный период. В нем лимит 150 млн рублей увеличили на 50 млн, но на особых условиях. Так, начиная с отчетного периода с разницы, превышающей 150 млн, но до 200 млн, бизнес платит повышенную ставку налога в 8% (доходы) или 20% (доходы минус расходы). НДС при этом не платится. В переходный период бизнес может спрогнозировать ситуацию на будущее и либо запланировать переход на общий режим налогообложения, если ожидается рост выручки за год более 200 млн рублей, либо остаться на специальном режиме, но следить за лимитом».

Налоговый маневр для ИТ-компаний

СТАТУС: принят

Есть среди налоговых изменений и ослабляющие фискальную нагрузку. Путин предложил снизить налог на прибыль ИТ-компаний с 20 до 3%, а также ставку страховых взносов с 14 до 7,6%. По словам президента, «это даже лучше», чем в таких популярных для высокотехнологичного бизнеса юрисдикциях, как Индия и Ирландия. Ставка будет снижена с 1 января 2021 года. Высвобожденные средства дожни пойти на развитие отрасли.

Комментирует ИТ-предприниматель, основатель сервиса электронной подписи Legium.io Иван Хаустов: «Стартапы и так в большинстве своем работают по упрощенной схеме налогообложения. Для них послаблением будет снижение ставки по страховым взносам. Для остальных же компаний польза от снижения налога на прибыль не столь очевидна. У многих компаний вообще может не быть прибыли, они лишь выживают. С НДС еще более странная ситуация. На сегодняшний день лицензионные платежи по программному обеспечению полностью освобождены от НДС. После налогового маневра эта льгота будет касаться только российского программного обеспечения, включенного в реестр. В итоге налоговый маневр будет полезен крупным компаниям, которые и так неплохо выросли в период самоизоляции».

Изменение налога на дополнительный доход (НДД) для компаний

СТАТУС: законопроект

Ожидаемые поступления в бюджет: 213 млрд рублей

Минфин предлагает изменить налог на дополнительный доход для добывающих компаний. Изменение коснется в основном государственных нефтедобывающих компаний. Законопроект Минфин разослал профильным ведомствам. НДД действует с 2019 года как эксперимент. Налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а выручка от продажи нефти за минусом затрат. Нефтяным компаниям такой механизм принес «непредвиденную доходность». Его корректировка эту доходность заберет.

Комментирует главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман: «НДД — это налог с разницы между доходами месторождений и расходами на них. Минфин подсчитал недополученные доходы от введенных льгот по НДД и решил, что условия слишком вольготные, их нужно ужесточить для увеличения поступлений в бюджет. Но, похоже, ведомство поступает как генерал, готовящийся к прошлым войнам, потому что и следа от той «вольготности» 2019 года не осталось. Экспортные цены от продажи нефти упали на 40%. На 20% в среднем сократилась и выработка месторождений, в частности, из-за соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи. Таким образом, сам «добавочный доход» крайне сжался. Поэтому ужесточать условия НДД сейчас означает делать добычу во многих случаях убыточной, вплоть до сворачивания инвестиций, закрытия производства. Доходы бюджета от такого маневра могут не увеличиться, а снизиться».

Столько налоговых новшеств, не считая десятков предложений и законопроектов, за полгода — это много даже для такого беспокойного времени, как сейчас. Правительство судорожно скребет по сусекам в попытках изыскать дополнительные источники бюджета. Если все пойдет по плану, новые и измененные налоги принесут от силы полтриллиона в год. Это лишь слегка компенсирует бюджетную дыру в 5 трлн рублей. Налоговой нагрузкой дело не ограничится, на помощь бюджету пойдет урезание запланированных расходов, считает наш эксперт Игорь Николаев. Минфин уже начал секвестр трехлетнего бюджета: «под нож» планируется пустить 50 статей расходов. В 2021 году рассчитывают оптимизировать почти 1,5 трлн рублей. Последствия тотальной экономии и новых налогов почувствуют на себе и без того замученные «короной» люди. «В кризис категорически противопоказано повышать налоги. Но российские власти постоянно это делают, вместо того чтобы структурно реформировать экономику», — говорит Николаев. Поменять Налоговый кодекс куда проще, чем проводить реформы.

Читайте также: