Налог на имущество в абхазии

Опубликовано: 21.09.2024

НАЛОГИ АБХАЗИИ
17.03.2016 09:54

Сухум. 16 марта. Абхазия-Информ. Налоговую систему Республики Абхазия образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Объектами налогообложения являются прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, автомобильными дорогами, добавленная стоимость продукций, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами Республики Абхазия.

Ставки налоговых платежей устанавливаются Парламентом Республики Абхазия.

В РА взимаются республиканские и местные налоги.

К республиканским налогам относятся: налог на прибыль (доход) предприятий; налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; транзитный налог; налог на имущество предприятий; платежи за пользование природными ресурсами; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог с владельцев транспортных средств; лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.

К местным относятся следующие налоги: подоходный налог с физических лиц; налог на имущество с физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица); сбор за право торговли; сбор за право торговли винно-водочными изделиями; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны»; курортный сбор; лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.

Уточнить размеры взимаемых в Абхазии республиканских налогов агентство «Абхазия-Информ» попросило замминистра по налогам и сборам Александра Гулиа.

1. Налог на прибыль (доход) предприятий составляет в среднем 18% (в коммунальном хозяйстве - 10%, страховой деятельности – 20%, посреднической деятельности – 25%, деятельности банков – 25%, магазинах «Dute Free» - 15%). Для сравнения: в России налог на прибыль в среднем составляет 24%, а в сфере банковской и страховой деятельности – 30%.

2. Ставки налога на добавленную стоимость варьируют от 0% (на некоторые виды деятельности) до 10%, в том числе с внешнеэкономической деятельности – 10%. В России ставки НДС составляет 0%, 10 и 18%.
3. Акцизы на алкогольную продукцию (водка, коньяк, ликер и др.) составляют 20%, на вино – 7 - 8%, на пиво - 5%, табачные изделия – 20%.

4. Налог на операции с ценными бумагами: при регистрации – 0,5 %, при эмиссии ценных бумаг – 0,5% от номинала, при купле-продаже ценных бумаг – 0,3%.

5. Таможенные пошлины периодически меняется, их размер устанавливается решением правительства.

6. Государственная пошлина министерством по налогам и сборам не администрируется, эти вопросы находятся в ведении Минфина.

7. Ставки транзитного налога зависят от вида автомобильного транспорта, его грузоподъемности. При перемещении по территории Абхазии транзитный налог уплачивается в бюджет юридическими и физическими лицами в виде единовременного взноса при въезде на территорию республики по следующим ставкам: легковые автомобили - 1000 руб., автобусы вместимостью до 25 пассажиров - 1500 руб., автобусы вместимостью свыше 25 пассажиров - 2000 руб., грузовые автомобили грузоподъемностью до 5 тонн - 3000 руб., грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн - 6000 руб..

8. Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия и представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов.

Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектами налогообложения являются собственные основные и оборотные средства, а также финансовые активы, принадлежащие им.

Размер налога на имущество предприятий не может превышать 1% от стоимости (в РФ – 2,2%). В Абхазии он составляет 0,2%. Имущество железной дороги и электросетей облагается налогом в размере 0,001%.

9. Платежи за пользование природными ресурсами устанавливаются Кабинетом министров.

10. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов для юридических и физических лиц - 5% от разницы между ценой приобретения и ценой реализации.

11. Налог с владельцев транспортных средств зависит от мощности двигателя и носит прогрессивный характер. Он исчисляется в минимальных размерах оплаты труда.

12. Лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления - (В РФ - 13%, 35% - за выигрыш и страховые выплаты и 30% от доходов иностранных предпринимателей осуществляющих деятельность в России).

Ставки спецналога зависят от количества посадочных мест в объектах общепита, от торговой площади магазина, местоположения объекта и сезонности.

К примеру, в парикмахерском салоне сцецналог за одно рабочее место составляет 1500 рублей в месяц, в ателье по пошиву одежды - 2000 рублей, в кондитерском цехе – 4 000 рублей.

Спецналог за пассажирские перевозки в автобусах (до 20 посадочных мест) составляет 100 рублей с места, за грузовые перевозки (до трех тонн) – 1000 рублей.

Объекты общественного питания (кафе, бары рестораны, в том числе и реализующие алкогольную продукцию) площадью зала до 50 м2 платят 100 рублей за одно посадочное место, торговые объекты - 150 рублей за 1 м2.
По словам Александра Гулиа, у налоговых органов ограниченные полномочия, они не могут арестовать или опечатать объект в случае выявления нарушений.

«Впрочем, с другой стороны, это и не плохо. В своей работе мы опираемся только на таможенные и банковские документы, а также работаем с документацией самих предпринимателей», - сказал он.

«Мы за применение упрощенной системы налогообложения. На наш взгляд, вполне достаточно было бы одного вида налога, а именно налога с оборота с определением процентов. Но сегодня сделать это невозможно. Применение этого налога возможно при четком учете доходов и расходов предпринимателей, а это затруднительно без внедрения контрольно-кассовых машин с удаленным доступом», - сказал Гулиа.

В Кабинете министров создана рабочая группа, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Сериковым, которая занимается вопросами оптимизации системы налогообложения в республике.

Ситуацию с местными налогами разъяснил заместитель главы администрации Сухума, кандидат технических наук Леон Кварчия.

Физические лица с зарплаты платят подоходный налог в размере 10 %, а также 1% - социальный взнос в Пенсионный фонд. Для юридических лиц отчисления с фонда зарплаты плюс отчисления во внебюджетные социальные фонды в общей сложности составляют 21 %.

Налог на имущество с физических лиц в настоящее время не взимается. Юридические лица платят в виде налога на имущество 0,2% от актива денежных и оборотных средств.

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица) взимается Минюстом РА, который занимается их регистрацией.

Что касается сбора за право торговли, лицензионный отдел Администрации Сухума выдает временные патенты на продажу винно-водочных и табачных изделий.

По словам Леона Кварчия, раньше лицензии в Администрации получали хлебопеки, продавцы ГСМ, граждане, занимающиеся пассажирскими перевозками. Сейчас они просто регистрируются в Минюсте.
«То есть, сегодня хлеб может печь кто угодно, как и продавать горюче-смазочные материалы. Владельцы же транспортных отнесены к Управлению по транспорту, энергетике и связи, но сотрудники Управления не смогут контролировать, как работают водители тех же маршруток, тогда как отделы администрации, ранее занимавшиеся этой сферой, лучше знают как здесь обстоят дела. То же самое касается и ГСМ: только Госстандарт может заниматься проверкой их деятельности, да и то – только в плане недолива», - подчеркнул Кварчия.

Лицензия на право торговли винно-водочными изделиями получается один раз и стоит она три тысячи рублей.

Сбор за выдачу ордера на квартиру не взимается.

Курортные объекты вместимостью до 50 человек платят курортный сбор - 30 рублей за человека, вместимостью более 50 человек – 50 рублей с одного отдыхающего.

Физические лица, сдающие жилье в наем, платят спецналог в размере 300 рублей. В Гагре и Сухме он составляет 400 рублей.

По словам начальника отдела налогообложения физических лиц налоговой инспекции Сухума Алхас Шамба, «основную массу участников январской акции протеста в связи с введением ввозного НДС, составляли люди, продававшие одежду и обувь в торговом комплексе в здании «Сухумприбора», а также продавцы автомобильных запчастей. В большинстве своем они арендуют небольшие торговые площади (1 - 2 метра). Спецналог за метр торговой площади составляет 350 рублей. Многие женщины имеют льготы по закону. Кроме того, они платят за аренду этой площади, а также берут патент на право торговли - 1200 рублей в год. Если индивидуальный предприниматель нанимает продавца, то, на основании трудового договора вносится 10% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд».

По словам Шамба, спецналог заменяет уплату других налогов.

С 1 января 2016 г. был введен ввозной НДС, но уже к концу месяца его отменили для группы ввозимых в Абхазию товаров, включая текстиль, обувь, запчасти, большинство продуктов питания.


Что касается жалоб предпринимателей на тяжелое налоговое бремя, то, по словам заместителя главы Администрации Сухума Леона Кварчия, у нас налоги не превышают 20%, в то время как в России они составляют 32% от выручки или от прибыли, а во многих европейских странах – более 40 %.


*** 25 июня 2015 года Администрация г. Сухум утвердила ставки сборов за право торговли для объектов розничной торговли, общественного питания, а также оказывающих услуги аттракционов и осуществляющих турагентскую деятельность в столице.

С объектов, осуществляющих мелкую розничную торговлю с временных сооружений (лотков, киосков, павильонов) и выносную торговлю (за исключением торговых объектов, расположенных в районе набережной Диоскуров, ул. Акиртава и пр. Леона) - 600 руб. в год.

С объектов, осуществляющих мелкую розничную торговлю с временных сооружений (лотков, киосков, павильонов) и выносную торговлю, а также оказывающих услуги аттракционов и осуществляющих турагентскую деятельность, расположенных в районе набережной Диоскуров, набережной Махаджиров, ул. Акиртава и пр. Леона - 1000 руб. в сезон ( длительность сезона определяется отдельным распоряжением Главы администрации г. Сухум).

Со стационарных объектов розничной торговли с площадью торгового зала менее 50 кв. м. - 2000 руб. в год.

Со стационарных объектов розничной торговли с площадью торгового зала 50 кв. м. и более - 3000 руб. в год.

С объектов общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей менее 50 кв. м. - 2000 руб. в год.

С объектов общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей 50 кв. м. и более - 3000 руб. в год.


*** Следует отметить, что согласно статье 1 закона РА «О спецналоге», система налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания туристских услуг;
4) оказания услуг проката;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
6) организации общественного питания, осуществляемой при использовании зала площадью не более 50 квадратных метров;
7) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 75 квадратных;
8) оказания услуг компьютерных залов;
9) оказания услуг средств размещения гостиничного типа, рассчитанных на 50 и менее койко-мест;
10) производства столярных и сложных металлических изделий;
11) оказания услуг автосервиса;
12) сдачи нежилых помещений в аренду (субаренду);
13) оказания стоматологических услуг;
14) сдачи внаем жилых помещений;
15) производства и реализации кулинарных изделий.
16) оказания услуг по временному хранению транспортных средств на платных стоянках и парковках.
17) изготовление, установка и ремонт надгробных памятников;
18) изготовление изделий народных художественных промыслов;
19) ремонт и обслуживание компьютерной и офисной техники;
20) услуги по представлению помещений для проведения торжественных и обрядовых мероприятий;
21) музыкальное обслуживание торжеств и обрядов;
22) ремонт жилых помещений;
23) услуги по обучению и репетиторству;
24) создание произведений живописи;
25) видео услуги;
26) художественно-оформительские и дизайнерские работы.

СТАТЬЯ 1.

Плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются:

- предприятия, учреждения (включая банки, кредитные и страховые учреждения) и организации, в том числе с иностран­ными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по за­конодательству Республики Абхазия, а также международные объединения и организации, осуществляющие предприниматель­скую деятельность;

- филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

- постоянные представительства и другие обособленные под­разделения иностранных фирм, банков и организаций, располо­женные на территории Республики Абхазия.

Плательщики налога, указанные в настоящей статье, в даль­нейшем именуются предприятиями.

СТАТЬЯ 2.

Объектом налогообложения является имущество предприя­тия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе это­го предприятия и представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов.

Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектом налогообложения яв­ляются собственные основные и оборотные средства, а также фи­нансовые активы, принадлежащие им.

Не являются объектом налогообложения:

- для предприятий и организаций - средства, предназна­ченные для выплаты государственных пенсий и пособий:

- для предприятий и организаций связи - средства по пе­реводным операциям;

- для внебюджетных фондов, созданных по решению органов государственной власти и управления, - концентрируемые на их счетах средства в виде обязательных отчислений юридических и физических лиц, используемые этими фондами по це­левому назначению.

СТАТЬЯ 3.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая сто­имость имущества предприятия.

Для расчета налогооблагаемой базы итог актива баланса уменьшается на сумму оборота за налогооблагаемый период по следующим счетам бухгалтерского учета:

- износ основных средств;

- износ нематериальных активов;

- износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- налог на добавленную стоимость по приобретенным мате­риальным ценностям;

- расчеты с бюджетом;

- убытки (при отсутствии средств, которые могут быть на­правлены на их покрытие).

Страховые организации и другие аналогичные организации, использующие для осуществления основной деятельности прив­леченные средства юридических и физических лиц, в налогооблагаемую базу не включают вложения заемных средств и специ­альные страховые фонды и резервы.

СТАТЬЯ 4.

Данным налогом не облагается имущество:

а) бюджетных учреждений и организаций, органов государ­ственной власти и управления, коллегии адвокатов, нотариаль­ных контор;

б) предприятий по производству и хранению сельскохозяй­ственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы;

в) специализированных протезно-ортопедических предприя­тий;

г) используемое исключительно для нужд медицины, обра­зования и культуры;

д) религиозных организаций (объединений), национально-культурных обществ, общественных организаций и объединений (кроме профессиональных союзов, политических партий и дви­жений), творческих союзов, общественных благотворительных фондов и добровольных спортивных обществ;

е) предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц);

ж) вновь созданных предприятий, - в течение одного года после их государственной регистрации, за исключением предприятии, созданных на базе ликвидированных (реорганизован­ных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений;

з) используемое для образования страхового запаса на пред­приятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом работы, а также запасов, созданных в соответствии с ре­шениями соответствующих органов государственной власти и уп­равления;

и) полученное в аренду по заключенному договору без пра­ва последующего выкупа;

к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и ор­ганизаций;

м) инвестиционных фондов;

н) Центрального банка Республики Абхазия и его учрежде­ний;

(В редакции от 14 июня 1996 года № 254-с)

(В редакции от 23 февраля 1998 г. № 399-с-XIII)

(В редакции от 22 декабря 2005 года № 1199-с-XIV)

СТАТЬЯ 5.

Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культур­ной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

б) объектов, используемых для охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;

в) имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и перера­ботки рыбы;

г) продуктопроводов, путей сообщения (включая автомоби­льные дороги), линий связи и энергопередачи, а также земель­ных полос вдоль них и сооружений, вводимых с целью поддер­жания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

д) спутников связи;

е) механизмов и оборудования, необходимых для использо­вания не более шести месяцев в году для обеспечения нормаль­ного функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;

ж) технологического оборудования государственных приро­доохранных, статистических организаций, а также органов по стандартизации, метрологии и сертификации.

СТАТЬЯ 6.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1 процента от налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии со статьями 3 и 5 настоящего Закона.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, оп­ределяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются Правительством Республики Абхазия.

Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.

При отсутствии конкретных ставок налога на имущество предприятий, применяется максимальная ставка налога, предус­мотренная настоящим Законом.

СТАТЬЯ 7.

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет покварта­льно нарастающим итогом, а в конце года производится перерас­чет.

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий за­числяется в республиканский бюджет Республики Абхазия и ме­стные бюджеты равными долями.

СТАТЬЯ 8.

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением зат­рат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и кредитным учреждениям - на операционные расхо­ды. Уплата производится по квартальным расчетам в десятиднев­ный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в двадцатидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отче­та за год.

Председатель Верховного Совета
Республики Абхазия В.АРДЗИНБА
г. Сухум,


Российские предприниматели, решившие открыть свой бизнес в Абхазии должны хорошо знать налоговую систему этой страны. За последние годы контроль за уплатой налогов в Абхазии существенно усилился. Поэтому, подробно рассказываем о том, какие налоги в Абхазии и что из себя представляет ее налоговая система.

Налоговая система Абхазии

Налоговая система Абхазии не слишком отличается от российской. Также как и в Российской Федерации , контролирует соблюдение законодательства в сфере налогообложения, правильность исчисления и внесения в бюджет налогов Министерство по налогам и сборам. Ставки налоговых платежей устанавливаются абхазским Парламентом .

На данный момент в Абхазии не создано столь же современной системы работы с налогоплательщиками, как в России , но налицо явный прогресс. И рассчитывать, что абхазское государство про вас забудет, явно не стоит. Тем более, что к бизнесу россиян внимание еще более пристальное, чем к чисто абхазскому бизнесу.

Что касается объектов налогообложения, то к ним, как и в РФ относятся прибыль, стоимость определенных товаров и услуг, пользование природными ресурсами, дорогами, добавленная стоимость и другие объекты.

Ничего принципиально нового в Абхазии на сей счет не придумали. Однако, было бы ошибкой не привлекать к организации бухгалтерского учета на предприятии местных специалистов, оказывающих бухгалтерские услуги в Абхазии не один год.

В Абхазии налоги подразделяются на местные и республиканские. Государственным и местным органам в соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия » не разрешается вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления не предусмотренные законодательством.

Республиканские налоги в Абхазии

К республиканским относятся следующие налоги:

  • налог на прибыль (доход) предприятий;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенная пошлина;
  • государственная пошлина;
  • транзитный налог;
  • налог на имущество предприятий;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.

Местные налоги в Абхазии

К местным относятся следующие налоги:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на имущество с физических лиц;
  • земельный налог;
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица);
  • сбор за право торговли;
  • сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны»;
  • курортный сбор;
  • лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.

налоги в Абхазии

Коротко про основные налоги в Абхазии .

Подоходный налог

Взимание подоходного налога регулируется Законом Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками налога являются граждане Республики Абхазия , иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в Республике Абхазия . Налог с дохода, полученного гражданами от исполнения обязанностей по трудовым договорам, взимается по ставке 10%.

Налог на прибыль

Взимание налога на прибыль регулируется Законом Республики Абхазия «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Плательщиками налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами. Прибыль предприятий, организаций и иностранных юридических лиц по общему правилу облагается налогом по ставке 18%.

Для отдельных видов деятельности ставки налога на прибыль устанавливаются: банковская деятельность – 25%, страховая деятельность – 20%, посреднические операции и сделки – 25%, коммунальное хозяйство – 10%, магазины свободной торговли – 15%.

Налог на добавленную стоимость

Все нюансы взимания НДС регулирует Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость». Налог на добавленную стоимость устанавливается по единой ставке в размере 10%. При экспорте произведенных в Республике Абхазия товаров предприятиями, которые не являются непосредственными производителями, налоговыми органами по письменному подтверждению таможенных органов в срок, не превышающий трех дней, производится возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.

С момента вступления в силу в 2016 году нового закона об НДС, в него уже несколько раз вносились изменения, так как ряд его положений вызвали вал критики со стороны предпринимателей. Не факт, что в ближайшее время в существующую редакцию закона не будут внесены очередные поправки.

Акцизы в Абхазии

Акцизы в Абхазии взимаются на основании Закона РА «Об акцизах»взимаются при реализации товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, одежды из натуральной кожи) на территории республики и при их импорте.

Акцизами не облагается реализация подакцизных товаров собственного производства на экспорт. Ставки акцизов по подакцизным товарам утверждаются Народным собранием – Парламентом Республики Абхазия и являются едиными на всей территории Республики Абхазия .

Земельный налог

Земельные отношения в Республике Абхазия регулируются Гражданским кодексом Республики Абхазия (часть I, глава 17) и Земельным кодексом Республики Абхазия , в соответствии с которыми земля находится в собственности государства. Физическим и юридическим лицам предоставляется право пользования земельным участком (в том числе путём аренды). Купля-продажа, дарение, залог земельного участка запрещается.

Земля в Абхазии не продается по Конституции, а все вопросы, связанные с платой за аренду или пользование землей регулируются Законом РА «О плате за землю», аставки земельного налога устанавливаются Постановлениями Кабинета министров. Подробнее читать про ставки земельного налога и примеры расчета.

Налог на имущество

В соответствии с законом «О налоге на имущество предприятий», предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% среднегодовой стоимости имущества предприятий.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются Правительством Республики Абхазия . По состоянию на 2019 года ставка налога на имущество установлена в размере 0,2%.

Специальный налог

Специальный налог взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 1 Закона Республики Абхазия «О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности» в форме установленных фиксированных платежей, не зависящих от фактического оборота по реализации товаров (работ, услуг). Подробнее о применении спецналога можно прочесть в нашем материале.

Патент

Новый закон “О патентной системе налогообложения” вступил в действие лишь с января 2019 года. Как и в случае со спецналогом, уплата налога по патенту не зависит от размера прибыли. Обладатель патента сразу оплачивает налог за весь налоговый период. Подробно о патентах в нашем специальном материале.

Внебюджетные фонды

В Абхазии юридические лица и предприниматели осуществляют платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и охраны труда, Фонд обязательного медицинского страхования , Фон репатриации, Фонд инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992 — 93гг. Платежи предприятий во внебюджетные фонды составляют 20% от фонда заработной платы.

Читайте материалы о налогах в Абхазии в нашей специальной рубрике. Обращайтесь за консультациями и сопровождением бизнеса в Партнерство «Абхазские проекты»

Координатор Партнерства «Абхазские проекты» Кирилл Базилевский

Управляющий партнер «Александров и Партнеры»

Партнер «Александров и Папаскири» (Абхазия, Сухум)

Отсутствие ряда двухсторонних соглашений

Договорная база межгосударственных и межправительственных соглашений, которые были подписаны между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, насчитывает более 50 документов. Среди них базовыми являются «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» (2008 г.) и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве» (2014 г.).

Абхазо-российский инвестиционный климат задают профильные соглашения «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством

Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций» (2009 г.) и «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами» (2012 г.). Однако данный международно-правой инструментарий не охватывает полноценно все аспекты абхазо-российских отношений в сфере поощрения, защиты иностранных частных инвестиций, в том числе из России - на территории Абхазии.

В настоящей статьеобозначены и анализируются проблемные зоны данных отношений, которые требуют оперативного урегулирования:

Признание и исполнение решений иностранных судов в Абхазии

Новый Арбитражный процессуальный кодекс Республики Абхазия предусматривает целую главу [1] , посвящённую данному вопросу. В ней содержится порядок признания и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений на территории Республики Абхазия.

При рассмотрении дела Арбитражный суд Республики Абхазия в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. При этом суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу [2] .

Увидев эти статьи, инвестор может предусмотреть в договоре подсудность российскому арбитражному суду и применимое материальное право – право Российской Федерации. Однако, получив решение в арбитражном суде на территории Российской Федерации, он столкнется с невозможностью его исполнения в Республике Абхазия, поскольку арбитражное законодательство содержит оговорку: «Решения судов иностранных государств, решения международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности признаются и приводятся в исполнение в Республике Абхазия Арбитражным судом, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Республики Абхазия и законом.»

На данный момент между Республикой Абхазия и Российской Федерацией не подписан договор о взаимном признании и исполнении решений судов. Принцип взаимности в этом случае на практике не действует. Соответственно, признание решений российских судов в Абхазии и абхазских судов в России, по всей видимости, на данный момент невозможно. Напомним, с момента официального дипломатического признания Российской Федерацией Республики Абхазия прошло уже почти 9 лет.

После устных консультаций в Арбитражном Суде Республике Абхазия мы получили ответ и подтверждение вывода о том, что на поданное заявление о признании иностранного судебного решения будет вынесено определение с отказом.

В связи с этим между Россией и Абхазией необходимо в ближайшее время разработать, подписать и ратифицировать соответствующее соглашение о правовой помощи по гражданским и семейным делам, которое в том числе урегулировало бы процедуру взаимного признания и исполнения иностранных судебных решений в обоих договаривающихся государствах.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений

Многие инвестиционные проекты реализуются в формате, который предполагает конфиденциальность отдельных параметров проекта, использование юридических лиц в различных юрисдикциях, сложную структуру, требующую особой квалификации, многоязычие документации, требующие быстрой реакции процедуры. В ряде случае вместо системы государственного правосудия сторонам договорного отношения в инвестиционной сфере предпочтительнее обратиться в международный коммерческий арбитраж для квалифицированного и всестороннего разрешения споров. В мире давно применяется Конвенция ООН 1958 года, которая регулирует порядок признания и исполнения иностранных арбитражных решений, ее участницей являются все страны СНГ, а также многие другие государства.

В случае с Абхазией имеет место правовой вакуум в этой сфере, когда отсутствие официального нормативного акта, регламентирующего порядок применения данной Конвенции на территории Абхазии, а также несовершенный механизм признания и исполнения иностранных арбитражных решений – как государственных, так и международных коммерческих арбитражных судов – существенно ограничивает инвестора в использовании ряда инструментов по защите своих прав и обязанностей.

Выходом из существующей ситуации могла бы стать разработка нового закона «О международном коммерческом арбитраже», регламентация в комфортной для системы внутреннего правопорядкаАбхазии форме порядка рассмотрения и удовлетворения обращений о признании иностранных арбитражных решений. Не лишним станет и создание на территории Республики Абхазия постоянно действующего международного арбитражного суда, например при Торгово-Промышленной Палате или другой негосударственной ассоциации бизнеса.

Двойное налогообложение торговых и иных операций

Торгово-экономическиеотношения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией началась задолго до официальной дипломатического признания. С каждым годом товарооборот между государствами растет, так за 2016 год внешнеторговый оборот Республики Абхазия составил 17,77 млрд [3] . рублей. Однако, вопрос подтверждения и зачета ряда налогов, уплаченных на территории другого государства, до сих пор не урегулирован.

Так, например, в рамках налогообложения налогом на прибыль абхазское юридическое лицо обязано удержать до 20% с полной суммы дохода иностранных организаций от источников в Республике Абхазия [4] . На практике получается, что российская организация, получив прибыль от источника доходав Абхазии, начисляет и уплачивает с нее налог как на территории России, так и в Абхазии. Уплаченный по месту регистрации юридического лица налог в России, приниматься к вычету в Абхазии не будет. Аналогичное регулирование действует и в отношении индивидуальных предпринимателей, с той лишь разницей, что ставка уплачиваемого в абхазский бюджет налога составляет 10 %.

Недавнее изменение Закона РА «О налоге на добавленную стоимость» (НДС) изменило подход к расчёту налогооблагаемой базы. Теперь НДС применяется не к торговой наценке, а ко всей цене товара. Очень многие товары Республика Абхазия импортирует из других государств, преимущественно из Российской Федерации. Подавляющая часть импортеров покупают товар в режиме внутренних торговых операций, «с НДС», который в Российской Федерации составляет 18%. Затем импортеры вынуждены начислять и уплачивать еще НДС на всю таможенную стоимость товара при ввозе Республике Абхазияпо ставке 10%.

Сюда добавляются еще и таможенные платежи. В итоге на территории Абхазии розничная цена ввезенного и законным образом выпущенного в свободное обращение товара существенно выше розничной цены на внутреннем российском рынке. Небольшой по объему внутренний рынок Абхазии развивается, таким образом, медленно и в связи с тем, что многие жители, сравнив цены на аналогичные товары в Абхазии и в соседнем Краснодарском крае, предпочитают делать закупки за границей, ввозя товар на таможенную территорию в льготном режиме для собственного потребления.

Применительно к инвестиционным проектам и более крупным партиям товара это автоматически делает более дорогими строительные материалы, приобретаемые на абхазских рынках или в специализированных магазинах. Например, при строительстве гостиницы выгоднее напрямую закупать материалы оптом в Краснодарском крае, нежели приобретать строительные материалы в Абхазии. Экономически выгоднее полностью брать на подряд краснодарскую строительную организацию с собственными бригадами и выстроенными цепочками поставок сырья и готовых стройматериалов, нежели приобретать строительные материалы в Абхазии и пытаться с нуля организовать работающий по современным стандартам строительный бизнес для одного проекта. Таким образом, абхазский бизнесмен оказывается заложником собственного заведомо невыгодного экономического положения, а денежная масса напрямую уходит из экономики республики.

Аналогичные проблемы испытывает абхазский инвестор, размышляя над проектом создания производства строительных материалов на территории республики. Небольшой внутренний рынок не позволяет выпускать необходимый объем продукции для окупаемости проекта и получения прибыли, а при экспорте в Российскую Федерацию возникают проблемы в связи с двойным налогообложением такой операции – ведь российский бюджет также не против сразу при пересечении границы получить импортную пошлину и НДС от таможенной стоимости такого товара. С учетом жесткой конкуренции в этой отрасли моментальное удорожание товара при пересечении границы на 15-20 % из-за дополнительных налоговых платежей делает потенциально рентабельную поставку стройматериалов из Абхазии в Россию невыгодной.

Поэтому имеет смысл незамедлительно заняться разработкой проекта соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. Это позволит упростить порядок перемещения товаров через таможенную границу, снизит их стоимость, а такжепростимулирует реализацию проектов в сферепромышленного производства, в том числе производства строительных материалов на территории Абхазии.

Развитие рынка ценных бумаг

и регламентация работы совместных предприятий

На данный момент на практике возможно осуществлять бизнес на территории Абхазии либо в формате индивидуального предпринимателя, либо в форме общества с ограниченной ответственностью. Создание акционерного общества теоретически возможно, однако непривлекательнои нерационально для инвестора в связи с отсутствием ряда нормативных актов, регламентирующих порядок и стандарты эмиссии ценных бумаг.

В целом в Абхазии полностью отсутствует целый сегмент современных рыночных отношений – рынок ценных бумаг, в объем которогопомимо акций относятся облигации юридических лиц и государственные ценные бумаги, различные другие инструменты современного фондового рынка.

Работа нескольких партнеров в рамках совместного предприятия с действующим соглашением акционеров, соглашением об осуществлении прав участников или на основании партнерского соглашения (аналоги российского регулирования на уровне АО, ООО или хозяйственных партнерств)на территории Абхазии на данный момент, к сожалению, все еще невозможна. Единственная абхазская новелла, которой был введен институт инвестиционного партнерства [5] , в итоге не реализуема на практике в связи с отсутствием ряда подзаконных нормативных актов, регулирующих процедуру государственной регистрации такой новой формы юридического лица. В итоге близкий аналог российского хозяйственного партнерства, которое на практике уже довольно хорошо знакомо российским юристам начиная с 2013 года, и где стороны могут максимально диспозитивно регулировать свои долгосрочные отношения на всем протяжении периода реализации инвестиционного проекта, в Абхазии на практике так и не состоялся.

Обращаем внимание на необходимость развития рынка ценных бумаг и с точки зрения создания более качественной инфраструктуры для долевых инвестиций в девелоперские проекты в сфере коммерческой недвижимости. Так называемые паевые инвестиционные фонды, которые позволяют даже небольшим по объему собственных средств дольщикам в России инвестировать в строительные проекты, до сих пор не могут быть созданы и действовать в Абхазии в связи с недостатками в республиканском законодательстве.

Также невозможна деятельность профессиональных управляющих компаний, занимающихся доверительным управлением средствами клиентов. В то время как небольшие юрисдикции по всему миру, такие как Кипр, Андорра, Люксембург, Лихтенштейн, Британские Виргинские Острова и другие государства активно используют свою государственную субъектность и предлагают иностранным инвесторам максимально комфортные условия для создания и ведения бизнеса, операций с ценными бумагами, недвижимостью и другими активами, Абхазия уже почти 10 лет после дипломатического признания со стороны России упускает свои потенциальные возможности для развития. Даже воссоединенный с Российской Федерацией Крым уже давно поставил вопрос о разработке законодательства, которое в обход действующих санкций позволило бы иностранным инвесторам в анонимном формате инвестировать в проекты на территории нового российского региона и извлекать прибыль из этих проектов. Применительно к статусу Республики Абхазия как частично признанного государства можно разработать ряд нормативных актов со схемами и стандартами работы, подходящими как для Абхазии как государства и сборщика налогов, так и для иностранных инвесторов.

Мы считаем, что давно настало время активно реформировать абхазское законодательство навстречу потребностям современных инвесторов, которые всегда имеют альтернативы, и которых нужно заинтересовывать не только традиционными абхазскими благами – климатом, морем и природой, но и благоприятным инвестиционным климатом, гарантией защиты инвестиций, выгодным налогообложением, прозрачными схемами выстраивания корпоративных отношений и учета прав на имущество.

[1] «Глава 28. Производство по делам о признании и приведении в исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» АПК РА

[2] Ст. 264 Арбитражный процессуального кодекса Республики Абхазия от 01.12.2014 N 3612-с-V

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Читайте также: