Налог на имущество на 2018 год

Опубликовано: 16.05.2024

Рассмотрим актуальные изменениями налогового законодательства, а именно изменения по налогу на имущество организаций.

Эксперт по налогам и бухучету

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

Что меняется с 1 января 2018?

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 — 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 — -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка — 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество физических лиц


В собственности налогоплательщиков-физических лиц находится большое количество различного имущества, которое может быть признано объектом налогообложения налогом на имущество. Дачные домики, гаражи, квартиры, различные постройки, — все это относится к тем объектам, которые в силу ст. 401 Налогового кодекса (далее — НК РФ) могут быть обложены налогом. Рассмотрим состав таких объектов, порядок уплаты налога на имущество физических лиц и возможные налоговые льготы более подробно.

Объекты налогообложения и ставки по ним

То, какие объекты имущества облагаются налогом на имущество физических лиц, регламентирует с. 401 НК РФ. К ним относятся:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Отметим, что до 2015 года перечень выглядел несколько иначе, в него входили жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение (соответственно, машино-места и объекты незавершенного строительства в этот перечень не входили).

Стоит отметить, что жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам, тогда как имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не будет объектом налогообложения.

Жилые дома и помещения, а также объекты незавершенного строительства жилых домов и единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, облагаются налогом по ставке 0,1%.

Эта же ставка применяется для гаражей и машино-мест, а также хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 м2, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, даже если на дачном участке находится нежилое помещение площадью меньше 50 м2, облагаться оно будет по той же ставке, что и жилые помещения. Кроме того, в отношении таких помещений и сооружений нередко действуют различные льготы в зависимости от региона.

Налоговые ставки, также в зависимости от региона, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. Это может зависеть, в частности, от кадастровой стоимости объекта, а также меняться в зависимости от налогового периода. Например, в Москве ставки будут следующими:

Кадастровая стоимость квартиры/комнаты/жилого дома

Ставка налога

от 10 до 20 млн руб.

от 20 до 50 млн руб.

от 50 до 300 млн руб.

В Москве ставки разнятся также в зависимости от того, находится ли объект налогообложения (помещение) в офисном и/или торговом объекте или же нет. Так, по объектам налогообложения, расположенным в офисных и торговых объектах, предусмотрены следующие ставки:

по налогу за 2015 г. (к уплате в 2016 г.)

по налогу за 2016 г. (к уплате в 2017 г.)

по налогу за 2017 г. (к уплате в 2018 г.)

по налогу за 2018 г. и последующие годы (к уплате в 2019 г. и далее)

Полный перечень торговых и офисных объектов в Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП.

По гаражам и машино-местам ставка в Москве остаётся 0,1%, по недостроенным частным жилым домам — 0,3%.

Кроме того, по любым объектам недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. ставка будет 2%, причем не только в Москве, но и во всех остальных регионах.

Во всех остальных случаях (например, для складских помещений или производственных зданий) будет действовать ставка 0,5%.

В некоторых муниципальных образованиях субъектов РФ до 2020 года налог рассчитывается на основании не кадастровой, а инвентаризационной стоимости. В таком случае налоговые ставки устанавливаются на основе суммарной инвентаризационной стоимости объектов, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

От 300 000 до 500 000 рублей включительно

От 500 000 рублей

В целом, формула расчета налога такая:

Cумма налога за 2018 год = (КСр * С — Н2017) * К + Н2017

КСр = кадастровая стоимость с учетом налогового вычета = кадастровая стоимость — (кадастровая стоимость/площадь объекта) * размер вычета; С — налоговая ставка; К — понижающий коэффициент; Н2017 — сумма налога за 2017 год.

Казалось бы, достаточно простая формула и понятные правила. Однако на практике постоянно возникают споры об отнесении того или иного объекта к разным категориям (что, в свою очередь, влияет на применяемую налоговую ставку). Так, в 2017 году жаркие споры вызывали хозяйственные постройки на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства — то есть, в саду или на даче. Дело в том, что в действующем НК РФ отсутствуют определения понятий «хозяйственное строение» и «хозяйственное сооружение».

Так что разбираться в этом вопросе пришлось Минфину России. В письме от 16.05.2017 № 03-05-04-01/29325, сославшись на законы от 7.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Минфин установил, что на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, включая строения и сооружения вспомогательного использования.

Минфин особенно подчеркнул, что в кадастровом учёте такие сооружения могут быть как поименованы (баня, кухня, сарай), так и просто названы «хозяйственным строением». На налогообложение, а также применение налоговых льгот данное обстоятельство не может влиять.

Так что за дачные бани и сараи налог платить не придётся: если только их площадь не больше 50 м 2 , на них распространяется соответствующая льгота. Но важно, что льгота может применяться только для одной постройки, даже если несколько построек находятся в разных регионах РФ.

А вот некапитальные строения, включая теплицы и навесы, как недвижимость, вообще не регистрируются, поэтому и налогом облагаться не могут. Более того, в каждом субъекте РФ создается реестр земельных участков с домами и хозяйственными постройками площадью свыше 50 м2, на которые не зарегистрировано право собственности.. Если в реестр ошибочно включены навесы, теплицы, колодцы, сараи и другие хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства и налогообложения, то они исключаются из перечня. Сами перечни объектов недвижимости можно найти на сайтах региональных министерств имущественных отношений и региональных порталах госуслуг.

Важно также и то, что дома на садовых участках всё же относятся к жилым помещениям и облагаются налогом соответствующе. Аналогичный подход используется и в отношении гаражей, находящихся на садовых участках — они также воспринимаются налоговыми органами как обычные гаражи.

Также по-прежнему остаются спорной темой жилые дома, которые «собираются» из бруса и теоретически могут быть разобраны для переноса в другое место. В едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы права на тысячи таких домов, однако недавняя судебная практика показывает, что к ним могут применяться критерии ГК РФ о неразрывной связи с землёй. В деле №А51-40899/2013 суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что деревянные дома не обладают свойствами недвижимого имущества, апелляционная инстанция данные выводы подтвердила.

А поскольку такие дома квалифицируются как

«некапитальный, сборно-разборный объект, внутренние и наружные стены данного объекта выполнены из профилированного клеёного бруса сечением 230×170 мм из хвойных пород, спроектированных и изготовленных заводским способом ООО „Сибирские Терема“ как сборно- разборные конструкции, . , которые размещены на монолитной плите (бетонной подготовке) толщиной (t) до 0,3 (30 см.), часть строения размещена на деревянных столбах и подкосах, с тыльной и левой торцевой стороны часть наружных стен выполнена из панелей типа „СИП“, которые установлены частично на монолитную плиту (подготовку) и непосредственно на поверхность земли (в том числе на выравнивающий слой из скального грунта); межэтажные, чердачные перекрытия деревянные, внутренние лестницы деревянные, крыша двухскатная из металлочерепицы по основанию из деревянных конструкций; внутренняя отделка потолка и стен отсутствует; заполнения деревянных и оконных проемов — пластиковые оконные и дверные конструкции» (Решение арбитражного суда Приморского края по делу №А51-40899/2013 от 11.08.2017),

они, согласно ст. 130 ГК РФ, не являются недвижимостью. Однако дело еще не закончено, и мы с нетерпением ждем итогов его рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Порядок уплаты налога на имущество физических лиц

Физические лица, уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В налоговом уведомлении указываются сумма налога, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика. Когда уведомление направляется заказным письмом, оно считается полученным через 6 дней с даты направления заказного письма.

С момента получения уведомления у налогоплательщика есть месяц для уплаты этого налога (если в уведомлении не указано другое). Обращаем внимание на то, что если имел место перерасчет, то уплата налога осуществляется в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Если этот документ собственники имущства не получат за месяц до срока уплаты налога, ФНС России рекомендует проявить инициативу, обратившись в инспекцию лично по записи онлайн.

В случае обнаружения ошибок или некорректных данных, влияющих на исчисление налога, налогоплательщики могут вовремя предупредить инспекторов — вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих тому году, когда ему было направлено уведомление.

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

Если для исчисления налога применяется кадастровая стоимость, можно применять следующие налоговые вычеты:

  • для квартир кадастровая стоимость, уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 м 2 общей площади этой квартиры;
  • для комнат кадастровая стоимость, уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 м 2 площади этой комнаты;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 м 2 общей площади этого жилого дома (на дачных участках для целей вычета все жилые строения приравнены к жилым домам);
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), кадастровая стоимость, уменьшается на 1 миллион рублей.

При этом представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры этих вычетов, а в течение первых 4 лет применения кадастровой стоимости учитываются понижающие коэффициенты.

Если налогоплательщик владел соответствующим объектом налогообложения неполный календарный год, правила учета месяцев при определении понижающих коэффициентов будут следующими:

  • Если право собственности на объект недвижимости возникло у вас до 15-го числа месяца включительно (или если оно прекратилось после 15-го числа месяца), то при расчете такой месяц воспринимается налоговым органом как целый (п. 5 ст. 408 НК РФ);
  • Если право собственности на объект недвижимости возникло у вас после 15-го числа месяца включительно (или если оно прекратилось до 15-го числа месяца), то при расчете такой месяц не учитывается (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Льготы

Льготы по налогу на имущество устанавливаются каждым регионом самостоятельно. На сайте Федеральной налоговой службы есть раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», в котором можно найти льготы, установленные в вашем регионе.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц тоже находится на сайте ФНС.

Налоговая льгота предоставляется только по одному объекту, если этот объект не используется налогоплательщиком для предпринимательской деятельности. Использование недвижимости для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек не считается в этом случае предпринимательской деятельностью. Такой недвижимостью могут быть квартира или комната, жилой дом, гараж или машино-место, помещение или творческая мастерская, ателье, студия или же другое помещение творческого назначения, площадью не более 300 м2.

Уведомление о том, какие льготы выбрал налогоплательщик, нужно подать в налоговую до 1 ноября года, начиная с которого будет применяться льгота. Вместе с уведомлением нужно предоставить документы, обосновывающие предоставление льготы. После подачи уведомления поменять объект, по которому применяется льгота, уже будет нельзя.

Если уведомление не предоставить, налоговая сама применит льготу к самому «дорогому» объекту — то есть, к тому, по которому налог больше других.

Льготы могут применять следующие категории граждан:

Категория граждан

Документ

пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание

инвалиды I и II групп инвалидности

инвалиды с детства

участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий

Удостоверение участника войны

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней

Книжка Героя Советского Союза или Российской Федерации, орденская книжка

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии

Удостоверение участника Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

Специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более

Удостоверение воинской части или справка, выданная районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации


Ведущий экономист-консультант компании «Что делать Консалт»

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом вторым. С введением этого пункта субъекты РФ наделены правом принимать закон в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет, а также в отношении имущества, отнесённого законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, и устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. При этом регионы решают сами, какое оборудование относится к названной категории.

Пример. Кадастровая стоимость жилого дома определена во II квартале 2018 г., а внесена в ЕГРН только в III квартале, например, 5 августа. Объект начнёт облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости начиная с августа 2018 г. (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Таким образом, с 2018 года факт отсутствия на 1 января налогового периода утверждённой в установленном порядке кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения не освобождает налогоплательщиков от обязанности по уплате в отношении них налога на имущество (авансовых платежей) за весь налоговый период, если кадастровая стоимость определена в течение налогового (отчётного) периода.

Теперь рассмотрим, какие изменения коснулись региональных законов о налоге на имущество организаций в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Москва

Изменения, внесённые в Закон города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», касаются налоговых льгот, в том числе налоговых льгот в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Так, освобождаются от уплаты налога управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, сформированных в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», паспорт которого утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в отношении включённых в состав этих закрытых паевых инвестиционных фондов нежилых помещений и (или) машино-мест, предназначенных для использования физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такая налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Это изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Что касается льготы по налогу на движимое имущество организаций, то в Москве она также установлена, но только на 2018 год Закон вступил в силу 28 февраля, но действует с обратной силой, то есть с начала года.(п.31 ч.1 ст. 4 Закона г. Москва от 05.11.2003 № 64 в ред. Закона от 21.02.2018 N 4).

Также статья 4 дополнена пунктом, в соответствии с которым право на применение налоговых льгот, возникает (прекращается) с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором выполняются (прекращаются) условия их применения.

В то же время из статьи 4 Закона города Москвы исключены налоговые льготы для автономных, бюджетных и казенных учреждений города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство автомобилей, - в отношении имущества, используемого ими в этих целях.

В то же время статья 4 дополнена пунктом, в соответствии с которым право на применение налоговых льгот возникает (прекращается) с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором выполняются (прекращаются) условия их применения.

В отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, не переданной в аренду или наём третьим лицам и используемой налогоплательщиком для выполнения своих уставных задач, с применением коэффициента 0,75 (пп. 2.4 ст. 4-1).

Московская область

В отличие от Москвы в Московской области региональные власти продлили льготу по налогу на движимое имущество на 2018–2020 годы.

Также снижена ставка налога на в 2018 году в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования в 2018 году – до 1,3 %;
  • в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи – до 1,9%;
  • в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость 1,5%.

Санкт-Петербург

Льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет (Закон от 29.11.2017 № 785-129). С остального льготного имущества нужно заплатить налог по ставке 1,1%.

Ставка налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, в 2018 году осталась на уровне 2017 года и составила 1% (п. 5 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.03 № 684-96 (в ред. от 26.12.17)).

Пунктом 7 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга предоставляется льгота на устройства наружного освещения и подсветки общественных туалетов, а также водных устройств, включая фонтаны, фонтанные комплексы, питьевые фонтанчики, бюветы. При этом исключён ранее действовавший пункт 8 об освобождении от налога на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы.

Дополнительно переформулирован пункт об освобождении от уплаты налога на имущество объектов культурного наследия регионального значения. Теперь пункт 23 (ранее – пункт 16) гласит, что для получения освобождения в отношении указанных объектов необходимо осуществить капитальные вложения, имеющие своей целью сохранение объекта культурного наследия, в сумме более 500 млн рублей начиная с 1 января 2016 года.


Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, приведён в соответствие статье 378.2 НК РФ. При этом ставка налога на имущество по этим объектам в 2018–2019 годах составит 1%.

  • для организаций, осуществляющих деятельность в области связи (ОКВЭД 61.1, 61.2, 61.9);
  • для организаций – в отношении имущества, расположенного на территории ОЭЗ;
  • для организаций, осуществивших в течение не более одного любого календарного года, начиная с 1 января 2015 года, вложения на территории Санкт-Петербурга на общую сумму не менее 50 млн рублей.

Согласно дополнению, внесённому в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций», в частности, отчётными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1091).

Ленинградская область

В Ленинградской области, так же как и в Санкт-Петербурге, региональные власти сохранили льготу на движимые объекты, с даты выпуска которых прошло не больше трёх лет, но только на 2018 год (пп. «я» п. 1 ст. 3-1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-ОЗ (ред. от 29.12.2017)).

К организациям, уплачивающим налог в размере 50% от установленной ставки, добавлены организации, осуществляющие оптовую торговлю топливом и розничную торговлю моторным топливом в специализированных магазинах.

Налоговая отчётность по налогу на имущество организаций

Одно из изменений в форме декларации заключается в добавлении раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В нём предусмотрены следующие строки для внесения:

- остаточной стоимости объекта недвижимого имущества.

Аналогичный раздел добавлен и в форму расчёта авансового платежа.

В Письме ФНС России от 24.08.2017 № БС-4-21/16786@ разъяснено, что в случае заполнения раздела 2.1 декларации или расчёта по авансовым платежам по налогу на имущество в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по классификатору ОК 013-94 (по старому ОКОФ, действовавшему до 01.01.2017), рекомендуется заполнять строки с кодами «040» с учётом указанных положений п. 2.4 приложения № 3 к Приказу № ММВ-7-21/271@, без учёта разделителей в виде точек.

Нужно отметить, что льгота по движимым объектам «перекочевала» из разряда федеральных в региональные. Это нужно учесть при заполнении декларации: в разделе 2 расчёта авансовых платежей по налогу на имущество в строке 130 при заявлении права на льготу по движимому имуществу в 2018 году (в случае установления таковой в регионе пребывания) необходимо указывать код «2012000» в отличие от кода «2012057», указываемого по такому имуществу в 2017 году.

Также нужно отметить особенность заполнения данного расчёта в Московской области. При заявлении права на льготу по налогу на имущество организаций, установленную в Московской области, в расчёте авансовых платежей заполняется поле 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде снижения налоговой ставки)» и указывается код «2012400», так как движимые ОС в этом регионе не отнесли к числу освобождаемых от налогообложения, а установили пониженную ставку налога по такому имуществу на 2018–2020 годы в размере 0%.


Подводя итог изменениям, которые претерпело российское и региональное законодательство в области налога на имущество организаций, можно сказать, что общий порядок расчёта налога на имущество в 2018 не изменился. Изменились предоставляемые налогоплательщикам льготы по этому налогу. Полагаем, что информация, представленная в статье, позволит организациям своевременно воспользоваться этими льготами и сэкономить финансовые ресурсы организации.

Налог на имущество-2018. Что учесть в связи с переходом на федеральные стандарты.
Памятка бухгалтеру госсектора

С 1 января 2018 года по движимым основным средствам надо платить налог на имущество, если регион не установил льготу . Правда, в 2018 году регионы не могут установить ставку по налогу в отношении движимого имущества выше 1,1 %. Однако уже с 2019 года будут действовать общие ограничения по размеру налоговой ставки.

Уплачивать налог придется с остаточной стоимости основных средств 3-10 амортизационных групп, учтенных с 1 января 2013 года. По объектам 1-2 амортизационных групп налог на имущество не уплачивался в прошлые годы и не подлежит перечислению в 2018 году - эти объекты по-прежнему не являются объектом обложения налогом на имущество.

Кроме того, как и в 2017 году, по некоторым объектам налог на имущество надо платить с их остаточной стоимости:

Объект, с остаточной стоимости которого надо платить налог

На что обратить внимание

Недвижимое имущество, числящееся на счете 101 00 "Основные средства"

Согласно СГС "Аренда" некоторые арендованные объекты в 2018 году надо учитывать на счете 101 и платить налог на имущество с их остаточной стоимости. См. подробнее

Движимое имущество 3-10 амортизационных групп, учтенное до 1 января 2013 года

Если амортизация полностью не начислена, придется платить налог на прибыль

Чтобы в дальнейшем не спорить с налоговыми органами, обратите внимание на ряд новых правил по формированию и изменению балансовой стоимости основных средств, определению срока их использования и начислению амортизации.

1. Надо ли в 2018 году доначислить амортизацию по ОС стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей

Согласно п. 39 СГС "Основные средства" с 1 января 2018 года меняются правила начисления амортизации. В частности, по общему правилу на объекты стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию.

Новые правила начисления амортизации относятся только к тем объектам, которые будут приниматься к учету в составе основных средств с 1 января 2018 года. По объектам, отраженным на счете 101 00 до 1 января 2018 года, перерасчет амортизации проводить не надо .

В частности, не надо начислять амортизацию до 100% по объектам основных средств стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей, принятым на учет до 1 января 2018 года. Если регион не предусмотрит каких-нибудь льгот, по таким объектам до их полной амортизации придется платить налог на имущество.

Внимание

При начислении амортизации в целях расчета налога на прибыль действуют специальные правила! Расходы на приобретение ОС признавайте путем начисления амортизации. Нюансы начисления амортизации в зависимости от источников поступления имущества и порядка его использования смотрите в удобной таблице. Не забывайте, расходы по приобретению ОС стоимостью до 100 000 рублей можно признать в налоговом учете единовременно. А в бюджетном учреждении культуры вообще можно сразу признать расходы по приобретению любого движимого имущества, независимо от его стоимости.

2. Как планировать налоговые платежи при объединении в один инвентарный объект нескольких ОС

Согласно п. 10 СГС "Основные средства" в один инвентарный объект можно объединять объекты основных средств , если:

- срок их полезного использования одинаков;

- стоимость не существенна.

Как видим, речь идет об объединении основных средств . Означает ли это, что объединяемые объекты уже должны числиться на счете 101 00? На сегодняшний день можно констатировать, что это не обязательно. Дело в том, что предмет регулирования п. 10 СГС "Основные средства" - первоначальное признание объектов основных средств. Так что стоимость объединяемых объектов можно оплачивать по КОСГУ 310 и суммировать уже на этапе отражения по дебету счета 106 00.

Самое главное: объединяя имущество в один инвентарный объект, не забывайте, что с 1 января 2018 года отменена общефедеральная льгота по налогу на имущество в отношении движимых ОС 3-10 амортизационных групп, учтенных с 01.01.2013. Так что, если регион не установил льготу по движимому имуществу и стоимость укрупненного объекта превысит 100 000 рублей, в связи с вашим учетным решением могут возрасти налоговые платежи.

Лучше всего написать в учетной политике, что объединению подлежат не введенные в эксплуатацию и не принятые к учету на счете 101 00 объекты стоимостью до 100 000 рублей. Причем общая стоимость объединенного объекта не должна превышать 100 000 рублей. Это нужно, чтобы можно было сразу начислить по укрупненному объекту амортизацию 100%. Кроме того, в учетной политике желательно написать, по каким видам объектов и по чьему решению возможен групповой учет. Например, можно применять этот учетный прием только по решению комиссии учреждения в отношении:

1) библиотечных фондов;

2) периферийных устройств и компьютерного оборудования;

3) мебели, используемой для обстановки 1-го помещения в течение одного периода

3. Как платить налог по объектам, полученным при разукомплектации

Согласно п. 10 СГС "Основные средства" единицей учета может быть структурная часть объекта имущества, если:

- по ней можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала

- она имеет иной срок полезного использования и значительную стоимость от общей стоимости объекта. Какую стоимость считать значительной, лучше написать в учетной политике.

Причем в соответствии с п. 9 СГС "Основные средства" единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Если при приобретении или создании имущества сразу формируется первоначальная стоимость нескольких инвентарных объектов, никаких проблем с ведением учета не возникает - амортизацию по вновь принимаемым к учету объектам надо начислять в общем порядке.

Если же из одного инвентарного объекта решено сделать несколько, в учете надо отразить разукомплектацию. Разукомплектация, как правило, связана с новыми условиями использования объекта. Причем балансовую стоимость и начисленную амортизацию надо распределить между новыми инвентарными объектами - общая стоимость остается неизменной. Пропорции распределения может определить комиссия учреждения на основе изучения предложений на рынке.

Что делать, если в результате разукомплектации не полностью самортизированного ОС получили объекты стоимостью до 100 000 рублей ? Надо ли доначислить амортизацию до 100%? Судя по недавним разъяснениям специалистов Минфина, в этом случае амортизацию доначислять не надо , так как не происходит первичное признание объекта ОС.

4. Надо ли менять срок амортизации при замене частей ОС

Согласно п. 27 СГС "Основные средства" при замене отдельных составных частей ОС затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением его стоимости на стоимость выбывающих частей. Например, при замене монитора в компьютере надо сначала уменьшить балансовую стоимость (дебет счета 101) и начисленную амортизацию (кредит счета 104) на сумму, приходящуюся на старый монитор. А затем "добавить" в дебет счета 101 стоимость нового монитора. Какая часть балансовой стоимости и амортизации приходится на старый монитор, должна определить комиссия учреждения. Эту долю можно определить по документам, на основании которых раньше принимали к учету компьютер.

Есть еще п. 28 СГС "Основные средства", в соответствии с которым при ремонтах затраты на создание активов формируют объем капвложений с дальнейшим признанием в стоимости ОС. То есть на основании Акта КС-2 можно увеличить стоимость ремонтируемого объекта. Например, увеличить стоимость здания на стоимость лифта, установленного в ходе капремонта. Причем учтенную при предыдущем ремонте в стоимости ОС сумму аналогичных затрат надо списать на расходы.

Стандарты не дают ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей ОС. Урегулируйте этот вопрос в учетной политике. И не забывайте, на сегодняшний день СГС не предусмотрен пересмотр срока полезного использования при замене частей ОС. Например, можно действовать так:

Характеристики объекта до замены частей

Амортизация начислена не полностью

При определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяем увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования

Начислена амортизация 100%

Доначислить амортизацию до 100% единовременно

Начислена амортизация 100%

срок полезного использования, определенный по Постановлению N 1, не истек

Причем в результате замены частей балансовая стоимость превысила 100 000

При определении ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяем стоимость новой части на протяжении оставшегося срока полезного использования

Пример

Условия для расчета:

Амортизация по объекту начислена не полностью.

Стоимость компьютера: балансовая - 120 000, амортизация - 72 000. Срок полезного использования 5 лет (60 месяцев), уже эксплуатировался - 3 года

Стоимость выбывающего монитора (10%): балансовая - 12 000, амортизация - 7 200

Стоимость нового монитора - 20 000

Остаточная стоимость после замены: 120 000 - 12 000 - 72 000 + 7 200 + 20 000 = 63 200

Оставшийся срок полезного использования: 5 - 3 = 2 года.

Годовая сумма амортизации: 63 200 : 2 года = 31 600

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений 31 600 : 12 месяцев = 2 633,33.

Новую сумму амортизации можно применять начиная с месяца замены монитора.

5. Как начислять амортизацию при реклассификации ОС

Что такое реклассификация с точки зрения СГС "Основные средства"? По сути, это перемещение между группами и видами имущества. Причем речь идет не об исправлении ошибок, а о перемещении в связи с изменением характеристик объекта или условий его использования. Для исправления ошибок инструкциями предусмотрены специальные корреспонденции.

1) перевод объекта со счета 101 11 на счет 101 12 в связи с изменением статуса помещения - его переводом из категории "жилое" в "нежилое";

2) выбытие объекта из ОЦДИ в состав иного имущества в связи с изменением задания;

3) перемещение ОС на специальный счет 101 03 "Инвестиционная недвижимость" в порядке, предусмотренном п. 31 СГС "Основные средства".

Если в результате реклассификации меняется амортизационная группа объекта, согласно учетной политике уточните срок эксплуатации с учетом срока фактического использования. Требование о пересчете ранее начисленной амортизации для таких случаев пока не предусмотрено. Так что можно при определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределить остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования.

6. По какой стоимости оприходовать неучтенные ОС, выявленные при инвентаризации

Если выявили неучтенное имущество, прежде всего постарайтесь разыскать документы, на основании которых оно поступило в учреждение.

Найдете документы - поставьте ОС на учет в порядке исправления ошибки по стоимости, указанной в документе . И не забудьте доначислить амортизацию за время фактической эксплуатации неучтенного объекта.

Если документы на неучтенное имущество утрачены , придется учесть его по справедливой стоимости . Саму возможность учета таких объектов по справедливой стоимости обязательно предусмотрите в учетной политике. Пошаговую инструкцию по определению справедливой стоимости смотрите здесь.

7. Начисление амортизации по ОС на консервации возобновляется с 1 января 2018 года

До 01.01.2018 по ОС, находившимся на консервации более 3-х месяцев, амортизация не начислялась. СГС "Основные средства" не предусматривает приостановку начисления амортизации. Так что не забудьте возобновить начисление амортизации по объектам, находящимся на консервации.

Пример

Условия для расчета:

По состоянию на 1 января 2018 года объект находится на консервации, амортизация не начисляется.

Остаточная стоимость на 01.01.2018 - 300 000 руб.

Оставшийся срок эксплуатации на 01.01.2018 - 30 месяцев

Сумма ежемесячной амортизации, которую надо начислять с 2018 года: 10 000 руб. (300 000 руб. / 30 мес.)

8. Надо ли при сдаче в операционную аренду имущества казны переводить его в состав "Инвестиционной недвижимости"

Проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 162н, подготовленный Минфином, не предполагает перевод на счет 101 03 "Инвестиционная недвижимость" имущества казны, переданного в операционную аренду. Пока предусмотрена просто проводка по внутреннему перемещению: Дебет 0 108 00 000 Кредит 0 108 00 000. Так что при передаче в операционную аренду имущества казны дополнительных расходов по уплате налога на имущество, вероятно, возникать не будет.

9. Когда при расчете налога надо учитывать кадастровую оценку недвижимости

Новый стандарт "Основные средства" предусматривает единственный случай, когда недвижимость должна быть учтена по кадастровой стоимости. Речь идет о тех объектах, которые впервые учитываются на счете 101 00 "Основные средства" в связи с переходом на применение стандарта.

Что же это за объекты? На самом деле их перечень очень ограничен - в межотчетный период "поднять" на счет 101 00 с забалансового счета 01 надо только недвижимость, полученную до 1 января 2018 года в неоперационную аренду. Причем скорректировать балансовую стоимость этих объектов до кадастровой стоимости надо только после актуализации кадастровых оценок. И даже в этом случае налог на имущество надо исчислять исходя из остаточной стоимости недвижимости.

Надо ли после получения данных об уточненной кадастровой стоимости подать "уточненку" по налогу на имущество за период с 1 января 2018 года? В СГС "Основные средства" нет ответа на этот вопрос. На сегодняшний день можно констатировать, если не доплатить налог на имущество, весьма вероятен спор с налоговиками.

Внимание

Сейчас Налоговым кодексом предусмотрен специальный порядок по уплате налога на имущество по отдельным объектам исходя из их кадастровой стоимости. Однако на организации госсектора этот порядок не распространяется .

10. Когда налог надо платить по арендованным объектам

Если ваше учреждение арендует имущество и договор относится к неоперационной (финансовой) аренде, арендованный объект надо учитывать в составе основных средств на счете 101.

Согласно Налоговому кодексу по общему правилу с остаточной стоимости основных средств надо уплачивать налог на имущество. Причем нет никаких специальных льгот для основных средств, которые получены по договору аренды или безвозмездного пользования. Неважно, что они не принадлежат учреждению на праве оперативного управления, налог все равно придется платить.

А раз по арендованным объектам придется уплачивать налог на имущество, важно начислять амортизацию с учетом новых правил:

Шаг 1. Установите срок полезного использования как для обычного основного средства, с учетом срока эксплуатации.

Шаг 2. Сравните установленный срок полезного использования со сроком аренды.

Как начислять амортизацию

Срок аренды больше установленного срока использования

Амортизируем по общим правилам в течение срока использования, установленного как для обычного ОС

Срок аренды меньше установленного срока использования, но есть уверенность в выкупе

Срок аренды меньше установленного срока использования и нет уверенности в выкупе

Амортизируем в течение срока аренды

11. Новые методы амортизации. Выбор метода влияет на объем налоговых платежей!

Теперь амортизацию можно начислять не только линейным методом, но и методами "уменьшаемого остатка" и "пропорционально объему продукции". По разным группам объектов можно выбрать разные методы. Причем выбор метода надо обосновать - он должен соответствовать характеру и интенсивности использования объекта. Выбранный метод существенно влияет на период начисления амортизации, а значит, и на общую сумму налога на имущество, уплаченную по объекту:

Как считать амортизацию

Метод позволяет списать большую часть амортизации в первые годы эксплуатации объекта. Выбирая этот метод, будьте готовы обосновать повышенную интенсивность использования ОС в первые годы эксплуатации на основании содержания госзадания, госпрограммы и т.п.

Не забудьте установить в учетной политике коэффициент ускорения - не выше 3

Пропорционально объему продукции

Метод можно использовать, если вам известен общий объем продукции, который согласно техпаспорту может быть выпущен с помощью оборудования, а также ведется помесячный учет выпущенной продукции. Он позволяет учесть интенсивность использования оборудования, а если оборудование простаивает, амортизацию можно не начислять вовсе.

В принципе, можно использовать метод "пропорционально объему продукции" не только для производственного оборудования, но и при оказании госуслуг. Например, таким образом можно амортизировать даже принтер, если:

- из техпаспорта известно общее число листов, которые могут быть напечатаны с его помощью;

- характер использования принтера позволяет определить количество листов, исполненных на нем в течение месяца

Не забывайте, если условия использования объекта меняются, с 1 января можно выбрать иной метод начисления амортизации. Пересчитывать ранее начисленную амортизацию не нужно. Такие правила предусмотрены п. 38 Стандарта.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Тема стала актуальна в связи с отменой действующей льготы по взиманию налога на движимое имущество юридических лиц с 1 января 2018 года. До 1.01.18 года данный налог не взимался по основной массе движимого имущества организаций, в частности, налог не взимался по имуществу, поставленному на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года, полученному плательщиком не в связи с реорганизацией, ликвидацией или от взаимозависимого лица.


Взимание налога с движимого имущества юридических лиц с 2018 года

Итак, полномасштабно налог на движимое имущество начал взиматься с 1 января 2018 года, и это связано с принятием еще 30.11.2016 года Федерального закона № 401-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ…». Этот закон отменил льготу, освобождавшую основную массу движимого имущества от налогообложения.

В настоящий момент налог касается исключительно следующего движимого имущества организаций:

  • принятого на учет в качестве именно основного средства (п.1 ст.374 НК РФ);
  • отнесенного к 3-10 амортизационной группе (п.8 ч.4 ст.374 НК РФ) (долговечное имущество, сроком полезного использования более трех лет) по Классификации основных средств, утвержденной Правительством (Постановление Правительства РФ от 1.01.2002 г.№1).

Однако имеются определенные особенности в применяемой ставке налога. Так, ставка налога по движимому имуществу в основном отличается от ставки по недвижимому и по общему правилу в 2018 году составляет 1,1 процент. А для «движимости», поставленной на учет ранее 1 января 2013 года и/или полученной при реорганизации, ликвидации или от взаимозависимого лица, ставка налога определяется законами субъектов РФ в размере не более 2,2 процента (например, по общему правилу ставка 2,2 % установлена в Белгородской, Брянской, Воронежской области).

Как мы уже говорили выше, льготная ставка в 1,1 процента не применима для имущества, полученного при реорганизации, ликвидации юридического лица или при его получении от взаимозависимого лица. Последнее, вероятно, является самым распространенным риском в связи с весьма широкой трактовкой законодателем (п.1,7 ст.105.1, п.2 ст.45 НК) и судебной практикой такой зависимости (например Определение ВС РФ №305-КГ16-6003 от 16.09.2016 г.).

Порядок расчета налога такой: налог взимается от среднегодовой стоимости имущества, определяемой от его остаточной стоимости (по формуле: остаточные стоимости движимого имущества на 1 число каждого месяца складываются и делятся на 13). Срок уплаты налога и авансовых платежей устанавливают региональные власти.

Льготные территории для налогообложения

Законодатель в Федеральном законе от 30.11.2016 года № 401-ФЗ (которым была введена ст 381.1 НК) определил, что если субъект РФ захочет сохранить льготу и дальше не облагать налогом движимое имущество, то ему по этому поводу надо принять соответствующий закон. Большинство субъектов Российской Федерации такие законы не приняли или приняли максимальную ставку налога. Так, например, в ЦФО льготу не сохранили Курская, Воронежская, Белгородская, Тамбовская области. Сохранили же освобождение от налога на 2018 год город Москва, а также Московская, Липецкая, Ивановская, Ярославская (по имуществу, принятому с 2016 года), Смоленская области. В Тульской области установили пониженную ставку в 0,55 процента, в Рязанской области – 0,6 процента.

Спорные вопросы отнесения имущества к движимому

Поскольку все-таки по движимому имуществу налогообложение более льготное, то вопрос правильной квалификации имущества - движимое оно или недвижимое, имеет важное значение. Данный вопрос неоднократно освещался в письмах ФНС и Минфина, был предметом судебных разбирательств. В общем к движимому имуществу относится то, что не является недвижимостью. В статье 130 ГК РФ законодатель перечисляет объекты недвижимости. Судебная практика, отдельные пояснения ФНС и Минфина в спорных ситуациях выработали ряд критериев отнесения имущества соответственно к недвижимому и движимому:

  • легкость демонтажа элементов объекта и их беструдное перемещение (постановление ФАС Московского округа от 21.08.12 № А40-132980/11-116-357);
  • прочная связанность с землей — верный признак объекта недвижимости, например, подземные емкости с коммуникациями, подземные коммуникации (Определение Верховного суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 74-КГ16-3);
  • конструктивные части сложного единого объекта недвижимости (здания/сооружения), функционально связанные со зданием/сооружением (письмо Минфина от 24.08.2017 №03-05-05-01/54266, Определение Верховного суда РФ от 19 июля 2016 г. N 18-КГ16-61);
  • объекты технологического оборудования, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты и которые могут быть использованы по своему функциональному назначению вне объекта недвижимости, и демонтаж которых не причинит несоразмерного ущерба объекту недвижимости; причем не имеет значения, входят ли эти движимые объекты в состав зарегистрированного объекта недвижимости (письмо Минфина от 24.08.2017 №03-05-05-01/54266, Определение Верховного суда РФ от 19 июля 2016 г. N 18-КГ16-61);
  • объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2017 г. по делу N А41-33933/2016).

Таким образом, налог на движимое имущество организаций вернулся. Во многом теперь наличие льготы по уплате налога на движимое имущество зависит от экономической политики региональных властей. К сожалению, черноземные регионы в основной своей массе продление льготы по данному налогу не поддержали.

Читайте также: