Налоги в туркмении 2020

Опубликовано: 14.05.2024

База данных "Законодательство Туркменистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Туркменистана

Общие сведения

Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции, содержащей общие нормы, регулирующие налоговые правоотношения, и состоит из Налогового кодекса Туркменистана и иных нормативных актов.

Налоговый кодекссостоит из двух частей. Первая (общая) часть регулирует общие вопросы налогообложения, вторая часть (особенная) содержит детальное описание налогов и сборов, взимаемых на территории государства.

На первый взгляд, Налоговый Кодекс Туркменистана может показаться стандартным, напоминающим аналогичные законы соседних стран.

Однако лицам, планирующим возможность уплаты налогов на территории Туркменистана, особенно открывающим там бизнес, следует учесть несколько особенностей.

Так, согласно статье 34 ч. 5 Кодекса, налоговая служба вправе досрочно произвести исчисление и установление налога и потребовать его немедленной уплаты даже при наличии одного только подозрения, что налогоплательщик намерен уклониться от уплаты.

Согласно ст. 47 Кодекса в случае оспаривания размера начисленных налоговых платежей, а также штрафных санкций и пеней налоговая служба может потребовать от плательщика залога имущества или поручительства на эту спорную сумму. Если таковых налогоплательщик предоставить не может, спорная обязанность по уплате подлежит исполнению.

Ну и конечно очень интересен способ побудить налоговые органы к эффективной работе. Статья 71 Кодекса гласит, что государство выплачивает сотруднику налоговой службы лишь половину зарплаты, остальной заработок состоит из пятидесяти процентов штрафных санкций и пеней, взысканных данным работником налогового органа, то есть все сотрудники налоговых органов находятся на сдельной системе оплаты труда.

Система налогообложения Туркменистана является двухуровневой. Налоги распределяются между централизованным и местными бюджетами согласно Закону Туркменистана "О бюджетной системе". Все сборы, установленные Кодексом, полностью поступают в местные бюджеты.

В Туркменистане Налоговым кодексом установлены следующие налоги:

Государственные налоги

НДС. Плательщиками являются юрлица и предприниматели при совершении им облагаемых налогом операций. Ставка – пятнадцать процентов.

Акцизы. Плательщики – производители, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, транспорт. Импортеры подакцизной продукции налог не уплачивают. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в виде определенного процента от ее стоимости.

Налог за пользование недрами. Плательщики – лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также использование в предпринимательских целях наземных и подземных водных источников на территории Туркменистана. Налоговая база – стоимость добытых ископаемых. Ставка зависит от вида ресурса и уровня рентабельности добычи.

Налог на имущество. Плательщики – юридические лица – собственники или владельцы имущества. Объект налогообложения – основные и оборотные средства, используемые в производственном процессе. Общая ставка – один процент от балансовой стоимости.

Налог на прибыль (доход) юридических лиц. Объект – валовая прибыль за минусом установленных законом вычетов. Для резидентов (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах") ставка составляет восемь процентов, для остальных юрлиц – двадцать процентов.

Ставка в виде твердой денежной суммы предусмотрена для прибыли, получаемой от игорной деятельности.

Налог на доходы физических лиц. Ставка равна десяти процентам.

Местные сборы.

Сбор за рекламу. Плательщики – распространители коммерческой рекламы (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка установлена в процентном соотношении от затрат на распространение рекламы, составляет от трех до пяти процентов в зависимости от места распространения.

Целевой сбор на обустройство территориигородов, поселков и сельских населенных пунктов. Плательщики – физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Для физических лиц размер сбора равен 10000 манат в месяц, для предпринимателей - 0.3 процента от валового дохода, но не менее 10000 манат ежемесячно, для сельхозпредприятий – половина процента от прибыли, для других юрлиц – один процент от прибыли.

Сбор с владельцев автостоянок. Плательщики – владельцы земельных участков, занятых под стоянки транспорта, которые используются в этих целях за плату. Ставка устанавливается за один квадратный метр площади участка, и размер зависит от его местонахождения.

Сбор с реализации автомобилей. Плательщики – лица, осуществляющие реализацию автотранспорта на территории государства (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка кратна размеру минимальной заработной платы и зависит от вида автомобиля

Сбор с владельцев собак. Плательщики – владельцы собак (кроме служебных), проживающие в городах. Ставка – 0.4 величины от минимально заработной платы.

Заключение.

После изучения налогового законодательства и налоговой системы Туркменистана складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, главный налоговый закон является современным, отвечающим потребностям государства и общества. Налогов мало, ставки низкие не только по сравнению со странами СНГ, но и в целом с другими странами мира.

Большое внимание уделяется развитию нефтегазовой отрасли, поскольку и Налоговым кодексом, и специальным законом - Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах" - для подрядчиков, ведущих добычу углеводородов на территории Туркменистана, предусмотрены различные льготы и преференции вплоть до полного освобождения от уплаты ряда налогов и сборов.

Но перечисленные в начале настоящей статьи особенности налогового законодательства при определенных условиях могут перечеркнуть все эти преимущества и положительные стороны.

Так, широкие полномочия налоговых органов, позволяющих им исчислить налог по своему усмотрению при наличии лишь подозрения в уклонении от его уплаты, потребовать обеспечения уплаты при оспаривании начисленного налога или штрафной санкции, а при отсутствии такого обеспечения – бесспорно взыскать ее, может при недобросовестности работников породить произвол и ставит плательщиков в неравное положение с государством при разрешении спорных ситуаций. Получается, что сотрудник налогового органа может по собственной прихоти обложить неугодного плательщика неподъемными налогами, фактически лишить его собственности и возможности работать. Такие положения не могут не насторожить лиц, особенно иностранных, планирующих открытие или развитие бизнеса в данной стране.

Ну и конечно нельзя не сказать о принципе "самоокупаемости" и "сдельности" работы налоговых чиновников. Норма закона, устанавливающая оплату труда чиновника в процентном соотношении к наложенным им штрафам и пеням, призванная, вроде бы, увеличить эффективность труда работников налогового органа, повысить собираемость налогов, на самом деле порождает широкое поле для злоупотреблений и коррупции. Абсурдно, но факт: полностью соблюдать налоговое законодательство, не допуская налоговых правонарушений, опасно для налогоплательщика, поскольку в этом случае сборщик налогов останется без зарплаты и будет этим недоволен.

Но, несмотря на кажущуюся абсурдность этого "национального колорита" налогового законодательства Туркменистана, Налоговый кодекс принят и действует уже более десяти лет, следовательно, указанные выше его положения успешно работают.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Туркменистан, Туркмения (англ. – Turkmenistan) – республика в Центральной Азии, бывшая республика СССР, самая закрытая на постсоветском пространстве и одна из наиболее закрытых стран мира.

Карта Туркменистана (Туркмении), его административное деление и устройство

Политическое и административное устройство государства
Столица Ашхабад, население – 1, 003 млн., как Бишкека в Кыргызстане (1,003 млн.), Нур-Султана в Казахстане (1,001 млн.), Одессы в Украине (993 тыс.).
Территория 491 200 кв. км (52-я в мире), между Испанией (504 782 кв. км) и Камеруном (475 440 кв. км).
Население 5,942 млн. по оценке на июль 2019 года (113-я в мире), между Никарагуа (6,198 млн.) и Данией (5,762 млн.).
Крупнейшие города 1. Ашхабад, 2. Туркменабад (408,9 тыс.), 3. Дашогуз (227,2 тыс.), 4. Мары (208,7 тыс.), 5. Балканабад (89,8 тыс.).
Телефонный код +993
Форма правления Республика с сильной властью президента Туркмении (Гурбангулы Бердымухамедов – с 2007), избираемого на 7 лет без ограничения сроков. Президент также является главой правительства (Кабинета министров Туркмении), поэтому должности премьер-министра Туркменистана нет. Парламент Туркмении (Меджлис) – однопалатный, 125 мест. Депутатов избирают на 5 лет.
Административное деление Туркменистан поделен на 5 областей (велаятов) и один город с полномочиями области. Единицы других уровней – этрапы, города, поселки, генгешлики и села.
Сухопутные границы Граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном, Ираном.
Визовый режим Для визита в Туркменистан необходимо получить визу страны, ни одна страна мира не имеет безвизовый режим с Туркменией.
Предоставление ВНЖ за инвестиции ВНЖ Туркменистана (Туркмении) выдается инвесторам при инвестициях в экономику страны от $500 тыс.
Гражданство и ПМЖ для инвесторов ПМЖ Туркменистана (Туркмении) выдается на определенный срок с возможностью продления. Гражданство Туркменистана (Туркмении) получить довольно сложно, если нет родственных связей, но право на его получения наступает через 7 лет постоянного проживания в республике.

Туркменистан (Туркмения) на Google Map:

Визовый режим Туркменистана (Туркмении)

Туркменистан – самая закрытая страна на постсоветском пространстве и одна из самых закрытых стран мира. Гражданам всех стран мира необходима виза для его посещения. Есть только несколько исключений: жителям некоторых приграничных районов Казахстана и Узбекистана разрешено посещать сопредельные районы на короткий срок без оформления визы Туркмении.

В некоторых случаях, если визит связан с рабочей поездкой и имеется соответствующее приглашение, визу Туркменистана могут поставить по прибытию в страну, без необходимости получать ее заранее. Срок ее действия – 10 дней с возможностью продления еще на 10 дней.

Финансы в экономике Туркменистана (Туркмении)

Национальные символы Туркменистана (Туркмении): флаг и герб

Флаг Туркменистана (Туркмении): вертикальная полоса с 5-ю орнаментами на зеленом полотнище, белый полумесяц и 5 пятиконечных звезд. Орнаменты символизируют 5 племен и областей. Официально при утверждении флага религиозные мотивы не принимались, однако и зеленый цвет, и полумесяц со звездами присущи официальным символам многих исламских стран.

Дата утверждения: 19 февраля 1992 года.

Флаг Туркменистана (Туркмении)

Герб Туркменистана (Туркмении): 8-конечная звезда, фон зеленый, окантовка золотая. Внутри 5 орнаментов на красном фоне – 5 туркменских племен, а также хлопок, колосья пшеницы и полумесяц со звездами как на флаге. В самом центре на синем фоне лошадь ахалтекинской породы.

Дата утверждения: 2003 год.


Население Туркменистана (Туркмении)

Население Туркменистана стабильно растет. За годы независимости лишь дважды, в 2002 и 2004 годах, фиксировалась убыль. С 1990 по 2019 годы население Туркменистана выросло с 3,622 млн. до 5,942 млн.

Динамика численности населения Туркменистана (млн. человек):

  • * 1,570 – 1960;
  • * 2,159 – 1970;
  • * 2,827 – 1980;
  • * 3,622 – 1990;
  • * 4,800 – 2000;
  • * 4,913 – 2010;
  • * 5,942 – лето 2019.

Туркмения – многонациональное государство. Как и в Кыргызстане с Таджикистаном, самой крупной группой национальных меньшинств являются узбеки.

Национальный состав Туркмении:

  • * 78,57% - туркмены;
  • * 9,38% - узбеки;
  • * 3,23% - русские;
  • * 2,70% - казахи;
  • * 1,19% - татары;
  • * 1,02% - азербайджанцы.

После распада СССР доля русских в Туркмении уменьшилась втрое (в 1989 году – 9,48%). Доля остальных национальных меньшинств существенно не изменилась.

В Туркмении высокий естественный прирост населения. По данным 2013 года коэффициент рождаемости составил 19,46 на 1000 населения, смертности – 6,16 на 1000 населения.

Большинство жителей Туркменистана – мусульмане.

В столице страны, городе Ашхабаде, проживает каждый шестой житель. В ТОП-5 городов Туркменистана проживает 40% населения страны.

На фото – туркмены в национальных костюмах.

Туркмены в национальных костюмах

Экономика Туркменистана (Туркмении)

Большинство жителей Туркменистана занято в сельском хозяйстве – около 50%. При этом доля аграрного сектора в ВВП – не более 10%. Финансовую мощь государства составляют богатые запасы нефти и газа. По показателю запасов и экспорта Туркменистан входит в мировой ТОП.

В этом уязвимость туркменской экономики. ВВП, доходы бюджета и общее благосостояние страны сильно зависят от мировых цен на энергоресурсы. В период мировых кризисов цены на сырье значительно падают, и страны, чей бюджет основан на торговле сырьевыми ресурсами, начинают испытывать проблемы. Туркменистан в их числе.

Страна очень закрытая не только от туристов, но и иностранного капитала. Все ключевые отрасли остаются под полным контролем государства, частичная приватизация коснулась только сферы услуг. Добавим к этому авторитарный режим правления: президент Туркменистана имеет очень сильную власть, он же – глава правительства, а количество сроков законодательно не ограничено.

В период стабильных цен на энергоресурсы внешнеторговый баланс Туркмении показывает значительный плюс. Казалось бы, туркменская валюта должна быть крепка, но в реальности "черный курс" значительно отличается от официального курса. Например, если по официальному курсу минимальная пенсия в Туркмении порядка $72, по курсу черного рынка – меньше $15.

Официальный курс туркменского маната привязан к доллару США и составляет 3,41/1. На черном рынке он доходит до 17-20/1. Купить иностранную валюту по официальному курсу очень сложно, необходимо доказать, зачем она нужна (например, поездка за границу), да и то, выдадут с ограничением.

Туркменистан является членом СНГ. Отношение к другим политическим и военным союзам – отрицательное, в том смысле, что Ашхабад придерживается принципа полного нейтралитета. Из-за своей закрытости Туркменистан даже не входит в ВТО, что также осложняет внешнеторговые операции.

Показатели экспорта/импорта в экономике Туркменистана (2017):

  • * экспорт: $7,1 млрд.;
  • * импорт: $3,5 млрд.;
  • * внешнеторговое сальдо: +$3,6 млрд.

Какие места у Туркменистана по ВВП:

  • * 84 – номинальный, $35,7 млрд. в 2018;
  • * 122 – ППС, $80 млрд. в 2019.

И по ВВП на душу населения:

  • * 66 – ППС, $19518 в 2018;
  • * 82 –номинальный, $7645 в 2018.

  • * … место в EDBI (Индекс легкости ведения бизнеса), отсутствует, 2020 год;
  • * … место в ИЭЗ (индекс экономических знаний населения) отсутствует;
  • * … место в GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), отсутствует, 2018 год;
  • * 108-109 место в ИЧР (индекс человеческого развития), вместе с Узбекистаном, 2018 год.

Фондовый рынок в экономике Туркменистана (Туркмении)

Основали Ашхабадскую фондовую биржу недавно – в 2016 году, работать начала год спустя. Но зачем, если в Туркменистане нет значимых (да и не значимых тоже) акционерных компаний – все под контролем государства?

Фондовая биржа Туркмении основана с единственной целью – торговать государственными облигациями, выпуск которых власти страны наладили с 2015 года. Во всяком случае, пока.

Полезные ископаемые в экономике Туркменистана (Туркмении)

Основные полезные ископаемые Туркменистана:

  • * нефть;
  • * природный газ;
  • * свинец;
  • * сера;
  • * йод;
  • * бром;
  • * мирабилит;
  • * строительное сырье (гипс, гранит, известняк, гравий, песок и др.).

Нефтегазовый сектор в экономике Туркменистана (Туркмении)

Важнейший сектор туркменской экономики, основа финансового благополучия страны.

По добыче нефти Туркмения на 36-м месте с показателем почти 190 тыс. баррелей в сутки. Большая часть производства поставляется на экспорт.

По добыче природного газа Туркменистан замыкает мировой ТОП-10 с показателем 81,7 млрд. кубометров в 2016 году (для сравнения – в 4 раза больше Украины). Почти половина этого объема – до 35 млрд. кубометров, поставляется в Китай.

В 2019 году Россия через "Газпром" снова заключила контракт на экспорт туркменского газа. Ранее РФ и Туркмения разорвали соглашение, хотя еще до 2008 года россияне были основными покупателями туркменского газа.

Совокупно торговля нефтью, нефтепродуктами и газом приносит до 90% всей экспортной выручки Туркмении. Как видите, это очень высокая зависимость от ситуации на рынке. При падении цен на нефть и газ в 2015 году ВВП Туркменистана сократился с $43,52 млрд. до $35,8 млрд., и даже в 2018 году не вернулся на уровень 2014.

На фото – строительство газопровода в Туркменистане.

Строительство газопровода в Туркменистане

Сельское хозяйство в экономике Туркменистана (Туркмении)

Аграрный сектор Туркменистана развит слабо в силу природных условий – страна слишком засушливая. Из 39 млн. га сельскохозяйственной земли орошается только 1,5 млн. га – меньше 5%! По этой причине на основной площади развивается животноводство (в основном овцы, верблюды, крупный рогатый скот разводят только на 1 ферме), выращивание бахчевых культур и хлопка. Производство пшеницы и риса развито в дельте Амударьи.

На фото – сбор урожая на пшеничном поле Туркмении.

Пшеничное поле, Туркменистан

Туризм в экономике Туркменистана (Туркмении)

Туристическая отрасль развита слабо из-за сложностей получения туркменской визы и практически отсутствующей туристической инфраструктурой, хотя посмотреть в Туркменистане есть на что, один только Ашхабад чего стоит. Город основательно отстроили на нефтегазовые доходы. Немало его объектов – рекордсмены. Сам Ашхабад назван наиболее беломраморным городом мира, также в столице самый высокий флагшток, самый крупный фонтанный комплекс, самое крупное архитектурное изображение звезды и крупнейшее колесо обозрения закрытого типа.

На фото – вид на Ашхабад.

Ашхабад, Туркменистан

В Туркменистане находятся знаменитые "Врата ада" – постоянно горящий из-за выхода газа кратер Дарваза, расположенный возле одноименной деревни.

На побережье Каспия расположены морские курорты, основные клиенты – местные жители.

С учетом сложностей получения визы и отсутствием развитой туристической инфраструктуры количество визитов в Туркмению ничтожно мало. Официально сообщается о 130 тыс. визитов в 2018 году. Это само по себе крайне мало, а если учесть, что 108 тыс. из этого числа – приграничные поездки, получаем совсем ничего.

Например, из Германии в 2011 году (более ранних данных нет) в Туркменистан прибыло 1,14 тыс. человек, США – полтысячи, Италии – 277, Японии и Нидерландов – около 250, Франции – чуть больше 200. Всего без учета приграничных посещений из Узбекистана, Туркменистан в 2011 году посетило 8,7 тыс. туристов – меньше 24 иностранцев в сутки! Сравнить можно только с Северной Кореей, которую ежегодно посещает 5-7 тыс. иностранных туристов.

На фото – "Дверь в ад".

Горящий кратер в Туркмении

Крупнейшие внешнеторговые партнеры Туркменистана (Туркмении)

В 2017 году внешними торговыми партнерами Туркмении стали 119 стран. 77% внешнеторгового оборота пришлось на 7 из них – Китай, Турцию, ОАЭ, Иран, Афганистан, Италию, Россию.

Банки Туркменистана (Туркмении)

Основные банки Туркменистана (Туркмении), отмеченные на официальном сайте Центробанка страны:

  • * Государственный банк Внешнеэкономической деятельности Туркменистана (Туркменвнешэкономбанк);
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Туркменбаши";
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Туркменистан";
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Дайханбанк";
  • * Государственный коммерческий банк Туркменистана "Халкбанк";
  • * Государственный банк развития Туркменистана;
  • * Акционерный коммерческий банк "Сенагат";
  • * Туркмено-Турецкий акционерный коммерческий банк;
  • * АКБ "Рысгал".

На фото – офис Туркменвнешэкономбанка.

Туркменвнешэкономбанк

В чем причины проблем экономики Туркменистана (Туркмении) и его валюты

Трейдеры Академии Masterforex-V о проблемах туркменской экономики:

  • * зависимость от мировых цен на нефть и газ;
  • * отсутствие диверсификации экспорта энергоресурсов;
  • * авторитарный режим правления и сильная закрытость, ограничивающие приток инвестиций.

Курс туркменского маната на рынке форекс и экономике Туркменистана (Туркмении)

Курс доллара США к туркменскому манату в Туркменистане (Туркмении)

Курс USD TMT (доллара США к туркменскому манату) – ключевой для туркменских фиатных денег на валютном рынке FOREX.

  1. Курс маната к доллару США – первое, на что обращают внимание трейдеры и инвесторы, ведь доллар – ключевая валюта, в которой проходят многие транзакции и торгуют на ключевых мировых фондовых и других биржевых площадках.
  2. Кросс-курсы туркменского маната к другим фиатным деньгам на бирже и Форексе рассчитывают по соотношениям валют к доллару США.

Онлайн график котировок текущего курса USD TMT (доллар США к туркменскому манату) отсутствует. Причина в том, что официальный курс маната к доллару США закреплен на отметке – 3,41.

Как зарабатывают профессиональные трейдеры Masterforex-V на изменениях курса туркменского маната и остальных валют

Трейдеры и инвесторы зарабатывают на меняющихся котировках (корреляция и волатильность) финансовых инструментов. Т.е. задача состоит в покупке фьючерса, опциона, акций и т.д. дешевле, чем последующая продажа.

Зарегистрироваться для начала торговли нужно через брокера, и почти сразу можно окунуться в мир биржевой торговли. Сегодня торговля гораздо доступней, есть кредитное плечо, другие возможности и инструменты, позволяющие начать торговать людям с самым разным финансовым достатком.

Ознакомьтесь с авторскими материалами Академии Masterforex-V в свободном доступе:

Нажмите на ссылку внизу прямо сейчас и начните свое восхождение к финансовым вершинам!

С уважением, wiki Masterforex-V - курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.


Гурбангулы Бердымухамедов с сыном Сердаром (на фото справа) и другими членами семьи

Олигархическая экономика в Туркменистане, как она устроена и как работает? Об этом пишет Platon.asia:

Пару дней назад Г. Бердымухаммедов приказал 100% поступающей валюты перечислять в Стабилизационный фонд, которую экспортерам возместят в манатах по государственному курсу. Как известно, курс маната на туркменском черном рынке гораздо выше государственного. Иначе говоря, в Туркменистане сейчас очень сложная социально-экономическая ситуация, если Ашхабад принял такой нерыночный, командно-административный инструмент поддержания курса маната. С другой стороны, этот шаг ярко иллюстрирует, как устроена туркменская экономика, какова ее природа. Словом, в Туркменистане экономика выглядит приблизительно также, как в Советском Союзе, за тем лишь исключением, что ее собственниками является небольшая группа лиц, обладающих властью, то есть использующих государство в своих интересах. Условно назовем такую экономику – олигархической.

Известный российский политик, экономист Григорий Явлинский показал, что олигархическую структуру экономики характеризует «опора на неофициальное «право»» и контроль валового внутреннего продукта страны ограниченным кругом лиц, составляющих правящую элиту. Российский политолог Юлий Нисневич полагает, что коррупция является одним из главных механизмов осуществления власти во многих авторитарных режимах. Другими словами, коррупция в Туркменистане является не только материальной, экономической, но и политической, социальной, статусной выгодой. При этом политическая коррупция является основой экономической коррупции с помощью «своих» людей. Так создается закрытая корпорация круговой поруки.

Тем самым туркменская экономика базируется на распределении государством разных ресурсов страны, общества. Ресурсы распределяет властный центр (Г. Бердымухаммедов), в зависимости от степени лояльности, места и роли в сословной и политической системе. В ответ следуют откаты, своеобразный аналог банковского процента. Вся эта схема отнюдь не является коррупцией для общества – это такие правила игры, так устроена вся система, называемая иногда по-научному «власть-собственность». Разумеется, мы не распространяем действенность олигархии и на сферу политической власти, ибо в Туркмении власть сосредоточена в руках только одного человека. В свое время этот человек был хорошим стоматологом, и теперь у многих туркмен болят и зубы, и голова, и вся жизнь от его правления.

Как сообщают разные источники, Г. Бердымухамедов с помощью своей семьи контролирует всю экономику. Приближенный к нему Александр Дадаев, бывший заместитель мэра Ашхабада, возглавляет Союз промышленников и предпринимателей (СППТ), который занимается «черновой» работой по регулированию более 80 процентов всего туркменского экспорта, за исключением углеводородов. Сегодня почти все министерства и ведомства страны подстраивают свою деятельность под СППТ. То есть А. Дадаев является своеобразным консильери Г. Бердымухаммедова. В народе Дадаева называют «личным кошельком» Бердымухаммедова. К примеру, подконтрольные Дадаеву компании «Газык» и «Хазар Балык», в консорциуме с «виртуальной» британской компанией «Global Ecological Ventures» получили в 2018 году большой госзаказ на очистку прибрежной полосы Каспия. Учредителями «Хазар Балык» являются четыре туркменские фирмы «Гуш Топлумы», «Халыс», «Мырадым» и «Рована», которые также контролирует Александр Дадаев. «Гуш Топлумы» непосредственно возглавляет сын Дадаева Виталий, а «Мырадым» — брат Алексей.

В 2019 году Бердымухаммедов подписал постановление, предписав Центробанку Туркменистана за счет государственных средств через коммерческий банк «Рысгал» выделить СППТ кредит на сумму до 2,4 млрд долларов сроком на 20 лет с 1% годовых и 5-летним льготным периодом — для финансирования строительства высокоскоростной автомагистрали Ашхабад–Туркменабад. И еще один кредит — на сумму до 600 млн долларов сроком на 11 лет под 3% годовых с 4-летним льготным периодом для финансирования строительства на месторождении калийных солей Тюбигатан в Лебапском велаяте горнорудного обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений. Кроме того, А. Дадаев контролирует основные мощности по производству стройматериалов в Туркменистане. После начала финансово-экономического кризиса 2015 года в Туркменистане обанкротились все торговые сети за исключением двух — Камиль и Halk Market. Их секрет выживания в том, что они принадлежат Александру Дадаеву. Сейчас идет строительство нового торгово-развлекательного и делового центра в Ашхабаде. Дадаев получил в постоянное пользование участок, размером 8 га для его строительства. Рядом будет построен многоэтажный дом. Помимо этого, Бердымухаммедов передал в ведение СППТ Национальную туристическую зону «Аваза» на Каспии.

СППТ стал закрытым клубом, куда принимают только проверенных на лояльность и сговорчивость предпринимателей, которые понимают, кому они обязаны своими деньгами и поэтому готовы оплатить любой каприз Бердымухаммедова, лишь бы оставаться «в обойме» как можно дольше. Именно так удалось собрать деньги на проведение Азиады. Дадаев открыл представительства СППТ в Австрии, Китае и ОАЭ. Как отмечают некоторые источники, у СППТ сложились устойчивые связи с Министерством иностранных дел и спецслужбами. Через них Дадаев собирает сведения о коммерческих организациях, крупнейших зарубежных промышленных предприятиях. В этом закрытом «клубе» состоят и близкие родственники президента. Так, в прошлом году было создано предприятие закрытого типа «Туркмен Автобан» для строительства дороги стоимостью 2,3 млрд долларов. В предприятие вошли четыре частные фирмы: хозяйственные общества «Алтын Несил», «Огуз Ёл», «Хызмат Меркези» и индивидуальное предприятие «Нусай Ёллары».

Последнюю компанию возглавляет Аннаназар Реджепов, муж старшей сестры президента Дурдынабат Реджеповой, хозяин бизнес-империи, в которую входят заводы по производству гранулированного комбикорма, транспортные компании, сельхозпредприятие по производству мяса, сеть супермаркетов. Его бизнес также представлен в ряде иностранных компаний, зарегистрированных в Турции, Великобритании и нескольких офшорах. В холдинг «Туркмен Автобан» входит еще компания «Хызматдашлар», владелец которой Ходжимурад Реджепов — сын Аннаназара Реджепова. «Хызматдашлар» принадлежат лучшие административные, торговые и производственные площади по всей стране. Эта компания регулярно получает выгодные госконтракты, включая контракт на строительство автомагистрали Ашхабад-Туркменабад.

Тем временем в Туркменистане сейчас царит безработица и количество рабочих мест продолжает сокращаться, в том числе из-за слияний различных государственных учреждений – власти за счет этого экономят. Ведь работа в бюджетной сфере для подавляющего большинства туркменистанцев – единственный источник дохода. Условия для личного бизнеса, без крыши, жесткие до такой степени, что смысла открывать свое дело нет.

Иными словами, в Туркменистане могут делать хороший бизнес только те, кто аффилирован с режимом Бердымухаммедова. Собственно, персоналистские диктатуры мобилизацию поддержки производят посредством селективного распределения «индивидуальных благ определенным группам», используя «политику «разделяй и властвуй», предотвращающую сотрудничество между группами, необходимое для свержения диктатора».

Поэтому персоналистский режим держится в первую очередь за счет лояльности «клики», ближайшего окружения диктатора, которое за преданность получает приоритетное право на передел государственных и общественных ресурсов…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основные бюджетообразующие налоги

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога являются: юридические лица; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 10 минимальных размеров заработной платы в год. При этом следует иметь в виду, что лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей без образования юридического лица и осуществляющие те виды деятельности, на которые установлена патентная плата, не являются плательщиками этого налога. Эти лица уплачивают патентную плату, размер которой зависит от вида предпринимательской деятельности, места регистрации и других критериев и составляет в размере сумму от 5 000 манат до 280 долларов США (уплачивается в манатах по курсу, установленному на межбанковской валютной бирже).
Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в размере 20% облагаемого оборота. При реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, и при реализации товаров по ценам, превышающим цены их приобретения, применяется ставка в размере 16,67%.

Плательщиками являются юридические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров или ввозящие (вывозящие) их на (с) территорию(ии) Туркменистана, а также физические лица, ввозящие (вывозящие) подакцизные
товары.
Что касается ставок акциза, имеется целая таблица с перечислением всех процентов ставок на товар (продукцию).

Налог на прибыль юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую (коммерческую) деятельность на территории Туркменистана через постоянное представительство, либо получающие свои доходы из источников в Туркменистане.

Ставки налога:
25%— для предприятий, за исключением банков, Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана, других бирж и брокерских контор, а также предприятий, в части прибыли, полученной от осуществления посреднической деятельности.
Ставки налога для малых предприятий при общей системе налогообложения малых предприятий:
10% — для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до
50 человек;
30%— для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;
20% — для других малых предприятий с максимальной численностью до 25 человек.
Объектом исчисления налога на прибыль предприятий является — валовая (балансовая) прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) на суммы, предусмотренные соответствующими пунктами инструкции:
— при упрощенной системе налогообложения малых предприятий 20% — для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до 50 человек;
— 24% — для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;
— 22% — для других малых предприятий с предельной численностью до 25 человек.
Объектом исчисления налога на прибыль малых предприятий по упрощенной системе является совокупный валовой доход, полученный за отчетный период и исчисляемый как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены реализованного имущества и внереализационных доходов (положительная разница между доходами и расходами от внереализационных операций).
При этом малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество.
Необходимо отметить, что для отнесения предприятий к малым выручка от реализации товаров (работ, услуг) по основному виду деятельности должна составлять не менее 80% в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в отчетном квартале. Если предприятие осуществляет деятельность в сфере игровых автоматов с денежным выигрышем и казино, то оно должно уплачивать (независимо от имеющихся у предприятия налоговых льгот) ежемесячно суммы в размере:
— за каждый игровой стол — 3 500 долларов США от доходов игровых автоматов без денежного выигрыша;
— за каждый игровой автомат — 200 долларов США;
— от доходов другого рода игровой деятельности с денежным выигрышем, ежемесячно в размере, наибольшем из сумм: за каждое посадочное место— 50 долларов США или за каждый квадратный метр помещения, используемого для этой деятельности — 20 долларов США.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщики: граждане Туркменистана, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие так и не имеющие постоянного места жительства в Туркменистане.
Ставки налога зависят от величины получаемого дохода, как в денежной, так и в натуральной форме и составляют:
до 500 000 манат включительно — 8%;
500 001 до 600 000 — 8,5%;
600 001 до 700 000 — 9%;
700 001 до 800 000 — 9,5%;
800 001 до 900 000—10%;
900 001 до 1 000 000 — 10,5%;
1 000 001 до 1 200 000 — 11%;
1 200 001 и свыше — 12%.
Лица, работающие по совместительству, облагаются налогом по единой ставке в размере 12% от суммы дохода.

Прочие налоги и сборы

Налог на операции с ценными бумагами. Плательщиками налога являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие эти операции на территории Туркменистана.
Ставки налога:
0,5% номинальной суммы эмиссии при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
0,1% стоимости сделки при покупке государственных ценных бумаг;
0,3% общей стоимости сделки с каждого участника сделки при заключении договора купли-продажи негосударственных ценных бумаг.

Налог за пользование недрами. Плательщики: предприятия, объединения и организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставки от 5 до 22% и носят адресной характер. Предприятия, добывающие сырье для производства строительных материалов, уплачивают налог в размере — 5% от выручки без налога на добавленную стоимость, полученной от реализации продукции.
В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 20 марта 2000 г. № 4611 «О внесении изменений в порядок исчисления налога за пользование недрами» плательщиками налога являются юридические и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод.
Объектом исчисления налога является выручка без налога на добавленную стоимость, полученная от реализации продукции налогоплательщиков.
Установлены следующие ставки налога за пользование недрами в процентах к облагаемому обороту:
— Производственное объединение «Туркмениинерал» — 10%;
— Производственное объединение «Карабогсульфат» — 8%;
— Хазарский химический завод — 5%;
— Балканабатский йодный завод — 5%;
— Огланлынский бентонитовый рудник — 5%;
— Комбинат «Гувлыдуз» — 5%.
Другие юридические и физические лица, осуществляющие добычу:
а) природного газа — 22%;
б) сырой нефти — 10%;
в) сырья для производства строительных материалов — 5%;
г) других полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод, — 8%.
Налог за пользование недрами включается в себестоимость реализованной продукции.

Налог на имущество. Плательщики: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, а также предприятия с иностранными инвестициями, представительства, филиалы, отделения иностранных юридических лиц. Ставка налога— 1% от среднегодовой стоимости основных средств, собственных оборотных средств, незавершенного строительства.

Отчисления на государственное социальное страхование. Плательщики: предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица по нанимаемым работникам.
Ставки:
30% — для предприятий, организаций и учреждений;
20% — для крестьянских объединений (дайхан бирлешиклери);
10%— для предприятий Государственного объединения «Туркменхалыбирлешык»;
7% — для коллегии адвокатов.

Налог с владельцев транспортных средств. Налог с владельцев транспортных средств исчисляется по транспортным средствам в зависимости от грузоподъемности, вместимости, мощности и исчисляется в процентах от уровня минимальной заработной платы и устанавливается в размерах от 10% до 200%. Например ставка налога по легковым автомобилям составляет 20% от минимальной заработной платы.

Налог на землю. Плательщиками являются несельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности. Ставка налога зависит от места расположения объекта и степени ее обустроенности, и минимальная ставка составляет:
- г. Ашхабад — 0,2 доллара США;
- в велаятских центрах и г. Туркменбаши — 0,15 доллара США;
- в городах с населением более 30 тыс.человек— 0,01 доллара США;
- для других местностей — 0,05 доллара США и уплачивается в манатах по курсу, установленному на Межбанковской валютной бирже.

Государственная пошлина. За совершение в интересах предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан действий и выдачу документов, имеющих юридическую силу, специально уполномоченными органами, установлена государственная пошлина. Со ставками Государственной пошлины можно ознакомиться в этрапских налоговых инспекциях.
Таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию Туркменистана физическими лицами, взимаются с физических лиц, ввозящих на территорию Туркменистана товары, в размере 5% от таможенной стоимости ввозимых товаров.
По каждому виду налога имеется определенное количество льгот, и поэтому из всех перечисленных видов налогов предприятие может являться плательщиком только по некоторым из них.

Что касается местных налогов и сборов, то до 1 февраля 2000 г. существовало 16 видов местных налогов и сборов.
В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 28 февраля 2000 г. «Об упорядочении системы местных налогов и сборов» в настоящее время действуют следующие виды местных налогов и сборов.

Налог на рекламу. Плательщиками являются предприятия и предприниматели без образования юридического лица. Ставка налога не превышает 5% от стоимости услуг. Объект исчисления налога— стоимость услуг, оплачиваемых за рекламу продукции.

Налог на содержание и ремонт сельских и внутрипоселковых улиц. Плательщиками являются предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, представительства иностранных юридических лиц, расположенных в сельской местности, граждане, проживающие и работающие в сельской местности и предприниматели без образования юридического лица.
Ставки налога:
— для всех предприятий и организаций (за исключением крестьянских объединений и частных товаропроизводителей, являющихся юридическими лицами) — 0,5%;
— для крестьянских объединений — 0,4%;
— для частных товаропроизводителей, являющихся юридическими лицами — 0,3%.
Объектом исчисления налога является выручка от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенная на сумму НДС и акцизов.
Граждане уплачивают налог один раз в год в размере, устанавливаемом местными органами власти, который не должен превышать 10% от среднего уровня зарплаты.

Сбор за выдачу ордера на квартиру. Плательщиками являются физические лица, получившие право на заселение отдельной квартиры. Ставка сбора не превышает 75% минимального размера месячной зарплаты.

Сбор за право торговли. Плательщиками являются предприятия, предприниматели без образования юридического лица и граждане, торгующие личным имуществом в порядке осуществления коммерческой деятельности. Ставка сбора не превышает 10-кратного размера минимальной зарплаты для предприятий, 5-кратного размера зарплаты — для физических лиц в год.

Сбор граждан и предприятий на содержание полиции, на благоустройство территории и другие цели. Плательщиками являются предприятия и граждане Туркменистана, достигшие 18 лет и имеющие постоянную прописку.
Ставки сбора:
— 1% от 12-кратного размера минимальной зарплаты — для физических лиц;
— 1% от годового фонда зарплаты, исходя из минимального размера месячной зарплаты — для предприятий.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Плательщики — предприятия, организации, в том числе бюджетные, и предприниматели без образования юридического лица. Ставка сбора не превышает 10% стоимости заявленных к аукциону товаров, или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты. Объект исчисления сбора — стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущена лотерея.

Сбор с владельцев автостоянок. Плательщики — юридические и физические лица— владельцы автостоянок. Ставка сбора— 0,5% ежемесячно от среднего уровня зарплаты за каждый квадратный метр автостоянки.

Сбор с владельцев собак. Плательщиками являются физические лица— владельцы собак (кроме служебных). Ставка сборов в год с владельцев, проживающих в городах, не превышает 15% заработной платы в год.

Налог на реализацию автомобилей. В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 3 марта 2000 г. № 4596 «О налоге на реализацию автомобилей» с 1 марта 2000 г. на территории Туркменистана вводится налог на реализацию автомобилей и отменен налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
Плательщиками налога на реализацию автомобилей признаются юридические и физические лица, осуществляющие реализацию автомобилей на территории Туркменистана.
Объектом налогообложения является рыночная стоимость реализуемых (передаваемых путем обмена, дарения, передачи по наследству или в иной форме передачи права собственности) автомобилей (автобусов, грузовых и легковых автомобилей на пневматическом ходу). Указанное не относится к:
— передаче автомобилей по наследству лицам, признаваемым наследниками первой и второй очереди в соответствии с Гражданским кодексом Туркменистана Сапармурата Туркменбаши;
— дарению автомобилей родителям, супругам, братьям, сестрам, сыновьям, дочерям, внукам, а также родителям, братьям, сестрам и детям супругов;
— реализации автомобилей бюджетными предприятиями и организациями.
Ставка налога на реализацию автомобилей устанавливается в размере 5% от рыночной стоимости реализуемых автомобилей. Рыночная стоимость автомобилей ежеквартально определяется Национальным институтом статистики и прогнозирования Туркменистана. Налог на реализацию автомобилей уплачивается до момента оформления сделки по реализации автомобилей.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Ашхабад, Туркменистан

EurasiaNet, США © AP Photo, Alexander Vershinin

Можно сколь угодно обвинять статистиков в Туркмении в ненадежности и отсутствии прозрачности, но одно неоспоримо — они последовательны. Turkmenistan: Down in the dumps

На состоявшемся 9 апреля заседании кабмина, посвященном экономическим вопросам, вице-премьер Гадыргельды Мушшиков объявил, что в январе-марте ВВП страны увеличился на 5,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Похоже, в Туркмении эта цифра обладает магической силой — в феврале президент Гурбангулы Бердымухамедов привел ту же самую величину, сообщая правительству о росте экономики в прошлом году.

В опубликованном на прошлой неделе докладе Международного валютного фонда «Перспективы развития мировой экономики» содержится другая цифра. Указанные им 0,8 процента явно противоречат утверждениям Ашхабада. Между тем на странице сайта МВФ, где размещены данные Международной финансовой статистики, которая почти всегда основывается на официальных цифрах стран-партнеров, до сих пор нет информации по ВВП Туркмении за 2020 год.

Предоставляемые Ашхабадом цифры поражают своим диссонансом и оторванностью от реальности. Мушшиков высоко оценил достижения возглавляемого им правительства, отметив, что в первом квартале объём производственный сектор якобы подрос на 3,2 процента. Но это ничто по сравнению с темпами роста оборота розничной торговли, которые увеличились на 17,7 процента.

И по традиции Бердымухамедов в очередной раз разразился критикой, подрывая свои собственные заявления о сногсшибательных достижениях. Он с раздражением отметил, например, что нефтеперерабатывающие заводы страны уже давно работают только на 40 процентов мощности.

«Добыча углеводородов не растет, а половина нефти идет на экспорт», — сказал он. Он также посетовал на недостаточный уровень инвестиций в энергетический сектор. Бердымухамедов упомянул о неиспользованных запасах нефти и газа в Каспийском море, заявив, что этот вопрос вызывает особую озабоченность.

Некомпетентное управление экономикой приводит к еще более печальным последствиям для простых граждан. 10 апреля на базирующемся в Амстердаме новостном сайте Turkmen.news бы размещен репортаж о том, как роющиеся в мусорных баках люди в последнее время становятся все более привычным зрелищем по всей стране.

«Кто-то разыскивает овощные очистки, чтобы накормить скотину, — сказал житель Марыйского велаята (района — прим. ред.) изданию, — кто-то ищет бутылки, чтобы сдать их и немного подзаработать. Часто этим занимаются дети, которые почти наравне со взрослыми вынуждены заботиться о семейном бюджете».

Производство вакцины «Спутник V»

По сообщению Радио Азатлык, власти Марыйского велаята пытаются бороться с людьми, копающимися в контейнерах с отходами. Они их фотографируют, записывают личные данные и требуют от них расписку в том, что с ними провели «разъяснительную работу». Было также предложено другое, более креативное, но достаточно грустное решение проблемы: одеть этих людей в униформу сотрудников коммунальных служб, чтобы, по крайней мере, они не так бросались в глаза.

Turkmen.news пишет о том, что поголовье домашней птицы, которую туркменские граждане разводят на своих подворьях, сократилось из-за резко возросшей стоимости кормов.

Приближение священного месяца Рамадан не принесло облегчения. Как сообщило 7 апреля базирующееся в Вене издание «Хроника Туркменистана», наступление этой поры, которой традиционно предшествуют праздничные обеды и торжества, вызвало большой спрос на говядину и даже верблюжье мясо, спровоцировав резкий скачок цен на оба продукта.

Проблемы возникают даже с основными продуктами питания. 11 апреля «Хроника» сообщила, что городские власти Ашхабада потребовали от частных пекарен приостановить работу, чтобы помочь решить проблему нехватки муки в государственных магазинах. Существует подозрение, что частники скупают реализуемую по субсидированным ценам муку, а затем устанавливают на нее наценку. Между тем, по словам жителей Дашогуза, государственные магазины иначе решают проблему дефицита: стандартная буханка хлеба, которая должна весить около 450-470 граммов, теперь стала на 100 граммов легче.

Национальная валюта, манат, никогда не отличавшаяся стабильностью, переживает трудные времена на черном рынке. Брюс Паньер, обозреватель Радио Свободная Европа — Радио Свобода, поделился информацией, полученной от своих коллег из туркменской службы, о том, что в какой-то момент в начале апреля курс доллара достиг отметки 40 манатов. В марте его стоимость составила 33-33,5 маната. Официальный, но совершенно липовый курс составляет 3,5 маната за доллар.

Радио Свобода отчасти связывает это резкое падение с сокращением объема денежных переводов, осуществляемых работающими в Турции трудовыми мигрантами из Туркмении. Еще одним фактором является недавнее открытие границы с Ираном. Отчаянные попытки оптовых продавцов скупить твердую валюту, которой можно оплатить импортные товары, негативно сказывается на обменном курсе.

Вести внешнюю торговлю через банки торговцам невыгодно из-за оторванности обменного курса от реальности.

Это не помешало Бердымухамедову принять участие на этой неделе в церемонии открытия 15-этажных административных зданий, построенных французской строительной компанией Bouygues для двух местных банков — «Туркменбаши» и «Сенагата». Кредитная организация, упомянутая первой, является государственной, в то время как вторая — якобы акционерное, государственно-частное предприятие, хотя подобные нюансы в Туркмении не имеют ровным счетом никакого значения.

Эта неуклюже выстроенная централизованная банковская система является неотъемлемой частью программы перехода к рыночной экономике. Одна из заявленных приоритетных задач банка «Туркменбаши» — предоставление кредитных линий финансируемым государством предприятиям, осуществляющим деятельность в нефтегазовой, транспортной, коммуникационной и строительной отраслях.

Власти вновь и вновь возвращаются к мысли о том, что как граждане, так и крупные предприятия должны платить по счетам. Ничто так не может помочь собраться с мыслями, как долги.

Что касается кадровой политики, сын Бердымухамедова и его предполагаемый преемник Сердар продолжает стремительно пробираться во все сферы государственного управления и расширять свое влияние. В начале этого года Сердар Бердымухамедов занял целый ряд руководящих постов, в том числе должность вице-премьера.

По всей видимости, Бердымухамедов-старший озабочен тем, что у министра иностранных дел Рашида Мередова, вероятно, слишком много работы на посту главы десяти межправительственных комиссий. Поэтому 9 апреля он распорядился назначить своего сына сопредседателем туркмено-российской и туркмено-японской межправительственных комиссий, а Мередова освободить от вышеназванных должностей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: