Налог на имущество физических лиц дипломная работа

Опубликовано: 16.05.2024

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1. Теоретические и исторические аспекты возникновения налога на имущество физических лиц 6
1.2. Основные характеристики элементов налога на имущество физических лиц 10
1.3. Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 27
2.1. Анализ исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в 2012-2014гг. 27
2.2. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в местный бюджет в 2012-2014гг. 36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ 50
3.1. Проблемы имущественного налогообложения физических лиц в РФ 50
3.2. Перспективы налогообложения имущества физических лиц 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Эффективное использование налогов в решении социально- экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям современной российской экономики.
Органы местного самоуправления формируют свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Элементом местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений, от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога.
В современный период времени роль имущественного налогообложения возросла. Этому способствовали растущие поступления налогов в бюджеты различных уровней, а также более равномерное распределение поступающих налогов по регионам.
Поступление платежей по имущественным налогам поступили не только в региональные и местные бюджеты, не являвшихся по налоговому законодательству плательщиками этих налогов, но и в места расположения бюджета налогоплательщика этого налога.
Роль налога на имущество физических лиц объясняется просто. Это наиболее легкий способ пополнения бюджетов различных уровней. Этот вид прямого налогообложения является самым защищенным от уклонения по уплате или сокрытию налогооблагаемых объектов.
Налог на имущество физических лиц - это местный налог, который направлен на регулирование процесса накопления и концентрации имущества в собственности налогоплательщика.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налога.
Министерство финансов РФ в «Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 года» определило одной из мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, введение налога на недвижимое имущество для физических лиц. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, вместе с тем данный документ представляет собой базу для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах.
Поэтому с 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнился новой главой 32, которая называется «Налог на имущество физических лиц». Она заменила Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1. «О налогах на имущество физических лиц».
Отличительной чертой налогов на имущество является то, что их взимание не учитывает индивидуальную платежеспособность налогоплательщика и определяется только характеристиками имущества. В целях сглаживания социальной напряженности в обществе такие налоги следует вводить поэтапно, так как возможно недовольство со стороны слоев населения с низкими доходами. Вместе с тем налог носит прогрессивный характер и дорогостоящее имущество, принадлежащее гражданам обеспечит значительную долю налоговых поступлений в муниципальные бюджеты. Поправки в налоговое законодательство внесены Федеральным законом от 04.10.14 № 284-ФЗ о внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ «О налогах на имущество физических лиц».
На первом этапе предлагается в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
Актуальность изучения налогообложения имущества физических лиц связана с постоянными изменениями в налоговом законодательстве России, а также рассмотрением оптимизационных мероприятий, направленных на снижение налогового бремени физически лиц.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей налогообложения имущества физических лиц.
Предметом выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов реализации имущественного налогообложения в РФ и РД.
Объектом выпускной квалификационной работы является налог на имущество физических лиц.
Задачами выпускной квалификационной работы является:
- рассмотрение теоретических основ механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц по новому законодательству;
- изучение истории возникновений налога на имущество физических лиц;
- рассмотрение элементов налога на имущество физических лиц;
- изучение зарубежного опыта налогообложения имущества физических лиц;
- анализ и оценка поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный и местные бюджеты Российской Федерации и Республики Дагестан;
- исследование основных проблем и перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В целом в условиях переходной экономики приоритетным должно стать взимание налога, построенное на принципах личного обложения. Это обусловливается усиливающимся имущественным неравенством, которое может быть уменьшено при помощи взимаемых налогов: личные налоги способствуют уменьшению социальной напряженности переходного периода.
По нашему мнению, первоочередные меры совершенствования налогообложения имущества физических лиц включают в себя следующие моменты: определение реальной рыночной стоимости имущества, служащей базой налогообложения, увеличение ставки налога со строений и возможность ее реальной дифференциации; введение необлагаемого минимума по налогу со строений, помещений и сооружений; сокращение действующих льгот и постепенное сближение налогообложения имущества физических и юридических лиц. Это основные мероприятия, которые следовало бы осуществить на первом этапе.
Вторым этапом перестройки системы налогообложения имущества может быть установление единого объекта налога - недвижимости, включающей земельный участок и строения на нем. В дальнейшем развитие видится в расширении объекта налогообложения за счет включения в него акций, облигаций, вкладов в кредитные учреждения и др.
Повышение значимости поимущественного обложения в России предполагает прежде всего совершенствование налогообложения отдельных видов имущества (зданий, сооружений, земельных ресурсов), которые легко учесть в виду их наглядности, а значит, и более простой идентификации налогооблагаемой базы.
Другим направлением изменения налога на имущество физических лиц является существенное сокращение действующих льгот, т. е. осуществление равного подхода к собственникам имущества, независимо от отнесения их к какой-либо категории. Более целесообразно предоставлять льготы по экономическому смыслу, выводя из-под налогообложения имущество, служащее для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей (например, в жилье).
На федеральном уровне следовало бы установить необлагаемый минимум по налогу на имущество (со строений) в пределах социальных норм проживания, предоставив право местным органам самоуправления, исходя из экономических условий устанавливать дополнительные льготы для групп плательщиков (а не для отдельных лиц) в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие бюджеты. При введении необлагаемого минимума следовало бы учитывать семейное положение плательщиков, т. е. размер освобождаемого от налогообложения имущества должен увеличиваться в соответствии с количеством членов семьи налогоплательщика, совместно с ним проживающим.
Хотя, с экономической точки зрения, в объект обложения следовало бы включать такие материальные и нематериальные активы, как ценные бумаги, депозиты, вклады, права и т. д., мы считаем, что обложение этих видов имущества в России и других странах-участниках СНГ пока преждевременно. Освобождение от налога названного имущества позволит заинтересовать население в активном использовании свободных денежных средств как источника инвестиционных ресурсов.
Также мы считаем, что в условиях переходной экономики России должно стать взимание налога на имущество физических лиц, основанного на принципах личного обложения. Это необходимо потому, что усиливается неравенство, при взимании налогов. А личные налоги этому препятствуют и снимают социальную напряженность переходного периода.
Также к мерам совершенствования налогообложения имущества физических лиц можно отнести определение рыночной стоимости имущества физического лица, которая служит базой налогообложения. Можно увеличить ставки налога со строений и улучшить возможность ее разграничений.
В будущем налог на имущество физических лиц необходимо пересмотреть так, чтобы ввести необлагаемый минимум по налогу, а также сократить действующие льготы.
Реформирование налогообложение имущество позволит значительно увеличить налоговые поступления в муниципальные бюджеты не только за счет повышения налоговой нагрузки на среднего плательщика, но и за счет ограничения льгот, применения прогрессивных налоговых ставок на нежилую и элитную недвижимость, а также принятия мер, направленных на обложение налогом ранее неучтенных и неоцененных объектов.
Вот основные мероприятия по совершенствованию и оптимизации налогообложения имущества физических лиц, которые необходимо применить в ближайшей перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правовые нормативные акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2015)
2. Федеральный закон от 29.11.2012г. №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
3. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: http://base.garant.ru.
4. Федеральный закон Российской Федерации №379-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
5. Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 года №110-ФЗ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
6. Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».
7. Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101 -р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)».
8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. (Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года)
2. Учебники, научные труды, монографии
9. Горбатко Е.С. Учет требований рынка к формированию компетенций работников налоговых служб. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1.
10. Кашин В.А., Сулейманов Д.Н. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов: современные подходы и инструменты. 2013. №11.
11. Присягина Г.Н. Налог на имущество физических лиц. М.: Финансы.- 2011.

3. Сборники статей, материалы научно-практических конференций
12. Абдулгалимов A.M., Арсаханова З.А. Теоретические и практические рекомендации по развитию налогообложения имущества физических лиц. Горизонты экономики. 2012. № 5.
13. Абрамова А.В. Налог на имущество физических лиц в налоговом кодексе РФ // Муниципальная экономика. - 2014. - №4.
14. Абрамян Д.С. Налогообложение недвижимого имущества в России: проблемы и перспективы // Наукапарк. - 2014. - №9.
15. Агузарова Ф.С. Роль имущественных платежей физических лиц в налоговом потенциале. Налоговая политика и практика. 2012. № 3-1.
16. Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. Роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета муниципального образования. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. №2.
17. Баханаева А.А. Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития // Студенческие научные исследования. 2014. № 4
18. Белов С. Налог на имущество. Передаточные схемы//Двойная запись. 2011. № 11.
19. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества // «Инфотропик Медиа», 2011г.
20. Бестаева З.У. Налог на имущество физических лиц: Актуальные проблемы и перспективы развития. Налоги и налогообложение. 2012. № 6.
21. Богуславская Н. Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП.- 2011.
22. Бойцук И.И. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц по новым правилам // ЗАО «Курск». - 2014. - №44.
23. Бородина Ю.И. Налог на недвижимость: новый механизм исчисления // Наука и образование. - 2014. - №12.
24. Вяльцеа Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 48.
25. Вяльцев Н.Н. Проблемы введения налога на недвижимость физических лиц в России. Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
26. Вяльцев Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц // Управление экономическими системами. - 2012. - №12.
27. Гаврильева Т.Н. Налог на имущество физических лиц как база ожидаемого налога на недвижимость. ЭКО. 2013. № 2.
28. Заббарова О.А. Введение налога на недвижимость имущество для физических лиц: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами. - 2015. - №1 (73)
29. Ильин И.Е. Новые аспекты налога на имущество физических лиц // Аудитор. - 2014. - №11.
30. Карасева А.Д. Особенности налогообложения имущества физических лиц в РФ и зарубежных странах // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №16.
31. Ким Н.Т. Реальность реформирования имущественного налогообложения в России. Российское предпринимательство. 2012. № 18.
32. Кузнецова Л.В. Оценка выпадающих доходов бюджета государства в связи с предоставлением льгот по налогам, взимаемым с имущества физических лиц, на примере ПФО // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. - 2013. - №4.
33. Курков И.И. Налог на имущество физических лиц в России: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - №1 (5)
34. Мацепуро Н.А. Налоговая политика на 2013 - 2015 годы Мацепуро Н.А. - «Главная книга». - 2012. - №10.
35. Мацкявичене Е.В. Льготы по налогу на имущество физических лиц // Бухучет. - 2014. - №9.
36. Пичугин А. В. Налог на имущество физических лиц: реалии и прогнозы. Налоги и финансовое право. 2012. № 1.
37. Сандырев Г.Г. Особенности юридических конструкций налогов с физических лиц. Финансовое право. 2012. № 2.
38. Сулейманов Д.Н. Новый закон о налоге на имущество физических лиц - экзамен на налоговую грамотность // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №1-2.

4. Интернет-источники
39. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
40. Нововведения налога на имущество-http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/506351/20-metrov-bespla
41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
42. Статья 15. Бюджет субъекта Российской Федерации. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://bk-rf.ru/3/15.html. Дата обращения: 10.02.2015.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Актуальность дипломной работы. В условиях рыночных отношений налог на имущество физических лиц является одним из важнейших экономических регуляторов органов местного самоуправления. От того, насколько правильно построена система взимания налога на имущество физических лиц, зависит эффективное функционирование местного бюджета. Именно налог на имущество физических лиц на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах налогового реформирования, равно как и острой критики на местном уровне. В связи с тем, что система взимания налога на имущество физических лиц в России создана в 90-е годы практически заново, мало работ отечественных авторов по налогу на имущество физических лиц, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по реформированию этих налогов, отвечающих нашим российским реалиям.
Экономически оправданных предложений требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, ступор реального сектора, резкая дифференциация в доходах. Меняются ставки налога, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по исчислению и уплате налога на имущество физических лиц. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства.
В настоящее время перед Россией стоит задача преобразовать свою экономику, перевести ее на новые рельсы и продвинуться на пути экономического развития в направлении достижения благосостояния каждого гражданина. Естественно, здесь основной предпосылкой является рациональное налогообложение имущества физических лиц, которое наиболее приближается к социально-ориентированной товарно-денежной экономике. Способы решения и тенденции выявлены. В такой же мере требуется безотлагательно преобразовать налоговое законодательство таким образом, чтобы это позволило российской экономике не только утвердиться на своем собственном рынке, но и также стать конкурентоспособной на международных рынках. Для этого в нашей стране имеются хорошие возможности.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
-изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц;
-оценена особенность, роль и значение налога на имущество в доходах местных бюджетов;
-проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налога на имущество физических лиц;
-проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на имущество физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
-представлены основные направления особенностей совершенствования взимания налога на имущество физических лиц.
Предметом анализа в настоящей дипломной работе является порядок взимания и формирования налога на имущество физических лиц, проблемы собираемости налога.
Объект дипломной работы: Межрайонной ИФНС России № 2 по ЯНАО.
Методологической и теоретической основой данной работы являются: Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий порядок взимания налога на имущество физических лиц; инструктивные материалы ФНС; труды ведущих теоретиков налогового права и практических работников существующие проекты реформирования налогообложения, сформулированные соответствующими комитетами Государственной Думы, Федеральной Налоговой Службы, Законы ЯНАО.
Фактологическую базу исследования составляют материалы Госкомстата Российской Федерации, Федеральной Налоговой Службы, России периодические экономические и специализированные налоговые издания.
В данной работе применены следующие методы исследования: сравнительный анализ, экономико-статистический анализ. В первую очередь это касается анализа теоретического материала, накопленного на настоящий день по данной проблеме. В работе представлен анализ имеющегося статистического материала, анализ работы Межрайонной ИФНС России № 2 по ЯНАО.
Теоретическая и практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач налогообложения имущества физических лиц, определении особенностей перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

МестоСубъект РФМестные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц) на душу населения (руб.)Разрыв между максимальным и минимальным

Налог на имущество физических лиц

Другие дипломы по предмету

1 Экономическая сущность налогообложения имущества физических лиц

1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество

1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой

1.3 Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации

2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований

2.1 Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований

2.2 Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Самарской области

3 Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации

3.1 Результаты эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери

3.2 Перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации

Основным источником доходов для денежного содержания государства являются налоги. Зависимость российской системы налогообложения от политического устройства всегда являлось ее особенностью.

История развития имущественного налогообложения в России свидетельствует о том, что государство практически никогда не отказывалось от налогообложения различных видов имущества, принадлежащего населению, несмотря на то, что в отдельные периоды поступления от них были незначительны.

Для досоветского периода развития имущественного налогообложения в России характерен взгляд на объект имущественного налогообложения в основном через призму приносимого имуществом дохода. И поскольку Россия была аграрной страной, удельный вес земельного налога был гораздо больше, чем других поимущественных налогов.

Позднее имущественное налогообложение населения в СССР утратило черту учета приносимого объектом налогообложения дохода. Сохраняется это положение и на современном этапе в сложившейся российской налоговой системе, свойственной периоду перехода к рыночным отношениям.

Собственность в юридическом смысле порождает проблемы, поскольку при налогообложении происходит процесс изъятия у налогоплательщиков части их доходов в государственную казну и казну органов местной власти.

Специфика объекта налогообложения имущества, а также национальные традиции, направленность экономического регулирования позволяют говорить о том, что налогообложение имущества в Российской Федерации - это институт финансового права Российской Федерации, объединяющий в своей совокупности нормы, направленные на урегулирование общественных отношений по установлению, введению, взиманию, контролю за уплатой, ответственности в случае ненадлежащей реализации налогового обязательства таких видов налогов, как: земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог (то есть налогов, имеющих специфический объект).

Роль имущественного налогообложения в последние годы возрастает, чему способствует и рост налоговых поступлений, и более справедливое их территориальное распределение. С 1998 года платежи по имущественным налогам стали поступать не только в бюджеты по месту расположения в налогоплательщика, но и в региональные и местные бюджеты по месту нахождения его территориальных подразделений, не являвшихся по Закону плательщиками налога. Налог на имущество физических лиц является наиболее простым и действенным способом пополнения бюджетов муниципальных образований. Одновременно этот вид прямого налогообложения является наиболее защищенным от уклонения по уплате или сокрытию объектов налогообложения.

Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.

Таким образом, актуальность исследования проблем налогообложения имущества физических лиц обусловлена проведением налоговых реформ в Российской Федерации в направлении налогообложения физических лиц, а также недостаточностью разработанности юридических аспектов данного вопроса.

Объектом исследования курсовой работы является система общественных отношений, складывающаяся при осуществлении государством функций установления, введения и взимания имущественных налогов, а именно налога на имущество физических лиц.

Предмет исследования - федеральное законодательство, регулирующее общественные отношения в области имущественного налогообложения, теоретические и практические аспекты, направленные на урегулирование отношений между государством и налогоплательщиками по поводу установления и взимания имущественных налогов.

Методологическую основу исследования составляют используемые современной наукой методы научного познания, позволяющие наиболее полно и всесторонне раскрыть объект и предмет производимого исследования. При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись исторический, сравнительно-правовой, логический, технико-юридический методы, применяемые в гуманитарных науках, обобщение собранных данных.

Теоретическую основу исследования составляют труды Артемова Н.М., Ашмариной Е.М., Брызгалина A.B., Веремеенко И.И., Горбуновой О.Н., Грачевой Е.Ю., Гуреева В.И., Жданова A.A., Кучерявенко Н.П., Пепеляева С.Г., Пискотина М.И., Толстопятенко Г.П., Черника Д.Г., Химичевой Н.И. Цыпкина С.Д. Шохина С.О. и других ведущих специалистов в области финансового права.

Анализ правовых вопросов установления и взимания имущественных налогов с физических лиц современного периода потребовал обращения к трудам по общей теории права, финансовому и другим отраслям права: Александрова Н.Г., Алексеева С.С., Бесчеревных В.В., Братуся С.Н., Вороновой Л.К., Иоффе О.С., Карасевой М.В., Кашаниной М., Комковой Г.Н., Куфаковой H.A., Кучейник Л.Г., Лившица Р.З., Матузова Н.И., Мицкевича A.B., Русоковой И.Г., Покачаловой Е.В., Разгельдеева Н.Т., Ровинского Е.Т., Старилова Ю.Н., Шаргородского М.Д. и многих других.

Проблемам регулирования налогообложения отдельных видов имущества в финансовой и финансово-правовой науке уже уделялось определенное внимание. Огромное наследие по вопросам налогообложения земли, иных видов недвижимого имущества, а также наследств и дарений оставили дореволюционные исследователи: Безобразов В.Т., Гок К.Г., Гурьев А.Н., Иловайский С.И., Лебедев В.А., Львов Д.М., Нитти Ф., Озеров И.Х., Pay К.Г., Тургенев Н.И., Янжул И.И. и др. Вместе с тем комплексного исследования проблем правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц финансово-правовая теория не имеет.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа и обобщения действующей практики в области имущественного налогообложения рассмотреть соответствующие теоретические положения; сделать обзор международной практики налогообложения имущества; рассмотреть имущественное налогообложение, как механизм, необходимый для выравнивания публичного и частного интересов; выявить конкретные недостатки в действующем налоговом законодательстве, регулирующем отношения в области имущественного налогообложения и рассмотреть перспективы налогообложения имущества физических лиц.

Задача работы состоит в том, чтобы:

-дать характеристику понятия «имущественные налоги»;

-определить правовые принципы налогообложения имущества;

-дать законодательное определение недвижимости;

-осветить основные элементы налога с имущества физлиц;

-проанализировать роль налога на имущество физических лиц в доходах муниципальных образований;

-рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость.

Теоретическая и практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач налогообложения имущества физических лиц, определении особенностей перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.

1 Экономическая сущность налогообложения имущества физических лиц

1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без нанесения ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. В случае их отделения от земли они становятся движимым имуществом.

Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) к недвижимому имуществу отнесены жилые и нежилые помещения как часть здания.

Пунктами 1 и 2 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что объектом налогообложения может быть имущество, под которым понимаются виды объектов гражданских прав (кроме имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

В соответствии со ст. ст.8, 9, 35, 36 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в частной собственности (вк

Пример готовой дипломной работы по предмету: Налоги

Содержание

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

1.1. Характеристика основных имущественных налогов,

уплачиваемых физическими лицами

1.2. Порядок исчисления и уплаты имущественного налога

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС)

2.1. Оценка поступления имущественного налога физических лиц

2.2. Контроль за уплатой имущественного налога физических лиц

2.3. Проблемы налогообложения имущества физических лиц

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка из текста

В современных условиях налоговая система находится в тесной взаимо-связи с конституционно-правовыми основами и устоявшейся финансовой сис-темой государства, поскольку сама налоговая система государства является со-ставной частью финансовой системы, а налоги и сборы являются носителем фискальной функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовы-ми ресурсами.

В большинстве развитых стран мира поимущественные налоги являют-ся важнейшей составляющей налоговой системы, чего нельзя сказать о Рос-сии. Важность налогов с физических лиц имеет огромное значение и для са-мого населения страны.

Как и в любой стране мира, любой человек ни под каким предлогом не хочет платить налоги, однако взимание части дохода с высокообеспеченных граждан страны в бюджет страны позволяет перераспределять доходы между менее обеспеченными гражданами. В то же время, взимание налогов с физи-ческих лиц, получающих совокупного дохода меньше, позволяет государство косвенно заботиться о гражданах, проводя пенсионную политику, средства на которую опять же взимаются с населения.

Экономическая роль налогов с физических лиц характерна для денеж-ных отношений, которые складываются у государства с физическими лицами в ходе формирования бюджетных и внебюджетных фондов.

Тем не менее, доля этих налогов в системе доходов в консолидирован-ном бюджете, а также в бюджете субъектов федерации и местных субъектов не высока.

Действующие в данные период времени в России налоги на имущество физических лиц, а также земельный налог не отражают реалий современной экономики, что объясняется определенными недостатками, такими как нера-циональный учет и использование объектов недвижимости, несоответствие налоговой базы современной экономике. Кроме того, данные налоги неэф-фективны в части социального неравенства, потому что хорошо обеспечен-ные граждане уклоняются от уплаты этих налогов.

Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью рационализации формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала налога в целом. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера.

Наблюдаются низкая собираемость имущественных налогов и проблемы администрирования (использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).

Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день одним из важнейших имущественных налогов является налог на имущество физических лиц, потому что он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Целью работы является рассмотрение особенностей налогообложения физических лиц, а также изучение основных направлений совершенствова-ния механизма налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:

  • изучить историю развития поимущественного налогообложения в РФ;
  • рассмотреть основные элементы налога на имущество физических лиц;
  • проанализировать деятельность Межрайонной ИФНС России по исчислению и взиманию основных налогов и сборов;

– выявить имеющиеся недостатки в системе налогообложения имущества физических лиц;

  • предложить механизм оптимизации налогообложения имущества физических лиц в РФ.

Предметом исследования является совокупность теоретических и прак-тических аспектов механизма налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации.

Объектом исследования являются субъекты налогов, взимаемых с фи-зических лиц – собственно, граждане страны.

В исследование теоретических и практических основ формирования системы налогообложения физических лиц существенный вклад внесли оте-чественные авторы: С.Ю. Алехин, Н.Г. Апресова, В.А. Арсеньева, И.Т. Бала-банов, М.Ю. Березин, В.П. Дьяченко, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, Л.В. Попова, О.В. Скворцов, Д.А. Смирнов и другие.

Среди зарубежных авторов данному вопросу уделяли внимание Т. Гол-ланда, М. Леруа, М. Прайссера, Г. Харрисона, Дж. Эккерта и другие.

Несмотря на это, большая часть работ посвящается частным проблемам налоговых платежей за отдельные объекты имущества, а также критике су-ществующей системы имущественного налогообложения. Нерешенными ос-тается еще много проблем организационного, методического и методологи-ческого характера, решение которых позволит построить в Российской Феде-рации эффективную систему налогообложения имущества физических лиц.

Методологической основой исследования являются: аналитический ме-тод (позволяющий проанализировать состояние системы налогообложения недвижимости); сравнительный метод (позволяющий сопоставить правовые категории, юридические конструкции и законодательство в разных странах); эмпирический метод (позволяющий выявить перспективы развития механиз-ма налогообложения имущества физических лиц в будущем).

Информационной базой являются законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере налогообложения имущества, аналитические данные Федеральной налоговой службы и Министерства фи-нансов РФ, официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности приме-нения методических рекомендаций по совершенствованию налогообложения имущества физических лиц органами власти субъектов РФ и местного само-управления, что в свою очередь может оказать положительное воздействие на общую социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации.

Читайте также: