В римской империи с граждан взимались более 200 видов налогов и сборов на пшеницу

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2018-02-14 views image
1308

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon

Прямое налогообложение в Древнем Риме.

Важнейшим видом прямого налога являлся трибитум — разновидность имущественного налога. В основе формирования налоговой обязанности лежала предварительная оценка имущества цензором. Она осуществлялась один раз в пять лет. Для этой цели все граждане, разделенные на грибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле; здесь цензор осматривал оружие каждого. В цензорские таблицы заносилось имя гражданина, сведения о его происхождении, роде занятий и величине имущества. В соответствии с величиной имущества граждане делились на несколько классов. Оценка имущества основывалась на добросовестном показании граждан; обмана со стороны последних почти нечего было опасаться — это было время самых строгих нравов. Впрочем, государство всегда могло знать число своих граждан; для этого закон предписывал при рождении каждого ребенка жертвовать медную монету в храм Юноны, в случае его смерти — в храм Венеры, а при облачении юноши в мужскую тогу такую же монету жертвовали в храм Юности. За неверные показания гражданин лишался всех своих прав и продавался в рабство. Разделенные на классы граждане несли податную тяжесть без изменения пять лет. Каждый ценз проверял их имущественные отношения и, если того требовали обстоятельства, вел к составлению новых списков отдельным классам; богатые вносились в высшие разряды, обедневшие пречислялись к низшим. Ценз не давал, впрочем, представления о действительной стоимости имущества, потому что при оценке не вычитались долги. Кроме того, некоторые предметы цензоры оценивали по собственному усмотрению выше их стоимости в качестве противодействия роскоши. Граждане шестого класса, куда зачислялись имевшие имущество, стоимость которого не превышала 1,5 тысячи асс, были свободны от подати и военной службы. С каждой тысячи асс взимался налог один или два асса в случае, когда это вызывалось государственной необходимостью. Вдовы и сироты платили деньги, шедшие на покупку лошадей для военной службы.

К числу прямых налогов относилась и так называемая уринная подать (налог на отхожие места). Этот налог был введен императором Веспасианом как промысловый налог с лиц, содержащих уличные отхожие места. Доходы этих лиц формировались из платы за пользование отхожими местами и доходов, получаемых от садовников и цветочников при удобрении почвы.

В 6 году н. э. император Август ввел налог с наследства, который был первым налогом с наследств, воспринятым затем многими налоговыми системами. Этим налогом облагалось любое наследство, достававшееся как родственникам, так и неродственникам в размере 1/20 цены или 5%. При Каракалле ставка этого налога была увеличена вдвое (до 10%), однако позднее опять понижена до 5%. Доходность этого налога была значительна. Известно, что в Риме при Августе укоренился обычай безбрачия, против которого государство издавало строгие законы; но они не были действенны. Имущество в результате безбрачия часто переходило в чужие руки; богатые холостые люди, избегавшие супружества, всегда были окружены толпой бедных друзей, которые терпели все капризы богатого патрона, чтобы получить после его смерти часть наследства (и действительно получали), причем в качестве неродственников должны были вносить незначительный налог.

Главным источником дохода в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

Косвенные налоги в Древнем Риме.

Систему косвенных налогов Рима составляли вектигаль и порториум.




Вектигаль в широком смысле означал разнообразные косвенные сборы, по сути, представлявшие собой транзитную пошлину с товаров, перевозимых из одной местности в другую — через римское государство. Однако сюда включались и платежи, не имеющие транзитного характера: особая пошлина, взимаемая с отпущения рабов на свободу (5% от их рыночной стоимости), налог на соль, налог с оборота или акциз на внутреннее потребление (1 %), налог с оборота при торговле рабами (4%). Августом были введены новые таможенные пошлины по ввозимым и вывозимым товарам во всех провинциях (средняя ставка 5%). Акциз на соль уплачивали теперь только жители провинций, горожане были от него освобождены.

Порториум (от portus — гавань) означал платеж, схожий по характеру с таможенной пошлиной. Римляне взимали его, однако, не только в гаванях с привозимых товаров и на границах империи как с провоза, так и с вывоза. Порториум применяли и внутри государства; отдельные провинции были окружены цепью станций, где налог взимался с товаров по особому тарифу. Римляне знали потрориум с древнейшего времени своей истории. Ливии рассказывает, что еще в древнейшие времена патриции освобождали плебеев от уплаты порториума, чтобы обеспечить верность римского плебейского населения. Сбор порториума чаще всего отдавался государством на откуп отдельным компаниям или даже частным лицам. Откупщиками являлись римские граждане, но хранителями кассы, куда поступали таможенные сборы, были в большинстве случаев рабы.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 г. — 44 г. до н. э.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы не шли теперь в карман откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Наряду с сокращением услуг откупщиков им была создана сеть контролирующих учреждений, уточнен налоговый потенциал провинций. Были усовершенствованы и уточнены кадастры по каждому городу, произведена перепись налогоплательщиков. Руководство переписью осуществляли наместники провинций совместно с прокураторами. На основе этого формировались отчетные данные (цензы).

Показательно, что чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, он должен был привести убедительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Стоить отметить, что Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, усугублению процесса разделения труда, урбаниза

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить , что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и России 1992 -1997 годов, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Рассмотрим вопрос о налогах — главной статье доходов государства. В период ранней республики римские граждане не платили постоянного налога с поземельной собственности. Но за пользование общественной землей (AGER PUBLICUS) они пла­

тили налоги (VECTIGAL) как в денежной, так и в натуральной форме, т.

себя и своих спутников палатки близ города. Иногда провинци­альные правители требовали выкуп за освобождение от постоя чиновников и солдат.

Помимо прямых налогов практиковались и косвенные нало­ги, взимавшиеся с предметов потребления. В отличие от прямых налогов, падавших на лицо, т. е. на личность налогоплательщика, косвенные налоги взимались с предметов потребления. К кос­венным налогам, встречавшимся уже в период республики, надо отнести PORTORIA — таможенные пошлины, т. е. пошлины за провозимый из-за границы товар. К косвенным налогам отно­сится также VICENSIMA MANUMISSIONUM — пошлина за отпускаемых на волю рабов в размере 5% их стоимости. Казна пополнялась и за счет выморочного имущества, и за счет пуб­личной продажи рабов. Со времени Августа налогом стали об­лагаться наследства (1/20 часть от каждого наследства). Налог на наследство уплачивал наследник при принятии имущества. В распоряжение казны поступало также имущество осужден­ных — BONA DAMNATORUM.

Специального аппарата для взимания налогов Римское го­сударство не имело. Налоги взимались посредством откупной системы, суть которой состояла в том, что так называемые пуб- ликаны (откупщики), объединенные товариществом

взимали с жителей сумму, значительно превышающую внесен­ную ими в казну. В качестве участников откупных компаний обычно выступали всадники — незнатные, но богатые плебеи. Крупные откупные компании обзаводились некоторым числом своих служащих: писцов, агентов. Они располагали своими ко­раблями и провинциальными конторами. Римский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) писал: “Где являются публика­ны, там или публичное право становится пустым звуком, или у союзников не остается совсем свободы”. Публиканы занимались и ростовщичеством. Они требовали немедленной уплаты налога. А если налогоплательщики не в состоянии были это сделать, то публиканы давали требуемые суммы взаймы, но под высокий процент. По истечении срока займа, они выколачивали его самым жестоким образом. В период консульства Цезаря (59 г. до н. э.) налоговая система совершенствуется. Ограничивается деятель­ность откупщиков-публиканов. Эта система отныне контролиру­ется. Откуп на косвенные налоги сохраняется. Но прямые налоги в ряде провинций теперь поступают в казну непосредственно от самих общин. В Галлии подать трибут (TRIBUTUM) собирали не публиканы, а вожди отдельных племен. Это облегчало положение налогоплательщика. При Августе откуп не был окончательно упразднен, но его удельный вес заметно понизился, ибо многие налоги стали собираться непосредственно прокураторами, на­значаемыми Августом.

В городах или муниципиях финансовые поступления шли за счет сдачи городских земель в аренду. Вторым источником были пожертвования местных магистратов (декурионов), которые немедленно по их избрании производили те или иные затраты в знак признательности за оказанный им почет (HONOR). Они строили новые здания, устраивали игры, давали обеды, платили деньгами и продуктами.

следству. Куриалы ни в каком случае не могли покидать город, в котором родились и проживали (ни по постановлению городского совета и даже по распоряжению императора, ни в случае занятия гражданской и военной должности). Лишь некоторые городские общины были освобождены от налогов и не подчинялись власти правителя провинции.

При императорах из династии Антонинов — Нерве и Траяне учреждается должность городского куратора (CURATOR REI PUBLICAE), обязанного следить за состоянием городских фи­нансов. Правительство стремилось сделать города ответствен­ными за все сборы. К городам еще в начале империи переходит сбор прямых налогов. В конце концов правительство возлагает материальную ответственность за сбор налогов в данном городе и округе, как уже отмечалось, на декурионов, вернее — на де­сять высших членов совета (DECEM PRIMI). Провинциальные города платили прямой налог, именовавшийся то стипенди­ей — STIPENDIUM, то трибутом — TRIBUTUM. Некоторые го­рода, считавшиеся союзными (союзниками Рима — CIVITATES FEDERATAE), налогов не платили. Правители провинций, обыч­но назначавшиеся из бывших консулов и преторов, а потому именовавшиеся проконсулами и пропреторами, осуществляли на местах фискальные функции. Жители провинций нещадно гра­бились правителями, посылаемыми туда Римом. Вымогательства этих правителей порой разоряли их дотла. Иногда императоры милостиво прощали недоимки в некоторых провинциях.

Но это случалось тогда, когда недоимки, очевидно, невоз­можно было уже выплатить.

На что же тратились собираемые с населения налоги?

В период республики доходы определялись расходами (хотя существует и другой принцип: расходы зависят от доходов).

ние войска. Почти каждый император старался задобрить солдат подарками. Главной причиной усиления фискального гнета при солдатском императоре Максимине (235-238 гг.) была необхо­димость платить солдатам. Она повлекла за собой проведение в городах конфискации храмовых сокровищ. С 297 года установи­лось натуральное содержание армии и чиновничества.

Значительными расходами для казны стала бесплатная раздача хлеба, а порой и денег плебейским низам города Рима. Система раздачи римским гражданам восходит к Гаю Гракху. При Цезаре число пользователей раздачей было уменьшено с 320 до 150 тысяч человек. При Августе ежемесячно более 200 тысяч граждан получали бесплатное зерно. Раздавались и день­ги малоимущим. Однако, когда толпа потребовала вина, Август ответил, что “Агриппа провел хороший водопровод и в Риме нет недостатка в воде”. При императоре Аврелиане столичному населению раздавался не только хлеб, но и свинина.

Государственная раздача и кормления дополнялись част­ными раздачами. Траты римских магистратов или тех, кто домо­гался магистратуры на устройство игр, именовались законными щедротами (LIBERALITAS).

Огромных денег стоили увеселения столичных низов, лозунгом которых в позднюю республику было “хлеба и зре­лищ!” (PANEM ET CIRCENSES). Август устраивал пышные и дорогостоящие гладиаторские игры. Дорого стоили ремонт старых терм и постройка новых, проведение дорог и их ремонт, постройка и ремонт мостов, прорытие каналов, устройство водопроводов. Тратились деньги на сооружение и содержание публичных зданий, например, храмов. Так Веспасиан (69—79) построил Капитолийский храм (Храм мира), а также возвел амфитеатр, именуемый ныне Колизеем и оконченный в 80 году.

полнить дефицит путем увеличения налогов. Неблагоприятные обстоятельства вынуждали некоторых императоров экономить средства. Тиберий (14-37) сохранил обычные раздачи. В то же время стал реже и более скромно устраивать театральные зрелища, чем, естественно, вызвал недовольство римской тол­пы. Говорят, что, когда ему посоветовали повысить налоги, он ответил: “Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуру!” Во время правления Марка Аврелия (161-180) однажды, в целях пополнения казны пришлось продавать с торгов принадлежавшие императорам сосуды, драгоценные камни, богато украшенные императорские одежды. Попытки отдельных императоров экономить деньги успеха не имели. Так, Пертинакс (192-193) в 193 году прекратил выдачу денеж­ных подарков варварам. Эта и другие подобные меры вызвали возмущения среди придворной челяди и преторианцев — они убили Пертинакса. При Александре Севере (222-235) налоги несколько сократились, а расходы на армию уменьшились, последняя мера вызвала брожения в войсках.

Таким образом, в принципе, все население Римского госу­дарства, за исключением жителей города Рима, платило налоги. Каждые пять лет производилась перепись имущества. Податной единицей — CAPUT — был определенный размер пашни и ви­ноградника, определенное число оливковых деревьев. В период поздней империи взимался поземельный денежный налог. Те, кто не платил поземельный налог, уплачивали личный налог. Между тем финансовый гнет все более усиливался. В конечном счете финансовая система пришла в состояние перманентного расстройства.

Многие императоры расточали огромные средства. Отсюда и стремление некоторых из них изобретать все новые источники налоговых поступлений. По свидетельству Светония, император Веспасиан (69—79) установил налог с общественных отхожих мест. Когда его сын стал с неудовольствием говорить об этом, отец поднес к его носу горсть денег и спросил, пахнут ли они? Сын ответил отрицательно. “А ведь это деньги из уборной!” — сказал император.

Даже эдикт Каракаллы (конституция Антониниана — CONSTITUTIO ANTONINIANA 212) имел некоторую фискаль­ную цель. Отныне новые граждане империи должны были пла­тить те же налоги, что и коренные жители. Помимо регулярных сборов, поземельного и подушного налогов порой практиковались чрезвычайные сборы (TRIBUTUM TEMERARIUM).


CC BY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркин Александр Николаевич

Рассматриваются вопросы организации системы налогообложения в Римской республике.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Маркин Александр Николаевич

The organization of the tax system in the Roman Republic

The article deals with the organization of the taxation in the Roman Republic.

Текст научной работы на тему «Организация системы налогообложения в римской республике»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассматриваются вопросы организации системы налогообложения в Римской республике.

Ключевые слова: налогообложение, поземельная подать, подушная подать, пошлина, коллегии публиканов, система откупов.

Важнейшим источником доходов и одной из функций государства является сбор налогов. Организация эффективной системы налогообложения требует тщательной разработки и учета многих факторов. В настоящее время в России проводятся масштабные реформы, среди которых важное место занимает налоговая реформа. К сожалению, в нашей стране до сих пор не создана эффективная налоговая система. В этих условиях полезно проанализировать исторический опыт, в том числе Римского государства, выработавшего продуманную систему налогообложения. В древнем Риме существовал дифференцированный подход в организации налогообложения. Налоговое бремя зависело от принадлежности к определенной категории населения.

В период Республики римские граждане не платили постоянного налога с земельной собственности. Однако за пользование общественной землей (ager publicus) они вносили особый налог как в денежной, так и в натуральной форме, который назывался vectigal и decuma. Плативший такой налог назывался вектигалиста [3. C. 46]. В 107 г. до н.э., по закону Тория, сбор десятины (decuma) с ager publicus был прекращен (Cic. Brut. 36).

Взимался также налог - scriptura - с владельцев скота за пользование общественным пастбищем. Владельцы домов, построенных на общественной земле, платили поземельную подать (solarium). Облагались налогом добыча смолы в государственных лесах (vectigal picarirarum), рыбная ловля в государственных водоемах, добыча соли и руды на государственных солеварнях и рудниках. Владельцы частных рудников и солеварен платили государству определенную пошлину (Liv. II. 9; XXIX. 37).

Для военных нужд римские граждане платили tributum - военный налог, который устанавливался на основе списков по трибам. Первоначально он вносился viritim, то есть поголовно (Dion. Hal. IV. 43), пока шестой римский царь Сервий Туллий не ввел tributum ex censu (по имуществу) (Liv. I. 43), который составлял обычно 1%, но иногда 2 и даже 3%. Этот налог на имущество не был постоянным, а всегда назначался по мере надобности и служил только для военных целей, именно для платы жалованья солдатам. Такой платеж может рассматриваться в некоторой степени как принудительный заем государства, который возвращался гражданам, если это позволяла сделать захваченная на войне добыча. Когда казна сама по себе располагала достаточными денежными средствами, то tributum не взимался. После завоевания Македонии в 168 г. до н.э. доходы с завоеванных территорий достигли такого уровня, что взимание этого налога с римских граждан было прекращено [2. C. 1036]. Только при непосредственной опасности выплачивалось всеобщее, чрезвычайное и добровольное tributum temerarium (Cic. De off. II. 21).

Особую категорию римских граждан составляли эрарии. Это были все те, кто не входили в имущественные классы и центурии, а потому не имели права голоса. Они должны были платить подушную подать (tributum in capita), размер которой определялся произвольно, смотря по их предполагаемому состоянию, поскольку цензу они вообще не подлежали. Имена эрариев заносились цензорами в особые списки, которые назывались Caeritum tabulae (Gell. XVI. 13; Strab. V. 220; Liv. V. 50). Римских граждан, подлежавших цензу, за проступки цензоры иногда наказывали тем, что вносили их в число эрариев, как, например, Эмилия Мамерка за его закон (434 г. до н.э.), ограничивший срок цензуры восемнадцатью месяцами (Liv. IV. 24). Их tributum в подобном случае мог достигать очень большой суммы.

Незамужние женщины и вдовы платили особый налог - aes hordearium (от hordeum - ячмень) -на содержание всаднических лошадей, который составлял две тысячи ассов ежегодно (Liv. I. 43).

Помимо прямых налогов практиковались многочисленные косвенные налоги. Разновидностью косвенных налогов были пошлины. При ввозе и вывозе многих товаров взимались таможенные по-

Организация системы налогообложения в Римской республике 67

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2011. Вып. 3

шлины (portoriа) (Cic. Verr. II. 72). Они были введены с тех пор, как четвертый римский царь Анк Марций основал гавань Остию. Причем их брали не только в портах с привозных товаров, но и внутри страны у ворот городов. Консул Валерий Попликола отменил ее в Риме, однако вскоре она снова была введена. В 60 г. до н.э. законом Цецилия Метелла она опять была отменена для Италии, но Юлий Цезарь вновь ее ввел (Liv. II. 9; Suet. Caes. 43). Таможенные сборы приносили государству весьма значительный доход.

Римские граждане должны были платить пошлину (vectigal formae или aquaeductibus) за проведение воды из общественного водопровода на свои земельные участки. За право отвода нечистот из клоак своих домов в общественные клоаки с частных лиц взималась особая плата -cloacarium. В Риме взимались также пошлины за езду по общественным мостам и дорогам [2. C. 1063]. Существовали особые повинности, связанные с определенным родом деятельности гражданина. Так, колбасники и мясники (boarii) были обязаны доставлять в Рим мясо для лиц, имевших право на казенное обеспечение пищей. Корабельщики (navicularii) в порядке повинности должны были привозить в Рим определенное количество зерна, а мельники и пекари (pistorii) - печь хлеб для нужд города. Купцы и торговцы (negotiatores и mercatores) должны были платить пошлину за право торговли и пользования местами на рынках [4. C. 79]. За всем этим следили эдилы.

Законом Манлия 357 г. до н.э. был установлен специальный налог за отпуск раба на свободу, который взимался в размере пяти процентов от стоимости выкупа и поэтому назывался vicesima manumissionum (Liv. VII. 16). Этот налог платил хозяин раба или сам раб, если он выкупал себя сам [1. C. 326]. Он поступал в особую казну (aerarium sanctius), предназначался на черный день и назывался также aurum vicesimarium, так как впоследствии его уплачивали золотом.

Жители италийских общин - союзники Рима (socii Romani) - также не платили поземельный налог в государственную казну. Италики рассматривали это как свое право (ius Italicum). Однако они обязаны были во время боевых действий поставлять Риму вспомогательные войска и нести расходы, связанные с их содержанием.

Особенно тяжелые и обременительные повинности несли жители римских провинций. В республиканский период провинции рассматривались как «поместья римского народа» и безжалостно эксплуатировались. В отличие от присоединенных италийских территорий, которые становились неотъемлемой частью римской цивитас, провинции были организованы как подчиненные чужие территории, принадлежащие непосредственно Римскому государству. В то же время структура каждой провинции была крайне разнородной с очень сложными правоотношениями. В провинции не входили союзные общины и латинские колонии. Города в провинциях имели различную степень самоуправления и несли разные повинности по отношению к Риму. Некоторые провинциальные общины обладали высокой степенью самоуправления и были освобождены от податей [1. C. 264]. Они назывались civitates liberae et immunes.

Однако большинство провинциальных общин должны были платить различные налоги и нести повинности в пользу Римского государства. Прежде всего они облагались специальной податью, которая называлась stipendium, а ее плательщики - stipendiarii. Первоначально эта подать представляла собой военную контрибуцию с побежденных народов, которые должны были вознаграждать победителей за военные расходы, главным образом на жалованье римским солдатам (stipendium), от которого она и получила свое название (Liv. II. 18). Впоследствии она превратилась в постоянный фиксированный поголовный налог, который римский сенат налагал на жителей провинций (Cic. Verr. III. 6).

Жители провинций платили также десятину (decuma) - поземельную подать в размере десятой части выращенного урожая. Взимание декумы представляло собой, по сути, арендную плату провинциальных владельцев земли собственнику этой земли - Риму [3. C. 47, 48]. Кроме того, провинциалы несли различные натуральные повинности: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, квартирная повинность (размещение правителей провинций и сопровождавших их лиц), постойная повинность (размещение солдат), поставка фуража и провианта для римской администрации. Особенно обременительны для населения были квартирная и постойная повинности. Порой провинциальные власти требовали у жителей выкуп за освобождение от постоя чиновников и солдат. Цицерон, будучи правителем Киликии, пользовался квартирой у местных жителей только в плохую погоду, а в ясные дни он раскладывал для себя и своих спутников палатки близ города. За это он удостоился похвалы со стороны населения провинции [4. C. 78].

В провинциях взимались и таможенные пошлины со всех ввозимых товаров, за исключением имущества, принадлежащего казне или военному делу. Размер пошлины различался в зависимости от

2011. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

территории и времени. Самая низкая пошлина - 2,5% от стоимости ввозимого товара - называлась quadragesima, а самая высокая - 12,5% - octava. В провинции Сицилия взималась пошлина в 5% -vicesima (Cic. Verr. II. 75).

Таким образом, практически все население римского государства платило различные налоги. Однако мало установить налоги, необходимо еще и организовать их сбор. Римское государство не имело специального аппарата для взимания налогов. Поэтому налоги собирались посредством откупной системы. Суть ее заключалась в том, что в каждой местности создавались коллегии публиканов (societas publicanorum) - откупщиков государственных налогов. Они заранее вносили в казну определенную сумму, величина которой рассчитывалась по принципу так называемого вмененного дохода, а затем взыскивали ее с населения, естественно, со значительным превышением, что приносило им большую прибыль. Данное право откупщики приобретали на основе аукциона, проводившего в Риме цензорами. Существовал даже специальный откупной устав, который в свое время был разработан сицилийским правителем Гиероном II (III в. до н.э.) и стал обязательным для римских откупщиков податей. Он назывался lex Hieronica frumentaria (Cic. Verr. II. 13). Откупщиками были богатые люди и только всадники, так как всякое занятие, рассчитанное на получение прибыли, считалось неприличным для сенатора (Liv. XXI. 63). Во главе коллегии стоял magister. Представитель коллегии, который заключал контракт на откуп и с которого государство в случае необходимости взыскивало убытки, назывался manceps или auctor. Крупные откупные компании имели даже свой штат служащих - писцов, агентов. Они располагали также своими кораблями и провинциальными конторами [3. C. 50].

Первоначально система откупов распространялась как на прямые, так и на косвенные налоги. В зависимости от того, какие налоги публиканы брали на откуп, они назывались по-разному: если пахотные земли, то aratores, если десятину, то decumani, если государственные пастбища, то pecuarii. Но особенно активно публиканы действовали в провинциях, где они брали на откуп сбор косвенных налогов. Они требовали немедленной уплаты налогов, а если налогоплательщики не в состоянии были это сделать, то предоставляли им денежные займы, но под высокий процент. По истечении срока займа они взыскивали его с должников, применяя силу и pignoris capio (захват залога). По этой причине публиканов в провинциях особенно ненавидели. Римский историк Тит Ливий без преувеличения писал: «Где являются публиканы, там или публичное право становится пустым звуком, или у союзников не остается никакой свободы» (XLV. 17).

На протяжении практически всего республиканского периода деятельность публиканов не подвергалась каким-либо правовым ограничениям. Только в консульство Цезаря (59 г. до н.э.) налоговая система совершенствуется. Деятельность откупщиков ставится под контроль государства. Откупы на косвенные налоги сохранились, а прямые налоги стали поступать в казну непосредственно от самих общин [4. C. 79]. Дальнейшее реформирование налоговой системы было связано уже с деятельностью императоров.

1. БартошекМ. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989.

2. Любкер Ф. Реальный словарь классической древности. СПб.; М., 1884.

3. Сафаров Р.А. Римское право. Ростов н/Д, 2008.

4. Скрипилев Е.А. Основы римского права. М., 2000.

Поступила в редакцию 30.10.10

The organization of the tax system in the Roman Republic

The article deals with the organization of the taxation in the Roman Republic.

Keywords: taxation, land tax, property tax, duty, collegium of the publicans, leasesystem.

Маркин Александр Николаевич, Markin A.N.,

кандидат исторических наук, доцент candidate of history, associate professor

ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/2

Краткая всемирная история налогов

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.


При этом к современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством.

Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались следующие налоги и сборы.

Основные виды налогов в Римской империи

1. Сбор на содержание надзора за рынком.

2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.

3. Дорожная пошлина.

4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).

5. Сбор за ярлык для ослов.

6. Налог на наследство.

7. Сбор за обмен и размен денег.

8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати.

9. Сбор со скота.

10. Налог на владение рабами.

11. Налог в продовольственный фонд столицы.

12. Земельный налог.

13. Специальный налог на огороды.

14. Налог на вино.

15. Налог на пшеницу.

16. Налог на огурцы.

17. Сбор с квартирной платы.

18. Сбор с рыботорговцев.

19. Сбор с ломовиков.

20. Сбор с банщиков.

21. Сбор с проституток.

22. Подушная подать.

23. Налог на доход от фиников.

24. Налог на доход с земли под постройкой.

25. Сбор на воздвижение статуй.

26. Сбор на содержание неимущих.

27. Квартирный налог.

28. Пошлины с вина.

29. Сбор на содержание бань.

30. Сбор на содержание именитых гостей.

31. Сбор на содержание речной стражи.

32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.

33. Сбор на содержание гарнизона.

34. Сбор на содержание сторожевых вышек.

35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.

36. Сбор на жалованье полиции.

37. Сбор на содержание и ремонт плотин.

38. Сбор на содержание сборщиков налогов.

39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.

40. Сбор на устройство зрелищ.

41. Сбор на содержание начальника района.

42. Сбор на благотворительность.

43. Налог на торговый оборот.

44. Налог на мыло.

45. Пошлины ввозные и вывозные.

46. Пошлины на пропуск в ворота.

Римские пошлины с вина - это косвенный налог, поскольку платить его должны были только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег - его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить эти операции с денежными знаками. А вот сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти - это прямой налог, поскольку выражать верноподданнические чувства полагалось всем гражданам Рима.

И это не все. Если вспомнить старое утверждение "Что облагается налогом, то убывает", то, может быть, именно в таком обложении налогами и состояла одна из основных причин гибели Римской империи? Во всяком случае, как это ни парадоксально, к концу существования этой великой империи древности государственный аппарат в ней располагал огромными богатствами. Эти богатства формировались к тому времени преимущественно за счет налогов на добычу полезных ископаемых, поборов с народов покоренных римлянами колоний и даров. При этом отсутствовали налоги на доходы - их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости). Интересно отметить, что римлянами была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км не только ради облегчения перевозок грузов, но и для того, чтобы ускорить собираемость налогов со всех территорий огромной империи.


Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.

Но затем и этого показалось мало, и в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили. Надо сказать, что налоги издавна отражали изобретательность правителей всех стран и народов, а не только римских императоров. Например, в России известна история о том, как Петр I ввел налог на. бороды, чтобы, "ударяя по карману", приучить своих подданных ежедневно бриться. Уплата такого налога подтверждалась специальным жетоном, который каждый бородач должен был носить с собой, чтобы его случайно не побрили насильно в наказание за неуплату.

Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: "Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог".

Изучая построенные на этой идее древние налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и продолжать заниматься хозяйственной деятельностью при том изобилии целевых и прочих налогов, которое обрушивали на них власть предержащие. О том, что слово "изобилие" отнюдь не является преувеличением, свидетельствуют два очень схожих высказывания, разделенных семнадцатью веками. Первое принадлежит знаменитому римскому оратору Цицерону, который почти 2000 лет назад описал тогдашнюю систему налогообложения в своей стране фразой: "Только мысль бесплатна".

А в 1668 году его слова почти дословно повторил агент английского короля в Голландии, сообщивший, что в Голландии налогами обложено "все, кроме воздуха и воды". Увы, отчет был неверен: в действительности голландцы платили и за воздух (владельцы ветряных мельниц были обложены налогом на право использования ветра), и за воду - реки и каналы были перегорожены многочисленными шлюзами, миновать которые можно было, только уплатив сборщикам налогов.

Впрочем, не только в Голландии, но и в других странах правители взваливали на своих граждан непомерное налоговое бремя. Не случайно даже народная героиня Франции, впоследствии канонизированная католической церковью Жанна Д'Арк (1412–1431 года), возглавившая французскую армию в 1429 году и сумевшая сначала освободить Орлеан от полугодовой осады англичан, а затем и короновать на трон принца Карла, в качестве главной награды попросила у нового короля лишь освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми. Может быть, еще и поэтому именно эту святую французы так любят и считают покровительницей своей страны.


Непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение граждан самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких "налоговых бунтов"). Одним из самых знаменитых стало "бостонское чаепитие".

Причина этих событий в том, что ранее Англия ввела для жителей колоний налог на покупку чая. Поначалу американцы не очень этим огорчились, так как многие из них наловчились привозить из Голландии чай контрабандой и за счет этого уклоняться от уплаты налога (примерно так работают сегодня российские "челноки"). Но затем англичане приняли закон, согласно которому "легальный" чай можно было ввозить в колонии без уплаты пошлины. В результате этот чай оказался даже дешевле, чем контрабандный, что лишило американских "челноков" дохода, но зато гарантировало англичанам получение чайного налога. Бостонцы потребовали, чтобы корабли, привезшие "чай с налогами", ушли обратно в Англию, но британский губернатор Массачусетса Томас Хатчинсон заявил, что корабли останутся в порту, пока бостонцы не уплатят британской казне сумму налога, причитающуюся за этот чай. И тогда 16 декабря 1773 года жители Бостона, переодетые индейцами (чтобы англичане их не опознали), захватили три судна принадлежавшей Англии Ост-Индской компании и выбросили за борт привезенные этими судами, 342 ящика с чаем, а самого британского сборщика налогов повесили.

В ответ на это британские власти закрыли бостонский порт для всех кораблей, что, в свою очередь, стало сигналом для всеобщего восстания североамериканских колонистов против владычества Британии. Результатом стали потеря Британией этих своих колоний и рождение независимого государства - Соединенных Штатов Америки.

Эти и многие подобные события в конце концов заставили государственных деятелей и ученых задуматься о том, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и соответственно менее раздражающими налогоплательщиков.

В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии. И это не удивительно, поскольку любые новшества в налоговой сфере всегда встречают сопротивление налогоплательщиков, объявляющих новый налог неразумным или несправедливым. В чем-то они правы, так как идеальных налогов не существует, и потому по сей день налоговое творчество не прекращается во всех странах мира. Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.

Крайний взгляд здесь представляет теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г.Джорджем. Он полагал, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю (ведь земля не может "убыть" и ее от налогообложения не скроешь). Самое любопытное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств ее разумности, и все же ни одна страна не решилась принять ее на вооружение полностью.

Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима.

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники (италийские общины) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум, под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию. Они также платили декуму, под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность.

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности. Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы. Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах, которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать (трибут) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами.

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов – Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов, а точнее на десять высших членов совета. В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом.

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

Читайте также: