Налог на экспорт газа из россии

Опубликовано: 03.05.2024

 Фото: iStock

Под углеродным следом понимают количество парниковых газов, в пересчете на двуокись углерода (CO2), которое выделяется при всём процессе изготовления и эксплуатации продукта. Учитывается не только прямой вред, например, при изготовлении пластика, но даже то, за счет какого ресурса генерируется электричество в стране, где он производятся.

Фото: iStock

Фото: iStock

Россия считает углеродный сбор противоречащим нормам Всемирной торговой организации. Об этом заявлял глава минэкономразвития Максим Решетников на брифинге по итогам встречи с министрами БРИКС. Ранее в российском минэнерго также подчеркивали, что при расчете углеродного сбора ЕС никак не учитывает площадь лесов в России и их вклад в поглощение углекислого газа.

Отрицательное отношение к новому налогу ЕС в США. Схожесть позиций не вызывает удивления, главные источники выбросов CO2, если использовать методологию подсчетов, принятую в ЕС, находятся в России, США и Китае. Но Пекин, как крупнейший экспортер товаров в Европу, начиная с 2013 года, активно взаимодействовал с ЕС по этой проблеме, и успел подготовиться к негативному воздействию углеродного сбора на свой экспорт. Уже в 2020 году в стране планируется запуск китайской ETS (схема внутренней торговли квотами на выбросы в Европе), создание которой велось с 2014 года при экспертной поддержке ЕС.

Механизм нового сбора пока обсуждается. В BCG считают, что с большой долей вероятности им будут облагаться только выбросы CO2 (углекислого газа), превышающие определенные пороговые значения, но при этом налог будет введен уже в 2021 году. В КПМГ в базовом сценарии прогноза предполагается, что сбор введут в 2025 году, но учитываться будут все прямые выбросы, а цена за единицу CO2 будет расти, как и доля облагаемого налогом экспорта.

Фото: iStock

Фото: iStock

Нововведение резко сократит прибыль от экспорта в Европу плоского металлопроката, который используется в производстве автомобилей, станков, и строительстве, - в среднем более чем на 40%. Непосредственно затронуты налогом окажутся химическая и бумажная продукции, а также производство азотных удобрений (здесь прибыль сократится на 40-65%). Но при этом наибольший размер выплат по налогу придется на природный газ, сырую нефть и металлургию - в первую очередь из-за больших объемов экспорта этих товаров.

В базовом варианте прогноза КПМГ дополнительная средняя ежегодная нагрузка на поставки природного газа в Европу (из расчета объема экспорта в 2019 году) составит 1,4-2,3 млрд евро. В случае если в сборе будут учитываться прямые и косвенные выбросы CO2, это снизит рентабельность поставок сырой нефти из России в ЕС в среднем на 10-20%, что откроет европейский рынок для конкурентов из Персидского залива, в первую очередь для Саудовской Аравии. Также в группе риска находится экспорт никеля, меди и изделий из них.

Вероятность введения углеродного сбора оценивается, как очень высокая. Особенно учитывая размер помощи экономики, которую ЕС предполагает выделить на борьбу с последствиями COVID-19 (750 млрд евро). Вопрос лишь в сроках и условиях. "От введения углеродного сбора российский экспорт пострадает в значительно большей степени, чем прочие", - говорит руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Игорь Коротецкий. С его точки зрения, это вызвано преобладанием в экспорте углеродоемких товаров, структурными особенностями российской энергосистемы, а также большим потенциалом повышения ее энергоэффективности, который пока остается нереализованным.

"России необходимо развивать собственную систему учета выбросов CO2", - считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. По его мнению,

таможенное углеродное регулирование направлено не против России, а против таких промышленных гигантов как Китай и Индия. Но российским экспортерам пора понять, что экология - это новый НДПИ, а значит, важность экологичного ведения бизнеса и качественного отношения к нефинансовой отчетности будет только возрастать, сказал Худалов.

ОБ ЭКСПОРТЕ ГАЗА

5 июля 2006 года

7 июля 2006 года

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии (далее также - газ природный в газообразном состоянии, газ природный в сжиженном состоянии соответственно).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экспорте газа

1. Правовое регулирование экспорта газа осуществляется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Требования настоящего Федерального закона не применяются к экспорту газа, произведенного в соответствии с соглашениями о разделе продукции, заключенными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 3. Исключительное право на экспорт газа

1. Исключительное право на экспорт газа природного в газообразном состоянии предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.

1.1. Исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии предоставляется:

1) лицам, указанным в части 1 настоящей статьи;

2) пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству газа природного в сжиженном состоянии или направление добытого газа природного в газообразном состоянии для сжижения на завод по производству газа природного в сжиженном состоянии, производящим газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр федерального значения или на иных участках недр федерального значения, лицензии на пользование недрами которых выданы указанным пользователям участков недр после 1 января 2013 года;

2.1) пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых выдана после 1 января 2013 года и предусматривает производство газа природного в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, при условии, что право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких пользователей участков недр, принадлежит лицам, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы лиц, которым предоставлено право на экспорт газа в соответствии с пунктом 2 настоящей части;

3) юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, которые являются пользователями участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, Черного и Азовского морей и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких юридических лиц составляет более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы этих обществ, и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа выдаются организациям, указанным в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

3. Лица, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, информацию об экспорте газа в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализация товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенного союза, облагается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ , п. 1 ст. 212 ТК ТС , ч. 1, 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ).

Товаром является любое имущество, перемещаемое через таможенную границу таможенного союза ( п. 3 ст. 38 НК РФ , п. 2 ст. 2, пп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС , пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ ).

Товары, которые вывозятся с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, считаются реализованными в России, поскольку в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на ее территории (или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией) ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ ).

Общие правила уплаты НДС при экспорте

Если переход права собственности на экспортируемый товар произошел до момента отгрузки со склада продавца, расположенного на территории РФ, то реализация должна облагаться НДС по ставке 18% или 10%.

Впоследствии, когда товар будет отгружен и вывезен из России в таможенной процедуре экспорта и у экспортера будут в наличии документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ , он сможет применить к данной операции нулевую ставку налога ( Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-07-08/1914 ).

От реализации вывозимых товаров необходимо отличать собственно вывоз товаров, к которому могут быть применены различные таможенные процедуры (например, вывоз в таможенной процедуре экспорта).

При вывозе порядок уплаты налога зависит от таможенной процедуры, под которую помещаются товары: при одних процедурах НДС на таможне уплачивается, при других ‒ нет ( п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Порядок налогообложения

Таможенная процедура, под которую помещается вывозимый товар

Основание

При реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, НДС взимается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ).

Обоснованность применения ставки НДС 0% подтверждается представлением документов, предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 165 НК РФ . Если в установленный срок экспорт не подтвержден, то придется придется уплатить НДС с экспортной реализации по одной из общих ставок ‒ 10 или 18% ( п. п. 2, 3 ст. 164 , п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Для подтверждения экспорта предоставляется 180 календарных дней начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта ( абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Документы для подтверждения нулевой ставки необходимо представлять одновременно с налоговой декларацией ( п. 10 ст. 165 НК РФ ).

Документы, представляемые для подтверждения права на применение ставки НДС 0% при экспорте:

Контракт оформляется в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это самый распространенный вариант его оформления. Он также является самым безопасным с точки зрения возможных претензий налоговых органов. У них, в частности, не возникнут сомнения по поводу факта заключения контракта.

При проведении камеральных проверок налоговые органы обращают внимание не только на форму контракта, но и на его реквизиты. Руководствуются они при этом Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденными МВЭС России 29.02.1996 (далее ‒ Рекомендации)

В частности, налоговики могут отказать в возмещении НДС, если в контракте не указаны полные наименования и адреса сторон, а также номера счетов, платежные реквизиты и т.п. Высока вероятность претензий с их стороны и в случае отсутствия в контракте расшифровок подписей сторон, заверенных печатью. Помимо этого налоговики требуют подтвердить полномочия лица на подписание контракта соответствующей доверенностью.

Поэтому, во избежание конфликта с налоговыми инспекторами, лучше все перечисленные выше требования учесть и соблюсти. Однако, если судебный спор передан в Арбитражный суд, то судебная практика складывается не в пользу налоговых органов, поскольку их требования зачастую необоснованны.

Форма таможенной декларации на товары и Инструкция по ее заполнению утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Таможенная декларация должна содержать две отметки ( пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ ):

  1. «Выпуск разрешен» ‒ проставляется таможенным органом, в котором оформляется товар на экспорт;
  2. «Товар вывезен» ‒ проставляется российским пограничным таможенным органом в пункте пропуска, через который был вывезен товар за пределы Таможенного союза.

По общему правилу в числе подтверждающих экспорт документов необходимо представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенного органа мест убытия о вывозе товаров ( пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ ). В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.12.2008 N 10280/08 подчеркнул, что международные товарно-транспортные накладные должны иметь не только отметку «Вывоз разрешен», но и отметку «Товар вывезен».

Если указанные документы оформлены на иностранном языке, то представлять их перевод на русский язык не обязательно, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Поэтому отказ в применении ставки 0% по данному основанию является незаконным ( Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-07-08/67 ).

Особенности уплаты НДС при импорте в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская республика, РФ).

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):

  • изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
  • уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов ( Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014 ) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  1. договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  3. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ ).
  4. транспортные (товаросопроводительные) документы.

Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.

Общие правила учета налога на прибыль у поставщика при экспорте.

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях ( абз. 1 п. 3 ст. 248 НК РФ ). Пересчет доходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, налогоплательщик производит в зависимости от того, какой метод признания доходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ выбран в учетной политике для целей налогообложения ( абз. 3 п. 3 ст. 248 НК РФ ).

При применении метода начисления доходы от реализации товаров признаются на дату их реализации (на дату перехода права собственности) ( п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ ). Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, который установлен Банком России на дату реализации товаров ( абз. 1 п. 8 ст. 271 , ).

Сумма требований к покупателю, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату реализации товаров, дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( абз. 2 п. 8 ст. 271 , абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ). В связи с изменением курса иностранной валюты к рублю по расчетам с иностранным покупателем возникают курсовые разницы. Положительная курсовая разница возникает при дооценке требований, а отрицательная ‒ при их уценке. Такие разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов соответственно ( п. 11 ст. 250 , пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

Курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов или внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( пп. 7 п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 271 , пп. 6 п. 7, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ).

При применении кассового метода доходы от реализации товаров признаются на дату фактического получения денежных средств ( п. 2 ст. 273 НК РФ ). Сумма дохода определяется путем пересчета полученного платежа в иностранной валюте в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения оплаты. Следовательно, при применении кассового метода курсовые разницы не возникают.

При учете налога на прибыль у поставщика при экспорте товара в Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию (государства ‒ члены ЕАЭС) какие-либо особенности отсутствуют.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на группы Прайм лигал в соц. сетях и порекомендуйте нашу компанию друзьям и знакомым.

Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который отменяет ряд льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяников, одновременно изменяя параметры налога на дополнительный доход (НДД), что позволяет перевести на данный налог НДД большее количество месторождений.

Согласно расчетам, заложенным в проект трехлетнего бюджета, казна от отмены льгот в нефтянке в 2021 году может дополнительно получить более 200 млрд рублей.

Льготы по экспорту нефти

Подписанный закон с 1 января 2021 года отменяет несколько существующих льгот по экспорту нефти.

ЭкономикаМы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение
21 сентября 2020 Мы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение Читать подробнее

Отменяется пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (степень вязкости выше 10 тыс. мПа.с (миллипаскаль-секунда)), сейчас она составляет 10% от полной ставки вывозной пошлины. В 2020 году, согласно расчетам Минфина, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд рублей. Расчеты приведены в материалах к проекту трехлетнего бюджета.

Отменяется льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 года и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат "ЛУКОЙЛу", "Иркутской нефтяной компании" (ИНК), "Роснефти", "Газпром нефти", "Сургутнефтегазу". В 2020 году действие данной льготы привело к выпадающим доходам бюджета на уровне 51,93 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются существенно ниже – в размере 18,7 млрд рублей.

В итоге в Таможенном тарифе, в части льгот при экспорте углеводородов остались льготы по экспорту газа в рамках межправительственных соглашений ("Голубой поток", выпадающие доходы бюджета в 2020 году – 4,9 млрд рублей); в отношении новых морских месторождений на шельфе (выпадающие доходы бюджета в 2020 году 33,6 млрд рублей) и льготная пошлина на СПГ, где выпадающие доходы всего 121 млн рублей в текущем году.

Льготы по НДПИ

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году - 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Параметры НДД

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы - 1; для четвертой группы 0,5 - первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

«Газпром» — мировой лидер по добыче природного газа — опубликовал финансовую отчетность за 2019 год по международным стандартам.

В прошлом году компания достроила морской участок газопровода из России в Турцию, а также транзитный сухопутный участок через Турцию до границы с Болгарией в рамках проекта «Турецкий поток». В декабре 2019 года запустили поставку газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири».

Сроки завершения строительства газопровода из России в страны Европы через Балтийское море пришлось сдвинуть из-за санкций США, которые наложили на компании, выполнявшие укладку труб в рамках проекта.

Финансовые показатели «Газпрома» за 2019 год снизились по отношению к результатам за 2018 год: газовые хранилища в Европе заполнились, выросли конкуренция и поставки сжиженного природного газа (СПГ), а теплая зима в России привела к падению цены и спроса на газ со стороны покупателей.

Инвестиции — это не сложно

Основные финансовые показатели

За 2019 год выручка «Газпрома» снизилась на 7% относительно 2018 года — с 8,22 до 7,66 трлн рублей — из-за падения доходов от продажи природного газа в Европу и страны других регионов. В последний раз выручка компании упала в результате мирового финансового кризиса 2009 года.

У «Газпрома» есть несколько основных источников дохода. Около половины всей выручки «Газпрому» приносит продажа природного газа. 30% из нее приходится на Россию и страны СНГ, а 70% — на Европу и остальные страны. В 2019 году продажи газа на внешние рынки снизились на 16% — до 3,16 трлн рублей — из-за падения средней цены продажи с учетом таможенных пошлин и акцизов на 12% и сокращения объемов поставок газа в натуральном выражении на 4% за год.

Треть выручки приходится на продажу продуктов нефтепереработки: бензин, керосин, дизельное топливо, битум, смазочное масло, топливо для реактивных двигателей и прочие продукты, которые в основном реализуются на внутреннем рынке. Выручка данного сегмента за год упала на 3%.

Также компания занимается продажей сырой нефти и газового конденсата. Около 92% продукции идет на экспорт. Рост годовой выручки этого сегмента составил 2%.

Еще около 13% выручки компании приносят реализация тепловой и электрической энергии, предоставление в пользование своей газотранспортной системы и прочие услуги.

Операционные расходы у «Газпрома» выросли на 3% — до 6,39 трлн рублей — за счет роста расходов на оплату труда и амортизацию. В результате прибыль от продаж за 2019 год сократилась на 42% — до 1,12 трлн рублей.

Чистый финансовый доход компании составил 0,3 трлн рублей — против чистого финансового расхода в 0,31 трлн рублей за 2018 год. В основном это связано с получением прибыли от курсовых разниц из-за укрепления рубля в 2019 году. В итоге чистая прибыль «Газпрома» в 2019 году упала на 17% — до 1,27 трлн рублей.

Основные балансовые показатели

За 2019 год активы «Газпрома» увеличились на 5% относительно 2018 года: с 20,81 до рекордных 21,88 трлн рублей. За год основные средства производства у «Газпрома» увеличились на 8% — до 14,86 трлн рублей. На это повлияла масштабная инвестиционная программа по строительству Амурского газоперерабатывающего завода, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток — 2» , «Турецкий поток» и других проектов.

Также на рост активов повлиял переход на новый стандарт финансовой отчетности — МСФО 16 «Аренда», который предполагает учитывать арендуемое имущество в структуре внеоборотных активов. В результате с 2019 года в балансовом отчете появились активы в форме права пользования в размере 0,21 трлн рублей. В основном это морские суда для перевозки сжиженного природного газа и нефтепродуктов, а также объекты недвижимости, которые компания использует на правах аренды.

Переход на новые стандарты учета привел к росту обязательств на 3% — до рекордных 7,27 трлн рублей — из-за изменений в структуре долгосрочных обязательств: в отчетности отразили обязательства по аренде на сумму 0,21 трлн рублей.

Чистый долг «Газпрома», который рассчитывается как сумма всех кредитов и займов за вычетом денег и их эквивалентов, увеличился на 5% — до 3,17 трлн рублей. В основном рост связан с уменьшением остатков на счетах компании на 18% — до 0,7 трлн рублей.

Капитал компании вырос на 6% — до исторического максимума в 14,62 трлн рублей — благодаря росту нераспределенной прибыли и прочих резервов на 4% — до 13,78 трлн рублей.

Читайте также: