Налог на доходы от страховой деятельности

Опубликовано: 23.04.2024

Поясните, пожалуйста, в случае получения страховой выплаты денежными средствами после пожара или по каско нужно ли платить НДФЛ и в каком размере и порядке?

По налоговому кодексу, страховые выплаты считаются доходом и могут подлежать налогообложению. Правда, есть исключения, и в жизни ситуации, когда надо платить НДФЛ с выплаты, очень редки — как в случае с НДФЛ по банковским вкладам.

Какие страховые выплаты не облагаются НДФЛ

Некоторые страховые выплаты не учитываются при определении налоговой базы. Это выплаты по:

  1. ОСАГО и другим обязательным видам страхования.
  2. Добровольному страхованию жизни.
  3. Добровольному личному страхованию.
  4. Добровольному пенсионному страхованию.

Если вы получите страховую выплату по подобным договорам, НДФЛ платить не придется.

Однако есть нюансы. Так, при расторжении договора добровольного пенсионного страхования страховая организация платит выкупную сумму. Если она оказалась больше, чем сумма страховых взносов, будет удержан налог с суммы превышения.

При этом страховая организация еще удержит НДФЛ с суммы социального налогового вычета по этому договору, то есть 13% от взносов до 120 тысяч рублей за каждый год действия договора, — даже если страхователь не получал этот вычет. Чтобы предотвратить это, надо отдать в страховую организацию справку из ФНС о том, что вычет не предоставлялся или предоставлялся в определенном размере.

НДФЛ с выплат по добровольному имущественному страхованию

Если застраховать жилье, иное имущество или оформить полис каско на автомобиль, то может потребоваться уплатить НДФЛ со страховой выплаты. Может, но не факт, что потребуется: такое происходит редко.

Согласно п. 4 ст. 213 налогового кодекса, налоговая база возникает, когда страховая выплата больше, чем стоимость уничтоженного имущества или расходы на восстановление имущества плюс стоимость полиса.

Пример. Дача и движимое имущество в ней застрахованы на 5 млн рублей, полис стоил 10 тысяч. Произошел пожар, дача сгорела дотла вместе с мебелью и другим имуществом. Стоимость дачи и движимого имущества 4 млн рублей. Если страховая компания выплатит 5 млн, налоговой базой будут 990 тысяч — деньги сверх стоимости имущества и стоимости полиса. Надо уплатить НДФЛ в размере 128 700 рублей.

На практике страховая компания выплачивает страхователю только компенсацию фактического ущерба. То есть на страховке заработать не получится, и нет смысла страховать имущество на сумму больше, чем оно стоит на самом деле.

В примере выше страховая компания возместит страхователю 4 млн рублей, с которых НДФЛ не взимается: возмещение ущерба не облагается налогом.

Штрафы, неустойки и моральный ущерб

Бывает так, что страховая компания перечисляет возмещение с нарушением сроков или есть разногласия между страхователем и страховщиком по поводу размера выплаты. Приходится судиться, и суд может обязать страховую компанию уплатить страхователю штраф и неустойку.

С точки зрения Верховного суда, штрафы и неустойки — это доход, с которого надо платить налог. Минфин даже выпустил письма с разъяснениями. А вот компенсация морального вреда и возмещение судебных расходов НДФЛ не облагаются.

Имейте в виду, что все это относится к выплатам не только от страховых компаний, но вообще к случаям нарушения прав потребителей.

Есть вероятность, что НДФЛ с дохода в виде штрафов и неустоек придется платить самостоятельно. Даже если в суде вам проиграла организация или ИП , то есть налоговый агент, он сам удержит НДФЛ с выплаты, только если в решении суда указано, какая это должна быть сумма. Но он сообщит налоговой, что НДФЛ не был удержан, и дальше дело за вами.

Самое важное

1. Выплаты по многим видам страхования налогом не облагаются. Это ОСАГО , добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, добровольное пенсионное страхование. Но есть нюансы.

2. С выплат по договорам добровольного имущественного страхования вроде каско или страхования недвижимого имущества налог придется заплатить, только если выплата больше, чем фактический ущерб. Такие ситуации маловероятны. Сама компенсация ущерба налогом не облагается.

3. Если кто-то, например страховая компания, по решению суда платит потребителю штраф и неустойку, нужно заплатить НДФЛ с этих сумм. Выплаты за моральный ущерб и компенсация судебных расходов налогом не облагаются.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

федеральный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «г» п. 1 ст. 19), введенный Законом РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от страховой деятельности». В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. действовавший порядок налогообложения страховых организаций был отменен, доходы от страховой деятельности стали объектом обложения налогом на прибыль предприятий и организаций.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по законодательству РФ уплачивают предприятия, учреждения, организации, обладающие правами юридического лица (в т.ч. с иностранными инвестициями), осуществляющие страховую деятельность на основе лицензии, выданной в установленном порядке, а также компании, фирмы, другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют страховую деятельность на территории РФ через постоянные представительства. Для целей налогообложения под постоянным представительством понимаются бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в РФ. Объектом налогообложения является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включающих себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатных работников в себестоимость страховых услуг не включаются. Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховых платежей (премий), получаемых по договорам страхования и перестрахования, а также иных поступлений доходов, связанных со страховой деятельностью. Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки, а также порядок исчисления и уплаты НАЛОГА НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ определяются законом.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, являлись предприятия, учреждения, организации, признававшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также компании, фирмы, любые др. организации, образованные в соответствии с законодательством иностр. государств, осуществлявшие в установленном порядке страховую деятельность в РФ через постоянные представительства. Объект обложения – доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включавшихся в себестоимость страховых услуг (без учета затрат на оплату труда штатных работников). К доходам от страховой деятельности относились: страховые платежи по договорам страхования и перестрахования; комиссионные вознаграждения по перестрахованию; доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях; суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего года; иные доходы, связанные со страховой деятельностью (включая доходы от инвестирования временно свободных денежных средств и размещения их на счетах в банках). Доходы, полученные страховой организацией в иностр. валюте, подлежали налогообложению вместе с доходами от страховой деятельности, полученными в рублях (путем пересчета в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения дохода). Страховые организации, получившие доход от иной деятельности, уплачивали налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а также др. законодательными актами о налогах. Налог на доходы от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежавших страховой организации, а также от долевого участия в др. предприятиях взимался у источника выплаты этих доходов. В целях налогообложения доход от страховой деятельности (определенный в соответствии с указанным выше порядком), уменьшался на сумму след. расходов: выплаченных страховых сумм и страховых возмещений; комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования; страховых платежей, переданных в перестрахование; возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года; отчислений от страховых платежей (премий) в спец. страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодат. актами; платежей, внесенных в гос. соц. внебюджетные фонды, а также др. обязательных платежей; сумм, причитавшихся к уплате в бюджет в виде налогов (налога на имущество страховой организации, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств); амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода по нормам, утвержденным Правительством РФ; сумму износа нематериальных активов, начисленную по нормам, рассчитанным плательщиком налога исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности плательщика (норма износа нематериальных активов, срок полезного использования к-рых невозможно было определить, устанавливался в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности страховой организации); расходов по аренде основных фондов в размере амортизац. отчислений на полное их восстановление, а нематериальных активов – в размере суммы начисленного износа; др. расходов, связанных с особенностями страховой деятельности и включавшихся в себестоимость страховых услуг (кроме расходов на заработную плату) в соответствии с законодат. актами о налогообложении прибыли (дохода) предприятий. При определении налоговой базы страховых организаций, получавших доходы от иной деятельности, отнесение расходов на страховую деятельность производилось исходя из доли дохода от этого вида деятельности в общей сумме дохода страховых организаций. Налоговая база уменьшалась на суммы: затрат, осуществленных в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления нормативами на содержание находившихся на балансе страховых организаций объектов жилищной и социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, спортивные сооружения, образовательные учреждения и др.), а также затрат страховых организаций на эти цели при их долевом участии в содержании указанных объектов (в пределах норм, утвержденных органами местного самоуправления, на территориях к-рых находились указанные объекты и учреждения); взносов, направленных на благотворительные цели (в частн., в экологич., оздоровит., образоват. и др. фонды и общественные объединения, общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта) в пределах 1% налогооблагаемого дохода. Фонды, предприятия, учреждения и организации – получатели таких средств – по окончании отчетного года были обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании (суммы, использованные не по назначению, изымались в доход федерального бюджета); затрат на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов соц. инфраструктуры (льгота предоставлялась при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату). Для страховых организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бух. отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождалась от уплаты налога в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и др. аналогичных по назначению фондов, создание к-рых было предусмотрено законодательством). Налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находившегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки. Для страховых организаций, имевших также доходы от иной деятельности, отнесение льгот к страховой деятельности производилось исходя из уд. веса дохода от страховой деятельности в общей сумме дохода. Основная ставка налога составляла 25%. Ставки налога на доход страховой организации понижались вдвое, если от общего числа ее работников инвалиды составляли не менее 50% либо инвалиды и(или) пенсионеры – не менее 70%. Сумма налога определялась страховой организацией на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно и выплачивалась авансом ежемесячно. Налог на доходы зачислялся в федеральный бюджет. Излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались страховой организации в 10-дневный срок со дня получения ее письменного заявления. Страховая организация представляла налоговым органом по месту своего нахождения расчеты суммы налога на доход по формам, утвержденным Госналогслужбой РФ, а также бухгалтерские отчеты и балансы. Сумма дохода, полученная за пределами России, включалась в общую сумму дохода, подлежавшую налогообложению в России, и учитывалась при определении размера налога. Уплаченная за пределами России в соответствии с законодательствами др. государств сумма налога на доход страховой организации, полученного на территориях этих государств, засчитывалась при уплате страховой организацией налога на доход в России. При этом размер засчитываемой суммы не мог превышать суммы налога на доход, подлежавшего уплате в России по доходу, полученному за ее пределами. С 1 янв. 2002 регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 254–269, 275, 293, 294)

0.C6

В настоящее время в России происходят позитивные процессы изменения нормативной базы, касающейся налогообложения страховых операций. Постепенно налогообложение страховых взносов и выплат начинает соответствовать международным стандартам. Налогообложение страховщиков и их потенциальных клиентов является фактором, стимулирующим развитие страхового рынка. В данном разделе рассмотрены основные налоги и льготы, касающиеся страховых операций.
В России все юридические и физические лица освобождены от уплаты НДС на суммы страхового возмещения. Согласно Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (с изменениями от 22 мая 2001 г .), в базу для налогообложения страхователя не включаются :
суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения при страховании предпринимательского риска (риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг);
средства, полученные страхователем из резерва предупредительных мероприятий, на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.
Начиная с 2000 года операции по страхованию и перестрахованию, связанные с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, облагаются НДС по ставке 20%. Следует отметить , что данный порядок действует только в отношении страхуемых договорных обязательств, которые предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Отношения государства и физического лица по вопросам подоходного налога регулируют Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ и рекомендации по ее применению. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные физическими лицами в виде страховых выплат в следующих случаях:
выплаты страхователям, застрахованным лицам, выгодо приобретателям или иным третьим лицам ( в случае страхования ответственности ) по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим
законодательством;
выплаты страхователям или застрахованным лицам по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни;
возмещение страхователям или застрахованным лицам вреда жизни, здоровью и медицинских расходов ( за исключением оплаты санаторно – курортных путевок) по договорам личного страхования;
выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками на любой срок, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований 8 соответствии с законодательством РФ. При этом основаниями для пенсионного обеспечения являются достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца — его смерть; для отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности
При заключении договора добровольного страхования жизни на срок менее 5 лет сумма страховой выплаты при определении налоговой базы не учитывается, если она не превышает суммы, внесенных страхователем взносов, увеличенной на сумму, рассчитанную с учетом ставки рефинансирования Банка России. В противном случае разница между указанными суммами подлежит налогообложению по ставке 35%.
При некоторых условиях суммы, полученные физическими лицами от страховой компании, все же подлежат налогообложению. Это происходит в тех случаях, когда досрочно расторгается договор добровольного долгосрочного страхования жизни или договор по негосударственному пенсионному обеспечению. Причем для договора страхования учитывается, через какой период он был расторгнут. Если с момента его заключения прошло более пяти лет, то возвращаемая сумма налогом не облагается. Если же расторжение договора произошло до истечения этого срока, то взимается 13% от суммы .
Для пенсионного договора сроки еще более жесткие. На возвращаемые суммы уплата подоходного налога предусмотрена вплоть до наступления пенсионных оснований, другими словами — в любом случае.
Эти ограничения вполне разумны. Если их не предусмотреть, то страхование жизни и пенсионное страхование напрямую можно было бы использовать для ухода от налогообложения при выплате заработной платы предприятиями.
Отметим также, что форс-мажорные обстоятельства, когда расторжение договора происходит по не зависимым от сторон обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, предусмотрены законодательно .
Отношения государства и юридических лиц по уплате налога на прибыль регулируются Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль определяется как разница между полученным налогоплательщиком доходом и величиной произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы . Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в некоторых случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком.
В не облагаемые налогом расходы включаются взносы на добровольное страхование, а именно:
Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, включающие страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества:
добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;
добровольное страхование грузов;
добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно – монтажных работ;
добровольное страхование товарно – материальных запасов;
добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;
добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода; добровольное страхование ответственности за причинение вреда , если такое страхование предусмотрено законодательством Российской Федерации либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации), включающиеся в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
Страховые взносы работодателей по договорам обязательного страхования, а также страховые взносы работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).
В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:
долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе ввиде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;
пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и дающих право на установление государственной пенсии;
добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Совокупные страховые взносы работодателей, выплачиваемые по договорам долгосрочного страхования жизни работников, а также по договорам государственного и негосударственного пенсионного обеспечения работников, облагаются налогом, не превышающим 12% от суммы расходов на оплату труда.
Однако в некоторых случаях страховые взносы работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, а также по договорам государственного и негосударственного пенсионного обеспечения все-таки подлежат налогообложению, например, с момента внесения существенных изменений в договоры, сокращения срока их действия или досрочного расторжения. Исключение составляют случаи досрочного расторжения договора в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Взносы по договорам добровольного личного страхования, которые предусматривают оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам добровольного личного страхования, которые заключаются исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, являлись предприятия, учреждения, организации, признававшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также компании, фирмы, любые др. организации, образованные в соответствии с законодательством иностр. государств, осуществлявшие в установленном порядке страховую деятельность в РФ через постоянные представительства. Объект обложения - доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включавшихся в себестоимость страховых услуг (без учета затрат на оплату труда штатных работников). К доходам от страховой деятельности относились: страховые платежи по договорам страхования и перестрахования; комиссионные вознаграждения по перестрахованию; доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях; суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего года; иные доходы, связанные со страховой деятельностью (включая доходы от инвестирования временно свободных денежных средств и размещения их на счетах в банках). Доходы, полученные страховой организацией в иностр. валюте, подлежали налогообложению вместе с доходами от страховой деятельности, полученными в рублях (путем пересчета в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения дохода). Страховые организации, получившие доход от иной деятельности, уплачивали налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а также др. законодательными актами о налогах. Налог на доходы от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежавших страховой организации, а также от долевого участия в др. предприятиях взимался у источника выплаты этих доходов. В целях налогообложения доход от страховой деятельности (определенный в соответствии с указанным выше порядком), уменьшался на сумму след. расходов: выплаченных страховых сумм и страховых возмещений; комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования и перестрахования; страховых платежей, переданных в перестрахование; возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года; отчислений от страховых платежей (премий) в спец. страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодат. актами; платежей, внесенных в гос. соц. внебюджетные фонды, а также др. обязательных платежей; сумм, причитавшихся к уплате в бюджет в виде налогов (налога на имущество страховой организации, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств); амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода по нормам, утвержденным Правительством РФ; сумму износа нематериальных активов, начисленную по нормам, рассчитанным плательщиком налога исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности плательщика (норма износа нематериальных активов, срок полезного использования к-рых невозможно было определить, устанавливался в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности страховой организации); расходов по аренде основных фондов в размере амортизац. отчислений на полное их восстановление, а нематериальных активов - в размере суммы начисленного износа; др. расходов, связанных с особенностями страховой деятельности и включавшихся в себестоимость страховых услуг (кроме расходов на заработную плату) в соответствии с законодат. актами о налогообложении прибыли (дохода) предприятий. При определении налоговой базы страховых организаций, получавших доходы от иной деятельности, отнесение расходов на страховую деятельность производилось исходя из доли дохода от этого вида деятельности в общей сумме дохода страховых организаций. Налоговая база уменьшалась на суммы: затрат, осуществленных в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления нормативами на содержание находившихся на балансе страховых организаций объектов жилищной и социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, спортивные сооружения, образовательные учреждения и др.), а также затрат страховых организаций на эти цели при их долевом участии в содержании указанных объектов (в пределах норм, утвержденных органами местного самоуправления, на территориях к-рых находились указанные объекты и учреждения); взносов, направленных на благотворительные цели (в частн., в экологич., оздоровит., образоват. и др. фонды и общественные объединения, общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта) в пределах 1% налогооблагаемого дохода. Фонды, предприятия, учреждения и организации - получатели таких средств - по окончании отчетного года были обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании (суммы, использованные не по назначению, изымались в доход федерального бюджета); затрат на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов соц. инфраструктуры (льгота предоставлялась при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату). Для страховых организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бух. отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождалась от уплаты налога в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и др. аналогичных по назначению фондов, создание к-рых было предусмотрено законодательством). Налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находившегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки. Для страховых организаций, имевших также доходы от иной деятельности, отнесение льгот к страховой деятельности производилось исходя из уд. веса дохода от страховой деятельности в общей сумме дохода. Основная ставка налога составляла 25%. Ставки налога на доход страховой организации понижались вдвое, если от общего числа ее работников инвалиды составляли не менее 50% либо инвалиды и(или) пенсионеры - не менее 70%. Сумма налога определялась страховой организацией на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно и выплачивалась авансом ежемесячно. Налог на доходы зачислялся в федеральный бюджет. Излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались страховой организации в 10-дневный срок со дня получения ее письменного заявления. Страховая организация представляла налоговым органом по месту своего нахождения расчеты суммы налога на доход по формам, утвержденным Госналогслужбой РФ, а также бухгалтерские отчеты и балансы. Сумма дохода, полученная за пределами России, включалась в общую сумму дохода, подлежавшую налогообложению в России, и учитывалась при определении размера налога. Уплаченная за пределами России в соответствии с законодательствами др. государств сумма налога на доход страховой организации, полученного на территориях этих государств, засчитывалась при уплате страховой организацией налога на доход в России. При этом размер засчитываемой суммы не мог превышать суммы налога на доход, подлежавшего уплате в России по доходу, полученному за ее пределами. С 1 янв. 2002 регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 254-269, 275, 293, 294)

Несмотря на существование и эффективное функционирование системы прямого обложения прибыли страховщиков, регулирование страховой деятельности путем косвенного налогообложения страховой премии чрезвычайно широко распространено в налоговых системах ведущих зарубежных стран. Налог на страховую премию или его аналоги встречаются во всех западноевропейских государствах и США. В некоторых из них данный налог используется уже в течение продолжительного периода (ФРГ, Италии и пр.), в других, например в Великобритании, он был впервые введен в действие недавно (в 1994 г).

Тенденция все более частого использования в зарубежных странах механизма косвенного налогового регулирования страховой деятельности обуславливается рядом причин. Так, в информационном докладе Висконсинского финансово-юридического бюро (Wisconsin Legislative Fiscal Bureau) перечислены следующие преимущества применения налога на страховую премию:

  • простота расчета, уплаты и администрирования;
  • значительные объемы поступлений в бюджет (показатели валового объема собранной премии в большинстве стран постоянно растут);
  • возможность отсечения части высокорисковых клиентов за счет увеличения итоговой стоимости страхового продукта (в связи с тем, что налоговая нагрузка передается на страхователя);
  • возможность использования налога на страховую премию в качестве эффективного инструмента государственного стимулирования укрупнений на страховом рынке (в результате слияний и поглощений) за счет создания налогового барьера для малых страховых организаций 1 .

В официальном докладе Королевской службы налогов, сборов и таможни Великобритании (UK HM Revenue & Customs) в качестве доказательства целесообразности применения налога на страховую премию указывается то, что его использование позволяет оптимизировать систему налогового регулирования страховой деятельности. Как упоминалось выше, страховые организации не облагаются налогом на добавленную стоимость, который действует в ряде зарубежных стран. Это правило было, в частности, прямо закреплено в ст. 135 и 401 Директивы Совета ЕС от 28 ноября 2006г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость» (Council Directive 2006/112/EEC of 28 November 2006 on the common system of value added tax) 2 . Следствием этого является то, что с позиции налогового регулятора страхование выступает в качестве «недостаточно полно обложенного» (undertaxed) сектора экономики 3 .

Также данная Директива закрепляет за государствамичленами Европейского Союза право сохранять или вводить новые налоги, которые были бы направлены на обложение договоров страхования с учетом того, что данные налоги не могут быть охарактеризованы как налоги с оборота (turnover taxes). 4

Решением Суда ЕС по делу GIL Insurance Ltd and others v Customs (ECJ C-308/01 18th September) был подтвержден тот факт, что налог на страховую премию таковым не является, что определило широкие возможности его применения в западноевропейских странах.

Использование налога на страховую премию для целей регулирования страховой деятельности дает возможность регуляторам в развитых странах решать важные экономические и социальные задачи. Так, снижая налоговую ставку или вообще устанавливая исключения из налогообложения, налоговый регулятор косвенно стимулирует ту сферу общественных и экономических отношений, которая находится под страховой защитой. Например, применение более низкой ставки в 3% по отношению к премии по страхованию морских грузоперевозок в ФРГ объясняется тем, что наибольшая часть международной торговли Германии осуществляется именно морским путем. 5 А в Испании низкая налоговая ставка используется в отношении страхования международных перевозок и туризма (включая туров на Балеарские и Канарские острова, в Мелилью и Куету) в связи с тем, что для этой страны доходы от экспорта туристических услуг составляют около одной трети доходов от экспорта товаров и услуг. 6

В вопросах, касающихся механизма налогообложения страховой премии (т.е. в особенностях расчета налоговой базы, уровнях налоговых ставок, наличии различных налоговых льгот и пр.), в зарубежных странах наблюдается тенденция, в соответствии с которой налоговые регуляторы избирают один из двух принципиальных подходов к косвенному налоговому регулированию деятельности страховых организаций.

К первой группе относятся страны, в которых действует либеральная система налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.). Для них характерен уровень налоговой ставки ниже 5%, а сам налог на страховую премию в большей степени используется для регулирования страхового рынка (стимулирования или дестимулирования различных видов страхования). Во вторую группу входят государства, в которых налог на страховую премию используется главным образом для эффективного пополнения бюджета. Для данных стран (ФРГ, Франция, Италия) характерен уровень налоговой ставки выше 5%.

Еще одно различие между данными группами стран заключается также и в подходе, который используется при определении момента наступления обязанности уплаты налога на страховую премию. В странах с либеральной системой налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.) премия облагается налогом в момент ее фактической уплаты либо регулятор оставляет за страховщиком возможность выбора между моментом уплаты или моментом начисления. В странах, в которых преобладает фискальная функция налогообложения страховой премии (ФРГ, Франция, Италия), налогом облагается премия, начисленная в соответствии с договором страхования.

Важной тенденций, наблюдаемой в ряде зарубежных стран (относящихся как первой, так и ко второй рассмотренным группам), также является постоянное увеличение бремени косвенного налогообложения страховой деятельности. За последние годы налоговая ставка налога на страховую премию была увеличена в ФРГ, Англии и ряде других зарубежных стран, соответственно, возросли и показатели поступлений в бюджет от данного налога, и его роль в экономике данных государств. В частности, поступления в государственный бюджет ФРГ за период 1991–1992гг. при ставке 10% составляли 3,5 млрд евро в среднем в год; за период 1993–1994гг. при ставке 12% – 5,3 млрд евро в среднем в год; за период 1994–2002гг. при ставке налога 15% – 7,2 млрд евро в среднем в год.265

Наличие механизма косвенного налогового регулирования страховой деятельности через обложение премии в зарубежных странах не только не отменяет существующее там (и рассмотренное выше) налогообложение прибыли страховых организаций, но эффективно дополняет его. Таким образом, в практике ведущих западноевропейских государств и США сформировался компромиссный подход, при котором, с одной стороны, достигается максимальная результативность налогообложения (за счет обложения как прибыли, так и финансового результата), с другой, в налоговую систему закладываются основы диверсификации налоговых методов.

Принцип диверсификации налоговых методов состоит в том, что общее налоговое бремя страховой организации, не превышающее определенного предела эффективности налогообложения (для большинства зарубежных стран он составляет порядка 40% от валового дохода), распределяется налоговым регулятором в определенной пропорции между прямыми и косвенными налогами. Данный принцип применяется налоговыми регуляторами в большинстве зарубежных стран, о чем наглядно свидетельствуют данные в приведенной ниже таблице, отражающие уровни ставок налога на прибыль страховых организаций и налога на страховую премию в ведущих странах – членах Европейского союза и США.

Таблица 1. Размер ставки налога на прибыль страховых организаций и налога на страховую премию (Ведущие страны ЕС и США)

Страна Ставка налога на прибыль страховой организации, % Ставка налога на страховую премию, %
США 35 2–3
ФРГ 15 19
Великобритания 28% 2,5
Франция 41 или 33* 9
Испания 35 4
Италия 27,5** 12,5***

Источник: национальное налоговое законодательство.

* В зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
** Ранее – 52,2%
*** Ставка по налогу на страховую премию в Италии различается в зависимости от вида страхования, причем общей ставки как таковой не существует. Однако ставка 12,5% относится к страховой премии, собираемой по основным видам страхования.

В последние годы в ряде зарубежных стран (в первую очередь в США) наблюдается тенденция, в соответствии с которой налог на страховую премию используется налоговыми регуляторами для защиты национальных страховых компаний. Во-первых, в отношении премии, собранной зарубежными перестраховщиками (которая, по общему правилу, в большинстве зарубежных стран для целей избежания двойного налогообложения исключается из под действия налогов), устанавливается специальная налоговая ставка налога на перестраховую премию. Основанием для подобного налогообложения выступает то, что в ином случае никаких поступлений в национальный бюджет за фактически оказанную перестраховую услугу не поступило бы. Также бывают ситуации, когда налоговому регулятору сложно определить, были ли перестраховщиком (например, зарегистрированным на оффшорной территории) ранее вообще уплачены какие-либо связанные с премией налоговые платежи. 7

Во-вторых, для этого используется механизм «ответного налогообложения страховой премии» (т.е. применяется так называемый принцип взаимности), в соответствии с которым премия, собранная на территории рассматриваемой страны зарубежными страховыми организациями, облагается по такой же налоговой ставке, по которой, в соответствии с законом, должна облагаться премия, которая будет собрана страховыми компаниями (рассматриваемой страны) на территории данного зарубежного государства. Одним из положительных следствий использования данного механизма явилось постепенное установление на всей территории Северной Америки низких ставок налога на страховую премию. 8

Еще одна важная тенденция, наблюдаемая в большинстве государств – членов Европейского Союза (ФРГ, Великобритания, Франция и пр.), заключается в том, что из-под действия налога на страховую премию освобождаются премии, собранные на основании договоров страхования жизни. Это обуславливается тем, что пенсионная составляющая подобных договоров на сегодняшний день в большинстве случае больше, чем рисковая (т.е. страховая защита направлена в первую очередь на урегулирование риска дожития, а не риска смерти).

Организации, занимающиеся подобным пенсионным страхованием, вступают в конкуренцию с банками, депозитные пенсионные продукты которых в западноевропейских странах также подпадают под льготный режим налогообложения. Однако для вложения денежных средств в подобные банковские продукты не требуется преодоление налогового барьера, которым выступает уплата налога на траховую премию, т.е. они становятся необоснованно дешевле и доступнее для потребителей, чем пенсионное страхование.

2 Также называемая Основополагающая Директивой о НДС 2006/112 (Principal VAT Directive 2006/112).

6 История туризма : сборник / Сост.: С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – С.65.

Читайте также: