Налог на доходы физических лиц нормативное регулирование

Опубликовано: 20.09.2024

Письмо Минфина России

от 02.02.2018 № 03-04-07/6294

Письмо Минфина России от 02.02.2018 № 03-04-07/6294 «Об обложении налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат в виде возмещения морального вреда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Дата публикации: 12.09.2018

Письмо Минфина России

от 20.03.2017 № 03-04-06/15803

Письмо Минфина России от 20.03.2017 № 03-04-06/15803 «По вопросу применения подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации»

Дата публикации: 26.04.2017

Письмо Минфина России

от 28.02.2017 № 03-04-05/11163

Письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-04-05/11163 «По вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц»

Дата публикации: 26.04.2017

Письмо Минфина России

от 16.12.2016 № 03-04-07/75470

Письмо Минфина России от 16.12.2016 № 03-04-07/75470 «По вопросу предоставления социального налогового вычета по расходам на обучение»

Дата публикации: 20.12.2016

Письмо Минфина России

от 22.07.2016 № 03-04-07/43026

Письмо Минфина России от 22.07.2016 № 03-04-07/43026 «Об обложении налогом на доходы физических лиц доходов от продажи квартир, образованных при разделе и в соответствии со статьёй 342 Налогового кодекса Российской Федерации»

Дата публикации: 26.09.2016

Письмо Минфина России

от 01.04.2016 № 03-04-06/18555

Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 03-04-06/18555 «О налогообложении НДФЛ доходов, получаемых сотрудником организации, выполняющим работы по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 18.03.2016 № 03-04-07/15279

Письмо Минфина России от 18.03.2016 № 03-04-07/15279 «О порядке налогообложения доходов физических лиц в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 29.02.2016 № 03-04-07/11377

Письмо Минфина России от 29.02.2016 № 03-04-07/11377 «О получении имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц при покупке квартир по договору с жилищно-строительными кооперативами»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 24.02.2016 № 03-04-05/10017

Письмо Минфина России от 24.02.2016 № 03-04-05/10017 «О налогообложении доходов, полученных от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 24.02.2016 № 03-04-05/10019

Письмо Минфина России от 24.02.2016 № 03-04-05/10019 «О порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных от работы по найму гражданами Киргизской Республики и Республики Армения»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 15.02.2016 № 03-04-05/7920

Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-04-05/7920 «О налогообложении дохода, полученного в виде материальной выгоды»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 12.02.2016 № 03-04-06/7561

Письмо Минфина России от 12.02.2016 № 03-04-06/7561 «О налогообложении НДФЛ доходов в виде процентов по рублевым вкладам в банках»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 24.11.2015 № 03-04-07/68229

Письмо Минфина России № 03-04-07/68229 от 24.11.2015 О налогообложении доходов физических лиц при продаже доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Фе.

Дата публикации: 24.11.2015

Письмо Минфина России

от 17.11.2015 № 03-04-07/66314

Письмо Минфина России № 03-04-07/66314 от 17.11.2015 "О порядке налогообложения доходов физических лиц в виде процентов по сберегательным сертификатам и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации"

Дата публикации: 17.11.2015

Письмо Минфина России

от 10.11.2015 № 03-04-07/64620

Письмо Минфина России от 10.11.2015 № 03-04-07/64620 «О предоставлении имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

Историческая справка

У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

Наше время

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

Ставки

Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

  • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

  • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
  • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика НДФЛ


    Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

    Историческая справка

    У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

    Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

    В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

    До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

    В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

    В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

    Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

    Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

    В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

    В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

    В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

    С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

    В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

    Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

    Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

    В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

    Наше время

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

    При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

    Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

    Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

    Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

    В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

    Ставки

    Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

    Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

    Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

    • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
    • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

    Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

    Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

    Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

    • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
    • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

    Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

    Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

    Налоговые вычеты

    Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

    С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

    В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

    Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

    14.3. Налог на доходы физических лиц.

    НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.

    Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»).

    Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:

    – являющиеся налоговыми резидентами РФ;

    – получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

    Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

    Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:

    – российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

    – сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

    Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – только доход от источников в Российской Федерации.

    Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 НК.

    При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:

    – стандартных налоговых вычетов;

    – социальных налоговых вычетов;

    – имущественных налоговых вычетов;

    – профессиональных налоговых вычетов.

    Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.

    Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

    Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.

    Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет (в размере 600 руб.), предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.

    Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:

    – оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;

    – пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

    – оплатой обучения в образовательных учреждениях;

    – оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.

    С 1 января 2007 г. размеры социальных налоговых вычетов по расходам на оплату обучения и лечения были увеличены до 50 тыс. руб., а, начиная с 1 января 2008 г., законодатель предусмотрел введение суммарного лимита вычета в размере 100 тыс. руб.

    Этот лимит не распространяется на лиц несущих расходы:

    – по обучению своих детей (по данным расходам сохранен лимит вычета в размере 50 тыс. руб.);

    – на дорогостоящее лечение (вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов).

    Сохранен неизменным и лимит вычета по доходам налогоплательщика, перечисляемым на благотворительные цели (не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде).

    Во всех остальных случаях социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 тыс. руб. в налоговом периоде.

    Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в случае совершения в налоговом периоде:

    – продажи принадлежащего ему имущества;

    – расходами по строительству либо приобретению недвижимости для жилья на территории РФ.

    Налогоплательщик может претендовать на получение вычета в случае продажи любого имущества, как движимого, так и недвижимого. Размер вычета в этом случае зависит от:

    – времени, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика;

    – вида продаваемого имущества.

    При продаже любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, равной полученной налогоплательщиком при продаже.

    В случае если налогоплательщик владел проданным имуществом менее трех лет, он не сможет претендовать на получение вычета в сумме, превышающей 1 млн руб. при продаже недвижимости и 125 тыс. руб. – при продаже любого иного имущества.

    Имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

    Вместо использования права на получение указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

    Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение недвижимости для жилья (речь идет о жилом доме, квартире или комнате) может быть предоставлен не только в отношении объекта целиком, но и при строительстве или приобретении доли (долей) в нем.

    Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 млн руб. и может быть увеличен только на сумму, направленную на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение указанной недвижимости.

    Этот вид имущественного налогового вычета может быть предоставлен налогоплательщику лишь единожды (причем получить его налогоплательщик может как у работодателя, так и подав соответствующее заявление в налоговый орган). Повторное предоставление налогоплательщику вычета не допускается.

    Правом на получение профессиональных налоговых вычетов обладают следующие категории налогоплательщиков:

    – физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    – налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

    – налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов;

    – нотариусы, занимающиеся частной практикой;

    – адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

    – иные лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

    Как правило, вычет предоставляется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных указанной деятельностью.

    Для получения вычета налогоплательщики должны своевременно подать письменное заявление своему налоговому агенту При отсутствии налогового агента налогоплательщики подают соответствующее письменное заявление в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

    Налоговая ставка. Размер налоговой ставки установлен в пределах от 9 до 35 %. Для большинства доходов физических лиц налоговая ставка НДФЛ составляет 13 %.

    Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

    Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.

    Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более – округляются до полного рубля.

    Порядок и сроки уплаты налога. В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (организация, индивидуальный предприниматель и т. п.), обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента.

    В случае получения доходов от иных источников (например, от физических лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа:

    – первый – не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;

    – второй – не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

    Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

    Читайте также: