Налог на чрезвычайные ситуации

Опубликовано: 12.05.2024

Для налоговой ответственности, как для всякого вида юридической ответственности, характерен признак индивидуализации наказания.

Известно, что об индивидуализации ответственности в отношении налоговых правонарушений Конституционный Суд Российской Федерации высказался еще в Постановлении от 12.05.1998 года № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан»[1]. Рассматривая вопрос об отсутствии дифференцированного подхода к санкциям за налоговое правонарушение, Конституционный Суд указал, что исключение принципа соразмерности при назначении наказания неизбежно приведет к тому, что санкции из меры воздействия преобразятся «в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности».

Позже идея об индивидуализации наказания нашла свое отражение еще в одном акте Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление от 15.07.1999 года № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»[2].

Развивая мысль о необходимости в каждом конкретном случае назначать соразмерное наказание за допущенное налоговое правонарушение, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в известном Постановлении от 12.10.2010 года № 3299/10 указал на отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, что, в свою очередь, означает, что любое обстоятельство, при достаточной степени мотивированности, может быть учтено в качестве такового.

В настоящее время в правоприменительной практике сформированы определенные подходы в определении «иных обстоятельств», которые должны быть учтены при назначении наказания. Среди всех прочих обстоятельств, налоговые органы и суды, при определении баланса публичных и частных интересов, обращают свое внимание на экономические показатели и финансовое состояние налогоплательщика.

Пандемия COVID-19, карантинные меры, падение стоимости углеводородов и высокая волатильность национальной валюты на фоне переговоров со странами ОПЭК - уже нанесли отечественным бизнесменам серьезный ущерб.

Предопределяя последствия для макроэкономики, Правительство России, в рамках «новых» компетенций в сфере налогов и налогообложения и налогового администрирования[3], опубликовало 06.04.2020 года Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Данное постановление устанавливает новые сроки предоставления отчетности, устанавливает запреты на проведение отдельных мероприятий налогового контроля, дополняет основания предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов. Не вдаваясь в оценку эффективности уже принятых мер (как сообщает Минэкономразвития, их стоимость уже составила 1,3 трлн. рублей), отметим, что и Глава Минэкономразвития указывает, что «ни один пакет мер не может быть признан достаточным»[4].

Происходящее в мире для демократической правовой России, основывающейся на рыночной экономике и достижении социального блага для всех, является новой вехой. Следует думать, что такая «новизна» скажется и на правосудии: отсутствие единства практики в условиях пандемии обязательно приведет к появлению «калужской и казанской законности». Сегодня это уже хорошо видно на примере применения части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в разных регионах[5].

Полагаем, что для налогоплательщиков особую актуальность приобретет вопрос оценки судами и налоговыми органами причинно-следственной связи между финансовым положением налогоплательщика и последствиями пандемии.

В этой связи, в качестве ориентира можно взять дела со схожими фабулами, в которых суды дали оценку эпидемиологической обстановке как фактору, оказавшему влияние на финансовое положение налогоплательщика.

Так, в деле А32-13994/2014[6] о признании решения инспекции недействительным Арбитражный суд Краснодарского края отказал налогоплательщику в удовлетворении заявления. Однако в судебном акте отмечено, что налоговым органом при вынесении решения было учтено тяжелое финансовое положение общества (основная деятельность - разведение свиней), вызванное эпидемией африканской чумы свиней; в связи с чем, налоговый орган при первичном рассмотрении счел возможным самостоятельно снизить размер штрафных санкций в два раза.

Однако ранее в деле А32-27468/2013[7]Арбитражный суд Краснодарского края, принимая во внимание единственный довод налогоплательщика: уничтожение 30 000 голов свиней в рамках карантинных мер по предупреждению распространения африканской чумы свиней, - посчитал необходимым снизить размер штрафа в 4 раза, хотя двукратное снижение было применено самой инспекцией при рассмотрении материалов проверки.

В деле № А68-2593/2007[8] Арбитражный суд Тульской области указал на необходимость учета того, что возникновение задолженности по уплате НДФЛ напрямую связано с мероприятиями по профилактике «птичьего гриппа», вспышка которого в России и Европе была зафиксирована в конце 2006 - начале 2007 годов.

Отметим, что в данном деле арбитражный суд счел возможным снизить размер ответственности в 5 раз.


Всемирная организация здравоохранения еще 11.03.2020 года охарактеризовала ситуацию в мире, как пандемию[9]. По нашему мнению, после поправок Федерального закона от 01.04.2020 года № 98-ФЗ, формальные препятствия, затрудняющие введение режима ЧС, устранены. Однако высший исполнительный орган не торопится реализовывать свои полномочия в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Пока в обществе обсуждается вопрос о необходимости введения режима ЧС[10], а в профессиональном сообществе даются оценки выбранной линии Правительства[11], предлагаем рассмотреть ситуации, в которых суды принимали во внимание введение режима ЧС в качестве фактора, оказавшего влияние на финансовое положение налогоплательщика.

Напомним, что согласно абзацу 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Нельзя не сказать, что в судебной практике существует подход, согласно которому, установление факта чрезвычайной ситуации не находится в предмете ведения судебной власти; установить факт события чрезвычайной ситуации вправе только органы исполнительной власти (см. например, Определение Московского городского суда от 22.10.2019года по делу № 33а-7192/2019[12], Определение Московского городского суда от 22.05.2019 года № 4га/5-475/2019[13], Определение Московского городского суда от 26.11.2018 года по делу № 33а-8114/2018[14]).

То есть, факт события чрезвычайной ситуации, как юридический факт, должен быть подтвержден компетентным органом исполнительной власти.

В деле № А64-3319/2011[15] предприятие, в качестве условия реализация части 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, указывало на гибель урожая, произошедшего из-за почвенной и атмосферной засухи, а также перегрева верхнего слоя почвы. При этом общая сумма материального ущерба составила 11 127 000 рублей, тогда, как размер полученных предприятием субсидий на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, составил 92395 рублей. Оценив данный довод, суд счел возможным снизить размер взыскиваемых налоговых санкций в 10 раз.

Аналогичная ситуация произошла в деле А64-2980/09[16] с СПК «имени Кирова».

Интерес представляет и дело № А35-5003/2012[17]. Как и в вышеописанных делах, налогоплательщик просил учесть в качестве смягчающего обстоятельства гибель сельскохозяйственных культур, произошедшей вследствие засухи 2010 года в Курской области. Однако налоговый орган возражал, указывая на то, что нарушение налогового законодательства допущено налогоплательщиком не только в 2010 году, но и в прошлые периоды, что установлено вступившим в законную силу решением суда по другому делу.

Суд, признав позицию налогового органа обоснованной, вместе с тем указал, что «данное обстоятельство, как характеризующее состояние хозяйственной деятельности и финансовое положение предприятия» все равно должно быть учтено в настоящем деле при назначении размера штрафных санкций (арбитражный суд снизил размер штрафных санкций в 2 раза).

Важно понимать, что в данных делах заявления налогоплательщиков не носили голословный характер: в материалы предоставлялись распоряжения Глав регионов о введение режима ЧС, предоставлялись комиссионные акты гибели сельскохозяйственных культур. То есть позиция защищающегося в вопросе исполнения предмета и бремени доказывания должна быть активной, даже несмотря на то, что чрезвычайная ситуация и принятые органами государственной власти меры недопущения ее распространения, в силу части 1 статьи 69 АПК РФ, не требуют доказывания.

Текущие условия экономики уже отразились на предпринимателях. Общая тенденция прошлых лет «меньше проверок - больше доначислений» (так, процент выездных налоговых проверок в 2019 году снизился на 34,1 % по сравнению с 2018, при этом эффективность каждой такой проверки возросла в 1,7 раза; всего по итогам контрольных мероприятия доначислено 345,6 млрд. рублей), очевидно, сохранится и в будущем. Таким образом, налогоплательщикам необходимо использовать весь имеющийся у них инструментарий для защиты своих интересов. Как показывают примеры прошлых лет, в случае наличия причинно-следственной связи между финансовым положением и обстоятельствами эпидемиологической обстановки/ чрезвычайной ситуации, суды поддерживают налогоплательщиков и кратно снижают размер штрафных санкций.

По позитивным прогнозам Центробанка, макроэкономику (после всех потрясений) ждут три года восстановительного периода[18].

В этой связи возникают вполне обоснованные вопросы: «Подлежат ли учету последствия пандемии, как обстоятельство, оказавшее влияние на финансовое положение налогоплательщика, для тех случаев, когда налоговое правонарушение совершено до признания эпидемиологической обстановки пандемией»? «Возможно ли учесть данное обстоятельство на будущий период»?

Полагаем, что ответ должен быть положительным. Так или иначе, но судами учитывается финансовое положение налогоплательщиков на момент рассмотрения дела о налоговом правонарушении. И если Центробанк полагает, что экономика сможет вернуться к нормальным показателям только через три года, то совсем не очевидно, что финансовое положение конкретного налогоплательщика сможет вернуться к нормальным показателям в этот же срок. Более того, в одном из вышеописанных дел, арбитражный суд также подтвердил, что оценке подлежит именно текущее состояние налогоплательщика.

В заключении хочется выразить надежду на то, что после снятия ограничительных мер, суды дадут надлежащую оценку влияния произошедших экономических «катаклизмов» в России на имущественное положение налогоплательщиков при решении вопросов о размере налоговой ответственности.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/590 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

Вопрос: На ОАО в мае 2010 года произошла авария (взрыв метана в шахте), вследствие которой в данное время не производится добыча угля. На предприятии ведутся работы по ликвидации последствий аварии и восстановительные работы.

1. Как учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты предприятия на питание личного состава ОАО, осуществляемого на основании заключенного договора и нормативных документов по ОАО?

2. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражается ремонт основных средств, не пострадавших во время аварии, которые переведены на консервацию в связи с отсутствием добычи в настоящее время?

3. Как производить списание стоимости лицензий на добычу полезных ископаемых для целей бухгалтерского и налогового учета в ситуации, когда добыча из-за аварии остановлена на неопределенный срок? Учетная политика по налоговому учету на предприятии лицензии на добычу классифицирует как "Прочие расходы" со списанием в течение двух лет. В бухгалтерском учете списание происходит в течение срока действия лицензии.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, и сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Убытки и затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, признаются для целей налогообложения в случае их документального подтверждения, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 252 Кодекса, и с учетом статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливающей обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 24 Федерального закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с этим, по нашему мнению, расходы по обеспечению питанием сотрудников сторонней организации, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на основании договора с налогоплательщиком, могут учитываться в целях налогообложения прибыли, если в соответствии с нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера указанные расходы не являются расходными обязательствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, либо федеральных органов исполнительной власти в установленных случаях.

2. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

В соответствии со статьей 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с консервацией объекта основных средств, направлены на сохранение и содержание в должном состоянии имущества, которое в дальнейшем принесет доход, и поэтому такие расходы, включая затраты по текущему содержанию, ремонту, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств, по нашему мнению, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций.

3. Текущие расходы организации, учитываемые в составе прочих расходов и (или) внереализационных расходов (в том числе расходы на приобретение лицензии на добычу полезных ископаемых, признаваемых согласно учетной политике организации прочими расходами, учитываемыми в течение двух лет на основании статьи 325 Кодекса), в целях налогообложения прибыли в период, когда доходы отсутствовали, по нашему мнению, признаются косвенными расходами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Кодекса сумма косвенных расходов, осуществленных в текущем периоде, учитывается в том же периоде. Такие расходы организации до получения доходов от деятельности формируют убыток текущего отчетного (налогового) периода.

Согласно статье 283 Кодекса налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с Кодексом, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Порядок определения налоговой базы текущего налогового периода и переноса убытка на будущее установлен статьей 283 Кодекса.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/590

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные плательщиком в отчетном периоде, в том числе затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или ЧС.

Такие убытки и затраты признаются, если они документально подтверждены. Также необходимо учитывать обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

ЧС ликвидируется силами и средствами организаций, муниципалитетов, региональных властей, на территориях которых она произошла, а при их недостаточности - федеральных органов.

Организации участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Таким образом, расходы по обеспечению питанием сотрудников сторонней организации, задействованных в ликвидации последствий ЧС на основании договора с плательщиком, можно учитывать в целях налогообложения прибыли. При этом указанные затраты не должны являться расходными обязательствами муниципальных, региональных или федеральных органов.

Также к внереализационным расходам относятся затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на их содержание.

Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с консервацией основных средств, признаются экономически обоснованными.

Текущие затраты организации, учитываемые в составе прочих и (или) внереализационных расходов, в период, когда доходы отсутствовали, признаются косвенными. Их сумма учитывается в том периоде, когда они осуществлены. Такие расходы формируют убыток.

Налоговая база текущего периода может быть уменьшена на сумму убытка (или ее часть), исчисленную в предыдущем периоде.

 Фото: iStock

Почему нужны были поправки?

Евгений Жаров: Действовавший порядок налогообложения обязывал граждан уплачивать НДФЛ с любого вида полученного дохода на территории РФ. Ситуация доходила часто до абсурда, в частности, к таким доходам относили выплаты и помощь гражданам, чье имущество пострадало от природных пожаров, наводнений и иных природных катаклизмов.

Фото: Михаил Фролов / Комсомольская правда

Фото: Михаил Фролов / Комсомольская правда

Кроме того, что людям приходилось заново восстанавливать жилища, вместе в этим возникала необходимость отчитываться перед налоговой инспекцией и уплачивать 13 процентов от полученных субсидий и материальной помощи. Нередки были случаи судебных разбирательств.

Судебная практика все чаще в таких вопросах вставала на сторону граждан, но не каждый гражданин, оказавшийся в трудном материальном положении, способен квалифицированно оспаривать требования налоговиков.

Как поменяется жизнь граждан?

Евгений Жаров: Гражданин спокойно будет сосредоточен на решении вопросов по восстановлению своего материального положения. Кстати, именно массовые обращения, по сути, подтолкнули к изменениям закона на уровне кодекса. Это свидетельствует о том, что перекосы в существующей налоговой системе можно устранять и что власти прислушиваются к нуждам народа.

В связи с наличием ясности в этом вопросе не потребуется более нести расходы на администрирование одних и тех же денежных средств. Когда государство сначала производило выплату, а потом часть этой выплаты по истечении календарного года пыталось удержать обратно в доход.

Отпадает необходимость отчитываться по потраченным субсидиям. Очевидно, что без подтверждающих бумаг невозможно было объяснить налоговикам или судам, что средства, полученные в качестве субсидий, в полной степени были израсходованы на восстановление потерянного жилища.

Отпадет необходимость нести расходы на юристов и оплачивать государственные пошлины, чтобы оспорить незаконные требования налоговиков. И самое главное - это время и доверие к правовой системе. Осталось совсем недолго, новые положения начнут действовать с 2020 года.

Что именно не будет облагаться налогом?

Евгений Жаров: Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, скорректирован: теперь к ним относятся выплаты, касающиеся государственных пособий, компенсаций. Стоимость проезда к месту отпуска и обратно работникам северных субъектов Федерации также освобождается от НДФЛ, ранее не уплачивать налог можно было только по решению суда.

В не облагаемые НДФЛ выплаты также учтены доходы в денежной и натуральной формах, связанные с рождением ребенка. Что касается расходов на лекарства, то такой перечень теперь не ограничен и в него можно включить любые лекарственные средства, назначенные врачом.

Что еще можно и нужно менять?

Фото: iStock

Фото: iStock

Евгений Жаров: Не закрытыми по-прежнему остаются много вопросов. В первую очередь, требуется тщательно проанализировать каждый такой пункт кодекса и взвесить все за и против. Особенно важным в принятии решений о внесении изменений должен быть социальный и экономический эффект. Социальный - должен решать вопрос об улучшении и упрощении жизненных вопросов граждан, а экономический - должен учитывать оценку расходов, которые тратит государство на обслуживание каждой такой неопределенной нормы права.

В случаях, когда происходят природные катаклизмы и чрезвычайные ситуации (опыт показывает, что такие случаи не редки), необходимо применять и стимулировать альтернативные механизмы возмещения вреда, такие как страхование и квалифицированную правовую помощь пострадавшему населению и обеспечение мониторингом населения в связи с прогнозируемыми катаклизмами.

Конечно, государство должно обеспечить полное понимание, что все пострадавшие граждане находятся под его защитой, и это правило должно быть незыблемо. Без альтернативных мер и постоянного мониторинга часто будут возникать неопределенности, а это создает напряжение и ведет к недоверию.

Для налоговой ответственности, как для всякого вида юридической ответственности, характерен признак индивидуализации наказания.

Известно, что об индивидуализации ответственности в отношении налоговых правонарушений Конституционный Суд Российской Федерации высказался еще в Постановлении от 12.05.1998 года № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан»[1]. Рассматривая вопрос об отсутствии дифференцированного подхода к санкциям за налоговое правонарушение, Конституционный Суд указал, что исключение принципа соразмерности при назначении наказания неизбежно приведет к тому, что санкции из меры воздействия преобразятся «в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности».

Позже идея об индивидуализации наказания нашла свое отражение еще в одном акте Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление от 15.07.1999 года № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»[2].

Развивая мысль о необходимости в каждом конкретном случае назначать соразмерное наказание за допущенное налоговое правонарушение, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в известном Постановлении от 12.10.2010 года № 3299/10 указал на отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, что, в свою очередь, означает, что любое обстоятельство, при достаточной степени мотивированности, может быть учтено в качестве такового.

В настоящее время в правоприменительной практике сформированы определенные подходы в определении «иных обстоятельств», которые должны быть учтены при назначении наказания. Среди всех прочих обстоятельств, налоговые органы и суды, при определении баланса публичных и частных интересов, обращают свое внимание на экономические показатели и финансовое состояние налогоплательщика.

Пандемия COVID-19, карантинные меры, падение стоимости углеводородов и высокая волатильность национальной валюты на фоне переговоров со странами ОПЭК - уже нанесли отечественным бизнесменам серьезный ущерб.

Предопределяя последствия для макроэкономики, Правительство России, в рамках «новых» компетенций в сфере налогов и налогообложения и налогового администрирования[3], опубликовало 06.04.2020 года Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Данное постановление устанавливает новые сроки предоставления отчетности, устанавливает запреты на проведение отдельных мероприятий налогового контроля, дополняет основания предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов. Не вдаваясь в оценку эффективности уже принятых мер (как сообщает Минэкономразвития, их стоимость уже составила 1,3 трлн. рублей), отметим, что и Глава Минэкономразвития указывает, что «ни один пакет мер не может быть признан достаточным»[4].

Происходящее в мире для демократической правовой России, основывающейся на рыночной экономике и достижении социального блага для всех, является новой вехой. Следует думать, что такая «новизна» скажется и на правосудии: отсутствие единства практики в условиях пандемии обязательно приведет к появлению «калужской и казанской законности». Сегодня это уже хорошо видно на примере применения части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в разных регионах[5].

Полагаем, что для налогоплательщиков особую актуальность приобретет вопрос оценки судами и налоговыми органами причинно-следственной связи между финансовым положением налогоплательщика и последствиями пандемии.

В этой связи, в качестве ориентира можно взять дела со схожими фабулами, в которых суды дали оценку эпидемиологической обстановке как фактору, оказавшему влияние на финансовое положение налогоплательщика.

Так, в деле А32-13994/2014[6] о признании решения инспекции недействительным Арбитражный суд Краснодарского края отказал налогоплательщику в удовлетворении заявления. Однако в судебном акте отмечено, что налоговым органом при вынесении решения было учтено тяжелое финансовое положение общества (основная деятельность - разведение свиней), вызванное эпидемией африканской чумы свиней; в связи с чем, налоговый орган при первичном рассмотрении счел возможным самостоятельно снизить размер штрафных санкций в два раза.

Однако ранее в деле А32-27468/2013[7]Арбитражный суд Краснодарского края, принимая во внимание единственный довод налогоплательщика: уничтожение 30 000 голов свиней в рамках карантинных мер по предупреждению распространения африканской чумы свиней, - посчитал необходимым снизить размер штрафа в 4 раза, хотя двукратное снижение было применено самой инспекцией при рассмотрении материалов проверки.

В деле № А68-2593/2007[8] Арбитражный суд Тульской области указал на необходимость учета того, что возникновение задолженности по уплате НДФЛ напрямую связано с мероприятиями по профилактике «птичьего гриппа», вспышка которого в России и Европе была зафиксирована в конце 2006 - начале 2007 годов.

Отметим, что в данном деле арбитражный суд счел возможным снизить размер ответственности в 5 раз.


Всемирная организация здравоохранения еще 11.03.2020 года охарактеризовала ситуацию в мире, как пандемию[9]. По нашему мнению, после поправок Федерального закона от 01.04.2020 года № 98-ФЗ, формальные препятствия, затрудняющие введение режима ЧС, устранены. Однако высший исполнительный орган не торопится реализовывать свои полномочия в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Пока в обществе обсуждается вопрос о необходимости введения режима ЧС[10], а в профессиональном сообществе даются оценки выбранной линии Правительства[11], предлагаем рассмотреть ситуации, в которых суды принимали во внимание введение режима ЧС в качестве фактора, оказавшего влияние на финансовое положение налогоплательщика.

Напомним, что согласно абзацу 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Нельзя не сказать, что в судебной практике существует подход, согласно которому, установление факта чрезвычайной ситуации не находится в предмете ведения судебной власти; установить факт события чрезвычайной ситуации вправе только органы исполнительной власти (см. например, Определение Московского городского суда от 22.10.2019года по делу № 33а-7192/2019[12], Определение Московского городского суда от 22.05.2019 года № 4га/5-475/2019[13], Определение Московского городского суда от 26.11.2018 года по делу № 33а-8114/2018[14]).

То есть, факт события чрезвычайной ситуации, как юридический факт, должен быть подтвержден компетентным органом исполнительной власти.

В деле № А64-3319/2011[15] предприятие, в качестве условия реализация части 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, указывало на гибель урожая, произошедшего из-за почвенной и атмосферной засухи, а также перегрева верхнего слоя почвы. При этом общая сумма материального ущерба составила 11 127 000 рублей, тогда, как размер полученных предприятием субсидий на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, составил 92395 рублей. Оценив данный довод, суд счел возможным снизить размер взыскиваемых налоговых санкций в 10 раз.

Аналогичная ситуация произошла в деле А64-2980/09[16] с СПК «имени Кирова».

Интерес представляет и дело № А35-5003/2012[17]. Как и в вышеописанных делах, налогоплательщик просил учесть в качестве смягчающего обстоятельства гибель сельскохозяйственных культур, произошедшей вследствие засухи 2010 года в Курской области. Однако налоговый орган возражал, указывая на то, что нарушение налогового законодательства допущено налогоплательщиком не только в 2010 году, но и в прошлые периоды, что установлено вступившим в законную силу решением суда по другому делу.

Суд, признав позицию налогового органа обоснованной, вместе с тем указал, что «данное обстоятельство, как характеризующее состояние хозяйственной деятельности и финансовое положение предприятия» все равно должно быть учтено в настоящем деле при назначении размера штрафных санкций (арбитражный суд снизил размер штрафных санкций в 2 раза).

Важно понимать, что в данных делах заявления налогоплательщиков не носили голословный характер: в материалы предоставлялись распоряжения Глав регионов о введение режима ЧС, предоставлялись комиссионные акты гибели сельскохозяйственных культур. То есть позиция защищающегося в вопросе исполнения предмета и бремени доказывания должна быть активной, даже несмотря на то, что чрезвычайная ситуация и принятые органами государственной власти меры недопущения ее распространения, в силу части 1 статьи 69 АПК РФ, не требуют доказывания.

Текущие условия экономики уже отразились на предпринимателях. Общая тенденция прошлых лет «меньше проверок - больше доначислений» (так, процент выездных налоговых проверок в 2019 году снизился на 34,1 % по сравнению с 2018, при этом эффективность каждой такой проверки возросла в 1,7 раза; всего по итогам контрольных мероприятия доначислено 345,6 млрд. рублей), очевидно, сохранится и в будущем. Таким образом, налогоплательщикам необходимо использовать весь имеющийся у них инструментарий для защиты своих интересов. Как показывают примеры прошлых лет, в случае наличия причинно-следственной связи между финансовым положением и обстоятельствами эпидемиологической обстановки/ чрезвычайной ситуации, суды поддерживают налогоплательщиков и кратно снижают размер штрафных санкций.

По позитивным прогнозам Центробанка, макроэкономику (после всех потрясений) ждут три года восстановительного периода[18].

В этой связи возникают вполне обоснованные вопросы: «Подлежат ли учету последствия пандемии, как обстоятельство, оказавшее влияние на финансовое положение налогоплательщика, для тех случаев, когда налоговое правонарушение совершено до признания эпидемиологической обстановки пандемией»? «Возможно ли учесть данное обстоятельство на будущий период»?

Полагаем, что ответ должен быть положительным. Так или иначе, но судами учитывается финансовое положение налогоплательщиков на момент рассмотрения дела о налоговом правонарушении. И если Центробанк полагает, что экономика сможет вернуться к нормальным показателям только через три года, то совсем не очевидно, что финансовое положение конкретного налогоплательщика сможет вернуться к нормальным показателям в этот же срок. Более того, в одном из вышеописанных дел, арбитражный суд также подтвердил, что оценке подлежит именно текущее состояние налогоплательщика.

В заключении хочется выразить надежду на то, что после снятия ограничительных мер, суды дадут надлежащую оценку влияния произошедших экономических «катаклизмов» в России на имущественное положение налогоплательщиков при решении вопросов о размере налоговой ответственности.

Андрей Ларин рекомендует:


Что такое режим ЧС (чрезвычайная ситуация) и как себя вести

В соответствии со ст. 1 федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» данный режим может быть введен на территории бедствий, которые могут повлечь и/или уже повлекли за собой человеческие смерти, ущерб здоровью и нарушение условий жизнедеятельности.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим ЧС на территории региона может быть введен в случае если в пределах одного субъекта погибло или пострадало от 50 до 500 человек. Если жертв или пострадавших свыше 500, то это уже режим ЧС федерального характера.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 года «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция включена в список заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы).

Что меняется для граждан при режиме ЧС

В соответствии с федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима ЧС правительство имеет право ограничить торговлю медицинскими изделиями.

Также предусмотрен штраф при неисполнении или ненадлежащем исполнении в 2020 году в связи с распространением коронавируса обязательств, которые предусмотрены по контракту.

При введении режима ЧС большая часть обязанностей возлагается на органы государственной власти, которым необходимо срочно создавать различные межведомственные органы, советы, контролировать процесс ликвидации ЧС и т.д.

У граждан же обязанностей немного:

  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Если при введении режима ЧС в качестве правил поведения указано соблюдение карантинных мер, значит, надо их соблюдать. Они действительно ограничивают права граждан, но в соответствии с федеральным законодательством и для защиты их же прав и свобод.

То есть ограничение прав граждан на свободу передвижения происходит по принципу территориальности. И заключает в недопуске граждан в на территорию, где введен режим ЧС.

Например, на территорию, где полыхают лесные пожары. Или на территорию, где произошла эпидемия бешенства. Однако, на данный момент, законодатели приняли ряд поправок, что бы было явное понимание ответственными лицами, понятие «пандемии коронавируса».

Это понятие распространяется на всю страну, а не конкретно локальную территорию. И исходя из динамики распространения коронавируса, ответственные за это региональные власти, могут принимать решение о введении специальных режимов.

Исходя из такого толкования введение ограничительных мер во время режима ЧС не противоречит Конституции.

Режим ЧС существенно отличается от понятий «карантин» и «самоизоляция»

В свою очередь, существует определение карантина, данное Роспотребнадзором, под которым следует понимать комплекс различных мер (в основном — ограничительных), которые направлены на недопущение массового распространения инфекционного заболевания.

В целом, это различные меры для разграничения контактов здоровых и болеющих людей. Наказание за нарушение карантина действительно существует, но только в случае, если карантин назначили врачи.

С понятием самоизоляции все сложнее. В законодательстве оно отсутствует как таковое, таким образом, и наказания за нарушение самоизоляции ни один нормативный акт не содержит. В настоящий момент есть Указ Президента РФ, которым установлена нерабочая неделя, однако он не содержит упоминания о самоизоляции и запретов на передвижение.

Региональные власти своими постановлениями призывают оставаться дома. Однако сейчас, в последнем пакете принятых законов, предусмотрен штраф за нарушение режима самоизоляции. Понятие «самоизоляция» там звучит в другой формулировке — «нарушение ограничительных мероприятий» и в период не только ЧС, но и при возникновении угрозы распространения заболевания.

Таким образом, на данный момент, почти все субъекты РФ ввели ограничительные режимы по перемещению граждан (так называемая «самоизоляция»). Это значит, что сейчас наступила совокупность обстоятельств, при которых граждан могут штрафовать за несоблюдение режима самоизоляции.

Минимальный штраф за нарушение режима самоизоляции начинается от 15 000 руб. Сотрудники правопорядка составляют протокол об административном нарушении и направляют в суд. Административный штраф назначают судебные органы.

В свою очередь, режим ЧС так же предусматривает ограничение на перемещение граждан. За нарушения режима законом установлена конкретная ответственность и он распространяется на всех граждан, проживающих на той территории, где введен указанный режим.

Карантин, в отличии от режима ЧС, распространяется на конкретных лиц, в отношении которых введен такой режим.

Что запрещается делать при режиме ЧС

В условиях ЧС могут быть предприняты дополнительные меры защиты в том числе:

  • ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону чрезвычайной ситуации,
  • определение порядка выделения резервов материальных ресурсов, порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, появляется возможность приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности её работников и других людей, которые могут находиться на территории организации.

В условиях ЧС власти имеют право осуществлять меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Это может быть и закрытие для передвижения отдельных территорий, и направление госрезервов для обеспечения потребности граждан. В режиме ЧС власти могут вводить при необходимости бесперебойное обеспечение населения продуктами питания.

Могут обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты. Правительство России сможет устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Кто вправе вводить режим ЧС

Государственная Дума РФ 31 марта 2020 года в третьем чтении приняла Федеральный Закон, позволяющий правительству России вводить в стране или в отдельных регионах режим чрезвычайной ситуации.

Кроме того, перечень причин возникновения ЧС дополняется распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих. Совет Федерации этот закон уже одобрил.

  • Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»
  • Подробнее ознакомиться с категорией работников, которые будут трудиться на этой неделе, вы сможете, перейдя по ссылке
  • О порядке начисления заработной платы, об оформлении отпусков и других трудовых правах и обязанностях граждан подробнее сможете узнать, перейдя по ссылке
  • С информацией об организациях и предприятиях Саратовской области, которые будут работать и деятельность которых временно будет приостановлена, вы сможете ознакомиться здесь.
  • Про пропускной режим в Саратовской области читайте здесь.
  • Про то, как коронавирус повлиял на бизнес, читайте здесь
  • Что такое режим ЧП и чем отличается от режима ЧС читайте этот материал
  • Как платить аренду во время карантина и самоизоляции вы можете узнать перейдя по ссылке
  • Правительство РФ расширило список пострадавших от коронавируса сфер бизнеса
  • Инструкция как избежать штрафа за нарушение самоизоляции
  • Является ли эпидемия коронавируса форс-мажором: разъяснения ВС РФ
  • Как получить субсидии для бизнеса в период кризиса сможете узнать,перейдя по ссылке

Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!

Секретарь Режим ЧС

Читайте также: