Налог на бензин в казахстане

Опубликовано: 07.05.2024

Очень часто в моих комментариях мне приводят такой довод - мол бензин на границе Казахстана стоит дешевле чем он же, но в России. А из этого делается тут же вывод - наши олигархи нас грабят.

Олигархи нас может конечно и грабят, только к стоимости бензина это не имеет вообще никакого отношения. На само деле ответ лежит на поверхности, и я уверен, те кто задают этот вопрос, знают на него ответ.

А ответ прост. Дело в том, что хотя Россия и Казахстан входят в единый таможенный союз, налоговые системы у нас разные.

И в России и в Казахстане есть НДС и акцизы. Бензин облагается и тем и тем. Но если в России НДС 20%, то в Казахстане он 12%. И акцизы тоже разные, в России акциз примерно 11 000 руб/тонна, а у соседей, по курсу, примерно 800 р/тонна.

Если посчитать грубо, то допустим литр бензина у нас стоит 50 р. Из них 20% НДС - то есть 10 рублей. И еще 11 рублей это акциз. Итого из 50 р. 21 рубль налогов, а себестоимость 29 р.

В Казахстане к этим 29 рубля додавят 12% НДС, и 0.8 р. акциза. Итого стоимость бензина получится около 33 р. за литр.

Вот и вся разница.

Но, скажете вы, значит нас грабят не олигархи, которые производят и продают бензин, а государство! А в Казахстане государство народ любит, и поэтому такие низкие налоги и акцизы. Так?

Конечно же так! А еще очень любят народ в Венесуэле, и Ливии! Там бензин вообще дешевле воды. Только я очень сомневаюсь, что вы хотели бы жить в этих странах. Да и в Казахстане думаю тоже - вряд ли вы уже стоите в очереди за видом на жительство. И возможно, это все, в том числе, и потому, что сделав очень дешевый налог на бензин, государство тем самыми лишило свою казну дополнительных поступлений налогов, а значит не может тратить эти деньги на другие нужды. Например, в Ливии очень экономили на оружии, вы знаете чем это для них закончилось.

Но больше всего меня тут удивляет другое. Попробую объяснить:

Посмотрите на дороги. Кого вы видите в основном за рулем? Обычно, российский водитель это мужчина в полном расцвете сил, или женщина, тоже далеко не больная и не нищая. Уже то, что эти люди сумели купить себе автомобиль, а часто и очень дорогой автомобиль, говорит о том, что эти люди на бензин тратят явно не самые свои последние деньги.

Далее, скажите, глядя в окно своего железного коня, вы видите множество микролитражек, с расходом 3 литра на сотню? Или вы видите кучу всяческих паркетников, джпов и солидных седанов? Как то совсем не заметно, что люди стараются экономить деньги, покупая более экономичные автомобили?

Или может быть в России бум ГБО? Газ в разы дешевле, наверное за ГБО выстроились очереди? Нет, не видно?

Еще посмотрите как люди используют свои автомобили, особенно в Москве и других крупных городах. Они ездят на них на работу. На метро? Да вы что, там же душно и воняет!

А теперь вернемся к акцизам. Смотрите, акцизы идут в бюджет, потом оттуда идут на всякие пенсии, зарплаты врачам, учителям, на строительство дорог, оборону и т.д. Это легко проследить, кстати, идут идут, не переживайте.

И что же предлагают те, кто хотел бы бензин как в Казахстане? А я напомню, в подавляющем большинстве это здоровые мужики, они хотят что бы эти деньги отобрали у этих вот пенсионеров, врачей, учителей, и передали им. Что бы они могли купить себе жып побольше. Вы не чувствуете, что тут есть какая-то несправедливость? Я вот чувствую. И поэтому не возмущаюсь ценами на бензин, а если они меня вообще не будут устраивать - поставлю себе ГБО.

Налоги в Казахстане - дело Казахстана и их власти. Чаще всего низкие цен на бензин используют именно как инструмент влияния, такой способ "умаслить" собственных граждан, что бы они не очень возмущались другими проблемами в стране. Причем умасливают таким образом как раз самых сильных и активных, а страдают самые слабые и беззащитные. Но сильных и активных это устраивает. Но это, повторяю, их проблемы, их экономика и их народ.

А я живу в России. И я не хочу что бы здоровенный дядька на джипе катался в булочную за счет тех, кому действительно нужна помощь государства.

И последнее, я знаю, эти здоровые мужики-автомобилисты, они от своей мечты о дешевом бензине, что бы вообще из автомобиля не вылезать, так просто не откажутся. Поэтому, конечно же, для себя они уже все объяснили, ну например, что все равно все акцизы разворовываются, и до бюджета не доходят, или доходят, но разворовываются потом. Это хорошо, это говорит о том, что совесть подсознательно их все же мучает, поэтому разум старается подсунуть ей хоть какое то оправдание.

Астана, Казахстан

Самый красивый город Казахстана – Нур-Султан (Астана)

Рассмотрим цены на бензин в Казахстане и разберёмся, почему наметилась тенденция повышения стоимости топлива в городах Республики.

Что и почём на казахстанских АЗС

Спрос формирует цену. И бензин не является исключением. Осенью 2017 года в Республике Казахстан резко вырос спрос на ГСМ. В свою очередь, этот рост связан с тем, что оперативные запасы крупнейших сетей КазМунайГаз, Sinоoil, Нelios, обслуживающих Алматы и другие города, истощились.

На начало 2021 года общий топливный запас составил всего 15 тыс. тонн. Для крупных АЗС столицы его хватило бы на 8–10 суток, на небольших заправках – на 2–3 дня.

Дошло до того, что на некоторых АЗС топливо разливалось только по талонам. Стоимость 1 литра бензина АИ 92 достигала 26.41 рубля, что в национальной валюте составляет 151 тенге.

ГСМ в Казахстане

В Казахстане вновь поднялись цены на бензин

Таблица приведенной средней стоимости по стране:

. В различных городах и на заправочных станциях всякого рода компаний она может варьироваться в небольших пределах. К примеру, цена бензина АИ-92 в Кустанае выросла до 155 тенге, что на 4 тенге выше, чем в Нур-Султане (Астана) и Алматы. Стоимость АИ-95 в городе составила 175 тенге.

Стоимость бензина

Тариф на бензин в Нур-Султане (Астана) более стабилен. Близок по стоимости к показателям, указанным в таблице, и бензин в Алматы. Что касается периферийных городов в них цены на нефтепродукты, как правило, чуть выше, что связано со спросом на топливо для транспортных средств. Он всё ещё продолжает расти.

бензин

Стоимость бензина не окончательная, ожидается повышение цен

Итак, дефицит бензина стимулирует повсеместный рост стоимости. Так, самая востребованная марка бензина АИ-92 в течение всего 2017 года стремительно дорожала. На начало 2021 года в различных населённых пунктах её цена составила:

Как видим, купить в Павлодаре бензин и в Байконуре, это не одно и то же. Всё зависит от того, сколько тонн дизельного топлива и бензина имеется в резерве в тех или иных регионах.

В таких городах Казахстана, как Павлодар, Караганда, Усть-Каменогорск, цена на нефтепродукты ниже, чем в других населённых пунктах. Однако, по прогнозам аналитиков, стоимость постепенно будет выравниваться. Прогнозируют, что топливо подорожало неокончательно, рост цен будет продолжаться.

Для въезда в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту.

Причины растущего дефицита на ГСМ

Автолюбителям Казахстана, судя по отзывам, не так просто отдавать по 150-160 тенге за литр АИ-92. Тем не менее, тенденция роста цен продолжается. Дело дошло до освобождения от занимаемой должности вице-министра энергетики Казахстана Асета Магауова.

Повышение цен на бензин в Казахстане

Увеличение потребления бензина является одной из причин повышения цен в Казахстане

Специалисты называют несколько причин, приведших к тому, что в РК просят 26.41 рубля за литр самого ходового топлива для автомобиля. Это:

  • ремонт на Шымкентском НПЗ;
  • ремонт Павлодарского НПЗ;
  • регуляторная политика властей;
  • быстрый рост курса рубля по отношению к тенге (большая часть ГСМ ввозится из Российской Федерации);
  • корректировка курса тенге к доллару (топливо приобретается за американскую валюту);
  • выросла цена самого бензина, к примеру, стоимость АИ-92 увеличилась с 517$ до 555$ за тонну (июль–октябрь);
  • рост потребления бензина.

Акцизы на бензин

Не стоит забывать и о таком факторе, как акциза на дизельное топливо и бензин. В июне 2017 г. акцизные ставки на ГСМ были увеличены. Уже тогда аналитики говорили о неминуемом росте цен на рынке нефтепродуктов. Перечисленные факторы стали дополнением к политике правительства страны.

Одной из рыночных тенденций на сегодняшний день является выравнивание стоимости бензина и дизельного топлива. Всё это делается с целью увеличения поступлений в казну государства, естественно, за счёт населения. В данном случае автовладельцев.

Сопоставление казахских цен на бензин с международными

Вопрос, сколько стоит топливо, стоит остро в любой стране мира. Давно говорят о том, что цены на ГСМ, которые, кстати, уже скоро станут неактуальными, так как бензиновые ТС активно вытесняют с рынка электрокары, не соответствуют своей реальной стоимости. Можно предположить, что компании, которые продают АИ, увеличивают тарифы в агонии, так как их администрации понимают, что скоро нефть перестанет быть стабильным и надёжным источником доходов.

Сравнение стоимости бензина со странами Европы

Если рассматривать Казахстан в сравнении со странами Европы и всего остального мира, можно однозначно сказать, что стоимость ГСМ в государстве одна из самых невысоких.

Литр ходового бензина стоит в РК всего 0.51 $, в то время, как средняя цена в мире на начало 2021 года составляет 1.07 $.

Получается, что казахи заправляют свои автомобили вполовину дешевле, нежели, к примеру, их соседи в Китае. Китайцам приходится отстёгивать за литр 1.03 $.

В таких странах, как Монако, Гонконг, Исландия и Норвегия стоимость 1 л ходового топлива превышает 1.8 $. Даже в России, активно экспортирующей АИ, в том числе и в Республику Казахстан, цена литра составляет 0.62 $.

ТОП-10 стран с наиболее высокой стоимостью бензина

ТОП-10 стран с наиболее высокой стоимостью бензина

Какими бы многообещающими ни были сравнения, они не успокоят среднестатистического казахского автовладельца, который вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины.

Каковы прогнозы на будущее

Всё, что делается, это предпринимаются шаги по снижению дефицита АИ, заключаются контракты с новыми экспортёрами, к примеру, KMG Trading. Компания дала согласие на сотрудничество в первое время на бездоходной основе.

Снижение дефицита может замедлить тенденцию роста цен, но не остановить её. Необходимость поставлять топливо из дополнительных источников указывает лишь на то, что постепенно стоимость бензина в Казахстане будет приближаться к международному уровню. Не переживать по этому поводу казахи могут только в том случае, если и их зарплаты будут расти в том же направлении.

Фото:elements.envato.com

Вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина казахстанцы обсуждают уже на протяжении нескольких лет. Корреспондент Tengrinews.kz решил узнать, стоит ли менять налог, какие плюсы и подводные камни ожидают казахстанцев при нововведении, а также как относится к этому вопросу правительство.

В чем суть идеи

О включении налога на транспорт в стоимость бензина заговорили в 2012 году. Тогда, будучи замначальника налогового департамента по Алматы, Мади Такиев сообщил о планах внедрить новые варианты взимания налога на транспорт. Тогда он пояснил, что, если такой вариант будет принят, платить больше придется тем, кто больше ездит и чей автомобиль имеет больший объем двигателя.

"Один из вариантов - это включение налога в стоимость бензина через акциз. Но таким образом, чтобы это не повлекло за собой резкого удорожания топлива. Большой объем двигателя? Большие расходы. Купил небольшую машину для езды по городу - выиграл в деньгах", - объяснял тогда суть предложения Такиев.

Время от времени идея об изменении налога появлялась в обществе.

Плюсы

В пресс-службе Министерства национальной экономики (МНЭ) сообщили, что при изменении налога на транспорт платежная нагрузка на владельцев автотранспортных средств у относительно пассивных водителей снизится, а у активных, наоборот, повысится в зависимости от интенсивности использования авто.

Также уплата акциза через ГСМ будет пропорциональна их расходованию, владельцы одновременно будут компенсировать вред экологии, наносимый продуктами сгорания топлива, то есть чем больше потребляешь-загрязняешь, тем больше платишь в виде акциза.

Еще одним плюсом станет экономия времени: уйдет необходимость налогового администрирования уплаты налога на автотранспортные средства.

Минусы

Как пояснили в министерстве, минусов оказалось больше, чем плюсов.

"В Казахстане всего зарегистрировано 3 776 900 автотранспортных средств. В 2019 году всего поступило 73 миллиарда тенге в виде налога на транспортные средства. Казахстан потребляет в год 5,5 миллиарда литров бензина и 5,7 миллиарда литров дизтоплива. Всего потребление ГСМ - 11,2 миллиарда литров.

В случае упразднения налога на транспорт и включения его в стоимость ГСМ потери бюджета могут составить 73 миллиарда тенге. Для недопущения потерь бюджета при переносе налоговой нагрузки с транспорта на бензин необходимо будет увеличить стоимость одного литра бензина на 13,3 тенге.

При этом бремя налогов будет распределено неравномерно. Менее платежеспособные граждане будут нести большую налоговую нагрузку. Также это повлечет инфляционные процессы. Увеличение инфляции на 0,1 процента в годовом выражении при прочих равных условиях", - ответили в МНЭ.

В ведомстве объяснили, что для анализа изменения налоговой нагрузки при включении налога на транспортные средства в стоимость бензина проведено сравнение нагрузки на автомобили с разными объемами двигателя: первый легковой автомобиль с объемом двигателя 2 000 кубических сантиметров и второй легковой автомобиль с объемом 4 600 кубических сантиметров.

Сумма налога для первого автомобиля в 2021 году составила бы 12 251 тенге, для второго - 345 489 тенге.

Применено одинаковое условие по размеру пробега в год - 30 тысяч километров. Первый автомобиль при езде в 30 тысяч километров в год потребляет около 2 700 литров бензина (9 литров на 100 километров), второй автомобиль - 5 400 литров бензина (18 литров на 100 километров).

"То есть при включении бензина в стоимость бензина нагрузка на первый автомобиль в год составит 48 060 тенге, что на 35 809 тенге больше, чем сумма действующего налога, нагрузка на второй автомобиль - 96 120 тенге, что на 249 369 тенге меньше, чем действующая нагрузка по налогу на транспортные средства. При таком варианте налоговая нагрузка будет распределена неравномерно", - пояснили в ведомстве.

Кроме того, данный подход не обеспечит сохранение текущей нагрузки для всех категорий, которые находятся на балансе госучреждений, госкомпаний, медицинских учреждений, матерей-героинь, инвалидов, участников ВОВ и других.

Каков итог

"Учитывая, что налоговая нагрузка будет распределена неравномерно, так как будет увеличение налоговой нагрузки на авто с малыми объемами двигателя и снижение налоговой нагрузки на авто с большими объемами двигателя, вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина не поддерживается и снят с рассмотрения", - заключили в министерстве.

Налог на авто в стоимость бензина. Ждать ли казахстанцам изменений

Вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина казахстанцы обсуждают уже на протяжении нескольких лет. Корреспондент Tengrinews.kz решил узнать, стоит ли менять налог, какие плюсы и подводные камни ожидают казахстанцев при нововведении, а также как относится к этому вопросу правительство.

В чем суть идеи

О включении налога на транспорт в стоимость бензина заговорили в 2012 году. Тогда, будучи замначальника налогового департамента по Алматы, Мади Такиев сообщил о планах внедрить новые варианты взимания налога на транспорт. Тогда он пояснил, что, если такой вариант будет принят, платить больше придется тем, кто больше ездит и чей автомобиль имеет больший объем двигателя.

"Один из вариантов - это включение налога в стоимость бензина через акциз. Но таким образом, чтобы это не повлекло за собой резкого удорожания топлива. Большой объем двигателя? Большие расходы. Купил небольшую машину для езды по городу - выиграл в деньгах", - объяснял тогда суть предложения Такиев.

Время от времени идея об изменении налога появлялась в обществе.

Плюсы

В пресс-службе Министерства национальной экономики (МНЭ) сообщили, что при изменении налога на транспорт платежная нагрузка на владельцев автотранспортных средств у относительно пассивных водителей снизится, а у активных, наоборот, повысится в зависимости от интенсивности использования авто.

Также уплата акциза через ГСМ будет пропорциональна их расходованию, владельцы одновременно будут компенсировать вред экологии, наносимый продуктами сгорания топлива, то есть чем больше потребляешь-загрязняешь, тем больше платишь в виде акциза.

Еще одним плюсом станет экономия времени: уйдет необходимость налогового администрирования уплаты налога на автотранспортные средства.

Минусы

Как пояснили в министерстве, минусов оказалось больше, чем плюсов.

"В Казахстане всего зарегистрировано 3 776 900 автотранспортных средств. В 2019 году всего поступило 73 миллиарда тенге в виде налога на транспортные средства. Казахстан потребляет в год 5,5 миллиарда литров бензина и 5,7 миллиарда литров дизтоплива. Всего потребление ГСМ - 11,2 миллиарда литров.

В случае упразднения налога на транспорт и включения его в стоимость ГСМ потери бюджета могут составить 73 миллиарда тенге. Для недопущения потерь бюджета при переносе налоговой нагрузки с транспорта на бензин необходимо будет увеличить стоимость одного литра бензина на 13,3 тенге.

При этом бремя налогов будет распределено неравномерно. Менее платежеспособные граждане будут нести большую налоговую нагрузку. Также это повлечет инфляционные процессы. Увеличение инфляции на 0,1 процента в годовом выражении при прочих равных условиях", - ответили в МНЭ.

В ведомстве объяснили, что для анализа изменения налоговой нагрузки при включении налога на транспортные средства в стоимость бензина проведено сравнение нагрузки на автомобили с разными объемами двигателя: первый легковой автомобиль с объемом двигателя 2 000 кубических сантиметров и второй легковой автомобиль с объемом 4 600 кубических сантиметров.

Сумма налога для первого автомобиля в 2021 году составила бы 12 251 тенге, для второго - 345 489 тенге.

Применено одинаковое условие по размеру пробега в год - 30 тысяч километров. Первый автомобиль при езде в 30 тысяч километров в год потребляет около 2 700 литров бензина (9 литров на 100 километров), второй автомобиль - 5 400 литров бензина (18 литров на 100 километров).

"То есть при включении бензина в стоимость бензина нагрузка на первый автомобиль в год составит 48 060 тенге, что на 35 809 тенге больше, чем сумма действующего налога, нагрузка на второй автомобиль - 96 120 тенге, что на 249 369 тенге меньше, чем действующая нагрузка по налогу на транспортные средства. При таком варианте налоговая нагрузка будет распределена неравномерно", - пояснили в ведомстве.

Кроме того, данный подход не обеспечит сохранение текущей нагрузки для всех категорий, которые находятся на балансе госучреждений, госкомпаний, медицинских учреждений, матерей-героинь, инвалидов, участников ВОВ и других.

Каков итог

"Учитывая, что налоговая нагрузка будет распределена неравномерно, так как будет увеличение налоговой нагрузки на авто с малыми объемами двигателя и снижение налоговой нагрузки на авто с большими объемами двигателя, вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина не поддерживается и снят с рассмотрения", - заключили в министерстве.

Фото:elements.envato.com

Вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина казахстанцы обсуждают уже на протяжении нескольких лет. Корреспондент Tengrinews.kz решил узнать, стоит ли менять налог, какие плюсы и подводные камни ожидают казахстанцев при нововведении, а также как относится к этому вопросу правительство.

В чем суть идеи

О включении налога на транспорт в стоимость бензина заговорили в 2012 году. Тогда, будучи замначальника налогового департамента по Алматы, Мади Такиев сообщил о планах внедрить новые варианты взимания налога на транспорт. Тогда он пояснил, что, если такой вариант будет принят, платить больше придется тем, кто больше ездит и чей автомобиль имеет больший объем двигателя.

"Один из вариантов - это включение налога в стоимость бензина через акциз. Но таким образом, чтобы это не повлекло за собой резкого удорожания топлива. Большой объем двигателя? Большие расходы. Купил небольшую машину для езды по городу - выиграл в деньгах", - объяснял тогда суть предложения Такиев.

Время от времени идея об изменении налога появлялась в обществе.

Плюсы

В пресс-службе Министерства национальной экономики (МНЭ) сообщили, что при изменении налога на транспорт платежная нагрузка на владельцев автотранспортных средств у относительно пассивных водителей снизится, а у активных, наоборот, повысится в зависимости от интенсивности использования авто.

Также уплата акциза через ГСМ будет пропорциональна их расходованию, владельцы одновременно будут компенсировать вред экологии, наносимый продуктами сгорания топлива, то есть чем больше потребляешь-загрязняешь, тем больше платишь в виде акциза.

Еще одним плюсом станет экономия времени: уйдет необходимость налогового администрирования уплаты налога на автотранспортные средства.

Минусы

Как пояснили в министерстве, минусов оказалось больше, чем плюсов.

"В Казахстане всего зарегистрировано 3 776 900 автотранспортных средств. В 2019 году всего поступило 73 миллиарда тенге в виде налога на транспортные средства. Казахстан потребляет в год 5,5 миллиарда литров бензина и 5,7 миллиарда литров дизтоплива. Всего потребление ГСМ - 11,2 миллиарда литров.

В случае упразднения налога на транспорт и включения его в стоимость ГСМ потери бюджета могут составить 73 миллиарда тенге. Для недопущения потерь бюджета при переносе налоговой нагрузки с транспорта на бензин необходимо будет увеличить стоимость одного литра бензина на 13,3 тенге.

При этом бремя налогов будет распределено неравномерно. Менее платежеспособные граждане будут нести большую налоговую нагрузку. Также это повлечет инфляционные процессы. Увеличение инфляции на 0,1 процента в годовом выражении при прочих равных условиях", - ответили в МНЭ.

В ведомстве объяснили, что для анализа изменения налоговой нагрузки при включении налога на транспортные средства в стоимость бензина проведено сравнение нагрузки на автомобили с разными объемами двигателя: первый легковой автомобиль с объемом двигателя 2 000 кубических сантиметров и второй легковой автомобиль с объемом 4 600 кубических сантиметров.

Сумма налога для первого автомобиля в 2021 году составила бы 12 251 тенге, для второго - 345 489 тенге.

Применено одинаковое условие по размеру пробега в год - 30 тысяч километров. Первый автомобиль при езде в 30 тысяч километров в год потребляет около 2 700 литров бензина (9 литров на 100 километров), второй автомобиль - 5 400 литров бензина (18 литров на 100 километров).

"То есть при включении бензина в стоимость бензина нагрузка на первый автомобиль в год составит 48 060 тенге, что на 35 809 тенге больше, чем сумма действующего налога, нагрузка на второй автомобиль - 96 120 тенге, что на 249 369 тенге меньше, чем действующая нагрузка по налогу на транспортные средства. При таком варианте налоговая нагрузка будет распределена неравномерно", - пояснили в ведомстве.

Кроме того, данный подход не обеспечит сохранение текущей нагрузки для всех категорий, которые находятся на балансе госучреждений, госкомпаний, медицинских учреждений, матерей-героинь, инвалидов, участников ВОВ и других.

Каков итог

"Учитывая, что налоговая нагрузка будет распределена неравномерно, так как будет увеличение налоговой нагрузки на авто с малыми объемами двигателя и снижение налоговой нагрузки на авто с большими объемами двигателя, вопрос включения налога на транспортные средства в стоимость бензина не поддерживается и снят с рассмотрения", - заключили в министерстве.

Читайте также: